Где находится дом пороховщикова. Мистическая тайна дома пороховщиковых. А в это время

В списке объектов культурного наследия, открытых для посещения 18апреля и(или) 18мая, только что опубликованном в сообществе(http://community.livejournal.com/arch_heritage/322822.html), значится и дом Пороховщикова:

Очень интересный дом!
Обращение "образованного" общества к вековому культурно-художественному наследию русского народа.
Очень разные аспекты этого процесса можно было бы обсудить на материале этого замечательного памятника (и его многочисленных родственников - в Ногинске, Калуге, Угличе,... и в Москве). Но мне хотелось бы отметить один, возможно, не самый важный, но всё-таки существенный поворот темы.
Выкладывая во множестве сообщения о деревянных домах в своём журнале и в сообществе "Наличники России" (http://community.livejournal.com/nalichnik_ru), я с немалым удивлением отмечаю, что с явной статистической достоверностью время от времени приходят комментарии довольно странной, я бы даже сказала - ненатуральной направленности. Часто в моих сообщениях речь идёт о вандализме - вандализме как населения, так и власти. Куда денешься - это постыдное явление распространено повсеместно. В вышеупомянутых комментариях "ненатуральной" направленности с практически нескрываемым удовлетворением и удивительной "пассионарностью" разрушения делаются попытки "оправдать" вандализм. Все аргументы годятся. В частности - абсолютно негодный и абсурдный:
"В таких домах жить нельзя. Бедные жители - в стенах щели, в квартире сквозняк, и (о ужас!) нет горячей воды и канализации. А потому надо всё скорей крушить" и так далее, всё так же ненатурально.
Да, в домах, построенных 100 лет назад нет современных бытовых удобств, и они нуждаются в серьёзных ремонтах.
Но из этого абсолютно не следует, что вековое наследие надо "сбрасывать с корабля современности" и поощрять вандалов. Архитектурные формы, материалы и стиль декора никоим образом не являются помехой бытовому обустройству на самом современном уровне. Что красноречиво доказывает дом Пороховщикова. Уже более ста лет назад в нём всё было устроено для быта весьма и весьма комфортно и технологично. Хорошо бы, чтобы об этом подробнее написали люди знающие.
Тем более сейчас не может быть в этом вопросе никакого противоречия. Всё давно совместимо "в одном флаконе". Удивительно, что приходят людям в голову такие странные "аргументы"!
Рассмотрим дом поближе.
Прошу не судить строго мои описания и наблюдения - поскольку я не имею образования в этой области, то и протрактовать видимое квалифицированно не имею возможности. Думаю, знающие люди поправят и объяснят, что к чему в деревянном строительстве.


Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Посредине три островерхих наличника объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

"Отпиливаю" один наличник:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется мне дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Уж очень смелая и обощающая линия без мелкой деталировки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с домом в Ногинске(http://ehidnazevaka.livejournal.com/2008/07/03/) потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности (или следы каких-то ремонтов?):

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Может быть это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен? Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? Вся в каких-то подозрениях о неестественности, смотрю на фотографии:

Теперь "подзоры". "Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Поют и пики затачивают под своё сладкоголосое пение. Это более чем неприлично. И не на отшибе в промзоне, а в самом центре Москвы:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитекторы Д. Люшин и А.Л. Гун поставили здание в русском стиле на древний деревянный фундамент. А И.А. Колпаков украсил дом резными наличниками, карнизами и подзорами. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Париже. Но, по семейной легенде, Пороховщиков проиграл этот дом в карты.

Первым арендатором помещений в доме Пороховщикова стал электротехник В.Н. Чиколев. Он разместил тут агентство по продаже швейных машин. Были в здании и редакции газет, и «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», и женская Воскресная школа, и библиотека, и педагогический музей, и квартиры.

Московские дома: от дерева к камню

Со временем дом пришел в аварийное состояние. Но в 1995 году его передали в долгосрочную аренду (на 49 лет) актеру Александру Пороховщикову, правнуку первого владельца. Он хотел устроить в здании музей Пороховщиковых, но не успел: 15 апреля 2012 года актера не стало. А за месяц до этого, предчувствуя скорую кончину мужа, в этом доме покончила жизнь самоубийством его жена Ирина.

Дом Пороховщикова восстановлен, и сейчас это клубный дом на 6 квартир.

