В тот ли контекст поставил Эрмитаж Сальвадора Дали? Выставка «Сюрреализм в Каталонии

Репортаж Екатерины Степановой и Ирины Поляковой

Приложение к программе «Время Эрмитажа»

АУДИО + ФОТО

Открытие выставки в Эрмитаже
29 октября 2016 — 5 февраля 2017
Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали
Залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца


С 29 октября 2016 года на третьем этаже Государственного Эрмитажа открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять истоки и развитие одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

О выставке, ее, без преувеличения, мировом значении, испанском сюрреализме и каталонской художественной школе рассказывают кураторы выставки: со стороны Эрмитажа Святослав Константинович Саватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, со стороны Каталонии – и , доктор искусствоведения.

«Эта выставка интересна тем, что она из Каталонии, где родились и жили почти все испанские сюрреалисты, в том числе и Дали. Выражение, которое когда-то бросил Дали: «сюрреализм – это я», был самый обыкновенный эпатаж. На самом деле – сюрреализм это не только Дали, а Каталония, а если быть более точным – это художники Ампурдана, области в Каталонии, где совершенно фантастический пейзаж. По-испански Ампурдан, а по-каталонски Эмпурда. Это пейзаж, климат, это море, пляжи песчаные и, главное, скалы, которые имеют совершенно марсианский вид. Это один фактор. Второй – это знаменитый ветер трамонтана, который дует с севера Пиреней. Он продолжается в течение трех недель, и все три недели у людей в ушах стоит постоянный гул. Но этот ветер еще создает удивительное освещение – темно-фиолетовое, ярко-фиолетовое. И все это – пейзаж, ветер, освещение – изображали каталонские художники в своих произведениях», – пояснил .

«Невозможно говорить о сюрреализме в Испании, не говоря о сюрреализме Каталонии и, в частности, Ампурдана. У нас есть Средиземное море, Пиренеи, но общий облик достаточно фантастический. Пейзаж с оливковыми деревьями и кипарисами сильно меняется после северного ветра. Когда ветер утихает, то наступает такая тишина и спокойствие, что пейзаж становится почти как театральная декорация. И этот пейзаж сильно влияет на местных художников и их творчество. Различные мифы, различные истории этой местности Дали реализует в своей живописи», – отметила Алисия Виньяс .

Очень подробно о концепции выставки и ее задачах рассказал куратор с каталонской стороны, доктор искусствоведения, единственный русский академик-корреспондент Королевской Каталонской Академии художеств Святого Георгия :

«То, что эта выставка состоялась, в основном заслуга Алисии Виньяс. Большинство картин принадлежит частным собраниям. Здесь только несколько картин из музеев Каталонии. Центральная работа выставки и единственный крупный музей, который откликнулся на эту выставку, это музей Тиссен-Борнемиса из Мадрида. К нашему удивлению многие музеи – я не буду их называть – не проявили интереса к этой выставке. Потому что были сомнения в ее успехе. Потому что сама концепция и те художники, которые представлены, открываются впервые в России, и, я думаю, в Европе тоже. Те имена, которые мы видим вокруг Дали, ею открыты, начиная с 70-х годов, когда она возглавляла Художественный музей Фигераса. И вот сначала она одна, потом мы вместе в тандеме, а потом уже и совместно с Эрмитажем, мы стали готовить эту выставку. На ее подготовку ушло семь лет. И это было очень непросто по многим соображениям. Но результат того стоил.

В самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, потому что эта выставка – это новое слово. А пробивать новые пути всегда сложнее, чем выставлять что-то знакомое. Например, если бы мы предложили сделать выставку только Дали, это ни у кого бы не вызвало сомнения. А поскольку здесь впервые представлено окружение Дали именно этого направления сюрреалистического, то не все верили в успех этой выставки. Но это открытие, которое происходит именно здесь в Санкт-Петербурге – это первая выставка каталонского искусства в России – и в Петербурге, и в Эрмитаже.

Мы примерно так и представляли эту выставку. Здесь показаны главные художники этого направления, прежде всего Анжел Планельс, который для меня, например, один из самых интересных художников из современников и окружения Дали. И Жоан Масанет, которому в Эрмитаже отвели отдельный зал, и это очень правильно, и это очень интересно. Другие художники представлены одной-двумя работами. И что очень важно – показан Хуан Нуньес, профессор, учитель Дали. Он представлен впервые в Петербурге, где существует, как я считаю, лучшая в Европе художественная школа реалистического искусства, это тоже очень важно. Важно показать, что художник сначала должен научиться рисовать, а потом уже делать все, что ему хочется. Но если мы видим какие-то дилетантские попытки без владения рисунком, то это уже совсем не то. Поэтому одна из задач этой выставки показать, что искусство – это серьезно. Поэтому здесь представлен Хуан Нуньес.

Касаясь концепции этой выставки. Первый зал – это художники-предшественники Дали. Для того чтобы показать, что феномен Дали возник не на пустом месте, что была интересная школа, и, в частности, одна из работ – любимая работа Дали. Он видел эти работы и принадлежал этой школы. Это абсолютно реалистические работы, но вы увидите там некие зародыши, некую прелюдию к манере самого Дали.

