Кто такой слава полунин. Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото. Когда Слава быстрым аллюром проводит меня по своей Немаленькой Мельнице, я все пытаюсь понять: в чем тут секретный компонент, тайный ингредиент? Как все это получа

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.

Главного про Славу Полунина почти никто не знает. Знают, что он – звезда мировой клоунады наипервейшей величины. Но мало кто знает, что Полунин давно и осознанно посвятил свою жизнь созданию универсальной системы перманентного счастья…
- А вы вообще-то сами откуда будете? - спрашивает раджу пожилая мадам в очках. Как и положено мадам, по-французски.
- Я вообще-то сам из Индии буду, - отвечает раджа благожелательно и с достоинством. Французский у раджи так себе, зато достоинства и благожелательности хоть отбавляй.
- Буквально вчера прилетел, - уточняет он.
- Нет, - говорит мадам, - я, экскюзе муа, имею в виду - вы вообще в целом откуда? Где вы живете?
- А, - говорит раджа и делает глоток шампанского из стаканчика. - Теперь понял. Я вообще везде живу. А сейчас вот здесь. Так что сейчас местные мы.
Пользовательский интерфейс мадам отображает сомнение, затруднение и внутреннюю борьбу.
- Нет, - говорит она. - Я, экскюзе муа, имею в виду - вы на каком таком языке разговаривали? Вот с ним только что? - она кивает на меня.
- А, - говорит раджа и подсвечивает радостной улыбкой обильную седоватую растительность на своей физиономии. - Теперь понял. Ну, конечно же, мы разговаривали по-русски!
Ну, конечно же. Что же может быть естественней же.

На голове у раджи белая чалма, на самом радже оранжевый китель - то есть, разумеется, это не китель, но, как он называется правильно, я не знаю и про себя именую китель кителем. Сочетание чалмы и кителя совершенно не обязательно подразумевает раджу, очень может быть, что набоба или, к примеру, брахмана, но этого я тоже не знаю и про себя именую раджу раджой. У ног раджи красивая леди в сари, похожая скорее на японку, разливает по стаканчикам напитки, а внушительный господин - тоже в кителе, но без чалмы, - наигрывает на барабанах. Про барабаны я точно знаю, что они называются табла. Рядом одна девушка в сари, смуглая от загара, но русоволосая, неторопливо наносит на руку другой девушке в сари, темноволосой, но не смуглой, узор хной. Сидят еще люди, бегают дети. Разложена какая-то нехитрая снедь. Из колонок позвякивает и подстанывает что-то индийское, наверное, ситар. Все это - барабаны, девушки, снедь с вином, колонки с ситаром - располагается на ярких тканых накидках, а те - на деревянном настиле пешеходного Pont d’Arts. Между озадаченной пожилой мадам, деловитым чехом с профессиональным «кэноном» (чех который год делает книгу про Pont d’Arts, и который раз в этот день снимает раджу с компанией, и каждый раз искренне уверен, что познакомился с ними только что), уличными музыкантами, ямайским негром с дредами и громким портативным регги на колесиках и прочими прохожими - и витыми перилами моста, что увешаны чужими негасимыми любовями и нерушимыми браками в виде разнокалиберных замков, включая велосипедные и чемоданные. За брачными перилами небрежно разбросана Сена цвета хаки, раздвоена острым крейсерским форштевнем острова Сите, - и вдоль полицейской набережной Орфевр, из-под моста то и дело выпрастываются прогулочные французские бато, самодовольные и длинные, как французские батоны. С открытых палуб японцы с «никонами» оказывают чеху с «кэноном» плотную огневую поддержку. Над невидимыми отсюда химерами Нотр-Дама копится мощная грозовая группировка. Через пятнадцать минут она перейдет в наступление, и нам всем во главе с раджой придется ретироваться.

Раджа, предупрежденный о грозе интернетом, спокойно прихлебывает шампанское и подмигивает.

Раджа Слава - Вячеслав Иванович - Полунин, уроженец городка Новосиль Орловской губернии и гражданин мира, отмечающий в нынешний День России свое шестидесятилетие, многажды названный гениальным, великим, величайшим клоуном нашего времени, и уж точно - один из успешнейших, обладатель очень престижной британской премии Лоуренса Оливье, мексиканской премии Луны, русской премии «Триумф», шотландского «Золотого ангела», испанского «Золотого носа», всяческого высочайшей профессиональной пробы золотого черта в позолоченной ступе, народный артист РФ, забывший захватить паспорт на церемониальную встречу с президентом Путиным и прошедший в Кремль без документов, мим, актер, режиссер, мегаломан, дорогостоящая суперзвезда, въедливый эффективный менеджер, неутомимый генератор идей и проектов, незабвенный Асисяй, создатель брендовых «Лицедеев», постановщик десятков спектаклей, организатор множества фестивалей, президент «Академии дураков» и король Петербургского карнавала, посол Андерсена в России и шевалье искусств Франции, реформатор славной советской школы клоунады, где в пантеоне Карандаш, Попов, Никулин, Енгибаров, фактический творец школы новой, человек, гастролировавший в сорока странах мира и только в Нью-Йорке - три года, работавший со множеством современных гениев вроде лучшего киносказочника наших дней Терри Гиллиама, автор хитового «сНежного шоу»… - словом, на Мосту Искусств города Парижа восьмого мая текущего года Слава Полунин вовсе даже не валяет дурака; он осуществляет тонкую настройку своей жизни.

Нет. Все неправильно.
Конечно же, Слава Полунин именно и конкретно валяет дурака.
И тем осуществляет тонкую настройку своей жизни.
Потому что все знают: Слава Полунин - великий артист клоунады, а что и делать клоуну, как не валять дурака?
И мало кто знает, что полунинское дуракаваляние преследует некую цель.
Что Слава Полунин на полном, весьма серьезном несерьезе работает над выведением универсальной формулы перманентного счастья.
- У нас, - говорит Слава Полунин, - четкие принципы.
И даже загибает большой палец, отчеркивая принцип номер раз.
- Мы в семье, - говорит Полунин, - никогда не смотрим телевизор. И никогда не слушаем радио. И вообще отключаем себя от негативной информации. Если что-то действительно важное случится - кто-нибудь из друзей нам расскажет.

