Тихвинской иконы Божией Матери (старообрядческий) храм. Храм тихвинской иконы божией матери на хавской улице

Если идти по бульвару Серпуховского вала на юго-запад, оставив за спиной площадь Серпуховской заставы и знаменитый Даниловский рынок, то в квартале от Шаболовки, на пересечении вала с неширокой улицей Хавской, справа предстанет невысокая, красного кирпича аккуратная церковка, выстроенная в русском архитектурном стиле. Храм с двумя церквами - святого равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией Матери.

Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX в. в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 г. в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен сей храм 21 августа 1911 г. Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов. Церковь Тихвинской Богоматери - так почти столетие назад был назван новый храм Тихвинской общины старообрядцев, - была освящена 18 ноября 1912 г. старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И. Гучкова.

В начале 1930 г. храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка. Сломали старорусский шатерок над церковным крыльцом. Сохранялась лишь малая главка над алтарем. В 1967 г. устроили в храме склад скобяных товаров. В 1978-1980 годах здание пустовало, никто его не охранял, внутри - полный разгром. Но даже в том своем израненном виде церковь украшала улицу.

В 1990-х гг. была вопреки закону приватизирована и превращена исполкомом Моссовета в гриль-бар. В 2003 г. она должна была быть возвращена Церкви. К сожалению, этого не произошло, храм до сих пор находится в частном владении.



Храм с двумя приделами - святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией Матери. Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ), из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г., освящен 18 ноября 1912 г. старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И. Гучкова.

В начале 1930 г. храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.

В 1967 г. здесь устроили склад скобяных товаров. С 1978 по 1991 гг. здание пустовало и разрушалось, охраны территории не было. Заброшенная церковь была обнесена строительным забором.

После 1991 г. здание церкви было приватизировано, была проведена внутренняя реконструкция под нужды ресторана. Вместо строительного забора была заново построена кирпичная ограда. Ресторан проработал здесь до начала 2000-х гг. В 2003 г. было принято решение о закрытии ресторана и возвращении храма верующим. Были завезены новые каркасы маковок и куполов. Но работы по реставрации так и не начались. Церковь вновь стояла обнесённая строительным забором и без охраны. Прошло 10 лет...

В январе 2013 г. на объекте появились представители РПЦ с окончательным намерением восстановить храм для верующих. Начаты подготовительные работы по полной реставрации храма.

У этого храма непростая судьба. После СССР он каким-то образом попал в частную собственность и был кабаком. В алтаре находилась барная стойка.
mu_pankratov Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице.

Мало кто знает, а на улице Хавской, находится- старообрядческая Тихвинская церковь.
Вот маленькая справочка:
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г.
Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов.

Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери - 18 ноября 1912 года архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.

Журнал "Церковь" №47 1912 год

в 1917 году храм передан Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование»

в 1922 в храме году изъяты ценности (ризы, кресты, богослужебные сосуды)

в 1923 в общине официально зарегистрировано 60 человек. При храме работает духовное училище.

в 1924 году Моссовет рассматривает просьбы рабочих Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передаче её здания под столовую и завода буровых инструментов «Арматреста» с просьбой закрытия церкви с организацией в ней красного уголка завода.

в 1930 году храм закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест».
В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века,
складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок.
С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.

в 1967 году в здании храма склад скобяных изделий
фото 1975г.

в 1980-е годы в здании храма столовая, в начале 1990-х здание с нарушениями законодательства приватизировано и продано Москомимуществом коммерческой организации под гриль-бар

В 2003 году храм купил «православнутый бизнесмен» Константин Ахапкин.
Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм после встречи Митрополита Московского и Всея Руси РПСЦ Андриана (+ 2004) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Ситуация превратилась в патовую. Конфликт вокруг церкви освещался средствами массовой информации, но конструктивного решения так и не было найдено.

2006г.

2007г.

