Хитроумный одиссей. Семёрка Мечей – Хитроумный Одиссей (Преломление архетипов в классическом Таро. Образы, ситуации) Хитроумный одиссей

Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. Белинский об Одиссее

Одиссей - один из самых ярких персонажей Гомеровского эпоса (не зря поэт посвящает ему целую поэму, где рассказывает о его приключениях). Гомер придал Одиссею новые черты. Так, мы видим Одиссея –труженика, плотником, строителем, земледельцем в начале поэмы, а в конце он представляется совершенно иным - в амплуа храброго могучего война. 1)любознательность (отличие от героев Илиады, проявляется особенно не Земле Циклопов: оценивает плодородие земель, восхищается пастбищами. Одиссей- колонист, он осваивает новую территорию. Его любознательность завлекает его в пещеру к Полифему. 2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда Полифем спрашивает у Одиссея кто он, Одиссей отвечает: Никто. и этим спасается). С помощью разума Одиссею удаётся выбраться из пещеры, разум победил грубую силу.3) Одиссей осторожен (даже в обращении с богами он доверяет только своим силам и разуму.) Одиссей – человек новой эпохи. У Гомера Одиссей эпический персонаж. Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости». 4)горячая любовь к родине - ещё одна характерная черта Одиссея (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину к Родному очагу и любимой жене) 5) хвастливость, Одиссей не упускает возможности рассказать о своих героических похождениях. 6) Одиссей жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь. Выбирает удобный момент, чтобы расправится с женихами. 7) Одиссей всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. Он проплывает мимо Сирен и остаётся живым, он незамеченным проникает в собственный лагерь и им овладевает. Одиссей –сплошная авантюра, изворотливость, он сам говорит о себе: « Измышленьями хитрыми славен я между всеми людьми». Ср.: Одиссей и «Илиаде» –хороший воин, военачальник, пользуется большим авторитетом, умеет подчинить воинской дисциплине терситов, искусный оратор и дипломат. В «Одиссее» он превращается в авантюриста, становится человеком, который «странствовал повсюду», героем. Одиссей («многострадальный») борется с коварными ловушками, с женихами, осаждающими его жену. Опасности подстерегают его на каждом шагу: бури, гроза, пираты, чудовища, циклопы, великаны. Одиссей хочет проникнуть в тайны природы и овладеть ими, ему надо подчинить природу и господствовать над ней. Чтобы отвоевать свою долю счастья на земле. Одиссей ведёт борьбу и со своей судьбой, в этой борьбе наряду с мужеством стоит и разум. Его ум имеет чисто практические свойства: умение использовать для своей выгоды людей (дарит подарки феакам), он умеет расположить к себе лестью и хитростью.

Рассказ об этой хитрости изложен в картинке классической карты Таро Райдера-Уэйта – семёрка мечей. Об этой стратегии Одиссея не написано в Илиаде...

Вот – очередной подвиг этого воина, действовавшего умом и никогда – физической силой.

Что же мы видим на картинке? На переднем плане изображён сам Одиссей, быстро убегающий из вражеского военного лагеря. Он хитро улыбается, как лиса, а в руках у него – 5 украденных у противника мечей... Ещё 2 – нетронутые, стоят спокойно на своём месте, воткнутые в межу. А теперь давайте рассмотрим задний фон этой картинки. В ней говорит каждая деталь, и всё очень важно!

На заднем плане мы видим 4 тёмные фигуры охранников лагеря, очевидно, бдящей ночной стражи.

Одна фигура – стоит, и в руках у этого стражника – его оружие (копьё).

Три же оставшиеся фигуры – сидят и, судя по тому, как они склонили друг к другу головы и оживлённо жестикулируют – ведут они интереснейший разговор, так что им нет дела до охраны лагеря!

Разумеется, Одиссей сделал самую простую и понятную вещь – он обезоружил этих охранников, кинувших свои мечи, вместо того, чтобы держать их крепко в руках.

Но почему такая странная арифметика? А вот с этим-то мы как раз и разберёмся!

