Пит мондриан все картины. Пит мондриан и его неопластицизм из прямых линий. Все картины Мондриана похожи друг на друга


На этот раз мы отправляемся в Художественный музей Цюриха в Швейцарии. Музей по праву гордится своим собранием абстрактной живописи, среди которой для рассказа на Осинке мы выбрали картину "Композиция с красным, синим и желтым" Пита Мондриана, созданную в начале XX века. Что значает эта картина и как про нее рассказать ребенку, читайте в нашей публикации!

Детям об искусстве. Картина "Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан.

В прошлой публикации мы любовались картиной "Любовное письмо" Вермеера Делфтского. Наша новая остановка - в Художественном музее Цюриха в Швейцарии. Цюрих насыщен музеями, галереями, магазинами и поистине является сердцем европейской жизни! Уникальная природа, богатейшее культурное собрание и современная клубная жизнь снискали Цюриху международную славу. Надо заметить, что среди 50-ти музеев Цюриха Художественный музей занимает особое место. В его фондах отражена вся 2000-летняя история развития искусства Европы! Музей по праву гордится своим собранием абстрактной живописи, среди которой мы сегодня остановимся у картины "Композиция с красным, синим и желтым" Пита Мондриана, написанной в начале XX века, когда умы художников стало завоевывать новое художественное течение.

Фото. Художественный музей, Цюрих, Швейцария.

Рассказ об этой картине пойдет в той же манере вопросов и ответов, в которой мы изучали предыдущие полотна. Первая группа вопросов исходит от малышей 5-7 лет, чья непосредственность может подчас поставить в тупик взрослого. Вторая группа вопросов адресуется детям 8-10 лет, которым нравится размышлять и строить теории. И наконец, завершают рассказ о картине вопросы подростков старше 11 лет. Мягко и спокойно автор книги "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб-Галль объясняет ценность, смысл и значение этой картины для нашей культуры. Ведь, как ни примитивно выглядит подобная живопись на первый взгляд, за ней стоят мощные идеи, оказавшие колоссальное влияние на современный дизайн и искусство!

"Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г.

Композиция с красным, синим и желтым
1930. Холст, масло. 45 х 45 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Пит Мондриан (Питер Корнелис Мондриан)
1872, Амерсфорт, близ Утрехта - 1944, Нью-Йорк

от 5 до 7

Это картина? А на что тут смотреть?

Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан.

Что же изображает эта картина?

Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось…

Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему?

Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным.
В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника.

Мондриан рисовал по линейке?

Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть.

Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета?

Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами.

Тут есть еще черный и белый

Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее. Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится. Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.

от 8 до 10

Выходит, что линия и цвет заменяют Мондриану персонажей

Художник действительно заставляет их вступать в общение. Происходит что-то вроде диалога - они либо спорят, либо соглашаются друг с другом. Например, красный квадрат настолько мощный и тяжелый, что мог бы вырваться за пределы картины: кажется, его нельзя остановить, тем более что сверху и справа его не сдерживает даже черная рамка. Но горизонтальные отрезки черного (слева вверху и справа внизу), которые шире остальных черных линий, введены в картину словно нарочно для того, чтобы удерживать красный квадрат на месте. Они как бы говорят ему: "Стоять!" Не будь этих коротких
черных отрезков, неизвестно, что бы еще учинил непокорный красный…

Почему картина не обведена общей черной линией?

Если бы художник ввел такую линию, она превратилась бы в ограду и заперла картину крепко-накрепко. Мондриан не замыкает пространство - он держит все цвета в свободном состоянии, не ограничивая наше поле зрения. Двери остаются открытыми - мы можем перемещаться по картине по своему усмотрению: входить в нее, скользить по ней, выходить, когда захочется… Изучив картину как следует, мы, может быть, отчетливее представим себе пространство, в котором находимся сами, и формы, которые нас окружают. В каком-то смысле это тренировка для глаз и для ума.

Картина похожа на план квартиры

Действительно, тут есть что-то общее. Любое строительство начинается с плана - например, в плане квартиры показывают, где должны пройти стены, как будут расположены комнаты, для ясности раскрашивают их в разные цвета… План (или проект) наглядно представляет то, что мы хотим увидеть в результате. По Мондриану, живопись вообще - воплощение разумного начала и стабильности.

А может быть, это целый дом в разрезе?

