Музей алексея толстого сколько идет времени посещения. Улица спиридоновка. У нас работают

Эпиграф:
"Большая наука - завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате."
А.Н.Толстой

Бывают места, пойти в которые по собственной воле и в голову не придет.
В моей библиотеке нет книг Алексея Николаевича Толстого (ну, пожалуй, кроме "Приключений Буратино"), не было и в родительской - в школе все проходили, как полагается, но не любили и не перечитывали.
Так что в музей этот я попала случайно, просто мне назначили встречу, и так получилось.
И вот что скажу, дорогие товарищи и господа - не жалею, и даже до сих пор нахожусь под впечатлением, во как.
Это очень странное место. Совершенно жилой, по ощущениям, сам флигель - из жизни Москвы, какой уже нет и никогда не будет: туда заходишь, как на машине времени путешествуешь. Флигель находится в тихом месте, и звуков большого города туда не проникает даже при открытых окнах. Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу, забываешь, что находишься в официальном учреждении.
Алексей Николаевич, оказывается был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и искусства (да, меня посетило нечто вроде классового чувства. Вдобавок я стала думать про всех этих людей, которым когда-то принадлежало то, что было куплено, подарено и найдено на помойках. Но я постаралась отогнать эти мысли.)
Что удивило? Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и несочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз. Наоборот, там очень уютно- как будто так и было задумано изначально.

Кабинет, камин, лично спроектированный Толстым, кресла из Михайловского замка, как раз найденные на помойке, и отреставрированные хозяином (да, он не только собирал, но и самолично чинил антиквариат).

Этот часовой механизм будто бы принадлежал Петру I. Вообще, в музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века.

Портрет Екатерины I в кабинете:

Один из предков Толстого, голландский инженер и весь из себя масон, о чем говорят инструменты у него в руках:

Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. Брр, че то, как то... возникает ощущение кунсткамеры. Да еще этот стеклянный колпак.

В музее узнала, что у выдающегося физика Петра Капицы, который дружил с Толстым, было сумасшедшее хобби: он обожал часовые механизмы, особенно старинные, реставрировал их для собственного удовольствия. Во всяком случае, все часы из коллекции хозяина дома прошли через его руки. Но сейчас они не ходят, просто украшают интерьер:

Опять кресла из Михайловского замка:

В коридоре висят вышитые картины (болгарский крест, 19 век, первая половина). Опять Петр: коронует Екатерину и наказывает за что-то какого-то купца.

напротив висит еще одна, парадный портрет Петра. Ну, я подумала - те вышивка просто, а это бисер.

Но присмотрелась: бисер больно крупный. Потом еще присмотрелась - а это и не бисер совсем! Это - спички. :) Оказывается, было и такое. Спички красили в разные цвета и втыкали в специальную сетку. Позади располагался исходный рисунок.

Вот там видно: спички немного вылезли.

Императрица Мария Федоровна:

Портрет хозяина дома, чуть ниже фотография его матери, в коридоре спичечный Петр:

Облупившаяся стена - это так задумано, если что. Для ощущения старины.

В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов.

Скромный такой посудный шкафчик в столовой:

И среди диванов, шкафов и стульев много прекрасных картин:

Но это не все. Босх! "Искушение святого Антония". Как всегда у Босха, бегают на противных ножках грехи, разные существа искушают святого на фоне зловещего пейзажа, а апофеоз всего - фигура, которая держит в руках главный сосуд греха и вместилище разврата - инструмент лютню. Я почему так подробно описываю - картина висит так, что ее довольно трудно снять моей мыльницей.

Ну, слева - старинный ломберный столик, красивый, конечно, и наверное ценный. Но я про то, что справа: угловой шкафчик на ножках, не знаю, как правильно он называется.
И это, кстати, одна из тех вещей, которая не куплена, не подарена, и не найдена - а досталась Толстому по наследству, по тургеневской линии, и сработана еще крепостными мастерами.
На фоне сделанных явно по образцу, мрачных античных развалин и веселых голландских домиков вот такие коровы:

бегущее животное, вероятно, собака, с развевающимися ушами (хотя, с другой стороны, может это и заяц):

А сбоку (извините, расфокус, другого кадра нет пока) какие-то штуковины плетеные (из бересты?)

