Конспект урока по чтению на тему "Саша" Н. Некрасов (отрывок). Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой,

Пахарь ли песню вдали запоет —
Долгая песня за сердце берет;

Лес ли начнется — сосна да осина…
Не весела ты, родная картина!

Что же молчит мой озлобленный ум?..
Сладок мне леса знакомого шум,

Любо мне видеть знакомую ниву —
Дам же я волю благому порыву

И на родимую землю мою
Все накипевшие слезы пролью!

Злобою сердце питаться устало —
Много в ней правды, да радости мало;

Спящих в могилах виновных теней
Не разбужу я враждою моей.

Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился.

Сколько б на нивах бесплодных твоих
Даром не сгинуло сил молодых,

Сколько бы ранней тоски и печали
Вечные бури твои ни нагнали

На боязливую душу мою —
Я побежден пред тобою стою!

Силу сломили могучие страсти,
Гордую волю погнули напасти,

И про убитою музу мою
Я похоронные песни пою.

Перед тобою мне плакать не стыдно,
Ласку твою мне принять не обидно —

Дай мне отраду объятий родных,
Дай мне забвенье страданий моих!

Жизнью измят я… и скоро я сгину…
Мать не враждебна и к блудному сыну:

Только что я ей объятья раскрыл —
Хлынули слезы, прибавилось сил.

Чудо свершилось: убогая нива
Вдруг просветлела, пышна и красива,

Ласковей машет вершинами лес,
Солнце приветливей смотрит с небес.

Весело въехал я в дом тот угрюмый,
Что, осенив сокрушительной думой,

Некогда стих мне суровый внушил…
Как он печален, запущен и хил!

Скучно в нем будет. Нет, лучше поеду,
Благо не поздно, теперь же к соседу

И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди — соседи мои,

Славные люди! Радушье их честно,
Лесть им противна, а спесь неизвестна.

Как-то они доживают свой век?
Он уже дряхлый, седой человек,

Да и старушка немногим моложе.
Весело будет увидеть мне тоже

Сашу, их дочь… Недалеко их дом.
Всё ли застану по-прежнему в нем?

Добрые люди, спокойно вы жили,
Милую дочь свою нежно любили.

Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.

Всем окружив ее тихое детство,
Что позволяли убогие средства,

Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.

Книги ребенку — напрасная мука,
Ум деревенский пугает наука;

Но сохраняется дольше в глуши
Первоначальная ясность души,

Рдеет румянец и ярче и краше…
Мило и молодо дитятко ваше,-

Бегает живо, горит, как алмаз,
Черный и влажный смеющийся глаз,

Щеки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы!

Саша не знает забот и страстей,
А уж шестнадцать исполнилось ей…

Выспится Саша, поднимется рано,
Черные косы завяжет у стана

И убежит, и в просторе полей
Сладко и вольно так дышится ей.

Та ли, другая пред нею дорожка —
Смело ей вверится бойкая ножка;

Да и чего побоится она?..
Всё так спокойно; кругом тишина,

Сосны вершинами машут приветно,-
Кажется, шепчут, струясь незаметно,

Волны над сводом зеленых ветвей:
«Путник усталый! бросайся скорей

В наши объятья: мы добры и рады
Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады».

Полем идешь — всё цветы да цветы,
В небо глядишь — с голубой высоты

Солнце смеется… Ликует природа!
Всюду приволье, покой и свобода;

Только у мельницы злится река:
Нет ей простора… неволя горька!

Бедная! как она вырваться хочет!
Брызжется пеной, бурлит и клокочет,

Но не прорвать ей плотины своей.
«Не суждена, видно, волюшка ей,-

Думает Саша,- безумно роптанье…»
Жизни кругом разлитой ликованье

Саше порукой, что милостив бог…
Саша не знает сомненья тревог.

Вот по распаханной, черной поляне,
Землю взрывая, бредут поселяне —

Саша в них видит довольных судьбой
Мирных хранителей жизни простой:

Знает она, что недаром с любовью
Землю польют они потом и кровью…

Весело видеть семью поселян,
В землю бросающих горсти семян;

Дорого-любо, кормилица-нива
Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты, янтарным зерном налита
Гордо стоишь высока и густа!

