Мемориальный музей дом гоголя. Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево. В гоголевской атмосфере

Внимание! Мы уже пристегнули ремни и отправляемся в гости к Гоголю. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений, которые переживут века, и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя, а также экстрасенсам, побывавшим в гостях.

Чего не сделаешь ради Гоголя. Окунуться в дикую природу, пройти 8 км пешком — запросто. Моё жаждущее приключений сердце отправилось в путь, искать счастья на дороге. Экскурсия «Знаете ли вы украинские дороги с их бескрайними полями?» в национальный музей-заповедник Н. В. Гоголя началась с попытки словить попутку до Гоголево от перекрестка, где меня с подругой десантировал водитель маршрутки. После четвертой безуспешной попытки словить авто, я начала перебирать в памяти все способы и практические навыки успешного автостопа от героя Кларка Гейбла в фильме «Это случилось однажды ночью», где он пытается провернуть несколько излюбленных приемов в компании своей спутницы: — Поднимаешь палец — машина твоя! — Однако его попытки терпят неудачу. Тогда героиня Клодет Кольбер останавливает автомобиль своим способом – приподняв юбку и оголив ноги, доказав, что нога лучше, чем палец. С пятой попытки я всё же остановила машину. По дороге в конечную точку я успела задуматься над написанием статьи: «Как правильно ловить машину». Итак, навстречу Гоголю, миру и самой себе, я оказалась на территории музея.

Село Гоголево на Полтавщине – бывшая Васильевка – родовое поместье семьи Гоголь-Яновских. Васильевкой поместье названо в честь Василия Гоголь-Яновского. Будучи сыном священника, Василий Гоголь в 1792 году выхлопотал себе дворянский титул.

История любви бабушки и дедушки (Татьяны Лизогуб и Афанасия Гоголя-Яновского) пронизана романтикой: она — из обеспеченной семьи, он бедный дворянин. Они бежали от гнева родителей Татьяны, поженились и стали вить семейное гнездо. Через несколько лет родители Татьяны Лизогуб сменили гнев на милость и отдали дочери в приданое усадьбу в хуторе Купчинском с землями и 260 крепостных крестьян. На этих землях и была построена Васильевка, в которой впоследствии и прошли детские и юношеские годы их внука — Николая Гоголя.

8 км пешком, 4 км попуткой и мы у цели!)

На месте!

Гоголь не любил позировать

Американским детям во время экскурсии первым делом объяснили разницу между писателем Gogol и поисковиком Google. Нам же работница музея предложила присоединиться к группе туристов из Одессы.

Первый совет для тех, кто собирается посетить музей, захватить с собой бахилы, потому что лапти, которые выдают на входе, слетают и затрудняют передвижение по дому, особенно, если вы так же, как и я, любите лазать по всем нышпоркам, пока экскурсовод просвещает туристов в соседней комнате.

Памятник Николаю Гоголю стоит между усадьбой и флигелем

История встречи родителей Гоголя пронизана мистикой: отцу Николая Васильевича, 14-летнему Василию Гоголь-Яновскому, приснилась новорожденная девочка, которая во сне была названа его нареченной. Через некоторое время, будучи в гостях, он увидел маленькую Машеньку, девочку из своего сна. 14 лет ждал Василий свою невесту. Когда Маше исполнилось 14 лет, они поженились. Отцу Гоголя было в то время 28 лет. Жить они стали в усадьбе Яновщина, которой после смерти любимого мужа Мария Ивановна дала имя Васильевка.

В основе многих произведений Гоголя были истории, рассказанные Николаю матушкой, в том числе и сюжеты «Вия» и «Мертвых душ». Пушкин подсказал Гоголю лишь сюжет «Ревизора», в его основе реальная история, произошедшая с Александром Сергеевичем в г. Сердобске Пенз. обл. Пушкин решил, что Гоголь сможет лучше раскрыть сатирическую линию пьесы.

