Екатерина шипулина инстаграм официальный. Пианист Денис Мацуев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Но было у вас и совместное выступление

Екатерина Валентиновна Шипулина рождена 14 ноября 1979 года в Перми. Ее родители всю жизнь были связаны с балетом. Мать солировала на сцене местного театра оперы и балета. По ее стопам пошла не только Екатерина, но и ее сестра-близнец Анна. В 10 лет девушки поступили в Пермское государственное хореографическое училище. Вскоре Анна разонравился балет, и она решила бросить обучение. Екатерина, невзирая на сильные физические и эмоциональные нагрузки, продолжила оттачивать свое мастерство.

В 1994 году она переехала из Перми в Москву, где продолжила балетное образование и поступила в хореографическую академию. Там ее наставницей стала Людмила Литавкина. В 1998 году Шипулина с отличием ее закончила. В качестве выпускного номера Екатерина выбрала партию из балета «Корсар».

Карьера

После окончания академии Шипулину сразу же взяли в труппу Большого театра, где ее кураторами сначала были педагоги Татьяна Голикова и Марина Кондратьева, а затем Надежда Грачева. Специалисты сразу обратили внимание на стиль танца молодой балерины: она мастерски передавала чувства и эмоции своего персонажа, и не поверить в воссоздаваемый ей образ и сюжет было практически невозможно.

В 1998 году Екатерина приняла участие только в двух постановках: «Баядерка» и «Щелкунчик», которые ставил Юрий Григорович. В 1999 году список ролей значительно расширился. Так, Шипулина блистала в «Жизели», «Коньке-Горбунке», «Шопениане», «Дон Кихоте». Екатерина относительно быстро по балетным меркам стала примой главной сцены страны и снискала народную славу. Люди стали ходить не просто в Большой театр, а на конкретную балерину – Екатерину Шипулину. В свое время подобной славы удостаивалась легендарная Майя Плисецкая.

У Шипулиной много различных наград. Так, в 1999 году она взяла серебряную медаль на конкурсе артистов балета в Люксембурге. В 2005 году Екатерина стала победительницей «Золотой лиры» в номинации «Женское лицо года».

В 2009 году ей дали звание заслуженной артистки РФ. В 2018 году Екатерина стала уже народной артисткой РФ за заслуги в сфере музыкального и театрального искусства.

Личная жизнь

Екатерина Шипулина старается не афишировать личную жизнь. Не так давно стало известно, что она уже на протяжении десяти лет живет с известным пианистом Денисом Мацуевым. Пара официально не расписана. Однако это не помешало им родить совместного ребенка. Долгое время Шипулина скрывала беременность. В октябре 2016 года у пары появилась дочь, которую молодые родители решили назвать Анной. Но с походом в загс Екатерина и Денис по-прежнему не спешат.

Биография

Личная жизнь

У Екатерины есть сестра. Супруг балерины - пианист Денис Мацуев . 31 октября 2016 года у пары родилась дочь .

