И п мартос работы. Иван Петрович Мартос. Великие скульпторы. Памятник великой княжне Александре Павловне

Дата смерти: Гражданство: Учёба: Известные работы: Работы на Викискладе

Ива́н Петро́вич Ма́ртос ( - 5 (17) апреля ) - украинский и российский скульптор-монументалист.

Биография

Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в г., окончил курс в г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию , в качестве пенсионера Академии . В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса . Вернулся в Санкт-Петербург . в г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I , Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. и захоронен на Лазаревском кладбище

Произведения

Cемья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене , фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова , милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

  • Никита Иванович (1782 - 1813) - закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
  • Анастасия (Александра) Ивановна (1783 - ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.
  • Прасковья Ивановна (1785 - ?)
  • Алексей Иванович Мартос (1790 - 1842) - писатель, мемуарист.
  • Пётр Иванович (1794 - 1856)
  • Софья Ивановна (1798 - 1856) - замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
  • Вера Ивановна (180. - 18..) - замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 - 1851).
  • Любовь Ивановна (180. - 18.) - замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 - 1854).

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинка (1787/1788 - 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 - 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Пётру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 - 1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817 - 1819)

Примечания

Библиография

  • Коваленская Н. Н. Мартос (1752-1835) / Художник книги Н. Ю. Гитман. - М. - Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1938. - 140, с. - 5 000 экз. (в пер.)
  • Алпатов М. В. Иван Петрович Мартос, 1752-1835 / Обложка - гравюра на дереве М. Маторина .. - М. - Л.: Искусство, 1947. - 36, с. - (Массовая библиотека). - 15 000 экз. (обл.)
  • Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века. - М ., 1951.
  • Алпатов М. В. Мартос // Русское искусство XVIII века. - М ., 1958.
  • Иван Петрович Мартос: Альбом / Автор-составитель А. Каганович; Оформление художника В. Лазурского. - М .: Изогиз, 1960. - 52 с. - (Мастера русского искусства). - 10 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. - М .: Изд-во МГУ, 1962. - 374 с. - 10 250 экз. (в пер.)
  • Коваленская Н. Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика: К 400-летию русского книгопечания. - М .: Искусство, 1964. - 704 с. (в пер.)
  • Гофман И. М. Иван Петрович Мартос, 1754-1835. - Л. : Художник РСФСР , 1970. - 48 с. - (Народная библиотечка по искусству).
  • Тимофеева Н. В. Гражданину Минину и князю Пожарскому // Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. - М .: Московский рабочий, 1987.

Ссылки

  • Мартос Иван Петрович. Биография и творчество художника на Artonline.ru .
  • Мартос, Иван Петрович в библиотеке «Старатель»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1754 году
  • Родившиеся в Ичне
  • Родившиеся в Полтавской губернии
  • Умершие 17 апреля
  • Умершие в 1835 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Художники по алфавиту
  • Персоналии:Таганрог
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мартос, Иван Петрович" в других словарях:

    - (1754 1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773 79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80 х… … Художественная энциклопедия

    Мартос Иван Петрович - (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782; преподавал там же (1779—1835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор портретов и надгробий, в которых… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773‒79), где… … Большая советская энциклопедия

    - (1754 1835) российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние … Большой Энциклопедический словарь

) - русский скульптор, представитель классицизма . Сын мелкопоместного украинского дворянина Иван Мартос в 1764-1773 годах учился в Петербургской академии художеств у Н.Ф. Жилле , А.П. Лосенко , а в 1773-1779 годах стажировался в Академии художеств в Риме. В 1779 году по возвращении в Петербург он начал преподавать, в 1782 году получил звание академика, в 1814 году стал ректором скульптуры в Петербургской академии художеств. В 1780-1800 годах И.П. Мартос изготовлял надгробные скульптуры, превратив это ремесло в искусство. Мемориальная пластика Мартоса представлена шедеврами композиционно сложных скульптурных надгробий С.С. Волконской (Третьяковская галерея), М.П. Собакиной (1782), Е.С. Куракиной (1792), Е.И. Гагариной (1803). Ранние надгробия отмечены лиричностью, более поздние - монументальностью и патетикой. Скульптор выполнил ряд портретов: бюсты Н.И. Панина в античном стиле (1780) и А.В. Паниной (1782; оба в мраморе, Третьяковская галерея).

Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому , принесшему скульптору известность, Мартос начал работать еще в 1804, с того момента, как идея о таком памятнике прозвучала в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств . На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая активность. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808, в котором также принимали участие известные скульпторы: Ф. Ф. Щедрин , И. П. Прокофьев , В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов . Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте. Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в Москву в 1818.
Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте - в центре Красной площади, повернутым к Кремлевской стене, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов , так, чтобы скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика; жест Минина обращен в сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными работами Мартоса являются памятник Павлу I (1807) в Павловске, Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-1828), памятник Александру I в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры: статуя «Актеон» для большого каскада Петергофа , золоченая бронза, 1801; рельеф «Моисей источает воду из камня» на аттике Казанского собора в Петербурге (1804-1807, известняк), бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая портик Казанского собора, а также фигуры четырех евангелистов.

Мартос, сыгравший важную роль в развитии русской скульптуры классицизма, занимает особое место среди мастеров, работавших на рубеже XVIII-XIX столетий. В течение первых 15-20 лет своей творческой деятельности Мартос отдавал силы преимущественно мемориальной скульптуре, где проявил выдающееся мастерство. Вместе с тем в природе его дарования были заложены более широкие и разнообразные возможности, которые с блеском проявились именно в XIX веке.

В отличие от большинства художников Мартос не был выходцем из простонародья. Его семья принадлежала к числу мелкопоместных украинских помещиков, представителей казачьей «старшины», при Екатерине II уравненной в правах с российским дворянством. Иван Петрович Мартос родился в местечке Ичне (близ Чернигова) в 1754 году. В 1764 году он поступил в Академию художеств. Мартос учился скульптуре у Н.Ф. Жилле. По окончании Академии в 1773 году, получив большую золотую медаль, он отправился в Рим, где провел в качестве академического пенсионера около шести лет (1774-1779), там молодой Мартос вращался в среде, с которой более всего связано становление классицизма в римской художественной жизни. В результате Мартос сразу решительно примкнул к творческой системе формирующегося классицизма. Ранний классицизм был еще далек от строгости и подчеркнуто волевого характера, свойственных художественным произведениям на зрелом этапе развития этого стиля. Но и в те годы мастера стремились к выражению ясности и спокойной гармонии; в их созданиях эмоциональность не переходила за грань, где человеческое чувство переставало подчиняться контролю разума.

Уже первые работы, исполненные Мартосом по возвращении на родину, свидетельствовали о его художественной зрелости. К началу 80-х годов XVIII века относятся три мраморных бюста Паниных и маленький терракотовый бюст Г.А. Потемкина. В бюсте Н.И. Панина (1780, Третьяковская галерея) Мартос сделал первый шаг на пути создания портрета нового типа. Он обогатил скульптурный портрет просветительской идеей гражданственности. Русский вельможа представлен в образе античного философа-мыслителя и гражданина. Остро подметив индивидуальные особенности модели, Мартос все же создал идеализированный монументальный портрет.

Основными работами Мартоса в ранний период его деятельности в России были скульптурные надгробия. Русское искусство не имело в этой области глубоких традиций. Лишь с начала 70-х годов XVIII столетия на русских кладбищах появилась фигурная скульптура – работы Ж.А. Гудона и Ф.Г. Гордеева. Мартос не остался чужд этим традициям, складывавшимся почти у него на глазах; еще более важную роль сыграло то, что в Риме он имел возможность познакомиться с античными надгробиями. Но, создавая новый тип мемориального памятника, Мартос сумел органически претворить и переработать впечатления античности и опыт своих ближайших предшественников, наполнив традиционную форму современным содержанием.

Не христианская идея бессмертия души была основной темой этой надгробной скульптуры. Главным являлись здесь душевные переживания живых, оплакивающих умершего. Глубокое человеческое страдание, умеряемое сознанием закономерности смерти, страстный порыв чувства, сдерживаемый стоическим волевым усилием, воплотились в надгробных памятниках эпохи классицизма. В основе их содержания лежало признание величия и ценности личности, которые отразились и в других областях искусства второй половины XVIII века.

В 1782 году Мартос получил звание академика. Работой, за которую он удостоился звания, могло быть одно из двух надгробий, выполненных им в этом году: С.С. Волконской (Третьяковская галерея) или П.М. Собакиной (Донской монастырь, ныне Музей Академии строительства и архитектуры РФ).

