Биография жан-мишеля жарра. Гений «космической» музыки Жан мишель жарр 1990 год

Человек огромной силы духа и творческой активности Жан-Мишель Жарр – знаменитый композитор и «лазерный художник». Из биографии музыканта становится понятно, что ему под силу эмоционально описывать природу и бытие при помощи музыкальных шедевров. В его выступлениях соединяются звуки синтезаторов, современные цифровые технологии, огромные видеопроекционные системы и эффектное лазерное шоу.

Детство и юность

Жан-Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года, мальчик с раннего детства жил в мире музыки. Его дед числился среди изобретателей-звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков. А отец сочинял музыку к кинолентам, которые впоследствии стали популярными.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители развелись: отец переехал в Америку, а Жан-Мишель жил с мамой в пригороде Парижа. Отношения у отца и сына не сложились. В это же время Жан-Мишель учится играть на фортепиано, берет уроки гармони, контрапункта и фуги в консерватории Парижа.

Атмосфера 60-х годов повлияла на юношу: он часто прогуливал уроки в школе. Вместо учёбы Жан-Мишель играл на электрогитаре в группах-однодневках, в составе одной он даже выиграл первый приз «Фестиваля улиц Парижа».


Жарр продолжает учиться музыке, в 1968 году входит в «Группу музыкальных исследований». Там он открыл для себя сольфеджио, охватывающее совокупность звуков из окружающего мира. В этот период Жан-Мишель был в затруднительном финансовом положении. Несмотря на это, он всячески пытается оборудовать собственную студию звукозаписи и покупает электронные инструменты.

Музыка

В 70-х годах композитор сочиняет две маленькие инструментальные пьесы для магнитоальбома под названием «Клетка» и «Эросмашина». На этом этапе стиль Жан-Мишеля полностью сформирован, а его принадлежность к электронной музыке стала очевидной.


Композитор Жан-Мишель Жарр

Там, где многие заканчивают карьеру, талант музыканта находит новые возможности. Поэтому Жарр один из немногих, кому удалось наполнить Парижскую оперу электронной музыкой. До него ни один молодой музыкант не выступал в этом престижном зале с представлением масштабного проекта-оперы «Аор» из 7 частей: по количеству цветов радуги.

Первый альбом «Deserted Palace» Жан-Мишель презентовал в 1971 году, но пластинка не вызвала массового интереса. Творческие задатки и желание заниматься любимым делом не позволили начинающему композитору остановиться. Он писал мелодии к фильмам и музыкальные заставки к телешоу, пытаясь найти способ самовыражения.

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Gloria Lonely Boy» («Глория»)

Для достижения успеха Жарр с удвоенной энергией погрузился в мир электронной музыки. В успех Жан-Мишеля поверил Фрэнсис Дрейфус, без его поддержки талант музыканта мог бы остаться незамеченным. Он - первый из французских продюсеров, который сконцентрировался на джазе и электронике.

С этого момента в жизни Жан-Мишеля произошли кардинальные изменения. Если раньше звукозаписывающие компании отказывали молодому композитору, то теперь второму альбому «Оксиджен» принадлежали первые места хит-парадов. Мировой успех и рекордные продажи закрепила и последующая работа под названием «Equinoxe».

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Magnetic Fields» («Магнитные поля»)

Жан-Мишеля часто сравнивают с , который в те времена был известен как участник группы Space. Одни считают, что композиции Жан-Мишеля многомернее, а воздействие музыки – глубже. Другие выделяют треки Маруани как гораздо более чувственные.

После выхода двух успешных работ последовал грандиозный проект. Одним июльским вечером 1979 года в Париже на площади Согласия на концерт Жан-Мишеля собралось больше миллиона человек. Имя композитора попало в Книгу рекордов Гиннесса, а в музыке появились новый формат и неординарный стиль.


Последующие альбомы раз за разом поднимали французского композитора-мультиинструменталиста на вершины чартов, а Жарр постоянно находился в поисках нового. После мини-турне по Китаю Жан-Мишель находит вдохновение в совмещении непохожих культур. Мелодия электронного синтезатора гармонично соединилась с китайскими инструментами в последующих произведениях. Это обогатило его индивидуальный стиль и принесло автору ещё большую популярность.

Готовясь к грандиозному проекту, связанному с празднованием 150-летия штата Техас и 25-летия американской космической ассоциации NASA, для праздника Жарр создал композицию, которую Роналд Макнейр должен был исполнить на саксофоне в космосе. В это же время Жан-Мишель сочинил альбом «Randez-Vous», его планировалось выпустить в продажу на следующий день после праздника.

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Ethnicolor» («Плач китов»)

Это должно было стать грандиозным событием, но так и осталось несбыточной мечтой из-за трагедии с шаттлом Челленджер, где музыкант потерял друга. Потрясенный Жан-Мишель уже собирался отменить концерт. Но астронавты NASA уговорили не делать этого, объяснив, что концерт должен состояться, уже как дань уважения погибшим астронавтам.

Другая мечта музыканта, запланированная в этом же году, едва не осталась просто мечтой. Во времена, когда Францию захлестнула волна терроризма, Жан-Мишель должен был провести концерт перед Папой Римским. Это мероприятие было под угрозой срыва, но усиление мер безопасности позволило осуществить задумку.

Композиция Жан-Мишеля Жарра и Армина ван Бюрена «Stardust» («Звездная пыль»)

Летом 2015 года Жан-Мишель и представили совместный трек под названием «Stardust», который, по словам поклонников, «отправляет в космос». Особый жанр музыки пришелся по вкусу приверженцам творчества, снят удивительный клип.

Ещё одно яркое слияние – совместный хит Жан-Мишеля и дуэта под названием «Брик Ингленд», вышедший в 2016 году.

Композиция Жан-Мишеля Жарра и группы Pet Shop Boys «Brick England» («Брик Ингленд»)

Мировые рекорды, работа посланцем доброй воли ЮНЕСКО, выход синглов, концерт с космонавтами станции «Мир», гимн к чемпионату по футболу в 2002 году – эти и другие достижения в полной мере подтверждают талант и желание музыканта искать, творить и воплощать новые идеи в противовес привычному и обыденному.

