Техника тиражирования акварельных рисунков. Акварельные техники. Всякие разные способы

Акварельная живопись - это технология создания художественных работ при помощи водяных красок. знакома большинству из нас с детства, когда мы использовали сухие краски в кюветах. Однако подобные краски не дают того насыщенного эффекта, который демонстрируют работы опытных акварелистов.

Акварельная краска состоит из связующего вещества, наполнителя и самого пигмента. В качестве связующего вещества чаще всего используется клей растительного происхождения: гуммиарабик, декстрин, трагант, плодовый клей, патока или глицерин. При нанесении на бумагу вода испаряется, и связующее вещество фиксирует пигмент и носитель. Акварельная краска выпускается в кюветах в полусухом виде и в тубах. Для работы с акварельными красками художники используют круглые кисти для основной работы и плоские кисти для других манипуляций, например поправок или смыва. Акварелисту необходима палитра — пластиковая, белого цвета. Палитры, в которых есть углубления, можно использовать как кюветы: краску из тюбиков выдавливают в углубления и дают высохнуть. Некоторые художники используют краску в «сыром» виде, по их мнению цвета на картине будут более свежими. Немаловажным является выбор бумаги. Акварельный лист должен обладать хорошо выраженной фактурой и не расползаться (набухать) после смачивания водой.

Акварелисты используют различные методы нанесения краски на бумагу. Самым распространенным является метод, который получил название «по сырому». Изначально бумагу смачивают водой и потом наносят красочный слой. Таким образом, нанесенная краска начинает растекаться по листу, расцветая неожиданными узорами, сливаясь с другими красками и формируя новые оттенки. Метод «по сырому» достаточно сложен и требует навыка, но он дает удивительный результат. В акварельной живописи также используется метод лессировки, когда художник наносит слои краски один за другим на сухой лист. Лессировка позволяет добиться особой точности деталей. Если есть желание добавить некоторые акценты своей акварельной работе, написанной в технике «по сырому», художник может нанести следующие слои краски после высыхания листа.




Если вы хотите изучать технику акварельной живописи, так скажем «для себя», для занятий стоит выбрать краски высокого качества. Чаще всего дешевые акварельные краски не дают достаточной насыщенности цвета и нужной фактуры, что начинающего художника может разочаровать. Не стоит приобретать большое количество цветов акварельных красок, лучше иметь набор основных цветов, так как практически любой оттенок может быть создан из смешения двух или более других цветов. Например, черный оттенок получается из смешения красного и зеленого, а белый цвет акварелисты вовсе не используют (ведь белая бумага просвечивает сквозь красочный слой, а художник просто обходит цветом те участки на листе, которые должны остаться белыми - такую технику называют «резерваж»).

Говоря об акварельной живописи, нам чаще всего вспоминаются нежнейшие цветочные натюрморты, пронизанные светом, бликами. Но посмотрите, как многогранно применение акварельной живописи в различных жанрах! Красивые миниатюры и зарисовки, портреты, пейзажи, неожиданные авангардные образы.

Valeria Ann Chua

Valeria Ann Chua

Valeria Ann Chua

Malgorzata Szczecinska

Malgorzata Szczecinska

Malgorzata Szczecinska

Елена Швед

Елена Швед

Елена Швед

Roland Palmaerts

Roland Palmaerts

Roland Palmaerts

Roland Palmaerts

Вас интересуют креативные наклейки и стикеры высокого качества? В этом случае вам стоит знать, что наклейка для смартфона, скейтборда, автомобиля, холодильника и любых других целей, в самом большом ассортименте ждёт вас на сайте Parazita Kusok. Заходите на сайт магазина, чтобы ознакомиться с невероятным выбором.

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

Тем не менее работа с акварелью несет в себе определенные сложности. Не у каждого получается с ней совладать; если вы начинали свой художественный путь с темперы, масляных или акриловых красок, работа с акварелью может вызвать непредвиденную сложность.

Именно по этим причинам мы хотим помочь вам с успешным использованием акварели. В этой статье представлены несколько полезных советов по работе с ней.

1. Используйте качественную акварель

Качество используемых вами красок во многом влияет на конечную работу. Некоторые художники, прежде чем раскошелиться на более серьезный товар, покупают подешевле, чтобы узнать, подойдет ли им это. Такой трюк работает с определенными красками, но не с акварелью - стандарты качества тут четкие.

Использование низкокачественного материала всегда может испортить итоговый результат, вызывая порой раздражение и разочарование. Мудрым решением для любого художника будет немного потратиться ради того, чтобы первый опыт работы с акварелью был максимально чист и честен.

2. Используйте правильную бумагу

Огромное значение имеет то, какую поверхность вы выбрали для рисования акварелью. Правильная бумага должна быть в состоянии поглощать большие объемы воды и выдерживать множество слоев краски, а значит, как правило, весит больше обычной бумаги.