Дело месяцем раньше, начало апреля. Мы сидим в маленьком номере маленькой гостиницы под названием «Маленькая мельница» на излете квартала Марэ. Номер декорирован не без артистизма. Весь обит каким-то черно-белым пятнистым ворсом, словно на отделку пустили стадо буренок симментальской породы. А телефон звонит так, словно хор лягушек квакает a cappella.

Мне, - говорит Полунин, - вообще нужно, чтобы минимум пять близких людей сказали: пойди на этот фильм, почитай этот журнал. Только тогда я иду или читаю. И в театре я всегда сажусь на самый крайний стул в самом дальнем ряду. Сижу пятнадцать минут. И ухожу. Обычно. И только иногда, редко бывает такая радость - когда ты понимаешь, что происходящее стоит того, чтобы остаться, и перебраться в середку, и завтра еще раз прийти!

Полунин делает паузу.

Мы, - говорит он, - стараемся изъять себя из потока негативной информации. Наш век увеличил информационное давление на человека во много сотен раз. Нам нужно уметь защищаться. И когда мы с друзьями собираемся за столом - а рядом со мной за столом всегда оказывается минимум десяток друзей, иначе не бывает, - то работает закон положительной информации. Мы рассказываем так же, как все люди в компаниях: я видел это, я слышал то, я прочитал в интернете… - но только о хорошем! Что кто-то что-то создал. Что где-то что-то родилось. И ученикам моим я никогда не говорю, мол, что-то плохо, что-то не выходит. Из меня не вытянешь критики. Если хорошего нечего сказать - я смолчу, уйду от ответа. Но стоит углядеть что-то хорошее - вот об этом я говорить буду. За это уцеплюсь. И тогда человек начинает понимать, что ему стоит делать и как. Мы не говорим: тут дырка, тут недоделано… Мы говорим: вот тут что-то начало получаться. И вот здесь - да-да-да, здесь появилось… Мы говорим: вот идея пришла! - а если ничего не пришло, то и нечего говорить, и пошли лучше пиво выпивать. И нам поэтому радостно всегда, понимаешь?

Я пока что не понимаю, понимаю ли я. Но рассчитываю понять. Зря, что ли, я ехал к знаменитому клоуну Славе Полунину за счастьем?

Мне рассказали, что Полунин сконструировал чрезвычайно проработанную систему счастья. Что он живет по этой системе, неукоснительно соблюдая ее правила, и собирается написать о ней пять, нет, семь, нет, двенадцать книг. Что счастье в этой системе является не только конечным продуктом, но и топливом: так сказать, круговорот счастья окрест Славы Полунина. Что поэтому, например, он общается только - и исключительно! - со счастливыми, позитивными людьми. Не делая исключения и для журналистов. Так что я не был вполне уверен, что наша встреча вообще состоится. Даже пару часов назад, когда разглядывал свою помятую, не без щетины, физиономию в зеркале туалета аэропорта Шарль-де-Голль.

Как Полунин отличает счастливых людей от несчастных? Вряд ли у него есть специальный датчик. Может быть, фейсконтроль? Представлялась парочка гламурных бодигардов - отчего-то похожих на Дольче и Габбану. Они досматривали меня брезгливо и выкидывали за порог.

Надо сказать, я с огромным подозрением отношусь ко всем проработанным системам современного счастья. И не столько в силу известного романтического императива - не будешь счастлив по приказу, can’t buy me love и прочая лирика, - сколько потому, что в текущем консюмеристском мире счастье явственно мутирует в индустрию с неизбежными признаками потребительского фашизма. Как уже мутировали в тоталитарные индустрии красота (и канули гармоничные дурнушки, которых ценят не за экстерьер, а за веселый добрый нрав), успех (и невозможной сделалась честная, гордая бедность), молодость (и умение достойно стареть пора заносить в Красную книгу). Индустриальное, конвейерное счастье, основанное на утешительном полузнании, что все суть комбинация химических веществ в наших дорогих организмах - и не более, плохо уже тем, что поддельно. Похоже на настоящее, как елочные игрушки из анекдота, но внутри - эгоистичное самодовольство от выполнения комплекса простых действий, от позитивного аутотренинга пополам с дозированным альтруизмом и нормированной доброжелательностью. О да, конечно: счастье как технология - вовсе не изобретение психологов и авторов околонаучных бестселлеров. Такая технология вложена в базовый пакет любой религии - не исключая страдательного христианства, тем более юзер-френдли буддизма. Вот только религиозные счастья - лишь побочный продукт прорыва индивида к горнему, и в методиках прорыва всегда есть место самоограничению и даже самоотречению, но нет места самодовольству. А в индустриальном счастье нет ничего, кроме него.

На этой ноте я и приехал в «Маленькую мельницу». Бодигардов Дольче и Габбаны там не было. А Слава Полунин с его сокрушительным обаянием, хитрым прищуром и растрепанной растительностью на физиономии (когда-то он говорил, что по растительности можно замерять, сколько он не выходил на сцену, - перед спектаклем клоун бреется) - был.
И действительно выглядел подозрительно счастливым.

- Ну ни фига себе, - говорю я честно месяц спустя, в день капитуляции нацистской Германии. Это первый, но далеко не последний раз восьмого мая, когда мне предстоит сказать эти или какие-то похожие по смыслу слова.

