Поколение y и поколение x — кто они и в чем разница? Потерянное поколение Поколение 80 годов людей

Кто они, дети Интернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой? Где живут, что едят, к каким ядам чувствительны?

Тата Олейник

Они вокруг нас! Их становится все больше! Может быть, ты один из них? Следующее поколение наконец нагрянуло, и новая мордашка человечества окончательно стала ясна социологам и антропологам. И они беспокоятся. Говорят, что некому планету в руки передавать: племя молодое ее испортит или потеряет.

Несколько месяцев назад издание Time разродилось статьей о поколении «ЯЯЯ» (англ. - MeMeMe). Как и положено уважающему себя изданию, ничего нового оно не открыло, только свело воедино имеющиеся факты. О том, что планету начинают населять люди, весьма непохожие на своих мам, пап, бабушек и дедушек, говорят давно и много. Но сейчас пришло время, когда можно делать первые выводы. К поколению «ЯЯЯ» (его еще называют millennials - поколением миллениума) относят граждан 1980-2000 года рождения, то есть старшие из них уже достигли возраста Христа, а младшие вступили в бурное время тинейджерства. В России «миллениумы» моложе: потрясения конца 80-х - начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши «миллениумы» начинаются примерно с 1989 года рождения.

Какие они?

Нужно сразу сказать, что к «ЯЯЯ» все-таки относятся в основном жители стран «золотого миллиарда» и население городского Китая (некоторым образом это касается и нас). Да и тут, понятное дело, встречаются люди с самыми разными привычками и предпочтениями - можно говорить лишь о некоем обобщенном портрете поколения.

10 основных особенностей
поколения «ЯЯЯ»

Это первое небунтующее поколение в наблюдаемой истории

К школе, государству и общественным институтам оно относится положительно, устройство мира ему, в принципе, нравится. Студенческие бунты и молодежные протесты, на которых последние двести лет катилась история, сейчас сошли фактически на нет.

Они дружат с родителями

Они любят родителей. Они совершенно не против жить с родителями и вообще не стремятся покидать родное гнездо. Президент MTV Стивен Фридман уже давно отказался от лозунга, с которым MTV когда-то начинало «Телевидение без родителей», - сегодня молодые участники программ предпочитают участвовать в шоу вместе с мамами и папами. «Одно из наших исследований показало, - говорит Стивен, - что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идет о самом простом решении, наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

Они неагрессивны и осторожны

Сталкиваясь с насилием, они теряются и предпочитают в критических ситуациях сначала спрашивать совета в «Твиттере», а потом обращаться к родителям, учителям или в полицию. Эпоха, когда дети, подростки и молодежь предпочитали решать споры не словами, а кулаками, не вмешивая в свои проблемы взрослых, канула в Лету. Ябедничать сейчас не считается зазорным, и молодой человек уверенно ждет, что общество старших разрешит любую неприятную для него ситуацию лучше, чем это сделает он сам.

Они привыкли к одобрению и абсолютно уверены в собственной ценности и важности вне зависимости от того, что они делают и чего добились

Сам факт их существования представляется им чрезвычайно важным для этой планеты и остальных людей. Они искренне уверены, что Вселенная шепчет им в ухо: «Спасибо, что ты есть!»

Они желают жить в зоне абсолютного комфорта и не терпят серьезных не­удобств

Неприятный начальник, напряженный график работы, трудные или скучные задания - все это для них более чем весомые поводы уволиться с самой перспективной работы.

Они активно не любят ответственности

Лишь четверо из каждых десяти молодых американцев хотели бы стать крупными начальниками или руководителями своего бизнеса, а в Европе этот показатель еще ниже. В идеале «ЯЯЯ» предпочитают быть свободными художниками, фрилансерами, в крайнем случае - заниматься чем-нибудь веселым и неутомительным в офисе с хорошим дизайном и дружелюбной атмосферой.

Они помешаны на славе

Никогда еще жизнь известных людей не пользовалась таким вниманием у молодежи: сплетни из мира звезд и обсуждение известных актеров, певцов, шоуменов являются огромной частью их общения.

Они некреативны и неэрудированны, предпочитают пользоваться готовыми схемами и не стремятся изобретать что-то новое

По данным тестов Торренса*, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х, затем падала и резко обвалилась в 1998-м. Кроме того, представители поколения показывают самый низкий интерес к овладению новой информацией за все наблюдаемые периоды.

Они не любят принимать решений

Самые простые действия - купить рубашку или выбрать десерт - им проще совершать, обсудив предварительно в «Твиттере» с сотней-другой людей.

Они милы, позитивны и беспроб­лемны

Это самое умытое, ухоженное и хорошенькое поколение в человеческой истории.