Однако прежде урока арифметики у нас будет всё-таки урок физподготовки. Посмотрим на самое базовое и архетипичное – на динамику фигур.

Здесь есть тот, кто:

Бежит быстро (двигается) и это – Одиссей. Он же и – Победитель.
Тот, кто стоит на ногах и это – охранник с копьём. Он не понёс урона.
Те, кто сидят. И это – расположившиеся кружком стражи. Сидящие праздно потеряли мечи и свою честь.

Вот наглядная иллюстрация к известной мудрости:

«Лучше стоять, чем сидеть, но ещё лучше – идти, чем стоять».

Фигура, которая передаёт идею Движения (динамики) – это Одиссей-Победитель. Так что эта карта – гимн Движению и всем пословицам, которые его восхваляют.

(«Волка ноги кормят»).

Урок физподготовки – окончен, переходим к уроку арифметики...

Первый же вопрос, который должен прийти вам в голову:

«Почему Одиссей не украл вообще все мечи?»

Самый простой ответ очевиден и мудр: «Одиссей умеет соизмерять свои силы с амбициозными задачами!» Со всеми семью мечами Одиссей мог бы и не справиться – слишком тяжело, так что он взял ношу по силам.

Вот – первый урок всем нам! Вроде бы это так понятно, но как часто в жизни мы хватаем сразу все семь мечей!..

А вот вопрос второй, куда более тонкий: «Почему Одиссей оставил ровно два меча?»

Этот вопрос тесно связан с количеством обезоруженных им стражей.

Здесь уже Одиссей начинается как интриган и политик. Он знаток не только психологии человека, но и психологии больших и малых групп.

Три охранника-болтуна бегут к меже и видят, что осталось только два меча. Здесь начинается детская игра, где стульев на один меньше, чем детишек, которые хотят на них сесть!

Воин должен немедленно схватить оружие и вот кто-то один остаётся в дураках...

Можно задать «наивный» вопрос, связанный с наивное пониманием арифметики, когда люди думают, что «чем больше, тем лучше».

Вы можете спросить: «А почему Одиссей не оставил в дураках сразу двоих воинов? Так же унизительнее!» Оставил бы на троих им всего – один меч...

Вот, что ответил бы нам на это хитроумный политик Одиссей: «Двое припёртых к стене, а также униженных – это уже слишком много и слишком опасно!»

Это знает любой руководитель! Двое могут составить … партию и стать союзниками. Договориться между собой, выдумать историю, составить заговор.

А что может … один, бедолага? Когда человек остаётся в дуракх и в унижении – один, группа никогда не станет защищать его, и все поспешат от него отойти, отделаться... Такова психология человеческих групп...

Скажут неудачнику: «Да, не повезло тебе, брат». Да ещё и встанут на сторону обвинителей, и свою вину поспешат на него же свалить, по принципу: «семь бед – один ответ».

Двое с мечами (договорившись между собой) расскажут начальству так: «Вот, мы не выпускали из рук своё оружие. Так и сидели с ним всю ночь». И кто же поверит одному, если он станет излагать правду?

Зачем же хитроумный Одиссей придумал эту интригу? Наверняка ведь его больше интересовали не ценные мечи?

Ответ прост. Куда пойдёт обиженный человек, подло оставленный товарищами без меча? Он – грубо обижен, разочарован предательством друзей, с которыми только что сидел и весело болтал у костра.

Ну и, конечно, он боится кары за преступную халатность. Может быть, ему грозит казнь? Одно только ясно: он уже мораль готов к тому, чтобы не дожидаясь утра, побежать вдогонку за Одиссеем и стать перебежчиком, предателем, дезертиром.

Так, Одиссей, расчётливо украв только 5 мечей, приобретает ценного шпиона и нового бойца в свою армию.

Вот в чём смысл странной арифметической задачи: «Вас трое, а возможности спастись только две».

Значит, одному из вас – погибель. Психология группы такова, что она легко «сдаст» одного, жертвуя им почти без угрызений совести.

