Исследовательская работа по литературе "средства передвижения по воздуху в литературных произведениях". Одно из средств передвижения в русских сказках Одно из средств передвижения в русских сказках

На вопрос Назовите известные вам сказочные средства передвижения заданный автором Двутавровый лучший ответ это Гуси лебеди -гуси
Маша и медведь - короб с пирожками и Машей
Царевна лягушка - коробчёнка
лисичка использовала волка - как средство передвижения
Избушка на курьих ножках
БУРЯ-КОНЬ - конь Перуна:
«У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он - все огнем горит» .
ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ, запряженная белыми или золотыми лебедями, - средство передвижения славянских богов или сказочных героев.
ДОБРОГОСТ - у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса (Меркурия) .
Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.

Ответ от Колибрия фреш [гуру]
телепорт


Ответ от свежепросольный [гуру]
Ядро (Мюнгаузен). , дикие гуси (Нильс, лягушка - путешественница)
А слово ""сапоги" не склоняется (кроме сапог- скороходов)


Ответ от ~ Caroline ~ [мастер]
ступа бабы-яги, ковер-самолет, летучий корабль, сивка бурка, сапоги-скороходы, гуси-лебеди, серый волк, избушка на курьих ножках, помощь волшебников, карета-тыква, печь, конёк-горбунёк, сказочные герои иногда превращаются в животного и убегает, чёрт, на животных и птицах верхом, в шапке-невидимке, метла, волшебные туфли (летающие)


Ответ от Матрос [гуру]
Серый волк, пепелац, печка, ступа, волшебное кольцо, Сивка-бурка


Ответ от Ёветлана Прокофьева [гуру]
Сапоги-скороходы!


Ответ от Ехидна [гуру]
дом, серебряные туфельки и летучие обезьяны - "изумрудный город"
поезд - "Алиса в зазеркалье"
майский жук, водомерка и прочие насекомые - сказка про муравья, который в муравейник опаздывал
зонт - Мери Поппинс
гроб - панночка у Гоголя


Ответ от Владимир Векшин [гуру]
Метла, помело, печка из "По щучьему веленью", там же и сани на которых Емеля из леса ехал, сани-самокаты упоминаются в сказке "Петух и кот", в редакции Ушинского, избушка на курьих ножках, гуси-лебеди, джин из 1000 и одной ночи, который переносит героя в разные места, где-то есть волшебное кольцо, с теми же функциями. Есть русская народная сказка "Летучий корабль", в различных сказках герой спасается на орле, кормя его мясом, отрезанным от своего бедра. Если вспомнить мифологию, то там есть Пегас, сандалии, на которых Персей сражался с драконом, кентавры, тучи.


Ответ от Qwerqwerqwe rqwerqwerqw [мастер]
Если по современному
Пылесос-метла Это для бабаёжок
Самолет- ковер Для всяких туристов и алладинов.
Дельтоплан- орёл. Для экстрималов и хоббитов.
Истребитель- Дракон Для лётчиков и Арагонов.
Машина -Волк для всех и ивана дурака.
Танк - Печка для танкистов и ерём всяких.
Ассоциировать можно долго. Главное у нас есть транспорты, которые не хуже чем в сказках.
Про машину времени...Это скорей область научной фантастики чем сказки.


Ответ от Ёамiйло Кiшка [гуру]
Туфли у маленького Мука


Ответ от Fabull [гуру]
Печь. Чёрт (вечера на хуторе близ Диканьки)


Ответ от Nick Storozhev [гуру]
осёл


Ответ от Дарья [гуру]
исучезнут мгновенно и появится там где надо, в сказке старой был параход летающий
метла, печь, сивка-бурка, и помогают волшебники феи тому подобное


ступа Бабы Яги, с помощью кольца оказывались в другом месте, Сивка Бурка, Серый Волк, с помощью Старика Хаттабыча и др джинов.