Чем плотнее бумага, тем больше подходит для акварели. Мы рекомендуем использовать бумагу с плотностью не менее 300 г/м2 - четкая информация об этом обычно напечатана с лицевой стороны пачки.


Листы бумаги, которые можно купить по отдельности, обычно тоже маркируются. К слову, несмотря на многочисленные споры о том, с какой стороны листа нужно рисовать, мы пришли к выводу, что это зависит лишь от личных предпочтений художника - при достаточном навыке можно добиться хорошего результата с любой из сторон.

Акварельная бумага производится тремя способами: холодной прессовкой, горячей и грубым методом. Как можно понять из названий, первая делается под холодным прессом, вторая - под горячим, ну а последняя производится без использования пресса вообще.

Процесс производства оставляет свой след в текстуре бумаги. Листы из-под горячего пресса достаточно гладкие, в то время как бумага из-под холодного пресса несет ощутимую шершавость. Грубая же бумага, что логично, имеет самую жесткую текстуру.

Если вы используете неправильную бумагу, она обязательно даст вам об этом знать, набухая и сгибаясь. Многие производители называют свою бумагу акварельной, однако это не гарантирует отсутствие набухания при рисовании. Всегда судите качество бумаги по ее плотности. Бумага на картинке снизу выдает себя за акварельную, но стоит нанести на нее акварель, как она сразу набухнет и станет непригодной для работы. Что совершенно не удивительно, ведь ее плотность всего 160 г/м2.


3. Распрямляйте бумагу

Чтобы акварельная бумага лучше поглощала воду, ее стоит распрямить. Это будет гарантировать достаточное натяжение поверхности. Листы покрупнее можно пропитать водой в ванне и прикрепить к плотной деревянной поверхности. Также для фиксирования бумаги можно использовать степлер или широкий скотч. Бумага уменьшится в процессе высыхания, как раз создавая вам необходимое натяжение.

Небольшие листы можно просто прикрепить к поверхности малярным скотчем, после чего немого смочить.


4. Рисуйте легко

Большинство художников делают карандашный набросок на листе и только потом приступают к работе краской. Однако не всем из них нравится видеть следы графита на завершенной работе, поэтому они стараются полностью закрасить штрихи карандаша.

Делайте набросок легким, чтобы у вас не возникло потом с ним проблем. Не надо рисовать карандашом тени, просто наметьте контуры объектов. Лучше всего для этого подойдут HB-карандаши - мягкие (как 2B, 4B) могут оказаться слишком темными, в то время как жесткие карандаши (2H, 4H) иногда оставляют неприятные царапины на бумаге.

Следы карандаша можно осторожно убрать ластиком-клячкой до того, как наносить краску. Помните - начав рисовать акварелью, вы уже никак не сможете убрать графит с листа.


5. Используйте подходящую кисть

Существует огромное количество разнообразных кистей на любой вкус и цвет. Как правило, для акварели используются кисти помягче. Мы можем порекомендовать вам мягкие, но достаточно упругие синтетические кисти, в частности Grumbacher Golden Edge.

Хоть вы и найдете действительно подходящую вам кисть лишь с опытом, синтетические хорошо подойдут для новичков. К тому же, они довольно дешевые, в сравнении с натуральными аналогами.

Жесткие кисти (например, щетина) используются в основном для текстурных работ. Не стоит выполнять ими основные формы.


6. Не сдерживайте краску

Вода будет разносить акварель по бумаге, создавая причудливые силуэты. Не препятствуйте этому, а заставьте работать на себя - размытые формы тоже могут использоваться для обозначения объектов.

Дайте краске волю в определенных местах. Это подарит вашей картине свою "изюминку".


7. Ограничивайте свою палитру

Как и в любом другом случае, при работе с акварелью надо учитывать теорию цвета. Рисуйте так, чтобы можно было использовать сочетающиеся цвета, или сократите спектр необходимых.

Когда ваша палитра проста, картина получается гармоничной и эстетически привлекательной.


8. Работайте со слоями

Более темные или интенсивные акварельные цвета могут быть достигнуты многократным нанесением краски. Дайте слою высохнуть, прежде чем добавлять новый поверх него. Нижние слои все равно будут видны, создавая очень сложный эффект.

Добавляйте темные цвета к концу работы. Светлых же не стоит накладывать много - белый цвет бумаги все равно в итоге на них повлияет.

Вы можете не только смешивать цвета на палитре, но и использовать оптическое смешивание. Например, нанесите полупрозрачный слой синего цвета на слой красного - получите фиолетовый.


9. Используйте маскировочную жидкость

Маскировочная жидкость - это жидкий материал (как правило, на основе латекса), наносимый кистью на места, куда краска ни в коем случае не должна попасть. Это помогает защитить белизну бумаги в определенных важных местах.

