Фернандо Ботеро — искусство пышных форм. Школа стильных образов и идей Колумбийский художник рисующий всех толстыми

Фернандо Ботеро является одним из наиболее известных художников и скульпторов колумбийского происхождения. Его творчество оказывает немалое значение на современную культуру и искусство. Об этом неординарном человеке и его произведениях пойдет речь в статье.

Миллионы людей сегодня восхищаются его творчеством, но путь к славе и успеху был отнюдь не прост. Но живописец шел к своему счастью, шаг за шагом преодолевая трудности. Сегодня он достиг того, к чему так долго шел, но на этом он не останавливается, а продолжает открывать в себе все новые и новые грани.

Фернандо Ботеро: краткая биография

Будущий художник и на весь мир, был рожден 19.04.1932 в колумбийском городе Медельине, который славится на весь мир наркоторговлей.

Уже с ранних лет он стал проявлять интерес к искусству, но в семье с консервативным укладом жизни все относились к его увлечению скептически. Когда пятнадцатилетний юноша заявил, что намерен стать художником, его мать и остальные домочадцы были настроены против этого. Они считали, что искусство может быть чем-то вроде хобби, но никак не способом заработка на жизнь.

Однако Фернандо Ботеро был настроен решительно и стал развиваться, совершенствуя умения в любимом деле. Вскоре он сумел добиться должности иллюстратора в местном печатном издании "Эль-Коломбиано", где проработал в этой должности до 1951 года.

Путешествие в Европу

Затем Фернандо решает отправиться в Европу, чтобы получить новые знания и опыт. В Мадриде он проходил краткосрочное обучение в художественной школе.

Дальше отправился во Флоренцию, где посещал учебные занятия у Бернарда Бернсона - известного профессора и американского ученого. В Италии он познакомился с европейским Возрождением, о котором ранее знал лишь понаслышке.

Путешествие по Европе затянулось приблизительно на год, и в 1952 году Ботеро возвращается на родину. За это время он получил массу новых впечатлений и эмоций, вживую познакомился с европейским искусством и историей, получил новые знания в области искусства, техники живописи и т. д.

Конечно, всего за год он не успел превратиться из неопытного художника-самоучки в профессионала, но полученные в этом путешествии знания помогли ему сформировать в дальнейшем свой стиль.

Художник Фернандо Ботеро

По возвращении на родину начинающий скульптор и художник устраивает свою первую персональную выставку, которая работала в галерее Л. Матисса.

В 1952 году он участвует в конкурсе, который был организован Национальным худ. салоном Колумбии. В нем была представлена его картина " У моря", которая заняла призовое 2-е место.

Но в начале своей карьеры Фернандо Ботеро, произведения которого еще не имели персонального, неповторимого стиля, не слишком выделялся из общей массы молодых деятелей искусства. Побывав на его дебютной выставке, многие посетители даже не поняли, что это картины одного художника, посчитав их работами разных людей.

В то время на его творчество оказывали влияние совершенно разные живописцы: П. Гоген, Д. Ривера, импрессионисты и другие. К тому же у него не было возможности ознакомиться с их работами в реальности, поэтому он ограничивался иллюстративными репродукциями.

Формирование индивидуального стиля

Вплоть до середины 50-х гг. Фернандо Ботеро, картины которого лишь незадолго до этого начали привлекать к себе интерес, не имел ярко выраженного персонального стиля, которым он так известен сегодня. Тогда он изображал довольно стандартных людей и животных, которые мало чем отличались от тех, что были на картинах других художников.

Привычные современному любителю искусства "толстушки" стали его визитной карточной по чистой случайности. Когда художник рисовал свой "Натюрморте с мандолиной", музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Это забавляло как самого художника, так и зрителей. Так на свет был рожден фирменный стиль Ботеро, который пришелся ему по нраву.

Отныне колумбиец рисовал только до смешного раздутые изображения людей, животных и предметов.

Мировая известность

Женившись на Глории Сиа, художник перебирается жить в Мексику, но их брак просуществовал недолго. После развода он переезжает в Нью-Йорк. Плохое владение английским языком и отсутствие денег подтолкнули к тому, что он стал писать копии творений известных художников.

