О чем заставляет задуматься вампилов старший сын. Сочинение по пьесе Вампилова А.В. «Старший сын. Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

Тема:

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

Цель:

  1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
  2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
  3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

Оформление:

  1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
  2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
  3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
  4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

Подготовительная работа:

  1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
  2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
  3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
  1. Какова фабула пьесы?
  2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
  3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
  4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
  5. На какой коллизии строится пьеса?
  6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
  7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
  8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
  9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
  10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
  11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
  12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
  13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
  1. Индивидуальные задания

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Учитель:

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Учитель:

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Ученица:

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

(Звучит романс)

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Ученица:

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Ученик:

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Что такое совесть?

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

Учитель:

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

Работа со словом.

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62


НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

(по пьесе А. Вампилова «Старший сын»)

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», — эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия — вот его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей — студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) — свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин — старший Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова — десятиклассник Васенька — влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина — умная, красивая девушка и при этом практичная и рас- четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность «устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва — веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», — говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное — не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие — вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу — это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.

Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

Как принимает известие о существовании старшего сына?

Кто этот молодой человек?

Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)

Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

Что можно сказать об этих людях?

Что их объединяет?

Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

Какова двуплановость пьесы?

Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

Какова тема, идея произведения?

Как вы думаете, почему так называется пьеса?

Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

VI. Слово учителя.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

Слайд 1

Проблемы нравственности в пьесе А.Вампилова «Старший сын»
Всё порядочное - сгоряча, всё обдуманное - подлость… Александр Вампилов

Слайд 2

Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека … Александр Вампилов
Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Михаил Боярский - Сильва

Слайд 3

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот, и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег. Но им «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». И, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, - он решает остаться.
Сюжет пьесы

Слайд 4

Ключевая реплика пьесы
Бусыгин: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.»

Слайд 5

Поразмышляем!
Почему семья Сарафановых легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?

Слайд 6

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых

Слайд 7

Андрей Григорьевич Сарафанов
Пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни.

Слайд 8

Можно ли Сарафанова назвать неудачником?
Поспорим!

Слайд 9

Почему Андрей Григорьевич поверил, Володе Бусыгину и признал в нём старшего сына?
Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну».
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин

Слайд 10

Дети в семье Сарафановых: Нина
Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Слайд 11

Васенька
Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Слайд 12

Сильва
Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Слайд 13

Макарская, соседка Сарафановых

Слайд 14

Михаил Кудимов – жених Нины
Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем?

Слайд 15

На чьей стороне симпатии автора пьесы?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Наталья Егорова - Нина Сарафанова, Владимир Изотов - Васенька Сарафанов, Светлана Крючкова - Наталья, Михаил Боярский - Сильва.
На чьей стороне ваши личные симпатии?

Слайд 16

Владимир Бусыгин
"Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову".

Слайд 17

Володя Бусыгин
Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафанова?

Слайд 18

Каким образом Володя Бусыгин помогает возродить семью?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин, Наталья Егорова - Нина Сарафанова
Володя Бусыгин, выросший без отца, тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову К тому же ему понравилась дочь Андрея Григорьевича Нина. Финал у пьесы благополучный: Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого человека, Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым и желанным гостем этой семьи.

Слайд 19

Какие нравственные проблемы решает А.Вампилов в своей пьесе?
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин)

Слайд 20

Финальное развенчивание лжи героев

Слайд 21

Поразмышляем!
Почему Сарафанов, даже узнав о лжи Бусыгина, не прогоняет его?

Слайд 22

Финал пьесы
"То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

Слайд 23

Парадокс пьесы
Люди становятся родными, чувствуют ответственность друг за друга только по счастливой случайности.

Слайд 24

Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?
Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова» «Предместье» «Нравоучения с гитарой» «Семья Сарафановых» «Старший сын»
Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Слайд 25

Пьеса А.Вампилова в оценке критики
Марк Липовецкий: Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.
Владимир Клименко: Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.

Слайд 26

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Слайд 27

Обратите внимание
В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит". Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов. Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.

Слайд 28

Что в жизни дороже кровного родства?
Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И не нужны тому слова, Кто нас душою понимает. Когда достачно лишь взгляда, И всё понятно с полуслова. И громких фраз совсем не надо, Души тепло - всех чувств основа. Души к другим расположение, В нас дружбу крепкую рождает.
Души взаимное влечение, Любовь нам дав, огнём пылает. Душою близкий нам - соратник, Понять всегда сумеет нас. Развеселить сумеет в праздник, И успокоит в трудный час. Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И целым станут: одним - два, Когда она любовь рождает.
Марковцев Ю.

Слайд 29

Использованный материал:
Источники иллюстраций:
Фотография А.Вампилова:http://area7.ru/images/culture/ii_105.jpg Обложка книги «Старший сын»: http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785170315390&psfx=b Кадры из К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова: http://www.kinopoisk.ru/picture/749647/
1. Клименко В. Н. Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова. - М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. - М.: Искусство, 2001. 3. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. - М.: Радуга, 1989. 4. Марковцев Ю. Дороже кровного родства: http://www.sunhome.ru/poetry/171778

Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом. Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», -- говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.