А во втором зале вы увидите две работы современников раннего Дали, которые написаны в стиле Дали. То есть это был стиль не только его, Дали, это был стиль этой школы, который он потом стал развивать. Это очень важно – показать в какой среде формировался Дали, что это была серьезная художественная школа.

Возникновение художественной школы именно в Фигерасе также не было случайностью. Это следствие того, что в Фигерасе сформировался достаточно значительный слой культурных и образованных людей, которые способствовали созданию этой школы. И это феномен, который заслуживает внимания. В Каталонии Ампурдан – это область, которая со времен Древней Греции была особым местом в развитии культуры. Место культуры, скажем так. Дали преклонялся перед Хуаном Нуньесом, своим учителем, и, конечно, тем, чем он обладает как рисовальщик, Дали обязан ему. Основы были заложены именно Хуаном Нуньесом. И, безусловно, ученик превзошел учителя.

То, что работ Дали всего восемь (тем не менее, среди них есть очень яркие работы), это, в общем, и неплохо. Потому что если бы работ Дали было больше, это бы была выставка «Дали и художники Ампурдана». Но наша задача была показать Дали как феномен художественной школы. В данном случае творчество Дали уравновешено представленными другими художниками, которые меньше известны. Поэтому в рамках экспозиции некое равновесие присутствует. Сама экспозиция очень хорошо получилась также благодаря дизайнерам Эрмитажа.

Концепция выставки выдержана очень четко. Это художники до Дали – первый зал. Школа Хуана Нуньеса и его современники, чтобы показать стиль Дали, который сформировался в эпоху его юности и был присущ не только ему, но и другим художникам. Затем зал, который полностью посвящен Жоану Масанету, представлена его живопись и скульптуры. Далее – зал Дали вместе с Анжелом Планельсом. И последний зал – уже более поздний период, тоже художники-современники, и то, как они развивали дальше эти идеи.

Хотя подготовка к выставке и была сложной, но мне кажется результат очень хороший. Во многом благодаря большой поддержке со стороны Эрмитажа. И я надеюсь, что эта экспозиция будет интересна жителям Петербурга.

Одна из работ, которая не очень известна, это «Сан Нарсис», которая свидетельствует о том, что Дали был воспитан в католической традиции. Что не очевидно. И это очень интересно. Сама по себе работа очень интересная, интересна техника, стиль Дали. И многие элементы и образы Дали, которые он создавал, также были основаны на ассоциациях с покровителем Жироны святым епископом Нарциссом. Это средневековый епископ. И посох епископский, элементы, напоминающие епископский посох, которые мы видим на многих работах Дали, это исторические ассоциации.

В работах Жоана Масанета можно видеть также некие параллели с историей европейского искусства. Особенно в Каталонии был популярен Ян Вермеер. Почему? Непонятно. Но он был очень популярен. Рембрандт тоже. И в этих работах мы видим некоторые исторические аллюзии, некие экскурсы в историю европейского искусства, но в сюрреалистическом осмыслении.

Почему сюрреализм там возник? Ну, могу привести слова художника Сантоса-и-Торроэлья: «Все тут мы немного сюрреалисты». То, о чем сегодня говорили уже – сам пейзаж, климат – они как-то настраивают людей на особое восприятие мира. А поскольку мы с вами живем тоже в немного сюрреалистическое время, то, мне кажется, это будет интересно для нашего зрителя.

Никто их этих художников не был представлен нигде и никогда. Это открытие. И мы благодарны Эрмитажу за поддержку этого смелого проекта, потому что гораздо сложнее открывать, чем выставлять художников, о которых уже сложилось мнение. Некоторые работы выставляются впервые, как «Сан Нарцисс», и немного меняют в целом представление о творчестве Дали, расширяют это представление.

Как сформулировать основную черту сюрреалистической школы? Хочется ответить – выйдете на улицу и посмотрите. Современные российские художники тоже пытаются идти по этому пути. Но это достаточно сложно. Для этого надо иметь очень серьезную художественную школу. И свою своеобразную философию. А у нас, как вы знаете, в художественных ВУЗах философии не учат.

В Зимнем дворце открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»


«Отрубленная рука» на фоне «Ретроспективного бюста женщины». «Изысканный труп» и «Мягкие черепа…». А еще летающий в синем небе палец, и «Женщина с рыбой», больше похожая на даму с собачкой… Не картины, а клиника! Или, как минимум, дневник криминалиста.

Многие именно так и относятся к произведениям сюрреалистов, главным идеологом которых считается Сальвадор Дали. Ужасный и прекрасный, как его знаменитые усы.

Но сам ли он дошел до жизни такой? Одинок ли был в своем пристрастии к аллюзиям? А это странное сочетание форм на его полотнах, граничащее с паранойей? И только ли на полотнах? Скульптура «Ретроспективного бюста женщины», выставленная в эти дни в Государственном Эрмитаже буквально вопиет: воля ваша, а что-то неладное творилось с автором при работе!

