Театр "Варьете" и летний сад: пересечение параллелей. Театр "Варьете" и летний сад: пересечение параллелей Сеанс чёрной магии

Вид театра, в представлениях которого сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от театра «», основанного в Париже в 1720...

Большая Советская энциклопедия

  • - театр эстрадных программ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р. теа/тра-варьете/,...
  • - Заимствовано в начале XX в. из французского, где variete – "эстрадный театр" – из имени собственного Theatre des Variete , где variete восходит к латинскому...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - теа/тр-варьете/,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ́ . 1. нескл., ср. Театр, сочетающий в своих представлениях разные произведения лёгких жанров. Открылось в. 2. неизм. О театре: дающий такие представления...

    Толковый словарь Ожегова

  • - варьете́ I нескл. ср. Эстрадный театр лёгкого жанра. II неизм. прил. Дающий представления лёгкого жанра...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - варьет"е, нескл...
  • - те"атр-варьет"е, те"атра-варьет"...

    Русский орфографический словарь

  • - ВАРЬЕТЕ нескл., ср. * variété f. 1. Эстрадный театр легкого жанра. БАС-2...
  • - САЛОН ДЕ ВАРЬЕТЕ * salon des variétés...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - театр. вид театра, в представлениях которого сочетаются разные номера легких жанров...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • "ТЕАТР ВАРЬЕТЕ" в книгах

    Просто театр и страшный театр

    Из книги Леонид Леонов. "Игра его была огромна" автора Прилепин Захар

    Просто театр и страшный театр Несмотря на вопиющий абсурд обвинений, предъявлявшихся врагам народа, процессы эти - в первую очередь упомянутое выше дело антисоветского «право-троцкистского блока» - оставляли, как это ни дико звучит, ощущение подлинности.Процесс был

    Просто театр и страшный театр

    Из книги Подельник эпохи: Леонид Леонов автора Прилепин Захар

    Просто театр и страшный театр Несмотря на вопиющий абсурд обвинений, предъявлявшихся врагам народа, процессы эти - в первую очередь упомянутое выше дело антисоветского «право-троцкистского блока» - оставляло, как это ни дико звучит, ощущение подлинности.Процесс был

    Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!»

    Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

    Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» «Хорошая женщина» (первоначально комедия «Веер леди Уиндермир» так и называлась - «Пьеса о хорошей женщине») Маргарет, леди Уиндермир, производит впечатление счастливой жены, обласканной

    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007

    Из книги автора

    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007 ПРОСЛУШИВАНИЕЕще в предыдущий приезд в Петербург, на Конкурс Образцовой (см. первую часть этой книги), я дал волю своему любопытству и отправился на разведку через Площадь Искусств,

    ВАРЬЕТЕ

    Из книги Венгерские рассказы автора Мальцев Орест Михайлович

    ВАРЬЕТЕ Варьете!После всего только что пережитого?..Это и в самом деле здо?рово!На Эржебет-кэрут о варьете говорят с такой же страстью, как и о хлебе. И то, и другое теперь вполне реальные вещи в Будапеште.Сквозь свежую известковую окраску еще проступают на здании слова

    Глава 4. Театр сказок. Домашний театр

    Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

    Глава 4. Театр сказок. Домашний театр «День рождения Андерсена». Литературно-музыкальная композиция Предлагаемый сценарий посвящен празднованию дня рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В него включены викторины и инсценированные отрывки из

    «Варьете». Утренняя заря нового искусства?

    Из книги Миф о вечной империи и Третий рейх автора Васильченко Андрей Вячеславович

    «Варьете». Утренняя заря нового искусства? Монографию Мёллера ван ден Брука, посвященную варьете, можно рассматривать в определенной мере как документ в высшей степени типичный для того времени. По собственному признанию, это произведение было для Мёллера попыткой

    XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

    Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

    XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

    Театр Медокса (Петровский театр)

    автора

    Театр Медокса (Петровский театр) Меккол Медокс (1747–1822) родился в Англии, с 1766 года жил в России. В 1767 году еще выступал в Петербурге как «английский эквилибрист», а в 1776 году показывал в Москве «механические и физические представления». В чем была суть этих представлений,

    Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ)

    Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

    Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

    Анти-театр, или Театр Насмешки

    Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

    Анти-театр, или Театр Насмешки Анти-театр, или Театр насмешки - это французский театр новых драматургов. Драматургов, применительно к которым с начала 50-х годов XX века критика стала говорить об „авангарде“. „Театр насмешки“ - это метафора, подчеркивающая ироничный и

    Варьете

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

    Varieté Варьете

    Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

    Variet? Варьете 1925 - Германия (2844 м)? Произв. UFA (Эрих Поммер)· Реж. ЭВАЛЬД АНДРЕ ДЮПОН· Сцен. Э.А. Дюпон, Лео Бирински по роману Феликса Холландера «Клятва Штефана Хуллера» (Der Eid des Stephan Huller)· Опер. Карл Фройнд· В ролях Эмиль Яннингс (Штефан Хуллер), Лия де Путти (Берта-Мария),

    Мюзиклы и варьете

    Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

    Мюзиклы и варьете Театр Мюзикла на Потсдамской площади (Musical Theater am Potsdamer Platz), оборудованный дорогостоящей сценической техникой, показывает мюзиклы, так же как и Театр Западного Берлина (Theater des Westens), занимающий дворец эпохи грюндерства около Bahnhof Zoo.На сценах исторического

    Церковь и театр (интервью журналу «Театр»)

    Из книги Кино: перезагрузка богословием автора Кураев Андрей Вячеславович

    Церковь и театр (интервью журналу «Театр») - Отец Андрей, как Вы относитесь к театру? Вообще, входит ли театр в сферу ваших интересов?- Я не знаю, что такое театр - в том смысле, что не могу отличить его от кино. Мое восприятие театра оказалось искалеченным моей юностью. В

    ВАРЬЕТЕ (франц. variété, от лат. varietas – смесь, разнообразие), вид театров, в представлениях которых сочетаются самые разные жанры искусств – эстрадного, театрального, музыкального, циркового.

    Название произошло от парижского театра «Варьете», основанного в 1720; позже – стало нарицательным. Как тип зрелищных предприятий получил распространение в конце 19 – начале 20 вв., преимущественно – в крупных городах с хорошо развитой индустрией развлечений. Предшественниками варьете были кафешантаны и кабаре, где артистическая богема проводила импровизированные сборные представления, включающие музыкальные, эстрадные и цирковые номера. Столицей театров варьете в течение долгого времени оставался, несомненно, Париж. Такие варьете, как «Ша нуар», «Фоли бержер», «Мулен руж», «Аполло», появившиеся в 1880-х, получили мировую известность и стали эталоном качества в своем жанре. В них проходили становление эстрадные артисты (такие, как М.Шевалье), развивавшие школу французского шансона, сочетающего непринужденную, выразительную манеру пения, построенного на речитативе и мелодекламации, с актерской игрой. С другой стороны, театры варьете стали настоящей школой отточенной техники массового зрелищного танца, родившегося в оперетте, а позже вошедшего в арсенал мюзикла. Эстетика варьете во многом определяла художественную жизнь Франции того времени. В частности, эти мотивы занимали огромное место в творчестве замечательного французского художника Э.Дега . Пик расцвета театров варьете во Франции приходится на 1920–1930-е.

    В России дивертисментные программы, ставшие предшественниками варьете, получили развитие в конце 19 в. Они демонстрировались преимущественно в ресторанах и кафе. Бурный всплеск развития эстетики варьете в России приходится на период Серебряного века, когда множились и расцветали разнообразные артистические кабачки, кабаре, рестораны, театры миниатюр (московские «Кривое зеркало», «Летучая мышь», «Аквариум», «Эрмитаж» ; петербургские «Театр-буфф», «Бродячая собака», «Привал комедиантов» и т.д.). Наряду с пародийными спектаклями, в них проходили эстрадные представления, вечера поэзии, мелодекламации, кукольные представления, художественно-литературные доклады и т.п. С эстетикой варьете их роднит прежде всего принципиальная художественная эклектика, вольный дух импровизации, развлекательная и во многом эпатажная направленность. Ярчайшим представителем камерной эстетики варьете стал замечательный актер и певец А.Вертинский , выступавший в образе Пьеро. Вокальные миниатюры А.Вертинского вошли в золотой фонд российского искусства.