Исследовательская работа на тему: Сказки, в которых герои передвигаются разными способами

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.… …..4

1.1. Что такое «сказка»……………………………………………………………4

1.2. Передвижение героев по воздуху…………………………….……………5

1.3 .Передвижение героев по дорогам……………………………………….....7

1.4. Передвижение героев по воде………………………………………………8

Глава 2 Практическая работа по сказкам…………………………….………..9

    Викторина по сказкам……………..………………………………….........9

    Советы путешественникам……..………………………………………..10.

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Приложение……………………………………………………………………..13

Введение

Я очень люблю читать. И это самые разные произведения: мифы, сказки, авторские рассказы, повести. Наше внимание привлекло то, что во многих произведениях герои передвигаются по дорогам, по воздуху и по воде. Мне захотелось выяснить, почему авторы отправляют своих героев на разных летательных аппаратах и с ними никогда не случаются ДТП.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы часто слышим о дорожно-транспортных происшествиях, в которые попадают люди и в которых они, к сожалению, гибнут. Нас предупреждают взрослые, мы изучаем правила дорожного движения, стоят на дорогах предупреждающие знаки, следят за движением инспекторы, а ДТП не становится меньше. Почему? Может, ответ на этот вопрос можно найти в сказках, где герои активно передвигались, и никаких ДТП там не было.

Поэтому цель исследовательской работы я определил так: выяснить, для чего нужны различные средства передвижения героям.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

2.Внимательно изучить некоторые пункты правил дорожного движения.

3.Найти общие моменты в сказках и правилах дорожного движения.

4.Активизировать познавательную деятельность при изучении правил дорожного движения и чтении сказок.

5.Выполнить творческое задание: составить викторину.

Объектом исследования являются сказки.

Предметом исследования являются средства передвижения героев в сказках.

Представленная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы дается список использованной литературы.

Глава 1. Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.

1.1. Что такое « сказка ».

Сказки – это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал, что «сказка - это сон, приснившийся нации». Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам. А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания. Действие их происходит в особом пространстве - «в некотором царстве, в некотором государстве...» и закономерности их невозможны в привычном мире - в них животные разговаривают, Баба-Яга пытается съесть мальчика, героя можно сварить в котле - и после этого он остается жив... И это рассказывается как подлинная история, а не как сравнение или метафора... То есть существует мир, который функционирует по таким правилам

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений - особая, сказочная, доступная.

1.2. Передвижение героев по воздуху.

Движение – это жизнь. Текут реки, плывут облака, дуют ветры, мигрируют птицы, рыбы, животные, в теле человека течёт кровь, вода. Сам человек летает, ездит, ходит. Остановить движение невозможно ни в природе, ни в жизни человека. Значит надо научиться передвигаться так, чтобы это было безопасно. Могут ли этому научить сказки? Могут!

Место передвижения – сказочное пространство. Участники движения: Дюймовочка, Кай, Герда, Маша, Баба Яга, Иван-царевич, Емеля, Айболит, лягушка. Транспортные средства: конь, ковёр-самолёт, лапти, лодка, кораблик, лепесток кувшинки, печка, медведь с коробом, волк, бычок-чёрный бочок.

Герои сказок перемещаются по воздуху. Летит на ковре-самолёте Иван-царевич. В ступе летает Баба Яга: «Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает». (Сказка «Василиса Прекрасная»). Дюймовочка «уселась птице на спину, и ласточка стрелой взвилась в воздух и унесла Дюймовочку в сказочный край». (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). Летит в тёплые края и лягушка-путешественница, уцепившись ртом за прутик, который держат в клювах утки: «Нашли хороший прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось в воздух». (Гаршин «Лягушка-путешественница»).

Мечту людей о полёте мы встречаем и в народных сказках. Это, конечно же, сказка «Летучий корабль». Царь обещал выдать свою дочку за того, кто ему летучий корабль построит. А дальше сюжет известный: старшие братья попытались, но у них ничего не получилось. А вот младший, дурень, с помощью чудесного дедушки смог выстроить летучий корабль с парусами. Вот как об этом в сказке написано: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим. … Срубил он сосну, стал её от сучьев очищать. Подошёл к нему старичок… и показал, как надо сосну обтёсывать.

