Изучить загадочный рисунок углем. Как рисовать углем и что для этого нужно? Техника рисования углем: главные особенности

Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка

РИСУЕМ УГЛЕМ

Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.

Использование растушевок и мягкой материи.

Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.

Как держать уголь.

Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.

Резинки (ластики).

Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.

Нанесение линий и штрихов.

Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.

Бумага, предназначенная для рисования углем.

Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.

Нанесение линий и тонов.

Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.

Бумага с шероховатой поверхностью.

Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в старшей группе

(с использованием ИКТ)

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2) ,
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

Простые карандаши, салфетки бумажные,

Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

Для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

На одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

Нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

И написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель :

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

- Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

И наброски.

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

Гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

Чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

Еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

Или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель:

Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

(работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов НОД:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

- В художественной мастерской.

Воспитатель:

- Кто нас туда позвал?

Дети:

Художник.

Воспитатель:

А чем мы там занимались?

Дети:

Рисовали углем.

Воспитатель:

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

Воспитатель:

Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

Работы детей.


.

Уголь мягок, пластичен , дает матовый , бархатистый черный тон , но требует закрепления - фиксации .

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Изготовление угля

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать.
Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу.
Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Рисование углём

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Изучение рисования углем имеет громад­ное значение, и на него обязательно на­до обращать внима­ние, тем более что по своей тех­нике оно более всего имеет сход­ство с живописью .

Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравне­нии с другими способами, потому что уголь легко поддается все­возможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значи­тельных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудно­стей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впе­чатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одно­цветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувст­воваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произ­ведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.

Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами - с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь ».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой , можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.

Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.

В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея ).

Углем можно работать двумя способами:

  • Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур пред­мета, а затем приступаете к ту­шевке, совершенно таким же об­разом и в той же последователь­ности, как делали это при рисова­нии карандашом . Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особен­ность техники рисования уг­лем - сходство с техникой жи­вописи.
  • Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Преж­де всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рису­нок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более тем­ных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту опе­рацию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных мес­тах, а также растушевкой, кото­рой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут бе лый и не содержащий в себе мас­ла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскаты­вать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в одно­родную тестовидную массу. За­тем придают одному концу ост­рую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, ко­торые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует осо­бо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заме­нить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если ра ботать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в ру­ках.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Зам­шевые растушевки более мяг­кие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, вид­но на рисунке. Вместо расту­шевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «крича­щие» световые пятна.

Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и до­водите рисунок до полной закон­ченности.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно ). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина ) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.



На рисунках наглядно представлен весь вышеописан­ный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начи­нать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кув­шина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показы­вает, до какой степени закончен­ности следует доводить работу.

Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материа­лом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мяки­шем хлеба, и применение расту­шевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете об­ращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет не­доставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».


Неудобства работы углем за­ключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого со­трясения или стирается от при­косновения руки. Но эти свойст­ва имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испор­ченный этюд на бумаге или хол­сте легко можете сбить тряпоч­кой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начи­нать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Раз­мер штудий желательно делать покрупнее.

Нарисованы ста­ринные русские предметы до­машнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украше­ния, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете кон­тур, потом плашмя углем покры­ваете общий тон рисунка с те­нями, затем отделяете более тем­ные места от светлых, вынимае­те клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким уголь­ком прорисовываете все подроб­ности и украшения натуры.

Натюрморт

Группа, составлен­ная из предметов домашнего оби­хода: стеклянный кувшин, дере­вянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от преды­дущих исполнено так называе­мым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прес­сованным углем рисуют так же, как простым мягким каранда­шом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а сле­довательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осто­рожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких но­меров разной твердости. Конту­ры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а присту­пая к передаче света и тени, вво­дите прессованный, для оконча­тельной же отделки воспользуй­тесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пя­тен.

Гипсовая го­лова волка.

Уголь незаменим при зарисов­ках животных и птиц как с нату­ры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута каран­дашом в такой же мере, как уг­лем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную на­туру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, за­тем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как по­казано на втором рисунке.


Так как и законченные рисун­ки углем отличаются непрочностью, то для сохранения их прибегают к закреплению.