Вполне возможно: представим себе здание, которое идет под снос. Передняя стена уже разрушена, внутренняя планировка дома стала доступна взгляду… Мы видим то, что было когда-то комнатами, и по следам окрашенных стен или по сохранившимся обоям можем догадаться, где была спальня, где гостиная или детская. В этих пустых прямоугольниках прошла не одна жизнь… Мондриан несомненно не раз наблюдал подобные сцены и умел почувствовать город как чистую форму.

А может быть, и карта города с улицами и проспектами…

Пожалуй, это тоже правда. Приблизительно такие очертания можно увидеть с высоты птичьего полета; никаких указаний на масштаб или размеры нет. Кстати, спустя много лет после создания этой картины (и других в том же роде) Мондриан попал в США и пришел в полный восторг от Нью-Йорка. Планировка города, с разветвленной сетью улиц, пересекающихся под прямым углом, оказалась удивительно похожа на его картины. Этот мир художник сразу ощутил как свой.

от 11 до 13 и старше

Все картины Мондриана похожи друг на друга

Да, его картины основаны на одном и том же беспредметном принципе, но соотношение цветов и пропорции полос и прямоугольников в каждой работе свои. На некоторых белый занимает почти все пространство, и полотно кажется легким и безмятежным. На других линии расположены густо, как прутья тюремной решетки, и картина производит гнетущее впечатление - от нее буквально хочется бежать. Используя самые простые средства, художник умеет пробудить у зрителей широчайшую гамму чувств. Он работает, как композитор, который с помощью семи нот создает бесконечное разнообразие мелодий. Недаром наша картина называется "Композиция".

Написать такую картину проще простого

Да, пожалуй, с технической точки зрения это не так и сложно. Но есть другой, более высокий уровень сложности, связанный со смыслом. Подражать внешней манере Мондриана - одно, но поставить себя на место художника, вернуться в его время, пережить то, что пережил он, - совсем другое. Мондриан потратил долгие годы на то, чтобы выработать свой стиль. И сегодня, когда мы смотрим на его картину, мы не должны забывать, что за этим произведением, таким обманчиво простым по форме, стоит целая совокупность идей, мыслей, устремлений, которые привели к его созданию. Не будет преувеличением
сказать, что это труд всей жизни.

В картине есть что-то механическое

Такое впечатление создают геометрические формы - особенно при первом, беглом взгляде на картину. В ней сразу чувствуется строгость замысла, но при ближайшем рассмотрении можно заметить и кое-что еще: например, мазки на черных полосах - они как будто слегка подрагивают… Значит, рука художника не так тверда: он тоже поддается эмоциям. Оказывается, что и линии не просто методично и последовательно наносятся на холст - они действительно пересекаются. Мондриан, как ткач из нитей, создает из них ткань своего произведения. Мы словно видим холст под микроскопом, различая в переплетении нитей скрытую от глаз основу живописи.

Как продавались такие картины?

Продать их было непросто. Беспредметные картины Мондриана не могли пользоваться широким спросом: любителей интеллектуальной живописи находилось немного. Тем не менее Мондриан упорно шел своим путем: только так он мог выразить себя до конца. А для заработка художник писал натюрморты с цветами - цветы продавались прекрасно. Это позволяло ему сохранить свой мир, полный прямых линий и чистых красок, - мир, который принадлежал только ему. И сегодня мы ценим именно беспредметные композиции Мондриана, а цветочки, которые его когда-то кормили, благополучно забыты.

Идеи Мондриана проникли в нашу нынешнюю жизнь!

Творчество Мондриана оказало воздействие не только на следующие поколения художников, но и на архитекторов и дизайнеров более поздних периодов. Сейчас, через шестьдесят пять лет после его смерти, это влияние проявляется повсюду: в интерьерах и мебели, в книжной и журнальной графике, в рекламе, в моде. Его живопись несла в себе определенную нравственную бескомпромиссность, равновесие, устойчивость; многочисленные авторские варианты геометрических композиций свидетельствуют о неутомимых художественных поисках.

Идеи Мондриана усваиваются незаметно, на уровне подсознания. Так, логотип модной линии средств для ухода за волосами фирмы "Ореаль" (L"Oreal Studio Line) явно подсказан композициями Мондриана. Вместе с формальными признаками его живописи на будущего покупателя подспудно действуют также этические и эстетические принципы художника. И если логотип фирмы будет ассоциироваться с чистотой, энергией, постоянным обновлением, то шампуни, гели и прочая фирменная продукция будут иметь успех на рынке. В эффективность подобных средств легче поверить, если за их рекламой стоит все то, чем так привлекательно творчество Мондриана: дисциплина, соразмерность, чувство ритма, безграничная свобода комбинаций…

Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, МФА: [ˈpit ˈmɔndrijaːn], с 1911 - Mondrian, [ˈmɔndrijɑn]; 7 марта 1872(18720307), Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи .

