Зачем региону опорный университет. Что такое опорный ВУЗ? Образование и производство - единая связка

Недавно Министерством образования и науки было объявлено о старте следующего этапа реформ регионального высшего образования, первым шагом которого предполагается объединить в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что сократит их число практически на четверть. Плюсы и минусы этого решения очень широко обсуждаются на всей территории страны.

Заявление

На очередном заседании, проводившемся Российским союзом ректоров, министр Д. Ливанов заявил, что Минобрнауки начинает объединение в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что будет способствовать консолидации высшего образования. Первый этап - создание федеральных университетов - уже практически завершён. Начало программы второго этапа реформ запланировано на самое ближайшее время.

Финансирование, по его словам, будет сопровождать ход нововведений вплоть до 2020 года. Объединение коснётся и подведомственных Министерству образования и науки вузов, и всех образования, подчинённых Министерствам здравоохранения, культуры и прочих ведомств. Многопрофильные учебные заведения будут финансироваться по пятилетней программе.

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Смысл реформ

Десять лет назад была разработана реформа образования, в которой Минобрнауки предполагалась консолидация российских вузов, то есть объединение в опорный вуз всех мелких региональных. Точных сроков у реформы нет, но её смысл был изложен ещё в марте 2015 года в "Ведомостях". В статье Д. Ливанов и профессор школы бизнеса из Сколково А. Волков объясняли стране, для чего и почему это затеяно.

Главным в структурной политике высшего образования они видят создание опорных вузов, в которые сольются узкопрофильные НИИ и небольшие вузы, поскольку конкурировать в мировых рейтингах смогут только немногочисленные университеты, способные выжить в сложившихся обстоятельствах. Кроме них, будет организована группа из ста или ста двадцати высших учебных заведений на всей территории страны, где и будут концентрироваться все исследования, инновации и образование.

Противоположность мнений

Ректор Я. Кузьминов считает, что результатом анонсированной министром программы станет сокращение числа региональных вузов на 25 процентов. Я. Кузьминов одобряет реформы, поскольку согласен с тем, что вуз с небольшим количеством студентов существовать не сможет, даже держать штат преподавателей на полной ставке он будет не в состоянии, тем более преподавателей высококлассных. По его мнению, даже если в каждом регионе будет свой опорный вуз, то их число не превысит ста.

Мнение ректора МГУ имени Ломоносова сильно отличается от мнения ректора ВШЭ. Он считает, что с консолидацией такого плана нужно быть осторожнее, поскольку проблемы укрупнение если и решит, то далеко не все. А практика показывает, что в мире существует довольно много вузов хоть и не больших, но чрезвычайно сильных, Гарвард например, где всего десять тысяч студентов.

Объединённые вузы

Объединения начались задолго до вышеозначенного заявления министра Д. Ливанова. Стоит только посмотреть, из чего состоит сегодня знаменитый институт МИРЭА: МИРЭА плюс МГУПИ плюс МИТХТ плюс ВНИИТЭ плюс РосНИИ ИТиАП плюс ИПК Минобрнауки РФ. И как минимум четыре разные истории развития вуза. Завершится ли когда-нибудь этот чудовищный синтез? В 2015-м было заявлено ещё о нескольких объединениях. МГПУ консолидируется с МГГУ - с гуманитарным, оба вуза - со своей славной историей, со своей дорогой, своими свершениями. МАТИ объединяется с МАИ - авиационный с авиационно-техническим. Оба вуза, казалось бы, из сильнейших, вниманием абитуры не обижены. Тогда зачем?

Кроме того, объединились ДГГУ и ТГУ (Тихоокеанский госуниверситет), Оренбургские университет менеджмента (ОГУМ) и госуниверситет (ОГУ). В Красноярске опорный вуз - первый федеральный университет страны - Сибирский. Ещё в 2006 году в Красноярский госуниверситет влились три самых крупных высших учебных заведения края. На данный момент создано уже десять таких федеральных университетов. Самый молодой - в Крыму, где семь вузов полуострова консолидировались в один. Министр образования уверен, что эти действия помогут созданию привлекательных условий для удержания студентов в регионе.