Мне почему-то кажется, что это мебель делалась для детской. И это, конечно, красота. Еще полюбуюсь напоследок.

И финальная цитата:
"Затем последнее (в порядке совета) - о желудке. Степан Петрович Яремич говорит: чистите ваш желудок. Он так же любит повторять: Лермонтов погиб оттого, что не чистил желудка. Это парадокс, но покопайтесь-ка в причинах вашего дурного настроения, головной боли, минут черного пессимизма и пр. - желудок. Вы сели к столу, в голове смесь ваты с простоквашей, щурясь - курите, перо выводит на полях какой-то рисуночек, - топорик, ромбики, завитушечки. Чистите ваш желудок! Два раза в месяц вы схватываете грипп, - сидите дома, сморкаетесь, шаркаете туфлями. Грипп - что может быть хуже?! Вы мнительны к тому же... Но попробуйте чистить желудок. Вам нет времени заниматься физкультурой (лыжи, теннис, лодка, охота), вам кажется, что действительно нет времени, и вы даже сожалеете об этом. Вздор! Вычистите желудок - и время сразу найдется..."

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой.

Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин.

В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники.

Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы.

Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.

После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро.

В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский.

В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин.

Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена.

Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Дом 2/6 . Тел 290-0956.

Ближайшее метро: Тверская, Чеховская.

В этом доме жил и работал с 1941 и до своей смерти в 1945 году писатель . Дом представляет собой часть бывшей усадьбы Рябушинских, главное здание которого видно из окна и расположено по адресу 6 - сейчас там находится (писатель жил здесь долгое время).

Алексей Толстой жил в доме, который до революции использовался для проживания прислуги Рябушинских. Сам по себе дом просторный и комфортный. Другое дело, что сейчас заметно, что здание долго не ремонтировалось.

После смерти писателя, его жена Л.И. Толстая сохранила всю обстановку квартиры и личные вещи писателя и по ее завещанию, в 1982 году они поступили в фонды государственного литературного музея.

Музей-квартира открылся 20 октября 1987 года. В музее-квартире можно увидеть личные вещи писателя. Именно здесь он написал последнюю (третью) книгу о , закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева" и занимался военной публицистикой.. Алексей Толстой был ценителем искусства и коллекционером. Он собрал большое количество картин, фарфора, книг, часть из которых можно увидеть в музее-квартире. В коридоре располагается портрет Петра I , который издалека похож на гобелен. Но на самом деле, этот портрет сделан неизвестным художником из "спичечных головок", покрытых краской.

В музее-квартире много портретов Петра I или картин с изображением его времени. Писатель специально собрал их, чтобы погрузиться в обстановку того времени, для написания книги Петр Первый.

Отзыв (12.12.09 )

Плата за посещение символическая - 50 рублей за человека. За экскурсию нужно заплатить в 2 раза больше. Странно, что плата за фотографию - 50 рублей за 1 штуку. Мы заказали экскурсию. Она продолжалась около 1 часа. Сотрудник музея подробно и квалифицированно рассказала нам о жизни и деятельности писателя. Интересно, что в здании музей проходят музыкальные концерты и театральные постановки. Мы как раз попали на репетицию перед концертом. Голоса нам понравились.

Музей-квартира А.Н. Толстого

Алексей Николаевич Толстой – незаурядное явление в русской литературе, писатель Божьей милостью. При жизни его одинаково много хвалили и много ругали, его жизни и творчеству была присуща крайняя полярность. Писатель провозглашал себя славянином, потомком древних язычников, но в быту был настоящим денди и окружал себя изысканными предметами и одевался в модную и стильную одежду. Его квартира – это тоже единство противоречий. На стенах развешено множество восточных расписных тарелок, курительные трубки и вазы соседствуют с великолепной антикварной дворцовой мебелью и живописными полотнами европейских художников, среди которых много женских портретов. Толстой был известным знатоком женской красоты.