Говорят, что... ...в доме обитали призраки. Сначала там от неизвестной болезни умерла молодая жена первого владельца, затем в советское время в его подвалах проводили расстрелы, и наконец, Ирина Пороховщикова покончила жизнь самоубийством.

x HTML-код

Памяти Александра Пороховщикова. После операции актер пришел в сознание, но все равно был очень слаб. Врачи не стали сообщать Пороховщикову о том, что его любимая жена Ирина, узнав о его тяжелом состоянии, наложила на себя рукиРуслан РАХМАНГУЛОВ

Изменить размер текста: A A

На днях "Комсомолка" разговаривала с двоюродной сестрой Александра Шалвовича, Аллой Алексеевной Дмитриевой , его ближайшей родственницей. Тот разговор вселял оптимизм. Пороховщиков был в неплохом состоянии. Из серьезных проблем, казалось, только воспаление легких. И вдруг в Пасхальную ночь пришла трагическая новость - Александр Пороховщиков скончался на 74-м году жизни.

У него начался сепсис, - рассказала нам Алла Алексеевна. - При таком сахарном диабете, как был у Саши, страдает весь организма, в том числе и иммунная система. Хотя врачи Научного центра неврологии РАМТ делали все, чтобы его спасти, но возможности организма исчерпались.

Саша умер в результате тотального заражения крови. Его не стало в первый час Пасхи. Это очень символично для людей верующих.

- Кто из родных приедет на похороны?

Так получилось, что самые близкие Сашины родственники - это мы с моей дочерью, его племянницей. Наши мамы - Галина Александровна Пороховщикова и моя мама Людмила Александровна - родные сестры. Приедете еще один родственник из Петербурга . Не знаю, будут ли сестры от второго брака его отца - Шалвы Барабадзе - из Грузии . Это те родственники, которых Саша видел один или два раза в жизни. Дело в том, что у него были сложные отношения с отцом.

Тот не принимал участие в Сашином воспитании, особенно после того, как нашего деда - Александра Пороховщикова - арестовали в 1937 году. Семья жила очень бедно. Тетя Галя пострадала больше, ее не брали на работу, как члена семьи «врага народа». Моя мама жила в лучших условиях. Она вышла замуж за сына легендарной актрисы МХАТа Аллы Тарасовой . Алла Константиновна - родная бабушка, в честь которой меня и назвали.

Шурик был маленький, когда к ним домой пришли с обыском, описали все имущество. Они остались ни с чем. Потом тете Гале дали работу, она шила белье солдатам на фронт. А до этого жили тем, что им приносили люди.

А как же имущество вашего легендарного предка - архитектора Пороховщикова? Семья была родовитая и богатая...

Наш прадед действительно был архитектор. Русофил. Поэтому и дом (тот самый знаменитый дом в Староконюшенном переулке, где повесилась жена Александра Пороховщикова - Ирина - ред.) спроектировал как образец русского зодчества. Он его делал для всемирной выставки в Париж , куда дом разобрали и отвезли. Кстати, это был не единственный дом, который принадлежал Пороховщикову. Потом прадедушка проиграл этот дом в карты. Такова семейная легенда, которую рассказывала моя мама. Из наших близких в этом доме никто не жил. Но Саша обратился к Юрию Лужкову с просьбой передать дом Пороховщикова в аренду сроком на 49 лет. Так что дом семье не принадлежит. Саша собирался организовать там выставку, посвященную людям, репрессированным в 30-ые годы, в том числе нашему деду, Сикорскому , Туполеву .

- Кому теперь достанется знаменитый дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке?

Я думаю, что договор аренды будет расторгнут. Во всяком случае, мы с дочерью не потянем его содержание. Он совершенно нам не нужен, были в нем всего-то пару раз. Хотя дом и был построен нашим с Сашей прадедушкой.


- А квартиры на Проспекте мира и Комсомольском проспекте, что будет с ними?

Это имущество, которое принадлежало Саше и Ирине. Но я не задумывалась над тем, кому оно перейдет по наследству...

Прощание с Александром Пороховщиковым пройдет в среду, 18 апреля, с 10.30 до 13.00 на сцене театра им.Пушкина . Актера похоронят за городом в деревне Рождествено (недалеко от Икши по Дмитровскому шоссе), где похоронена его мать - Галина Александровна Пороховщикова. Там же в церкви Рождества Богородицы пройдет отпевание актера. Кстати в подклети этого храма помещён мраморный саркофаг отца фельдмаршала Александра Суворова . А саму церковь ХVII века восстановил офтальмолог Святослав Федоров .


