Мне нравится рисовать. «Мне просто нравится рисовать! У них активные мозговые клетки

Чтобы достичь вершины профессионализма в каком-либо деле, нужно приложить к достижению цели все возможные усилия. Причем начинать надо с правильного выбора будущего дела всей вашей жизни.

  1. Найдите занятие, которому вы захотите посвятить всего себя. Будьте готовы к тому, что на поиски могут уйти годы. Причем часто бывает, что дело своей жизни вы находите случайно, порою в самый неподходящий для этого момент. В этом случае не упустите свой шанс! Кроме того, вспомните, чем вы увлекались в детстве и юности. Например, вы любили рисовать, были чемпионом по бегу в школе, делали серьезные успехи в изучении языков. Быть может, стоит вновь уделить внимание былым интересам, но уже с серьезной, взрослой точки зрения?
  2. Постарайтесь получить максимально качественное образование в выбранной вами сфере деятельности. Это во многом определит, насколько хорошо вы сумеете раскрыть уже имеющийся в вас талант и далее укрепить его приобретенными в ходе учебы навыками и знаниями.
  3. Всегда равняйтесь на лучших, завышайте планку конечной цели и будьте в курсе трендовых течений в вашем деле. Помните, что профессионал учится всю жизнь.
  4. Подкрепляйте теорию практикой и экспериментами, поскольку без них она так и останется безжизненным текстом на бумаге.
  5. Будьте готовы жертвовать материальными ценностями ради достижения итоговой цели. Например, в какой-то момент вам, возможно, придется отказаться от хорошо оплачиваемой работы в офисе, чтобы иметь больше времени для занятий любимым делом.
  6. Мастерство - это всегда сила воли, трудолюбие, вера в себя, способность стойко переносить неудачи и жизненные невзгоды. Воспитайте в себе все эти качества.
  7. Не бойтесь опускаться на ступеньку ниже в своей социальной позиции, если это положительно отразится на уровне вашего мастерства. Перед тем как стать мастером, нужно будет как следует потрудиться. Например, чтобы стать хорошим музыкантом, вам, возможно, придется сначала поработать в ресторанах и клубах.
  8. В тот момент, когда вы станете достаточно знающим и опытным, чтобы перейти на ступень творчества, смело делайте это. Решительно прокладывайте для себя свой собственный путь. Идите против толпы, если чувствуете, что движетесь в хорошем направлении. Не бойтесь того, что некоторые люди могут не оценить ваших стараний.
  9. Постоянно ставьте перед собой новые, еще более сложные задачи. Это позволит вам неустанно работать над совершенствованием уровня мастерства.
  10. Общайтесь с людьми. Они помогут вам лучше понять, что нужно простому человеку, возможно, окажут практическую помощь в вашем деле, позволят критически взглянуть на самого себя и свое дело. Причем желательно общаться с талантливыми, творческими людьми, находчивыми, смелыми, умными, неустанно работающими над собой. Они станут для вас мощным стимулом для развития, положительным образцом для подражания.
  11. Отрабатывайте умение смотреть на привычные вещи, ситуации с противоположной точки зрения.
  12. Если работаете для публики, то сформируйте оригинальный и запоминающийся стилистический образ. Это позволит вам выделиться.
  13. Запаситесь терпением - мастерство не придет через пару месяцев или даже пару лет. Над ним нужно будет работать годами.
  14. Расширяйте свой кругозор - посещайте другие страны, общайтесь с необычными людьми, читайте хорошую литературу, смотрите научно-популярные передачи и пр. У всесторонне развитого человека больше возможностей для творчества.
  15. Не забывайте отдыхать, находить источники для радости и вдохновения. Это важные условия для любого творческого человека вне зависимости от его специализации.

Множество других полезных советов о том, как реализоваться в жизни и стать настоящим профессионалом своего дела, вы найдете в разделе

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, - произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? - улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

И это все? - спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! - тут же ответили ученики.