Параллельно художник писал и собственные картины. Благодаря этому он в 1970 г. выставляет свои картины в галерее Мальборо. Выставка становится успешной, а возвращение в Европу - победным.

С тех пор Ботеро становится известным и выдающимся колумбийским художником современности.

Современный этап творчества

Работы Фернандо Ботеро сегодня ценятся очень высоко, что позволяет ему много путешествовать и зарабатывать на жизнь своим любимым делом. У художника есть дом в Париже, где он пишет в основном крупные полотна. На средиземноморском побережье Франции творец не только любит отдыхать с семьей, но и занимается другим своим увлечением, помимо живописи. Именно здесь миру раскрывается скульптор Фернандо Ботеро. Творения мастера, как и картины, отличаются гротескной объемностью.

Также он часто посещает Нью-Йорк, где тоже творит.

Фернандо Ботеро в 1992 году удостоился приглашения самого (тогда он был мэром Парижа) осуществить личную выставку на Елисейских Полях, куда ранее не приглашался ни один зарубежный художник.

Сегодня Ботеро путешествует по всему миру, демонстрируя свои произведения. Он является одним из наиболее выдающихся живописцев и скульпторов современности.

Картины

Из современных художников Фернандо, безусловно, относится к числу самых высокооплачиваемых. Его картины на арт-аукционах и выставках продаются за баснословные суммы. К примеру, картина "Завтрак на траве" 1969 года на рынке искусства была реализована за 1 миллион долларов США.

Он бывал и в России, более того, в Эрмитаже хранится скульптурная группа, которую мастер лично подарил музею. Она называется "Натюрморт с арбузом".

Художника всегда тревожило все, что творится в мире. Он не мог быть безучастным и в начале нулевых годов XXI века создал серию полотен "Абу-Грейб", где показал наглядно, как жестоко обращаются американцы с арабскими пленниками и заключенными в иракской тюрьме. Впервые свет увидел эти творения на Колумбии весной 2005 года.

Фернандо Ботеро, скульптуры и картины которого сегодня пользуются большим спросом, заявил, что еще не закончил эту серию произведений, уже сейчас насчитывающую около 50 творений. По его словам, ему еще есть, что сказать на эту тему, ведь он не раскрыл сюжеты, связанные с Афганистаном, Кубой (Гуантанамо) и т. д.

Подражание, а точнее, переделывание известных картин на свой лад является своего рода "фишкой" Фернандо Ботеро. "Мона Лиза" в исполнении колумбийца является ярким примером стилизации всемирно известного произведения.

Известные картины

Среди наиболее попуряных и значимых его работ можно выделить полотно "Адам и Ева", где фигуры библейских героев изображены со спины. Они оба обнажены и выполнены в традиционной для художника "раздутой" манере. Адам тянется к запретному плоду, а на ветвях дерева виднеется змей-искуситель.

В 1990 году он написал картину "У окна", где изображена обнаженная полная женщина, стоящая у открытого окна. Художник испытывает особую страсть к изображению обнаженной женской натуры. Причем его тяга к раздутым формам достигает своего апогея, когда он изображает женское тело.

На картине "Письмо" (1976) изображена толстушка, лежащая в постели без одежды. Очевидно, что девушка только что прочитала письмо, которое погрузило ее в глубокие раздумья. Она отрешенно смотрит куда-то в сторону, держа письмо в руке, а рядом с ней лежат плоды цитрусовых деревьев.

Одной из известнейших его работ является картина 1969 года "Завтрак на траве", где изображены мужчина и женщина, расположившиеся на пикнике под сенью деревьев. При этом мужчина лежит без одежды, покуривая сигарету, а девушка одета и сидит рядом. На скатерти разложена еда, фрукты и корзина.

Скульптуры

Как и в живописи, в ваянии Фернандо Ботеро тоже придерживается стиля фигуратизм. Он создал большое количество скульптур в разных городах мира. Сегодня это новый тренд, каждый крупный город мира считает модным разместить на своих улицах работы этого мастера. Художник получает так много предложений от властей различных городов, крупных коллекционеров и культурных организаций, что не справляется с потоком заказов, поэтому берется только за самые интересные, выгодные.