Я сижу в машине, машина стоит перед медленно отворяющимися воротами. Ворота из бугристого, инкрустированного какими-то каменьями, проросшего сказочными буркалами дерева. С двух сторон их подпирают металлические фигуры в широкополых шляпах, не то пугала, не то Железные Дровосеки, не то маги-громовержцы из компьютерной махаловки Mortal Combat. Ворота сделал Теодор Тэжик - замечательный художник, который, в частности, работал над фильмом «Кин-дза-дза» и изобрел все тамошние гениальные пепелацы, а сам живет в Москве в доме, спроворенном из бывшей трансформаторной будки. А тут за его воротами - Мельница. Тоже Мельница, как и парижский отель, только без уменьшительного прилагательного. Натуральная мельница здесь когда-то и была. А теперь здесь одно из трех примерно мест, где Слава Полунин растит большие, ветвящиеся театральные проекты - ну и живет немножко.

В каком-то другом случае я бы сказал проще: дом. Но здесь это простое слово не подходит.
Ни фига себе, говорю я, наблюдая сногсшибательные ворота и уже догадываясь, что визит на Мельницу порядком скорректирует мои представления о полунинской методе тотального счастья.
Ворота открываются, мы въезжаем, и я оказываюсь прав.

Тут вот какая штука: есть инерция восприятия, заставляющая рассматривать клоуна как существо практически бездомное. Такое, чей адрес не дом и не улица, и даже не Советский Союз, а весь мир - с точками временной регистрации в гостиницах и автофургонах. Пытаясь посмотреть «глазами клоуна» и осмыслить увиденное, ты учитываешь что угодно - но не то место, где клоун шлепает босиком в душ и варит себе утром овсянку. Этого места попросту нет в системе координат. Оно не важно.

То, что я до сих пор слышал о Полунине и от Полунина, нисколько не противоречило такому взгляду.

Месяц назад Слава Полунин, излагая мне свою географическую философию, говорил (и ничуть не лукавил), как важно все время двигаться, ездить как можно больше. «Шарик - штука небольшая, обязательно использовать его по назначению». Любому, говорил он, надо побывать в Индии: это опыт, который сильно меняет отношение к жизни, дает наглядный пример переключения скоростей и смены ориентиров (Полунин как раз собирался в Индию - вначале гостить на свадьбе в Раджастане, а после - с хорошей компанией плыть пять дней на лодке по ленивым рекам тропического штата Керала). Любому надо бывать в странах, где радость жизни растворена в воздухе, как пузырьки в шампанском, - в Италии, на Кубе. «На Кубе я как-то много часов наблюдал за парнем, вешавшим в гостиничном холле занавеску, - он приходил, пританцовывая, уходил, возвращался, включал магнитофон, примерялся к карнизу, снова уходил, напевал, прищелкивал пальцами; он повесил занавеску, она перекосилась и упала - он махнул рукой и ушел, абсолютно довольный; он потрясающе, потрясающе провел несколько часов!» Ну а вы, Слава, где все-таки в основном живете, спросил я. «Мы, - сказал Полунин, - нигде не живем, мы движемся, у нас есть несколько бивуаков - в Москве, в Лондоне, где растет “сНежное шоу”, здесь, во Франции, где растут новые проекты, еще где-то…» Я покивал: образ бивуака был недурен, цирковым (а клоун - все-таки циркового семени ремесло, даже если, как в полунинском случае, вырастает в полновесный театр) и не положено сидеть на месте, смотри выше. Клоун - это «Караван мира», который Полунин со товарищи сделали в девяностом. Фантастический анабасис десятков («двадцать мы собрали, а еще сорок прилепились сами») коллективов по Европе, когда «железный занавес» уже обваливался кусками, но еще пугал, и еще не снесли Берлинскую стену, и Вацлав Гавел, будущий президент и тогдашний завлит одного из театров-участников, сидел под домашним арестом, откуда его пришлось вызволять, - а шапито вырастали от Праги до Елисейских Полей, как посольства оттепели, расплавляющей границы, сплавляющей Европу в новое единство. В этом году юбилей не только у Полунина, но и у «Каравана», и будет праздник, ритуальный уменьшенный дубль. Того блицкрига, конечно, не повторить, не входят в один zeitgeist дважды. Однако людям, провернувшим эдакий великий поход на переломе времен, где же и жить, как не по бивуакам?

Не то чтобы я действительно ожидал обнаружить на Мельнице армейские палатки и полевую кухню. Или шапито и кибитки (хотя жил же одно время дизайнер Симачев в юрте, чем не пример?).
Но того, что обнаружил, я не ожидал тем более.
Зато кое-что понял про механику счастья.

Ты понимаешь, - говорит Слава Полунин в номере «Маленькой мельницы», - про счастье у меня нету никакой специальной концепции. Я не очень сильный философ. Словом не слишком хорошо владею, анализом. Я как ребенок: сейчас счастлив - сейчас нет. Если несчастлив - лезу из кожи вон, чтобы это устранить. Это формула моего существования. Если чувствую, что я не в гармонии, не в радостном созидании, - я воспринимаю это как болезнь. Болезнь может длиться день, неделю, год - но весь этот год я стремлюсь из нее выбраться. Это для меня ужас. Я не могу себе позволить быть несчастливым.

Полунин задумчиво смотрит куда-то под потолочную балку, словно там плавает в воздухе невесомый весомый аргумент.

У меня есть закон, - говорит он. - Называется «ноги в воду». Каждые три-пять лет надлежит сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать, сидеть и думать: что ты сделал за эти годы? Зачем? Нужно ли это было делать? Куда ты идешь?.. Каждые три-пять лет нужно сворачивать. Обновление, понимаешь? Ты не можешь все время идти вот так, - он прямо и резко рубит рукой. - Даже если идешь к какой-то определенной цели, то идти нужно вот так, - рука выписывает змеиный зигзаг. - Идти все время по одной дороге - скучно, неинтересно, неправильно. Ужас повторения: здесь уже сидел, здесь лежал, с этим пил, с этим ел, с этим плясал. Невозможно. Словом, ты должен устраивать себе ревизию: счастлив ты или нет. Этот самоконтроль - регулярная, обязательная процедура. Как умывание. И если ты чувствуешь на теле чесотку несчастья - ее необходимо устранить.

