Архитектурные и исторические памятники города владимира. Знаменитые памятники архитектуры россии Какие есть архитектурные памятники

Содержание:

Памятники архитектуры являются бесценным достоянием мировой культуры. Являясь свидетелями давно минувших эпох, они представляют образцы произведений искусства. В этом и отличие их от памятников культурного наследия. К последним можно отнести, например, домик, в котором родился и жил Василий Шукшин, или, например, Расул Гамзатов. Эти дома - историческое и культурное достояние. Это неоспоримо. Но они никак не являются памятниками архитектуры.

В то же время памятниками архитектуры являются не только величественные здания, над возведением которых трудились мастера зодчества. Это могут быть улицы, площади и даже целые кварталы. К памятникам архитектуры относятся строения, в которых хотя бы частично сохранились фрагменты художественного оформления, уникальной планировки, характерной для той или иной эпохи.

Архитектурными памятниками являются целые ансамбли зданий, комплексы сооружений, воплотившие в себя достижения в области изобразительного искусства, зодчества того времени, когда они возводились. Это могут быть здания, передающие элементы культовой архитектуры, а также монументального, декоративно-прикладного творчества. Причём, данные сооружения могут быть гражданскими, религиозными, военными, промышленными. Они могут выполнять совершенно разные функции. Принадлежность к категории памятников делает уникальность и художественность, которые проявились во время строительства и дальнейшего их содержания.

Пальмира считалась самым богатым городом периода поздней античности. Он находится в Сирии между Евфратом и Дамаском. Основателем города считается царь Тукриша. В то время Пальмиру называли не иначе как невестой пустыни. Город поражал своей красотой, величием сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры.

Не очень большая часть городов может считаться памятниками архитектуры. Самым ярким примером этого является город Пальмира в Сирийской Арабской Республике. Возраст города приближается к 4 000 годам. На протяжении всех своих веков город пережил множество нашествий, сопровождавшихся разрушениями. В VII столетии Пальмиру захватили арабы. Они разрушили все храмы и превратили город в крепость.

В 1089 году эта мощная по тем временам крепость была уничтожена в результате сильнейшего землетрясения. Город, известный до этой печальной даты своим величием, превратилось в небольшую деревушку около храма бога Бэла. Началось новое возрождение Пальмиры. Хотя город постоянно подвергался ограблению, он возрождался вновь и вновь.

Лишь в XVIII Пальмира начала представлять интерес научного сообщества. А в XX веке была организована постоянная охрана территории города. Археологи, съехавшиеся сюда из многих стран, приступили к реставрации Пальмиры. В результате реставрационных работ, получивших широкий размах, были возрождены многие реликвии. ЮНЕСКО признало все здания и сооружения Пальмиры памятниками. Всемирного наследия.

После освобождения Пальмиры от террористов весной 2016 года специалисты засвидетельствовали полностью разрушенными лишь 20 процентов сооружений, которые считаются уникальными. Террористы разрушали преимущественно храмы. Остальные здания и сооружения, представляющие собой ценность, прежде всего, как памятники архитектуры, остались нетронутыми или разрушенными частично.

Следующий захват Пальмиры стал более драматичным. Боевики преступной группировки ИГ, считающейся в России вне закона, начали разрушение знаменитого античного амфитеатра, где в мае прошлого года давал концерт оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Разрушают террористы и другие памятники архитектуры, казнят людей.

Богата памятниками архитектуры столица российского государства. Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы.

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных памятников архитектуры - Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек.

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Если мерить историческими мерками, Храм прожил совсем недолгую жизнь. Сначала в 1918-ом его полностью лишили государственной поддержки согласно декрету, в котором говорилось об отделении государства от церкви и церкви от школы. Так произошло начало гонения на церковь, принявшее впоследствии гигантский размах. И наступила чёрная дата Храма Христа Спасителя - 5 декабря 1931 года.