В композицию небольшого по своим размерам памятника Собакиной вошли основные элементы, встречаемые в античной, средневековой и ренессансной надгробной пластике, но традиционные мотивы и формы Мартос подчинил совершенно новой художественной системе, вложил в них иной эмоциональный смысл. Создавая надгробие, мастер компоновал его отдельные элементы таким образом, чтобы избежать пространственной глубины. Скульптор достиг строгой архитектоничности композиции, ясного выделение ее основных членений, выразительности силуэтов фигур. Этой цели служит и особая трактовка скульптурной формы, при всей материальности природных форм лишенная излишней живописности и иллюзорности в их изображении. Композиция отличается музыкальной ритмичностью, позволяющей выразить глубоко лирическое содержание, которое воплощено в надгробии при всей его строгой архитектоничности,

Надгробие Волконской еще более интимно по своим размерам и столь же элегично по настроению. В обоих надгробиях уже воплотилось характерное для Мартоса понимание классицистического стиля, отмеченного строгостью и в то же время одухотворенного глубокими человеческими переживаниями. В его произведениях страдание как бы находит себе разрешение в разумном осознании неизбежного.

Надгробие Е.С. Куракиной (1792, мрамор, Петербургский музей городской скульптуры) представляет одно из самых совершенных творений мастера. Скульптор выполнял надгробие не для церкви, а для кладбища, памятник должен был быть видим со всех сторон. Мартос учел возможности круглой скульптуры и расположил на высоком постаменте саркофаг с лежащей на нем фигурой плакальщицы таким образом, что памятник можно было обойти кругом. Сохраняя всю теплоту лиризма, Мартос поднимается здесь до подлинного трагизма и монументальности, напоминающих героические образы Микеланджело. Однако Мартос и в этом произведении раскрывает красоту борющегося со скорбью волевого усилия, что было так характерно для классицизма.

К новому периоду в творчестве Мартоса – к зрелому классицизму – принадлежат два великолепных надгробия: А.И. Лазареву (мрамор, 1802, Петербургский музей городской скульптуры)и Е.И. Гагариной (бронза, 1803, там же). Надгробие Гагариной явилось произведением, где впервые со всей последовательностью оказался претворенным сдержанный, идеально возвышенный строй зрелого классицизма. Новым в этом произведении является прежде всего то, что в нем представлены не близкие, оплакивающие покойную, а она сама. Фигура женщины, поставленная на гранитный цилиндрический пьедестал, наделяется чертами портретного сходства. И все же статуя не столько портрет, сколько обобщенный монументализированный образ, воплотивший в себе возвышенные представления начала XIX века о героическом идеальном человеке. В соответствии с этим новый характер приобрела пластическая разработка статуи. В понимании скульптором формы стремление к монументальному обобщению все сильнее берет верх над ощущением неповторимости конкретного явления, чему служит и сам материал ‑ бронза, заменившая излюбленный ранее скульптором мрамор.

Утверждение принципов зрелого классицизма в творчестве Мартоса было связано с изменениями, которые происходили в начале XIX века в русском обществе. В обстановке огромного патриотического подъема, каким была отмечена эпоха антинаполеоновских войн, особенно в годы изгнания французских войск из пределов России, гражданская доблесть и подвиг во имя спасения отечества были теми идеями, которые объединяли людей различных общественных групп. Мартос был глубоко захвачен героическими настроениями времени. Как бы в ответ на общее патриотическое воодушевление он задумывает памятник Минину и Пожарскому, чей исторический подвиг в борьбе за освобождение русской земли должен был служить современникам скульптора примером высокого самопожертвования и безраздельного выполнения человеком гражданского долга. Подвиг русских людей он измеряет сравнением с подвигами героев античности, придавая образам русских национальных героев всечеловеческое, всеобщее значение. Такое истолкование темы предопределило как первоначальный замысел, так и окончательное воплощение в памятнике.

Мысль о необходимости создания памятника Минину и Пожарскому возникла в 1803 году в среде участников Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Мартос увлекся этой идеей, первые эскизы он делает в 1804-1807 годах, во втором эскизе 1808 года скульптор меняет смысловые акценты – в изображении двух деятелей из разных сословий, охваченных единой целью спасения отечества, на первое место выступил «простой» герой – гражданин Минин, как бы олицетворявший собой в глазах людей того времени весь народ.

В начале 1808 года жители Нижнего Новгорода решили на собственные средства, собранные по подписке, поставить памятник в своем городе ‑ на родине Минина. В ответ на это Александр I объявил конкурс, в котором кроме Мартоса приняли участие скульпторы Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и архитекторы Т. де Томон, Александр и Андрей Михайловы. Одобрение получил проект Мартоса. В 1810 году было решено воздвигнуть памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде ограничиться сооружением мраморного обелиска. Работа над памятником продолжалась с конца 1811 и в течение 1812 года, когда была выполнена малая модель. По-видимому, к 1815 году Мартос закончил большую модель, отлитую затем литейщиком В.П. Екимовым из бронзы. И лишь в 1818 году состоялось торжественное открытие монумента в Москве.