И это все? - Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

Неплохо. Но есть кое-что поважнее. - Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! - наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

Еще! Просыпайтесь уже!

Всю жизнь посвятить своему Делу! - теперь стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками.

Их было несколько: один в форме круга, другой - в форме гладкого прямоугольника, третий - в форме сердца, четвертый - просто непонятный бесформенный обломок, пятый - кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.

Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый - камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, - улыбаясь, проговорил Мастер.

Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил!

Ученики обрадовались и не смогли усидеть на месте от восторга.

Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

У того, кто был первым.

А у кого выбора не было? - продолжил Мастер.

У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. Могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянулся. А вы подчинились, вы разрешили мне ограничить вас.

Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.

Существует мнение, что одним людям с рождения достались талант, ум, красота, сила, а другим повезло чуть меньше. Они вынуждены достигать вершин кропотливым трудом и упорством, и не факт, что в результате достигнут олимпийских вершин, станут знаменитыми учеными или победят в конкурсе красоты. Но рассуждая так, человек лишает себя шанса воспользоваться своими индивидуальными данными, улучшить и максимизировать свои результаты.
Постоянное развитие навыков и есть ключевой фактор мастерства, успеха в том или ином деле. Мы регулярно повышаем квалификацию не только для того, чтобы подняться на новую ступень и удержаться на ней, но для того, чтобы эта ступень стала отправной точкой для нового подъема.
Уровень будущего мастерства не запрограммирован в нашем генном коде. Легкость, с которой артисты балета поднимают своих партнерш, а те изящно исполняют многократные фуэте - это результат в среднем 10-летнего труда и регулярных занятий, это неустанное развитие навыков.
Можно ли преуспеть в чем-либо за несколько часов? Конечно, нет. Но уделяя эти несколько часов любимому делу ежедневно, мы способны стать настоящими мастерами. Именно так мы повышаем квалификацию и с каждым новым подходом закрепляем достигнутый результат. Анатолий Карпов тренировался за игрой в шахматы по 3 часа ежедневно, у бизнесменов «силиконовой долины» четырехчасовой рабочий дней, Денис Мацуев упражняется за роялем не более трех часов в день. Большинство мастеров своего дела в самых разных областях активно занимаются в течение 3-4 часов в день. Делают они это регулярно, отсюда и результат. Нет смысла работать над одним и тем же проектом по 15-20 часов в сутки. Профессионалы считают, что такой график вместо развития навыков, дестабилизирует жизнь человека, мешает творческому процессу, притупляет интерес к делу и ослабляет внимание.

Упражнения, внутренняя работа человека - самый сложный этап на пути к совершенству. Тот, кто, действительно заинтересован в собственном росте, должен постоянно испытывать определенные лишения, уметь абстрагироваться, сосредотачиваться только на занятиях и целиком отдаваться им на эти несколько часов тренировок.
Важно быть готовым к ошибкам и недочетам. Опыт невозможен без потерь. Пока мы повышаем квалификацию, допускаем множество ошибок. Ошибки закаляют нас и позволяют избегать подобных неудач в будущем. В среде профессиональных бейсболистов считается успехом, если за свою карьеру они отправили мяч в положение аута только в 70% случаев. Для многих из нас такая цифра - существенная доля промахов. Разве настоящий профессионал допустит больше половины ошибок в своем деле? Но еще бельгийский писатель Шарль Де Линь считал, что те, кто никогда не ошибается, никогда не бывают правы. Каждая ошибка мотивирует нас к дальнейшему развитию навыков, напоминают, что мы далеки от высшей степени мастерства. Если наш интерес неподдельный, мы становимся более собранными, уверенными, и с новыми силами идем к поставленной цели.
Людям с избыточным весом диетологи советуют отрегулировать режим питания. И первое на что они рекомендуют после сокращения объемов пищи, это - увеличение количества приемов пищи. Дробное, пяти-шести разовое питание в день, считается оптимальным для человека со средней дневной активностью. То же самое и с любым другим делом.
Если вам тяжело сосредотачиваться на 4 часа, разбейте свое тренировочное время на «порции». Хотите стать начитанным, но не можете долго концентрироваться - начните читать по полчаса несколько раз в день. Осваиваете вождение и хотите стать профессионалом в этом деле? Выберите безопасный маршрут, создайте себе искусственные препятствия, проводите свои тренировки на малых скоростях хотя бы по полтора часа в день. Через некоторое время будете приятно удивлены. Ведь на развитие навыков вы потратили не больше пары часов, а уровень вашего мастерства заметно вырос.

