Описание психолога аленушка картина васнецова. Сказочный мир виктора васнецова. Общее настроение полотна

Картина Васнецова "Аленушка" - это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова "Аленушка", возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова "Аленушка" вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда. Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует - не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства... Картина Васнецова "Аленушка" подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием "О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке". Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова "Аленушка". Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины "Аленушка" Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это "Осока", "Аленушкин пруд", "Пруд в Ахтырке". Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина "Аленушка", однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина "Аленушка" Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя - "Дурочка Аленушка". Словом "дурочка", по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова "Аленушка" включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, "Аленушка" в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится "Аленушка" (художник Васнецов)?

Картина "Аленушка" выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова "Аленушка" представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату. Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы - облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова - в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова "Аленушка" не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету - в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины...

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает "пейзаж настроения" М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова "Аленушка" было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем - даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль - с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение... Таково описание картины Васнецова "Аленушка", основанное на общем впечатлении от картины.

"Аленушка" сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете "Аленушки". На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Закатилось в чащу солнышко.

Хмурый лес вокруг стеной.

Пригорюнилась Алёнушка:

Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,

Ни родимого отца

Слёзы капают на камушки

У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,

Кто поможет ей в беде?..

Лишь камыш один с осокою

Отражается в воде.

И родимая сторонушка

Всё печальней и грустней.

Жаль, не ведает Алёнушка,

Повстречает счастье девица

И любовь свою найдёт…

Ах, как весело надеяться,

Зная сказку наперёд!

    Художник В.М.Васнецов и его картины.

    Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

    Природа сочувствует Алёнушке.

    Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

    Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

Картина «Алёнушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу.

Э.И. Голубева

Вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению

Описание Алёнушки

    Кого вы видите в центре картины?

    Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?

    Где находится Алёнушка?

    Опишите позу девушки.

    Почему она приняла такую позу?

    Какое у Алёнушки настроение?

    Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

    Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?

    С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?

    Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

    С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?

Описание природы (сопереживает главной героине)

    Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

    Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

    Какое время года изображено на картине?

    Какие детали об этом свидетельствуют?

    Как вы думаете, почему художник выбрал осень?

    При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой?

    Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?

    Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

Эпитеты для описания

Алёнушка: милая, одинокая, подавленная, безрадостная, грустная, задумчивая, унылая, пригорюнившаяся, босиком, склонённая голова, печальный взгляд, застывшая поза, тяжёлая судьба, старый рваный сарафан, поношенные вещи, поблёклая выцветшая кофта.

Осинки: задумчивые, тоненькие, трепетные, тревожные.

Вода: неподвижная, тёмная, застывшая, холодная.

Небо: неприветливое, тоскливое, сумрачное, серое, пасмурное, неласковое, хмурое.

Лес: угрюмый, дремучий, глухой, хмурый, таинственный.

Омут: глубокий, холодный, тёмный, печальный.

Краски: жёлтые, тёмно-зелёные, коричневые, холодные тёмные тона, неяркие, тусклые.

Используем слова

Вблизи, вдали, справа, слева, рядом, вверху, здесь, на переднем плане, на заднем плане.

Пишем без речевых повторов

Алёнушка, сестрица, героиня, она, девушка, сирота.

Художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, автор.

Создавать, писать, изображать, творить.

Картина, полотно, репродукция, холст, произведение, творение.

Краткие сведения о писателе.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губер­нии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художни­кам Виктору и Аполлинарию.

Природу вятского края нельзя было не полюбить, не при­вязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Вас­нецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

В.М. Васнецов

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*

Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской де­вушки, выразил своё отношение к ней.

На переднем плане художник изобразил Алёнушку, ко­торая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжё­лой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старень­кий сарафан, выцветшая кофта, она босиком.

Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Ти­хая осенняя природа дополняет трогательный образ крес­тьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг моло­дые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.

В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ниче­го радостного и светлого.

Колорит картины подчёркивает её печальное содержа­ние. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сара­фане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яр­кие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.

Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей кар­тиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бед­ных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет пе­реживать вместе с героиней.

«Алёнушка» - одна из первых картин в русском искусст­ве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтич­ностью и задушевностью родной русской природы.

* Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели

образования : обучение учащихся составлению текста-описания по картине

Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова

Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
  • развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений,использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
  • развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • презентация
  • выставка литературы о В.М. Васнецове
  • выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».

Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)

«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» - думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!

Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».

Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.

Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:

Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.

Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.

Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.

Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» .

Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)

Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».

Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.

Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"

Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:

"В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр - „Алёнушку", не то жанр, не то сказку, - обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы". (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным - когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» , чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», - как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.

  • Беседа с учащимися по картине (5 минут)

(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)

Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).

Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).

Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).

Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).

Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).

Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).

Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).

Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).

  • Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений

- «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» . Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)

Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).

Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)

Задание 1 (5 минут)

Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы

Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь

Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная

Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи

Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки

Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди

Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки

Небо – пасмурное, серое, тоскливое

Ветер – лёгкий, игривый, ласковый

Камень – серый, бел горюч

Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки

Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце

Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина

Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).

Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.

Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).

Задание 2 (2 минуты)

Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.

Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)

Вариант 1

  • Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
  • Девушка у омута.
  • Природа сочувствует Алёнушке.
  • Краски картины.
  • Какие мысли и чувства вызывает картина?

Вариант 2

  • Название картины и её автор.
  • Сведения о художнике.
  • Общее впечатление, которое производит картина:

Описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);

Описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);

Цветовая гамма красок картины;

Композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)

  • Заключение.

Вариант 3

  • Какую картину буду описывать?
  • Кто изображен на картине?
    а) внешний вид (одежда, выражение лица);
    б) поза;
    в) эмоциональное состояние.
  • Гармония чувств человека и природы.
    а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
    б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
  • Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
  • Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
  • Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).

Задание 3 (5 минут)

Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.

Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.

(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).

Красная карточка

Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.

В.М. Васнецов, русский, художник, известный

Картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо

Стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем

(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).

Жёлтая карточка

Задание.

Осень. Берег лесного озера…

(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)

Зелёная карточка

Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.

Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…

(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).

Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.

(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год

Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).

Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).

(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.

Ситуация 1

Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).

Ситуация 2

Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:

А «Март» В «Утро в сосновом лесу»

С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)

Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)

Ситуация 3

Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку

Если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку

Если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.

Из сочинений обучающихся

«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.

Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)

«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)

«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)

«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)

Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна

Библиография

  1. Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
  2. Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
  3. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
  4. Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
  5. Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
  6. Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
  7. http://bibliotekar.ru
  8. http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
  9. http://tanais.info
  10. http://vasnecov.ru
  11. http://vasnecov.info/html/data/museum.html
  12. http://www.vasnecov.ru/personality/
  13. http://video.yandex.ru/

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.


Судьба художника

Родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.


Васнецов, 1891

Васнецов был и , и религиозным, и портретистом, и , и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.