Храм, олицетворяющий собой, прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов. И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин. Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Чудом архитектуры называют Храм бога Солнца, который находится в штате Орисса (Индия), на берегу Бенгальского залива. Хотя залив со временем отступил, и берег от храма отстоит на 3 километра. Здесь всё находится под возвеличиванием Солнца. Даже место выбрано не случайно. Ведь Конарак в переводе на русский язык означает территорию солнечного света.

Археологам вместе с историками удалось установить, что начало возведения Храма датировано 1243 годом. Он строился по приказу Раджи Нарасимхадева, правившего в то время Ориссой. Всего 18 лет понадобилось строителям и архитекторам того времени, чтобы возвести столь чудесное сооружение. За это время были возведены стены, 60-метровая башня, нанесена резьба, украсившая залы изнутри.

Храм загадочен. Например, до сих пор не известно, зачем в этом религиозном учреждении большое место занимают рисунки, изображающие плотские утехи. Некоторые исследователи видят в этих рисунках религиозные мотивы. По рисункам учёные пытаются понять основу религиозного культа народа.

Хотя в летописях сказано, что при строительстве Храма особых трудностей не возникало, они, конечно же, были. Один только подвоз по морю стройматериалов из каменоломен чего стоил. Каждая деталь в оформлении залов была продумана и выполнена с особым изяществом.

Три вида камней было использовано для строительства святилища. Цвет камней должен был переливаться под лучами, светясь различными оттенками. „Чёрная пагода“ - так иногда называют этот памятник архитектуры. Он действительно со стороны похоже на пагоду. А если смотреть перед восходом солнца, стоя между первыми лучами и Храмом, оно и видится чёрным.

Расцвет Храма Сурьи в Конараке исследователи связывают с последними десятилетиями XIII столетия. Обряды в нём проводились на протяжении двух столетий. Затем по каким-то до сих пор не разгаданным причинам наступил упадок. Возможно, его частично опустошили и нанесли некоторые разрушения завоеватели, другие уповают на природные катаклизмы. Хотя памятник сохранился до сих пор. Он, по мнению историков, является одной большой загадкой. Храм Сурьи в Конараке в списке ЮНЕСКО. Это поистине величайший памятник архитектуры и истории.

Согласно мифам, купцы из Венеции в 828 году выкрали мощи апостола Марка из египетского города Александрия. Охранники-мусульмане не заподозрили, что купцы везут украденные останки апостола в таре со свиным мясом. Сначала мощи поместили в часовенке дворца Дожей. Это сооружение было построено на скорую руку и считалось временным. Впоследствии исключительно с целью сохранить мощи Святого Марка построили собор. Его возвели за три года - с 829 по 832. Вскоре он сгорел. В 976 году здание удалось восстановить. Но и позже, на протяжении столетий не прекращалось его обустройство.

Купцы с Востока ввозили в Венецию капители, колонны, фризы, другие произведения искусства специально, чтобы украсить базилику. Кладка из кирпичей постепенно исчезла под мраморной облицовкой. Сверху неё появились рисунки, выполненные мастерами живописи ещё задолго до появления самого собора.

„Золотой алтарь“, как именуют алтарь Пала д? Оро, над созданием которого трудились с X по XII век ювелиры из Византии, был украшен драгоценными камнями, общее количество которых доходило до двух тысяч. В 1797 году Наполеон похитил часть камней. Но большая часть драгоценностей и сейчас находится под надёжной защитой.

Всё это постепенно преображало собор. Но внешне уникальное сооружение оставалось таким, каким и было. Никаких надстроек или пристроек не совершалось. Длительное время здание было часовней дожей. Лишь в начале XIX века оно получило статус Кафедрального Собора города. Здесь открыли музей.

В настоящее время Собор Святого Марка признан образцом византийской архитектуры. Он находится рядом с Большим каналом. В сокровищнице находятся мощи, шедевры мирового искусства, редкие иконы, различные реликвии. С 1987 года базилика под охраной ЮНЕСКО.