Законченный памятник подкупает суровым и подлинно героическим выражением. Группа отличается исключительной внутренней цельностью, основанной не на единообразии поведения героев и мотивов движения, а на эмоциональном единстве, на продуманной соподчиненности и взаимодействии всех частей. Мартос отказался от преувеличенной патетичности жестов, от эффектно развевающихся одеяний. Подчинив расположение фигур строгой композиции и их движения размеренному ритму, он сумел в то же время свободно выявить переживания героев, драматический смысл изображенного.

Оба героя представлены в античных одеждах. Атлетические полуобнаженные фигуры и лица с правильными крупными чертами напоминают древние изваяния. Несмотря на введение в одежды, доспехи и даже черты лиц ряда национальных черт, Мартос, как подлинный мастер классицизма, не задавался целью воспроизвести исторические индивидуальные портреты людей прошлой эпохи. Вводя в памятник отдельные исторически достоверные детали, он создал все же идеальные героические образы людей, правда, отмеченные, при всей их строгости и простоте, особой величавой эмоциональностью. В пластическом отношении памятник выделяется монументальностью своих форм. Одной из своеобразных черт пластического решения памятника является сочетание свободно и широко переданных форм с тщательной обработкой отдельных деталей.

Четырехгранный постамент украшают барельефы, развивающие содержание памятника. С лицевой стороны представлены граждане Нижнего Новгорода, приносящие пожертвования, собратной стороны ‑ изгнание поляков из Москвы войском Пожарского. Включив в композицию небольшое количество фигур, Мартос сумел достичь ясности, простоты и лаконизма в изображении сцен, насыщенных действием. В левой части композиции Мартос запечатлел самого себя в образе отца ‑ непреклонного римлянина, отдающего на службу отечества обоих своих сыновей. Этот поэтический образ отражал действительность. Один из сыновей Мартоса ‑ Алексей был участником Отечественной войны. Другой ‑ архитектор Никита Мартос погиб во Франции, где он, находясь в качестве пенсионера Академии художеств, был задержан наполеоновскими властями. В создании барельефов скульптору помогали его ученики. В частности, портретную голову Мартоса вылепил С.И. Гальберг.

Перевозка памятника из Петербурга в Москву в мае ‑ сентябре 1817 года, его установка на Красной площади и его открытие стали настоящим общественным событием.

Одновременно с памятником Минину и Пожарскому Мартос работал над циклом произведений для строившегося в Петербурге Казанского собора. Главным творением Мартоса для собора был грандиозный фриз из пудостского камня «Источение воды из камня Моисеем в пустыне» (1804-1807), предназначавшийся для восточного аттика колоннады собора, обращенной к Невскому проспекту.Этот фриз уже в силу самого своего положения имел наряду с соответствующим ему с западной стороны фризом И.П. Прокофьева весьма важное значение. Мартос с замечательным мастерством запечатлевает различные градации чувств и душевных состояний людей, раскрывая их переживания средствами пластики с помощью искусной лепки фигур, пронизывающего движение сложного и гармоничного ритма. Мартос выделяет мотивы преодоления человеком страдания, победы, всевластной воли героя. В соответствии с этим в его барельефе с наибольшей последовательностью выступили классицистические черты.

Кроме двух барельефных композиций «праздников» («Зачатие» и «Рождество девы Марии»), выполненных в 1807 году для южного фасада собора, Мартос создал также статую Иоанна Крестителя (бронза, 1804-1807), которая была установлена в нише за колоннадой северного портика. В 1813 году в связи с работой над заказанными ему двумя группами евангелистов, которые должны были украшать пилоны около алтаря собора, у Мартоса возник конфликт с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным, воспротивившимся нетрадиционной трактовке религиозных образов.

Для парковых сооружений Павловска Мартос исполнил надгробие «Родителям» императрицы Марии Федоровны (мрамор, не ранее 1798), помещенное в павильоне, сооруженном еще в 1786 году Камероном, и скульптуру для томоновского мавзолея Павлу I ‑ «Супругу-благодетелю» (1807).