Но веселей нет поры обмолота:
Легкая дружно спорится работа;

Вторит ей эхо лесов и полей,
Словно кричит: «поскорей! поскорей!»

Звук благодатный! Кого он разбудит,
Верно весь день тому весело будет!

Саша проснется — бежит на гумно.
Солнышка нет — ни светло, ни темно,

Только что шумное стадо прогнали.
Как на подмерзлой грязи натоптали

Лошади, овцы!.. Парным молоком
В воздухе пахнет. Мотая хвостом,

За нагруженной снопами телегой
Чинно идет жеребеночек пегий,

Пар из отворенной риги валит,
Кто-то в огне там у печки сидит.

А на гумне только руки мелькают
Да высоко молотила взлетают,

Не успевает улечься их тень.
Солнце взошло — начинается день…

Саша сбирала цветы полевые,
С детства любимые, сердцу родные,

Каждую травку соседних полей
Знала по имени. Нравилось ей

В пестром смешении звуков знакомых
Птиц различать, узнавать насекомых.

Время к полудню, а Саши всё нет.
«Где же ты, Саша? простынет обед,

Сашенька! Саша!..» С желтеющей нивы
Слышатся песни простой переливы;

Вот раздалося «ау» вдалеке;
Вот над колосьями в синем венке

Черная быстро мелькнула головка…
«Вишь ты, куда забежала, плутовка!

Э!… да никак колосистую рожь
Переросла наша дочка!» — Так что ж?

«Что? ничего! понимай как умеешь!
Что теперь надо, сама разумеешь:

Спелому колосу — серп удалой
Девице взрослой — жених молодой!»

— Вот еще выдумал, старый проказник!
«Думай не думай, а будет нам праздник!»

Так рассуждая, идут старики
Саше навстречу; в кустах у реки

Смирно присядут, подкрадутся ловко,
С криком внезапным: «Попалась, плутовка!»…

Сашу поймают и весело им
Свидеться с дитятком бойким своим…

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
На бок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка —
Снег отряхает, смеется, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она ее смех молодой…

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал,

В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,

В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои.

С песнями труд человека спорился:
Словно подкошен, осинник валился,

С треском ломали сухой березняк,
Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,
После арканом ее нагибали

И, поваливши, плясали на ней,
Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,
Враг уже мертвого топчет героя.

Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы

И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.

Кончились поздно труды роковые.
Вышли на небо светила ночные,

И над поверженным лесом луна
Остановилась, кругла и ясна,-

Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом.
Так, после битвы, во мраке ночном

Раненый стонет, зовет, проклинает.
Ветер над полем кровавым летает —

Праздно лежащим оружьем звенит,
Волосы мертвых бойцов шевелит!

Тени ходили по пням беловатым,
Жидким осинам, березам косматым;

Низко летали, вились колесом
Совы, шарахаясь оземь крылом;

Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом… но ей
Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,

Прыгали, злились. Наскучил их крик —
И придавил их ногою мужик.

Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела,

Да через месяц — пришла. Перед ней
Взрытые глыбы и тысячи пней;

Только, уныло повиснув ветвями,
Старые сосны стояли местами,

Так на селе остаются одни
Старые люди в рабочие дни.

Верхние ветви так плотно сплелися,
Словно там гнезда жар-птиц завелися,

Что, по словам долговечных людей,
Дважды в полвека выводят детей.

Саше казалось, пришло уже время:
Вылетит скоро волшебное племя,

Чудные птицы посядут на пни,
Чудные песни споют ей они!

Саша стояла и чутко внимала,
В красках вечерних заря догорала —

Через соседний несрубленный лес,
С пышно-румяного края небес

Солнце пронзалось стрелой лучезарной,
Шло через пни полосою янтарной

И наводило на дальний бугор
Света и теней недвижный узор.

Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думает Саша: что петь будут птицы?