Когда из офиса удаляют одного сотрудника, все молчат. Когда удаляют сразу двух – это уже очень опасно для начальства. Двое могут и устроить что-нибудь развесёлое.

Расчёт такой политики всегда строится на предположительной «низости» человеческого материала. А когда человека застают врасплох, он почти всегда проявляет себя «Низко».

Конечно, будь воины волевыми, выдержанными, «настоящими», они могли бы поступить разными способами.

Например: кинуть жребий – кому одному брать на себя вину.

Или даже рассказать вообще всю праду и не хватать мечи, пытаясь себя «обелить» и отвечать перед начальством – всем вместе.

Если же в коллективе преобладает низкий инстинкт самосохранения (то есть, коллектива как такового – нет, а есть толпа мародёров, где каждый сам за себя), то, конечно, воины кинутся к оставшимся мечам, как дети к пирожным.

Финал этой драмы – открыт. Мы не знаем – какие воины нарисованы на картинке. Поведут они так, как предположил Одиссей (как все)? Или покажут дух боевого товарищества и высокую нравственность?

Итак, Одиссей оставил «в подарок» врагу два не украденных им меча. Оставленные мечи – это архетип «Троянского коня», «яблока раздора», это иллюстрация к строчке Гомера: «Бойтесь данайцев даже дары приносящих!»

Как видите, у Одиссея скорее всего, были силы, чтобы унести с собою вообще все семь мечей, но он умеет не жадничать, когда можно урвать более крупную добычу – «языка», да ещё и пришедшего по доброй воле!...

Это ещё и архетип «подарка», который всегда губит нашедшего или нашедших его.

Вспомним сказки о кладе, над которым проливают кровь друг дружки нашедшие его люди...

Одиссей, как настоящий искуситель, решил «проверить», чего же стоят эти воины вражеской армии, как они себя поведут:

Сохранят себе жизнь, солгав начальству и принеся в жертву товарища
или найдут в себе силы сказать: «Мы виновны, карайте».
Можно сказать, что на этой картинке мы видим, как Одиссей проводит важное исследование. Если результат будет неожиданным (воины окажутся сплочёнными и нетрусливыми, высокоморальными), скорее всего – Одиссею придётся идти с докладом к своему начальству и предупреждать: «Наш враг – грозный. Так просто его не победить».

Если же воины поведут себя как толпа мародёров – у Одиссея будут хорошие новости для начальства: «Это не армия, это – сброд! Их можно взять голыми руками и хитростями».

Так кто же мы с вами? Те, кого хочет видеть Одиссей во враге или всё же – герои?

Теоретически героем быть легко. Но кто бы из нас не схватил этот злосчастный меч, чтобы спасти свою жизнь здесь и сейчас.

Средний человек выберет жизнь (свою) даже ценой предательства. Эти – предадут друга, тот, в ответ, предаст весь свой полк.

Однако, в качестве Заключения, важно сказать вот что...

Карта Семёрка Мечей – это всё же карта Младшего Аркана. Она – о мелких событиях и о мелочах.

Драма и ловушка всех Младших Арканов всегда пасует там, где появляются Большие Настоящие люди. Как те, кто способен признать свою вину или хотя бы – честно кинуть жребий.

Сам Младший Аркан по своей сути – не требует «героизма до смерти». Если нам с вами выпала эта карта, речь пойдёт скорее всего о маленьких обидках и маленьких подлостях, не сравнимых с Троянской войной.

Но держите всегда в уме эту историю...

Медитируя над картой 7 Мечей, задавайте себе вопрос: смогу ли я приятно удивить хитроумного политика Одиссея и повести себя в спровоцированной им ситуации не как «все люди в среднем»?

Или же я сразу кинусь к мечу, как лошади к водопою?