Опорные региональные вузы РФ

В октябре 2015 года Д. Ливановым был подписан приказ относительно проведения конкурсного отбора региональных вузов с целью финансового обеспечения программ их развития и последующего создания базы образовательных организаций. Участником этого конкурса будет любой государственный федерального значения вуз, где принято совместное решение в пользу реорганизации за счёт присоединения к нему одного или нескольких вузов. Это решение должны подтверждать учёные советы всех задействованных учебных заведений. Находящиеся в процессе консолидации вузы тоже могут принимать участие в конкурсе, если приказ о реорганизации вышел позже июня 2015 года.

Вне конкурса

Не могут участвовать в конкурсе опорные вузы РФ (их уже создано десять), а также те, которые находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Также не могут участвовать в этом конкурсе участники "Проекта 5-100". Согласно этому проекту к 2020 году пять российских высших учебных заведений должны занять места в первой сотне В каждом отдельном случае разрабатывается программа опорного вуза.

В 2015 году легендарный ядерный МИФИ покинул 95-ю строку мирового рейтинга (только по преподаванию физики, не в целом) и перескочил на 36-е место, обогнав даже МГУ имени Ломоносова. Тем не менее пока что экспертами Счётной палаты не установлена эффективность вложенных средств, ни один вуз РФ из субсидированных (включая МИФИ) не стал более конкурентоспособным.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений "по сортам", непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Встречные предложения

По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант - корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.

Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.

Финансирование

Бюджетное финансирование будет поддерживать только три вида высших учебных заведений. Первый вид - те десять федеральных университетов, которые созданы в округах РФ. Второй - национальные исследовательские институты, которых пока утверждено только 29 в стране. Сюда относятся ИрНИТУ, МИФИ и другие. Третий вид - это те самые опорные вузы России, которые начали создаваться в 2015 году. До конца 2016-го в планах - окончательное определение тех ста вузов, которые будут уполномочены стать опорными. Для получения такого статуса нужна программа стратегического развития, которую необходимо представить для конкурса, а также региональная концепция развития территории в области кадрового обеспечения.

Однако главное условие - это объединение образовательной базы всего региона в рамки одного вуза. Государство будет субсидировать усиленно опорный вуз первые три года - не менее двухсот миллионов рублей в год. Плюс местная власть дофинансирует то, что предусмотрено программой кадрового развития региона. Далее опорный вуз будет финансировать себя сам, но квоты на бюджетное обучение и зарубежных студентов будут увеличены - за счёт других учебных заведений, которые не имеют статуса опорных. За пять лет должна быть выполнена программа опорного вуза по всем показателям:

  • Не менее десяти тысяч студентов.
  • Обучение минимум по двадцати дисциплинам.
  • Как минимум восемь преподавателей с учёными степенями на сто учащихся.
  • Каждый научный работник должен осваивать не менее 150 тысяч рублей на исследованиях.
  • Доход вуза - не менее 2 миллиардов рублей.

Российское Министерство образования и науки объявило о начале нового этапа развития образования в регионах. Теперь университеты объединят в опорные многопрофильные вузы. По словам министра Ливанова — «чтобы вернуться к стандартам качества образования, принятым в СССР». Корреспондент Сиб.фм на примере сибирских вузов разобрался, каких изменений ждать в высшем образовании, как это отразится на студентах и каковы недостатки новой системы.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов 16 октября 2015 года подписал приказ «О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов».

«Прежде всего, создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России», — сообщило федеральное министерство.

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

В конце января экспертный совет Минобрнауки России одобрил 11 заявок, из числа поданных вузами, на участие в программе создания в России сети опорных университетов. Согласно условиям отбора, подать документы могло любое высшее образовательное учреждение федерального подчинения, разработавшее программу развития на основе совместного с другими вузами решения о своей реорганизации путем присоединения (п. 3.2, подп. 7 раздела 4 Положения о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета ; далее – Положение о конкурсе).