Ну, теперь станем паруса прилаживать!

И достал из-за пазухи кусок холста.

Старичок показывает, дурень старается, на совесть всё делает – и паруса готовы, прилажены.

    Садись теперь в свой корабль, - говорит старичок, - и лети, куда тебе надобно. …

Тут они и распрощались. Старичок своей дорогой пошёл, а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола». С помощью этого летучего корабля и смог герой осуществить свои мечты и стать счастливым.

В некоторых сказках герои передвигаются на ковре-самолёте. В полёте им открываются леса, поля, горы, реки, то есть необозримые просторы. Ковёр-самолёт помогает героям не только быстро перемещаться по воздуху из одного места в другое, но и обмануть врагов, которые их преследуют. Я думаю, что человек, создавая своей фантазией все перечисленные средства передвижения по воздуху, в чём-то завидовал птицам. И не только тому, что птицы могут быстро преодолевать расстояние, но и потому, что они – существа вольные, свободные.

1.3. Передвижение героев по дорогам.

В сказочном пространстве герои могут передвигаться по земле, ходить пешком или ехать на каких-то животных. Нюрочка-девчурочка уселась на бычка: «Бычок-чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал.» (Сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»).

« Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл, наконец, к Кощееву дубу». («Царевна-лягушка»). «Клубочек катится по высоким горам, по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим лесам» («Царевна-лягушка»). «А лиса едет на волке и потихоньку приговаривает: «Битый небитого везёт» («Лисичка-сестричка и серый волк»). «Серый волк с Иваном-царевичем пуще коня помчался, чтобы жар-птицу взять» («Иван-царевич и серый волк»). Сами по себе мчатся сани, где сидит Емеля, подняв дубинку кверху. Емеля и на печи может ехать. «Печь затрещала и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю». («Сказка про Емелю-дурака»). «Машенька залезла в короб, взвалил его на спину медведь и пошёл в деревню». (Сказка «Маша и Медведь»). «Я себе лапти сплёл, не простые они, чудесные. Обуюсь в них – ноги у меня сами и побегут,» - говорит старичок Ивану в сказке «Чудесные лапоточки». Спасать Кая Герда едет в золотой карете: «К воротам подъехала карета из чистого золота. Принц и принцесса усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути». А потом девочка едет на олене: «Посадила финка Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног». «Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, в них сели Снежная королева и Кай. Сани понесли их в ледяной дворец». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

1.4. Передвижение героев по воде.

Сказочные герои плавают по морям, рекам, океанам. По реке в лодке плывёт Герда в поисках Кая. Дюймовочка «каталась на лепестке розы в тарелке с водой». Спасая Дюймовочку от жабы, рыбки перекусили стебель кувшинки и лист быстро поплыл по течению «Дюймовочка плыла всё дальше и дальше».

«Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.»

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…»)

А доктор Айболит, спеша в Африку, то летит, то плывёт, то едет:

«Выбегают мохнатые волки:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

«Но тут выплывает кит:

Садись на меня, Айболит!

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

«И сейчас с высокой скалы

К Айболиту слетели орлы:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

(К.И. Чуковский «Айболит»)

Глава 2. Практическая работа по сказкам.

2.1. Викторина по сказкам.

Среди учащихся начальных классов была проведена «Викторина по сказкам».

Викторина

1.Чем заметала след Баба Яга, летая в ступе? (помелом)

2.На чём передвигались герои сказки К.И.Чуковского «Тараканище» ? (вставьте нужные слова)

«Ехали медведи на (велосипеде),

Зайчики – (в трамвайчике),

Жаба – (на метле),

А комарики – (на воздушном шарике).

3.Виды транспорта, которыми пользовалась Герда, спасая Кая? (лодка, золотая карета, олень)

4.Какой круглый предмет указывает в сказках дорогу герою? (клубок)

5.Какими словами вызывал коня герой сказки «Сивка-бурка»?

6.На чём добирался до Африки доктор Айболит? (на волке, на ките, на орле)

7.Назовите транспортные средства, которые упоминаются в русских народных сказках? (конь, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и др.)