В. Чижов, будучи с Гоголем в Риме в 1843−44 годах, отмечает, что основным содержанием разговоров Гоголя «были анекдоты, почти всегда довольно сальные». Переписка Гоголя просто пестрит непечатными и грубыми выражениями сексуального свойства. Современники Гоголя передают, что он любил всякого рода непристойности, цинические песни, стишки, «скоромные анекдоты», которые не стеснялся рассказывать даже при дамах. Отчего так? Гоголь всю жизнь прожил девственником, так и не познав радостей сексуальной жизни. Он, как и всякий нормальный человек, испытывал позывы Эроса, но, считая это в худшем случае грехом, а в лучшем - непростительной слабостью, запрещал себе любую разрядку. Непотребными словечками и выражениями он как бы возмещал отсутствие какой-либо скабрезности в личной жизни: все его либидо уходило, что называется, в гудок. В письмах Гоголя, помимо «грубых выражений сексуального свойства», можно обнаружить несколько странноватое на первый взгляд внимание к… физиологическим отправлениям кишечного тракта. Например, в письме к Тарновскому: «Что, как твое здоровье? Как сре… ь ты - вкруть или всмятку? Регулярно или нерегулярно?..» Или - к А. Данилевскому: «Удивительное производят действие на желудок хорошие сушеные фиги… слабят, но так легко, можно сказать подмасливают дорогу гов… у». Это не просто сальность. Увы, но постоянное переедание, а также неуемная страсть к мучному и сладкому уже к двадцати годам «подарят» ему сначала хронический запор, а затем и геморрой. Вскоре сам факт опорожнения кишечника превратится для него в радостное событие… Письмо к Данилевскому: «Ничего не случилось в дороге, кроме только того, что сегодня поутру поср… л на дороге и от радости позабыл на том же месте, где поср… л, моего итальянского Курганова».

Родственные души

Наружность Гоголя была очень непривлекательна. Кто не знал его в лицо, тот никогда бы не догадался, что под этой некрасивой оболочкой кроется личность гениального писателя, которым гордится Россия. «Боже мой, что за длинный, острый, птичий нос был у него! Я не мог на него прямо смотреть, особенно вблизи, думая: вот клюнет, и глаз вон» - вспоминал о нем современник. Если к «птичьему носу» добавить длинные, давно не чесанные и не мытые волосы, безобразный по виду и цвету костюм, то картинка получится далеко не живописная… О неряшливости Гоголя ходили целые легенды, и именно она была причиной всех язвительных шуток над ним. Он редко когда мыл себе лицо и руки по утрам, всегда ходил в грязном белье и выпачканном платье. В юности, во время учебы в гимназии, из-за него неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги - это был настоящий ад для нормального человека. «Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…» Нет сомнения в том, что он остро переживал свою безобразность. Никем не любимый, он внушил себе, что он неловок, безобразен, безнадежен. И потому всегда сторонился незнакомцев. Если он ехал в дилижансе, то, чтобы не разговаривать с попутчиками, отворачивался к окну и делал вид, что спит… Если в обществе находился кто-то ему незнакомый, от него нельзя было услышать и слова… Как только являлся гость, Гоголь исчезал из комнаты, а если приходили к нему, то он и вовсе сбегал, используя для этого окно…

Кровать матери Гоголя. Ковер ткали вручную по эскизам Гоголя.

У Николая Гоголя было четверо сестер. Сын одной из них женился на внучке Александра Сергеевича Пушкина. Они жили в хуторе Гоголевом в конце 19 столетия.

Перед этим после смерти родителей территория была поделена между двумя сестрами, третья сестра отказалась от наследства. Дом и флигель были снесены, всё было застроено по новой.

После Второй Мировой войны хутор был разрушен полностью вместе с Гоголевскими постройками.

В советские времена всё застраивалось заново и реконструировалось.

Часы привезены из Лондона. На то время являлись символом богатства и роскоши.

Сервиз матери Гоголя

Барсетка отца

Двадцатилетним молодым человеком Гоголь приезжает в Петербург. Ищет места, нуждается. Выпустил под псевдонимом свою поэму «Ганц Кюхельгартен», где говорит в предисловии, как будто от лица издателей: «Мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданием юного таланта». В журналах жестоко высмеяли и предисловие, и саму поэму. Гоголь бросился по книгопродавцам, отобрал свою книжку и сжег ее. «В 1832 году, - рассказывает Вересаев, - уже автором „Вечеров на хуторе близ Диканьки“, Гоголь приезжает в Москву - и в подорожной своей делает подчистку: вместо „коллежский регистратор“ (один из самых мелких чинов) пишет: „Коллежский асессор“ (штаб-офицерский чин, которым так гордится Ковалев в гоголевском рассказе „Нос“). И это с той целью, чтоб под таким чином фигурировать в списке приехавших, публиковавшемся в „Московских Ведомостях“. Ну, чем не Хлестаков?»

Выпускает в свет «Арабески» и, совсем как бы мог сделать Чичиков, пишет издателю: «Пожалуйста, напечатай в „Московских Ведомостях“ об „Арабесках“ в таких словах: что теперь, дескать, только и говорят везде об „Арабесках“, что сия книга возбудила всеобщее любопытство…»

Только-только познакомившись с Пушкиным и уже успев подвести его (обещал доставить «Повести Белкина» из Царского в Петербург и не заехал за рукописью), Гоголь ставит Пушкина в неловкое положение, наказав знакомым без согласия последнего писать ему, Гоголю, «на имя Пушкина в Царское Село». Для чего? Для эффекта, для понта, для создания соответствующего реноме. Конечно, это - дурной тон, Гоголь понимал это и, чтобы сгладить неприятные последствия, письменно извинялся и изворачивался…