В засохшем виде маскировочную жидкость можно легко стереть ластиком или пальцем. Помните, это вещество легко может испортить вашу кисть, так что используйте ту, которую не жалко.


10. Старайтесь создать полный спектр яркости

Яркость обозначается темным или светлым оттенком цвета. Она дает наблюдателю сведения об освещении, форме и текстуре объектов, изображенных на картине.

Чтобы полностью передать яркость на акварельной картине, вам необходимо использовать все оттенки цвета. Убедитесь, что используете как светлые, так и темные.

Распространенная ошибка начинающих акварелистов заключается в том, что они рисуют слишком легко и светло. Не бойтесь темных оттенков, ведь они необходимы для точной передачи яркости и контраста.


11. Знайте, когда следует остановиться

Художнику бывает очень сложно определить тот самый момент, когда пора заканчивать. Порой вдохновение так затягивает его, что он не может и не хочет останавливаться. Но если усердствовать сверх меры, можно испортить результат.

При работе с акварелью нужно быть чрезвычайно осторожным в этом плане. Конечно, сложно ответить на вопрос, когда закончить работу, но мысли из разряда "что еще я могу добавить?" часто служат сигналом о ее готовности. Когда вы рисуете акварелью, не пытайтесь отметить на картине все до мельчайших деталей.


12. Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь

Навык невозможно развить без практики. Любой может научиться рисованию при наличии достаточного стремления и времени. Говоря не только об акварели, но и любом другом художественном творчестве, только практика поможет вам приобрести уверенность в собственных силах, без которой ни один художник никогда не достигнет успеха.


Предварительный просмотр:


Изучение техники акварельной живописи

на уроках изобразительной деятельности

Выполнила:

Гилева Ольга Лазаревна

Новокузнецк, 2013

Введение.........................................................................................................3

1.1.Особенности акварельной живописи....................................................5

1.2. История акварельной техники ………………………………………7

1.3. Классификация акварельных техник....................................................9

2.1. Изучение техник акварели в школе………………………………...22

2.2. Разработка урока по теме: «Акварельная живопись. Теплые и холодные краски»..................................................................................................27

Заключение..................................................................................................33

Список литературы.....................................................................................35

Приложение.................................................................................................36

Введение

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправоенной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству.

Объект исследования: процесс обучения живописи на уроках изобразительной деятельности.

Предмет исследования: техники акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Цель выпускной квалификационной работы – определить необходимость изучения техники акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Выделить особенности акварельной живописи;
  2. Рассмотреть виды акварельных техник;
  3. Выявить особенности изучения акварельной техники на уроках изобразительной деятельности;
  4. Разработать урок по теме: «Акварельная живопись»

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме выпускной квалификационной работы.

Глава1. Теоретические основы техники акварельной живописи

1.1. Особенности акварельной живописи

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Основой для акварели является, как правило, бумага , которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки - стираторы - на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель . Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло , при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается наиболее распространённое современное понимание акварельной техники. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки.

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи - гуммиарабик и декстрин . В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом - бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик - фенол .

По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи , куньи , барсука или хорьковые . Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию , или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут , индийская жёлтая, жёлтая охра , терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь , кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт , ультрамарин , берлинская лазурь, индиго , нейтральтинт и сепия»

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся - настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.

Современные художники достаточно успешно используют акварельные карандаши, а также другие материалы, позволяющие «дорабатывать» акварель, к примеру: пастель, восковые мелки , гелевые чернила, и т. д.

1.2. История акварельной техники

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII - XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии . Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска ), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи . Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер , чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк , Клод Лоррен и Джованни Кастильоне . Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII-XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь , затем тушь с лак-кармином, сепия , а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина , которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII-XIX века усилиями сперва Пола Сэндби , затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи - в г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру , - жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен , Энтони Копли Филдинг , Ричард Паркс Бонингтон , Дэвид Кокс , много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут , мастер натюрмортов Уильям Генри Хант , а также Сэмюэл Палмер , Джон Варли , Джон Фредерик Льюис , Майлз Бёркет Фостер , Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина , объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс , Томас Моран , Томас Икинс и Уинслоу Хомер .

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша , Эжена Делакруа , Анри Жозефа Арпинье , а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье .

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский , Эмиль Нольде , Эгон Шиле , Пауль Клее и Рауль Дюфи .

Акварельная живопись России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Из наших современников, в России конца XX - начала XXI вв. наиболее заметными явлениями в искусстве акварели стали серии работ Сергея Андрияки и мастеров его школы (Школа акварели Сергея Андрияки ), которые стремятся возродить технику, приемы, жанры русской классической многослойной акварели.

1.3. Классификация акварельных техник

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов (см. Приложение 1).

В зависимости от степени влажности бумаги можно выделить такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.

Суть приема «работа по мокрому» заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Достоинства техники по-мокрому: такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами.

Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи. Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п. Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

Техника A la Prima - это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.

Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.

При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не следует увлекаться случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению - строго согласовываться с формой и рисунком.

Достоинство и одновременно сложность техники A la Prima в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции. Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи. Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

Работа «по-сухому» заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Однослойная акварель «по-сухому». - работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.
Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской.

Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.

В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

Другой способ исполнения однослойной акварели – мокрым-по-сухому, заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.

Многослойная акварель (лессировка). - лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Главным достоинством техники многослойной акварели является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.

Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.

Лессировка - это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.

При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.

Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Главная критика, направленная в адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают изображения маслом или гуашью. Однако, если лессировки накладывать тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до бумаги и отразиться от нее.

Следует отметить, что многослойность письма зачастую скрывает фактуру бумаги и красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистому листу.

Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу – мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без последствий. Если позволяет бумага и фрагмент изображения, можно размыть жестким колонком, предварительно смоченным в чистой воде, неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.

Так же, работы могут выполняться в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и лессировки.

Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда последний смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.

По используемой художником цветовой палитре условно можно выделить монохромную акварель – гризайль, и многоцветную - классическую. В последней нет ограничения на количество используемых красок и их оттенков, в гризайле же используются различные тона одного цвета, не считая цвета бумаги. Чаще всего используется сепия и, реже, черный цвет, охра.

Иногда в отношении акварельных работ можно встретить и такой термин как «дихром». Как правило, он употребляется крайне редко и относится к тем изображениям, в создании которых использовались не один, а два цвета.

По степени влажности можно разделить не только рабочую поверхность, но и волосяной пучок кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление более чем условно, так как, в зависимости от желаний художника, одна и та же кисть может менять степень влажности с каждым мазком. Вместе с тем выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как мазки в этих случаях различаются между собой.

Мазок отжатой кистью при письме «по-мокрому» обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет лучше сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому» такой мазок может покрывать бумагу лишь частично, «проскальзывая» (особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что представляет особый интерес для конкретных творческих решений.

Письмо полусухой кистью универсально и хорошо подходит для письма на бумаге разной степени влажности. Конечно, в каждом случае будут свои особенности. Мокрой кистью пишут, как правило «по-сухому», так как по влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в кисти по возможности максимальное количество воды. Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».

В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.

Тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.

Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.

Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.).

При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника. В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.

Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.

Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой.

Отмывка - прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают цвет теней и вводят детали. По сути, отмывка представляет собой многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации. Чаще всего этот прием применяется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете постройки. Кроме того, работая цветом, архитектор находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.

Градиентная растяжка – серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.

Часто в акварели применяется такой метод, как «вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при письме «по-мокрому», так как поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод менее действенен.

Резерваж – это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Настоящий акварелист соблюдает правила чистоты данной техники, отказываясь от белил. Поэтому уровень мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением качественно выполнить прием резерважа. Существует несколько основных способов.

«Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. При таком письме художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью. Метод выполняется как «по-сухому», так и «по-мокрому». В последнем случае нужно иметь в виду, что краска, нанесенная на сырую бумагу, растекается, поэтому резерваж следует выполнять с некоторым «запасом».

Часто употребляется такой способ, как механическое воздействие на высохший слой краски. В нужных местах та процарапывается острым предметом (например, бритвой) до белой поверхности листа. Однако такой прием требует определенного навыка и нарушает фактуру бумаги, что может в итоге привести к негативным последствиям.

Возможно так же применение различных так называемых «маскирующих средств», которые могут использоваться практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые ими участки.

С помощью этих растворов можно сохранить белыми яркие световые акценты, блики, брызги, добиться разнообразных эффектов при методе наложения, когда маскировка применяется после того, как нанесена первая отмывка цвета, а поверх наносится второй, более темный оттенок.

Однако, при таком резерваже получаются резкие и контрастные границы между красочным слоем и защищенным участком. Смягчить подобные переходы не всегда успешно удается, поэтому лучше не злоупотреблять использованием маскривовочных средств, применяя их лишь для создания интересных и красивых эффектов.

Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками по еще непросохшему листу. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.

Еще один способ – это вымывание краски влажной или отжатой кистью. Лучше всего выполняется по непросохшему слою. Однако первоначальной белизны бумаги при этом достичь уже не удается, так как часть пигмента все равно остается в фактуре листа. Вместо кисти можно использовать сухую салфетку, аккуратно прикладывая ее к заданным местам картины (например, «создавая» таким образом облака на небе), и т.п.

Иногда встречается такой прием, как снятие части полупросохшей краски мастихином. Однако он требует определенного мастерства и употребляется лишь в некоторых частных решениях (например, им можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, морских волн, можно изображать деревья, траву и т.д).

Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты. Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.

Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.

Тонировка листа черным чаем может способствовать визуальному «старению» бумаги.