В комнате словно тесней и душней.
Саше не спится,- но весело ей.

Пестрые грезы сменяются живо,
Щеки румянцем горят нестыдливо,

Утренний сон ее крепок и тих…
Первые зорьки страстей молодых,

Полны вы чары и неги беспечной!
Нет еще муки в тревоге сердечной;

Туча близка, но угрюмая тень
Медлит испортить смеющийся день,

Будто жалея… И день еще ясен…
Он и в грозе будет чудно прекрасен,

Но безотчетно пугает гроза…
Эти ли детски живые глаза,

Эти ли полные жизни ланиты
Грустно поблекнут, слезами покрыты?

Эту ли резвую волю во власть
Гордо возьмет всегубящая страсть?…

Мимо идите, угрюмые тучи!
Горды вы силой, свободой могучи:

С вами ли, грозные, вынести бой
Слабой и робкой былинке степной?…

Третьего года, наш край покидая,
Старых соседей моих обнимая,

Помню, пророчил я Саше моей
Доброго мужа, румяных детей,

Долгую жизнь без тоски и страданья…
Да не сбылися мои предсказанья!

В страшной беде стариков я застал.
Вот что про Сашу отец рассказал:

«В нашем соседстве усадьба большая
Лет уже сорок стояла пустая;

В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,

Именем: Лев Алексеич Агарин,
Ласков с прислугой, как будто не барин,

Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.

Звал он себя перелетною птицей:
— Был,- говорит,- я теперь за границей,

Много видал я больших городов,
Синих морей и подводных мостов,-

Всё там приволье, и роскошь, и чудо,
Да высылали доходы мне худо.

На пароходе в Кронштадт я пришел,
И надо мной всё кружился орел,

Словно прочил великую долю.-
Мы со старухой дивилися вволю,

Саша смеялась, смеялся он сам…
Начал он часто похаживать к нам,

Начал гулять, разговаривать с Сашей
Да над природой подтрунивать нашей:

Есть-де на свете такая страна,
Где никогда не проходит весна,

Там и зимою открыты балконы,
Там поспевают на солнце лимоны,

И начинал, в потолок посмотрев,
Грустное что-то читать нараспев.

Право, как песня слова выходили.
Господи! сколько они говорили!

Мало того: он ей книжки читал
И по-французски ее обучал.

Словно брала их чужая кручина,
Всё рассуждали: какая причина,

Вот уж который теперича век
Беден, несчастлив и зол человек?

Но,- говорит,- не слабейте душою:
Солнышко правды взойдет над землею!

И в подтвержденье надежды своей
Старой рябиновкой чокался с ней.

Саша туда же — отстать-то не хочет —
Выпить не выпьет, а губы обмочит;

Грешные люди — пивали и мы.
Стал он прощаться в начале зимы:

— Бил,- говорит,- я довольно баклуши,
Будьте вы счастливы, добрые души,

Благословите на дело… пора!-
Перекрестился — и съехал с двора…

В первое время печалилась Саша,
Видим: скучна ей компания наша.

Годы ей, что ли, такие пришли?
Только узнать мы ее не могли,

Скучны ей песни, гаданья и сказки.
Вот и зима!- да не тешат салазки.

Думает думу, как будто у ней
Больше забот, чем у старых людей.

Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.

Книжки выписывать стала сама —
И наконец набралась же ума!

Что ни спроси, растолкует, научит,
С ней говорить никогда не наскучит;

А доброта… Я такой доброты
Век не видал, не увидишь и ты!

Бедные — все ей приятели-други:
Кормит, ласкает и лечит недуги.

Так девятнадцать ей минуло лет.
Мы поживаем — и горюшка нет.

Надо же было вернуться соседу!
Слышим: приехал и будет к обеду.

Как его весело Саша ждала!
В комнату свежих цветов принесла;

Книги свои уложила исправно,
Просто оделась, да так-то ли славно;

Вышла навстречу — и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудреного нет:

В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,

Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал…

Всё, что ни делала, что ни читала,
Саша тотчас же ему рассказала;

Только не впрок угожденье пошло!
Он ей перечил, как будто назло:

— Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,

Род человеческий низок и зол.-
Да и пошел! и пошел! и пошел!..