- Ну хорошо, - говорю я. - Вот Слава Полунин просыпается поутру, смотрит в зеркало и думает: хм, чегой-то я несчастлив. И что дальше?
- Дальше, - говорит Полунин, - Славе Полунину нужно понять, почему он несчастлив.
- И всегда можно понять? - не верю я.

Всегда, - говорит Полунин твердо. - Пусть не за один день, но можно. Вот смотри. Я работал в цирке «Дю Солей». Это лучший цирк в мире. И я - звезда великого цирка. Это гастроли в Нью-Йорке. И я - главный персонаж. Мечта, вершина карьеры… И - мне скучно. Неинтересно. Несчастливо. Почему? А - кончилось творчество. Я ежедневно повторяю одно и то же. Развития нет. Не дают развиваться, нельзя, потому что формула коммерческого успеха - закрепление и повторение. И у меня начинается депрессия. Что-то неверно. Я нахожусь не там. Депрессия длится несколько месяцев - страшная, тяжелая… Хотя все идеально, меня все любят, меня на руках носят! И вот я ищу возможность вырваться из этого прекрасного, выгодного, перспективного контракта. И вырываюсь. И депрессия проходит. А раньше - еще в советские времена - был у меня идеальный партнер, Саша Скворцов. Мы с ним были абсолютная пара десять лет кряду, а то и пятнадцать… И вот однажды я сказал: нет, Сань, давай мы с тобой расстанемся - и каждый пойдет своим путем. Все цирковые люди крутили пальцами у виска: ты что, сумасшедший, найти партнера - профессиональная мечта!!! Но мы все друг другу сказали, все сделали, и я понимал: теперь мы стоим на месте и держим друг друга, не даем двигаться. И надо было решиться уйти - неизвестно куда, неизвестно зачем. И я решился. То есть нужно понять, что именно и в каком месте неправильно, - это раз. И найти в себе силы сделать из этого места шаг - это два. А это всегда очень больно. Очень непросто. И абсолютно необходимо.


К моменту, когда он это говорит, я уже и сам убеждаюсь: ни в Полунине, ни в полунинской «системе счастья» нету самодовольства - дурного гена индустриальной благости, главной беды и главного греха успешных и знаменитых. И мания величия, в которой Полунина любят уличать недоброжелатели, особенно менее удачливые коллеги, - это тоже не про него. Иное дело комплекс бога; но у какого ж всерьез состоявшегося творческого индивида нету комплекса бога?.. Но и моцартианский аватар большого ребенка, который прыгает на одной ножке от удачи к удаче, словно беззаботно играет в классики, меня чуть смущает. Его явно предпочитают говорящие о Полунине; однако он не то чтобы фальшив - он явно не полон, недостаточен. Полунинская жизненная траектория, полунинская карьера, количество и качество взятых им высот - все это явно предполагает не только огромную, постоянную, упорную и временами на разрыв аорты работу; это как раз понятно любому, кто хоть что-то знает о механике творчества. Но еще это подразумевает и жесткость воли, и целеустремленность, и способность отбрасывать второстепенное ради главного. Инфантильные идеалисты не бывают гениальными менеджерами собственного дара. Инфантильные идеалисты не становятся звездами «Дю Солей» - а главное, не уходят из звезд «Дю Солей» вопреки расслабляющим обстоятельствам. Больше того: как трудно мне вообразить карьерный успех без сжатой энергии борьбы и прорыва, так трудно представить успех творческий без примеси сумрака и боли - сотканный из одной лишь игры добра и света (ну и работа, работа, много работы - в уме).

- Слава, - говорю я, - а состояния творчески продуктивного НЕсчастья у вас никогда не бывает? Ну - плохо вам, муторно… а потом из этого что-то стоящее рождается?

Я, - говорит Полунин, - жаловался как-то Райкину, Аркадию Исааковичу: мол, вот, сделал спектакль, а что-то не то, публика не понимает… А он мне на это: дурак ты, дурак, учиться тебе еще и учиться. Вот сегодня ты наконец-то сделал шаг в правильном направлении. Ты натолкнулся на препятствие. И теперь тебе придется думать. Придется понимать: что, и почему, и как. А до этого ты делал все интуитивно, попал не попал, и цена этому грош. Так что без дискомфорта никуда не уедешь. Но несчастье нужно только для того, чтобы сказать себе: я хочу быть счастливым. И - шаг за шагом идти к счастью. Счастье не может быть каждый день. Это нам хочется, чтобы каждый день. А на деле дорожка к счастью - трудоемкая дорожка. Но само стремление дает тебе вдохновение. И когда ты выходишь наконец на желанную полянку и вдыхаешь полной грудью - ты говоришь себе: о, все правильно, все сошлось. А до того - зубы сжал, стиснул, и прешь, прешь, прешь… аж трещит все. И после - то же самое. Без этого самоистязания, без удовольствия преодоления себя ничего не будет.

- А как насчет того, - говорю я, предположив, что момент вызрел, - что вы общаетесь только со счастливыми людьми? Это правда, что ли? И как же вы их, так сказать, сепарируете от несчастливых?

Я согласно киваю в ответ; Полунин все-таки здорово все объясняет, даром что не философ и с анализом не в ладах. Лишь потом, позже, я понимаю, что про технологию отделения плюсов от минусов и счастливых от несчастливых он так ничего и не сказал. Наверное, как в любой алхимии, это тот неудобосказуемый, не слишком-то приятный секретный компонент, тайный ингредиент, без которого не выйдет никакого Великого Делания - и секретом которого не делятся ни с кем никогда.


Когда Слава быстрым аллюром проводит меня по своей Немаленькой Мельнице, я все пытаюсь понять: в чем тут секретный компонент, тайный ингредиент? Как все это получается?
Потому что я никогда не видел более волшебной обитаемой среды.