8.Добралась ли лягушка-путешественница до тёплых стран? Почему?

9.Катится, катится какой вагон? (голубой)

10.Как князь Гвидон попал на остров Буян? (в бочке)

После викторины был проведен анализ работ. Мы видим, как много передвигались сказочные герои и у них никогда не было аварий ни на суше, ни на воде, ни в воздухе. Почему? Во-первых, потому, что все они передвигались, чтобы делать добрые дела: Айболит, чтобы лечить, Серый волк, чтобы помочь Ивану-царевичу, бычок и медведь спасают девочек, Герда искала Кая и т.д. Во-вторых, все герои с уважением, терпением, пониманием относились к другим участникам движения, понимали, что нарушать чьи-либо права нельзя. Поэтому в сказках никаких ДТП не было, и у героев сказок можно этому поучиться.

2.1. Мудрые пословицы путешественникам.

Мудрые советы путешествующим дают пословицы:

(Не превышай скорость)

2.Ретивая лошадка недолго живёт.

(Не перегружай мотор)

3.Тихий воз на горе будет.

(Двигайся осторожно)

4.Не спросясь броду, не суйся в воду.

(Изучи дорогу)

5.Едешь на день, бери хлеба на неделю.

(Бери в дорогу припасы)

(Отдыхай в дороге)

7.Тяжело против воды плыть.

(Выбирай удобную дорогу)

8.На хромом коне далеко не уедешь.

(Транспортное средство содержи в порядке)

Заключение

В своей работе я рассмотрела несколько произведений: мифы, сказки, художественную литературу и могу сделать вывод, что цели известных и неизвестных их авторов самые разные. Различные средства передвижения, описанные в книгах, помогают героям то вырваться из многолетнего плена, то быстро переместиться из одной точки земного шара в другую, то интересно провести время в путешествии. Также прочитав сказки, пословицы, мы убедилась, что по ним можно учить правила поведения на дорогах. А чтобы не попасть в ДТП и не быть пострадавшим в них, нужно стремиться делать только добрые дела, быть вежливым, уважать всех участников движения, слушать старших.

Список использованной литературы.

1.Андерсен Г.Х. «Дюймовочка». Ижевск, «Странник» 1994г.

2.Андерсен Г.Х. «Снежная королева». М., «Детская литература», 1985г.

3.Гаршин «Лягушка-путешественница». Родная речь. М., «Просвещение», 1995г.

4.Репин Я.С. «Дорожная азбука». М., Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г.

5.Русские народные сказки. Новосибирское книжное издательство, 1989г.

6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., «Просвещение», 1990г.

7.Сказки, пословицы, загадки. М., «Детская литература» 1989г.

8.Хрестоматия по детской литературе. М., «Детская литература», 1965г.

9.Хрестоматия для дошкольников (1,2,3т). М., АСТ 1997г.

10.Чуковский К.И. «Айболит». М., «Детская литература», 1997г.

Маленький ребенок одних знакомых, будучи оставлен в гостях и этим крайне недоволен, говорил:
— По щучьему велению, по моему хотению оденься майка и трусы и очутись я дома.
Слова этого молодого человека — выражение мечтаний, возможно, всех людей — свобода перемещения. Подумал и ты в Москве, еще раз подумал и ты в Лондоне.
Мыслям о свободном перемещении тысячи лет, за это время человечество нафантазировала множество мифических механизмов способных перемещать их в пространстве. Далее список из 10 самых распространенных мифических средств передвижения.

1

Пук мочала, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку, инструмент, предназначенный для обметания печного пода перед посадкой хлеба. Один из атрибутов Бабы Яги, с помощью которого она заметает следы.
Обычно передвигается „бабушка” не на помеле, а в ступе, но существуют примеры и самостоятельных полетов ведьм на помеле и метле.
Упоминается во множестве русских народных сказок.