Личная жизнь

Первой женой Жан-Мишеля стала Флор Гийяр, отношения продлились 2 года. В этом браке родилась дочь Эмилия. Вторую жену мужчина встретил на обеде в Сен-Тропе, когда оба состояли в неудачных браках. Ею оказалась , с которой в 1978 году Жан-Мишель узаконил отношения, просуществовавшие 18 лет. От союза родился сын Дэвид.


После второго развода у Жан-Мишеля были отношения с , но они не продлились долго. В мае 2005 года музыкант женился на французской актрисе Анн Парийо, но через 5 лет было объявлено о разводе. В качестве причины называют нежелание актрисы мириться с плотным рабочим графиком Жарра.

Жан-Мишель Жарр сейчас

Сейчас композитор ведет активную социальную жизнь. Жан-Мишель является президентом Всемирной ассоциации авторско-правовых обществ CISAC. По словам композитора, большая часть денежных средств оседает в корпорациях, которые за бесценок выкупают разоряющиеся контент-компании и забирают их в состав структуры. Жарр считает, что государства обязаны усилить роль и влияние в области культуры и искусства. А страны, отдающие эту отрасль на откуп корпорациям, не имеют будущего.


Жан-Мишель увлечён деятельностью в CISAC, так как организация серьезно помогает авторам. В марте 2018 года музыкант выступил в Брюсселе с предложениями касательно авторского права. Европарламент не принял эту директиву, но проект закона отправится на доработку и после внесения правок, возможно, будет принят.

У композитора есть официальный аккаунт в социальной сети «Инстаграм» , где он регулярно публикует фото и видео событий из жизни.

Дискография

  • 1972 – Deserted Palace
  • 1976 – Oxygène
  • 1978 – Équinoxe
  • 1981 – Magnetic Fields / Les Chants Magnétiques
  • 1983 – Music for Supermarkets / Musique Pour Supermarché (тираж 1 экземпляр)
  • 1984 – Zoolook
  • 1986 – Rendez–Vous
  • 1988 – Revolutions
  • 1990 – Waiting for Cousteau / En Attendant Cousteau
  • 1993 – Chronologie
  • 1997 – Oxygene 7–13
  • 2000 – Métamorphoses
  • 2001 – Interior Music
  • 2002 – Sessions 2000
  • 2003 – Geometry of Love
  • 2007 – Téo & Téa
  • 2015 – Electronica 1: The Time Machine
  • 2016 – Electronica 2: The Heart of Noise
  • 2016 – Oxygène 3

Известнейший французский композитор и музыкант-электронщик Жан-Мишель Жарр родился в Лионе 24 августа 1948 года. В раннем детстве он осваивал классическое пианино, но потом забросил это дело и, став подростком, заинтересовался более современной музыкой. Сначала Жан-Мишель пробовал себя в собственной группе "Mystere IV", а в конце 60-х присоединился к авангардной организации "Groupe De Recherche Musicale", возглавляемой Пьером Шаффером. Именно с подачи Шаффера Жарр заинтересовался всякими электронными устройствами и, в конце концов, основательно подружился с синтезаторами. Еще в начале 70-х начали выходить диски и фильмы, на которых звучала музыка Жарра, однако признание к нему пришло в 1976-м, когда на свет появился его прорывной лонгплей, "Oxygene". Пластинка имела невероятный успех – только во Франции ее тираж составил 12 миллионов копий, а во многих странах мирах она расположилась на вершине чартов.

В 1978-м последовало продолжение под названием "Equinoxe", а еще год спустя Жан-Мишель первый раз попал в Книгу Рекордов Гиннеса, устроив в "Palace De La Concorde" концерт-перфоманс, аудитория которого составила один миллион слушателей. В 1981-м вышел альбом "Magnetic Fields", и в том же году Жарр стал первым западным музыкантом, приглашенным в коммунистический Китай. Там к творчеству музыканта приобщилось свыше 500 миллионов человек, а по итогам концертов в Пекине и Шанхае был выпущен двойной концертник "Concerts In China".

В 1983 году Жан-Мишель совершил уникальный для шоу-бизнеса поступок: записав альбом "Music For Supermarkets", он уничтожил все мастер-пленки, а единственный экземпляр пластинки продал с аукциона. Впрочем, поклонники Жарра имели шанс сделать себе копию "Супермаркетов", поскольку с разрешения артиста диск один раз был прокручен на "Радио Люксембург". В 1984-м музыкант выпустил альбом "Zoolook", в котором использовал множество засэмплированных голосов. В США эта пластинка была признана лучшей инструментальной работой года, а во Франции получила две награды, "Victoire De La Musique" и "Prix De L"Academie Charles Cros". Спустя два года Жарр побил свой рекорд, собрав на концерт в Хьюстоне, проведенный им по просьбе NASA, 1.3 миллиона человек. Несколько позже по возвращении в Лион Жан-Мишель устроил еще одно грандиозное шоу, на этот раз в честь визита Папы Иоанна Павла Второго. По итогам обоих выступлений в 1987-м был выпущен концертник "Houston-Lyon".

На следующий год Жарр записал альбом "Revolutions", на котором впервые смешал электронику с арабскими инструментами. Очередная студийная работа, вышедшая в 1990-м, была посвящена известному океанографу Кусто. 14 июля того же года музыкант вновь поднял планку собираемости аудитории – его выступление в "Paris-La-Defense" посетили 2.5 миллиона зрителей.

В 1993-м вышел альбом "Chronologie", причем впервые релиз сопровождался полноценным туром, в течение которого артист запросто устраивал аншлаги на самых больших стадионах мира. Спустя 20 с лишним лет после появления "Oxygene" музыкант вернулся к своим корням и выпустил продолжение знаменитой работы, "Oxygene 7-13". Турне в его поддержку проходило на более скромных площадках, но, тем не менее, в сентябре 1997-го Жарр установил очередной рекорд, собрав на свой московский оупэн-эйр 3.5 миллиона человек. Другой подвиг музыкант совершил в честь наступления миллениума, отыграв от заката до рассвета концерт у подножия египетских пирамид. В 2000 году Жан-Мишель выпустил альбом "Metamorphoses", на котором впервые прозвучали вокальные партии (за них отвечали Лаури Андерсон, Наташа Атлас, Дейдре Дюбуа и Шарон Корр).