Елена Назаренко

Хитроумный одиссей О человеке хитром, изобретательном. - Вы кого хотите обмануть? Меня?.. Еще не было такого хитроумного Одиссея, который объехал бы меня на вороных (Ф. Гладков. Берёзовая роща). - От мифического героя поэмы Гомера «Одиссея», царя острова Итака, отличавшегося хитростью, изобретательностью ума.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Хитроумный одиссей" в других словарях:

    ОДИССЕЙ 12 НА ОСТРОВЕ ВОЛШЕБНИЦЫ КИРКИ - Долго плыли мы по безбрежному морю, проливал слезы о погибших товарищах. Наконец, достигли мы острова Эеи (1), где жила прекрасновласая волшебница Кирка, дочь бога Гелиоса. Два дня провели мы на берегу тихого залива. На третий день, опоясавшись… … Энциклопедия мифологии

    Одиссей (телефильм) - Одиссея The Odyssey Жанр исторический приключения Режиссёр Андрей Кончаловский Продюсер Дайсон Ловел … Википедия

    Одиссей - Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения). Одиссей (Όδυσσεύς) Г … Википедия

    Одиссей (мифология) - Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения). Одиссей (Όδυσσεύς) Голова мраморной статуи Одиссея, II век до н. э. Мифология:… … Википедия

    Одиссей - (греч., лат. Улисс) в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны (См. Троянская война), главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении О. на родину. О. отличался не … Большая советская энциклопедия

    Одиссей - (лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэртидом) и Антиклеи. В послегомеровской мифологии считался также сыном Сизифа. О. побудил всех… … Словарь античности

    хитроумный - ая, ое; мен, мна, мно. 1. Проникнутый хитроумием, тонкостью, изобретательностью. Х ые замыслы. Х ая затея, выдумка. Х. план. Х. ход. 2. Сложно и искусно сделанный, хитро придуманный. Х ая резьба по дереву. Х ое устройство, приспособление. Х ая… … Энциклопедический словарь

    Одиссей - (греч.) – от «гневаться», Улисс (рим.) – царь о ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, внук Автолика, правнук Гермеса по материнской линии. (По некоторым версиям мифа, О. считают сыном прославленного обманщика Сисифа, соблазнившего Антиклею до ее… … Мифологический словарь

    хитроумный - ая, ое; мен, мна, мно. см. тж. хитроумно 1) Проникнутый хитроумием, тонкостью, изобретательностью. Х ые замыслы. Х ая затея, выдумка. Хитроу/мный план. Хитроу/мный ход. 2) Сложно и искусно сделанный, хитро придуманный … Словарь многих выражений

    ТРОЯ 12 ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОСАДЫ ТРОИ - Обрадовались греки, что окончилось их долгое плавание. Но когда подплыли ближе к берегам, то увидели, что их ждало уже сильное войско троянцев под предводительством Гектора, могучего сына престарелого царя Трои Приама. Как было пристать грекам к… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Одиссей. Хитроумный герой , Поммо Иван. После девяти лет осады Трои и её падения все греческие цари вернулись домой. Лишь Одиссей, царь Итаки, не…

Образ «многоумного» и «многострадального» Одиссея

Одиссей - самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер. Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины.

Одиссей - это по преимуществу страдалец. Его постоянный эпитет в "Одиссее" "многострадальный". О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу.На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов.

Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева". Мотив любви к родине.В "Илиаде" в 10 песне прославляется Одиссей на войне. В "Илиаде" он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости.

Хитрость, фантастика хитрости. То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть, и тем обманывает бдительность слепого Полифема.То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Одиссей - сплошная авантюра, изворотливость. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит:

Был бы весьма вороват и лукав, кто с тобой состязаться Мог бы в хитростях всяких; то было бы трудно и богу. Вечно все тот же: хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели, Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешь Лживых речей и обманов, любимых тобою сызмальства?

Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.

Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря.

Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин.Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем - счастливая встреча с супругой.

Итак, Одиссей у Гомера - глубочайшицй патриот, храбрейший воин, страдалей, дипломат, купец, предприниматель,изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. Белинский об Одиссее.

Одиссей - один из самых ярких персонажей Гомеровского эпоса (не зря поэт посвящает ему целую поэму, где рассказывает о его приключениях). Гомер придал Одиссею новые черты. Так, мы видим Одиссея –труженика, плотником, строителем, земледельца вначале поэмы, то в конце он представляется совершенно иным - в амплуа храброго могучего война.