Нынче, церковь под замком. Свежие фотографии, можно посмотреть- http://mittatiana.livejournal.com/15827.html

И вот, он уже не кабак, его отреставрировали, водрузили кресты.
Давайте посмотрим каким он был и каким стал. Свое мнение об увиденном я озвучу в конце поста.
Фотки "до" отсюда .


Писать критические обзоры всегда непросто, а когда дело идет о работе, выполненной знакомыми людьми - вдвойне непросто. Но что делать, если никто ничего не пишет о новой архитектурной керамике? Поэтому просьба не обижаться, а услышать.

Архитектурная керамика тем отличается от всей остальной, что ее не спрячешь в шкаф, если разонравилась. Как бы она ни была сделана, она будет жить весьма продолжительное время, и это ко многому обязывает автора. Особенно, если речь идет о реставрации архитектурного памятника. Реставратор не имеет никакого права на отсебятину. Расчистить, укрепить и законсервировать - это настоящий смысл реставрации.

Высочайшее мастерство реставрации можно увидеть в Греции и Италии, где античные руины никто не стремится отстроить заново. Конечно, античные руины - это не та ситуация, что у нас. И эллины, и древние римляне уже давно исчезли, как цивилизации, и нет необходимости обеспечивать жизнеспособность Парфенона именно как храма, потому что прихожане того храма остались только черно и краснофигурными силуэтами на амфорах и киликах. Наши храмы должны функционировать не только, как памятники, но и как храмы, потому что уничтожить прихожан за 75 лет не получилось и им нужно не просто где-то молиться, а молиться именно там, где молились их отцы, деды и прадеды. Поэтому консервацией у нас не ограничишься. Храм должен функционировать полноценно и на голову не может идти снег во время службы. Значит реставратор должен поднять все архивы, изучить все авторские чертежи, найти аутентичные материалы и воссоздать утраченное в том виде, в котором оно создавалось и жило в период своего расцвета. В идеале эта работа должна проводиться на такую глубину, чтобы даже дверные петли соответствовали эпохе.

А что произошло на Серпуховском валу? С чего вдруг там вообще керамика появилась, если ее там никогда не было даже в планах? Я еще понимаю, если бы от храма ничего не осталось, кроме фундамента, и проводилась бы реконструкция, а не реставрация. Такие работы часто сопровождаются архитекторскими импровизациями из-за недостатка материалов, но все они могут выполняться лишь на основе аналогов. Т.е. можно было бы посмотреть, как строил Мартьянов другие сооружения и на основе этого материала предположить, что он мог бы сделать тут. Либо провести параллели с особенностями направления новорусского стиля конкретного периода и региона, и на основе этого материала делать какие-то реплики. Хотя бы рельефы и орнаменты по аналогам разработать. Но вот так взять и все придумать по своему нельзя. Это дилетантский подход к делу.

Я не знаю, что там сейчас с этим храмом - до сих пор ли он в частной собственности или перешел в иной статус, но даже если в частной и вся эта затея принадлежит хозяину, то нельзя идти на поводу у такого заказчика. Репутационные потери от такой работы несоизмеримо выше, чем возможная прибыль.

Теперь о деталях.
Основной вопрос к архитектору, если таковой имеется: зачем он залепил ширинки?
Ширинка, это не ниша под изразец. Это кессон, который стал декоративным средством архитектуры. И затыкать её изразцом - значит лишать архитектуру выразительности.
Сравните.
Было:

Зачем? Почему тогда не вот так? Так ведь еще больше по площади:

Если уж лепить туда изразцы, то могло быть хотя бы как-то так по масштабу и вопросов было бы в разы меньше:

Почему такая мертвецко-голубая палитра? Потому что голубой - цвет Богородичных облачений священников что ли? Такой довод заказчика отражается элементарно фотографиями других храмов в честь Богородичных праздников или икон. Хотя бы Покровским собором в Измайлово:

Если уж в 17 веке хватило вкуса заменить синий фон, традиционный для павлиньего ока, на коричневый ради применения в краснокирпичной архитектуре, то в 21-то и подавно должно хватить. Богослужебная символика цвета живет по своим законам, и не стоит ее приплетать к архитектуре храма так буквально.