Непонятно даже не то, как на все это хватило денег; я знаю, что до пятидесяти лет Полунин и впрямь практически жил в автофургоне и имущества имел пару чемоданов, - но все-таки теперь (и уже довольно долго) он в когорте самых востребованных и успешных артистов мира… Непонятно, как хватило времени, упорства и фантазии - всего-то за восемь, что ли, лет, которые Слава с женой, близкими, соратниками и друзьями превращают Мельницу в уникальный дом - творческую лабораторию.

И, главное, непонятно, как сам я мог пытаться поглядеть «глазами клоуна» и понять Славу Полунина, не поглядев на этот его бивуак.

Мельница лежит среди зарослей, и садиков (есть Белый, с прудом, есть Черный, в котором все растения - с фиолетовыми листьями, наперекор ботаникам прижившиеся во французской почве), и прудиков, и странных объектов, и не похожих ни на что резных, вычурных беседок; за забором, где у каждой доски своя любовно выточенная голова; за воротами работы Тэжика; на берегу реки, неширокой, но всамделишной, с тихим гулом соскальзывающей по искусственному порогу. Один бок у Мельницы ярко-желтый, в диковинных подпалинах виртуозных граффити: Синяя Птица, инопланетные существа явно клоунского происхождения. «Это я познакомился с такими чудесными ребятами бразильскими, граффитистами, - объясняет Полунин, - они теперь знаменитые, что-то расписывают в Tate Gallery». Другой бок - палевый, скромный, глядящий в бесконечный диковатый сад. «Тут после урагана девяносто пятого все было завалено поломанными деревьями, - объясняет Полунин. - Мы, когда сюда пришли, пришлось все расчищать. Ну, мы из этого дерева много чего сделали». Он стремительно тащит меня по саду, показывая это самое много чего. Самый актуальный полунинский проект - из того десятка проектов, которыми он занимается одновременно, трезво положив за правило, что проектов должно быть много, потому что встретится с деньгами и до воплощения дойдет хорошо если каждый пятый, - называется «Пейзарт». Попытка вытащить спектакль, клоунаду, лицедейство, живительный карнавал не только из режимного пространства театра - но и из урбанистического контекста вообще; влить его в природу, в живую жизнь, в дышащую и цветущую спонтанность, в незащищенное восприятие зрителя и соучастника, только так и способного ощутить, как счастливая цирковая дурь вымывает из сознания свинцовую глупость будней. Тут для этой попытки - полигон, мастерская и будущая сцена. Вот здесь, объясняет Полунин, будет стоять большое шапито. А вот здесь будет зрительский амфитеатр - и сцена в виде островка, с этой вот сосной посередине. А вот тут будет как бы гнездо из этих вот бревен - и через край зрители будут заглядывать внутрь, а там будет яйцо, а вокруг будут бродить настоящие куры… - и тут же через гнездо гордо дефилирует всамделишный петух невиданной лейб-гвардейской породы, с хохолком и пышными галифе. А вот тут цыганская кибитка, совершенно натуральная, - это мы постарались воссоздать родной дух, дух настоящего кочевого цирка, вот, заходи внутрь, смотри, как тут все здорово сделано - а как в ней славно просыпаться утром, когда птицы поют! А вот тут еще одно яйцо… - и Полунин показывает конструкцию из гнутых, как корабельные шпангоуты, досок; его нам отличные ребята спроектировали, объясняет он, а сейчас они стали лучшими европейскими архитекторами года, вот так, да. А вот здесь то яйцо, которое будет в гнезде, - и показывает уже самый настоящий перевернутый корабельный корпус, найденный где-то, распиленный и перевезенный на Мельницу. А вот это тоже самый настоящий маленький храм из Кореи, его там десять художников расписывали четыре дня… - и впрямь, миниатюрная недопагода, яркие краски, драконы, жутко представить, как сюда везли.

Как-то на отшибе, чуть отдельно от всего, стоит на вечном приколе старый потертый мини-вэн навроде древнего «Каравана» или рижского «Рафика».
- А это наша машина, - говорит Полунин нежно. - Мы на ней как минимум полмира объехали по гастролям. Вот к ней еще прицеп такой же крепился - и дом был, и штаб, и все что угодно.
Я замечаю, что на правом переднем зеркале мини-вэна висит небольшая кожаная сумка, такая же старая и потертая, как само авто.

А Полунин уже увлекает меня дальше, дальше: в нутро Мельницы, ни на что не похожее, и ни одна комната не похожа на другую, и в одной царит индийский стиль, а в другой какое-то гжельское узорочье, и изукрашенная бело-синим каминная решетка с блошиного рынка оказывается рамой для телевизора, и в «детском мире», от вида которого меня в детстве хватил бы счастливый преждевременный инфаркт, прозрачный потолок, он же пол для будущей библиотеки, и с петрушечьей пестротой костюмерных мастерских спорит строгость кабинета, от пола до потолка заставленного богатейшей полунинской карто- и видеотекой по вопросам театра, цирка и клоунады, и верхний, еще не отделанный этаж словно сложен из витиеватых раковин, а на площадке, выходящей на реку, стоят тяжеленные кресла-троны из плавника родом из Новой Зеландии и тлеет очаг, в девичестве огромная посудина, в которой в Индии на целую деревню готовят по праздникам прасад. «Просто мы поняли, что из Индии один раз притащить дешевле, чем покупать в IKEA», - говорит Полунин. Верю, поняли, притащили; но ведь все это кто-то придумал, нафантазировал, спроектировал; вот к этому замечательному объекту приложил руку маэстро Михаил Шемякин, кстати, почти сосед - живет неподалеку; а вот эти витые раковины стен соорудил не вызванный с того света дух Гауди, а Андрей Бартенев, друг и частый гость. Полунин рассказывает и показывает - и за этой экскурсией проступает ладно бы полуниноцентричная (все большие артисты эгоцентричны), но - чудесно полуниностремительная картина мира. «Я познакомился с таким потрясающим чехом (бразильцем, голландцем, японцем, граффитистом, архитектором, художником)» - и вот уже этот чех-японец-граффитист-художник, плюнув на дела и планы, с радостным блеском во взоре строит деревянное яйцо, умышляет дизайн репетиционного зала, растит сад, готовит шоу в рамках «Пейзарта». Как же он этого добивается, что же он с ними делает, думаю я. Хорошо бы, думаю я, Полунин познакомился уже со всеми - то есть вообще со всем населением земшара: глядишь, бросили бы свои глупости - политику, терроризм, бизнес, распил бюджета, борьбу за национальную независимость и суверенную демократию - и занялись бы делом; вон, и верхний этаж Мельницы до ума не доведен, и вдоль дощатой дорожки еще полно свободного места под карнавальные проекты живого театра.