В 2002-м вышел экспериментальный джаз-эмбиентный альбом "Sessions 2000", а в 2003-м специально для парижского клуба "VIP Lounge" был записан диск "Geometry Of Love" с музыкой в духе чилл-аут. Диск 2004 года "Aero" представлял собой собрание старых композиций, подогнанных под формат Dolby Surround 5.1, а новую студийную работу Жан-Мишель пообещал представить на суд слушателей в начале 2007-го.

Last update 31.01.07

Жан-Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года в Лионе (Lyon). Его родители, композитор Морис Жарр (Maurice Jarre) и участница движения Сопротивления Франс Пежо, развелись, когда Жан-Мишелю было пять. Отец уехал в Америку, и сын не виделся с ним вплоть до совершеннолетия.

Жарр с ранних лет учился играть на фортепиано, которое по-настоящему полюбил, когда сменились его учителя. Обучаясь в Лицее Мишле, Жан-Мишель стал дополнительно брать уроки гармонии, контрапункта и фуги в Парижской консерватории. В 1967-м он играл в группе под названием The Dustbins. Экспериментируя со звучанием, француз смешивал электронную гитару и флейту, звуки с магнитной ленты и прочее.



Позднее Жарр познакомился с модульным синтезатором "Moog" и работал с студии влиятельного немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen) в Кельне (Cologne). В конце концов, Жан-Мишель отрыл свою собственную небольшую студию звукозаписи, недалеко от Елисейских полей. В 1969-м композитор представил первый коммерческий релиз, "La Cage/Erosmachine".

В 1971-м Жан-Мишель отдал свою электронную музыку для сопровождения балета "AOR" в "Пале Гарнье". В дальнейшем его произведения играли в балете, спектаклях, рекламе и телепередачах. В 1972-м Жарр выпустил альбом "Deserted Palace", а в 1976-м - бюджетный сольник "Oxygène" с "космической" синтезаторной электроникой, прославивший автора на весь мир. "Oxygène" разошелся 12 миллионами копий, став самой продаваемой французской записью всех времен. Самый узнаваемый сингл, "Oxygène IV", достиг четвертого места в британских сингл-чартах.

Пластинка "Équinoxe", с упором Жарра на мелодическое развитие, была издана в 1978-м. В следующем году композитор собрал миллионную толпу - на 40-минутном концерте в Париже (Paris) на Площади Согласия в День взятия Бастилии. Жан-Мишель использовал световые проекции, изображения и фейерверки - все то, что легло в основу его последующих шоу. 20 мая 1981-го Жарр представил релиз "Les Chants Magnétiques"; к этому моменту было распродано около шести миллионов копий "Oxygène" и "Équinoxe". Для нового альбома композитор использовал синтезатор "Fairlight CMI", и цифровые технологии позволили Жан-Мишелю продолжить его ранние эксперименты со звуком.

В 1981-м композитор стал Почетным членом консерватории Пекина (Beijing). В июле 1983-го Жарр выставил на аукцион единственную виниловую копию альбома "Musique pour Supermarché", специально записанного для художественной выставки "Supermarché". Жан-Мишель пообещал сжечь оригинальные ленты в присутствии представителя власти. На аукционе удалось выручить порядка 70 тысяч франков; вообще, мероприятие позиционировалось как знак протеста против "глупой индустриализации музыки".

Жарр провел концерт в Хьюстоне (Houston) в 1986-м, где собрал более 1.5 миллиона зрителей. Через два года вышел разножанровый альбом "Revolutions", а в 1990-м - релиз "En Attendant Cousteau", на который Жан-Мишеля вдохновил океанограф Жак Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau). Источником вдохновения для альбома "Chronologie" для Жарра послужила техно-музыка. С технической точки зрения, "Chronologie" стал возвращением к концепции, разработанной в период выхода "Oxygène" и "Équinoxe".

В 2000-м Жарр презентовал первый в его карьере вокальный альбом, "Métamorphoses", в записи которого приняла участие Лори Андерсон (Laurie Anderson). Композитор заявил: "Заглядывая в прошлое, я наслаждаюсь альбомом "Oxygène 7–13". Но как только работа над ним была завершена, я уже знал, что должен стартовать по-новому. Я должен был обратиться к чему-то совершенно иному. "Metamorphoses" для меня как пустая страница, как новое начало".

Лучшие дня

Жан-Мишель выпустил пластинку "Geometry of Love" изначально всего в количестве 2000 экземпляров. Сегодня найти альбом в формате CD крайне проблематично. В сентябре 2004-го появился релиз "AERO", DVD и CD в одном наборе. Эта работа для звуковой системы 5.1 содержит перезаписанные версии некоторых из самых известных треков Жарра. Для "усиления" содержимого на DVD Жан-Мишель использовал минималистские изображения.

26 марта 2007-го Жарр представил концептуальный альбом "Téo & Téa", рассказывающий музыкальными формами метафорическую историю любви между вымышленными мультперсонажами - встречающимися, влюбляющимися и проводящими один день вместе. Заглавный трек, "Téo & Téa", снабжен компьютерным анимационным роликом. Обложка альбома навеяна фильмом Дэвида Линча (David Lynch) "Дикие сердцем" ("Wild at Heart").

В октябре 2015-го Жан-Мишель презентовал альбом "Electronica 1: The Time Machine" (рабочее название "E-Project"). Для записи 16 треков композитор подключил 15 различных артистов. Вслед за первой совместной работой, с техно-музыкантом Gesaffelstein, "Conquistador", Жарр записал "Glory" с группой M83. Композиция "Glory" стала саундтреком к короткометражке "EMIC". Альбом "Electronica 1: The Time Machine" попал на восьмое место в британскую горячую десятку.