* - Примечание Phacochoerus"а Фунтика: « Через «Миннесотские тесты оценки творческого мышления», созданные Элисом Полом Торренсом, в США регулярно прогоняют школьников и студентов. Считается, что у этих тестов высокая степень достоверности результатов »

Почему они такие. Часть первая

Природа человека, конечно, неизменна (хотя бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Но вот человечество в целом действительно меняется, что подмечали еще историки древности, хотя тогда социальный прогресс двигался со скоростью осенней сонной мухи. Конечно, факторов, меняющих лицо цивилизации, - огромное количество, но сейчас мы остановимся на одном из них, возможно решающем. Человечество стареет. Оно обрастает уже вполне явной седой бородой, и начиная с XVIII века с каждым годом становится все больше стариков. Средний возраст американца сегодня - 37 лет, россиянина - 39, европейца - 40.

Другиепоколения

Давать смешные названия поколениям начали уже давно. Люди, рожденные на рубеже XIX–XX веков. Попав в юном возрасте на фронты Первой мировой и созрев там, оно вернулось на руины миров своего детства и долго не понимало, что теперь делать. Когда некоторые из них ухитрились не спиться и стали подниматься на ноги, создавать семьи и работать, их накрыла Великая депрессия. Те, кто сумел справиться и с этим, дожили до окопов Второй мировой.
Даты рождения – с 1935 по 1960 год. Самое бунтующее поколение. Хиппи, марихуана, свободная любовь, нет войне во Вьетнаме, Вудсток – в США. Студенческие бунты – во Франции. Шестидесятники-диссиденты в странах соцлагеря. Хорошо разбирались в политике, проявляли высокие интеллектуальные способности, дали мощный пинок науке и культуре.
Люди, рожденные с 1960 по 1980 год. Сейчас на планете хозяйничают именно они. Основные приметы – частые разводы, сокращение рождаемости, недоверие к власти любого рода, высокие интеллектуальные и творческие способности, огромные амбиции.
Поколение Y
Так именовались «миллениумы», когда еще катались в колясочках и было совершенно непонятно, какими они станут.

Вот, например, средний возраст римлянина эпохи Империи был 12 лет, что сильно сказывалось на общем состоянии дел. Сегодня в таких возрастных границах пребывает, скажем, Сомали. И когда сейчас родители бранят ленивого школьника, намекая ему, что в его возрасте некоторые уже командовали армиями и управляли государствами, а он все не приучится носочки складывать в корзинку для грязного белья, школьник, если бы учился лучше, мог бы резонно возразить, что управляли, конечно, и командовали, но управление было соответствующим. В пятнадцать лет преотлично можно объединяться в стаи и идти мочить ненаших гадов, а вот чтобы создать эффективную экономическую политику и развитые дипломатические отношения с соседями - тут требуются кое-какие знания и большой житейский опыт.

Ведь взрослый человек устроен иначе, чем подросток. Ответственность за окружающих и забота о них становятся куда важнее, чем слава, чем битвы, чем кипящий в венах адреналин, хотя бы потому, что гормональный фон у людей за тридцать выглядит, увы, совсем иначе, чем в конкистадорский период тинейджерства. Чем старше мы становимся, тем мы предусмотрительнее, спокойнее и альтруистичнее (конечно, есть и очень энергичные злющие старикашки, и благонравные сострадательные дети, но и те и другие, скорее, исключение из правил). И это нормально. Возраст защитника, возраст опекуна, что поделаешь. Агрессия сменяется эмпатией - обычный биохимический процесс. Это молодняку нужно отвоевывать место под солнцем, упоенно мутузить друг друга за самок и расчищать себе пространство, а патриархам положено опекать детенышей и урезонивать молодежь, сохраняя безопасность группы в целом.

Пока человечество было молодо, оно любило драки, кровь и насилие: пышные казни на площадях с волочением и потрошением, гладиаторские бои, разрушение Карфагенов и прочие невинные детские забавы. Перешагнув тридцатилетний рубеж, оно выяснило, что теперь другие приоритеты. С каждым годом, добавляемым к среднему возрасту человечества, оно становится все более нетерпимым к насилию, все более требовательным к комфорту, все больше заботится о подрастающем поколении.

Так появились на свет Женевская конвенция, Декларация прав человека, многочисленные общества по защите детей, животных, гомосексуалистов, заключенных - кого угодно. По главному принципу зрелого человека - «Главное, чтобы все были живы и здоровы».