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма . Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом , основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов - апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода - триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне. В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив - взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) - появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись - неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор - во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины - ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи" , которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

- (Mondrian, Mondriaan) (собственно Питер Корнелис) (1872 1944), нидерландский живописец. Создатель одной из первых разновидностей абстрактного искусства неопластицизма (около 1917). Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже,… … Художественная энциклопедия

- (Mondrian) (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль». Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. * * * МОНДРИАН Пит… … Энциклопедический словарь

Пит Мондриан в своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан (Mondrian, Mondriaan) Пит (собственно Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт, близ Утрехта, 1.2.1944, Нью Йорк), нидерландский живописец. Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже (1911 14 и 1919 38), Лондоне (1938 40), с 1940 в … Большая советская энциклопедия

Мондриан, Пит - П. Мондриан. Композиция А. 1932 г. МОНДРИАН (Mondrian) Пит (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы “Стиль”. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и прямоугольных линий, окрашенных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872 1944), голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в… … Энциклопедия Кольера

Мондриан, Пит Пит Мондриан в своём ателье в Париже … Википедия

В своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан - Пит (Mondrian, Piet), наст. имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 1872, Амерсфорт 1944, Нью Йорк. Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (1872 1944) нидерландский живописец. Один из основателей группы Стиль. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мондриан , Сюзанна Дейхер , Голландский художник Пит Мондриан - основоположник и вдохновитель течения, названного "неопластицизмом" . В этой книге рассказывается о его жизни и… Категория: Зарубежные художники Издатель: Арт-Родник, Tascher ,
  • Модерн (CDpc) , Сюзанна Дейхер , Стиль модерн, совершивший революцию в архитектуре и искусстве рубежа XIX и ХХ веков, представлен на этом диске Электронной библиотеки изобразительным рядом более 3 000 иллюстраций. Сюда вошли… Категория: Другое Издатель:

Большой художник всегда оставляет после себя картины, наполненные не только смыслами, но и загадками. Тем более, если это - живописец-абстракционист. В данной статье дается биография художника Пит Мондриан, картины с названием и историей создания самых известных из них.

Художник Мондриан: детство

Родился Пит в Нидерландах, в небольшом провинциальном городке под названием Амерсфорте. Вообще, изначально, мальчика звали Питер Корнелис Мондриан. Это потом уже, для более легкого "усвоения" имени нового художника публикой, Мондриан стал подписываться как Пит.

Его отец был учителем, а потом стал директором небольшой школы. Семья была очень набожна, и именно от отца Пит усвоил такие вещи, как терпение, трудолюбие, старательность и скромность. Несмотря на свою известность, художник и спустя время сохранил в себе эти черты.

После окончания школы Мондриан уезжает в Амстердам.

Первые шаги в творчестве

Поступив в 1892 году в Академию Художеств, которая находится в Амстердаме, Мондриан с головой окунается в занятия художественным творчеством. Одним из его учителей становится Опост Аллебе, к которому Пит относится с глубочайшим уважением и почитанием.

С 1895 года он начинается заниматься вечером, ибо финансовое положение вынуждает днем писать портреты или копии с известных картин для выставок. Очень часто художник Пит Мондриан (окружение его знает уже именно под таким именем), уходит писать этюды куда-нибудь на берег реки, за город. Одна из самых этого периода - "Мельница на берегу реки". Впервые данное полотно было выставлено в музее современного искусства в Нью-Йорке. И впервые было "заявлено" творческой богеме, что появился такой художник Пит Мондриан. Фото мастера подано ниже.

Учителя и влияние

Художник Мондриан стал преподавать в небольшой художественной школе для детей, что приносило ему, пусть и небольшие, зато стабильные деньги. Этот же период отмечен становлением художника, как очень качественного пейзажиста, пишущего в духе импрессионизма.

Еще в конце девятнадцатого века художник Пит Мондриан знакомится с начинающим свое обучение, адептом теософии Албертом Брилем. Под влиянием последнего у художника начинается период увлечения мистикой, эзотерикой и не канонической религией. Спустя десять лет Пит войдет в состав голландского Теософского общества. Безусловно, как и детское религиозное воспитание, новые увлечения очень сильно отразятся на всем последующем творчестве художника.