Репертуар

1998
  • Гран-па , «Баядерка » Л. Минкуса , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Вальс - Апофеоз , «Щелкунчик », хореография Ю. Григоровича
1999
  • Подруга Жизели , «Жизель » А. Адана , хореография Ж. Коралли , Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева
  • Кобылица , «Конек-Горбунок » Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
  • Мазурка , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена , хореография М. Фокина
  • Царица бала , «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского
  • Повелительница дриад , «Дон Кихот » Л. Минкуса , хореография М. Петипа , А. Горского в редакции А. Фадеечева
  • Царь-девица , «Конек-Горбунок » Р. Щедрина в постановке Н. Андросова
2000
  • Две пары , III часть «Симфонии до мажор », музыка Ж. Бизе , хореография Дж. Баланчина
  • Жена Наследника , «Русский Гамлет » на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана
  • Фея Золота , «Спящая красавица » П. Чайковского , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Река Конго и Жена рыбака , «Дочь фараона » Ц. Пуни в постановке П. Лакотта
  • Фея Сирени , «Спящая красавица » П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 2-я вариация в картине «Грёзы Раймонды», «Раймонда » А. Глазунова , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 2-я вариация в картине «Тени», «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
2001
  • Мирта , «Жизель » - балеты в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева
  • Польская невеста, Три лебедя , «Лебединое озеро
  • Гамзатти , «Баядерка
2002
  • Одетта и Одиллия , «Лебединое озеро » П. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича
2003
  • Классическая танцовщица , «Светлый ручей » Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского
  • Генриетта , «Раймонда », хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Эсмеральда , «Собор Парижской Богоматери » М. Жарра в постановке Р. Пети
  • Седьмой вальс и Прелюд , «Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
2004
  • Китри , «Дон Кихот »
  • Па-де-де , «Агон » И. Стравинского , хореография Дж. Баланчина
  • Солистка IV части , «Симфония до мажор », музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
  • Ведущая солистка , «Магриттомания»
  • Эгина , «Спартак » А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
2005
  • Гермия , «Сон в летнюю ночь » на музыку Ф. Мадельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера
  • Действие **, «Предзнаменования » на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина
  • Солистка ***, «Игра в карты » И. Стравинского в постановке А. Ратманского
2006
  • Золушка , «Золушка » С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов
2007
  • Солистка ***, «В комнате наверху » Ф. Гласса, хореография Т. Тарп
  • Мехменэ Бану , «Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • Гюльнара *, «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • Солистка , «Класс-концерт » на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера
2008
  • Солистка , Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона
  • Солистка I части , «Симфонии до мажор »)
  • Жанна и Мирей де Пуатье , «Пламя Парижа » Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
  • Вариация ***, Гран-па из балета «Пахита », хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
2009
  • Медора , «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (дебютировала на гастролях театра в США)
2010
  • Солистка ***, «Рубины» на музыку И. Стравинского, II часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка , «Серенада » на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
2011
  • Флёр де Лис , «Эсмеральда » Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
  • Флорина , «Утраченные иллюзии » Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
  • Солистка **, Chroma Дж. Тэлбота и Дж. Уайта, хореография У. Макгрегор
2012
  • Солистка , «Изумруды» на музыку Г. Форе, I часть балета «Драгоценности », хореография Дж. Баланчина
  • Солистка *, Dream of Dream на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло
2013
  • Жизель , «Жизель » А. Адана в редакции Ю. Григоровича
  • Маркиза Сампьетри «Марко Спада » на музыку Д. Обера , хореография П. Лакотта по сценарию Ж. Мазилье
2014
  • Манон Леско , «Дама с камелиями » на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера
(*) - первая исполнительница партии; (**) - первая исполнительница партии в Большом театре; (***) - была в числе первых исполнителей балета в театре.

Награды

Напишите отзыв о статье "Шипулина, Екатерина Валентиновна"

Примечания

Ссылки

  • // «Труд» № 99, 25 декабря 2015
  • // «Аргументы и Факты» № 2, 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Шипулина, Екатерина Валентиновна

В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»
И пити пити пити и ти ти, и пити пити – бум, ударилась муха… И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал.
«О, как тяжел этот неперестающий бред!» – подумал князь Андрей, стараясь изгнать это лицо из своего воображения. Но лицо это стояло пред ним с силою действительности, и лицо это приближалось. Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область. Тихий шепчущий голос продолжал свой мерный лепет, что то давило, тянулось, и странное лицо стояло перед ним. Князь Андрей собрал все свои силы, чтобы опомниться; он пошевелился, и вдруг в ушах его зазвенело, в глазах помутилось, и он, как человек, окунувшийся в воду, потерял сознание. Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
– Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.
– Простите! – сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня!
– Я вас люблю, – сказал князь Андрей.
– Простите…
– Что простить? – спросил князь Андрей.
– Простите меня за то, что я сделала, – чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
– Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.
– Это что такое? – сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. – Извольте идти, сударыня.
В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери.
Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Балерина Дата рождения 14 ноября (Скорпион) 1979 (39) Место рождения Пермь Instagram @primabalerina

Екатерина Шипулина - известная балерина, ведущая солистка Большого театра. Девушка, несмотря на столь «воздушную» профессию, настоящая экстремалка. Она обожает кататься на водных лыжах и коньках. Среди других видов спорта выделяет теннис - на корте бывает достаточно часто - и футбол. Регулярно посещает фитнес-залы, хотя с ее ежедневными нагрузками о лишнем весе можно только мечтать.