И, конечно, все резче менялось отношение человечества к детям. Где-то до VI века до нашей эры мы существовали в режиме, который этнографы именуют «эпохой инфантицида»: лишних детей убивали, принося в жертву, выкидывая в реки и овраги, а часто просто съедали в ритуально-кулинарных целях (конечно, в развитых цивилизациях, где средний возраст населения благодаря медицине и отсутствию перебоев с питанием был выше 7–8 лет, все обстояло не столь плачевно, но даже там детские жертвоприношения, мягко говоря, не были редкостью). Потом отношение к детям несколько улучшилось. То есть истребление матерью или отцом неугодившего им потомства еще долго было неоспоримым, святым родительским правом (а убийство «бесчестных» дочерей в некоторых странах, скажем в Саудовской Аравии, до сих пор считается гражданским долгом любого родителя), но все-таки в целом детей стали более или менее выращивать, воспитывать и образовывать. Дело это было тяжелое и неблагодарное. Когда на каждого взрослого, перешагнувшего 20-летний рубеж, приходится десять детей и подростков, страна превращается в огромный детский сад, в котором трудно поддерживать порядок.

К счастью, в арсенале древних педагогов имелись эффективные воспитательные средства. Нам сейчас даже трудно представить себе то количество трепок и колотушек, которое получал среднестатистический ребенок, имевший несчастье родиться в период с X века до нашей эры по XVIII век эры нашей. Можно ознакомиться с трудами известных «историков детства», например Филиппа Арьеса или Ллойда Демоса, чтобы составить себе представление о том, какой пыточной комнатой была детская вплоть до начала новейшей истории.

Младенцев пеленали так туго, что те впадали в некое подобие анабиоза - сил у них хватало только на то, чтобы тихонько дышать, не беспокоя своим плачем окружающих. Чтобы приучить проситься на горшок, их с двух месяцев регулярно окунали попой в ледяную воду после каждого «нелицензированного» опорожнения, и уже к полугоду дети древности отличались потрясающей в этом смысле опрятностью. Шлепать ребенка начинали с самого нежного возраста, а с года-­двух уже регулярно секли. Из школ доносились такие вопли, что цену аренды домов по соседству приходилось снижать. В самых дорогих и престижных школах били еще усерднее (символом Итона до самого последнего времени была розга). Истязание детей было освящено традицией, Библией и обществом.

А куда было деваться? При наличии десятка детей чуть ли не в каждой семье никакой возможности индивидуально и бережно работать с каждым ребенком не было. Скажем, французскому философу и писателю XVI века Мишелю Монтеню повезло: его родители считали, что детей надо воспитывать только лаской и любовью. Но они были знатны, неимоверно богаты, и Мишель был у них один. При наличии десяти нянек и изобилии свободного времени родители Монтеня могли позволить себе иметь самые современные взгляды на педагогику. Большинство же других родителей, мечтавших о том, чтобы ни один из многочисленных отпрысков не стал вором и убийцей и не кончил жизнь на виселице, вынуждены были вести себя с детьми иначе. Хорошо битый ребенок обычно реже опасно шалил и проявлял несколько большее усердие в учебе, чем его сверстник, чьи родители, слишком занятые добычей хлеба насущного, пренебрегали долгом воспитания.

Но наконец свет любви, добра и отсутствия рукоприкладства начал просачиваться и в детскую. Первые серьезные мысли о том, что дети тоже люди и надо бы с ними помягче, появились в трудах отцов-иезуитов, учителей иезуитских колледжей. Потом эту мысль стали транслировать просветители конца XVIII века. В XIX веке в Европе появляются семьи, отказывающиеся от физического наказания детей. На них смот­рят как на диковинку, их ругают в прессе, их не поощряет правительство, но их становится все больше. Рождаемость падает, средний возраст человечества растет. Теперь на одного взрослого в цивилизованном мире приходится всего 2-3 ребенка, а это уже совсем другое дело. В XX веке наказания все больше выводят из государственных и даже частных школ, оставляя их на усмотрение семьи. Но по-прежнему домашняя порка, в меру строгая и без членовредительства, воспринимается как нечто правильное и естественное. А вот после Второй мировой, когда массовая гибель молодежи во многих странах одним скачком сделала человечество еще старше, нетерпимость к насилию выросла настолько, что появились первые голоса, требовавшие ограничить родителей в праве на избиение детей. Генеральная Ассамблея ООН в 1959 году выпускает Декларацию прав ребенка, которая провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Уже половина всех детей, рожденных в 60-70-е годы прошлого века, не подвергалась физическим наказаниям. И наконец, в 1990 году вступает в действие Конвенция о правах ребенка, в которой вводится полный запрет на любые телесные наказания, а также жестко ограничивается право родителей и опекунов на многие другие способы давления на детей. Конвенцию подписали все страны - члены ООН, кроме США (там существует свой, тоже весьма строгий в этом отношении закон), Южного Судана и Сомали.

При соотношении «один ребенок на одного взрослого», которое имеется сейчас в странах «золотого миллиарда» и в Китае, требования Конвенции становятся вполне выполнимыми.