В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.

Интересный эффект дает обычная пищевая пленка, плотно приложенная к еще влажной краске и затем аккуратно снятая с листа.

Помимо основных изложенных, существует еще множество иных частных приемов и способов работы акварелью.

Таким образом можно сделать вывод о том, что акварель обладает широкими техническими возможностями. Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов. Каждый прием обладает рядом достоинство и одновременно сложностей в исполнении.

Глава 2. Техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

2.1. Изучение техник акварели в школе

На уроках Изобразительного искусства многие учителя предпочитают использовать в образовательном процессе гуашь, а не акварель. Хотя есть и учителя – большие любители акварели и сторонники ее широкого применения в образовательном процессе.

Самым главным аргументом для использования акварели можно назвать то, что акварель является более сложным материалом, и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Акварель способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

Кроме того, в целом акварельная живопись формирует изящество восприятии мира и тонкую духовную организацию личности юного художника.

Прежде, чем начать работу с акварельными красками, необходимо как следует подготовиться, - хотя бы минимально оборудовать рабочее место и купить необходимые принадлежности.

Рабочее место.

Идеальным помещением для работы с акварельными красками – как и с большинством других материалов – будет светлая комната с хорошим естественным освещением днем и грамотным, равномерным искусственным – вечером. Шторы и жалюзи помогут регулировать поток дневного света, а хорошие светильники, в том числе настольные, обеспечат хорошее освещение вечером.

Акварельными красками лучше всего работать на мольберте или на столе, имеющем наклон. На ровной поверхности краска и вода будут скапливаться в одном месте рисунка, образуя лужи. Стол для работы с акварельными красками должен быть достаточно большим – на него нам предстоит положить не только лист бумаги, но и все инструменты, которые могут нам понадобиться в работе. Это баночка с водой, краски, кисти и т.д.

Вода.

Для работы с акварелью подойдет самая обычная водопроводная вода. Ее следует налить в баночку – конечно, для детей не стоит брать стеклянные банки, лучше взять баночку из-под зеленого горошка, кофе, оливок и т.д. Объем баночки должен быть достаточным – около 250 мл. Рекомендуется родителям покупать баночки-«непроливайки». Практика показывает, что в работе они неудобны: объем баночек маленький, поэтому вода быстро загрязняется, ее приходится менять чаще – а открыть баночку, не пролив воду, ребенку сложно.

Краски.

Акварельные краски приготавливаются из цветных пигментов растительного и животного происхождения, или искусственных, и связующего вещества, которое состоит из воды с добавлением глицерина, меда и консервантов.

Акварельные краски бывают нескольких видов:

Твердые. Помещаются в пластиковые или фарфоровые контейнеры. Краска сильно прессуется, поэтому пропитать ею кисть непросто.

Полумягкие. Выпускаются в виде плиток с большим содержанием глицерина и меда, что делает их более мягкими. Эти краски хорошо растворяются в воде и широко используются профессиональными художниками.

Мягкие. Они выпускаются в оловянных тюбиках в виде пасты.

Жидкие. Используются чаще всего в книжной графике. Имеют достаточно насыщенные цвета, продаются в стеклянных флаконах.

На уроках советуют использовать только полумягкие краски. Следует обратить внимание, чтобы в коробке красок не было белил. В акварельной живописи светлые тона достигаются добавлением воды; белила лишь придают грязный оттенок.

Кисточки.

Существует множество кистей для акварельной живописи. Качество кисти определяется волосом. Кисти бывают:

Колонковые

Из волоса белки

Из волоса мангуста

Хорьковые

Из волоса лани

Синтетические.

Профессиональными считаются колонковые кисти, но для школьников рекомендуется покупать кисти из волоса белки. Они идеальны для работы с акварельными красками. Проверить качество такой кисточки несложно: следует намочить кисть водой – она должна «уйти на волосок», то есть сохранять острый кончик.

Кисти из пони не подходят для акварельной живописи – они не образуют острый кончик, необходимый для работы с акварелью.

Размер акварельной кисти обозначается номером 00, 0, 1, 2 и т.д. Чем меньше номер, тем тоньше кисть. На уроках ИЗО можно ограничиться кисточками № 5 и № 6.

Бумага.

При занятиях акварелью решающее значение имеет качество бумаги. Ни в коем случае не стоит рисовать акварельными красками по тонкой бумаге – писчей, офисной и т.д. Такая бумага коробится даже от незначительного количества воды и совершенно непригодна для акварели. Бумага должна быть достаточно плотной.

Гладкая бумага (например, Ватман) получается путем горячего прессования, что придает ей особый глянец. Она вполне пригодна для занятий акварелью, но предназначена в основном для профессионалов, работающих с анилиновыми красителями и аэрографом. Можно воспользоваться ею для выполнения особо тонкого рисунка, однако при этом нужен большой опыт. При излишке воды контуры размываются, и рисунок теряется; если же, наоборот, воды мало, акварель сохнет слишком быстро, что приводит к появлению так называемых разрывов цвета.