Биография Екатерины Шипулиной

Родилась Екатерина Валентиновна в одном из пермских родильных домов холодным ноябрем 1979-го года. Мама малышки – Людмила Шипулина – выступала на сцене пермского театра оперы и балета, поэтому будущее девочки было предрешено с момента ее появления на свет.

Ласки от матери маленькая Катя почти что не видела. И это не удивительно, поскольку женщина практически все силы и время отдавала своим ученикам и выступлениям. Она была более чем критична по отношению к дочери и никогда не позволяла ей расслабиться.

Непрекращающаяся боль для балерин – привычное состояние, в котором они находятся постоянно. И для Кати она тоже стала частью жизни. Девочка от природы была очень трудолюбива и еще будучи совсем маленькой подавала надежды.

У Екатерины есть сестра-двойняшка. В 1898-м году они вместе сдавали вступительные испытания в Пермское балетное училище и поступили. Позднее сестра бросила балет, не выдержав сильнейших эмоциональных и физических нагрузок, но сама Екатерина продолжала трудиться над собой и своим телом, продвигаясь к поставленной цели.

В 1994 году она поступает в Московскую хореографическую академию и через 4 года заканчивает ее с отличием. Выпускным номером стал партия из балета «Корсар».

Местом работы Екатерины Шипулиной как балерины стала сцена Большого театра. Спустя год после начала танцевальной карьеры она отправляется на международный конкурс артистов балета, проходящий в Люксембурге, и занимает там 2-е место. Это первое почетное «серебро» среди ее многочисленных наград.

Девушка не задерживается на достигнутом результате и продолжает работать над собой. С каждым новым выступлением она поднимается на одну ступеньку выше по своей карьерной лестнице. И вот она уже Царица в бале «Фантазии на тему Казановы». Далее её послужной список пополняют «Сильфида», «Конек-горбунок», где балерина блистает в партии Царь-девицы. Шипулина настолько мастерски передает все чувства и эмоции своего героя, что не поверить в воссоздаваемый образ и сюжет практически невозможно.

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Личная жизнь Екатерины Шипулиной

В личной жизни Екатерины Валентиновны вот уже целых 10 лет существует только один мужчина. Это талантливый пианист, концертный график которого более чем насыщенный, – Денис Мацуев. Молодые люди считаются самой стабильной парой в театральной тусовке.

В этом году они стали молодыми родителями. Не так давно у Екатерины родилась дочка.

Екатерина Шипулина - одна из наиболее ярких и устойчиво светящих звезд современного русского балета. Без ее Жизели, Одетты-Одиллии, Китри, Эгины и многих других ролей невозможно представить себе афишу Большого театра.

А ее дерзкая, опасная и неотразимо манящая Ундина в спектакле «Герой нашего времени» по Лермонтову стала одним из главных творческих открытий 2015 года, за которое Екатерина вместе с коллегами по постановке выдвинута на премию «Золотая маска». А еще Катя - симпатичный, улыбчивый, отзывчивый человек. Настолько, что в горячую предновогоднюю пору нашла время зайти в редакцию «Труда» и побеседовать с его корреспондентом.

- Откуда вы так спешили?

Прошу прощения, вообще-то балетные люди - одни из самых дисциплинированных в мире. Если опаздывают, значит совсем форсмажор. А тут вдруг назначили примерку костюмов к «Дон-Кихоту», который переносят с Новой сцены на Историческую.