Не стесняйтесь обращаться к профессионалам. Если вам нужен совет по какому-либо вопросу, лучше получить его от знающего человека, мастера своего дела. Это избавит вас от потери времени на проверку заведомо провальных рекомендаций несведущих людей. Следите, чтобы информация по вашему вопросу была исчерпывающей, но не слишком объемной. Важно научиться оперировать новыми данными, делать это эффективнее с небольшими объемами.
Отдыхайте. Даже самому увлеченному человеку, необходимы перерывы и разрядки. Когда мы повышаем квалификацию, уровень напряжения бывает слишком высок. Нам хочется взять все знания и сразу применить их на деле. Хороший отдых позволяет отвлечься, расслабиться, дает мозгу время на переработку полученной информации, ее фильтрацию и анализ. Перерывы в работе поднимают наш тонус и стимулируют к продолжению труда с новыми силами.
Самый эффективный способ приучить себя к постоянным занятиям, это сделать их частью своей жизни, ее обязательным условием. Пусть это будут три часа, на которые вы отключаете телефон, изолируетесь от внешнего мира, создаете атмосферу недоступную для любого стороннего вмешательства. Позже такой регламент станет вашим собственным стилем, и вы перестанете задумываться над тем, то вам нужно что-либо сделать.
Даже если временем вы все еще не будете удовлетворены уровнем вашего мастерства, вы будете точно знать, что ваш навык развивается, и вы способны выполнять любое дело все лучше и лучше.

По материалам: ТОНИ ШВАРЦ, hbr-russia.ru

Просыпается художник, с дикого похмелья и говорит:
- Эх, мастерство то не пропьешь… А жаль…

«Мастерство не пропьешь». Это действительно, по большому счету - так, потому что отточенные до настоящего мастерства навыки будут служить вам верой и правдой независимо от вашего сознания и состояния.

Хотя, конечно, никто не отменял деградирующее воздействие алкоголя на любую человеческую деятельность. Пропить можно, увы, всё что угодно, вопрос только времени и количества потребляемого. Но сегодня не об этом. Сегодня поговорим о секретах обретения Настоящего Мастерства.

Стать настоящим мастером, какого либо дела или искусства – достойная цель в жизни. И если это дело несет прямую пользу вам и окружающим – достойно вдвойне.

Для того чтобы продолжить, я хочу дать свое истолкование определения Мастера и Настоящего Мастерства. Именно в этом видении и в этом контексте будет идти далее речь.


Настоящее мастерство
– это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что либо, не задумываясь, на уровне рефлексов, на предельной скорости, но вариативно и подстраиваясь под внешние факторы.

Мастер – носитель настоящего мастерства в определенных областях. При этом Настоящего Мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Настоящий мастер обобщит полученные навыки, умения, знания, а потом дополнит их новыми – «собственного сочинения».

Мастер, сознательно (или не совсем:)) передающий свои знания, – Учитель .

Сразу скажу, себя я состоявшимся Мастером пока не считаю ни в одном виде деятельности или искусств, которыми занимаюсь (не смотря на то, что сам обучаю людей много лет разным вещам). Но мне посчастливилось учиться у таких людей из разных областей знаний и умений, и в целом методологию я думаю, что воспринял правильно (она действительно универсальна).