Для работы с акварелью лучше выбрать плотную, зернистую бумагу. Такая продается в канцелярских магазинах – «Папка для акварели», листы формата А3. Эта бумага, шероховатая на ощупь, не впитывает краску слишком быстро, не приглушает ее цвет.

Можно отметить, что художники-профессионалы чаще всего останавливают свой выбор на крупнозернистой бумаге. Обычно она очень дорогая, так как ее производят вручную.

Существует множество техник акварельной живописи.

Одной из первых техник, которую могут освоить школьники, это «техника по сырому», например при написании рисунка по мотивам узоров на стекле. Написание картины можно выполнить в виде «художественного диктанта»: ребенок должен смочить весь лист водой и рисовать под диктовку. Мы рисуем морозное утро, природа просыпается, поэтому наши краски шепчут. Первой проснулась фиолетовая краска, она разбудила синюю. (Лист должен быть достаточно влажным, чтобы цвета вливались один в другой, а не оставались четкими полосами). Но вдвоем им стало скучно, и они разбудили изумрудную и зеленую (помним, что краски шепчут). Наше морозное окошко готово. Затем нужно будет дать листу высохнуть, чтобы рисунок не растекался. На втором этапе урока начинающему художнику можно предложить стать Морозом и нарисовать на окошке летящую сказочную птицу. Легко, не нажимая сильно на кисть, намечаем сначала голову птицы, шею, движение ее красивых крыльев. Можно писать заливками, но в отличие от фона, воды нужно брать меньше, а краски больше. Не забываем написать хвост, движение больших перьев. Затем мы добавляются детали – аккуратно рисуется клюв, глазки, маленькие перышки. Можно дополнить работу и другими узорами, написать морозные цветы, веточки, снежинки.

Технику написания картины мазком можно изучить на примере натюрморта. Чтобы почувствовать специфику работы акварелью можно для начала можно выполнить написание натюрморта в одноцветной живописи (гризайль). Это можно сделать черной или темной коричневой краской. Гризайль поможет освоить технику написания мазками, не отвлекаясь на подбор цвета и позволит выяснить, как поведут себя краски по мере высыхания. Обычно акварель, высыхая, светлеет примерно на одну треть первоначального (сырого) тона. Нужно выполнять следующие условия при написании натюрморта в данной технике:

1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос не закрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.

2. Пока мазок не высох, не следует класть мазки рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.

3. Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Нужно стараться сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Нужно постараться найти как можно больше цветовых оттенков - пусть не будет двух одинаковых мазков.

4. Первый мазок следует класть по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.

5. В начале работы не следует класть больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок следует класть в тени этого предмета

6. Сначала следует работать в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, постепенно приходя к краям изображения. Когда делается первая проходка, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, то возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски. Блики на глянцевых поверхностях оставим белыми.

7. Мазок можно класть по форме так же как и штрих. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.

8. Светлые предметы легко можно сделать слишком темными. Их следует писать тогда, когда будет написано их окружение - так легче взять правильный тон.

В 5-6 классе можно изучать технику лессировки, разработка урока будет представлена в следующем разделе.

  1. . Разработка урока

Приемов рисования акварелью достаточно много. Для того, чтобы создать необычные эффекты, художники используют уникальные свойства краски, а порой применяют дополнительные трюки и приемы. Техники акварели, как правило, просты в исполнении, их могут выполнить даже новички, но полученный эффект будет чрезвычайно интересным.

Акварель по сухому: лессировка акварелью

Лессировкой называется прием живописи, который заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски. Каждый последующий слой делает изображение ярче, четче и насыщенней. Это поэтапное добавление цвета позволяет сделать тона глубже и интересней за счет наслоения красок. Очень важно следить за тем, чтобы слои не смешивались на еще влажной поверхности.
Поскольку грамотное исполнение подобной техники подразумевает полное высыхание краски на предыдущем слое, лессировка прекрасно подходит для того, чтобы прописать мелкие детали и проработать контуры. Только рисуя акварелью по сухому, штрихи не расплывутся и останутся четкими.
Зачастую лессировка применяется для создания простых работ небольшого формата, которые не перегружены деталями и нюансами, а также для рисунков с элементами графики.

Нередко многие книжные иллюстрации выполнены при помощи лессировки акварелью. Особенно выигрышно смотрятся пейзажи, выполненные в технике наслоения. Именно поэтому лессировка является универсальным приемом на пленэрах. За несколько легких прописок с ее помощью можно нарисовать весьма реалистичное небо, горы, лес или землю. Отдельные объекты тоже выглядят интересно и правдоподобно. Для их изображения также применяется послойная прописка с последующей проработкой мелких деталей и фона. За счет того, что первые слои весьма прозрачны и скорее считаются тонировкой, чем полноценным красочным слоем, достаточно просто скрыть ошибки, если те возникнут.