На свете много памятников архитектуры. Среди них наиболее значимые Античный театр d ? Orange во Французской Республике, Большой театр в столице России, Афинский Акрополь в Греции и многие-многие другие. Перед человечеством стоит задача сохранить памятники архитектуры, позаботиться о том, чтобы, простоявшие века и тысячелетия, они продолжали свою жизнь и помогали разгадывать загадки прошлого, учили новые поколения видеть прекрасное, наслаждать им, чтобы в дальнейшей своей жизни приумножать его.

С давних пор златоглавая Москва играла огромную роль в истории великой русской державы. А впоследствии этот замечательный город и вовсе стал столицей нашей родины. В Москве проживали императоры со своими семьями, представители аристократических династий, епископы и патриархи, прославленные музыканты, мастера живописи и самые талантливые литераторы. Именно поэтому в белокаменной, испокон веков сосредотачивалась культурно-политическая, финансовая, духовная и, конечно же, светская деятельность, что никак не могло не сказаться на процессе формирования архитектурного облика города.

На сегодняшний день в русской столице можно увидеть огромное количество потрясающе красивых зданий, которые благодаря своему солидному возрасту и таланту прославленных зодчих поистине являются нашим бесценным наследием! Уникальные и неповторимые памятники архитектуры в Москве служат предметом гордости и восхищения. Их слава уже облетела весь мир!

Список столичных историко-архитектурных памятников действительно огромный. В первую очередь внимание туристов привлекает недавно открывшейся , который по праву может называться одним из лучших украшений Москвы. Кроме этого нельзя обойти вниманием , здания ЦУМа и Большого театра, и др. Каждое из этих уникальных строений имеет свою занимательную историю и свое невероятно интересное прошлое.

Если же у Вас на осмотр московских памятников не более пары часов, то не спешите расстраиваться. Хотите сфотографироваться на фоне великолепных архитектурных ? Тогда просто прогуляйтесь по улочкам старой Москвы. К примеру, невероятно интересные старинные здания сосредоточены на улицах, вошедших в состав Бульварного кольца. Преимущественно здесь располагаются исторические здания, возведенные на протяжении XVII-XX веков.

Архитектурные памятники города Владимира - это, по преимуществу, памятники древнерусского времени (XII - начало XVIII веков) - церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII - начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII-XIII веков.

Архитектурные памятники города Владимира - это, по преимуществу, памятники древнерусского времени (XII - начало XVIII веков) - церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII - начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII-XIII веков.

Золотые ворота

Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. Принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесенной вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка.

Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община (австрийского толка), состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913-1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена.

Здание представляет собой импозантное краснокирпичное сооружение в так называемом "псевдовизантийском" стиле, состоящее из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольня - несколько ниже. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм украшают декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича.

Богослужение в храме прекратилось в 1928 г.; здесь разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей; вставал даже вопрос о сносе, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Водонапорная башня

Памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала XX в.

Потребность г.Владимира в водонапорной башне возникла при прокладке водопровода в 1860-е гг. Первый проект водонапорной башни предполагал оборудование ее в бездействующей надвратной церкви Золотых ворот. Этот проект не состоялся.

Позже водонапорную башню построили на Козловом валу. В 1912 г. это здание было совершенно перестроено по проекту архитектора-художника С.М. Жарова.

Здание представляет собой трехъярусное сооружение из красного кирпича в "псевдорусском стиле", имеющее в плане форму цистерны (вытянутого вала) и расширяющееся кверху, как крепостная башня. Украшением служат окна, в том числе сдвоенные, разной высоты в каждом ярусе, и кирпичный декор - стрельчатые арки и прямоугольные сандрики над окнами; два пояса арочных ниш, имитирующих "машикули"; карнизные валики, разделяющие ярусы.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Наверху башни, где помещался резервуар, устроена смотровая площадка с невысоким шатром.