В числе наиболее известных скульптурных работ Фернандо Ботеро "Похищение Европы" занимает первое место. Эта композиция размещена в столице Испании и создана по мотивам известного древнегреческого мифа про Зевса и Европу, которую он похитил, превратившись в быка.

Разумеется, эта работа выполнена в типичном для автора стиле. На спине крупного мускулистого быка восседает обнаженная девушка (Европа) с пышной фигурой. Она горделиво поправляет свои волосы, демонстрируя уверенность в себе и своей красоте. Эта скульптура сегодня считается достопримечательностью Мадрида, к которой стекаются миллионы туристов ежегодно.

Также очень известно другое произведение Фернандо Ботеро - скульптура "Джентльмен в котелке-шляпе". Также всемирной известностью пользуется его скульптура обнаженной, лежащей на животе девушке, которая расположена на площади в датской столице - городе Копенгагене.

Вклад в культуру

Работы Фернандо Ботеро сегодня пользуются настолько большим спросом, что даже для крупнейших городов и музеев мира стать обладателями хоть одного его произведения - большая честь и удача. За произведениями идет настоящая охота, ему не только не нужно искать заказчиков или покупателей для своих произведнний, а напротив, у художника нет отбоя от желающих прикоснуться к искусству.

Ботеро очень трудолюбив и активно работает, создавая десятки творений ежегодно. Чем больше он создает, тем популярнее становится его творчество. Такому феноменальному успеху могут позавидовать многие именитые художники и скульпторы. Вместе с тем художник остается верен себе, не поддаваясь мнению масс и давлению со стороны критиков. Он просто творит то, что ему по нраву, вкладывая в свои произведения душу.

Сегодня его скульптуры есть практически во всех крупных городах и столицах европейских государств, а также в Америке и на родине художника, в Колумбии. В силу возраста сейчас он стал менее продуктивным, но по-прежнему продолжает постоянно работать.

Заключение

Фернандо Ботеро является примером того, как человек, рожденный вдалеке от центров мирового искусства, не имея должного образования в этой сфере, без поддержки близких людей сумел добиться головокружительного успеха благодаря своему таланту, упорству и непреодолимой тяге творить.

Стоило только художнику найти свой собственный стиль, отличный от общей массы, проявить индивидуальность, как люди стали интересоваться его творчеством. Народ потянулся к его картинам и скульптурам, ценители искусства стали отзываться о нем очень хорошо, утверждая, что Ботеро один из лучших творцов современности.

Мир заинтересовался его произведениями. Сегодня слава о работах Ботеро гремит особенно в Европе, Северной и Южной Америке. В Колумбии творец по праву считается национальным героем.

Фернандо Ботеро родился в 1932 году в городе Медельин, известном в мире своим картелем наркодельцов. Его семья потеряла своe состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. В детстве Фернандо мечтал - стать тореро, но в 15 лет вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в ппланы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией. Несмотря на это Ботеро постепенно добился того, чтобы его иллюстрации стали появляться в газете «Эль-Коломбиано». В качестве иллюстратора он проработал до 1951 года, когда решился уехать в Европу в поисках новых знаний.

Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо. Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Св. Марка у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским Возрождением. Позже, в 1952 Ботеро вернулся на родину, и устроил свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса.

В том же 1952 году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.

До 1955 года Ботеро рисовал, в основном, обычных мужчин, женщин и животных, тогда он еще не открыл для себя ни «толстушек», ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они «пришли» как бы случайно, когда однажды в «Натюрморте с мандолинной» инструмент вдруг «растолстел» до смешного. Это был момент истины для Ботеро - он нашел свою нишу в искусстве.

В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляло желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой «европейский» опыт и стал, копировать старых мастеров.

Одновременно он работал над собственными произведениями, и вскоре, в 1970 году выставился в Галерее Мальборо. Так началась его мировая известность. Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным.

Сейчас Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже он пишет большие полотна, в Италии проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает скульптуры, на Лазурном берегу и в Нью-Йорке рисует акварелью и тушью. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник.

С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы он своим творчеством украшал праздники. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции... Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, и многие стоят в очереди.