Акварель по сырому

Неповторимо выглядят картины, выполненные акварелью по сырому. С помощью этого приема можно добиться потрясающих эффектов. Работая акварелью по мокрой бумаге, можно как создать самостоятельную картину, так и подготовить фон для дальнейших лессировок. Часто можно встретить сочетание этих двух техник.

К примеру, техника работы акварелью по мокрой бумаге часто применяется для изображения неба. Краска, разведенная водой, хорошо расплывается по влажной зернистой бумаге и образует абстрактные фигуры, напоминающие своими очертаниями облака. Имея определенные навыки, также можно воссоздать аккуратный и равномерный градиент для передачи закатного или рассветного неба. Можно встретить и такой прием — на еще мокрый слой краски добавляется несколько капель чистой воды, которая размывает акварель, обнажая светлую поверхность листа. Для более выраженного эффекта можно воспользоваться феном. Мощный поток воздуха сильнее разгонит краску и поможет создать иллюзию перистых облаков. Важно следить за тем, чтобы фен не высушил бумагу, иначе не удастся добиться нужного эффекта при дальнейшем рисовании.

Для поддержания нужного уровня влажности бумаги некоторые художники подкладывают под лист мокрое пушистое полотенце или периодически сбрызгивают рабочую поверхность из мелкодисперсного пульверизатора.

A la prima (аля прима)

Техника a la prima (аля прима) подразумевает рисование акварелью по сырому. Такие работы пишутся быстро, за один прием. Краска, которая лишь отчасти подчинена руке художника, свободно растекается на влажной поверхности листа, образуя причудливые, непредсказуемые узоры, смешиваясь с другими тонами рождая новые оттенки.

Работа, выполненная в технике аля прима, выглядит очень живо, экспрессивно и выразительно. И именно под этой красотой скрывается вся сложность исполнения. Художнику придется хорошо потренироваться, прежде чем понять ту грань, когда нужно остановиться в добавлении новых цветов и воды. С опытом придет и скорость в работе, без которой невозможно написание картин акварелью по сырому.

Акварель и соль

Интересный результат дает комбинация живописи акварелью по мокрой бумаге с применением крупной соли. Данная техника пришла из батика, то есть росписи по ткани. Для создания хаотичных узоров и звездочек на шелк, хлопок или шерсть рассыпаются крупные кристаллы соли или наносят мочевину. При контакте с влажным листом и акварелью соль также способна создать иллюзию звездного неба, искр, снега или абстрактных вкраплений.

В зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться, акварель и соль используются несколько различными способами. Например, соль наносится на непросохшую акварель по всей площади листа или на отдельные участки. Нужно внимательно следить за тем, насколько лист мокрый, так как на блестящей от воды бумаге эффект будет слабо выраженным или не проявится вовсе.

Кристаллы необходимо оставить на бумаге до полного высыхания работы, поскольку их преждевременное удаление повредит рисунок и нарушит полученные узоры. Только после тщательной просушки акварели соль можно будет стряхнуть. Крупинки, которые присохли к бумаге, удаляются большой мягкой кистью.

Похожий эффект можно получить при помощи спирта. Принцип работы схож с “соляной” техникой — на влажную бумагу, покрытую густым слоем акварели, при помощи ватной палочки или кисти наносятся капли спирта, который будто растворяет краску, создавая необычные узоры и текстуры.

Воск и акварель

Воск, как и соль, также применяется в батике. За счет своей плотной текстуры он предохраняет поверхность от попадания на нее красителя. В акварельной живописи с помощью воска можно получить уникальные эффекты. Интересно то, что восковые штрихи по-разному выглядят на бумаге с разной фактурой. Выше зернистость - интересней полученный узор.

Часто восковая техника применяется для изображения бликов на водной глади, морской пены и ряби на поверхности воды.
Технология работы воском с акварелью чрезвычайно проста:
Потребуется взять небольшой кусок белой свечи и лист зернистой бумаги.
Нужные участки картины натираются воском. Можно предварительно поэкспериментировать с силой нажатия и толщиной линий, для того, чтобы понять, какой эффект в итоге получится.
На бумагу, обработанную воском, можно наносить акварель. Для получения более эффектной работы можно добавлять различные цвета и оттенки.
С высохшей картины излишки воска необходимо удалить при помощи металлической линейки или затупившегося ножа. Так с помощью воска и акварели можно добиться интересных эффектов.

Маскирующая жидкость для акварели и тушь

Еще один любопытный прием, его также называют «резерваж». С его помощью можно создавать удивительные картины, которые будут выглядеть словно витражные узоры. Для создания такого эффекта понадобятся дополнительные материалы, одной акварелью не обойтись.