На диване в гостиной удобно разместился Буратино, а со стен на него грозно смотрят с придворных портретов Петр Первый и Екатерина Великая. В курильнице обитает сказочная царевна-лягушка, которая мирно соседствует с многочисленными батальными полотнами.

Единство противоречий в жизни и творчестве. Толстой писал разные по жанру романы, повести, рассказы и сказки, некоторые из которых были гениальны, а некоторые просто ужасны.

Писатель любил разыгрывать сцены в лицах, говоря за Петра Первого, гетмана Даниила Апостола, своенравную императрицу Екатерину. Любил бегать по кабинету и гримасничать. Все свои образы Толстой писал с себя, описывая свои привычки, свой быт и характер. Может поэтому все его образы кажутся живыми людьми из плоти и крови, будь то граф Калиостро или деревянный мальчишка – Буратино. Интересный человек, интересный дом и интересный музей.

Структура музея-квартиры А.Н. Толстого

Музей-квартира Толстого размещается в знаменитом доме на Спиридоновке. Она занимает флигель бывшей усадьбы миллионера Рябушинского. При хозяине во флигеле жили домашние слуги. Дом и флигель строились по проекту архитектора Шехтеля в начале 20 века. Здание дома и флигеля являются ярким образцом стиля ранний модерн.

Толстой прожил в доме на Спиридоновке последние четыре года своей жизни. Это было плодотворное время в его творческой биографии. Здесь писателем была закончена третья книга романа «Петр I», дописан роман «Хождение по мукам», создан цикл военных очерков и «Рассказов Ивана Сударева».

Квартира писателя полностью сохранила свою обстановку, экспозиция музея развернута в кабинете, гостиной и прилегающих к ним коридорах. Обстановка в квартире полностью «авторская», вещи и картины приобретались самим хозяином дома. В интерьере квартиры очень много исторических предметов – прижизненная маска Петра Первого, старинные чернильницы, подсвечники, корабельные часы.

Комнаты обставлены роскошной мебелью разных исторических эпох. Дизайнером квартиры был сам Алексей Николаевич, он приобретал мебель, живописные полотна, предметы декора и лично расставлял их в комнатах. Многие предметы мебели интерьера представляют собой художественную и историческую ценность.

Экспозиция музея-квартиры А.Н. Толстого в Москве

В экспозиции музея представлено множество портретов, касающихся жизни и творчества писателя, литературные наброски, прижизненные издания книг, награды, фотографии из личного архива.
Большая часть экспозиции посвящена гостям этой квартиры. В гостиной Толстого часто бывали К. Чуковский, И. Эренбург, И. Москвин, В. Качалов, С. Михоэлс, И. Козловский, П. Капица, А. Твардовский, И. Андроников, Г. Уланова.

Мероприятия музея-квартиры А.Н. Толстого на Спиридоновке

Цикл лекций «Серебряный век литературы»;
- интерактивные экскурсии для школьников разных возрастов;
- занятия для старшеклассников «Петровская эпоха в творчестве А.Н. Толстого».

Музей-квартира А.Н. Толстого – интересный интерьерный музей с различными экскурсионными и образовательными программами.

Я с детства не любила литературных музеев-квартир. К сожалению, они совершенно лишены духа своих прежних владельцев. Везде одно и то же: вот это стол, вот это стул… Но, только не в музее-квартире Алексея Николаевича Толстого.

Знаменитая Спиридоновка. Здесь просто пройтись по улице - одно удовольствие, а если еще заглянуть в музей, да в хороший музей, то это удовольствие будет более ярким...