Разработчики программы рассчитывают, что объединение научных баз региональных вузов, их кадровых и финансовых ресурсов позволит создать ряд сильных региональных университетов, которые могли бы не только привлечь одаренных студентов, но и подготовить достаточное число специалистов, по месту деятельности основных работодателей. Причем на эти цели каждому вновь образованному университету будут предоставляться ежегодные субсидии в размере до 200 млн руб. на протяжении от одного года до трех лет. Однако вузы также должны будут софинансировать проекты развития в размере не менее 20% от объема предоставляемой государством субсидии (подп. 4 п. 5.3, п. 16.4 Положения о конкурсе). Напомним, мероприятия по укрупнению вузов были запланированы ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (). Решение о проведении конкурса было принято министром образования и науки России Дмитрием Ливановым в середине августа прошлого года ().

В результате конкурса создание опорных университетов было рекомендовано на базе следующих вузов: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Однако не все победители получат равное финансирование. Конкурсная комиссия решила их разделить на две группы в зависимости от предлагаемых вузами условий реализации программ развития. Так, образовательные учреждения, отнесенные к первой группе получат в 2016 году по 150 млн руб. Отнесенные ко второй группе – по 100 млн руб. Тройку лидеров, которые могут претендовать на повышенное финансирование составили Вятский государственный университет, Костромской государственный технологический университет и Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (протокол заседания конкурсной комиссии от 1 февраля 2016 года № ДЛ-5/05пр).

Причины проведения реформы

Реализуя программу, Минобрнауки России во главу угла ставит финансовые выгоды для образовательных учреждений. Предполагается, что эта реформа позволит в нынешних сложных экономических условиях не только не сократить финансирование системы высшего образования, но и увеличить его объем за счет сокращения неэффективных трат, причем отдельно подчеркивается, что профессорско-преподавательские и научные кадры не пострадают – экономить будут на административном составе. Высвобождаемые в результате объединения вузов средства пойдут на зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства будут направлены на реализацию программ развития вузов.

Также, Минобрнауки России, анонсирует право победителей конкурса реализовывать образовательные программы на новом уровне. Так, опорные вузы получат возможность участвовать в сетевых советах по защитам диссертаций‚ приоритетным выделением квот на обучение в аспирантуре и магистратуре за счет федеральных, региональных и местных бюджетов. Кроме того, вновь образованные университеты получат преимущество в отборе иностранных студентов в рамках правительственной квоты на обучение.

В целом, с доводами Минобрнауки России согласны и независимые эксперты. Руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов" , среди основных мотивов создания опорных университетов выделяет несколько самых значимых. Так, региональные университеты будут наделены более высоким статусом, а значит вырастет их положение в глазах населения. Заработает фактор регионального патриотизма, а заодно активизируется межрегиональная конкуренция. Как результат – опорные университеты смогут сыграть роль своеобразного якоря и социальных лифтов для молодежи, и это поможет минимизировать миграцию одаренных молодых людей из регионов, в том числе и за рубеж, подчеркивает эксперт. Кроме того, добавляет аналитик, предоставление статуса опорного университета само по себе не означает, что вуз в будущем не получит еще более высокого статуса. Например, он может получить статус ведущего классического университета, которым обладают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, – а это еще один стимул к постоянному развитию и конкуренции. Также, добавляет эксперт, объединение вузов позволит перейти от нынешней отраслевой структуры вузов к нормальной академической системе на основе университетов, как диверсифицированных корпораций знаний, смыслов, науки, технологий, законодателей высоких жизненных стандартов, созидателей будущего. В крупных городах появятся многопрофильные университеты, вокруг которых выстроится общественная жизнь – как это и должно быть, заключает специалист.

Университеты, получившие статус федерального, приобрели право на государственную поддержку в рамках утверждаемых правительством программ развития (п. 2 Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр). В то же время эти вузы не утратили научной самостоятельности. В частности, они разрабатывают и утверждают собственные образовательные стандарты, однако, ректоры этих образовательных учреждений, назначаются правительством ( , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следует отметить, что Дмитрий Ливанов неоднократно отмечал, что создание опорных университетов нацеленно на экономическое и социальное развитие регионов.