Почему они такие. Часть вторая

«Миллениумы» были рождены, когда родители впервые за всю историю вообще перестали бить детей, лишать их обеда и даже ставить в угол. Часто «миллениумы» вообще единственные дети в семье, хотя, возможно, у них есть брат или сестра. Их старались не ругать, им объясняли, их уговаривали.

Следуя педагогическим инструкциям, родители не забывали ежедневно повторять своим детям, что любят их больше всех на свете, что они самые замечательные, красивые и умные. После того как ребенка в пух и прах разносили сверстники на спортивном матче или на творческом конкурсе, родители немедленно сообщали проигравшему, что невероятно им гордятся. Он же смог, он же выстоял, он же не расплакался и не описался, когда занял последнее место! Да он же герой! В начальных школах больше не ставят оценок, особенно плохих, а за хорошо выполненные работы раздают золотые медали и серебряные звезды. Потому что ребенка нельзя лишать уверенности в себе, как бы он ни был туп, ленив и несносен; он должен знать, что он самый лучший и что все его любят.

Под страхом уголовной ответственности родители перестраивают дома, делая их безопасными для детей. Все острые углы замотаны мягкими прокладками, лестницы закрыты воротцами, розетки - заглушками. Сначала до 12, а теперь и до 14 лет в большинстве штатов США, например, нельзя оставлять ребенка одного - ни дома, ни на улице. Комендантский час - запрет на появление несовершеннолетних на улице вечером - работает почти во всех странах Конвенции.

Детский труд запрещен, общество жестко ограждает ребенка от контакта со всем, что может представлять для него опасность: с сигаретами, алкоголем, эротикой, нежелательной информацией. Резко ограничиваются контакты ребенка с любыми взрослыми, не являющимися его роди­телями или учителями. Половая неприкосновенность ребенка становится задачей номер один. В Нью-Йорке, скажем, взрослому категорически запрещено входить на детские площадки без ребенка до 12 лет. За пристальный взгляд на ребенка на улице или за попытку с ним заговорить вполне реально оказаться в полицейском участке.

Более того, общество начало жестко бороться с насилием в детской среде. Если в 60-х годах шведский Малыш, друг Карлсона, мог прийти из школы с огромным синяком под глазом, потому что они с Кристером кидались друг в друга камнями, а мама Малыша лишь вздыхала и угощала его плюшками, то сегодня шведские школьники, швыряющие друг в друга камни, стали бы ЧП национального масштаба.

Вот так и появились «миллениумы». Им незачем бунтовать, потому что родители никогда не были с ними суровы. Они боятся агрессии, потому что никогда с нею не сталкивались. Они несамостоятельны, потому что каждый их шаг контролировался, а все действия программировались. Они некреативны, потому что им не приходилось справляться с трудностями и искать пути выхода из опасных ситуаций. Они интеллектуально неразвиты, потому что круг их общения был ограничен в основном сверстниками, а ребенок взрослеет и умнеет лишь в окружении людей, превосходящих его по интеллекту. Они не жаждут много работать и зарабатывать, потому что практически незнакомы с лишениями. Они не рвутся к успеху, потому что с младенчества знают как аксиому, что они и так прекрасны во всех отношениях, им не надо никому ничего доказывать. Им нравится выкладывать в «Инстаграм» снимки надкушенных ими бутербродов, потому что они уверены: все с ними связанное неизбежно вызывает восхищение у миллионов. Они почти не стремятся создавать семьи, потому что не умеют подстраиваться под других людей, ведь те всегда подстраивались под них. Они помешаны на звездах, потому что в их представлении звезда ведет идеальный для человека образ жизни - она просто выходит из дома, и все говорят «ах!», а папарацци в кустах падают в обморок от счастья.

Тем не менее мы можем ожидать определенных изменений и в производстве, и в международной политике, и в социальной сфере, когда рулить всем этим возьмется поколение «ЯЯЯ» (хотя оно, как мы видим, и не рвется этого делать).

Видимо, курс на социал-демократию будет еще более выраженным, так как «миллениумам» нравятся социальные гарантии. Видимо, еще более усилится бюрократическое влияние государства и надгосударственных образований типа Евросоюза, так как «миллениумы» не умеют бунтовать и не против того, чтобы ими распоряжались. Видимо, малый частный бизнес будет еще больше сокращаться, так как ребята не хотят иметь собственного дела, а предпочитают быть безответственными наемниками. Видимо, этот мир станет еще более скучным, стерильным и безопасным.

С другой стороны, проблема «ЯЯЯ» - это пока еще не всепланетное явление. Южная Америка и Индия с их 18-летним средним возрастом населения несколько иначе смотрят на вещи. И, может быть, основным двигателем прогресса и островами экономической и творческой свободы станут именно они.