Что говорил — мы понять не умеем,
Только покоя с тех пор не имеем:

Вот уж сегодня семнадцатый день
Саша тоскует и бродит, как тень.

Книжки свои то читает, то бросит,
Гость навестит, так молчать его просит.

Был он три раза; однажды застал
Сашу за делом: мужик диктовал

Ей письмецо, да какая-то баба
Травки просила — была у ней жаба.

Он поглядел и сказал нам шутя:
— Тешится новой игрушкой дитя!

Саша ушла — не ответила слова…
Он было к ней; говорит: «Нездорова».

Плачет, печалится, молится богу…
Он говорит: «Я собрался в дорогу».

Сашенька вышла, простилась при нас,
Да и опять наверху заперлась.

Что ж?.. он письмо ей прислал. Между нами:
Грешные люди, с испугу мы сами

Прежде его прочитали тайком:
Руку свою предлагает он в нем.

Саша сначала отказ отослала,
Да уж потом нам письмо показала.

Мы уговаривать: чем не жених?
Молод, богат, да и нравом-то тих.

«Нет, не пойду». А сама не спокойна;
То говорит: «Я его недостойна»,

То: «Он меня недостоин: он стал

Зол и печален и духом упал!»

А как уехал, так пуще тоскует,
Письма его потихоньку целует!..

Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.

Долго ли будет она убиваться?
Или уже ей не певать, не смеяться,

И погубил он бедняжку навек?
Ты нам скажи: он простой человек

Или какой чернокнижник-губитель?
Или не сам ли он бес-искуситель?..»

— Полноте, добрые люди, тужить!
Будете скоро по-прежнему жить:

Саша поправится — бог ей поможет.
Околдовать никого он не может:

Он… не могу приложить головы,
Как объяснить, чтобы поняли вы…

Странное племя, мудреное племя
В нашем отечестве создало время!

Это не бес, искуситель людской,
Это, увы!- современный герой!

Книги читает да по свету рыщет —
Дела себе исполинское ищет,

Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,

Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.

«Нет, я души не растрачу моей
На муравьиной работе людей:

Или под бременем собственной силы
Сделаюсь жертвой ранней могилы,

Или по свету звездой пролечу!
Мир,- говорит,- осчастливить хочу!»

Что ж под руками, того он не любит,
То мимоходом без умыслу губит.

В наши великие, трудные дни
Книги не шутка: укажут они

Всё недостойное, дикое, злое,
Но не дадут они сил на благое,

Но не научат любить глубоко…
Дело веков поправлять не легко!

В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —

Нужны столетия, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.

Всё, что высоко, разумно, свободно,
Сердцу его и доступно, и сродно,

Только дающая силу и власть,
В слове и деле чужда ему страсть!

Любит он сильно, сильней ненавидит,
А доведись — комара не обидит!

Да говорят, что ему и любовь
Голову больше волнует — не кровь!

Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет:

Верить, не верить — ему всё равно,
Лишь бы доказано было умно!

Сам на душе ничего не имеет,
Что вчера сжал, то сегодня и сеет;

Нынче не знает, что завтра сожнет,
Только, наверное, сеять пойдет.

Это в простом переводе выходит,
Что в разговорах он время проводит;

Если ж за дело возьмется — беда!
Мир виноват в неудаче тогда;

Чуть поослабнут нетвердые крылья,
Бедный кричит: «Бесполезны усилья!»

И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орел…

Поняли?.. нет!.. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.

Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна,

А остальное всё сделает время.
Сеет он все-таки доброе семя!

