Сочинение Островский А. Cочинение «Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского
“Бесприданница” – лучшая психологическая драма А. Н.Островского. Центральная тема произведения – тема “горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте”.
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX век Н.Островский в ремарке указывает: “Действие происходит в настоящее время”. Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: “Время просвещенных
Покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии.”
Образ “жестокого мира” в пьесе воплощен в метафоре “цыганский табор”. В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: “И притворяйся, и лги!.Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: “старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный”, да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы “жестокого мира” основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое “золотые прииски”. Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: “У меня. ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: “Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить”. Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой “вещью”. Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: “миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”.
У Паратова в одном ряду находятся пароход “Ласточка” (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: “Теперь женихов-то в самый обрез. бесприданницам и не достает.” Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет “удобным случаем”, словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: “Эта женщина создана для роскоши”. Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: “Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет.” Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: “Кажется, драма начинается”. Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: “Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона”.
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. “Цыганский табор” она мечтала заменить на покой в деревне: “Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”. Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова”. Эту правду понял и Робинзон, единственный из “зрителей” драмы, не лишенный сердечности: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела “применяться к обстоятельствам” жестокого мира.
- Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза....
- Сцена 7: Дикой и Кабаниха глазами Кулигина. Центральное место сцены – монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко!”, как бы подытоживающий диалог Кабанихи с Диким, где в самохарактеристике Дикого...
- В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе...
- Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной...
- Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего...
- А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
- Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство...
- С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы...
- А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства....
- А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: “История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать...
- О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского...
- Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие...
- “Снегурочка” написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ “Весенняя сказка” и поясняет: “Действие происходит в Стп – берендеев в доисторические времена”. В пьесе,...
- В народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко падает”, но, видно, на всякое правило бывает исключение. Таким исключением являются мать и дочь Огудаловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем...
- “Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по... В пьесе “Лес”, по мнению исследователя А. И. Журавлевой, “своеобразно совмеще-ны как бы три типа комедии: сюжетная линия Петра, Аксюши и старшего Восмибратова пришла из народной комедии; Гурмыжская, Буланов, слуги...
- Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург замыслил написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи...
- Если Катерина чувствует по-новому, уже не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, лишена рационалистического понимания исчерпанности и обреченности традиционных отношений и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще...
В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени-ем «жестокого мира».
В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.
Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добро-любов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жес-токости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном соб-ственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмот-реться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и сле-дование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не по-учать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар — не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит <…>, как ржа железо».
Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» гово-рит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко-рит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».
«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказа-нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва-ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.
Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази-ла Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения меж-ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми-мо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие чет-вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растеряв-шись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Материал с сайта
В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу-щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до-машних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запо-рами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме-ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.
«Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте».
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX века. А.Н.Островский в ремарке указывает: «Действие происходит в настоящее время». Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии…»
Образ «жестокого мира» в пьесе воплощен в метафоре «цыганский табор». В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: «И притворяйся, и лги!….Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: «старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы «жестокого мира» основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое «золотые прииски». Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой «вещью». Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».
У Паратова в одном ряду находятся пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: «Теперь женихов-то в самый обрез… бесприданницам и не достает…» Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: «Эта женщина создана для роскоши». Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: «Кажется, драма начинается». Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: «Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона».
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. «Цыганский табор» она мечтала заменить на покой в деревне: «Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Эту правду понял и Робинзон, единственный из «зрителей» драмы, не лишенный сердечности: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела «применяться к обстоятельствам» жестокого мира.
- Новое!
Все действие «Бесприданницы» сконцентрировано вокруг одного персонажа - Ларисы - и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бесприданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...
Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник...
В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие,...
Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь. ...
Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.