Конспект занятия по изо в подготовительной группе на тему: «Осень. Конспект занятия по изо деятельности для подготовительной группы детского сада "осенний парк" Изо по теме осень в подготовительной группе

Александра Матросова
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Осень» для детей подготовительной группы

Программные задачи :

1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы , эмоционально отзываться на красоту осени .

2. Учить передавать в рисунке цвета «осени » .

3. Познакомить детей с картинами русских худлжников.

4. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Материалы для занятия :

Листы бумаги для рисования формат А-4

Гуашь, акварельные краски

- кисточки : № 2, № 5, № 8

Баночка с водой, салфетки

Заготовки листьев деревьев (не менее 5 видов)

Предварительная работа :

1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.

2. Разучивание стихов об осени : М. Лесовая «Золотой дождь » , Е. Трутнева «Осень , Л. Зимина «Осенние листья » .

3. Беседы о приметах осени .

4. Загадывание загадок об осени .

5. Чтение коротких рассказов М. П Пришвина : «Листопад» , «Начало осени » , «Осенние листочки » .

6. Подвижные игры : «Листопад» , «Раз, два, три! Этот лист бери» , «Соревнования на осеннем лугу » .

Дидактические игры : «Осенние приметы » , «С какого дерева лист» , «Кленовый листочек» .

7. Разучивание танца «Вальс осенних листьев » .

Ход занятия.

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень » .

Воспитатель :

Какое время года произвучало в музыке П. И Чайковского?

(ответы детей )

Ребята, какая здесь осень ? – поздняя или ранняя?

(ответы детей )

Какой цвет у осени ?

(ответы детей )

Воспитатель : А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина

«Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой , багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой….

Воспитатель : Да, осень бывает разная , но больше всего у неё оттенков : золотого , оранжевого, коричневого, красного.

1-й ребёнок : «Осень »

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

2-й ребёнок : «Октябрь уж наступил.»

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете как называется осеннее явление , когда с деревьев падают листья? (ответы детей )

Воспитатель : Когда приходит время года «Осень » , то можно увидеть как листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на золотой , красный, оранжевый, коричневый. Это происходит потому, что дерево готовится к зиме. Гуляя в парке, в лесу или просто идя по улице можно наблюдать такую картину, дует ветерок и наши листочки разлетаются в разные стороны.

Ребёнок :

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей.

Ах, осень , опять ты врасплох нас застала,

И снова надела наряд золотой !

Физкультминутка : «Рыжие белочки»

Листики падают,

Осень пришла .

Рыжие белочки,

Как у вас дела? (Наклоны вперед.)

Мы набрали шишек

Для своих детишек. (Прыжки на месте.)

Листьев полное дупло -

Будет нам зимой тепло. (Повороты туловища влево-вправо.)

Листики падают,

Осень пришла . (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)

Рыжие белочки,

Как у вас дела? (Приседания.)

Насушили ягод,

Чтоб хватило на год. (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)

Воспитатель : Послушайте стихотворение «Осенний клад »

Ребёнок :

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Воспитатель : - Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы мне будете огадывать и говорить, что это.

Загадывание загадок :

1. Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень )

2. Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью )

3. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью )

4. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно … (Листопад)

5. Королева наша, Осень ,

У тебя мы дружно спросим :

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

6. Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень )

Воспитатель : А скажите мне, какое дерево является символом нашей Родины?

(ответы детей )

Воспитатель : Правильно, берёзка – наша белоствольная красавица.

Ребёнок :

«Берёзка»

В прозрачной синеве осенней

Берёзки золотая грусть .

Вокруг пожухла лета зелень,

Морозы скоро. Ну и пусть!

Прохладой тянет из долины,

Туман расплылся по земле.

Стоит берёзка средь равнины,

Росы слезинки на стволе.

Хрупка, нежна и беззащитна,

Живёт наперекор ветрам,

Спокойна, молчалива, скрытна,

Порой мудра не по летам….

Воспитатель : - Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Золотая осень » . Давайте её с вами рассмотрим.

Вопросы детям :

Какое время года на ней изображено? Почему?

(ответы детей )

Какие приметы осени вы здесь увидели ?

(ответы детей )

Воспитатель : - Ребята, рассказать о нашей картине можно и в стихах. Послушайте как «Осень » описала поэт Элла Гоник.