- Вы там главная героиня - Китри?

Да, уже 10 лет. А до того прошла в этом спектакле весь путь: и сидела в придворных, и стояла в цветочницах, и была повелительницей дриад, и танцевала вариации…

- Как говорится, от рядового до генерала.

Абсолютно. В Большом театре это было железное правило: отбирали только лучших детей с выпуска, но никогда не ставили сразу в солистки - только в кордебалет. И ты там стояла, сидела, танцевала. С трепетом и волнением смотрела, как танцуют народные артисты - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Галина Степаненко, Алла Михальченко, Нина Семизорова…

Сама параллельно готовила сольные партии, тебя смотрели и после этого какую-то из них давали. Либо не давали. Т.е.возможность творческого роста была у всех, но от тебя зависело, как ей воспользоваться. Чтобы кому-то на блюдечке поднесли ведущую роль - такое появилось разве что в самое недавнее время. Конечно, когда оглядываешься на свой путь, иной раз бывает жаль - ведь еще тогда я могла бы станцевать столько ролей! С другой стороны, это была замечательная школа выносливости.

- Наверное, для вас главным событием 2015 года стала партия Ундины в «Герое нашего времени»?

Знаете, каждый, даже рядовой спектакль - событие, которое может стать выдающимся, если все - и твои партнеры, и кордебалет - соединяются в едином порыве. Вот таким потрясающе эмоциональным спектаклем стала две недели назад «Легенда о любви». Она давно не шла, все по ней соскучились, в зале переаншлаг, присутствует сам автор - Юрий Николаевич Григорович. Я танцевала Мехмене Бану, а партию Ширин в нашем составе впервые исполняла Анастасия Сташкевич. Может быть, в связи с этим было больше репетиций, чем обычно, мы все старались поддержать Настю, чтобы ей было комфортно, не страшно, не волнительно.

Но конечно, мировая премьера - это нечто особенное. Подготовка произведения, которое специально задумано для Большого театра, до тебя никто его не танцевал, - всегда интересный, хотя порой невыносимо трудный процесс. Важно, чтобы артист на 200 процентов выполнял задачу балетмейстера, а не жаловался: ой, мне здесь больно, неудобно, не нравится…

Отбором артистов занимался хореограф-постановщик Юрий Посохов. Я уже имела счастье работать с ним, делать с нуля совершенно новые постановки - «Магриттоманию», «Золушку»… Поэтому его выбор роли приняла безоговорочно. Хотя, когда повесили составы - Бэла, Ундина, княжна Мери, Вера - некоторые солистки расстраивались: а почему не я - княжна Мери? Юра отвечал: да далась вам эта княжна, у вас намного интереснее партии будут, поверьте. Тем более что Печорин-то ее никогда и не любил… Конечно, это был риск и смелость - мне кажется, никто раньше не пытался интерпретировать Лермонтова на балетном языке. По-моему, получилось очень удачно.

- Многих удивило, что помимо хореографа постановщиком значился и режиссер Кирилл Серебренников.

Кирилл в техническую балетную часть не вмешивался. Только стремился к тому, чтобы было больше непрерывного действия, а не просто ряд концертных номеров. Мне подсказывал какие-то вещи эмоционального плана - где сделать резче, где романтичнее…

- По-моему, вам, человеку энергичному и деятельному, ближе первое.

Многие так думают. Оттого, например, «Жизель» я станцевала позже, чем «Лебединое озеро» или «Дон-Кихот». Хотя обычно бывает наоборот, этот спектакль считается менее сложным. Там действительно нет супертехники, сумасшедших вращений, как в других спектаклях. Но его сложность другого плана - эмоционального. В 18 лет такое не поймешь, не прочувствуешь. Мы с моим педагогом Татьяной Николаевной Голиковой мечтали, чтобы я выступила в «Жизели», но мечта сбылась уже после того, как Татьяны Николаевны не стало…

Многие поклонники, не сомневаясь в моей технике, но зная мой темперамент, опасались: а ну как выйдет из домика Жизели не скромная крестьянская девушка, а сама повелительница виллис Мирта. И были обрадованы - мне удалось сломать стереотип, доказать, что я могу быть балериной романтического плана. Кстати, моя мама Людмила Валентиновна Шипулина в 1993 году получила премию Москвы в области литературы и искусства как раз за исполнение партии Жизели.

