Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк. Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк Петя и волк сергей прокофьев музыкальные инструменты

Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки...Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,неведомые вам прежде силы.
«Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдашщегося советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адрессовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче бзудет его мир чувств, мыслей, идей.
Раньше - это значит в детстве.
Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...

Урок

Программное содержание:

План урока:

2. Физкультминутка.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

Ученица Света К.

Ученик Руслан А.

Музыкальный руководитель:

Ученица Настя Т.

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Ученик Руслан А.

Ученица Катя Г.

Ученик Рома В.

Ученица Алина В.

Ученица Гузель Б.

Ученик Эмиль Ф

Ученица Элина Ж.

Музыкальный руководитель.

Я мусорю на улице

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Музыкальный руководитель:

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева

Скрипка – справа

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Ответы:

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель Слушание темы птички ).

Вопросы:

Музыкальный руководитель

(ответы детей) – кларнет

Физкультминутка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Музыкальный руководитель :

Танцевальное творчество детей.

Музыкальный руководитель:

Шум леса? Пенье соловья?

Таблица 1

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Подведение итогов урока

Список литературы

  1. ка. - М., 2000 . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

Х ср.

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

Х ср.

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3 . Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев - великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа, Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку). Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка - чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка - крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф . Охотники - их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

Я мусорю на улице

Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

Я берегу воду и закрываю кран

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Охрана природы приносит пользу

Я люблю нюхать выхлопные газы

Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель : Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички ).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель : А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет . Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо - влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководитель : Молодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, -

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении,

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, -

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

Понимание, что такое «интонация».

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. - М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Академия», 2006. - 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музы ка. - М., 2000 . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

Конспект урока по музыки на тему:

«Инструменты симфонического оркестра

в симфонической сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк»

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Класс/возраст:

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: воспитание музыкальной культуры учащихся

Задачи урока:

    Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

    Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.

    Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование:

    ПК или ноутбук, телевизор;

    презентация урока;

    Интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Методы:

    Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

    Просмотр и прослушивание симфонической сказки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    Организационный момент. (5 минут)

Музыкальное приветствие «Добрый день» Слова и музыка И. Меньших

Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос.Учащиеся играют несколько раз.

Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

Примерные ответы учащихся: по голосу.

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение.

(Слайд 3 - тембр)

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

    Новая тема (20 минут + 15 минут)

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

*****

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот. (Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: « Петя и волк»

Учитель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд 5 - лейтмотив)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

(Слайд 6 – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы учащихся:

Веселым, озорным, радостным.

Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы детей:

Веселое, радостное, счастливое.

Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

Учитель: Не плохо!

Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.

Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

Иногда она останавливается.

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

Музыка изображает Волка опасным хищником.

Это злой Волк!

Слышно как он воет.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

Это барабаны!

Ударные инструменты!

Учитель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.

Вокально – хоровая работа

Упр. Для дыхания

Упр. для развития гармонического слуха

Разучивание песни по фразам. «Музыкант –турист»

Итог урока (4 минуты)

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов. Решение интерактивного теста на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

    Домашнее задание (1 минут)

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Список использованной литературы:

    1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.

Данная презентация

Знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра;

С лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки.

Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Аннотация к презентации урока во 2 классе по теме симфоническая сказка «Петя и волк» Данная презентация знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра; с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки. Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Прокофьев Сергей Сергеевич Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке, но сказка Прокофьева кардинально отличалась от других. Композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов

Первым "Петю и Волка" (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения. В 2006г. в Польше была создана новая мультипликационная версия "Пети и волка". Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета "Пети и волка". На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании (Royal Ballet School) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети - юный Дэвид Джонсон).

Сюжет: Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи.

Герои сказки дедушка утка волк птичка охотники кошка Петя

струнный квартет- две скрипки, альт и виолончель Петя

Птичка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Флейта

Утка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Гобой

Кошка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ КЛАРНЕТ

Дедушка ДЕРЕВЯНЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАГОТ

Волк Три валторны

Охотники Литавры и большой барабан

Проверь себя: Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? Назовите героев этой сказки. Какие инструменты симфонического оркестра изображают пионера Петю? Тему какого героя изображает кларнет? Литавры и большой барабан изображает. Какой инструмент высвистывает птичку? Какой инструмент передает ворчливые интонации дедушки?

Проверь себя Петя Птичка Утка Кошка Дедушка Волк Охотники Кларнет Гобой Струнный квартет Флейта Три валторны Литавры и барабан Фагот

Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия № 34» Красильникова И.Ю. г.Саратов


10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.