Не думал, что придётся писать статью на "Конте" в защиту поколения 70-80-х годов, но материал, вышедший в ТОП вызвал желание написать комментарий, поскольку он получился большим, решил написать статью.

Автор причисляет себя к указанному поколению, я тоже поколения 70-80- х годов, но такое ощущение, что мы проживаем с ним в параллельных реальностях. Либо автор прожил свою жизнь в тепличных условиях, либо имеет абсолютно поверхностное отношение к жизни, либо у него с математикой плохо. Других версий, к сожалению, у меня нет. Если задел тонкую душевную конструкцию автора, заранее извиняюсь.

Для объективного понимания содержания моего поста, целесообразно отметить несколько два тезиса.

1. Понимаю, что основную мысль высказанную автором, множество читателей поддержало, и она касается негатива в отношении к обществу потребления, в этом я с автором абсолютно солидарен.

2. В любом поколении, будь то 20-30-х годов, 40-50-х годов, 50-60-х есть "хорошие" и "плохие", герои и предатели, пассионарные и трусливые личности, умные и дураки. В контексте данной статьи поколение 70-80 –х годов рассматривается, как поколение прожившее этапы своей жизни до настоящего времени.

Итак, в самом начале материала, основная мысль автора о нашем поколении:

Если вы родились в 70-80-тые годы, и считаетесь зрелыми людьми, то этот текст про вас. Вы каждый день ходите на работу, но до сих пор не заработали баснословных денег? Рутина не приносит радости, и вы уверены, рождены для лучшей доли? Тогда слушайте о себе горькую правду, и ничего кроме правды… Ловушка высоких притязаний, или почему мы никогда не будем счастливы? Поколение наших бабушек редко мечтало о принцах, заграничных курортах или даже о бокале Мартини. Все это казалось недосягаемой роскошью. Бабушки радовались мирному небу, возможности заработать кусок хлеба, стабильной работе. Радовались, в принципе, практически любому мужу – из тех годов пришло знаменитое: лишь бы не пил и не бил. А большую часть оставшегося от тяжелого труда и рождения детей времени они тратили на то, чтобы обустроить уют, как говорит Минаев, «из говна и паутинки». Наше поколение не помнит тех голодных времен. Сегодняшние 30-летние даже не помнят толком тягот лихих 90-тых: их они встретили детьми. Поэтому многие притязания современных внучков бабушкам кажутся «зажратостью». Внучки не хотят работать на заводе или на стройке.

С самого начало выдвигается мысль, что если вы не заработали баснословных денег и ходите на работу, то у вас высокие притязания и вы никогда не будите счастливы! Во главу угла ставиться принцип служения "золотому тельцу". Однако, даже если вы все равно не заработали баснословных денег и пьёте "Мохито" или "Мартини" вы все равно "зажрались", потому что, так думают наши бабушки и дедушки. В общем ловушка высоких притязаний.

У меня нет вопросов про Бабушек, которые радовались мирному небу! У меня есть вопросы к автору по тезису:

Сегодняшние 30-летние даже не помнят толком тягот лихих 90-тых: их они встретили детьми.

Целое поколение 70-80-х годов попало в ловушку высоких притязаний, а в качестве примера, кто не помнит толком тяготы лихих 90-х, приводятся только 30-летние.

30 -летние, возможно и не помнят тягот лихих 90-тых, когда многим в 5 -8 лет нечего было кушать (лично я полагаю, что помнят), но как же быть с 35 - 45 летними, которые встретили тяготы 90-тых в возрасте от 12 - 20 лет? Ведь в 12 – 20 лет это уже не малые дети, а формирующиеся личности, которые с одной стороны еще не успели окунуться во взрослую жизнь, с другой уже понимающие, что они родились в самой великой стране, что существуют понятия ответственности, справедливости, чести, совести, долга. Неужели автор считает, что дети ничего не помнят. Дети Великой Отечественной Войны не помнят войну? Дети, прожившие 90-е, не помнят тяготы? Конечно, одно дело, когда тебе год или два, другое, когда 7, 14 или 20 лет, но автор утверждаете о целом поколении в 20 лет!

Расскажу вам о поколении 70-80-х годов из своей реальности.

Дети поколения 70-80-х годов в советское время играли на улице в различные игры, девочки в "классики" и "резиночку", мальчики в футбол и хоккей, вместе играли в прятки, стреляли из рогаток, удили рыбу, летом катались на велосипедах, зимой на лыжах, подтягивались на турнике и смотрели мультики и "спокойной ночи малыши". Дети 70-80-х годов еще не знали, что их ожидает впереди, они были детьми, взрослели, становились юношами и девушками. Вместе со взрослыми, только со свойственной детям переживаниям, болели за наших спортсменов, за хоккеистов и футболистов, за гимнастов и легкоатлетов, за всех спортсменов СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК они очень радовались победам, порою даже больше, чем взрослые и до глубины души огорчались поражениям.