Странный, очень странный… Как пишет В. Вересаев, ссылаясь на П. А. Кулиш, со слов А. О. Смирновой: «Глава первого тома „Мертвых душ“ оканчивается таким образом: один капитан, страстный охотник до сапогов, полежит, полежит и соскочит с постели, чтобы примерить сапоги и походить в них по комнате; потом опять ляжет и опять примеряет их. Кто поверит, что этот страстный охотник до сапогов - не кто иной, как сам Гоголь? В его маленьком чемодане платья и белья было ровно столько, сколько необходимо, зато сапог - всегда три-четыре пары…»

«Будьте живые, а не мертвые души!» Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!». После его смерти среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души! Что это - сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение? Возможно… Однако больше всего это похоже на завещание. Может быть, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь «благословение», и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорил Гоголь. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Комната великого мистика, где он писал свой роман «Мертвые души». Женщин он считал нечистой силой и старался не пускать туда, где жил. Если же какая-то из женщин осмеливалась войти, он тут же приглашал местного священника, и тот с кадилом выкуривал все комнаты, после этого писатель чувствовал облегчение и успокаивался.

Гоголь очень любил путешествовать по Европе, особенно любил Италию, и привез из одной своей поездки «Всевидящее око», которое разместил в своей комнате. На видео, где снят кабинет, отчетливо видна эта картина, наводящая ужас на посетителей. Всевидящее око следит за вами, в каком углу комнаты вы не находились бы.

П. Анненков свидетельствует, что Гоголь поражал странностями. У него была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал - только сидя. Однажды, во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить… Страх быть погребенным заживо преследовал его всю жизнь.

Одна из многочисленных причуд писателя - страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…» По воспоминаниям Дмитрия Погодина, Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. «В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто, производя при этом такой ветер, что стеариновые свечи оплывали, к немалому огорчению моей бережливой бабушки. Когда же Гоголь очень уж расходится, то моя бабушка, сидевшая в одной из комнат, закричит, бывало, горничной: «Груша, а Груша, подай-ка теплый платок: тальянец (так звала она Гоголя) столько ветру напустил, так страсть». - «Не сердись, старая, - скажет добродушно Гоголь, - графин кончу, и баста»…

Хлестаков в жизни «Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке» - признавался Гоголь. И тут же добавлял, что большую часть своих пороков и слабостей он передавал своим героям, осмеивал их в своих повестях и таким образом избавлялся от них навсегда.

Комната имела отдельный выход в вековой сад. Гоголь любил писать за закрытыми дверями, потому никто не знал, где он на данный момент находится: в кабинете или в саду.

Жилетка Гоголя. Его рост составлял 158 см

Великий сладкоежка Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» - так описывает Гоголя товарищ по гимназии. Эта страсть к сладкому сохранилась у него до конца дней. В его карманах, постоянно оттопыренных, всегда можно было отыскать уйму всяких сладостей: карамелек, крендельков, сухариков, недоеденных пирожков, кусочков сахара… Когда сахар в кармане таял и он начинал слипаться, Гоголь снимал фрак или панталоны, выворачивал карманы наизнанку, тщательно вылизывал языком слипшуюся ткань и… опять забрасывал в них новую порцию сластей. Особенно любил Гоголь послеобеденные чаепития. Вот что рассказывает об этом Михаил Погодин, друг и издатель Гоголя: «Запас отличного чаю у него не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. И где он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики, - это уже только знал он, и никто более. Всякий день являлось что-нибудь новое, которое он давал сперва всем отведывать, и очень был рад, если кто находил по вкусу и одобрял выбор какою-нибудь особенною фразою. Ничем более нельзя было сделать ему удовольствия. Действие начиналось так. Приносился ужасной величины медный чайник с кипяченою водою… и… начинаются наливанья, разливанья, смакованья, потчеванья и облизыванья. Ближе часа никогда нельзя было управиться с чаем. «Довольно, довольно, пора идти!» - «Погодите, погодите, успеем. Еще по чашечке, а вот эти дьяволенки, - отведайте, - какие вкусные! Просто - икра зернистая, конфекты!»

В Италии, когда он обедал в ресторане, местные посетители сбегались смотреть, как он ест, для того чтобы возбудить в себе аппетит: Гоголь ел за четверых… И наоборот: «Бывало, зайдем мы, - рассказывал Золотарев, - в какую-нибудь тратторию пообедать; и Гоголь покушает плотно, обед уже кончен. Вдруг входит новый посетитель и заказывает себе кушанье. Аппетит Гоголя вновь разгорается, и, несмотря на то, что только что пообедал, заказывает себе или то же кушанье, или что-нибудь другое». При этом он говорил удивленным приятелям, что «это все ничего не значит, у меня аппетита настоящего нет. Это аппетит искусственный, я нарочно стараюсь возбудить его чем-нибудь, да черта с два, возбужу, как бы не так! Буду есть, да нехотя, и все как будто ничего не ел…» Хороший матерщинник - плохой любовник Ф.