А В ЭТО ВРЕМЯ:

Дом кино отказался проводить поминки по Пороховщикову из-за фестиваля «Святая Анна»

Поскольку Александр Пороховщиков в равной степени принадлежал кино и театру, было решено провести поминки в Доме кино. Но в последний момент Дом кино пошел в отказ. Дело в том, что в среду там будет проходить ежегодный фестиваль студенческих работ «Святая Анна». Поминки могут испортить атмосферу фестиваля.

Вначале Дом кино был готов предоставить помещение для поминок, - сказал нам адвокат Пороховщикова Сергей Жорин. - Но неожиданно отказался. Это не только нарушение договоренности, но и проявление неуважения к великому актеру.

ЧТО ГОВОРЯТ ДРУЗЬЯ

Ирэн ФЕДОРОВА, вдова офтальмолога Святослава Федорова, близкая подруга семьи Пороховщиковых: «Саша так и не успел поставить памятник на могиле у мамы...»

Мама у Саши была властной женщиной, толковой.Свекровь всегда считает сына своей собственностью. Но Саша умудрялся и любимую при себе держать, и маму не обижать. Когда мамы не стало (в 1997 году), Саша сразу решил, что она будет покоиться на кладбище в селе Рождествено. А вот памятник ей поставить у него то денег, то времени не было. Он никогда не был богатым. Когда мы только начинали дружить, он приезжал к нам на дачу на раздолбанном «жигуленке». Ездил без глушителя. За пару километров мы уже слышали, что в гости едет Пороховщиков. Тогда Святослав Николаевич с друзьями собрались и подарили ему хороший автомобиль. Последние годы он снимался в сериалах, какие-то деньги появились. Но родовой особняк отнимал много финансов. Потом они с Ирочкой привели в порядок дачу в Звенигороде . У них никогда не было серьезных заначек. Деньги текли сквозь пальцы.

- Александр Шалвович не делился, каким бы хотел видеть памятник?

В этом смысле Саша был большим выдумщиком. Загорелся идеей сделать склеп. Но на деревенском кладбище это невозможно!

- А как же Ирина?

Саша смешно так объяснял, почему именно она стала его женщиной. Мол, он часто задавал вопрос подругам: «Если меня будут арестовывать, а я буду отстреливаться, что ты будешь делать?» Все отвечали: «А за что тебя будут арестовывать?» Ирочка единственная сказала: «Я буду подавать тебе патроны!» О том, где будет покоиться Ирина, речь никогда не заходила. Ведь все понимали, что она уйдет из жизни гораздо позже Саши. И будет ездить на его могилу... Теперь за могилой Саши будут следить его родственники, я буду ходить. Памятник на следующий год поставим. Наверное, совместный. Для Саши и для его любимой мамы.

Александр Пороховщиков так и не узнал, что его жена Ирина покончила с собой.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей ЖОРИН: «Жена Ирина предсказала смерть мужа задолго до трагедии»

Актер скончался, так и не узнав, почему Ирина перестала приходить к нему в больницу...

Предположительно у Александра Шалвовича остановилось сердце. Но у него был целый комплекс серьезнейших заболеваний: диабет в запущенной форме, проблемы с сердцем, инсульт, пневмония и вот в последнее время у него были проблемы с печенью, почками. Такое ощущение, что организм разваливался постепенно, - говорит адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей Жорин. Последний месяц в палату к актеру не пускали практически никого, кроме медицинских работников, чтобы он случайно не узнал о самоубийстве любимой жены Ирины. То, что между супругами существовала какая-то необъяснимая связь, - неоспоримый факт. Даже смерть мужа Ирина предсказала за несколько месяцев до трагедии.

На следующий день после операции по удалению части стопы Александр был весел, постоянно шутил. А Ирина почему-то постоянно плакала. Когда мы вышли с ней из палаты, - говорит Сергей Жорин, - она прошептала: «Знаешь, Сереж, а он никогда не выйдет отсюда».

Во многом обострение болезни Пороховщикова и госпитализация были спровоцированы его долгими и тяжелейшими судебными процессами с родными из-за имущества. Адвокат уговаривал актера не ходить на процессы, но Александр Шалвович был не из тех, кто мог спокойно сидеть дома и ждать результата. Тем более что речь шла о его единственной недвижимости - квартире, доставшейся ему от родителей.