Россию произведения Сальвадора Дали посещают не часто. Полтора года назад Петербургский музей театрального и музыкального искусства, расположившийся в Шереметьевском дворце, в рамках проекта «Другое измерение» представил графику, скульптуру и фарфор несравненного испанца из собрания галереи современного искусства Татьяны Никитиной. Было на что посмотреть! Но порожденные тем вернисажем вопросы остались без ответа. Может, найти их удастся на этот раз? Тем более что помимо Дали выставлены на третьем этаже Зимнего Дворца картины и скульптуры (общим числом 70) его земляков, каталонцев.

«Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» - так называется эта выставка. Представлены творения мастеров, родившихся и выросших в первой четверти ХХ века в небольшом городке Фигерас. При этом чуть ли не каждый третий - художник, у которых, что ни полотно, то «нечто со сдвигом». То есть, с такой метафорой, что голову сломаешь, пока поймешь.

А. Планельс. «Тоскующий моряк»

А можно и не ломать, просто смотреть. Вот, скажем, «Луна на берегу моря» Анжела Планельса. Буквально - лежит на берегу. Очень большая луна. Девочка рядом с ней кажется куколкой, игрушкой. Что тут к чему? Но смотришь, глаз не оторвать. Потому что яркие краски, сказочные облака. И портрет мужчины на скале с усами как у Дали.

Многие каталонские художники носили усы такой же формы, и так же любили эпатировать, как наш несравненный Сальвадор, - рассказала корреспонденту «Труда» Алисия Виньяс Паломер, известный в Испании искусствовед, инициатор и организатор выставки в Эрмитаже с испанской стороны. - Все это не случайно. В том регионе фантастическая природа! Сказывается близость к Средиземному морю, переменчивость климата. Особое влияние оказывает на живущих там людей северный ветер - трамонтан. Близ Фигераса, родного для Дали города, есть большая равнина Ампурдан, где много кипарисов, эвкалиптовых деревьев. Когда налетает - обычно внезапно, порывами - трамонтан, и так же внезапно утихнет, не узнать равнину. Ничего вокруг не узнать! И так - до следующего урагана. Как тут не разгуляться фантазии? Особенно если ты там родился и вырос. В Фигерасе у людей особая ментальность.

Значит, всё дело в климате, в котором рожден? Судя по творениям Хуана Нуньеса, Жозепа Бонатерра, Анжела Планелье, Эвариста Вальеса, Жоан Массанет, и ещё двух десятков авторов, получается, что так. Но Дали…

С. Дали. «Ретроспективный женский бюст»

Никто из вышеназванных художников все-таки не унаследовал экстравагантности, свойственной автору «Атомной Леды», «Постоянства памяти», «Великого мастурбатора» и многих других картин. Видимо, дело все-таки не в ампурданском трамонтане, а в некой прирожденной склонности к преувеличениям. Своих причуд, в первую очередь. За которые в ХХ веке неплохо платили.

На открытии сюрреалистического вернисажа народ первым делом хлынул к картинам Сальвадора Дали. На берега Невы их прибыло восемь. Прежде всего, к знаменитому полотну «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната за секунду перед пробуждением» (1944 г.). Но не меньшего внимания заслуживают, безусловно, и его земляки, вызвавшие некогда своими творениями скандалы в Париже.

Впрочем, у парижан всегда так: сначала ужасаются, критикуют, а потом готовы платить миллионы за только что отвергнутые полотна. Не так ли было с импрессионистами? Потом с Пикассо и опять же с Дали...

Большая часть работ, представленных в Петербурге, из частных испанских коллекций. Некоторые до берегов Невы не доехали - пока утрясались детали выставки (семь лет!), пара коллекционеров скончалась, а их родственники отказались предоставлять полотна. В остальном же все удалось. Не заставил себя ждать ожидаемый ажиотаж российской публики, у которой нынче в моде вернисажи.

До 5 февраля в Государственном Эрмитаже открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX века до конца XX. Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, в первую очередь о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.


В этом сложном художественном явлении, которое впервые представлено на выставке в Эрмитаже, нашла своеобразное преломление древняя культура этих мест, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников то особое своеобразие, которые позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма.

Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. Выделяются два основных центра — Кадакéс и Фигерес.


«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем.

Сальвадор Дали — главный представитель сюрреализма как всемирного явления, несмотря на свою всеобщую известность универсального художника, оставался не только каталонцем, но и в значительной степени жителем Ампурдана — городов Фигерес, Кадакéс и Портльигат. Его вдохновляли знакомые с детства пейзажи, друзья, художники, с которыми у него всегда оставались теплые дружеские отношения. Дали не заключает в себе всю ампурданскую живопись, а также сюрреализм Ампурдана, но только ему каким-то непостижимым образом удалось первым представить её миру и сделать знаменитой.

КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии . Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников, - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда . Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев . - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы .

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе .

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет! Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех.

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».