Дети поколения 70-80-х годов гордились нашей наукой, каждый ученик, знал, что мы первые в космосе и кто такой Юра Гагарин! Что характерно, не Юрий Алексеевич Гагарин, а Юра Гагарин, потому что, детям рассказывали о его детстве и он был еще мальчиком, когда была Великая Отечественная Война, а когда Юра вырос он стал первым космонавтом! Журнал "Техника молодежи" был очень популярен у детей поколения 70-80-х годов.

Дети поколения 70-80-х годов, гордились победами своих предков, 9 мая они видели ветеранов, своих дедов и бабушек с медалями и орденами, и эти бабушки и дедушки не казались детям старенькими, а были полны сил! И дети знали, что мы всех победили, потому что победили, и Татаро-монгольское иго, и Наполеона, и Гитлера и много кого еще. А когда эти дети играли в "войнушку" никто не хотел быть фашистом.

Дети поколения 70-80-х годов, знали, что у них великая культура, что у каждой национальности есть свой народный костюм и своя кухня, знали, что такое "Барбамбия кергуду" и "Земля в иллюминаторе и зелёная, зеленая трава", знали что "Гостья из будущего" очень крутая и Коля Герасимов победит космических пиратов. Только дети еще не знали, что их ждет впереди и как у них сложиться судьба!

Дети поколения 70-80-х годов:

не знали

не верили , что живут в самой великой, сильной, справедливой и лучшей стране мира под названием СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК!

не сомневались , что живут в самой великой, сильной, справедливой и лучшей стране мира под названием СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК!

Они ЖИЛИ (в прямом смысле этого слова) в самой великой, сильной, справедливой и лучшей стране мира под названием СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК!

Голодные времена, для большинства этих детей, юношей и девушек, начались в 90-е годы, посыл от реальности для них был достаточно прост, вы либо "вписываетесь", либо "не вписываетесь" в рынок, причем многие даже не подозревали что за "рынок" и как в него необходимо "вписываться"!

И юноши и девушки, начали "вписываться" в этот самый долбаный рынок, кто как мог, причем у многих это "вписание" сопровождалось на их глазах сломом ценностей их родителей. У многих, на глазах их благополучные семьи, начали превращаться в неблагополучные, пьянство, наркомания, преступность так быстро вошло в норму жизни, что сознание не успевало за происходящими событиями.

Садово-огородные работы были не желанием приятно провести время на даче, а источником элементарного выживания, чтобы с голодухи ноги не протянуть. Выживали на картошке, на капусте, морковке и луке, выживал, кто как мог. У многих, родители спивались, и некоторые представители поколения вместе с ними. Спирт, самогон, наркота "эгегей" это же СВОБОДА и ДЕМОКРАТИЯ! Да что уж говорить о простом народе, если Президент Российской Федерации пьяный дирижирует и танцует!

Когда за статистикой говорят про смертность в 90-х годах, это не циферки статистики, это сломанные судьбы, исковерканные жизни, смерть близких, гробы, похороны, горе, безысходность, злость и отчаяние и в первую очередь это удар по поколению 70-х и 80-х годов. Любой психолог скажет, что пережить ШОК зрелому человеку и юноше и девушке, это не одно и то же! Эта смертность ударила, как раз по детям, юношам и девушкам 70-х и 80-х, которые по мнению автора ничего не помнят, да еще и полные неудачники попавшие в ловушку высоких притязаний.

Самое неприятное, что в те годы для формирующихся личностей пропали ориентиры и ценности. Молодые люди не могли увидеть врага в лицо! Противостоять ему, идти в бой за Родину! Они были не дураки, они были просто молодыми.

Откуда у автора такая уверенность, что поколение 70-80-х- не хочет работать на фабриках и заводах? В 90-е годы в "бизнес" и "власть" ударились люди зрелые, которым было 30 и более лет. Младореформаторы в 90-е годы это люди поколения 50-60х годов рождения! Кто их заменил на заводах и фабриках? Неужели заводы и фабрики работают сами по себе? Нет, их заменило поколение 70 -80-х годов, которые в настоящее время являются не просто учениками рабочих, инженерами, конструкторами, технологами, они уже высококвалифицированные рабочие, работающие на современном оборудовании, ведущие инженера, конструкторы и технологи, представители поколения трудятся уже в руководящем составе, министерств, ведомств, организаций, фабрик и заводов, во всех отраслях экономики.