- Любовь, - говорит мне Полунин в номере «Маленькой мельницы», - любовь и положительная энергия - это закон клоунады. Чем больше ты любишь всех - тем больше тебе возвращают. Сколько отдал - столько получил. На этом равновесии все и держится. Все талантливые клоуны - электростанции любви. И только потому они получают энергию в ответ.
Я бы рад ему поверить, но уж больно благостно все глядится. Вот клоун, вот зритель - и промеж них циркулирует экологически чистый ток обожания, беспримесная энергия обоюдного счастья. Ноль негатива, сплошной позитив.

Я бы рад ему поверить, и уж подавно я готов отнести коулрофобию - реальное психическое расстройство, боязнь клоунов, - в область курьезов: мало ли чего боятся измотанные граждане мегаполисов, рабы корпоративной и жертвы массовой культуры. Кризиса, секса, детей, интернета, домашних животных, пробок, терроризма, генно-модифицированной еды, правительства, революции, соотечественников, инородцев, телевидения, инопланетян, сглаза, плохого фэн-шуй, завтрашнего дня. Покажи им клоуна - испугаются и клоуна.

Я бы рад - но даже я, не бывший в цирке с детства и видевший полунинские шоу только в видеозаписи, хорошо понимаю амбивалентность клоунады. «Я смеюсь, но в душе я плачу», - не об этом ли говорил Бэтмену злодей-провокатор Джокер, не случайно выбравший из всех возможных личин клоунский прикид. Клоун пользуется древним и темным правом прямой коммуникации, которое еще короли даровали шутам - и часто раскаивались, но редко отменяли. Минуя все иерархические этажи искусства и все классовые блокпосты, проскальзывая сквозь опутанные оптоволокном линии Мажино, воздвигнутые новыми технологиями, клоун обращается напрямую к Маленькому Человеку, живущему внутри даже самых больших и важных людей. Он подносит зеркало к его сморщенному лицу - и отражение в зеркале едва ли назовешь просто забавным. Отражение, черт возьми, как минимум неоднозначно. Так над чаплинскими персонажами принято точить политкорректную слезу, умиляясь трогательной жалкости; точащие давно не пересматривали хотя бы «Золотую лихорадку» - герои Чаплина сколь трогательны и смешны, столь же и страшноваты. Маленький человек, возведенный в символический масштаб, вообще страшноват: так пугает все маленькое, увеличенное невместно и несообразно, - паучок под лупой, бактерия под микроскопом, игуана, разросшаяся в Годзиллу, или Башмачкин, вымахавший с Медного Всадника.

Парадоксальным образом это вовсе не противоречит тому, что история культуры знает множество примеров замечательных произведений, в которых симпатичны мелкие бедные неудачники и антипатичны корпулентные богатые везунчики, и чрезвычайно мало примеров, в которых наоборот. Так работает христианская матрица, определившая Иисуса на крест, а не в вип-апартаменты, и тем задавшая главную коллизию своей культуры.

Клоун, паяц, шут здесь на особом положении; он сам себе и художник, и герой, и наблюдатель, и персонаж, и палач, и жертва: кто взял на себя грехи маленького человека, тот не обязан льстить маленьким людям. Клоун - фигура не сусальная, а мистическая, его смех трагичен, его ухмылка не обязана быть доброй: он оплатил это право дорогой ценой. Он отчаянно смеется над открытым переломом мира, потому что в нем самом - скрытый надлом, резонирующая с глобальным провалом тайная трещина. Коллеги-художники об этом отлично догадываются, между прочим. За последние полвека написаны два значительных романа, в которых главный герой - паяц: «Глазами клоуна» Генриха Белля и «Тишина» Питера Хега. И там и там герой вроде как положительный и даже наделенный сверхчуткостью к высшим гармониям, но ни в одном глазу не благополучный. Сложно назвать благополучным потерявшего любимую женщину алкоголика (кто чувствует холодный ток из пробоины в мироздании, тому мудрено не пить) в нижней точке кризиса веры и финансового краха, на грани суицида. Ей-ей, и у Белля так, и у Хега; и уж, наверное, неспроста - потому что и судьбы реальных, не литературных великих клоунов сплошь и рядом выглядят так же, взять хоть Енгибарова, которого Полунин всегда поминает среди главных своих учителей.

Клоун, наверное, прав и в своем праве - но разве же у клоуна может быть все хорошо? Несчастье, возможно, и впрямь болезнь - но в человеческих ли, в клоунских ли силах назначить самому себе и заодно окружающим терапию перманентного счастья? Вот что я пытаюсь сказать Полунину. Но то ли я говорю недостаточно внятно, то ли Полунин давно прожил это и продумал и нашел изящный выход из того, что кажется мне мрачным тупиком.