Тихая осень явилась на землю неслышно,

Нас восхищая красой светлоокой небес,

Вновь в одеянии, и многоцветном, и пышном,

Как заиграл всеми жаркими красками лес!

Снова встречаем душою, улыбкой желанной

Всю несказанную прелесть чарующих дней,

Будет нам осень сиять красотой первозданной,

Мы и весною порой затоскуем о ней.

Воспитатель : Наблюдая за природой во время прогулки, мы можем видеть «Осень » как красивую пору. Она как художник придумывает свои наряды, сама решает каким цветом будет окрашено то, или иное дерево, куст.

Динамическая пауза :

«Осенью »

Слова педагога : Выполняемые движения :

Туча небо кроет,

Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. Изображают улетающих птичек.

Практическая часть :

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель : У вас на столах лежат разные листья, дубовые, кленовые, листья берёзки, рябины. Давайте мы их с вами разглядим.

Вопросы детям :

Все ли листочки одинаковые?

Чем они отличаются? (цвет, форма, величина)

(ответы детей )

Воспитатель :

Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать , как расположите деревья, кустарники или это будет просто листочек «дубовый» или «берёзовый» .

Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.

Воспитатель : - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют вальс.

Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень »

Анализ занятия .

1. Спросить у нескольких детей сумели ли они нарисовать осень ?

2. Понравилось ли вам занятие ?

3. Что мы рисовали?

4. Какой момент понравился?

5 Рассказать о своих рисунках.

6. Оформить выставку под названием «Золотая осень » .

Для детей подготовительной группы

Программные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени.

2. Учить передавать в рисунке цвета «осени».

3. Познакомить детей с картинами русских худлжников.

4. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук.

Материалы для занятия:

Листы бумаги для рисования формат А-4

Гуашь, акварельные краски

Кисточки: № 2, № 5, № 8

Баночка с водой, салфетки

Заготовки листьев деревьев (не менее 5 видов)

Предварительная работа:

1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.

2. Разучивание стихов об осени: М. Лесовая «Золотой дождь», Е.Трутнева «Осень, Л. Зимина «Осенние листья».

3. Беседы о приметах осени.

4. Загадывание загадок об осени.

5. Чтение коротких рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».

6. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».

Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».

7. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».

Ход занятия.

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень».

Воспитатель:

Какое время года произвучало в музыке П.И Чайковского?

(ответы детей)

Ребята, какая здесь осень? – поздняя или ранняя?

(ответы детей)

Какой цвет у осени?

(ответы детей)

Воспитатель :А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина

«Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…...

Воспитатель: Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.

1-й ребёнок: «Осень »

Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.

2-й ребёнок: «Октябрь уж наступил...»
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете как называется осеннее явление, когда с деревьев падают листья? (ответы детей)

Воспитатель: Когда приходит время года «Осень», то можно увидеть как листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на золотой, красный, оранжевый, коричневый. Это происходит потому, что дерево готовится к зиме. Гуляя в парке, в лесу или просто идя по улице можно наблюдать такую картину, дует ветерок и наши листочки разлетаются в разные стороны.

Ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей...
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала,

И снова надела наряд золотой!

Физкультминутка : «Рыжие белочки»
Листики падают,
Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Наклоны вперед.)
- Мы набрали шишек
Для своих детишек. (Прыжки на месте.)
Листьев полное дупло -
Будет нам зимой тепло. (Повороты туловища влево-вправо.)

Листики падают,
Осень пришла. (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)
Рыжие белочки,
Как у вас дела? (Приседания.)
- Насушили ягод,
Чтоб хватило на год. (Махи руками вверх - в стороны - вниз.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Осенний клад»

Ребёнок:

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Воспитатель: - Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы мне будете огадывать и говорить, что это.

Загадывание загадок:

1. Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

2. Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

3. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

4.Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно … (Листопад)

5.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

6. Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)

Воспитатель: А скажите мне, какое дерево является символом нашей Родины?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, берёзка – наша белоствольная красавица.

Ребёнок:

«Берёзка»
В прозрачной синеве осенней
Берёзки золотая грусть.
Вокруг пожухла лета зелень,
Морозы скоро. Ну и пусть!

Прохладой тянет из долины,
Туман расплылся по земле.
Стоит берёзка средь равнины,
Росы слезинки на стволе.