В 2016-м работа Жарра с другими 15 артистами привела к рождению "Electronica 2: The Heart of Noise". На сей раз француз сотрудничал с Pet Shop Boys, Yello, Хансом Циммером (Hans Zimmer), Гэри Ньюманом (Gary Numan) и другими. Для восьмого трека, "Exit", была использована речь Эдварда Сноудена (Edward Snowden), бывшего сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности США.

Жан-Мишель был женат трижды. С 20 января 1975-го по 1977-й его супругой оставалась Флор Гиллард; в браке родилась дочь Эмили Шарлотта, ставшая моделью.

От второго брака, с актрисой Шарлоттой Рэмплинг (Charlotte Rampling), остался сын Дэвид. В 1995-м в журнале "Hello!" появились фото с Жарром и 31-летней секретаршей Одиль Фруме. В 1996-м Жарр и Рэмплинг развелись.

В мае 2005-го Жан-Мишель взял в жены актрису Анн Парийо (Anne Parillaud). Брак распался в ноябре 2010-го.

В честь Жарра и его отца была названа малая планета "(4422) Jarre".

Сегодня в 58-м выпуске антологии клубно-танцевальной сцены «Чувство Ритма» мы приглашаем вас в путешествие по страницам биографии пионера электронной музыки, композитора и музыканта Жана-Мишеля Жарра. Он один из первых, кто показал миру, что синтезаторы будут играть огромную роль в создании музыки. Его выступления - эпические и яркие шоу, доказывающие всю неуёмную мощь электроники. Множество музыкантов говорит о том, что именно Жан-Мишель вдохновил их на творчество. Жан-Мишель Жарр по праву является одним из самых известных французских композиторов. Слушаем и наслаждаемся вместе с «Пятница.ком»!

* перед прочтением подсоедините наушники к вашему компьютеру и включите плеер;)

Ваш браузер не поддерживает проигрывание данного аудиофайла:(Пожалуйста, обновите свой браузер!

Когда вокруг воцаряется тишина, ты остаёшься наедине с самим собой. Единственный звук, который ты слышишь, - это стук твоего сердца, наполняющий каждую клетку твоего тела. Он рождает жизнь и потребность к движению. Это чувство не перепутать ни с чем. Это - Чувство Ритма.

Поэзии божественная сила
Меня любовью наполняла изнутри
И к небесам мой дух превозносила,
Оставив бренности законы позади.

Я знал, что рано или поздно
Все станет тихо и легко,
И мир утонет в абсолютном счастье,
В цветное превратится черно-белое кино.

И каждый осознает главное посланье,
Мы - дети все одной большой семьи,
Умолкнут крики и стенанья,
И будет мирно и светло, нам, жителям Земли....

Мы не зря начали свое музыкально-поэтическое действо с поистине океанических строк, потому что сегодня речь у нас пойдет о человеке, чью музыку можно охарактеризовать как «электронный океан». Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по страницам биографии пионера электронной музыки, композитора и музыканта Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre).

Он один из первых, кто показал миру, что синтезаторы будут играть огромную роль в создании музыки. Его выступления - эпические и яркие шоу, доказывающие всю неуёмную мощь электроники. Множество музыкантов говорит о том, что именно Жан-Мишель вдохновил их на творчество. Жан-Мишель Жарр по праву является одним из самых известных французских композиторов. С первого дня его музыкальной карьеры и по сегодняшнее время он продал более 60-ти миллионов копий своих альбомов.


Jean-Michel Jarre «Soul Intrusion»

Лион - один из самых густонаселенных и живописных городов французского государства с населением более миллиона человек. С одной стороны он окружен величественными Альпами, а с другой - холмистыми массивами, увенчанными плодоносными виноградниками. Через Лион проходят транспортные пути от севера Франции к Средиземному морю и с востока к Атлантике.

В этом поистине красивом месте на свет появился наш герой. Он родился 24 августа 1948 года в атмосфере, пронизанной послевоенной надеждой на лучшее, солнцем, и, конечно же, красивой музыкой.
Мама Жана-Мишеля - отважная женщина по имени Франц Пежо. В годы Второй мировой войны она была участницей нацистского сопротивления, храбро сражаясь против оккупантов. За что в 1944 году была пленена и посажена в немецкий концлагерь, в котором ей чудом удалось выжить.

Почти через год после ареста Франц вместе с сообщниками бежала из концлагеря и возвратилась во Францию на крыше поезда. Известно, что мама Жана-Мишеля прожила долгую, насыщенную жизнь, и умерла она в 2010 году.

Об отце Жана-Мишеля, Марисе Жарре, можно рассказывать долго, посвятив его жизни отдельную передачу. Ведь этот человек был знаменитым композитором, достигшим оглушительного успеха за океаном. Марис Жарр написал музыку для более чем 150 кинокартин. Он успешно сотрудничал с великими кинорежиссерами - Альфредом Хичкоком, Лукино Висконти и Джоном Хьюстоном. Марис Жарр является автором музыки к таким известным кинополотнам, как «Роковое влечение», «Общество мертвых поэтов», «Привидение» и т. д. За музыку к трем кинокартинам, «Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго» и «Поездка в Индию», Морис Жарр получил три премии Оскар.

Бабушка Жана-Мишеля Жарра происходила из семьи еврейских иммигрантов, покинувших Россию в 19-м веке. А дедушка электронного гения играл на гобое, а также много экспериментировал со звучанием, и вошел в историю как изобретатель одного из первых аппаратов для снятия звука с проигрывателей виниловых дисков.

Итак, Жан-Мишель Жарр, как вы понимаете, рос в фантастически одаренной семье, с самых пеленок его жизнь была наполнена великолепной музыкой. Многие биографы часто говорят о том, что карьера Жарра благодаря таким жизненным обстоятельствам была предопределена.

Однако, когда Жан-Мишелю едва исполнилось пять, в семье произошла драма, его родители развелись, и отец эмигрировал в Америку. Будущий кумир миллионов не увидит отца вплоть до 18 лет. Жизнь Жана-Мишеля меняется, мальчик с матерью переезжает в Париж.