Клоуны, - говорит он мне почти ласково, - они же интуиты. Они никогда не знают, что делают. Они существуют, как ребенок. Они идеальная мембрана и поэтому резонируют с тем, что другим, даже умным, не очевидно. Но чаще всего они от этого не умеют строить формулу своего развития, выбирать свой путь. И живут, сколько живут. А потом раз - попали в нехорошую ситуацию… и все, они беспомощны, не могут проявить силу. И поэтому пьянство - да, очень частая вещь среди клоунов. Половина клоунов заканчивает пьянством. Как минимум половина. И самоубийство - нередкая вещь. Именно потому, что они не приспособлены к этому миру. Их талант - именно в неприспособленности. Понимаешь?

Полунин смотрит на меня внимательно.

Но МОИ дураки, - говорит он мне так, словно это все ставит на свои места, - мои дураки, которых я люблю и у которых учусь, ухитряются из всего делать счастье. Они постигли: для того чтобы быть ПРОСТО счастливым, не надо переворачивать свою жизнь. Надо только захотеть, чтобы счастье было. И ценить. Друзей, детей, тишину, погоду. Просто внимания больше - и все.

«Дураки» - любимое слово Полунина. Оно нагружено предельно позитивными коннотациями. Не зря он сует его в названия половины своих затей. «Конгресс дураков». «Корабль дураков». Полунинский дурак - не придурок какой-нибудь, не серая нелепая личность, спроектированная для смехотерапии столь же серых, но куда более хватких бюргеров, о нет; напротив, он тот настоящий и цветной, кого мир бюргеров и серых личностей ловил, но не поймал. Потому что траектория движения настоящего, в высоком смысле дурака слишком непредсказуема для корявых пальцев серого мира.

Просто внимания больше, ага.
- И все? - спрашиваю я сварливо.
- Да нет, не все! - Полунин ухмыляется. - Дальше начинается сто-о-олько градаций! Счастье же бывает любой сложности. Можно вот и синхрофазотрон соорудить. Адронный коллайдер счастья!
Чернобыль счастья, заканчиваю я мрачно про себя и спрашиваю - повинуясь скорее интуиции:
- Слава, а вы встречали по-настоящему злых людей?

Наверное… - говорит Полунин неуверенно. - Наверное. Пытаешься их всегда оправдать - что, мол, судьба им не дала чего-то или, наоборот, дала по шеям, и оттого все. Но до конца их понять сложно. Наверное, их мир все-таки очень больно ударил - мамой, папой, детством, чем-то еще. Или чего-то очень недодал. И они потому не задумались о том, что важно в мире. И не могут почувствовать боль других… Но ведь мы - мы же и производим то, что кладется на другую чашу! Чем больше будем стараться - тем больше она будет перевешивать. Это единственный способ. Я другого не знаю.

- А как, - настаиваю я, - насчет противления злу насилием?

Ну, это же, - говорит Полунин удивленно, - предназначение. У каждой личности свое. Один борец, другой творец, третий философ. Кто-то берет меч, кто-то иначе действует. Ты рождаешься с этим уже. Это нормально. Я вот не борец. Меня революционные действия напрягают и пугают. Это все-таки не мое. Я к Толстому ближе, что ли. Мое - это вот… в отшельники. И в кругу своих друзей вести жизнь, которую я считаю правильной. А круги расходятся. И кому-то помогают. Поэтому я и ищу не битвы - а ситуации, где могу проявить свою силу восторженности.


Вечером восьмого мая на Мельнице, в кругу своих, генератор восторженности работает на малых, спокойных, умиротворяющих оборотах. Пахнет жареным мясом. Пахнет сандалом курительных палочек, пахнет масала-чаем из китайского термоса в цветочек. Пахнет негасимыми свечами, изготовленными по индийской технологии: каждая обернута в пропитанную воском бумагу. Кто-то притаскивает пойманного в реке угря - толстого, в руку, мощно извивающегося: угорь соблазнительно выглядит в копченой перспективе, но все-таки его решают отпустить. Крутится на проекционном экране записанное в Индии видео, бесконечно плывет снятый с лодки тропический берег штата Керала - вьющийся, курчавый, обнадеживающе одинаковый, как медитативная зеленая мантра. Слава Полунин в ветровке и оранжевой шапочке полудремлет в приемистом новозеландском кресле из корявого плавника, словно взятом из бутафории «Властелина колец»; индуистский джетлаг, срубающий не то Гэндальфа, не то Сарумана.

- Слава, - спрашиваю я его, - мне вот рассказывали… А вы и впрямь собираетесь написать пять, или семь, или двенадцать книжек про свою технологию счастья?
Полунин глядит на меня непонимающе.

А, книжки, - говорит он наконец. - Нет, ну у меня просто накопилось очень много архивов. Про все проекты, про шоу, про ремесло - ну и так далее. Ну, ты же сам видел у меня в кабинете. Так что мы хотим это все как-то издать. Книжки - они как бы уже готовы, да, столько всего было, ничего не надо придумывать. Так что пять-десять выпустить за год было бы здорово. Если выйдет. И еще хотим сделать серию видеофильмов, таких как бы уроков…

Он замолкает, и разводит руками, и как будто повисает в воздухе: как же все-таки легко перепутать технологию счастья с техникой профессионального мастерства. И то сказать: а кто возьмется отделить одно от другого?
В этот момент все как-то срастается, становится на свои места. А может, это действуют несколько - пять? семь? девять? - стаканов шардоне, нацеженных из удобного, с краником, тетрапака.

Полунинская система счастья не работает сама по себе, без творчества. В творчестве ее суть и цель, ее потайная начинка и явное оправдание, внешний выход и внутренний движитель. В творчестве и только в нем - то ноу-хау, тот секретный компонент, тот алхимический магистериум, которым Полунин пытается претворять чесотку несчастья в счастливую щекотку ежеминутной радости.

Все, может, формально и не так, как в написанном Стругацкими в пору Славиной юности «Понедельнике», который начинается в субботу, - но сущностно так же.