Как же обрести настоящее мастерство, в каком либо деле?

Путь этот долог и тернист… :). Да и не каждому, вообще говоря, необходим в жизни. Но для тех, кому это интересно и нужно, кто что называется «созрел» - наберитесь терпения, все возможно.

Конечно, первая и главная рекомендация – найдите Учителя, настоящего Мастера и станьте его учеником. Это самый правильный и безопасный путь. Если есть Учитель, - нет необходимости читать дальнейшие рекомендации в этой статье, вы все узнаете непосредственно «из первых уст».

Но, увы, не всегда все так безоблачно. Чаще всего ученик не может найти учителя на начальном периоде. Или примеченный Учитель не спешит брать его в ученики…

Учитель (или учителя), как известно, появляется тогда, когда ученик готов. Это произойдет обязательно, - всё в ваших руках. А пока Учителя нет, чтобы обрести «готовность» и ускорить его появление в своей жизни, попробуйте воспользоваться дальнейшими рекомендациями.


Дело для постижения мастерства должно быть вам интересным

Наверное, самый главный пункт. Мастером можно стать в любом деле. А вот Настоящим Мастером, пожалуй, только в том, которое вам по душе и занятие которым доставляет настоящее удовольствие.

Проверить это очень просто. Если вы ощущаете необыкновенный душевный и творческий подъем, когда занимаетесь этим делом, или думаете о нем, да еще в течении долгого промежутка времени – это Ваше Дело, можно приступать;)


Найдите образцы для подражания

Найдите реальных людей, которые, по вашему мнению, и мнению экспертов в данной области обладают мастерством в данном деле. Прочитайте их биографии, если есть – книги.

Если это ваши современники обязательно постарайтесь найти видеоролики с ними и с реальной демонстрацией навыков. Сейчас во времена всеобщего распространения видео-контента - это не является проблемой почти для любой области знаний и умений.

Дополнительно это будет способствовать преодолению сложных этапов становления мастерства, моментов отчаяния, ловушек и пр.


Поставьте цели

Любое дело лучше начинать с поставленных целей. Это дисциплинирует, фокусирует и четко очерчивает вектор вашей дальнейшей деятельности.

Начните с описания глобальной цели. Глобальная цель, должна распадаться на подцели. Подцели тоже должны быть записаны, быть достижимыми и определенными во времени.

Для самомотивации и окончательного самоопределения запишите еще и те возможности, которые даст вам обладание данным мастерством. А может оно и не надо? :)


Например, вы задались глобальной целью стать Мастером портретной фотографии к определенному году. Для этого вам надо для начала хотя бы ориентировочно и хотя бы на год расписать какие подцели и к какому сроку вы должны выполнить: изучить «матчасть», прочитать определенные книги, приобрести определенное оборудование, пройти определенное обучение или мастер-классы, найти определенные сообщества и примеры для подражания, выставиться на определенных выставках и конкурсах и т.д.

Подцели будут со временем расширяться, дополняться, конкретизироваться, и, наконец, выполняться. Важно чтобы процесс проверки и постановки новых целей был постоянным. Ваш путь роста мастерства при этом будет более упорядоченным и быстрым.

Есть люди (особенно творческие), которым очень тяжело дается такое вот планирование. Я сам из их числа. Тут можно или «плюнуть» и полностью положиться на «врожденные талант и интуицию», или попробовать себя перебороть и хотя бы раз сделать такой план. Я пробовал идти по обоим путям. Второй способ заметно быстрее и продуктивнее. Не смотря на то, что «планировать» и расписывать цели я до сих пор не люблю, но терплю и делаю это:)


Изучите теорию

Изучите теорию хотя бы из доступных источников («недоступные» откроются вам попозже). Рекомендую охватить сначала пусть и поверхностно, но всю теорию в целом.

Есть хорошая фраза:

«Практика без теории – опасна, теория без практики – бесполезна!».