Хрупка, нежна и беззащитна,
Живёт наперекор ветрам,
Спокойна, молчалива, скрытна,
Порой мудра не по летам….

Воспитатель: - Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Давайте её с вами рассмотрим.

Вопросы детям:

Какое время года на ней изображено? Почему?

(ответы детей)

Какие приметы осени вы здесь увидели?

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, рассказать о нашей картине можно и в стихах. Послушайте как «Осень» описала поэт Элла Гоник.

Тихая осень явилась на землю неслышно,
Нас восхищая красой светлоокой небес,
Вновь в одеянии, и многоцветном, и пышном,
Как заиграл всеми жаркими красками лес!

Снова встречаем душою, улыбкой желанной
Всю несказанную прелесть чарующих дней,
Будет нам осень сиять красотой первозданной,
Мы и весною порой затоскуем о ней.

Воспитатель: Наблюдая за природой во время прогулки, мы можем видеть «Осень» как красивую пору. Она как художник придумывает свои наряды, сама решает каким цветом будет окрашено то, или иное дерево, куст.

Динамическая пауза:

«Осенью»

Слова педагога: Выполняемые движения:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит, Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. Изображают улетающих птичек.

Практическая часть:

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: У вас на столах лежат разные листья, дубовые, кленовые, листья берёзки, рябины. Давайте мы их с вами разглядим.

Вопросы детям:

Все ли листочки одинаковые?

Чем они отличаются? (цвет, форма, величина)

(ответы детей)

Воспитатель:

Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники или это будет просто листочек «дубовый» или «берёзовый».

Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.

Итог.

Воспитатель : - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют вальс.

Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень»

Анализ занятия.
1. Спросить у нескольких детей сумели ли они нарисовать осень?

2. Понравилось ли вам занятие?

3. Что мы рисовали?

4. Какой момент понравился?

5 Рассказать о своих рисунках.

6. Оформить выставку под названием «Золотая осень».

Использованная литература:

1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

2. http://veselajashkola.ru/novosti/ostn-zolotaya-russkix-poetov/ описание в стихах

3. http://www.pridnestroviedaily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=21995

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осень в парке».

Задачи:
учить детей рисовать нетрадиционным способом — методом тычка;
закреплять навыки рисования деревьев;
закреплять и расширять представление о приметах осени, о временах года;
развивать чувства ритма и цвета;
воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Материалы, инструменты, оборудование:
краска гуашевая;
альбомные листы;
кисточки;
фонограмма «Времена года. Осень» П. И. Чайковского.

Предварительная работа:
наблюдение за деревьями;
беседы о временах года, об осенних изменениях в природе.

Ход занятия:

Педагог читает детям стихотворение И. Винокурова «Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.

— О каком времени года идет речь в стихотворении? (Осень)

— А какое сейчас время года? (Осень)

— Сейчас ранняя или поздняя осень?
(Ответы детей)

Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. Сейчас ранняя осень.
Ребята посмотрите на картины. Рассматривают картины: Исаак Левитан «Золотая осень», Илья Остроухов «Золотая осень», Василий Поленов «Золотая осень»

Что на них изображено? Какими цветами раскрасила осень деревья?

— Красные — осинки, жёлтые — берёзы и липы, оранжевые — клёны, дубы — зелёные, сосны и ели остались, как и летом – зелёными.

— А какого цвета вы видели листочки? (Жёлтые, красные, бурые, багряные, золотистые, жёлто -зелёные, пятнистые, оранжевые.)

Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать осенний парк.

Деревья могут быть по-разному расположены: полукругом, вдоль дороги, на горке, 1-2 дерева на переднем плане, а другие вдали. Стволы деревьев разные по толщине, высоте и цвету.

Давайте начнем.

А рисовать мы будем под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень». Послушайте, как композитор «рисует» осень с помощью звуков в своем произведении.
Дети рисуют на белом альбомном листе стволы и ветки деревьев, на земле и около деревьев зелёными желтым цветами –траву, небо –светло-голубым.

Ребята отложите свои рисунки, пусть подсохнут, а мы сейчас сделаем зарядку, а потом нарисуете крону — листочки и листопад.

Физкульт минутка:
-А давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.
Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо и влево)
Будто опять закружиться хотят. (снова кружатся на носочках)

После физкультурной минутки детикисточками тычками рисуют крону и
листопад (листья облетают с деревьев и ложатся на землю). Ребята, кто закончил, отложите свои работы.
Пока подсыхают работы, детям задаются вопросы: почему листья осенью
опадают?