Ход работы незамысловат. Для начала необходимо создать контур рисунка. Для его прорисовки нужно приобрести маскирующую жидкость. Флакон, в котором содержится маскирующий состав, как правило, имеет специальную конструкцию с тонким наконечником. Либо можно приобрести флакон маскирующей жидкости для акварели с широким горлышком, что предполагает использование тонкой кисти. С помощью маскиратуры можно проработать мельчайшие детали. После прописки контура нужно дать работе просохнуть, и только потом наносить акварель.
Маскирующая жидкость легко снимается с просушенной акварельной картины, оставляя непрокрашенные белые участки, которые могут служить бликами или контурами. Такова техника «резерваж».

Кроме того, акварель можно сочетать с тушью. После того, как акварель просохнет, можно приступать к работе с тушью, которая также наносится только на сухую бумагу, иначе она смешается с акварелью и испортит иллюстрацию. Важно подобрать подходящий рабочий инструмент. Это может быть перо или синтетическая кисть. Выбор будет зависеть от того, насколько тонкие линии нужны для прорисовки контура. С помощью туши можно создавать интересные, графичные иллюстрации.

Рисование на смятом листе

Вышеописанные техники требуют умения работать с краской и водой. Для создания картин с эффектом трещин, состаренности необходимо будет подготовить еще и бумагу. Акварель ярко окрашивает хаотичные заломы и складки, что выглядит весьма необычно с декоративной точки зрения.

Как сделать мятую бумагу для рисования?

Для работы в этой технике необходимо заблаговременно подготовить рабочую поверхность. Разумеется, бумагу несложно смять, однако, необходимо соблюсти технологию и учесть все детали. Прежде всего необходимо подобрать подходящую бумагу. Лучше всего подойдут листы с плотностью около 100 грамм\метр. Также для работы потребуются клей ПВА и лист плотного картона.

Для начала необходимо смять лист бумаги. Не нужно размягчать его трением, - достаточно один раз плотно сжать в ладонях;
Полученный ком необходимо расправить и попытаться разгладить. Не стоит слишком усердно тереть лист ладонями, так как это нарушает текстуру бумаги и на такую поверхность краска будет ложиться хуже. Достаточно просто убедиться в том, что складки и трещины равномерно проступили по всему периметру листа. В том случае, когда остались ровные участки, необходимо смять бумагу еще раз;
Лист готов к тонировке. Для придания бумаге нужного оттенка достаточно прокрасить поверхность широкой плоской кистью. К примеру, создать эффект старины можно при помощи коричневых, желтых и бежевых тонов. Акварель выделит все заломы и трещины;
Тонированную бумагу необходимо просушить. Лист может покоробиться и согнуться, но на это не стоит обращать внимания;
Из плотного картона нужно вырезать лист, который будет меньше тонированного. Разница в масштабах должна быть достаточной для того, чтобы можно было загнуть края смятого листа;
Картон необходимо равномерно покрыть тонким слоем клея ПВА;
Смятый лист приклеивается чистой стороной к картону. Нужно хорошо прижать бумагу к картонному основанию. Когда клей хорошо пропитает и увлажнит смятую бумагу, можно осторожно расправить ее на картонной рамке. Действовать нужно аккуратно, так как и без того поврежденный лист можно легко порвать. После того, как тонированная бумага расправлена, нужно еще раз плотно прижать ее к импровизированному подрамнику;
Выступающие края бумаги и заднюю сторону картонки также необходимо смазать ПВА и склеить между собой. Особое внимание нужно уделить углам, дополнительно промазав их перед склеиванием. Готовую конструкцию нужно поместить под пресс до полного высыхания, после которого можно приступать к работе.

Царапины

Бумагу можно не только мять, а еще и царапать. Эта техника тоже позволяет достичь необычного декоративного эффекта. При помощи тонких царапин можно максимально реалистично прописать траву, волоски или шерсть. Даже самой тонкой кистью сложно проработать иллюстрацию настолько правдоподобного и изящно. Акварель затекает в поврежденные участки бумаги, выделяя и делая их ярче по сравнению с однотонным фоном.

Как сделать рисунок царапинами?
Для создания иллюстрации с царапинами необходимо подготовить лист плотной бумаги и макетный или канцелярский нож. Также можно использовать острое шило;
На бумагу можно нанести наброски карандашом, но в некоторых случаях лучше сразу работать острым инструментом, создавая царапины;
После обработки ножом необходимо залить поверхность бумаги разведенной акварелью. Краска мгновенно затечет в царапины и выделит их. После высыхания царапины могут стать еще ярче;
После тонировки необходимо дождаться высыхания работы, после чего можно приступать к проработке деталей кистью.

Вот мы и обсудили основные техники акварели. Надеемся, что материал оказался для вас полезным. Напоминаем, что если вы хотите научиться рисовать, то . Будем рады вас видеть и до скорых встреч 😉