Это означает, что знание теоретических основ позволит вам избежать многих проблем, когда вы начнете постоянно переводить знания в двигательные навыки и шлифовать последние. Вы будете представлять себе систему в целом, знать основные «подводные камни», понимать и видеть в дальнейшем степень вашего прогресса.

Из этой же фразы следуют и другой вывод: с одной голой теорией Мастером не станешь. Поэтому переходим к следующим шагам.


Овладейте базой

Самое скучное занятие на начальном этапе, но самое важное для дальнейшего прогресса. К базе относится обычно: правильное положение тела, постановка дыхания, подготовительные упражнения, изучение «матчасти» и т.д.

Например:

  • Правильное положение тела и кистей, а также различные гаммы и другие базовые упражнения при занятиях музыкой.
  • Правильное положение тела, конечностей, шаги и перемещения в боевых искусствах, танцах и другого рода «двигательных деятельностей».
  • Изучение фотооборудования, техники съемки в основных жанрах, основ композиции, для занятий фотоискусством.

Неправильно заложенные и недостаточно отработанные базовые навыки очень сильно замедлят или совсем ограничат в определенный момент времени рост мастерства. Затем, порою, на переобучение придется потратить еще больше времени, чем занимались до этого.

Поэтому, чем больше времени вы потратите на постижение азов, тем более быстрый и надежный рост мастерства ожидает вас в будущем. Не торопитесь…


От простого к сложному

Еще один фундаментальный и вроде бы всем известный закон. Но сплошь и рядом им пренебрегают. Конечно, хочется всего сразу и побыстрее, - это часть человеческой натуры. Хочется уже через месяц протыкать пальцем железную бочку, снимать пачками фотошедевры или «сбацать» на гитаре «Легенду» Альбениса…

Но, как известно, не стоит тянуть ростки растений, от этого они быстрее не вырастут, а загубить – проще некуда.

Постижение любого мастерства (как системы), всегда разбивается на этапы. Сложность каждого нового этапа нарастает постепенно. Каждый следующий этап опирается на навыки, полученные в предыдущем.

Даже чтобы нарисовать простой ученический натюрморт, ученик должен пройти множество этапов и овладеть многими знаниями и навыками: передача объема и перспективы, светотень, техника рисунка, основы композиции и пр. И всё это в определенном порядке «от простого к сложному».

Есть, конечно, гении и таланты, которым всего этого и не нужно, всё уже внутри них. Но это исключения, подтверждающие правило.

Еще раз, - не торопитесь… Тут уж точно, - тише едешь дальше будешь.


Фокусируйтесь

«Мастерство растет вглубь, а не вширь…».

Это очень важный момент для понимания. Можно сказать принципиально важный.

В каждой области, в определенный момент времени надо стараться сосредоточиться на отработке только нескольких навыков. Новые элементы и усложнения добавляются только тогда, когда хорошо отработаны предыдущие.

Одновременно на одном занятии нельзя отрабатывать более трех навыков!

Пятнадцать лет назад, когда я пришел после спортивных единоборств в традиционные семейные боевые искусства - я был сильно озадачен и даже поначалу разочарован методу тренировок.

Почти все занятие, в течение двух часов, упорно отрабатывалось одно, два, максимум три упражнения. До этого только небольшая суставная гимнастика. На следующем занятии то же самое и, что казалось ужасным, практически те же самые упражнения. Потом опять и опять. И так раз за разом, многие движения и упражнения отрабатывались - неделями и месяцами. Никакого разнообразия – сплошная «монотонность и скукота».

А как здорово и интересно было заниматься до этого! Каждая тренировка просто фейерверк действий и возможностей: тут тебе и «игра в мячик», и всякие хитрые упражнения, и отработка пяти-восьми приемов, и «силовуха», и спарринг и тренажеры и еще масса всяких разнообразных вещей. Все весело, драйвово, изматывающе и… практически бесполезно для развития реального боевого мастерства. Этакий фитнес с элементами единоборств получается…

Занимаясь в «скучной» традиционной школе я за год достиг больших успехов, чем за пять лет предыдущих занятий…А все потому, что «Мастерство растет вглубь, а не вширь…» ;) И не только в боевых искусствах, а, пожалуй, во всех делах и искусствах.