Раньше, случалось, Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» танцевали разные балерины, настолько это несхожие амплуа.

Ну, этого давно нет. Хотя люди, не слишком близкие к балету, до сих пор иногда спрашивают: вы какого лебедя танцуете, белого или черного? И очень удивляются, слыша: того и другого. На самом деле балерина в «Лебедином» проверяется именно по «белому» акту. Конечно, чисто «свертеть» фуэте в партии Одиллии тоже важно, но главные сложности - отрешенность образа, «певучесть» рук - это все Одетта. Вы вообще видели лебедей в жизни? Это большая, смелая, даже агрессивная птица. И ведь она, Одетта, доказала свою силу, спасла Зигфрида. Правда, себя уже спасти не смогла.

От примы в театре многое зависит? Вы, например, можете подойти к генеральному директору и попросить себе тот или иной спектакль?

Театр - очень большой и сложный механизм. У нас 10 прим, если все будут подходить и выставлять свои требования, никакого репертуара не хватит. Конечно, художественный руководитель балета старается, чтобы все были довольны. Но если, допустим, «Лебединое» в этом месяце и в следующем, то не получается одной балерине станцевать оба спектакля: другие тоже имеют право на эту роль. Зато тебе обеспечено разнообразие: за «Лебединым» будет «Спартак», затем «Жизель»…

- Вы могли бы больше танцевать вне Большого театра?

Как ни пафосно это прозвучит, я патриот Большого. Так нас с детства учили: родной театр - абсолютный приоритет в жизни. Но, конечно же, я выезжаю, танцую в разных частях света, одна из моих недавних серьезных, больших работ - Анна Каренина с труппой Бориса Эйфмана.

- В Мариинском театре доводилось танцевать?

На выездных спектаклях Большого. А в собственные постановки они не очень нас зовут. Больше их артисты к нам ездят. Чуть ли не половина питерских прим у нас работают.

- Говорят, Петербург сильнее техникой, а Москва - эмоциональной непосредственностью.

На мой взгляд, это миф. Московские артисты обладают и высочайшим уровнем техники, и эмоциональной выразительностью. Дай Бог петербуржцам такой иметь. Может быть, с приходом Николая Максимовича Цискаридзе в Академию Вагановой что-то меняется? Я занималась у него в классе и знаю, какой он требовательный. Желаю ему добавить московского азарта в размеренную питерскую балетную жизнь.

Мир балета красив своими художественными результатами, но внутри, бывает, кипят такие страсти - могут и кислотой в лицо плеснуть.

Балетный век короток. Если у драматических артистов есть возможность продлить его возрастными ролями, то у нас жестко: 20 лет, и ты идешь на пенсию. Хочется за это время станцевать как можно больше, поработать с разными балетмейстерами, поездить по миру. От такого напряжения - психологические срывы, травмы. Ты можешь сам не сознавать, насколько твой организм устал и нуждается в отдыхе. Болит - помазал, сделал укол, перебинтовался и пошел танцевать.

- Вас тоже не миновали травмы?

Однажды в первом акте «Спартака» лежу после своего соло на полу, партнер должен подбежать, чтобы поднять меня - но подбегает так неудачно, что прыгает прямо мне на руку. На морально-волевом усилии дотанцевала спектакль - как-никак рука не нога, и опять-таки в зале автор, Юрий Николаевич Григорович. А уже после узнала: перелом. Потом весь отпуск (это был последний спектакль сезона) ходила с гипсом. А в другой раз на репетиции неудачно приземлилась после прыжка, и травмированное колено вывело меня из строя на 13 месяцев.