Дом на Спиридоновке стал музеем в 1987 году. Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

С первого взгляда этот музей меня действительно поразил и приятно удивил. Это действительно дом в котором сохранена не только вся обстановка, но и привычки хозяина, семейные традиции…

Главная из таких традиций – это гостеприимство. Не часто сейчас встретишь в Москве музей, в котором тебя напоят вкусным чаем с конфетами. Здесь нет никаких запретов, не надо соблюдать чинную музейную тишину.

Главное в этом музее – дух хозяина дома, который хранителям экскурсоводам удалось сохранить. И это не удивительно. Одной из хранительниц коллекции является Инна Георгиевна Андреева, одна из представительниц рода Толстых.

Алексей Николаевич Толстой поселился в этой квартире в конце 1930-х годов и прожил до самой смерти 23 февраля 1945 года. Здесь бывали Качалов и Уланова, Чуковский и Чкалов, Капица и Бурденко, и даже Фаина Раневская. Последний факт меня особенно удивил, потому что для меня эти две фигуры существуют в отдельных, не соприкасающихся мирах.

Здесь он работал над третьей книгой романа "Петр I", закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева"

В доме полностью сохранилась прижизненная обстановка кабинета, гостиной и коридора. Висят портреты Петра I и Екатерины I, живописные полотна, предметы обихода "петровских времен". В библиотеке писателя книги русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству и истории и др. Мало кто знает, что Алексей Николаевич сам занимался обстановкой дома. Он был очень привязан к своим вещам, перевозя их за собой с места на место, чем часто вызывал смех у своих коллег в писательской среде.

Обстановка столовой так же говорит о хозяине как об очень гостеприимном человеке. Здесь сохранился не только стол и стулья, а даже фамильные сервизы и супницы

Меня поразило обилие мебели, картин, фотографий. Всё подлинное. Хотя фотографии Алексей Николаевич и не любил…

Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу.

Алексей Николаевич был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и предметов искусства. Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и не сочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз.

В музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Эта фигура имела для Алексея Николаевича особое значение. Ведь именно при Петре Первом род Толстых приобрел дворянский титул.

Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века. Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов. Кстати, в прошлом году сказке про Буратино исполнилось АЖ 80!!!

В кабинете на стене слепок прижизненной маски Петра I и маска Александра Сергеевича Пушкина, так же очень чтимого Алексеем Константиновичем. Писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы, и это далеко не весь список удивительных вещей дома Толстого. В кабинете, как и при жизни, сохранен принцип 4-х столов. Именно так всегда обставлял свой кабинет Алексей Николаевич. Он отличался удивительным трудолюбием, работая по 4-5 часов в день. Вероятно,поэтому за 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...

Есть там и небольшой концертный зал со старинным роялем.

В доме очень много картин, но отдельно стоит рассказать об одной. Это единственная картина Иеронима Босха в Москве - «Искушение святого Антония». Сам Толстой считал, что это Босх. Возможно, это и не Босх, а школа Босха. Остается только гадать. Согласно красивой истории,рассказанной хранительницей музея,эта картина попала в дом Алексея Николаевича из усадьбы Александра Сергеевича Пушкина. Именно с нее великий русский поэт и писал сон Татьяны. И правда, вглядевшись в сюжет картины возникают стихотворные образы. Уже после смерти поэта, дом,в котором он проживал в южной ссылке был разграблен. Узнав об этом, Алексей Константинович отправился по близь расположенным деревням и ему удалось найти легендарную картину.

Это далеко не все тайны и истории, которые хранит в себе музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. Приходите и откройте для себя своего «Человека Праздник».

За недолгую экскурсию появляется ощущение, что по дому тебя вел сам его хозяин. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

Сегодня главное для такого музея - это его хранители, экскурсоводы. Если они способны заинтересовать историей хозяина дома, то посещение обязательно удастся.

После экскурсии очень захотелось еще раз вернуться к романам Алексея Николаевича. Взглянуть уже теперь другими глазами на мир созданный писателем.