2


Мифический ковер, с помощью которого можно передвигаться в пространстве на очень большие расстояния. Принцип действия не известен.
Упоминается во множестве восточных сказок, популярность принесло упоминание в Сказках Тысячи и Одной Ночи.
Фигурировал советском фильме Старик Хоттабыч, лично у меня вызывал восхищение своей крутизной.

3


Волшебная обувь из европейских втч славянских сказок придающая +100 к скорости передвижения. Известны также как семимильные сапоги, придающие 7 миль минус 1 шаг к каждому сделанному шагу.
Обычно хранятся под замком в ларце, возможно чтобы не убежали сами.

4


Мечта лентяя, самоходная установка с голосовым управлением и подогревом сидений. Технические характеристики: вездеходная, топливо — дрова, уголь и т.д. пассажировместимость ограничена только габаритными размерами.
Упоминалась в русской народной сказке По щучьему велению.

5


Народ придумал Летучий корабль, сложил об этом поучительную историю, в одноимённой сказке «Летучий корабль». У него есть недостатки и свои преимущества над другими волшебными вещами. Есть лишь один недостаток — это маломощность, но есть и преимущества — надо сказать волшебные слова, чтобы куда-либо полететь на нём, и это дает защиту от угонов. Летучий корабль имеет большую вместимость и возможность перевозить различные грузы и больше героев.

6


Сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Использовались Гермесом, во время сражения с медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.
При этом ничего не известно о принципе действия, и совершенно непонятно, как внутренние крылья не задевали друг друга.

7


Персидский писатель Кей-Кавуса придумал такое чудо как летающий трон. Трон представлял собой обыкновенный трон, к которому было приделано четыре шеста по углам. На шестах сверху была укреплена крыша, а под крышей висели куски мяса.
Снизу к трону были привязаны орлы, которые тянулись к мясу и взлетая подымали трон.
Таким нехитрым способом автор путешествовал в Китай.

8


Китайский литературный персонаж, Царь Обезьян — Сунь Укун, известный по роману «Путешествие на Запад», умел летать на облаке.
Сунь Укун отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил его полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим действиям. Облако Сунь Укуня (Auspicious Cloud)

9 Крылатый диск, Нар, огненный столб, на котором передвигался Хор


древний мифологический символ, широко использовавшийся у народов Древнего Востока. Правнук бога подземного царства, Хор, сражался на крылатом диске своего деда Ра (Мардука).
Крылатый диск Ра, или так называемый Нар, огненный столб, изображался в виде продолговатого цилиндрического объекта с плавниками или короткими крыльями.

10


Фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». В некоторых странах бывшего СССР слово «пепелац» стало нарицательным для иронического обозначения неудобных или старых транспортных средств, так как пепелац в фильме внутри тесен, слабо освещён и шумен. Многие употребляют это слово, обозначая свой автомобиль. Также иногда словом «пепелац» называют летательные аппараты — вертолёты, самолёты малой авиации.

Сказки всего мира отличаются мечтами о чудесных, необыкновенных предметах. Наверно, они были первыми в мире фантастическими рассказами. Правда, не научными. Но мечту человека о вещах, помогающих герою, оказавшемуся в непростой ситуации, они иллюстрировали.
Помните яблочко по блюдечку? Чем не телевизор? А говорящее зеркало, которое «всю правду» показывает и рассказывает? Оно работает в режиме on-line. Посмотришь в него и узнаешь, что в данный момент творится в соседних царствах. Такое у всех есть сегодня, не правда ли?)). Оно говорит - у тебя все о,кей, ты всех милей, всех на свете красивей. Потом вдруг, бух и оказывается - брехало зеркало - все плохо, есть на свете красивей и не все у тебя о,кей))).

Но это гаджеты, заморские изобретения, а в России другие, с учетом наших реалий, у нас - просторы, поэтому, наверно, наши предки мечтали о скоростном транспорте). И они его напридумывали - ого, сколько вариантов!

Самый классный транспорт у Емели - самоходная печь. Эту идею реализовали: едет себе поезд, ты валяешься на полати, чай тебе подают).