А как насчет классических театральных подлостей, вроде стеклянных шариков под ноги, как в фильме «Шоугелз»?

Это скорее легенды. На моем веку если что-то подобное происходило, то, конечно, не по чьему-то злому умыслу, а случайно. Реальный случай: у балерины порвались бусы на сцене, а следом выхожу я. К счастью, сцена имеет наклон, и все это быстро скатилось к оркестровой яме. В то, что какой-то артист может сознательно подрезать тебе ленточку на пуантах или разлить лужу на сцене, я не верю. Перед выходом к зрителю все мысли только об одном - как самому достойно выступить.

Николай Цискаридзе (может, в шутку?) объяснял свою травму кознями Пиковой дамы, которая-де мстила за вторжение в ее судьбу в спектакле Ролана Пети.

В мистику я тоже не верю. Например, танцевала «Собор Парижской Богоматери» того же Пети, где меня на виселице вешают. В «Жизели» каждая из нас сколько раз умирает… Ну и что?

То, что балет прекрасен, но жесток, можно наблюдать на самих балеринах. Издали все немыслимо красиво, а вблизи видишь и изможденные лица, и ноги с искривленными переломанными пальцами. Но не у вас! Как удалось сберечь красоту?

Спасибо природе, родителям. Но конечно и самой тоже надо что-то делать. Кстати, о лице заботишься в последнюю очередь. Пока сделаешь все процедуры по реабилитации - сходишь к массажисту, либо к остеопату, если у тебя где-то что-то вылетело-съехало, либо поплаваешь в бассейне, погреешься в сауне или просто в ванне дома посидишь - на остальное просто не хватает времени и сил. Лучшее лекарство - это просто сон, но его катастрофически не хватает.

А возвращаясь к изможденным лицам - это не только от тягот профессии. Важнее характер, который с возрастом все больше сказывается на внешности.

- Судя по вашему свежему улыбчивому лицу, у вас отличный характер.

Не жалуюсь!

- Ваша сестра-близняшка - тоже в балете?

Нет, хотя мы из балетной семьи. Аня всего на 15 минут старше, но характерами мы совершенно разные. Если я активная, то она гораздо спокойнее. Но когда у тебя родители - танцовщики, выбора практически нет. Во всяком случае, нас с Аней особо не спрашивали, кем мы хотим быть, когда отводили в Пермское хореографическое училище. В детстве у меня не было ни коньков, ни велосипеда - мама считала, что от них не те мышцы нарастают.

Категорически отказалась отдавать меня на фигурное катание - только балет. У балетных детей, можно сказать, вообще нет детства… Потом родителей пригласили в Москву, в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Естественно, они взяли с собой и нас, мы вместе прошли отбор в московскую хореографическую академию, но тут сестра сказала, что с нее хватит балета. Училась в ГИТИСе на продюсера, теперь растит дочку.

- Подходит Новый год, отчего же вас нет в афише самого сказочного спектакля в мире - «Щелкунчика»?

Я в нем участвовала, когда только пришла в кордебалет. Потом пару лет была в шестерке солистов. Тогда «Щелкунчики» начинались не 18 декабря, как сейчас, а прямо с 1-го числа. По два спектакля в день! То есть их могло быть до 30 штук, при том что тебе надо было работать и в других спектаклях. Я натанцевалась этого вальса до конца жизни.

А вот Машу, к сожалению, не довелось приготовить. Мой рост - метр семьдесят пять, а почему-то принято считать, что Маша должна быть совсем дюймовочкой… Зато, когда для остальных артистов с середины декабря по середину января наступает адская страда с этими «Щелкунчиками»-двойниками, то у меня - период затишья. Сейчас, например до Нового года мне осталось станцевать только один «Светлый ручей», а следующий выход, «Лебединое озеро», уже в январе. Могу насладиться подготовкой к празднику, встречами с друзьями, походами в драматические театры, в кино, на выставки. Да просто почитать на диване.