После того, как он в Амстердаме, в 1911 году посетил выставку "кубистов", сильно заинтересовался "кубизмом" и даже попробовал себя в данной манере. Особо сильно Мондриан увлекся творчество Пикассо. Пит переезжает в Париж, работает в мастерской и старается не пропускать выставок своих коллег. Если говорить о периоде увлечения "кубизмом", то можно назвать картину "Яблоня в цвету".

Становление художника

Пит Мондриан начинает много ездить по Европе - с ознакомительными целями. Побывал в Испании, потом стал путешествовать по Голландии. Селится в маленькой деревушке Уден, в провинции Брабант.

Ниже будут даны некоторые картины с названиями и описанием. Пит Мондриан постепенно набирает силу как экспрессионист, хотя, безусловно, пока ищет тот стиль, в котором желал бы работать. Специалисты отмечают, что в картинах начала двадцатого века очень сильны краски, а сюжетность уходит на второй план.

Например:

  • "Вечерний пейзаж".
  • "Ферма в Нистелроде".
  • "Красное облако".
  • "Лес близ Уле".
  • "Маяк на Весткапелле".
  • "Дюна V".
  • "Серебристое дерево".

Признание и критика современников

Пока шла Первая мировая война, художник Пит Мондриан проводил все время на родине, в Нидерландах. В 1915 году, вместе с художником Тео ван Дусбургом, с которым очень близко сошелся в то время, основал движение художников "Стиль", а заодно и одноименный журнал, в котором он проповедовал свои взгляды на художественное творчество будущего. Критики и исследователи художника Мондриана считают, что именно этот журнал стал своеобразной платформой для развития взглядов неопластицизма. Этот стиль основан на скрупулезной, детальной передаче внутреннего состояния художника или какой-то отдельно взятой эмоции, при очень аскетичном наборе красок или форм, будь то геометрические фигуры, линии и прочее.

Стиль и направление

Мондриан свои картины писал по схеме, которую специалисты называют "плюс-минус". То есть, если рассматривать полотна художника исключительно с точки зрения того, какие формы там изображены, но можно увидеть подавляющее количество горизонтальных и вертикальных пересечений - "плюс-минус". Художник призывал совершенно отказаться от естественных форм, считая, что исключительно абстракция способна передать все, что творится в душе человека.

Так же, многие исследователи творчества художника отмечают, что большой смысл в его картинах имеет "мужское и женское". Закрученные спиралевидные фигуры, округлые формы океана - все это относится к женскому, тогда как вздымающиеся маяки, стены, вертикальные лучи - к мужскому. Например, картина "Мол и океан" - сочетание женской плавности с мужской резкостью.

Несмотря на то, что к концу Первой мировой войны, Мондриан уже завоевал себе "место под солнцем" в мире художественного творчества, он продолжает ставить самые настоящие эксперименты с цветом, формой и содержанием своих картин. В 1918 году была написана целая серия полотен, где главная фигура - ромб. Например: "Композиция. Ромб с серыми линиями" или "Композиция. Планы светлых цветов с серыми линиями".

Спустя два года художник Мондриан излагает свои взгляды на современное искусство в общем и в частности - на художественное творчество, в своей работе под названием "Реальность естественная и реальность абстрактная" (позже эта работа была переиздана под названием "Неопластицизм"). В данном произведении так же художник дал свое деление цветов, форм и прочего, из чего строится любая картина. Цвета он поделил на: "первостепенный" - красный, синий, желтый и "не-цвета" - черный, серый, белый. Также выделил понятия "оппозиция горизонтали и вертикали", "оппозиция измерений". Это был большой теоретический труд художника.

Последующие полтора десятилетия Мондриан усердно работает, создав более семидесяти картин. Сюжеты на картинах передаются с помощью полос, обычно темных. Они ограничивают "поля" на полотнах, которые обозначают эмоцию или состояние. Очень хорошие того периода, это: "Композиция с красным, желтым и синим", "Композиция в белом и черном" или "Композиция 1 с черными линиями". В 1932 году художник изображает на холстах две параллельные линии, которые пересекают весь холст поверх рисунка. Пример этому: "Композиция В с серым и желтым".

В начале тридцатых годов появляется картина, ставшая ключевой в этот период творчества художника Пита Мондриана. Это "Композиция с желтыми линиями". Особенность данной картины - это то, что в ней четыре широкие полосы, разных цветов, не прерываясь, пересекают ромб - ключевую фигуру на полотне. С этих пор Пит Мондриан начинает комбинировать все доступные ему фигуры с линиями разных цветов. Таким комбинированием художник будет заниматься последующие десять лет.