Форма оконных фронтонов и пилястр за гранью понимания. Та геометрия, которая органично выглядит в кирпичном исполнении, в изразцовом варианте не работает вообще. Да еще и виньетки какие-то на них. И арлекинские ромбики на пилястрах, капители которых теперь почему-то повылезали из-под поребрика.

Бобровка на шатре. Почему она такая тонкая? Я что-то не припомню аналогов применения такой бобровки на шатрах храмов в новорусском стиле. Помню бобровку на часовне храма всех скорбящих радости, у стеклянного завода, но там модуль гораздо мельче, а толщина при этом больше и не сплошной чешуей укладка, а рядами. Лемех был бы гораздо более уместен в данном контексте, чем бобровка.
По столярке я не специалист, но новая дверь выглядит сомнительно и мелко. Масштаб резьбы на старой двери гораздо убедительнее.

В общем вместо реставрации получился какой-то бессмысленный колхозный тюнинг, в результате которого храм превратился в шапито. Надеюсь, что ради него не был выдран или просверлен ни один кирпич из кладки.

Есть пара замечаний и к кладке. Старый кирпич хорош тем, что изготавливался без экструдирования. Т.е. его не выдавливали , как пасту из тюбика, а набивали в формы вручную. И поэтому у каждого кирпичика есть своя фактура. Очень красивая и разная. И обжигали его не в тоннельных печах с компьютерным 125-ти зонным регулированием температуры, а в угольных или дровяных, как вот .

Из-за этого весь старый кирпич имеет еще и разный цвет и тон. И вот так замазывать его "для красоты" какой-то краской совершенно незачем. "Разнотон" напрягает только современных имбецилов-перфекционистов, которые готовы со спектрометром и штангенциркулем даже бутерброды за завтраком себе делать, а нормальные люди испытывают наслаждение от живых фактур старого кирпича. Для того, чтобы кладка зажила по-новому, нужно очистить кирпич от сажи и грязи, заменить утраты аутентичным кирпичом (благо проблем с этим нет) и провести зачеканку швов выкинув при этом подальше фигурные расшивки, которые любую кладку превращают в совково-казарменный фарс. Особо кропотливые реставраторы еще прокрашивают все швы известковым раствором, чтобы скрыть присутствие цемента в нынешних растворах, и тогда получается прекрасная, живая и натуральная стена, а не декорация к сериалу. Лучше всех с этой задачей справились на Соловках ребята Сошина. Кто видел реставрацию стены кремля в северном дворике, тот понимает о чем я говорю.

Есть мнение, будто я специально выискиваю у разных производителей их неудачные работы и рассказываю потом о них у себя в журнале в рамках конкурентной борьбы. Но это мнение ошибочно. Сделайте прекрасную работу, расскажите об этом мне - и я напишу о ней, будь вы хоть триста раз моим конкурентом. Только, в свете последних событий , сначала приеду посмотреть собственными глазами. Я даже буду рад это сделать. А пока что я сам натыкаюсь то тут, то там на разные керамикофасадные опусы и что вижу, о том и пою.

Авторство керамики на Тихвинском храме принадлежит фирме Паллада, большая часть сотрудников которой давно записала меня во враги по умолчанию из-за моих прошлых публикаций. И по этому поводу хочу сделать небольшую ремарку для внесения ясности. Во первых я не являюсь конкурентом Паллады. Я вообще не занимаюсь реставрацией и не думаю, что когда-нибудь займусь. Во вторых у нас совершенно разные форматы. У меня маленькая творческая мастерская, где я делаю что хочу и участвую только в тех проектах, которые мне интересны, а у них большое предприятие с огромным штатом, который требует постоянной загрузки. Кстати, в этом смысле я Палладой восхищаюсь. Организовать такое предприятие задача очень сложная и они замечательно с ней справляются. Так же я горячо поддерживаю инициативу создания музея архитектурной керамики, которая недавно возникла у руководителя Паллады Константина Лихолата. Но вот создание работ подобных этой считаю серьезной ошибкой, которую лучше не совершать. В третьих я с легкостью напишу о какой-нибудь блистательно прекрасной работе Паллады, как только ее увижу. Ну а в четвертых отсутствие критики расслабляет и расхолаживает, поэтому сам я всегда открыт для критики и никаких каментов, кроме спамерских, никогда не удаляю. Пишите, не стесняйтесь.