- Но «Спящую красавицу»-то вы танцуете. Это ведь тоже сказка, отчего же ее не ставят в афишу на Новый год?

Не знаю. Хотя это роскошный спектакль. И «Золушка» была потрясающей постановкой, но сейчас не идет. «Чиполлино» снят с репертуара… Вообще есть целый ряд спектаклей, можно сказать, обязательных для театра уровня Большого, но уже два сезона не идет «Баядерка». «Корсара» нет сезона три. А когда шла последний раз «Раймонда», не могу и вспомнить. Хотя, может быть, мои молитвы услышаны? Кажется, с февраля «Баядерка», «Корсар» и «Раймонда» снова у нас в репертуаре.

- Не секрет - ваша дружба с пианистом Денисом Мацуевым. Вы познакомились на творческом проекте?

Нет, просто на открытии ресторана у общих знакомых.

- Но было у вас и совместное выступление?

Да, в проекте американского продюсера Сергея Даниляна «Отражения». Там 5 балерин, на каждую поставлен номер одним из 5 балетмейстеров. Мой номер ставила канадка Азур Бартон. Пианист на сцене играет «Думку» Чайковского, он - такой же участник композиции, как балерина.

После американской премьеры мы показали спектакль в Москве, и тут Сергей говорит: вот здорово, если бы Денис сыграл… Я пообещала спросить - и неожиданно Денис ответил, что в субботу у него «получится забежать». Конечно, на репетиции времени не осталось, мы смогли только чуть-чуть попробовать перед самым выходом на сцену. Темп, в котором мы танцевали, Денис назвал «заунывным» и категорично заявил: «Буду играть так, как написано у Чайковского». Пришлось мобилизовать организм. Зато какой сюрприз для публики!

Представьте, перед номером полностью погашен свет, и вот прожектор высвечивает пианиста, потом выходит балерина. Дениса в афише не было, но конечно его сразу узнали, пошел гул, вспыхнули аплодисменты. Уже успех! Да еще я и станцевала в три раза скорее, чем было поставлено.

- И не спорили, не говорили, что вам неудобно?

А чего качать права? Помню ответ Геннадия Николаевича Рождественского, дирижировавшего у нас «Щелкунчиками», одной балерине, которая попросила: маэстро, не могли бы вы сыграть мою вариацию помедленнее, я не успеваю. Он ей сказал: не можете танцевать - до свидания, Чайковский обойдется без вас.

- Где встретите Новый год?

Мы уже много лет встречаем его вместе в Иркутске, на родине Дениса, на его традиционном новогоднем фестивале. И на этот раз будет музыка, танец, обязательные ныряния в Байкал.

- В прорубь?!

А что? Прекрасная традиция. Тем более для меня, родившейся на Урале, где зима покрепче московской. Получаешь такой заряд энергии, что на весь год хватает. Не представляю себе новогодний праздник под пальмами. Уже огромное количество и музыкантов, и балетных людей благодаря Денису прошло это сибирское крещение.

- Чего ждете от следующего года?

Как говорят, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах… В нашем сумасшедшем мире все так быстро меняется, что планировать нереально. Самое главное - здоровье. Если у балетного человека год прошел без болезней и травм, считайте его уже удачным.


Ольга Шаблинская, «АиФ»:​ «Каждое утро тело разваливается» — это слова вашей коллеги...

Екатерина Шипулина : Это правда! Если у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер — так шутят в балете. «Chroma» Макгрегора , «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова — суперсовременные балеты, после которых тело тебе не принадлежит. Но утром заходишь в театр, начинаешь разогреваться... Наверное, нас можно назвать беспечными: мы не видим той грани, когда надо остановиться и пойти к врачу.

Моя подруга недавно напросилась на репетицию спектакля «Легенда о любви»Юрия Григоровича , где я танцую главную партиюМехмене Бану . Потом сказала: «Я в шоке! Вы по сто раз повторяете одно и то же движение». Зритель видит конечный результат и думает: да каждый сможет так подпрыгнуть, пробежаться, сделать вращения! И это большой комплимент артисту: если всё выглядит легко, значит, тяжелейшая работа в зале была проведена успешно.