Как вы думаете, какого поколения были те 18 - 20-летние мальчишки, которые участвовали в гражданской войне, которая называется первая Чеченская война и вторая Чеченская война?


Посмотрите список героев той войны, и вы многое поймете о поколении 70- 80-х!Неужели автор забыл про эту долбаную гражданскую войну? Неужели автор не помнит про подвиг псковских десантников с превосходящими силами у высоты 776? Если не знает, но может найти материал в интернете? Что заставляло ребят поколения 70- 80 х годов вступить в неравный бой и погибнуть, и это в условиях, когда со всех сторон Родину поливали "говном"?


Это, герои моего поколения!

Ребята понимали, что такое честь и долг Родине!



И это герои моего поколения!

И это горькая правда, и ничего кроме правды…

Когда, поколение, 70-80-х пьет в ресторане "Махито" или "Мартини", оно знает ему цену, знает что, оно ничего не стоит в сравнении с опытом полученным в 90-е, когда они еще были детьми, юношами и девушками. Поколение готово в любой момент встретить тяжкие времена 90-х, потому что, уже есть иммунитет, потому что готовы принять вызов, потому что это уже не дети, юноши и девушки, потому что эти взрослые и зрелые личности, понимают цену предательства и безответственности, в том числе представителей более старшего поколения.

Поколение понимает, кто их враг и даже знает не только предателей, но и их детей. Поколение понимает, что через 10 – 15 лет, власть придет к представителям именно этого поколения. Поколение понимает, ответственность за страну, и что не пройдет к власти либеральная шушера, "борющаяся с коррупцией" и "рассекающая по Америкам и Европам", потому что, в первую очередь, этого не допустит поколение 70-80 х годов.

Поколение понимает, что Родиной не торгуют, потому что помнит, и Юру Гагарина, и предков защищавших Родину, и войну в Чечне и подлодку «Курск» и Южную Осетию, и много чего еще помнит, потому что есть понимание чести, совести, долга перед Отечеством, и ответственности за свою страну и ответственности перед поколениями грядущими ему на смену.

Я думаю сила и ценность нас в особой выживаемости, на стыке больших эпох не каждому достаётся жить и умирать. И сила сохранить в себе человека, вернее стать человеком под таким вот интересным прессингом, обрести новые знания, устоять под напором золотого тельца. Так думаю.

Автор вы лучше со своими бабушками и дедушками пообщайтесь. И тогда может поймете что такое по-настоящему сложные времена и как в них выжить. А то что было в 90-е это легкая прогулка на фоне того что было с нашими предками за весь 20 век. Моя бабка в 20-е годы выжила в семье из 10 детей, от голода выжило их только трое. Далее ее ждала война и оккупация под фашистами. Жили фактически под страхом смерти. Далее пахала всю жизнь в колхозе. А мы сейчас фактически живем без каких либо проблем. Ну да были лихие 90-е, пришлось менять отношение к миру. Крутились как могли, бартер спасал. Родня помогала продуктами с огорода. Но по настоящему сложные были всего три года с 91 по 93-й. Дальше стало легче и платить стали относительно нормально.

Но я могу рассказать и свою историю, я тоже из этого поколения.

Я как и вы пошел в универ, но на пару лет раньше в 1995 году, хотя тогда все больше торговали на рынке и учеба в универе вызывала у многих просто смех. И я не просто пошел в универ, хотя собирался на экономический факультет, а прикинул перспективу что будущее за ИТ. А тут как раз второй набор в инженеры-программисты. Туда и пошел, хотя все смеялись что я дурак меняю финансы на какого-то инженера. Далее учился на программиста, а тут интернет зародился уже как отдельная отрасль. Я понял это будущее. Стал делать фактически первую дипломную работу в своем городе по созданию веб-сайта города. Мои сокурсники смеялись, что интернет это просто развлечение и толку от него мало. А дипломная работа должна быть серьезная типа программирование микроконтроллеров. Ну-ну, жизнь показала обратное.

А в 2000 году после выпуска случился первый крах доткомов. Но это там за океаном, а в России начался бум интернет. Моя профессия просто была на пике. В итоге я переехал в Москву и сходу нашел работу за 2 недели в крупном банке. С зарплатой 550 долларов в 2001 году! Для понимания я снимал квартиру в хорошем районе Москвы всего за 100 баксов. Ну а дальше резкий рост в России при Путине и к 2014 году когда доллар еще был по 30р мы айтишники спокойно в Москве зарабатывали порядка 5000 долларов в месяц. Не было даже никакого смысла ехать в кремниевую долину или Европу, где зарплаты были сопоставимы. Нас у тут хорошо кормят, в России для айтишника куча работы. Хотя конечно доллар по 60 уже не так радует, но я не жалуюсь. На хорошую жизнь хватает вполне.