    С началом Первой мировой войны популярность театров варьете в России пошла на убыль; легкая развлекательная эстетика вступила в противоречие с общественными настроениями. В творчестве А.Вертинского отчетливо зазвучали трагические мотивы, что позволило актеру расширить и обогатить свою творческую палитру.

    Некоторый всплеск эстетики варьете приходится в России на годы НЭПа. Однако этот период особых художественных достижений не дал.

    В 1970–1980-е российские театры типа варьете существовали на положении «золушки». Легкие развлекательные жанры в советское время, несмотря на их большую популярность у зрителей, официально считались «второстепенными» и финансировались властями по остаточному принципу. С уничтожением цензуры и главенствующей театральной эстетики официоза, в России возродился интерес к популярным развлекательным жанрам, и в частности – к театру варьете. С конца 1990-х – начала 2000-х начинается новый виток развития эстетики варьете.

    Термин «варьете» не имеет строгого значения, его границы несколько размыты. В 1920-х основной признак варьете – столики перед сценой, сближающие театр с рестораном – перестает быть обязательным. В настоящее время зачастую слова «кабаре», «ревю», «эстрадное обозрение», «дивертисмент», «бурлеск» , «буфф» и даже «мюзик-холл» употребляются как синонимы, обозначая тип и театра, и самого представления. Это в значительной степени обусловлено принципиальной эклектичностью, многообразием включенных в общее зрелище номеров. Общие особенности подобных представлений вполне наглядны: яркая зрелищность, эксцентрика, комедийность, эротичность, легкий развлекательный характер, часто – пародийность и ирония. В представления могут быть включены одноактные пьесы и сценки, скетчи, выступления вокалистов и чтецов, танцевальные номера (часто – каскадный или эротический танец), иллюзион, жонгляж, акробатические этюды, пантомима и т.д. и т.п. Представление может быть объединено общим условным сюжетом или темой, хотя это требование и не обязательно.

    Татьяна Шабалина

    Театры-варьете получили распространение в крупных городах Западной Европы на рубеже 19 – 20 веков. Свое название они получили от театра «Варьете», который был основан в 1720 году в Париже.

    Предшественниками театров-варьете считаются кафешантаны и кабаре, хотя понятия «кабаре» и «варьете» иногда считают синонимами. Центром развития театров-варьете на протяжении длительного времени оставался Париж.

    Спектакли театров-варьете отличались невероятно пышным оформлением. Едва ли не главным жанром варьете стало ревю – эстрадное обозрение.

    В 1880-е годы появляются такие известные кабаре-варьете, как «Черная кошка» и «Фоли-бержер». Помимо пышности, их представления отличались чрезмерной сентиментальностью и непристойными шутками.

    Своего наивысшего расцвета театры-варьете достигли в 20-х – 30-х годах ХХ века. В знаменитых Парижских кабаре-варьете «Мулен руж» и «Аполло» стали выступать такие талантливые артисты-шансонье, как Морис Шевалье и Жозефина Бейкер. Им удавалось сочетать вокальное и актерское мастерство.

    В то же время театры-варьете стали виртуозной техники эффектного эстрадного танца, который возник в оперетте, а позднее стал одним из выразительных средств .

    Искусство варьете в России

    В России дивертисментные , в которых входили куплеты, танцы и легкомысленные песенки, которые можно считать предшественниками варьете, появились в середине 19 века и демонстрировались в кафе и ресторанах.

    Театры-варьете в России начинают активно развиваться в период Серебряного века. В это время открывались многочисленные артистические кабачки, рестораны, кабаре и театры миниатюр. В Москве появились рестораны «Аквариум» и «Эрмитаж», театры миниатюр «Летучая мышь» и «Кривое зеркало»; в Петербурге – «Театр-буфф», кабаре «Привал комедиантов», кафе «Бродячая собака». В них проходили пародийные и эстрадные представления, поэтические вечера, кукольные спектакли. Одним из наиболее ярких представителей эстетики варьете стал выдающийся русский