Его произведения считаются одними из самых дорогих в мире, так, например, его картина «Завтрак на траве», была продана за миллион долларов. В России есть его скульптурная композиция «Натюрморт с арбузом» (1976-1977). Он подарил ее «Эрмитажу», где она и выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

Ботеро не стал отшельником, он всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб»

Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Она состоит из 48 живописных полотен и рисунков, изображающих обнаженных заключенных, которых травят собаками и избивают тюремщики. Впервые серия была показана в Колумбии в апреле 2005 года. Ботеро заявил, что тема «Абу-Граиб» будет продолжена. «Я еще не сказал всего, что хочу сказать по этому поводу. Есть еще сюжеты афганских тюрем, американской базы Гуантанамо на Кубе», - говорит художник.

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo; г.р. 19.04.1932) - колумбийский мастер живописи гротескного направления, скульптор, который сам себя называет «Самым колумбийским из колумбийских художников». На его живописных полотнах гармонично уживаются китч, гротеск, наивный примитивизм, фольклорный колорит, итальянский ренессанс и колониальный барокко.

«Фишка» мастера — изображать толстяков, у него тучные все - люди, мебель, животные и даже яблоки. Мастер стал известным после завоевания первого приза на Выставке колумбийских художников в 1959 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 г. в семье коммерсанта, в городе (исп. Medellín; ). Когда мальчику было 4 года, его отец умер, и семья лишилась своего состояния. В детстве будущему живописцу были недоступны произведения традиционного искусства, выставлявшиеся в музеях и галереях, он знакомился с произведениями мировой живописи по репродукциям из книг. Мальчик обучался в школе ордена иезуитов и мечтал стать тореадором, в 1944 г. даже несколько месяцев посещал школу матадоров. В возрасте 15 лет неожиданно для родных он решил стать художником, что совсем не вписывалось в жизненный уклад его консервативной семьи, где художество не считалось профессией, а только хобби. В 1948 г., будучи 16-летним подростком, он впервые опубликовал свои иллюстрации в местной газете «El Colombiano», и полученные деньги потратил на оплату обучения в лицее «Маринийя-де-Антьокия» (исп. Еl liceo Mariniua de Antioquia).

Затем, мечтая расширить свой кругозор, он впервые выехал за пределы родины — совершил путешествие по Испании (1952 г). В Мадриде начинающий художник поступил в художественную школу Сан-Фернандо.

В период с 1953 по 1954 гг. Фернандо обучался в Академии Сан-Марко (итал. Аccademia San Marco; Флоренция), где изучал технику фрески и знакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения. В то время у него не имелось достаточно средств, зато огня в душе было с избытком. «Я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду, Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь» .

На его первые полотна значительное влияние оказали работы таких мастеров, как Поль Гоген, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и др. По возвращении на родину в галерее «Лео Матиса» (исп. Leo Matiz gallery; Богота) состоялась персональная выставка, картины Фернандо Ботеро были настолько разнородны, что посетители сочли, что это работы нескольких живописцев.

Художник выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х гг. До 1955 г. он еще не открыл для себя «толстушек», впоследствии принесших автору всемирную славу. «Пузаны», ставшие «изюминкой» живописца, появились благодаря случаю, когда однажды в работе «Натюрморт с мандолиной » инструмент был изображен преувеличенно большим. С того момента Ф. Ботеро нашел свою тему. Он не скрывает своего пристрастия к грузным формам, тучность стала для него мерилом красоты, его творческим кредо.

«Объемными формами я пытаюсь воздействовать на … чувственность людей». Невероятно, но громоздкие образы не лишены своеобразной утонченности, они словно парят в пространстве. «Подчеркнуто увеличенные животы – это мой стиль! – признается автор. – Животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который я хочу вложить в свои творения».

Особенно гипертрофированно объемные формы проявляются у мастера в обнаженных женских образах, именно эти массивные фигуры с преувеличенно мощными ногами и бедрами вызывают у зрителя самые сильные эмоции: от неприязни до восхищения.

Карьера живописца стремительно пошла в гору с 1958 г., когда он получил главный приз с произведением «У моря» на «Salоn nacional de artistas» в .

В 1964 г. Ботеро женился на Глории Сеа (исп. Gloria Zea), бывшем министре культуры , которая одного за другим родила ему 3-х детей. Семья переехала в Мексику, где испытывала большие материальные трудности.