Переехав в столицу, мама будущей звезды пошла работать на блошиный рынок в районе Сент-Уан, где торговала антиквариатом. Дедушка подарил Жану-Мишелю проигрыватель, который стал, по словам самого музыканта, его лучшим другом.

Жарр частенько сидел на балконе маленькой парижской квартирки и слушал пластинки, от джаза до классики. Порой он слушал и бродячих музыкантов, время от времени игравших под балконом. Эти первые живые уличные концерты произвели на мальчика неизгладимое впечатление. Иногда мама, любившая джаз, в свой выходной брала Жана-Мишеля на концерты джазовой музыки в стильный парижский ночной клуб, названный «Кошачья Рыбалка». Это местечко, где в клубах дыма и запахе рома звучал великолепный джаз от гениев жанра, таких легендарных джазменов, как Джон Колтрейн (John Coltrane), Арчи Шеппа (Archie Vernon Shepp), Дон Черри (Don Cherry) и Чет Бейкер (Chet Baker). Услышанное произвело на Жана Мишеля неизгладимое впечатление. «Я уже тогда понял, - говорил он в интервью, - что музыка может выразить самые глубокие мысли без наличия в ней слов».


Jean-Michel Jarre «Love»

В юности Жан-Мишель Жарр вместе с мамой попадает на выставку французского художника Пьера Сулажа в парижском Музее Современного искусства и понимает, что мелодия звучит не только в музыке, но и в живописи, а также в других видах искусства. С помощью игры света и тени, с помощью красок можно также выражать музыкальные мысли. Видимо, уже тогда в юной голове будущего композитора появились первые образы его музыкально-световых шоу.

О ранних впечатлениях, произведенных на него музыкой, Жан-Мишель скажет: «Я впервые попал на балет Стравинского «Весна Священная», когда мне было 8 лет, и получил очень мощный эмоциональный заряд. Примерно в то же время, придя с мамой в парижскую оперу, я услышал великую арабскую оперную диву Ом Калсум, которую называли ближневосточной Марией Каллас - впечатление было неизгладимым. Ну, и конечно, Рей Чарльз! Музыка всех этих музыкантов рождала бабочек у меня внутри. Пожалуй, именно это обстоятельство окончательно укоренило меня в мысли заняться музыкой всерьез».

В Париже Жан-Мишель Жарр поступает в колледж искусств, где, кроме общеобразовательных предметов, его учат живописи и музыке. Попутно, благодаря стараниям мамы, он берет уроки музыки у преподавателя парижской консерватории, Жанин Руфф. Жан-Мишель Жарр уже в стенах учебного заведения начинает писать картины, которые пользуются спросом, и несколько из них ему даже удалось продать, а некоторые выставлялись в Лионской галерее искусств, когда музыкант стал знаменитостью.

«Учеба в колледже была интересной, там я создал свою первую группу, названную «Тайна Четырех», потому что нас было 4 человека, и мы жутко хотели делать что-то невообразимо-музыкальное».

После колледжа, в 19 лет, Жан-Мишель Жарр устраивается в группу с причудливым названием «Мусорные Ящики», где уже экспериментирует со звучанием, скрещивая звуки гитары и флейты. Самым большим успехом команды стало их появление в нашумевшей французской молодежной киноленте 1967 года режиссера Этьена Перье (Etienne Périer) «Парни и Девушки».

Группа Жана-Мишеля Жарра издала под эгидой выхода киноленты свой первый сингл, тираж которого был крайне мал - всего 10 копий. Этот диск, естественно, невозможно найти, потому как все копии хранятся только у участников группы. В 1968 году Жан-Мишель, много читая и все больше уходя в сторону изучения синтезированного звука, знакомится с человеком по имени Пьер Шеффер. Пьер, посвятивший себя синтезаторам, был прозван «отцом синтезированного звука». Тогда же под руководством Пьера Шеффера Жан-Мишель Жарр становится членом «Группы музыкальных исследований».

В это время молодой музыкант приобрёл свой первый синтезатор и начал сочинять электронную музыку. Затем Жан-Мишель улетает в Германию, где знакомится с влиятельным электронным композитором Карлхайнцем Штокхаузеном (Karlheinz Stockhausen), жившем в Кельне, на счету которого было множество открытий. Жан-Мишель учился у Карла, часами сидя в студии и наблюдая за всем, что делал признанный немецкий мастер.

По возвращении из Кельна на кухне своей квартиры, снятой неподалеку от Елисейских полей, Жан-Мишель Жарр создает небольшую студию звукозаписи. В ней был один синтезатор и несколько бобинных магнитофонов. Первым заказом молодому композитору стала просьба сочинить музыкальное произведение для небольшой экспозиции, представленной в культурном центре 1969 года в городке Реймс.

Жарр написал трек, названный «Счастье - это грустная песня». А его первым коммерчески успешным релизом был сингл 1969 года с двумя композициями: «La Cage / Erosmachine».


Jean-Michel Jarre «Arpegiator»

Карьера Жана-Мишеля Жарра стремительно набирала обороты. Уже в 1971 году по случаю торжественного открытия нового потолка в театре Гранд-Опера Жану-Мишелю Жарру поступает заказ на сочинение музыки к балету, названному «Свет». Это была партитура, состоящая из семи частей, соответствующих цветам радуги. Таким образом композитор приносит электронную музыку в Парижскую Оперу и становится самым молодым музыкантом, когда-либо выступавшим в этом престижном зале.

После этого эксперимента Жана-Мишеля в течение многих лет будут ангажировать на процесс сочинительства музыки к балетным и драматическим спектаклям, кино, рекламе и телешоу.

В 1972 он сочиняет главную партию для Международного фестиваля, названного «Волшебство». Однако главным событием того же 1972 года стал выход первого студийного альбома музыканта «Пустынный дворец». Пластинка была наполнена произведениями, которые их создатель написал для телевидения, кино и других творческих проектов.

После выхода своего дебютного детища Жан-Мишель становится известным в узких кругах, однако многие знатоки пророчат ему большое будущее. Создав музыку к эпическому шоу «Олимпия», Жан-Мишель сказал, что хочет полностью сосредоточиться на своем новом альбоме, который будет, в отличие от дебютной пластинки, состоять из вещей, написанных специально для него и пронизанных нитью одной целостной мысли.