В нашей степной полосе, что ни шаг,
Знаете вы,- то бугор, то овраг:

В летнюю пору безводны овраги,
Выжжены солнцем, песчаны и наги,

Осенью грязны, не видны зимой,
Но погодите: повеет весной

С теплого края, оттуда, где люди
Дышат вольнее — в три четверти груди,-

Красное солнце растопит снега,
Реки покинут свои берега,-

Чуждые волны кругом разливая,
Будет и дерзок, и полон до края

Жалкий овраг… Пролетела весна —
Выжжет опять его солнце до дна,

Но уже зреет на ниве поемной,
Что оросил он волною заемной,

Пышная жатва. Нетронутых сил
В Саше так много сосед пробудил…

Эх! говорю я хитро, непонятно!
Знайте и верьте, друзья: благодатна

Всякая буря душе молодой —
Зреет и крепнет душа под грозой.

Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенется светлее и краше:

В добрую почву упало зерно —
Пышным плодом отродится оно!

Анализ поэмы «Саша» Николая Некрасова

В поэме «Саша» (1854-1855) Н. А. Некрасов поднимает проблему, которая в целом не характерна для его творчества. Знаменитый защитник интересов простого народа обращается к теме, поднятой Пушкиным и Лермонтовым, — возникновению в русском обществе т. н. «лишних людей». При этом поэт по-своему освещает эту проблему. Он отмечает, что такие люди все же приносят пользу («благое семя»), оказывая положительное влияние на новое поколение.

Центральный персонаж поэмы — дочь стариков-помещиков Саша. Этот образ описан Некрасовым с большой любовью и теплотой. Молодая девушка растет в условиях деревенской идиллии. Над ней не тяготеют узкие рамки светского воспитания. Саша не получает никакого образования, но это ей и не нужно. Девушка живет в абсолютной гармонии с окружающим миром. Единственное, что доставляет ей серьезное огорчение, — вырубка леса.

Спокойствие патриархального образа жизни нарушается приездом соседа — Л. А. Агарина. В нем легко угадывается носитель либеральных идей. Родители Саши удивлены его странными речами, но покоряются добродушию и обхождению Агарина. Они с одобрением смотрят на то, что дочь начинает проводить с молодым соседом все больше времени. Агарин нравится Саше смелостью взглядов. Он прививает ей любовь к чтению. Рассказчик не говорит об этом прямо, но становится понятно, что молодая девушка полностью попадает под влияние либеральных идей. Вместе с тем естественным образом в ней пробуждается любовь к Агарину. Любовь Саши повторяет трагедию Татьяны Лариной. «Измученному» жизнью Агарину не нужна эта чистая бескорыстная любовь, он уезжает.

Старики видят резкую перемену в Саше. Они обеспокоены, пытаются разгадать причину ее задумчивости. Догадка родителей о возникшей любви подтверждается при повторном приезде Агарина. Но для стариков осталась скрытой внутренняя перемена в Саше. Кинутое Агариным «благое семя» жажды знаний дало богатый урожай. Девушка разгадала характер своего соседа, его бесцельно растрачиваемую жизнь. Агарин окончательно потерял цель жизни, а Саша ее обрела в благородном служении народу.

Некрасов в лице рассказчика пытается объяснить родителям случившееся. Но делает он это больше для читателей. Агарин — типичный представитель своего поколения. Его обширные знания и жизненный опыт остаются бесполезной обузой без стремления к действительно важной цели. Тем не менее он сделал полезное дело, пробудив в душе Саши жажду полезной деятельности. Чистая девушка, воспитанная вдалеке от высшего общества, не повторит ошибок Агарина и не испытает разочарования в жизни. Некрасов завершает поэму оптимистической речью, убеждая читателей в том, что пробужденные в душе Саши «нетронутые силы» со временем дадут прекрасный результат.

Конспект урока по литературному чтению на тему « Н. Некрасов. « Саша» (отрывок из поэмы) » 3 класс

Тема. Н. Некрасов. « Саша» (отрывок из поэмы);

Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты .

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (электронный учебник).

Ход урока

Организация класса. Жужжащее чтение 5 мин.

Психологический настрой на урок

Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.

Разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.

Цветочный магазин.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Применяя на каждом уроке, через 2-3 урока воздуха хватит на большее количество Егорок.

Упражнения для развития четкости произношения.

Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Работа по теме ( Сообщение 2 учеников)

Слово о поэте. (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге . Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, дворянка. Отец - Алексей Сергеевич, был небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” - как они мгновенно исчезали. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и характером людей, способствовали сближению с народом. Поэта называли защитником обездоленных и бесправных людей.

Освоение содержания и анализ стихотворения.

А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок). (Электр. Учебник.см. диск).

Чтение продолжения стихотворения в хрестоматии.

Анализ стихотворения. Беседа по вопросам .

О чем это произведение?

Что заставило плакать Сашу? Почему она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»

Выборочное чтение

Найдите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесорубы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали верхушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.

Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?

Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?

Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?

К чему приведет вырубка леса на нашей планете?

Творческая работа. Работа в группах.

Первая группа Дать положительную оценку деятельности лесорубов.

Вторая группа Дать отрицательную оценку деятельности лесорубов.

Работа с произведением .

Выразительное чтение . Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.

Детям предлагается самостоятельно дочитать текст, используя упражнение “Губы”.

Рефлексия.

- Какова основная идея стихотворения? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.

Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой,

Пахарь ли песню вдали запоет

Долгая песня за сердце берет;

Лес ли начнется - сосна да осина...

Не весела ты, родная картина!

Что же молчит мой озлобленный ум?..

Сладок мне леса знакомого шум,

Любо мне видеть знакомую ниву

Дам же я волю благому порыву

И на родимую землю мою

Все накипевшие слезы пролью!

Злобою сердце питаться устало

Много в ней правды, да радости мало;

Спящих в могилах виновных теней

Не разбужу я враждою моей.

Родина-мать! я душою смирился,

Любящим сыном к тебе воротился.

Сколько б на нивах бесплодных твоих

Даром не сгинуло сил молодых,

Сколько бы ранней тоски и печали

Вечные бури твои не нагнали

На боязливую душу мою

Я побежден пред тобою стою!

Силу сломили могучие страсти,

Гордую волю погнули напасти,

И про убитою Музу мою

Я похоронные песни пою.

Перед тобою мне плакать не стыдно,

Ласку твою мне принять не обидно

Дай мне отраду объятий родных,

Дай мне забвенье страданий моих!

Жизнью измят я... и скоро я сгину...

Мать не враждебна и к блудному сыну:

Только что я ей объятья раскрыл

Хлынули слезы, прибавилось сил.

Чудо свершилось: убогая нива

Вдруг просветлела, пышна и красива,

Ласковей машет вершинами лес,

Солнце приветливей смотрит с небес.

Весело въехал я в дом тот угрюмый,

Что, осенив сокрушительной думой,

Некогда стих мне суровый внушил...

Как он печален, запущен и хил!

Скучно в нем будет. Нет, лучше поеду,

Благо не поздно, теперь же к соседу

И поселюсь среди мирной семьи.

Славные люди - соседи мои,

Славные люди! Радушье их честно,

Лесть им противна, а спесь неизвестна.

Как-то они доживают свой век?

Он уже дряхлый, седой человек,

Да и старушка не многим моложе.

Весело будет увидеть мне тоже

Сашу, их дочь... Недалеко их дом.

ВсJ ли застану по-прежнему в нем?

Добрые люди, спокойно вы жили,

Милую дочь свою нежно любили.

Дико росла, как цветок полевой,

Смуглая Саша в деревне степной.

Всем окружив ее тихое детство,

Что позволяли убогие средства,

Только развить воспитаньем, увы!

Эту головку не думали вы.

Книги ребенку - напрасная мука,

Ум деревенский пугает наука;

Но сохраняется дольше в глуши

Первоначальная ясность души,

Рдеет румянец и ярче и краше...

Мило и молодо дитятко ваше,

Бегает живо, горит, как алмаз,

Черный и влажный смеющийся глаз,

Щеки румяны, и полны, и смуглы,

Брови так тонки, а плечи так смуглы!

Саша не знает забот и страстей,

А уж шестнадцать исполнилось ей...