И практически все мои сокурсники сейчас живут более чем хорошо. Кто-то уже даже яхту себе прикупил. А ведь все мы учились в 90-е на новую тогда мало кому известную профессию в провинциальном ВУЗе.

Вот такие вот дела. Так что не могу сказать за себя что я прямо страдал где-то и выживал. Все плавно идет в гору вот уже 25 лет и уверен и дальше так будет. Лишь бы только либерастня не раскачала майданами страну и она не погрузилась в новый хаос по типу 90-х.

По роду деятельности, мне как психологу, приходится работать с трудностями и проблемами людей. Работая с какой- либо конкретной проблемой, не думаешь, в целом об этом поколения и том времени, из которого они. Но не заметить одну повторяющуюся ситуацию я не смог. Тем более что касалась она поколения, из которого я сам. Это поколение, рожденное в конце 70-х начале 80-х.

Почему я назвал статью потерянное поколение и что именно было потеряно?

Давайте по порядку.
Эти наши граждане были рождены в конце 70-х начале 80-х. В школу они пошли в 1985-1990гг. То есть период роста, взросления, полового созревания, формирование и становление личности проходил лихие 90-е.

Что же это за годы? И что я такое заметил как психолог и пережил сам?

В эти годы преступность была нормой жизни. Более того, это считалось очень круто, и многие подростки стремились к криминальному образу жизни. Цена у этого образа жизни была соответствующая. Алкоголизм, наркомания, места не столь отдаленные «выкосили» (не побоюсь этого слова) многих мои сверстников. Одни умерли в то время, будучи еще подростками (от передозировки, насилие в армии, преступных разборки). Другие позже от алкоголя и наркотиков.

До недавнего времени я думал что это единственные наши потери (нашего поколения). Пока не осознал следующую вещь. В 90-е годы в наше информационное поле очень мощно ворвалась западная культура. Причем далеко не лучшая ее часть. И пропагандировала она «крутую» жизнь. Дорогие машины, секс, алкоголь, красивые рестораны и отели. Деньги встали во главу угла. А быть «работягой» стало позором. Одновременно с этим, полностью обесценивались наши традиционные ценности.

Этот процесс обесценивание наших ценностей начался раньше и стал одним из элементов развала СССР. И развалил он не только СССР, но еще и жизни конкретных людей и продолжает это делать до сих пор.
Произошедшая подмена ценностей оставила негативный отпечаток на всем этом поколении.
Если одни попали под каток преступности, алкоголя и наркотиков. То другие, которые были хорошими девочками и мальчиками, попали под информационную обработку.

Что же это за информация обработка, и какой вред она наносит до сих пор?

Это разрушенные и исковерканные семейные ценности. Эти люди не знают, не умеют и не ценят семейные отношения. Они росли в том, что неважно кто ты, важно, что ты имеешь. Культ потребления вышел на первое место, а духовность ушла второй план.
Многие из этих людей могут шикарно выглядеть, но иметь за плечами по несколько разводов. Они могут заработать, но атмосфера в доме оставляет желать лучшего. Во многих семья не понятно кто что делает, какое распределение ролей в семье. Женщина перестала быть женой и матерью, а мужчина отцом и мужем.
Они выросли в том, что круто — это белый мерседес. Но реальность такова, что только единицы могут это себе позволить. И в итоге многие из них переживают чувство собственного не соответствия, ущербности. И одновременно с этим обесценивают своего партнера.
Побывав в обществах, в которых люди осознано работают над семейными ценностями и культурой семейных отношений (различные христианские, масульманские, ведические и т.д), понимаешь сколь много упущено моим поколением. И насколько подрезаны их корни.
Размытые семейные ценности, ведут к несчастливым семьям. Если ценность роль семьи снижается, то весь род человека, для самого человека, становиться не так важен. Не ценишь род — не ценишь малую родину, а затем и большую родину. Многие из них мечтаю о Лас-вегасах, Парижах и т.д. Связь Я-Семья-Род-Родина была серьезно нарушена. А обесценивая любой элемент из этой связки, человек обесценивает себя.

У таких людей способ существования «быть», заменен способом существования «иметь».
Но вся беда не в этом. А в том, что в этой среде растут их дети. И отпечаток, полученный их детьми, еще проявит себя.
Вот так события далеких 90-х ломают жизни в 10-х и будут продолжать и в 20-х годах.
Конечно же, не все так плохо. Ситуация улучшается. И именно в наших силах изменить себя и свою жизнь. А наши изменения, конечно же, отразятся на наших близких. Но само собой это не произойдет. Заниматься этим необходимо целенаправленно, ответственно и постоянно.


Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.


Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?


Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.



В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.



А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.