Фиксирование угля


Чтобы готовый рисунок не осы­пался, его фиксируют. Закреплять можно жидким клеем, молоком, ли­монадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удо­бен в работе, но технология его до­статочно не исследована. Фиксиро­вать необходимо осторожно, в не­сколько приемов с расстояния од­ного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен нахо­диться в горизонтальном положе­нии, не попадали крупные капли. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив. Рисунки углем можно фиксировать также жидким клеем, снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоли в бензине или денатурате (кусок канифоли и грецкий орех на 3/4 стакана ).

Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Прессованный (жирный) уголь


В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь» .

Как сделать уголь самому

Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 - 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в метал­лическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, зама­зать глиной и поставить в печь. Когда огонь про­горит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.


Рисунок углём, мастер-класс

Какими бы ни были причины популярности этого средства (и их много), существуют определенные техники рисования углем, используемые многими художниками каждый день. В этой статье я пройдусь по самым главным аспектам и покажу небольшие уловки, чтобы помочь вам. Посмотрите видео внизу, а потом следуйте к успеху.

Вы можете использовать любой вид угля для этих техник. Просто обратитесь в свой местный магазин творчества, и они вам помогут (смотрите пункт 09 о разных видах угля). Если эта статья вдохновит вас на изучение темы самостоятельно, почему бы вам не зайти на сайт Schoolism.com, где вы найдете различные курсы, мастер-классы и т.д. Это просто прекрасный способ обучиться новому с профессионалами.

1. Сделайте главное главным

Главное - сохранить главное главным. Говоря как художник, главное называется сущностью. Это так же важно при рисовании углем, как и в любой другой технике. То, о чем ваш рисунок, и что вы хотите этим сказать – главное при его создании. Как только вы остановитесь на "главной идее" или сущности, все, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы вкладываете или решите убрать, должны действовать на укрепление этого аспекта.

2. Познайте ценность контраста


Слово контраст используется повсеместно в искусстве, и, кажется, немного смущает. Контраст – это простой переход от белого к черному (от светлого к темному) по шкале от 1 до 10. 1 – это белый цвет листа, а 10 – черный. Таким образом 5 – это 50% или же «полутон», серый цвет, что-то среднее между белым и черным. Любой рисунок состоит из контрастов (тень и свет), независимо от цвета.

Чтобы помочь вам с этим, я советую работать от середины к краю. Сохраняйте свой самый темный цвет темным (тени), не темнее, чем 6 или 7 по шкале контраста; а самый светлый (свет и все, что в свете) – 3 или 4. Двигайтесь по направлению к темному (акценты) и светлому (блики).

Представьте, что акценты и блики - близнецы, живущие в разных районах. Они не самый важный элемент вашего рисунка. Но они важны в целом.

3. Используйте иерархию контраста


Нет сомнения в том, что успешный рисунок читается быстро и затрагивает эмоционально. Использование контраста или тона, выделение различных областей рисунка углем может быть очень полезно при рисовании.

На рисунке сверху, основанном на фотографии Джозайи Байса, использованы темные контрасты. Заметьте свет на его щеке и тень на остальной области тела.

Использование иерархий контраста позволяет зрителю увидеть то, что ему необходимо в первую очередь. На данном рисунке Стив курит свою трубку. Все остальное становится менее важным. Он – сущность рисунка.

4. Прищуривайтесь


Иногда стопроцентное зрение не помогает. Когда мы наблюдаем за тем, что рисуем, через наши глаза проходит большое количество информации. И от этого рисунок наполняется множеством посторонних деталей, ухудшающих эффект изображения. Цель – отредактировать и упростить.

Прищуривание размывает общую картину, и мы видим упрощенную версию картины в целом, ясно замечая все простые формы. Воспроизведение этих простых форм помогает при создании сущности всего рисунка.

5. Исследуйте толстые и тонкие линии


Применение толстых и тонких линий – интересная идея, и забавно, что многие художники не используют эту полезную технику в своей работе. Если у каждой линии одна и та же ширина, и нарисована она с одинаковым нажатием, рисунок, нарисованный углем, выглядит как обыкновенная раскраска, что делает его скучным. Использование тонких и толстых линий оживляет образ.