Выспится Саша, поднимется рано,

Черные косы завяжет у стана

И убежит, и в просторе полей

Сладко и вольно так дышится ей.

Та ли, другая пред нею дорожка

Смело ей вверится бойкая ножка;

Да и чего побоится она?..

ВсJ так спокойно; кругом тишина,

Сосны вершинами машут приветно,

Кажется, шепчут, струясь незаметно,

Волны над сводом зеленых ветвей:

"Путник усталый! бросайся скорей

В наши объятья: мы добры и рады

Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады".

Полем идешь - всJ цветы да цветы,

В небо глядишь - с голубой высоты

Солнце смеется... Ликует природа!

Всюду приволье, покой и свобода;

Только у мельницы злится река:

Нет ей простора... неволя горька!

Бедная! как она вырваться хочет!

Брызжется пеной, бурлит и клокочет,

Но не прорвать ей плотины своей.

"Не суждена, видно, волюшка ей,

Думает Саша, - безумно роптанье..."

Жизни кругом разлитой ликованье

Саше порукой, что милостив бог...

Саша не знает сомненья тревог.

Вот по распаханной, черной поляне,

Землю взрывая, бредут поселяне

Саша в них видит довольных судьбой

Мирных хранителей жизни простой:

Знает она, что недаром с любовью

Землю польют они потом и кровью...

Весело видеть семью поселян,

В землю бросающих горсти семян;

Дорого-любо, кормилица-нива

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты, янтарным зерном налита

Гордо стоишь высока и густа!

Но веселей нет поры обмолота:

Легкая дружно спорится работа;

Вторит ей эхо лесов и полей,

Словно кричит:"Поскорей! поскорей!"

Звук благодатный! Кого он разбудит,

Верно, весь день тому весело будет!

Саша проснется - бежит на гумно

Солнышка нет - ни светло, ни темно,

Только что шумное стадо прогнали.

Как на подмерзлой грязи натоптали

Лошади, овцы!.. Парным молоком

В воздухе пахнет. Мотая хвостом,

За нагруженной снопами телегой

Чинно идет жеребеночек пегой,

Пар из отворенной риги валит,

Кто-то в огне там у печки сидит.

А на гумне только руки мелькают

Да высоко молотила взлетают,

Не успевает улечься их тень.

Солнце взошло - начинается день...

Саша сбирала цветы полевые,

С детства любимые, сердцу родные,

Каждую травку соседних полей

Знала по имени. Нравилось ей

В пестром смещении звуков знакомых

Птиц различать, узнавать насекомых.

Время к полудню, а Саши всJ нет.

"Где же ты, Саша? простынет обед,

Сашенька! Саша!.." С желтеющей нивы

Слышатся песни простой переливы;

Вот раздалося "ау" вдалеке;

Вот над колосьями в синем венке

Черная быстро мелькнула головка...

"Вишь ты, куда забежала, плутовка!

Э!... да никак колосистую рожь

Переросла наша дочка!" - "Так что ж?"

- "Что? ничего! понимай как умеешь!

Что теперь надо, сама разумеешь:

Спелому колосу - серп удалой

Девице взрослой - жених молодой!"

- "Вот еще выдумал, старый проказник!"

- "Думай не думай, а будет нам праздник!"

Так рассуждая, идут старики

Саше навстречу; в кустах у реки

Смирно присядут, подкрадутся ловко,

С криком внезапным: "Попалась, плутовка!"...

Сашу поймают и весело им

Свидеться с дитятком бойким своим...

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Отрывок из поэмы «Саша»


В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка -
Снег отряхает, смеется, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она ее смех молодой…

Дедушка Мазай и зайцы
(Отрывок)


…Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут , -
Нет! Еще мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Весна прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха, -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Усть-Илимска,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска

Конспект открытого урока по чтению в 9 классе

Тема: Н.А. Некрасов «Саша»

учитель русского языка и чтения

Шмарловская С.Г.

Тема: Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок)

Цели:
1.Продолжить знакомство с произведением Н.А. Некрасова "Саша», совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.