___________________________

жаль, Народный художник России Георгий Александрович Леман - человек пожилой и за честь деда вступиться не может, да и нервничать ему совершенно ни к чему. А было бы очень неплохо создать прецедент и влепить иск за нарушение авторского замысла Мартьянова Николая Егоровича с огромными компенсациями - раз, и восстановлением храма за счёт нарушителя (за счёт, но не силами, разумеется) - два. А компенсации пустить на реставрацию других построек архитектора, которые в этом нуждаются. Может, кому-то это стало бы уроком? "Мемориал" не хочет подключится? - сделали бы по-настоящему доброе дело.

12:35 pm - Тихвинской иконы Божией Матери (старообрядческий) храм.

Если идти по бульвару Серпуховского вала на юго-запад, оставив за спиной площадь Серпуховской заставы и знаменитый Даниловский рынок, то в квартале от Шаболовки, на пересечении вала с неширокой улицей Хавской, справа предстанет невысокая, красного кирпича аккуратная церковка, выстроенная в русском архитектурном стиле. Храм с двумя церквами – святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери.

Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен сей храм 21 августа 1911 г. Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов. Церковь Тихвинской Богоматери - так почти столетие назад был назван новый храм Тихвинской общины старообрядцев, - был освящен 18 ноября 1912 года старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.
Но недолго церковь Тихвинской Богоматери собирала под свои своды верующих. Всего пять лет спустя власть в стране произошли большие перемены. Пришли коммунисты и уже к концу первого десятилетия своего правления изрядно разрушившие московские «сорок сороков», как издавна с гордостью называли златоглавое великолепие соборов и монастырей древней российской столицы.
В начале 1930 года храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Над храмом надругались. Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка. Сломали старорусский шатерок над церковным крыльцом. Сохранялась лишь малая главка над алтарем.
В 1967 году устроили в храме склад скобяных товаров. В 1978 - 1980 годах здание пустовало, никто его не охранял, внутри - полный разгром. Но даже в том своем израненном виде церковь украшала улицу.
В 1990-х была вопреки закону приватизирована и превращена исполкомом Моссовета в гриль-бар. В 2003 году она должна была быть возвращена Церкви. К сожалению этого не произошло, и храм до сих пор находится в частном владении.

Сейчас нет здесь ресторанных завсегдатаев. Сегодня храм стоит пуст и тих, дубовые двери его наглухо закрыты. Не стремятся купола крестами в московское небо - нет здесь крестов. Реставрация сильно затянулась... 11 сентября 2007 во дворе ждали своей очереди медные главки автор фотографии Красов Дмитрий

Использовались материалы сайтов

У этого храма непростая судьба. После СССР он каким-то образом попал в частную собственность и был кабаком. В алтаре находилась барная стойка.
Оригинал взят у mu_pankratov в Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице.

Мало кто знает, а на улице Хавской, находится- старообрядческая Тихвинская церковь.
Вот маленькая справочка:
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г.Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов.
Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери - 18 ноября 1912 года архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.

Журнал "Церковь" №47 1912 год

в 1917 году храм передан Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование»

в 1922 в храме году изъяты ценности (ризы, кресты, богослужебные сосуды)

в 1923 в общине официально зарегистрировано 60 человек. При храме работает духовное училище.

в 1924 году Моссовет рассматривает просьбы рабочих Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передаче её здания под столовую и завода буровых инструментов «Арматреста» с просьбой закрытия церкви с организацией в ней красного уголка завода.