И как же вы будете применять эту технику, и что вам нужно знать? Главное правило – верхние линии объектов тоньше, потому что свет падает на них, а нижние линии могут быть толще из-за теней. Это всё. И это очень просто. Посмотрите на плавные линии и их толщину на рисунке собаки сверху. Теперь вы знаете.

6. Используйте ластик


Самое интересное в угле – это то, что его можно легко контролировать. Вы без проблем можете двигать его. Как только вы нарисуете что-то углем, вы можете удалить его или стереть там, где он не нужен. На рисунке выше, стертая часть показывает место, где свет падает на голову модели.

7. Приобретите набор инструментов


Обычно у художников есть целый комплект инструментов, и инструменты для создания рисунков углем выглядят круто. На приведенном выше рисунке показаны некоторые из них: очень маленький ластик, стирающий тонкой линией; ластик-клячка, который можно размять и раздавить; и хардкорная ластиковая ручка для жестких, тяжелых работ по стиранию.

Использование угля или пастели требует от нас их нанесение, и есть много способов для достижения этой цели. Самое очевидное – это ваш палец, но он может оставлять полоски или быть слишком маленьким. Салфетки Wipe Webril – отличный вариант при работе с углем.

8. Наденьте перчатку


А вы знали, что масла и жиры на наших руках могут испортить чистоту бумаги? Масла могут впитаться в бумагу и оттолкнуть уголь. Для решения этой проблемы используйте перчатку или же подложите еще один лист бумаги под руку, чтобы защитить вашу работу

9. Попробуйте угольные карандаши


Уголь может быть разных видов, от карандашей и палочек до больших кусков. Выбор за вами. На фото выше показаны три примера угольных карандашей. Знайте, что они могут создать грязь, поэтому после их использования стоит опрыскать ваш рисунок углем фиксатором для надежности.

10. Продолжайте совершенствоваться


Помните, что рисование сложно и иногда может утомлять. Не расстраивайтесь. Искусство чрезвычайно трудно, и может понадобиться время, чтобы чувствовать себя счастливым в этом.

Обучение и развитие идут всегда вместе. Найдите контакт с художниками, которыми вы восхищаетесь. Будьте скромны и попросите совета у них о вашей работе. Спросите о своих слабостях, о том, как вам начать и на чем сфокусироваться. Попросите быть честными. Это хорошие вопросы.

У нас у всех бывают моменты, когда мы чувствуем себя несчастливыми. Даже сейчас я чувствую сомнения, а иногда вдохновение переполняет меня. Так что продолжайте ваше дело, расправьте свои крылья и ловите ветер.

Юлия Гаврилова

исование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима,учиться передавать объём предмета, тени и развивает мелкую моторику рук. Рисовать можно угольными палочками или угольным карандашом. Раскрашивать удобно пальцем, растирать салфеткой или ватным диском. Ребёнок учится рисовать и передавать сюжет или предмет одним цветом. Бумага,на которой лучше рисовать должна быть шероховатая. Уголь легко удаляется ластиком-клячка. Рисовать следует аккуратно . Чтобы не оставлять тёмных отпечатков можно с детьми выучить правило : "левая рука всегда чистая". Выполненные картины следует обрабатывать лаком для волос. Тогда уголь не будет осыпаться. Кроме привычного способа рисования углём существует обратный способ. Лист полностью закрашиваетя, а "рисовать " по нему начинают ластиком.

Творческих успехов!


Публикации по теме:

«Рисуем углем» Конспект НОД в старшей группе (с использованием ИКТ) Аннотация: Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем».

«Зимние узоры». Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом «Зимние узоры» (Рисование в нетрадиционной технике – рисование капустным листом) Цель: Познакомить с новой техникой рисования – рисования.

Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4–5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4-5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Цель: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

В. А. Сухомлинский:«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из.

Осень золотая ходит по дорожкам, У нее на ножках - желтые сапожки, У нее на платье листики лесные, А в ее лукошке есть грибы лесные! (А. Яранова).

Нетрадиционное рисование - рисование манной крупой. Видео Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим увлекательным делом можно не только в детском саду, но и дома.

Появление в нашем мире маленького человечка – процесс не из легких, и если малыш испытывает какие-либо трудности в адаптации к окружающим.