2. Коррегировать слуховое и зрительное восприятие, внимание учащихся.
3.Формировать нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.

Ход урока:

I Организационный момент.

Эмоциональная установка (СЛАЙД 1) Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

II . Подготовка к первичному восприятию.

1.Актуализация знаний.

Учащимся показывается портрет писателя ( СЛАЙД 2 ).

Что вы можете рассказать о человеке, изображенном на портрете?

Где провел свое детство писатель?

Любил ли он природу?

(Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.
Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.)
- Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! (СЛАЙДЫ 3, 4 ) Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.
- Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?
- Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством известного писателя, с произведением, где отражается тема природы. С поэмой «Саша». ( СЛАЙД 5 ).

Беседа о прочтенной на прошлом уроке первой части поэмы «Саша».

Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?

(В семье помещиков растет дочь Саша. Родители ее славные старички, постарались в детстве дать дочери все, что позволяли их небогатые средства. По утрам девушка любуется дружной работой поселян, ей нравится бегать среди полей, собирать цветы и петь простые песни. Зимой Саша слушает нянины сказки или, полная счастья, летит с горы на санках.)

Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.

III Первоначальное восприятие

Сейчас, ребята, вы прослушаете отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: Что заставило Сашу грустить? ( СЛАЙД 6 ).

Прослушивание текста.Включается аудиозапись.(Саше случалось знавать и печали…)

Беседа . Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос. О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?

IV Анализ стихотворения

1.Повторное чтение текста учащимися (по цепочке).

2.Словарная работа ( СЛАЙДЫ 7-13 ).

Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.

Осинник – осиновый лес.

Березняк – березовый лес

Дубняк дубовый лес

Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.

Поверженный лес – поваленный лес

Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.

2. Работа над средствами языковой выразительности . Поисковое чтение. ( СЛАЙД 14 ).

Ребята, я предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на слайдах и розданы каждой паре учащихся.

1.Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. ( СЛАЙД 15 ).

2.Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?

3.Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. ( СЛАЙД 16 ).Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение) Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? ( СЛАЙД 17 ). Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев. С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк . Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы..

4.Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. ( СЛАЙД 18 ).С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет , зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев. (слайды: лес до вырубки и после, для сравнения)

- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

Физминутка

Релаксация под звуки леса. Включается запись.

V Упражнение в выразительном чтении.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над выразительным прочтением отрывка.

- Вспомним правила чтения поэтического произведения: ( СЛАЙД 19 ).

1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

Найдите в стихотворении рифмы. (Рифма - концов стихов). Подчеркни аккуратно их карандашом.

Каждому учащемуся раздаются отрывки с текстом (индивидуальная работа)

На доске с учителем: Самостоятельно:

Саше случалось знавать и печали: //
Плакала Саша,/ как лес
вырубали , /

Ей и теперь его жалко до слез .///
Сколько тут было кудрявых
берез !///

Там из-за старой, /нахмуренной ели
Красные грозды калины
глядели ,/

Там поднимался дубок молодой .///

Кончились поздно труды роковые .//
Вышли на небо светила
ночные ,/

И над поверженным лесом луна
Остановилась, /кругла и
ясна ,-//

Трупы деревьев недвижно лежали ;//
Сучья ломались,/ скрипели,/
трещали ,/

Жалобно листья шумели кругом .///
Так, /после битвы,/ во мраке
ночном

Раненый стонет/, зовет,/ проклинает .///

Выразительное чтение отрывков текста учащимися. ( СЛАЙД 19 ).

О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Для чего необходим лес? ( СЛАЙД 21 ).

(Лес- легкие нашей планеты,(слайд) необходим для очистки леса, это дом для животных и птиц)

Как вы относитесь к уничтожению лесов?

Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»?

(пер. с англ. «зеленый мир»? Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете. Адрес: 125124, Москва, Башиловка Нов. ул., д. 6. Или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.

VI Итог урока ( СЛАЙД 22 ).

- К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?

Каким лесом вы хотели бы любоваться? ( СЛАЙД 22 ) Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?

Выставление оценок.