Семья Фарсиян (дочь отчима актера. - Ред.) буквально загнала Пороховщикова в могилу, - говорит адвокат. Кому теперь достанется недвижимость, не ясно. Завещания Пороховщиков не оставил. И сказать ничего не мог: несмотря на то что до последних часов оставался в сознании, он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких...

Всеволод ЕРЕМИН

В Староконюшенном переулке имеется непримечательный особняк, словно вышедший из русской сказки об избушке на курьих ножках. Этот дом не слишком выделяется среди остальных построений, но это не мешает ему являться ценным культурным объектом федерального значения. Это незатейливое построение - особняк Пороховщиковых, побывавший местом жительства и работы многих талантливых и творческих людей. Рядом с ним располагается другой дом, более вычурный по своему внешнему облику. Он тоже принадлежал Александру Пороховщикову - известному меценату и общественному деятелю - и являлся помещением, где принимались великие решения и претворялись в жизнь невероятные идеи.

Местоположение особняка

Последний дом Пороховщиковых находится в самом центре Москвы, по адресу: переулок Староконюшенный, дом 36. На сегодняшний день он является объектом культурного наследия России и туристической достопримечательностью. Фото дома Пороховщикова имеется ниже.

Особняк был построен рядом с уже существующим доходным домом на Арбате, на тот момент переданным Русскому обществу врачей. Только новый дом был обращен фасадом на переулок Староконюшенный. Старый особняк тоже сохранился, но уже не принадлежал своему владельцу.

Внешний облик дома

Дом Пороховщиковых в Староконюшенном соединяет в своем облике две крайности: живописный архитектурный вид и достаточно габаритные размеры. Здание было построено на древнем фундаменте из дерева в 19 веке, который и до современного времени не стали реставрировать, оставив в первозданном виде. Сам особняк состоит из массивных бревен, сложенных друг на друга.

На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что здание выглядит более вычурно по сравнению с соседним. Он выполнен в готическом стиле, имеет три этажа, возвышаясь над остальными особняками.

Доходные дома Пороховщиковых имеют богатое культурное наследие. В свое время здесь проживали и работали многие известные люди. Поэтому на сегодняшний день дом Пороховщиковых является местом экскурсий для многих любителей культурных ценностей.

Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.

Место для дома внаем

Александр Пороховщиков наметил проект по созданию своего доходного дома на месте уже существующего построения - старого особняка статского советника и общественного деятеля Николая Грибоедова. Это был близкий родственник известного классика, чей дом также был исторически важным местом. Его посещали великие люди, здесь жили известные личности.

В свое время особняк Грибоедова был домом для Дениса Давыдова - поэта, которого называл своим наставником сам Пушкин. Александр Сергеевич говорил, что «быть оригинальным и не стать ничьим подражателем научил его сам Денис Давыдов». Будучи еще лицеистом, поэт часто захаживал в дом на Арбате, пораженный твердыми принципами и мировоззрением его хозяина. Давыдов - генерал, командир партизанского движения - с радостью принимал у себя юного Пушкина, давая ему ценные советы и жизненные уроки.

Процесс построения

В 1869 году Пороховщиков покупает участок земли на Арбате и по проекту архитектора Роберта Гедике возводит там новый дом, столь непривычный для обитателей улицы. Это было здание в готическом стиле, украшенное шпилями и резными заборами, выполненное с привычным для мецената размахом. На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что особняк состоит из трех этажей, имеет окна разной формы и выглядит неуместно среди остальных строений - представителей стиля классицизм.

Рядом с этим участком Пороховщиков строит другой дом внаем, тоже отличный от окружающих по архитектуре. Это будет традиционная русская избушка, спроектированная А. Г. Гуном. Только в отличие от первого этот особняк остался в полной собственности владельца до конца его жизни.

История особняков Пороховщиковых

История дома Пороховщикова богата известными именами и знаменательными датами. Особняк на Арбате изначально строился в качестве жилья внаем. Долгое время здесь работали русские врачи, занимая большую часть площади. Через какое-то время меценат Александр Пороховщиков отдал здание работникам медицины в частное пользование, оставив себе только особняк в Староконюшенном.