в 1930 году храм закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест».
В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века,
складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок.
С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.

в 1967 году в здании храма склад скобяных изделий
фото 1975г.

в 1980-е годы в здании храма столовая, в начале 1990-х здание с нарушениями законодательства приватизировано и продано Москомимуществом коммерческой организации под гриль-бар

В 2003 году храм купил «православнутый бизнесмен» Константин Ахапкин.
Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм после встречи Митрополита Московского и Всея Руси РПСЦ Андриана (+ 2004) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Ситуация превратилась в патовую. Конфликт вокруг церкви освещался средствами массовой информации, но конструктивного решения так и не было найдено.

2006г.

2007г.

Нынче, церковь под замком. Свежие фотографии, можно посмотреть- http://mittatiana.livejournal.com/15827.html

И вот, он уже не кабак, его отреставрировали, водрузили кресты.
Давайте посмотрим каким он был и каким стал. Свое мнение об увиденном я озвучу в конце поста.
Фотки "до" отсюда .


Писать критические обзоры всегда непросто, а когда дело идет о работе, выполненной знакомыми людьми - вдвойне непросто. Но что делать, если никто ничего не пишет о новой архитектурной керамике? Поэтому просьба не обижаться, а услышать.

Архитектурная керамика тем отличается от всей остальной, что ее не спрячешь в шкаф, если разонравилась. Как бы она ни была сделана, она будет жить весьма продолжительное время, и это ко многому обязывает автора. Особенно, если речь идет о реставрации архитектурного памятника. Реставратор не имеет никакого права на отсебятину. Расчистить, укрепить и законсервировать - это настоящий смысл реставрации.
Высочайшее мастерство реставрации можно увидеть в Греции и Италии, где античные руины никто не стремится отстроить заново. Конечно, античные руины - это не та ситуация, что у нас. И эллины, и древние римляне уже давно исчезли, как цивилизации, и нет необходимости обеспечивать жизнеспособность Парфенона именно как храма, потому что прихожане того храма остались только черно и краснофигурными силуэтами на амфорах и киликах. Наши храмы должны функционировать не только, как памятники, но и как храмы, потому что уничтожить прихожан за 75 лет не получилось и им нужно не просто где-то молиться, а молиться именно там, где молились их отцы, деды и прадеды. Поэтому консервацией у нас не ограничишься. Храм должен функционировать полноценно и на голову не может идти снег во время службы. Значит реставратор должен поднять все архивы, изучить все авторские чертежи, найти аутентичные материалы и воссоздать утраченное в том виде, в котором оно создавалось и жило в период своего расцвета. В идеале эта работа должна проводиться на такую глубину, чтобы даже дверные петли соответствовали эпохе.
А что произошло на Серпуховском валу? С чего вдруг там вообще керамика появилась, если ее там никогда не было даже в планах? Я еще понимаю, если бы от храма ничего не осталось, кроме фундамента, и проводилась бы реконструкция, а не реставрация. Такие работы часто сопровождаются архитекторскими импровизациями из-за недостатка материалов, но все они могут выполняться лишь на основе аналогов. Т.е. можно было бы посмотреть, как строил Мартьянов другие сооружения и на основе этого материала предположить, что он мог бы сделать тут. Либо провести параллели с особенностями направления новорусского стиля конкретного периода и региона, и на основе этого материала делать какие-то реплики. Хотя бы рельефы и орнаменты по аналогам разработать. Но вот так взять и все придумать по своему нельзя. Это дилетантский подход к делу.
Я не знаю, что там сейчас с этим храмом - до сих пор ли он в частной собственности или перешел в иной статус, но даже если в частной и вся эта затея принадлежит хозяину, то нельзя идти на поводу у такого заказчика. Репутационные потери от такой работы несоизмеримо выше, чем возможная прибыль.
Теперь о деталях.
Основной вопрос к архитектору, если таковой имеется: зачем он залепил ширинки?
Ширинка, это не ниша под изразец. Это кессон, который стал декоративным средством архитектуры. И затыкать её изразцом - значит лишать архитектуру выразительности.
Сравните.
Было:

Зачем? Почему тогда не вот так? Так ведь еще больше по площади:

Если уж лепить туда изразцы, то могло быть хотя бы как-то так по масштабу и вопросов было бы в разы меньше:

Почему такая мертвецко-голубая палитра? Потому что голубой - цвет Богородичных облачений священников что ли? Такой довод заказчика отражается элементарно фотографиями других храмов в честь Богородичных праздников или икон. Хотя бы Покровским собором в Измайлово:

Если уж в 17 веке хватило вкуса заменить синий фон, традиционный для павлиньего ока, на коричневый ради применения в краснокирпичной архитектуре, то в 21-то и подавно должно хватить. Богослужебная символика цвета живет по своим законам, и не стоит ее приплетать к архитектуре храма так буквально.
Форма оконных фронтонов и пилястр за гранью понимания. Та геометрия, которая органично выглядит в кирпичном исполнении, в изразцовом варианте не работает вообще. Да еще и виньетки какие-то на них. И арлекинские ромбики на пилястрах, капители которых теперь почему-то повылезали из-под поребрика.

Бобровка на шатре. Почему она такая тонкая? Я что-то не припомню аналогов применения такой бобровки на шатрах храмов в новорусском стиле. Помню бобровку на часовне храма всех скорбящих радости, у стеклянного завода, но там модуль гораздо мельче, а толщина при этом больше и не сплошной чешуей укладка, а рядами. Лемех был бы гораздо более уместен в данном контексте, чем бобровка.
По столярке я не специалист, но новая дверь выглядит сомнительно и мелко. Масштаб резьбы на старой двери гораздо убедительнее.

В общем вместо реставрации получился какой-то бессмысленный колхозный тюнинг, в результате которого храм превратился в шапито. Надеюсь, что ради него не был выдран или просверлен ни один кирпич из кладки.
Есть пара замечаний и к кладке. Старый кирпич хорош тем, что изготавливался без экструдирования. Т.е. его не выдавливали , как пасту из тюбика, а набивали в формы вручную. И поэтому у каждого кирпичика есть своя фактура. Очень красивая и разная. И обжигали его не в тоннельных печах с компьютерным 125-ти зонным регулированием температуры, а в угольных или дровяных, как вот . Из-за этого весь старый кирпич имеет еще и разный цвет и тон. И вот так замазывать его "для красоты" какой-то краской совершенно незачем. "Разнотон" напрягает только современных имбецилов-перфекционистов, которые готовы со спектрометром и штангенциркулем даже бутерброды за завтраком себе делать, а нормальные люди испытывают наслаждение от живых фактур старого кирпича. Для того, чтобы кладка зажила по-новому, нужно очистить кирпич от сажи и грязи, заменить утраты аутентичным кирпичом (благо проблем с этим нет) и провести зачеканку швов выкинув при этом подальше фигурные расшивки, которые любую кладку превращают в совково-казарменный фарс. Особо кропотливые реставраторы еще прокрашивают все швы известковым раствором, чтобы скрыть присутствие цемента в нынешних растворах, и тогда получается прекрасная, живая и натуральная стена, а не декорация к сериалу. Лучше всех с этой задачей справились на Соловках ребята Сошина. Кто видел реставрацию стены кремля в северном дворике, тот понимает о чем я говорю.