Закон постоянства усилий

Для развития любого мастерства заниматься нужно регулярно. Перевожу для тех, кто не совсем понял: «Заниматься нужно каждый день!».

Усилия должны быть постоянные, но не чрезмерные. Лучше заниматься по часу, но каждый день, чем хоть 10 часов подряд, но единоразово, или по три часа три раза в неделю.

Еще есть понятие принципа комфортности. Вы должны испытывать состояние комфорта при занятии. Как только начинается дискомфорт, лучше сменить упражнение или вообще закончить занятие.

Очень желательно иметь план занятий и варьировать по дням различные упражнения, чтобы избежать совсем уж тягостной монотонности.

Первый основной секрет мастерства развития навыка– это правильность общей методики и методики конкретного упражнения. А вот второй – большое количество повторений.

«Повторяй движение десятки тысяч раз и мастерство придет», говорили на востоке. Подписываюсь под этими словами: не только придет, а прямо «нечаянно нагрянет…». И закрепится в подкорке. А чтобы ускорить процесс – старайтесь осознавать то, что вы делаете. Не переводить всё в «машинальщину». Это трудно, но это возможно. Прогресс при этом будет идти куда быстрее.


Начинайте учить

С определенного момента для дальнейшего прогресса нужно начинать передавать свои знания и навыки другим людям. Это даст вам возможность многое переосмыслить, додумать и понять, получить обратную связь и выйти на новый уровень.

Передавайте только те знания и умения, которые вы реально понимаете, в которых вы действительно достигли прогресса, и в которых вы знаете следующий шаг/этап. Т.е. вы должны всегда быть на шаг или лучше на два впереди обучаемых.

Не старайтесь зарабатывать на обучении других. Главный ваш заработок – это шлифовка собственных знаний, умений и «фидбэки». Чем больше отдаешь – тем больше получаешь.

Кстати, в традиционных школах до сих пор настоящие знания передаются ученику бесплатно: «от сердца к сердцу».


Подводные камни постижения мастерства

Часто бывает так, что вы вроде бы соблюдаете все перечисленные советы, но не видите никаких ощутимых результатов. Тут есть одно старое универсальное и проверенное поколениями наблюдение: «При регулярных занятиях малые достижения приходят через три месяца, а большие через три года…»

Что это означает для вас? Это означает, что если через три месяца регулярных занятий вы не заметили значимого прогресса и полезных изменений - это плохой знак. Или не правильная методика, или плохо прорабатываете базу, или просто это «не ваше».

Результаты должны быть видны и реально осязаемы через 90 дней с момента начала практики. Используйте это правило для проверки.

Другой момент. Первые три года до получения первых «больших результатов» при условии постоянной и правильной практики у вас будет постоянно и ярко выражено идти прогресс. Вы будете реально чувствовать, как переходите раз за разом всё на новый и новый уровень.

Но после трех лет прогресс, как правило, замедляется и для каждого нового качественного перехода нужно все больше времени и сил. Правда и сами переходы становятся всё значимее...

В этом кроется основная ловушка. Бывает что занимаешься несколько лет, но не чувствуешь существенного скачка, кажется что топчешься на месте, или вообще имеет место быть регресс. И многие бросают занятия, хотя новый уровень был всего-то «в двух шагах за поворотом».

Верьте в себя, верьте в свое развитие, запаситесь терпением. Переход на качественно новый уровень обязательно будет. Нужно работать, не смотря ни на что. И усилия будут вознаграждены.

Еще одна частая ловушка на высоких уровнях – это ловушка честолюбия. Человек считает, что он уже всего достиг, что он лучший из лучших и в дальнейшем движении нет необходимости. При этом занятия или совсем прекращаются или очень значительно сокращаются.