Работая над альбомом, Жан-Мишель параллельно сочиняет музыку к своему первому полнометражному фильму «Сожженный Барнс», датированному 1973 годом. Однако страсть, которая его буквально пожирала - это электронная музыка, он все больше уделял ей времени, и все отчетливее её формы проступали во всех видах работ, сочиняемых музыкантом.

И вот, в 1976 году выходит знаковый альбом Жана-Мишеля Жарра «Oxygen». Любопытен тот факт, что ни один из глав больших студий не заинтересовался поистине новаторскими идеями молодого музыканта, отображенными на диске. Единственный, кто был тронут - это товарищ Жана-Мишеля, молодой промоутер и организатор концертов Фрэнсис Дрейфус (Francis Dreyfus).

Поговаривают, что жена Дрейфуса знала Жана-Мишеля еще с колледжа, и именно она посоветовала мужу обратить внимание на Жарра и дать ему денег на выпуск пластинки. Дрейфус так и поступил - он выделил Жану-Мишелю средства на реализацию альбома, и «Oxygen» увидел свет тиражом в 50 000 тысяч копий, но никто не знал, что альбом ожидает просто оглушительный успех.

Oxygene стал многократно золотым диском, держась на первой строчке мировых хит-парадов. Музыка с пластинки была использована в качестве заставок во многих телепередачах, некоторые произведения звучали в кино. А целостное влияние эпохальной работы Жана-Мишеля Жарра на расширение границ электронной музыки трудно переоценить. Эта была настоящая революция. Музыкальные эксперты признали «Oxygen» одним из ранних образцов музыки музыки в стиле ambiet - этакая медитативная электроника.

Несмотря на то, что в прессе звучание диска часто называют «космическим», сам Жан-Мишель в интервью рассказывал, что пытался в музыке выразить движение атмосферы Земли, о чём и говорит название альбома.

В 1997 году был выпущен альбом «Oxygen 7-13» , позиционируемый как продолжение первого, ставшего эпохальным, диска.


Jean-Michel Jarre «Oxygene»

Следующий этап жизненного пути Жарра отмечается свершением одного из его самых амбициозных проектов. Американский космический исследовательский центр NASA заказал Жану-Мишелю концерт для празднования своего 25-летия и, одновременно, с 150-летием штата Техас. Все было готово для большого праздника. Этот концерт планировался стать первым выступлением мирового масштаба: музыка должна была создаваться и записываться в космосе.

Космонавт Ron MacNair, являвшийся близким другом Жана-Мишеля, должен был играть часть концерта на своем саксофоне с борта космического шатлла «Челленджер», летавшего в глубинах космоса. Оба музыканта репетировали в течение нескольких месяцев. Все было предусмотрено, изображение происходящего в космическом корабле концерта должно было проецироваться на одно из зданий, переделанное в гигантский экран.

К несчастью, корабль Челленджер, за стартом которого следил весь мир, взорвался при взлете. Вся земля ужаснулась этой страшной трагедии. Концерт Жана-Мишеля Жарра в Хьюстоне все же состоялся, но стал музыкальной данью памяти погибших на злополучном космическом корабле.

В этом же году Жарр осуществит свою вторую мечту - он даст значительный концерт перед Папой Римским в своем родном городе Лионе. Это действо стало одним из самых красивых концертов, благословленных Папой. Шоу собралось посмотреть около 800 тысяч человек.


Jean-Michel Jarre «Geometry Of Love, Part 2»

В 1991 году Жан-Мишель Жарр в течении долгого времени репетирует яркое шоу, которое он должен был дать на Мексиканских пирамидах Теотиуакана, выстроенных племенем Майя. Однако судно, которое везло дорогостоящее оборудование в Новый свет через океан, затонуло во время шторма, из-за чего концерты были сорваны. Жан-Мишель был вне себя и в знак протеста в течение двух лет не прикасался к мексиканской еде.

В 1993 году Жана-Мишеля Жара избрали послом доброй воли ЮНЕСКО. Его целью станет осуществление серии концертов в стратегических местах, обозначенных этой всемирной организацией. В том же году он выпускает свой успешнейший альбом, названный «Хронология» («Chronologie»), в нем, по словам самого Жарра, он вернулся к методике, с помощью которой он создавал в 70-е альбом Oxygen. К выходу альбома Хронология Жан приурочил серию концертов, которые назвал «Хронологическими спектаклями музыки и света», их зрителями стали жители крупных европейских городов: от Амстердама до Будапешта, от Лондона до Хельсинки.

20 лет спустя, после мирового успеха «Oxygene», Жан-Мишель Жарр возвращается к истокам, записав продолжение «Oxygene 7-13». Здесь он смешивает старые синтезаторы с новой технологией. Так же, как и его предшественник, «Oxygene 7-13» достиг вершин европейских хит-парадов.


Jean-Michel Jarre «Aero»

Главным событием 1998 года, конечно же, является Чемпионат мира по футболу во Франции. Жан-Мишель Жарр принимал участие и в этом большом празднике. На отрывок его трека «Rendez-Vous 98» был сделан ремикс, а также, в сотрудничестве с Тетсуя Комуро (Tetsuya Komuro), известным японским артистом, Жарр сочиняет гимн следующего Чемпионата мира 2002 года, проводимого в Японии и Корее. Эта композиция, получившая название «Together Now», расходится огромным тиражом.

Жарр также примет участие в закрытии этого Чемпионата мира, устроив концерт у подножия Эйфелевой башни. Но это представление не похоже на предыдущие. В одном интервью Жарр сказал, что ему нравятся все формы электронной музыки и очень импонирует стремительное развитие клубно-танцевальной сцены. Жарр также обмолвился, что следит за творчеством некоторых из артистов.