Иллюстрация Геннадия Спирина


Емеля - это такой изобретатель, печь верх его инженерной мысли, но были еще самоходные бадьи с водой - они, наверно, у него работали на основе нано-технологий.
И были самоходные сани - ух, красота…. Однако у этого средства передвижения есть один важный недостаток, он совершенно бесполезен летом (поскольку у него нет колес, только салазки).

Вот самоходные роботизированные бадьи с водой. Обладали искусственным интеллектом.

Емеля вообще-то соревнуется за лавры лучшего изобретателя с Иванушком- дураком и Иваном Царевичем. Но Иваны в основном осваивали живность. Иван царевич приспособил волка - а нечего было съедать лошадку царевича....

а Иванушка- дурак - конька Горбунка. Горбунок был говорящей лопоухой лошадью - советчик, помощник и неутомимый транспорт.

Но и это не все, на чем передвигались герои на Руси. Были еще сапоги - скороходы.

Ваши Nikes просто фигня по сравнению с этими сапогами - они- «семимильные»! Тут главное не проскочить свой пункт назначения. Дааа, наши предки знали, что запрограммировать на будущее - такую обувь мы пока не изобрели. Впрочем, некоторые попытки уже были:


Скоро дорастем и до сапог-скороходов.

Некоторые модели летучих корабей

Лемкуль Летучий Корабль

Усовершенствованная модель. Обладает крыльями и парковочным якорем.

К этому всему предки придумали универсальный навигатор - клубок. Он ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

А Баба была еще тот водитель, у этой карги стоял в гараже необыкновенный транспорт - ступа.


Иллюстрация Ивана Яковлевича Билибина

Чтобы ездить на этом автомобиле, необходимо стать ведьмой, но обязательно старой - ограничение по возрасту довольно жесткое. Только Баба Яга, очень дремучая ведьма, имеет права на вождение ступы. Если вы моложе, то к вашим услугам метла. Или можете оседлать борова.

А еще у вредной бабули есть избушка на курьих ножках, тоже ничего себе транспорт - прототип нынешнего трейлера - и тебе кухонька внутри, и печь горячая, а на ней кот сидит - живи и передвигайся)). Вот такие умники были сказители.



Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.

Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок

Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли - самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.

Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров - остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

Выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;

Рассмотреть их функционирование в сказках;

Провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.

Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.

Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы - помощники в русских народных и литературных сказках.

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век .

События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость - дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.

Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.

Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории .

Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью - техникой, используемой современным человеком.

Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.

Сказочные предметы и их современные аналоги

Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете - волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.

«Иван сел на ковер-самолет , вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» .

Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет . Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.

Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.

В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.

«Баба - Яга костяная нога поскорей села в ступу , поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» .

В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.

Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток - для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.

Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной - вертолетом.

Вертолет - это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.

Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат - перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей .

Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы . В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой и роликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки .

Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей .

В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств - музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер .

Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком с яблочком . Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного .

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.

Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.

Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля .

«Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» .

В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.

Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль . Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.

Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода .

«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

Чуть опасность, где видна

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К стороне той обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!»

Данная сказка может навести на мысли о современном радаре . Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно .

«Огонек горит светлее,

Горбунок бежит быстрее

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струиться,

Но не греет, не дымится

Диву дался тут Иван.

«Что,- сказал он,- за шайтан!

Шапок пять найдется свету;

А тепла и дыму нету.

Это чудо - огонек!»

Говорит ему конек:

Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо жар- птицы…»

Не о лампах ли дневного света, идет речь?

Лампа дневного света - это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным .

«…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь - все блин, да пирог!.» .

Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году .

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.

Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.

Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях - волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.

Литература:

  1. www.litra.ru
  2. www.bizyukov.temator.ru
  3. www.tehnologid.ru
  4. Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
  5. Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
  6. Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
  7. Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
  8. Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! - Л., 1997.
  9. Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
  10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  11. Русская народная сказка «По щучьему веленью».
  12. Русская народная сказка «Жар-Птица».
  13. Пушкин А. С. Золотой петушок.
  14. Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
  15. Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения .

Аннотация: Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.