Но, как известно: «Меч, который не полируют – ржавеет». Заниматься чем-либо это как будто плыть против течения, как только остановишься, - тебя начнет относить назад.

Нет предела совершенству и нет предела мастерству, - это надо всегда помнить.

© 2013 Сергей Бородин


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни".

В каждом человеке заключены три мастера.

Мастер - это человек, который владеет знанием об устройстве своего духа. Он знает что-то, что позволяет ему быть в нужное время в нужном месте. Это значит, что управление жизненной силой заключается в способности управлять состояниями, обстоятельствами и делами.

Человек может быть:

Мастером состояний или художником, что проявляется в созидании, в любых творческих проявлениях;

Мастером управляемых совпадений, хозяином обстоятельств или жрецом, воля которого направлена на управление теми событиями, которые обыденным сознанием понимаются как неуправляемые, как "объективно данные";

Мастером дел, осмысленных действий или правителем (воином), способным изменять обстоятельства, влиять на других людей.

Это разделение условно, поскольку в каждом человеке есть и творец, и духовный деятель, и "активист" собственной жизни. Более того, для совершения любого дела требуется усилие всех трех мастеров, каждый из которых вступает в действие в нужный момент. Данное условное разделение как раз и необходимо для того, чтобы научиться чувствовать в себе этих "мастеров" и переходить от одного состояния к другому в зависимости от ситуации.

Таким образом, мастер - это человек, который способен совершать в любой ситуации своевременные, осмысленные, правильные, творческие действия, сообразные обстоятельствам.

Однозначной трактовки слова "мастер" в китайском языке нет. В "Книге перемен" и у Конфуция встречается понятие человека, владеющего мудростью, способного управлять своей деятельностью, своим "я", своей действительностью: Цзюнь-Цзы - государь, благородный человек. Но чтобы стать государем, необходимо стать правителем самого себя, а чтобы стать правителем самого себя - необходимо точно понимать, как устроено время, как устроено состояние, как устроено тело, как устроено влияние твоих состояний на обстоятельства. Дословный перевод этого слова - "благородный человек", "благородный государь", но это не совсем правильно, а вот, наверно, слово "мастер" сюда бы подошло больше.

Есть еще понятие Сянь-Жэнь, но оно больше описывает некую сакральную одаренность, способность человека применить свои умения адекватно. Кроме этого, с мастерством непосредственно связан процесс передачи знания, опыта. Мастер - это тот, кто способен передавать свои умения ученикам: Ши Фу или Да-Ши - Великий наставник и Учитель.

Путь мастера - это обязательно долгая работа, помноженная на знание своих склонностей к чему-то; это работа и изучение нового. Работа мастера - это всегда учеба, умение правильно учиться. Конфуций сказал: "Научиться со временем применять изученное, - не в этом ли радость?"

Мастерство - это искусство, это способность переживать и воплощать в действия творческие состояния. Когда ты можешь входить в творческие состояния, когда есть возможность их воплощать во что-то, что передается другим людям, способным это оценить, - это следование пути мастера.

Если взять, например, какой-нибудь чайник, сделанный мастером, - тут речь идет о мастерах творческих состояний, - то он, конечно, отличается от остальных предметов. Китайский мастер с этой точки зрения, сделал ли он чайник, кружку или иной предмет, способен через материал передать свои знания. В "Книге перемен" в этой связи есть четыре основных понятия: замысел, воплощение, ценность и верность. Замысел воплощается верностью ценностям. То есть когда замысел воплощается, возникают ценности. Но чтобы замысел имел ценность, необходимо хранить верность ценностям воплощаемого замысла. Мастер - тот, кто способен воплощать замысел в материале. Не важно, мастер ли он фэн-шуй, мастер чая или мастер боевых искусств...

С почтением, Бронислав.

Из интервью проекту