В тот вечер он устроил большую вечеринку техно-музыки, больше похожую на Love Parade. Вечеринка называлась «La Nuit Electronique», на ней ему аккомпанировали выдающиеся музыканты, диджеи и электронные проекты, такие как Apollo 440, DJ Cam, Tetsuya Komuro, Claude Monnet, Resistence D, Trigga и многие другие. Каждый артист предлагал свои ремиксы на композиции французского музыканта, сыгранные вживую, что было необычным для творчества Жарра экспериментом.

Несмотря на присутствие 600000 человек, электронная ночь не имела успеха, подобного другим выступлениям маэстро. Зрители даже начинали покидать концерт, больше напоминавший безудержный рейв.

«Я не люблю стоять на месте, я понимаю, что моим слушателям хочется слышать от меня только хиты, которые принесли мне популярность. Но поверьте, это скучно. Я хочу делать что-то новое. Если бы мне было нужно одно и тоже, я бы не выпустил больше ни одной пластинки после « Oxygene » . Мне нравилось веселиться вместе с молодыми музыкантами и я уверен, что это была не плохая ночь, больше напоминавшая дружескую тусовку. В конце концов, это музыка, и она не имеет границ».


Jean-Michel Jarre «Chronologie 6» (Main Mix)

В 2000 году Жан-Мишель выпускает альбом «Метаморфозы». Пластинка примечательна тем, что это первый официальный альбом музыканта, в котором звучат вокальные партии выдающихся певиц, таких как Лори Андерсон (Laurie Halse Anderson), Наташа Атлас (Natacha Atlas), Шэрон Корр (Sharon Corr) из группы The Corrs и других.

В 2001 году, в память о ленте «Космическая Одиссея 2001 года», Жан-Мишель Жарр со своим любимым писателем-фантастом, ученным и футурологом Артуром Кларком, создает шоу, названное «Космическое Рандеву», по мотивам нашумевшей картины Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года», соавтором сценария в которой был Артур Кларк.

В июне того же года Жарр представляет два эксклюзивных концерта в античном театре Herodus Atticus Odeon, в Акрополе в Афинах. По заказу Министерства культуры Греции, он сочиняет Akropolis, тему для симфонического оркестра, которая пользуется большой популярностью. В декабре 2006 года в сотрудничестве с ЮНЕСКО Жан-Мишель Жарр задумал и осуществил уникальный концерт-событие в Merzouga - Марокко, в пустыне Сахара, в целях популяризации программы ООН «Вода для жизни», с местными традиционными и классическими музыкантами.

В нулевых работоспособность Жарра не утихала - этот человек продолжал миссионерскую деятельность, он давал причудливые шоу в самых разных уголках планеты. Он говорил: «Я хочу, чтобы мои концерты были бесплатными, потому что я заработал денег на несколько жизней вперед, и если люди платят деньги за мои шоу, то я хочу, чтобы мои гонорары спасали жизни малоимущим».


,

«Отцами» электронной поп-музыки по праву считаются европейцы. Началось всё в Германии, где творили такие великие электронщики, как Клаус Шульце, TANGERINE DREAM и . Однако уж слишком далеки были их эксперименты от народа. Честь вывести электронную музыку из андеграунда в мейнстрим выпала французам — а именно Жану-Мишелю Жарру и Дидье Маруани с его группой SPACE.

Надо сказать, что поначалу Жарр не сильно отличался от немецких предшественников — музыку писал такую же завёрнутую и странную.

Жан-Мишель Жарр:
«Я прекрасно помню, как это было, когда электронная музыка только зарождалась. Нам говорили: «Это вообще не музыка. Какие-то звуковые эффекты, шумы, осциллографы, где здесь музыкальные инструменты?»».

Всё изменилось в 1976 году, когда Жарр, вооружившись аналоговым синтезатором VCS3, начал воплощать свой новый оригинальный замысел. Концепцию будущего альбома определила… картина. Нарисовал её художник Мишель Грэйнджер, а к Жарру она попала, как подарок от своей будущей жены — Шарлотты Рамплинг. На картине была изображена планета Земля, с содранной, как у апельсина, кожей, из-под которой выглядывал жутковатый человеческий череп.

Мораль была ясна: берегите природу — мать вашу, иначе всем — кирдык! Экологическая тема тогда ещё только начинала муссироваться в массах, поэтому Жарр был одним из первых композиторов, взявших её в оборот. По замыслу, музыка должна была, как бы, отразить движение земной атмосферы.

Жан-Мишель Жарр:
«30 лет назад очень немногие задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема — не с политической, а с поэтической, сюрреальной стороны».

В результате альбом «Oxygene» («Кислород») действительно получился воздушным, лёгким, медитативным (недаром его считают прародителем расслабляющего стиля «ambient») и самое главное — мелодичным.
Трудно поверить, что своё «революционное» творение Жан-Мишель Жарр записывал 8 месяцев, практически, в одиночку — прямо на… кухне своей съёмной квартиры. Впоследствии композитор шутил, что готовил альбом, как пищу – «подбирал нужные ингредиенты, выбирал правильную температуру».

Жан-Мишель Жарр:
«Сделано это было в те годы, когда «серьезные» рок-альбомы создавались в мощных студиях звукозаписи, оборудованных по последнему слову техники. Мне же пришлось использовать старый восьмидорожечный магнитофон, к тому же одновременно микшируя во время записи, чего в те годы никто не делал».

Разумеется, композитор не был доволен условиями записи. Поэтому спустя 10 лет он воссоздаст альбом заново. Именно воссоздаст — ведь при перезаписи будут использованы те же синтезаторы, на которых «Кислород» был написан и сыгран.

Тогда — в 1976 году — о перезаписи не могло быть и речи. Ни один лейбл не желал выпускать сие, сомнительное с коммерческой точки зрения, творение. «Oxygene» не вписывался ни в одно из модных течений. Для диско-музыки он был слишком вялым, а поклонники панка и вовсе отзывались о нём, как о «ещё одном бесконечном космическом круизе». Казалось бы, кому нужен этот полностью инструментальный опус, треки которого даже названий не имели, а просто нумеровались «Часть 1», «Часть 2» и т.д.? Даже мать композитора недоумевала — зачем её сынок назвал свою музыку «каким-то газом».