Только творчество и осмысливает все это. Только ради творчества все это и нужно - и невероятно изобретательный «дом-театр, сад-театр», и бесчисленные друзья-волонтеры, превращающие Мельницу с ее скучной кулацкой родословной в разноцветный праздник, и миллион полунинских проектов, попеременно отображаемых на шести рабочих досках-панно в его кабинете, и попойки, и посиделки, и завиральные затеи, и развеселая настройка собственной жизни на Pont d’Arts и во множестве других мест силы, и сонмы веселых неуловимых дураков, спускающих на воду корабли и затевающих конгрессы. Технология счастья Славы Полунина - это попытка технологии бесперебойного творчества. Со своими пиками и спадами, но - непрерывного, как ядерная реакция или процесс выплавки чугуна: стоит на секунду прервать творчество-игру, творчество-посиделки - и заглохнет реактор, и остынет мартен; а если не заглохнет и не остынет, то есть шанс получить на выходе из игр и посиделок полноценное, мощное созидание. Синхрофазотрон или адронный коллайдер счастья.

Так в нормальной жизни, конечно, не бывает: чугун чугуном, а творчество творчеством. Но Полунин давно заработал себе право на ненормальную жизнь. То, чем он занимается, и впрямь сродни алхимии, магии, вуду - только с заданным в условиях знаком плюс. И Мельница его, и все его проекты - попытка выстроить эффективный микромир, от точечных манипуляций с которым будет зримо меняться мир большой, макро-. Ну или, иначе говоря, попытка сконструировать гиперболоид вроде того, что придумал толстовский инженер Гарин. Систему зеркал, способную слабый, неконкурентоспособный свет, типа света отдельной свечи, сгустить в энергетический шнур, обладающий огромной силой: у Гарина разрушительной, а у Полунина, хотелось бы ему, созидательной.

Я не уверен, что у него получится. Пока что особо ни у кого не получалось. Но за попытку, да, спасибо.

Уже совсем темно. Слава Полунин борется с джетлагом в новозеландском троне. А его жена Лена, которой удивительно идет ее театральное прозвище Фудзи, ведет меня и ватагу прочих визитеров на еще одну, ночную экскурсию по территории Мельницы, по одной из главных стационарных частей гиперболоида клоуна Полунина. Мимо садов, и каркасов будущих театральных подмостков, и цыганской кибитки, и корейского храма. Оказывается, что дощатая дорожка вдоль реки и будущей территории «Пейзарта» частично превращена в Млечный Путь. В дырочки и щели вставлены светодиоды - и теперь мерцают радикально голубым. Визитеры увлеченно обсуждают оптимальную плотность огоньков - чтобы и впрямь казалось, что ты шагаешь по звездной дорожке, но не кружилась голова.

Лена подводит меня к сиротливому мини-вэну.
- А вот на этой машине, - говорит она, - мы объехали как минимум полмира. По гастролям. И еще у нас был прицеп…
Я собираюсь сказать, что мне об этом уже говорил Слава. Но не говорю.

А вот видишь эту сумку? - Лена показывает на нее, висящую на правом переднем зеркале, потертую ничуть не меньше самого авто. - Машина у нас раньше долго стояла в другом месте. И какая-то птица сделала в этой сумке гнездо. И вывела птенцов, да. А потом мы все передвинули и были уверены, что птица, конечно, больше не прилетит. Но на всякий случай решили повесить сумку. И вот - посмотри.

Она отгибает клапан. И я опять ничего, ну совсем ничего не говорю. Ни про то, как ловко все всегда обставлено с реквизитом у цирковых. Ни про то, а как, собственно, отгибает этот самый клапан верная своему гнездовью упрямая птица. Я ничего не говорю, потому что в сумке светятся крапчатым светом несколько крепеньких, овальных яиц, из которых теоретически должно вылупиться пушистое, горластое, наглое, беззащитное будущее.

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

Вячеслав Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

Актёр, режиссёр, клоун. Народный артист России (2001).

Вячеслава Полунина на Западе называют лучшим клоуном мира и эпохи. Полунин – лауреат множества престижных театральных премий, среди которых: эдинбургский « Золотой Ангел» , испанский « Золотой нос» , премия Лоуренса Оливье и др. В России в 2000 году он был удостоен премии «Триумф».

Вячеслав Полунин. Биография

Вячеслав Полунин родился 12 июня 1950 года на Орловщине, в городе Новосиль. Его родители (Полунин Иван Павлович и Полунина Мария Николаевна) работали в торговле. Жена Полунина Елена Дмитриевна – актриса, и она работает вместе со своим мужем – знаменитым клоуном. А Вячеслава Полунина трое детей: Дмитрий , Павел и Иван (он играет на сцене вместе с родителями).

После окончания школы Вячеслав отправился в Ленинград поступать в театральный институт, но попытка провалилась, и он стал учиться на инженера. Однако карьера инженера не состоялась. Полунин бросил технический вуз и поступил в Ленинградский институт культуры. Позже он стал преподавать в нем.

Именно ленинградский период жизни Полунина ознаменовался созданием в 1968 году группы «Лицедеи », которая показывала номера в жанре пантомимы. Переломным для Вячеслава Полунина стал 1981 год: тогда появился маленький человечек Асисяй в желтом комбинезоне, с красным шарфом и в красных тапочках.

В 1982 году Полунин организовал в Ленинграде «Мим-парад », собравший 800 артистов пантомимы со всех концов страны. Также знаменитый клоун стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). В 1989 году – европейский фестиваль уличных театров «Караван мира», колесивший по городам Европы в течение шести месяцев. Затем была создана «Академия дураков », которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России.

Сейчас Полунин с женой живут в Лондоне, где снимают большой дом, но часто приезжают в Москву.

Вячеслав Полунин. Фильмография

Нежное шоу 3D (2012)

Горбунок (2010)

Гофманиада (2009)

Клоун (корометражка, 2002)

Привет, дуралеи! (1996)

Убить дракона (1989)

Как стать звездой (1986)

И вот пришел Бумбо… (1984)

Небывальщина (1983)

Только в мюзик-холле (ТВ, 1980)