МНЕНИЕ

Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов":

"Создание опорных университетов стало очередной попыткой Минобрнауки России переформатировать сферу высшего образования и науки в привязке к стратегиям развития регионов и страны в целом. Запуская программу опорных университетов, министерство попыталось приблизить модель организации высшего образования в нашей стране к образцам, принятым в развитых странах. Переход от отраслевого управления вузами к управлению университетами позволит сэкономить ресурсы, в том числе и управленческие. Сейчас, Минобрнауки России, как учредителю сотен вузов, приходится заниматься оперативным управлением миллионным контингентом молодежи и стотысячным контингентом педагогических и научных работников в ущерб стратегическому управлению всей системой. Опорные же университеты будут управляться региональными властями, и это в перспективе снизит затраты на них, и позволит сосредоточиться на университетах первого эшелона".

Каковы условия кооперации?

Одним из основных условий объединения вузов стала его добровольность, что подтверждается решениями ученых советов присоединяющихся вузов. При этом, в соответствии с условиями конкурса, поучаствовать в конкурсе смогли не все вузы. Исключение было предусмотрено для 10 федеральных университетов, вузов, участвующих в проекте "5-100" – обеспечения вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу, а также вузов, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.3, 3.5 Положения о конкурсе).

Помимо основной цели укрупнения образовательных учреждений, Минобрнауки России предусмотрело конкретные целевые показатели, которые опорные университеты должны будут достичь к концу 2020 года. К ним относятся, в частности:

  • увеличение общей численности студентов минимум до 10 тыс. обучающихся в каждом вузе;
  • рост доходов университетов до 2 млрд руб. и более;
  • реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника не менее чем до 150 тыс. руб;
  • число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не должно быть менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20 и др. (п. 5.4 Положения о конкурсе).

Следует отметить, что показатели ряда победителей конкурса уже практически соответствуют целевым, или даже превышают их. Так, общая численность студентов Донского государственного технического университета (далее – ДГТУ), обучающихся очно и за счет бюджета в 2014 году составила более 11 тыс. человек. А бюджет ДГТУ в 2015 году уже превышал 2,5 млрд руб. В то же время, не все вузы могут похвастать такими показателями и помощь государства придется им весьма кстати. Минобрнауки России планирует направить на финансовое обеспечение программ развития опорных университетов 1,5 млрд руб. ежегодно в течение ближайших трех лет ().

Нацеленность на интересы регионов называют основным преимуществом программы создания сети опорных университетов практически все эксперты. Еще одним значимым положительным фактором формирования сети мощных вузов Алексей Чаплыгин называет их возможный вклад в интеллектуальное обеспечение управления регионами, выступление опорных университетов в роли think thank [мозговых центров. – Ред. ]. Также эксперт полагает, что сильные и независимые университеты поспособствуют расширению академической автономии вузов и приведут хотя бы к частичному восстановлению нормальной академической жизни – с интеллектуальными свободами, стремлением к творчеству и т. д.

Кроме того, интересным моментом программы Алексей Чаплыгин называет ее открытость для отраслевых и частных вузов, которые также могут принять участие в конкурсе. Аналитик отмечает, что возможность влиться в крупную академическую структуру заинтересовала ряд отраслевых транспортных и сельскохозяйственных вузов, однако подведомственные Минздравсоцразвития России вузы, по его данным, присоединиться к программе не спешат.

МНЕНИЕ

Игорь Ковалев, ректор "Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева":

"Создание опорного инженерно-технического университета позволит не только Красноярскому краю, но и другим регионам, где также будут образованы аналогичные научно-образовательные учреждения, соответствовать новым тенденциям в экономике и работать на перспективу. Именно с упором на будущее во вновь образованном университете будут организованы подготовка кадров и развитие научных исследований, выполнение опытно-конструкторских работ, связанных с конкретными предприятиями, участие в программах краевого и федерального уровней, но обязательно – с учетом потребности края.

Согласно проекту программы развития университета до 2020 году мы планируем значительно расширить профиль направлений и специальностей исследований и подготовки выпускников. Между тем, перед нами стоит первоочередная задача определения междисциплинарных направлений, по которым мы сможем развиваться.