1)любознательность (отличие от героев Илиады, проявляется особенно не Земле Циклопов: оценивает плодородие земель, восхищается пастбищами. Одиссей- колонист, он осваивает новую территорию. Его любознательность завлекает его в пещеру к Полифему.

2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда Полифем спрашивает у Одиссея кто он, Одиссей отвечает: Никто. и этим спасается) С помощью разума Одиссею удаётся выбраться из пещеры, разум победил грубую силу.

3) Одиссей осторожен (даже в обращении с богами он доверяет только своим силам и разуму.) Одиссей – человек новой эпохи. У Гомера Одиссей эпический персонаж. Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости».

4)горячая любовь к родине - ещё одна характерная черта Одиссея (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину к Родному очагу и любимой жене)

5) хвастливость, Одиссей не упускает возможности рассказать о своих героических похождениях.

6) Одиссей жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь. Выбирает удобный момент, чтобы расправится с женихами и их трупами, которыми заполняется целый дворец.

7) Одиссей всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. Он проплывает мимо Сирен и остаётся живым, он незамеченным проникает в собственный лагерь и им овладевает.

Одиссей –сплошная авантюра изворотливость, он сам говорит о себе: « Измышленьями хитрыми, славен я между всеми людьми». Ср.: Одиссей и «Илиаде» –хороший воин, военачальник, пользуется большим авторитетом, умеет подчинить воинской дисциплине терситов, искусный оратор и дипломат. В «Одиссее» он превращается в авантюриста становится человеком, который «странствовал повсюду» героем.

Одиссей («многострадальный») борется с коварными ловушками, с женихами, осаждающими его жену, опасности подстерегают его на каждом шагу: бури, гроза, пираты, чудовища, циклопы, великаны. Одиссей хочет проникнуть в тайны природы и овладеть ими ему надо подчинить природу и господствовать над ней.

Чтобы отвоевать свою долю счастья на земле. Одиссей ведёт борьбу и со своей судьбой, в этой борьбе наряду с мужеством стоит и разум, его ум имеет чисто практические свойства: умение использовать для своей выгоды людей, дарит подарки феакам, он умеет расположить к себе лестью и хитростью.

442 0

О человеке хитром, изобретательном. - Вы кого хотите обмануть? Меня?.. Еще не было такого хитроумного Одиссея, который объехал бы меня на вороных (Ф. Гладков. Берёзовая роща). - От мифического героя поэмы Гомера «Одиссея», царя острова Итака, отличавшегося хитростью, изобретательностью ума. Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Хвост трубой

Прост. Экспрес. Молодцевато, самоуверенно (держать себя). - Он дома ночевать перестал. Заявится, поднарядится и пошёл - хвост трубой (Н. Ляшко. Сладкая каторга). «Ну вот, а пока живёшь тихонько. Юля совсем монашенкой - всё дома, читает да шьёт, - а я вечерком сапоги начистил, нос подпудрил и хвост трубой (М. Зощенко. Из писем и дневниковых записей). Фразеологический словарь русского литературного...

Хитрая штучка

Устар. Экспрес. О хитром, ловком человеке. [Звонцов:] Сестрица твоя хитрая штучка, от неё можно ожидать весьма серьёзных неприятностей (М. Горький. Егор Булычов и другие). - Он нас всех, вместе взятых, перехитрит, вокруг пальца обведёт и сухой из воды выйдет. Хитрая штучка (А. Степанов. Порт-Артур). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Хитрый как лиса

Хитрый КАК ЛИСА кто. Разг. Экспрес. Очень хитрый, пронырливый, ловкий человек. Она только прикидывается такой, а сама хитрая, как лиса (Г. Матвеев. Семнадцатилетние). - Тебя, Варвара, обвертеть, что раз плюнуть… А эта бестия, как лиса. Хитрющий мужик (Ю. Брагуль. Новый день). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...