Козлов вал

Юго-западная часть земляной насыпи в системе фортификационных сооружений г. Владимира XII в.

При князе Андрее Боголюбском в 1158-1164 гг. город архитектурно оформился как новая столица Суздальской Руси. Грандиозный градостроительный замысел князя воплотился прежде всего в новой крепости - кольце валов с внешними рвами, воротами, глухими башнями и деревянной оградой на валах. Город обрел фигуру вытянутого клина в междуречье Клязьмы и Лыбеди, острым концом обращенного на восток, а тупым на запад. Периметр валов составлял почти 7 км, высота 9 м, ширина подошвы 22 м. В систему валов было встроено пять внешних проездных башен. В западной линии высятся главные - Золотые ворота, единственные сохранившиеся. С двух сторон башню Золотых ворот сжимали земляные насыпи.

С утратой оборонительного значения в начале XVIII в. древняя крепость начинает разрушаться, валы оплывают, их рассекают "перерытвины" и тропы, склоны распахиваются под огороды.

Участок земли южнее Золотых ворот вблизи вала в XVIII в. приобрел купец Козлов. Его имя перешло в название этой части вала.

Проезд около Золотых ворот был освобожден от насыпи во время ремонта здания в конце XVIII - начале XIX вв. Высота вала сохраняется на две трети - до 6 м.

В губернское время остатки древней крепости, в том числе Козлов вал, уже воспринимаются как памятник старины, который следует сохранять.

В настоящее время Козлов вал - памятник древнерусского градостроительства и фортификации.

Музейный комплекс "Палаты" (здание Присутственных мест)

Здание Присутственных мест построено в 1785-1790 гг. по проекту архитектора Бланка в строгом классическом стиле.

Оно расположено в самом центре города, между древними соборами, в глубине старинного парка с фонтаном и аллеями. Предназначенное для губернской администрации, оно оставалось чиновничьим вплоть до девяностых годов XX века.

В начале 1990-х гг. музей-заповедник освободил и передал по назначению несколько церковных зданий, занятых фондохранилищами и экспозициями. К этому времени областная администрация получила новое здание на Октябрьском проспекте. В музее созрела смелая мысль: превратить историческое здание Присутственных мест в музейный комплекс. Однако освободить Палаты от чиновников оказалось делом трудным и длительным. И все же музей шаг за шагом, этаж за этажом, в фантастически короткий срок - за 5 лет (!) сумел не только отремонтировать и освоить этот огромный корпус, но и снискать ему новую славу и любовь горожан.

Теперь неприступный казенный корпус с "парадным подъездом", 200 лет служивший бюрократии, обрел привлекательный облик музея - красивого, уютного, содержательного.

Здание исторического музея

В настоящее время в здании размещается экспозиция Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "История владимирского края с древнейших времен до 1917 года." Здание построено по проеткту архитектора Бегена П.Г.

Беген Петр Густавович (1863-1917), окончил Академию Художеств в Санкт-Петербурге, с 1906 года владимирский губернский архитектор. Во Владимире по его проектам построено здание исправительного арестантского отделения, родильного приюта, духовного училища.

Закладка здания состоялась 29 мая 1900 г. К ноябрю 1901 года здание было возведено вчерне. 1902 год ушел на отделку нижнего этажа. Летом 1903 года на средства М.Н. Софонова и его же рабочими была произведена стенная роспись верхнего этажа. Первый этаж предназначался для библиотеки и исторического архива. На втором размещался музей. До 1906 года шли отделочные работы и размещение экспонатов.