После произошедшего развода он перебрался в Нью-Йорк, часто посещал Париж. Он много работал, поставив перед собой цель быть принятым в «Галерею Мальборо» (англ. Marlborough Gallery), позволяющей молодым художникам продемонстрировать свой талант и прославиться, что и случилось в 1970 г. Вскоре Ф.Б. с триумфом вернулся в Европу, а в 1983 г. переехал в тихий итальянский городок Пьетрасанта (итал. Pietrasanta; северо-запад региона Тоскана).

На рубеже XX – XXI веков став самым знаменитым из латиноамериканских живописцев своего поколения. С 1973 г. он активно занимался скульптурой, воплощая в ней те же преувеличенно пышные, комически разбухшие образы людей и животных. Идеальные материалы для тяжелых фигур Ботеро — бронза и мрамор. Эти своеобразные изваяния украшают многие города мира (Богота, Медельин, Лиссабон, Париж, Ереван и др.). В Вашингтоне и Нью-Йорке с небывалым успехом прошло несколько персональных выставок. Первым полотном колумбийца, которое приобрел Музей современного искусства Нью-Йорка, стала картина «Мона Лиза в 12 лет» .

Произведения колумбийского художника – живописные полотна, скульптура и графика — легко узнаваемы, увидев работы хоть раз, их невозможно забыть.

Художественные произведения и скульптуры Фернандо Ботеро котируются в мире очень высоко, они признаны одними из самых дорогих в мире и продаются за громадные деньги.

Например, работа «Завтрак на траве » (1969 г.) является переложением знаменитого одноименного полотна Эдуарда Мане — родоначальника импрессионизма. Только там мужчины одеты и пребывают в компании обнаженных дам, а у Ботеро голый мужчина лежит на траве возле полной одетой женщины. На аукционе «Sotheby’s» полотно было куплено за $1 млн. Пользуясь спросом, автор производит огромное количество картин, обращаясь к похожим темам, из-за чего в его работах не прослеживается «роста мастерства»: картины, написанные с разницей в 10-12 лет, смотрятся, как созданные в один год.

Уже сегодня творческое наследие мастера невероятно велико — почти 3 тыс. живописных полотен, более 200 скульптур, а также бессчетное количество акварелей и рисунков тушью. В России есть произведение художника «Натюрморт с арбузом » (1976-1977 гг.), подаренное автором Санкт-Петербургскому музею «Эрмитаж».

Вообще, щедрость колумбийца стала легендарной. Например, Музею изобразительных искусств Боготы автор пожертвовал коллекцию произведений живописи XIX-XX столетий, которая оценивается в $60 млн, а родному городу Медельин художник передал в дар свои работы: 18 скульптур и почти 100 картин. В общей сложности, его дар колумбийским музеям превысил $100 млн.

Возможно, именно душевная щедрость и определила творческую манеру мастера, его особое видение искусства, где мир предстает в цветущей пышности, в избытке сил и восторженности. В Колумбии его картины, выполненные в неповторимом стиле и говорящие о своеобразии мышления автора, называют «Ботерос».

Хотя живописец чаще всего обращается к жанровому портрету, в своем творчестве он также затрагивает тему военных конфликтов, криминала и насилия в мире, а свойственный ему мягкий юмор временами сменяется острой сатирой: например, работа «Мертвые епископы » (1965 г., Мюнхен) или «Официальный портрет военной хунты » (1971 г). Автор в своем творчестве всегда отражает происходящее в мире. После событий в Ираке, к примеру, он создал серию картин «Абу-Грейб» , рассказывающую о жестокости американских солдат, об издевательствах над заключенными в застенках иракской тюрьмы.

На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом
и колониальным барокко. Фернандо Ботеро не скрывает своего пристрастия к полным людям,
он изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки.

Родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем
наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда
будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в
школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается
стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где
художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился
с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику
оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках
новых знаний. Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы
родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу
Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954)
у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи
Возрождения. Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее
Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых
соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли,
что это выставка нескольких художников.

Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до
мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из
городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и
других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял
второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

С 1960 жил в Нью-Йорке, часто наезжая в Париж, затем (с 1983) жил в тосканском городке
Пьетрасанта. На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников
его поколения. С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же
гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Эти произведения украсили многие города
мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

«Где-то я слышал, что мужчины врут, когда говорят, что любят сухое вино и
худых женщин, на самом деле они любят пиво и толстушек.»

Фернандо Ботеро. Торжество плоти.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает
исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная
арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность,"
- оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику.

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро,
будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел,
то никогда не забудешь.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в
обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается
так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами.
Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные
сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни
монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы
случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг
приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему.

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского
вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма,
составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи
и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот
волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу
рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие
деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время
возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост
мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей
в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина
"Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника
импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у
Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная
дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s
картина была продана за один млн. долл. США.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения.
Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и
более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором
государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные
фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые.
Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой:
бронза и мрамор — самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в
виде своеобразных героико-комических монументов.

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств
Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному
городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде,
Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади
Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов
долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных
личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Скульптуры Фернандо Ботеро rus_lynx wrote in August 23rd, 2014

Оригинал взят у rus_lynx в Скульптуры Фернандо Ботеро

С творчеством Фернандо Ботеро я познакомилась пол года назад, оказавшись в лобби отеля «Four seasons» в Майами. Взгляд не просто случайно упал на бронзовые скульптуры, он был буквально захвачен ими. Огромные монументальные фигуры были главным украшением лобби: величественные, спокойные, вызывающие восхищение. Вызывали ли они страх? Отнюдь. Наоборот, было чувство умиления и симпатии.
Судите сами:

Я ничего подобного ранее не видела и, охваченная страстью, начала поиски информации о скульпторе.
Фернандо Ботеро - колумбийский скульптор, живущий и по сей день. Он учился в художественных школах Испании и Италии, одним из его любимых художников был Веласкес (быть может именно он повлиял на то, что его скульптуры и живопись выражают сдержанность, побуждая нас самих выявить, что же скрывается за внешней оболочкой).
Ботеро на первых этапах творческого пути не имел определенного стиля и писал разно стилевые картины. Его поиски себя напоминают мне раннего Пикассо, когда тот, рисуя с раннего детства, пробовал разные стилевые направления, пока не нашел свой, такой узнаваемый стиль, принесший ему мировую известность. Так и Ботеро, выходец из бедной семьи, искал свой путь и нашел, наконец, свой неподражаемый стиль в изображении людей и предметов будто разбухшими, надутыми, статичными.

Всемирная известность пришла к Ботеро, когда он, наряду с живописью, начал создавать скульптуры "в стиле Ботеро": огромные, бронзовые статуи, выражающие состояние покоя. Сейчас его статуи стоят миллионы долларов и известные города мира записываются в очередь, чтобы приобрести его скульптуры для украшения городских парков и площадей.

Думаю, именно это «фирменное» состояние отрешенности и покоя наряду с гротескными изумляющими формами и делает его творчество таким популярным. И именно поэтому это откликнулось у меня в душе – его фигуры будто пребывают в состоянии медитации, а значит покоя и гармонии. То есть они в том самом состоянии, к которому я стремлюсь, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, занимаясь йогой и поисками себя и своего пути. Если смотреть на эти статуи, то дыхание постепенно становится ровным и спокойным. И тебе вдруг открывается смысл жизни – он в гармонии. А гармония – она в спокойствии.

Всплыли в памяти строки Омара Хайяма:

Кто понял жизнь тот больше не спешит, 

Смакует каждый миг и наблюдает,

Как спит ребёнок, молится старик, 

Как дождь идёт и как снежинки тают. 

В обыкновенном видит красоту, 

В запутанном простейшее решенье, 

Он знает, как осуществить мечту, 

Он любит жизнь и верит в воскресенье, 

Он понял то, что счастье не в деньгах, 

И их количество от горя не спасет,

Но кто живёт с синицею в руках, 

Свою жар-птицу точно не найдет 

Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, 

Что совершенней жизни только смерть, 

Что знать, не удивляясь, пострашней, 

Чем что-нибудь не знать и не уметь.