Ситуацию спас глава небольшой компании «Disques Motors» — Фрэнсис Дрейфус. Он тоже не особо верил в перспективность альбома, но, тем не менее, рискнул и в декабре 1976 года тиснул пластинку тиражом 50 тыс. экземпляров. Что касается обложки, то с ней Жарр определился уже давно — конверт украшала та самая картина с оскальпированной Землёй.

Поначалу казалось, что скептики правы — «Oxygene» никто не хотел крутить по радио. Ситуацию спасли андеграундная пресса и обычные люди, которые, купив альбом, рассказывали о нём своим знакомым. Когда продажи достигли 60 тыс. копий, на пластинку, наконец-то, обратил внимание крупный лейбл «Polydor». Летом 1977 года был организован международный релиз альбома, а сингл «Oxygene (Part IV)» зазвучал в радиоэфире.
Эта композиция (которую многие считают своеобразной вариацией синтезаторной пьесы «Popcorn» Гершона Кингсли) — до сих пор, самое известное творение Жарра. Композитор даже сам смонтировал для неё клип, главными героями которого стали антарктические пингвины — некий символ природной чистоты и экологичности.

Неожиданно оказалось, что «бесконечные электронные опусы» доставляют людям не меньшее наслаждение, нежели традиционные поп-песни. Кроме того, выяснилось, что подобная музыка прекрасно подходит для фильмов, заставок и телепередач.

Жан-Мишель Жарр:
«Я не люблю предубежденные мнения, будто бы электронная музыка — холодная, футуристическая, машинизированная. Я хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично.
…Именно музыка на переднем плане, а не средства. То есть кто угодно, даже тот, кто не знает электроники, мог оценить эту музыку, не задумываясь, где играет тот или иной инструмент».

В результате, «Oxygene» разошёлся тиражом более 15 млн. копий. В европейской вотчине поп-музыки — Британии — альбом занял 2-е место, а сингл — 10-е. Устояла лишь Америка — там «Oxygene» выше 78-го места так и не поднялся…

В 1978 году Жан-Мишель Жарр упрочил свой успех, выпустив альбом «Equinoxe» («Равноденствие»).

Он был решён в более «классическом» стиле и по замыслу отражал ежедневную жизнь человека — с утра до вечера. Лонгплей занял в Британии 11-е место и был подкреплён двумя синглами с, уже никого не пугающими, названиями — «Equinoxe part V» и «Equinoxe part IV».

А вот дать первый концерт перед публикой Жарр решился лишь в 1979 году. Синтезаторное шоу состоялось не когда-нибудь, а 14 июля (День взятия Бастилии), и ни где-нибудь, а на парижской Площади Согласия. Поглазеть на создателя «Кислорода» собралось более 800 тысяч французов, благодаря чему композитор тут же попал в «Книгу рекордов Гиннеса» (наибольшая посещаемость концерта на открытом воздухе).

На этом рекорды Жарра не закончились. В 1981 году французский композитор совершил беспрецедентное турне в Китайскую Народную Республику, куда до него не ступала нога западного поп-исполнителя. Именно на выступлениях в Китае он впервые представил миру своё лазерное шоу.
В том же 1981 году Жарр выпустил очередной альбом с каламбурным названием «Les Chants Magnetiques». На французском языке слова «chants» («песни») и «champs» («поля») звучат практически одинаково. А вот английским издателям пришлось выбирать одно из значений, и они остановились на «Magnetic Fields» («Магнитные Поля»).

Этим альбомом Жарр сделал ещё один шаг к массовому слушателю — у музыки появился энергичный бит, а аналоговые синтезаторы сменились цифровыми. Старые фэны композитора посчитали, что тот «опопсел», а вот в СССР альбом полюбили — композиция «Magnetic Fields part 2» была даже популярнее «Oxygene (Part IV)».

Любовь была обоюдной. Жарр не раз посещал Россию с концертами, а в 1997 году побил свой собственный рекорд посещаемости, собрав на концерте в Москве аудиторию в три с половиной миллиона человек!

Надо сказать, что слава вовсе не отбила у французского композитора тягу к экспериментам. Вот несколько примеров.

— В 1983 году Жарр выпустил пластинку «Music for Supermarkets» («Музыка для супермаркетов») в… единственном экземпляре. Оригинальные мастер-ленты были прилюдно уничтожены, в результате чего пластинка стала предельно эксклюзивной и была продана на благотворительном аукционе почти за 10 тыс. долларов.

— На альбоме «Zoolook» (1984) Жарр впервые стал использовал вокал – правда, в качестве ещё одного инструмента своих синтезаторных симфоний. А в альбоме «Revolutions» (1988) появились арабские мотивы и инструменты.

— В 1986 году композитор решил сделать свою музыку по-настоящему космической. Во время американского концерта планировалось, что соло на саксофоне в композиции «Last Rendez-Vous» сыграет космонавт Рон Макнейр — да не просто так, а прямо из космоса — во время прямой трансляции с космического «шаттла». Однако этим «шаттлом» оказался злосчастный «Челленджер», который 28 января 1986 года взорвался при взлёте, унеся с собой жизнь Рона и ещё 6 членов экипажа.



Экипаж «Челленджера». Роналд МакНэйр — во втором ряду слева.

Выступление превратилось в панихиду, соло прозвучало в записи, а к названию композиции прибавилось «Ron’s Piece» — в память о космонавте.

— В 1997 году Жарр выпустил альбом «Oxygene 7-13» — как своеобразное продолжение своего знаменитого шеститрекового альбома 1976 года. Новый «Кислород» был выдержан в похожем стиле и записывался на тех же инструментах. Даже обложку нарисовал тот же самый Мишель Грэйнджер.

— В апреле 2016 года Жарр презентовал миру технотрек под названием «Exit», записанный совместно с опальным разоблачителем властной «закулисы» — Эдвардом Сноуденом, скрывающимся в России от западных спецслужб. Под навязчивые беспокойные лупы мы слышим, как голос Сноудена рассказывает о слежке, которое ведёт агентство национальной безопасности США, нарушая все правила дипломатии и приватности.