Опорный университет, который нам предстоит создать, это вуз, который будет ориентирован не только на большие промышленные предприятия, которые есть в крае, но и на существующие малые инновационные предприятия. А это означает, что нам необходимо выстраивать определенные формы сотрудничества и с малым бизнесом, работать по заказам небольших предприятий".

Несмотря на очевидные плюсы программы, приводятся доводы и против ее реализации. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко назвал вредным предложением, от которого желательно уклониться, конкурс Министерства образования РФ на создание сети опорных вузов. Губернатор считает нереальными планы по созданию полноценного университета в двухмесячный срок. Алексей Чаплыгин, комментируя слова губернатора, допускает, что программа может лишиться в ряде регионов поддержки ввиду недоверия к госинициативам. А равно, считает эксперт, негативным бэкграундом реформы будет недоверие к вузовским администрациям внутри самих вузов. Программа воспринимается во многом как дымовая завеса для принудительного слияния вузов, заключает аналитик. Так, полагает он, вполне можно бы было оставить возможность получения статуса опорного сильным университетам, которые в будущем смогли бы органично присоединить к себе другие вузы. Но условие о присоединении вузов исключает такую возможность.

О не слишком высокой популярности идеи объединения вузов в обществе говорят и результаты исследования, проведенного Группой "Интерфакс". Причем свои тревоги участники опроса связывают не с самой идеей как таковой, а с ошибками при ее воплощении. Согласно результатам опроса, только 16% респондентов выступают категорически против перемен, а 19% опрошенных, полностью принимают реформу. При этом 65% участников опроса опасаются что реформа забуксует из-за административных и финансовых проблем.

Высоки риски и финансовых неурядиц в 2016 году, в условиях уже сверстанного федерального бюджета и бюджетов вузов. Так, Алексей Чаплыгин отмечает высокий риск утраты, или несвоевременного государственного финансирования управления имуществом университетов. Аналитик отмечает высокий риск того, что не только тем студентам, которые обучаются на платной основе, но и "бюджетникам" придется платить за пользование социальными объектами и лабораториями, за доступ к необязательным образовательным программам и т. д.

Что же нужно сделать, чтобы проект состоялся?

Очевидно, что помимо государственной воли и административных рычагов, мало применимых в академической среде, необходимо использовать и иные механизмы и технологии эволюционного преобразования. Эксперты предлагают не форсировать реформу и подходить у вопросам слияния вузов более взвешено. Так, Алексей Чаплыгин рекомендует учесть неудачный опыт реформирования вузов, приводя в качестве примера попытку объединения Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. Тогда, по мнению эксперта, к неприятию идеи слияния вузов, как в университетской среде, так и у общественности, привел чрезмерный административный нажим Минобрнауки России на заинтересованные стороны и игнорирование им их мнений. Причем, отмечает аналитик, логика такого объединения была очевидна, однако упор на административные рычаги себя не оправдал, и теперь уговорить участвовать именно эти вузы в программе очень трудно.

Пожалуй любая реформа в такой тонкой сфере, как образование, вызывает у представителей академического сообщества довольно сильный эмоциональный отзыв. Ведь, действительно, речь идет не о каких-то механически сформированных учреждениях – административных единицах. Любой сколь-нибудь серьезный вуз – это еще и сложный организм с устоявшимся научно-педагогическим коллективом, научной школой и традициями. Очевидно, что подходить к реформированию образовательных учреждений с механистических позиций нельзя. С другой стороны, как отмечает Алексей Чаплыгин, достижение высокого уровня эффективности управления университетами, национальной сетью организаций высшего образования, исследований и технологического развития – заманчивая перспектива.

Нельзя не признать очевидную пользу от объединения небольших, и в чем-то может быть маломощных вузов в рамках диверсифицированных университетов, тем более получающих господдержку и заказы от государства и бизнеса. Но нельзя и идеализировать и противопоставлять финансовые возможности университета качеству образования и уровню науки в сравнительно небольших образовательных учреждениях. Поэтому каждое решение о слиянии вузов должно быть взвешенным и мотивированным, а главное – внутренне принятым коллективами объединяемых образовательных учреждений.