После того, как Мондриан закончил несколько серий картин с квадратами, начинается серия картин с "решетками" - это картины с очень густо пересекающимися линиями, расположенными и по вертикали, и по горизонтали. К примеру, "Композиция II с красным и синим".

Переезд в США и смерть

В 1938 году, в сентябре месяце, художник Пит Мондриан уезжает в Англию, в Лондон. Там он работает над "Трафальгарской площадью" - это очень крупное полотно, с сочетанием фигур, полос и цветов, а так же пишет "Площадь Согласия". С началом бомбардировок Лондона фашистскими самолетами художник уезжает в Америку, где продолжает работать над картинами. Его принимают очень тепло, и он устраивает несколько показов своих работ для ценителей Нью-Йорка. Газетчики окрестили Мондриана "одним из величайших беженцев из Европы". Так же, находясь в Штатах, художник в свои картины вносит изменения - к "решеткам" начинает добавлять цветные линии поверх основного сюжета полотна.

Среди крупных картин этого периода можно назвать: "Бродвейский буги-вуги" и "Победа буги-вуги". Там же, в США, во время войны выходит первая биография: "Художник Мондриан", а так первое собрание эссе художника.

Первого февраля 1944 года художник умирает, подхватив накануне воспаление легких. Похоронен он в Нью-Йорке, на кладбище Cypress Hills.

Последователи

Нидерландский художник повлиял на всю живопись двадцатого века. Вместе с Малевичем и Кандинским он входит в тройку художников, которые положили начало абстракционизму.

Стилистику Мондриана многие считали классикой абстрактной живописи и брали как эталон. Картины Мондриана широко используются и сейчас - в декоре, в элементах интерьера, в оформлении чего-либо. Последователей и почитателей у художника всегда было много, ибо не может не привлекать такой человек, как Пит Мондриан, картины и биография которого стали отражением "перелома веков" и нового, двадцатого, очень яркого века.

Известные картины

"Буги Вуги на Бродвее".

Данная картина была написана в 1943 году, уже в США, совсем незадолго до смерти художника. Она стала одной из самых известных работ заключительного периода творческой деятельности Мондриана. Размеры данной картины - 127 x 127 см, использованный материал - холст, написана маслом и эмалью. Сейчас полотно выставлено в Музее современного искусства, который находится в Нью-Йорке.

"Вид на дюны с пляжем и пирсом" (фото см. ниже).

Картина была создана в 1909 году, когда Мондриан еще только начинал свою блестящую карьеру на поприще художника. Написана она на картоне, с помощью масла и карандашей. На данный момент полотно выставлено в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

Память о художнике

Имя Пита Мондриана становится очень известным почти сразу после смерти. Посмертные выставки художника прошли: в 1945 - в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1946 - в Городском музее в Амстердаме, в 1947 - в Художественном музее в Базеле и лишь в 1969 в Париже - в музее Оранжери.

На сегодняшний день, большая часть работ художника хранится в Муниципальном музее в Гааге, в Городском музее в Амстердаме, а еще - в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В девяностых годах XX века картины Пита Мондриана привезли в Россию, и в крупнейших городах прошли выставки: "Пит Мондриан. Абстракционизм". Картины с названиями были показаны в 1996 году: в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина.

Вот некоторые из них:

  • Один из языков программирования (Piet), назван именно в честь художника Мондриана. Причина этого в том, что программы, написанные на этом языке, напоминают внешне абстракцию.
  • В Санкт-Петербурге одно из зданий было покрашено под стилистику одной из картин Пита Мондриана, а именно - под Composition with Red, Yellow, Blue and Black. В 2013 году здание снесли и больше подобных экспериментов не проводилось.
  • Творчество Мондриана фигурирует в британском сериале под названием «Виртуозы». Там группы воров выкрадывает из художественной галереи одну из картин Мондриана, а затем подменяет ее фальшивкой, выдавая за еще никому не известную картину "раннего Мондриана". В действительности же такой картины, какая представлена в сериале, никогда не существовало.
  • В подмосковных Химках, в «Городе Набережных», все пешеходные переходы сделаны в стиле Мондриана.
  • На станции метро «Румянцево» Московского метрополитена в стилистике Мондриана окрашены стены станции.

В заключение

Герой данной статьи - художник Мондриан, краткая биография которого была представлена выше. Его картины, далекие от канонизированного классицизма, продолжают волновать сознание и поражать воображение. Творивший на стыке двух эпох, мастер показал, что новое время всегда требует нового способа выражаться.