Солистка балета Большого театра Екатерина Шипулина Фото: РИА Новости / Илья Питалев

— Катя, я знаю, что из-за тяжёлой травмы вы больше года не выходили на сцену...

— Шла репетиция «Русских сезонов»Алексея Ратманского . После прыжка я неудачно приземлилась. Отёк колена, огромная гематома... Вердикт врачей: «Надрыв мениска». 4 месяца меня лечили уколами. Становилось только хуже. Я обратилась к другому доктору, сделали повторный снимок... И выяснилось, что диагноз мне поставили неправильно — на самом деле была оторвана связка.

Друзья посоветовали врача в Австрии, который буквально «собирает» футболистов и лыжников. Операция длилась около 4 часов.

А уже через 5 часов после операции ко мне зашла медсестра и сказала: «Сейчас мы пойдём гулять». Я была крайне удивлена! В моём представлении люди после такой операции неделю лежат и не шевелятся. И я на костылях пошла «погулять». И так каждый день. С физиотерапевтом начали потихоньку разрабатывать колено. Несмотря на то что я с детства привыкла терпеть боль, в какой-то момент наступило отчаяние... Ты прикладываешь максимум усилий, а нога не шевелится. Ты плачешь, понимаешь, что всё пропало, жизнь закончена... Да я ещё и поправилась на 8 кг, появились щёчки, которые обычно у меня впалые.

Но я старалась найти позитив даже в этом своём положении. Посетила все музеи Вены, сходила в Венскую оперу на три спектакля. По возвращении в Москву — по две тренировки в день в спортзале, физиопроцедуры, плавание. Делала всё максимально возможное, чтобы как можно быстрее вернуться в строй. В общей сложности я не выходила на сцену 13 месяцев...

— Какую роль вы исполнили первой после операции?

— Это был балет «Спартак» Юрия Григоровича. Партия предводительницы куртизанок Эгины считается одной из самых сложных в нашем репертуаре: огромное количество прыжков. На тот момент ещё была жива мой педагог Татьяна Николаевна Голикова — очень сильная, волевая женщина. Её уговаривали в театре: «Зачем Шипулиной выходить в сложном спектакле? Давайте дадим ей сначала небольшие вариации». Но мы с Голиковой решили танцевать именно в «Спартаке». Иначе можно всю жизнь потом после травмы пробояться и считать, что к сложному балету ещё не готова...

Екатерина Шипулина. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

/stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif" target="_blank">http://stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; overflow-x: hidden; overflow-y: hidden; font-family: Roboto, sans-serif; background-position: 0% 4px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> И мороженое!

— А что звезда балета делает вне сцены для поддержания идеальной формы?

— Ничего особенного. Я человек абсолютно простой, без каких-то звёздных закидонов. Но все настолько привыкли меня видеть на сцене Большого «королевишной», что думают: Шипулина холодная, надменная... Не знаю, может быть, это из-за того, что черты лица у меня такие острые?.. Но, когда ближе меня узнают, говорят: «Господи, мы думали, что ты такая стерва, а оказывается — ласковый человек с ангельским характером!»

Вся звёздность пропадает, как только человек сходит со сцены. После работы можно расслабиться. И поесть в том числе: у нас такие физические нагрузки, что всё сгорает.

Я, например, обожаю узбекский плов. Ем шоколад, мороженое в любых количествах. И сама люблю готовить. Недавно приготовила в первый раз лагман — правда, под диктовку подруги.

— В нашем прошлом интервью вы сказали, что не хотите затягивать с материнством...

— Конечно. Но здесь как Бог даст. Не боюсь ли выпасть из-за беременности из рабочей колеи? Нет, абсолютно не страшно. У меня перед глазами моя мама-балерина, которая родила двух дочерей и вернулась на сцену.