В ряде скульптур, особенно начиная с 10-х годов, у Мартоса все чаще можно заметить повторяющиеся приемы, пластический язык скульптора постепенно становится однообразным и более отвлеченным, в них появляются сентиментальность, оттенок религиозной высокопарности, холодный аллегоризм, таковы памятник Павлу I для церкви в аракчеевском имении Грузино, (бронза, 1816), памятник вел. княгине Александре Павловне (мрамор, 1807-1815), надгробия И. Алексеева (бронза, 1816), А. Аракчеева (бронза, 1825).

В поздние годы жизни Мартос по-прежнему работал, немало уделяя внимания, в частности, монументальным произведениям. Но процесс деградации классицистических принципов, который исподволь подтачивал некогда полноценное искусство мастера, особенно отчетливо сказывался именно в этом жанре скульптуры, что проявилось в памятниках герцогу A.Э. Ришелье, выполненном Мартосом в 1823-1828 годах для Одессы (бронза), Александру I в Таганроге (1828-1831), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). В памятниках появляются или подчеркнутая мелочность в воспроизведении деталей, или официальная холодность, или внешний аллегоризм.

Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
  • памятник Минину и Пожарскому (1804-1818);
  • мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге;
  • памятник герцогу де Ришельё (1823-1828) в Одессе;
  • памятник князя Потемкина в Херсоне;
  • памятник Ломоносова в Холмогорах;
  • надгробие Прасковьи Брюс;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре;
  • «Актеон»;
  • памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ;
  • надгробие С.С. Волконской (1782)
  • надгробие М.П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е.С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина

    И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

    Памятник де Ришельё в Одессе

    Надгробие М.П. Собакиной, 1782

    Надгробие С.С. Волконской, 1782

    Надгробие Е.С. Куракиной, 1792

Cемья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

  • Никита Иванович (1782 - 1813) - закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
  • Анастасия (Александра) Ивановна (1783 - ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.
  • Прасковья Ивановна (1785 - ?)
  • Алексей Иванович Мартос (1790 - 1842) - писатель, мемуарист.
  • Пётр Иванович (1794 - 1856)
  • Софья Ивановна (1798 - 1856) - замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
  • Вера Ивановна (180. - 18..) - замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 - 1851).
  • Любовь Ивановна (180. - 18.) - замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 - 1854).

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинка (1787/1788 - 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 - 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Пётру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 - 1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817 - 1819)

Иван Петрович Мартос - русский скульптор. Иван Петрович Мартос родился около 1754 года в городке Ичня (Украина), в семье мелкопоместного украинского дворянина. В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей. После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.
Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных, исполненные им вскоре после возвращения в Россию. Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им. В 1782 году Мартос создает два замечательных надгробия - С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия. Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других. Как истинный творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые решения, в которых можно заметить определенную эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов. Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции. До конца своих дней работал Мартос в мемориальной пластике, исполнив еще немало замечательных произведений, среди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и "Памятник родителям" в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних созданий скульптора.
Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников. Крупнейшим событием русского искусства начала XIX столетия явилось создание Казанского собора в Петербурге. В осуществлении гениального замысла А. Н. Воронихина приняли участие многие известные русские художники - живописцы и скульпторы. Наиболее значительным по творческим результатам оказалось участие Мартоса. Огромный барельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне", исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады собора. Превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.
В 1805 году Мартос избирается почетным членом "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". К моменту вступления в Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин. Первое место завоевал проект Мартоса. Первоначально памятник установили около Торговых рядов, против Кремлевской стены. Открытие состоялось в 1818 году и было большим и важным художественным событием. Художник сумел воплотить в своем произведении мысли и чувства, волновавшие широкую общественность России. Образы же героев русской истории, отмеченные большим гражданским пафосом, воспринимались как современные. Их подвиги напоминали о недавних событиях Отечественной войны. В эти же годы Мартос исполняет и ряд других работ, самых разнообразных по назначению. Так, в 1812 году он создал статую Екатерины II, в 1813 году - эскизы фигур четырех евангелистов для Казанского собора и многие другие. Творческая активность Мартоса проявляется и в последующие годы. Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств, в 20е годы он исполнил несколько крупных монументальных работ: памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге (1828-1831), Ришелье в Одессе (1823-1828), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Из документов известно, что Мартос работал также над созданием памятника Дмитрию Донскому, осуществить который, к сожалению, ему не удалось. Мартос прожил большую, наполненную трудом, жизнь, целиком отданную служению искусству. Умер Иван Петрович Мартос 5 апреляв 1835 года в Санкт-Петербурге.

Надгробие Кожуховой, 1827 год

Памятник Минину и Пожарскому, 1818 год