Здание кирпичное, имеет план вытянутого прямоугольника, двухэтажное, с высокой четырехскатной кровлей. Площадь 10,85 х 25,60 м; высота до карниза 12 м. Перед главным входом крыльцо с балконом на сводчатом перекрытии, опирающемся на четыре столба. Межэтажный пояс, карниз и наличники выполнены из тесаного профилированного кирпича. В ширинках, расположенных по карнизу, на угловых лопатках и в простенках окон второго этажа (по главному фасаду) вставлены цветные изразцы. (Изразцы происходят из печи, находившейся в доме Сапожникова (XVII века) в городе Гороховце. На них орнамент: в центре выпуклый медальон с рельефным растительным рисунком в виде звезды, по краям широкая рамка с рельефным растительным узором. Фон покрыт в центре белой, а по краям светло-зеленой поливой. Рельефы рисунка даны желтой, коричневой и синей поливами.) На крыше четыре слуховых окна (по главному фасаду) и фронтон с фигурным завершением со стороны главного входа. На фронтоне выложено кирпичом 1900, ВАК. Ниже, на карнизе - Музей. На коньке кровли установлена металлическая ажурная решетка. Водосток осуществляется по трубам сложной конфигурации. Перекрытие нижнего этажа деревянное, плоское с опорой сложной конфигурации. Перекрытие нижнего этажа деревянное, плоское с опорой на круглый металлический столб в центре зала, перекрытие верхнего этажа - сводчатое. Этажи соединены парадной двухмаршевой лестницей.

Дом-музей братьев Н.Г и А.Г. Столетовых

Деревянный одноэтажный дом на каменном полуэтаже 1845-1869 гг. Типичный образец городской обывательской застройки 2-ой половины XIX в. Декоративное убранство фасада лаконично и тяготеет к "классическому" стилю: развитый карниз, лопаток, простые наличники; во двор выходит веранда. При доме был сад плодовых деревьев.

Дом является флигелем обширного двухэтажного каменного здания, оформляющего поворот с Большой улицы к Рождественскому валу (ныне ул. Столетовых). Здание было построено одним из первых по регулярному плану города 1781 г. купцом Д.А. Столетовым (прадедом Николая и Александра Григорьевичей).


Красивейшими местами Москвы, несомненно, являются ее архитектурные памятники. Здесь каждый камешек имеет метку исторических событий в жизни России. На этом месте хаживали венценосные персоны и деятели политики, искусства, литературы, кино. Отсюда начинались славные ратные и трудовые подвиги великого русского народа. Пройтись по святому месту – первейшая мечта каждого гостя Москвы.


Наверно каждый даже если не бывал на Красной площади, знает, что она является центральной площадью города Москвы, столицы России. Красная площадь находится за восточной стеной Кремля, ее с трех сторон окружают здания (Государственный Исторический музей, здание ГУМа и собор Василия Блаженного). собор Василия Блаженного


Памятники Москвы Памятники Москвы, которые во многом определяют ее современный облик – это в основном наследие прошлых веков. Однако мы явились свидетелями создания, вернее, восстановления одного из них, который встал в один ряд с главными достопримечательностями столицы. Это, конечно же, Храм Христа Спасителя.


Новодевичий монастырь разместился на юго-западе Москвы, у самой Москвы-реки. Здания Новодевичьего монастыря являются выдающимися архитектурными памятниками века. Для начала следует выделить Смоленский собор, а также собор иконы Смоленской Богоматери.


Одним из самых крупных мировых музеев стала Третьяковская галерея. Музейные экспозиции, находящиеся в ней охватывают очень длительный период с X в. по XX в. В галерее имеются абсолютно все направления русской живописи, начиная иконами и заканчивая авангардом. Свое название Третьяковская галерея получила в честь Павла Михайловича Третьякова, который и является создателем Третьяковки.


Одно самых крупных собраний мирового искусства с древних времен до 21 века сохранилось в Государственном музее изобразительных искусств имени известного русского писателя А. С. Пушкина. Сегодня он является вторым после Петербургского Эрмитажа музей мирового искусства в России.


Среди множества мест в Москве, которые являются не только достопримечательностями города, но и популярным местом отдыха москвичей и гостей столицы, особенно выделяется Поклонная гора. Когда-то она находилась за пределами города, однако со временем постоянно разрастающийся город принял ее в свою черту.Поклонная гора