Есть мнение, будто я специально выискиваю у разных производителей их неудачные работы и рассказываю потом о них у себя в журнале в рамках конкурентной борьбы. Но это мнение ошибочно. Сделайте прекрасную работу, расскажите об этом мне - и я напишу о ней, будь вы хоть триста раз моим конкурентом. Только, в свете последних событий , сначала приеду посмотреть собственными глазами. Я даже буду рад это сделать. А пока что я сам натыкаюсь то тут, то там на разные керамикофасадные опусы и что вижу, о том и пою.
Авторство керамики на Тихвинском храме принадлежит фирме Паллада, большая часть сотрудников которой давно записала меня во враги по умолчанию из-за моих прошлых публикаций. И по этому поводу хочу сделать небольшую ремарку для внесения ясности. Во первых я не являюсь конкурентом Паллады. Я вообще не занимаюсь реставрацией и не думаю, что когда-нибудь займусь. Во вторых у нас совершенно разные форматы. У меня маленькая творческая мастерская, где я делаю что хочу и участвую только в тех проектах, которые мне интересны, а у них большое предприятие с огромным штатом, который требует постоянной загрузки. Кстати, в этом смысле я Палладой восхищаюсь. Организовать такое предприятие задача очень сложная и они замечательно с ней справляются. Так же я горячо поддерживаю инициативу создания музея архитектурной керамики, которая недавно возникла у руководителя Паллады Константина Лихолата. Но вот создание работ подобных этой считаю серьезной ошибкой, которую лучше не совершать. В третьих я с легкостью напишу о какой-нибудь блистательно прекрасной работе Паллады, как только ее увижу. Ну а в четвертых отсутствие критики расслабляет и расхолаживает, поэтому сам я всегда открыт для критики и никаких каментов, кроме спамерских, никогда не удаляю. Пишите, не стесняйтесь.

Старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники)
Москва,Серпуховский вал, 16/25
Проезд: м. "Шаболовская", "Тульская"
Год постройки: 1912.
Архитектор: Н.Г.Мартьянов
Анисимов А. А. 1998-1999 реставрация
Церковь. Не действует.

Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери, Владимира равноапостольного
Храм с двумя приделами – святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери.
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев.
В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г., а освящен 18 ноября 1912 года старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.
В начале 1930 года храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.
В 1967 году здесь устроили склад скобяных товаров.
С 1978 по 1991 года здание пустовало и разрушалось, охраны территории не было. Заброшенная Церковь была обнесена строительным забором.
После 1991 г. здание Церкви было приватизировано, была проведена внутренняя реконструкция под нужды ресторана. Вместо строительного забора была заново построена кирпичная ограда. Ресторан проработал здесь до начала 2000-х г.г.
В 2003 г. было принято решение о закрытии ресторана и возвращении храма верующим. Были завезены новые каркасы маковок и куполов. Но работы по реставрации так и не начались. Церковь вновь стояла обнесённая строительным забором и без охраны. Прошло 10 лет...

В январе 2013 г. на объекте появились представители РПЦ с окончательным намерением восстановить храм для верующих. Размещена постоянная охрана в форме полиции. Установлены новые леса вокруг здания на всю высоту. Начаты подготовительные работы по полной реставрации Храма. В тёмное время суток стройплощадка ярко освещена несколькими прожекторами. Есть очень большая надежда, что с Новым, 2013 годом в этот храм пришла новая, такая долгожданная жизнь.

Если идти по бульвару Серпуховского вала на юго-запад, оставив за спиной площадь Серпуховской заставы и знаменитый Даниловский рынок, то в квартале от Шаболовки, на пересечении вала с неширокой улицей Хавской, справа предстанет невысокая, красного кирпича аккуратная церковка, выстроенная в русском архитектурном стиле. Храм с двумя церквами – святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери.
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен сей храм 21 августа 1911 г. Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов. Церковь Тихвинской Богоматери - так почти столетие назад был назван новый храм Тихвинской общины старообрядцев, - был освящен 18 ноября 1912 года старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.
В начале 1930 года храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Над храмом надругались. Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка. Сломали старорусский шатерок над церковным крыльцом. Сохранялась лишь малая главка над алтарем.
В 1967 году устроили в храме склад скобяных товаров. В 1978 - 1980 годах здание пустовало, никто его не охранял, внутри - полный разгром. Но даже в том своем израненном виде церковь украшала улицу.