Педагог уточняет ответы детей: «Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним
холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защитят деревья от
морозов.Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, под тяжестью
снега сильно не уплотняется, сохраняет воздух, что очень важно для различных обитателей почвы – насекомых, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной, когда растает снег, земля долго сохраняет влагу. Опавшие листья на земле – это не мусор. Они нужны почве и растениям, которые на ней растут».

А теперь давайте повесим наши картины на выставку.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осень в парке».

НОД по ОО « Художественно- эстетическое развитие» ИЗО

с детьми подготовительной группы.

Тема: «Золотая осень»

Цель: Познакомить с с картиной И.Левитана «Золотая осень». Совершенствовать умения детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.

Знакомить со способом рисования с помощью растительных элементов.

2.Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.

Развивать речь и познавательные процессы детей.

3.Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

Чтение стихотворения

Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени одна поэтесса написала так: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень: « Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща - золотом одета.

(3. Федоровская)

Простановка цели детьми

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

В о с п и т а т е л ь: А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан. Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?

В: Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина? Почему вы так думаете?

В: Какое состояние природы отразил художник? Какое чувство вызывает у вас эта картина?

В: Какие краски использовал художник для написания картины?

В: Каких красок больше?

В: Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву?

В: Действительно. У нее много оттенков.

В: Как бы вы назвали картину?

В о с п и т а т е л ь: Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

Ребята, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

Д е т и: Листопад.

В о с п и т а т е л ь: А сейчас я вам предлагаю побыть листьями…

Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Сегодня, ребята, мы тоже будем с вами художниками и тоже будем рисовать золотую осень. Только рисовать, ребята, мы с вами будем необычным способом. А помогут нам в этом листочки с деревьев.

В: Если внимательно посмотреть на листок, на что он похож?

В: Действительно, контур листа – это крона, прожилки похожи на веточки, а черешок – это ствол. А если хорошо присмотреться лист с обеих сторон одинаковый?

Посмотрите, как листочки помогут нам нарисовать деревья. Я возьму листок, положу на клеенку, с помощью тычка на листок наношу краску. Затем беру листок за черешок (чтобы не испачкаться), переворачиваю его, прикладываю на белый лист бумаги и салфеткой прижимаю. Далее я убираю салфетку и аккуратно (чтобы не смазать отпечаток) убираю листок. На белом листе остался отпечаток, похожий на дерево. Таким образом вы рисуете несколько разных деревьев, используя разные краски. Какой краски будет больше всего на вашем рисунке?

В: Конечно, ведь осень у нас золотая! Далее вы берете кисточку и прорисовываете стволы деревьев. Каким образом вы будете рисовать стволы?

В: И на последнем этапе вы добавляете к вашему рисунку детали на ваше усмотрение. Это может быть трава, небо, река, грибы и т. д.

Листочки с деревьев,гуашь,

клеенки на каждого ребенка,салфетки,

альбомы,кисточки.

Подведение итога

Какое время года изобразили в своих рисунках?

Какие краски использовали?

Какими способами рисовали?


Программные задачи :

  1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать растений».
  2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  3. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
  4. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал для занятия:

  1. Листья разных пород деревьев (4-5 видов);
  2. Альбомный лист, размер А4;
  3. Набор гуашевых красок;
  4. Кисть, кусочки параллона;
  5. Стакан с водой;
  6. Салфетка;
  7. Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
  8. Корзинка для сбора листьев;
  9. Трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительная работа:

наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:

«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом — парком».

Педагог.

— Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети.

— Это листопад.

Педагог.

— Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.

Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

— Мы с клёнов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вязов…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черёмухи…

— С дуба…

— С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

Ю. Капотов

Педагог.

— Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник.

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

И. Михайлова

Физкультьминутка .

«Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.

Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях.

И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.

Педагог.

— В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

(дети рассматривают листики, выбирают понравившиеся).

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Практическая часть.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.

Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.

Возьмите следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Педагог.

— У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Выбранный ведущий выходит на середину с корзиной и говорит:

— Кленовый листок, лети в мой кузовок.

Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из стороны

С веточек листву сдувает. в сторону.

Листья на ветру кружатся Разбегаются в разные стороны, кружатся

И приседают.

И под ноги к нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберём. Опять собираются в кружок.