Изначально построение, внешне очень похожее на избушку, предназначалось для проживания членов семьи Пороховщиковых. Но какое-то время спустя тоже превратилось в подобие доходного дома, дав приют многим известным общественным деятелям.

Доходный дом

Дом Пороховщикова в Староконюшенном внешне казался маленьким. Но на деле в разное время там умещались агентство по продаже швейных машин Чиколева, редакция известной газеты, общество воспитательниц со школой при нем и многие другие организации. Позже в доме долгое время проживал философ Сергей Трубецкой. В советское время здесь находились общественная библиотека имени Добролюбова и музей славы имени 77-й дивизии.

Дом на Арбате же "приютил" у себя Общество русских врачей, которые принимали здесь пациентов и проводили операции.

Общество русских врачей

В середине 19 века в одном из зданий на Арбате обосновалось Общество русских врачей. Там располагалась одна из центральных аптек, а также общественная лечебница, где доктора ставили диагнозы пациентам. Но вскоре работники медицины были вынуждены покинуть насиженное место ввиду возникших разногласий с хозяином арендуемого помещения. Поэтому им пришлось искать новое место для лечебницы, и причем поблизости, чтобы потом не возникло разногласий с конкурентами. Этим местом и стал доходный дом Пороховщиковых на Арбате.

Создание Общества русских врачей было ответом существованию Общества немецких врачей, пожелавших монополизировать медицину в Москве с целью увеличения заработка. Московские доктора же брали за прием пациента около 20 копеек, что было символической суммой. Если у пациента и вовсе не было денег, то его лечили бесплатно. Аптека при лечебнице тоже передавала лекарства пациентам на безвозмездной основе.

Общество русских врачей стало местом, где начали свою деятельность многие известные ученые в области медицины. Федор Иноземцев, основатель общества, впервые провел хирургическое вмешательство под общим эфирным наркозом. Здесь начинали свою практику известный онколог Петр Герцен, а также создатель целебной воды Смирнов. В лечебнице был оборудован первый кабинет физиопроцедур.

Уроки рисования

Врачи из русского общества, обосновавшиеся на Арбате, не только лечили больных, но и издавали газеты, читали курсы лекций. В начале 20 века Арбат был населен медиками и докторами, а не людьми искусства, как это принято считать. При этом художники и писатели соседствовали с врачами и создавали свои произведения, находясь в соседнем помещении. Так, «Классы рисования и живописи» тоже располагались в доме Пороховщиковых на Арбате и здесь же претворяли свои планы в жизнь. Второй этаж особняка был занят творческими людьми, работавшими под руководством Юона и Дудина.

Живописцам, кроме того, не была чужда политика. И когда в 1905 году многочисленные члены общества «Классов рисования и живописи» вышли на баррикады, чтобы отстоять свои взгляды, общество чуть не подверглось закрытию.

На третьем этаже дома на Арбате находились меблированные комнаты. Здесь в свое время проживал известный математик Лузин, автор-основатель школы самостоятельного мышления.

Дом на Староконюшенном

Первым съемщиков особняка Пороховщикова на Староконюшенном был Чиколев, устроивший здесь агентство по продажам шейных машин. После него в здании обосновались издательства «Газеты Гатцука» и газеты «Календарь».

В конце 19 века здесь также находилась школа «Общества воспитательниц и учительниц», где преподавались уроки по математике, естествознанию и пению. Позже особняк переоборудовали под съемное жилье для обеспеченных людей, где долгое время проживал и творил философ Трубецкой.

В советское время в дома на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и 77-й стрелковой дивизии. Существует много легенд о том, что в этот период в подвале здания располагался секретный объект советских властей. Здесь производились пытки над людьми, обладающими ценной для правительства информацией. Но правдивость этих историй остается недоказанной.

В конце 20 века дом на Староконюшенном пришел в негодность. Здесь больше не размещались культурные объекты и не проживали известные люди. Он и по сей день находится в аварийном состоянии, требует большого количества материальных затрат на реставрацию.

Дом в современную эпоху

Дом Пороховщиковых на Арбате, в свое время переданный Обществу русских врачей, стал ценным культурным объектом. Здесь размещается музей телесных наказаний, где помещены экспонаты, показывающие технику умерщвления людей в разные эпохи и времена. Таким образом, здание до сих пор является ценным объектом для города Москвы. Ради богатой истории его часто посещают туристы и гости города.

Дом на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.