Усадьбу Гоголя обрамляет сад. Летом изумрудно-зеленые пятна изящно организуют пространство сада и спасают от жары. Осенью играют контрастами, а зимой дают глазу отдых от ослепительной белизны нежного пухового покрывала снега. Интересна история его озеленения: Николай Гоголь становился спиной к саду, лицом к реке и бросал за спину камень. Где камень упадет — там сажают дерево.

Романтический грот естественного происхождения, где Николай Васильевич любил работать в жару. В самые жаркие солнечные дни сюда не попадало ни лучика солнца, а внутри всегда была приятная прохлада. Вокруг грота выстраивали дворовых, и никто не смел потревожить писателя во время его работы.

Когда у Николая Васильевича что-то не получалось, он свои работы… сжигал! Чтоб, по его словам, освободить место для новых работ. Поэтому на Полтавщине считают, что 2-й том «Мертвых душ» Гоголь сжег не в припадке безумия, а по своей давней привычке.

Принято загадывать желание, сидя на камне.

В 1931 году во время перезахоронения Гоголя с Данилова монастыря на Новодевичье кладбище собрались сотни почитателей его таланта. Когда гроб подняли на поверхность, люди будто сошли с ума, они накинулись на мощи великого мистика и растянули его по косточкам на сувениры. «Людям» начали сниться такие кошмары, что они вынуждены были собрать и прикопать на могиле всё, что взяли.

Церковь напротив имения, это не старая восстановленная церковь. Это церковь, построенная местным бизнесменом за 1 неделю, которая не имеет отношения к семье Гоголя. Место от старой церкви находится чуть левее, на её месте крест. Денег на восстановление нет…

Сотрудница музея поделилась впечатлениями после съёмок передачи «Битва экстрасенсов», которые проходили в музее Гоголя:

— Мы после выхода передачи канал СТБ не смотрим. Они приехали за несколько дней, всё в мелочах разузнали, сказали, что экстрасенсы будут с завязанными глазами, но по приезду всё было наоборот: глаза завязали прям перед входом на усадьбу. Экстрасенсы ничего нового не рассказали, лишь повторили то, что было поведано экскурсоводами накануне. От себя же добавили, что дух Гоголя запугивает нас. Сочинили версию о его нетрадиционной ориентации. Одна Хелен сказала, что по пуговицам одежды писателя чувствует, насколько добрым он был. Радует только одно, что после выхода передачи, массово хлынули туристы. Гоголянам вход в музей бесплатный, но, по словам местной жительницы, никто из них туда не ходит: — Я была там последний раз в первом классе. А что там делать? Было бы интересно — пошла. Завтра у нас День села, точную дату не помним, потому будем отмечать три дня подряд.

Дом-музей Н. В. Гоголя находится в центре Москвы, на Никитском бульваре, в старинной городской усадьбе. Усадебный ансамбль был построен в 17 веке. Во дворе усадьбы стоит памятник Гоголю, выполненный скульптором Н. А. Андреевым. Памятник был установлен к знаменательной дате – 100-летию со дня рождения писателя. Дом выполнен в стиле ампир. Именно в этом доме писатель провел последние годы жизни.

Поселился Гоголь на Никитском бульваре в 1848 году. Его пригласили близкие друзья, духовно близкие ему люди – граф А. П. Толстой и графиня А. Г. Толстая (урожденная княжна Грузинская). Гоголь очень любил Москву. В1832 году здесь очень хорошо была встречена его дебютная вещь – «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В Москве его окружали писатели, деятели культуры. Он встречался с писателями и поэтами: Лермонтовым, Тургеневым, Баратынским, Давыдовым, Островским, Вяземским, Огаревым, Загоскиным, Данилевским. С художниками Айвазовским и Федотовым. С композитором Верстовским, скрипачом и альтистом Гурилевым и многими другими выдающимися личностями.

В доме на Никитском устраивались вечера украинских песен. В зале на втором этаже Гоголь и Толстые вместе обедали. Здесь Гоголь читал свои сочинения. Здесь они слушали музыку. В этом доме, за 10 дней до своей смерти, Гоголь сжег в камине рукопись второго тома "Мертвых душ". Здесь он умер в феврале 1852 года.

27 марта 2009 года, к празднованию 200-летия писателя, состоялось открытие новой постоянной экспозиции в Доме-музее Гоголя. Экспозиция называлась «Н.В. Гоголь – загадка третьего тысячелетия». Почетным гостем церемонии был министр культуры РФ Авдеев. Концертную программу вел Народный артист России Святослав Бэлза.

Экспозиция музея была максимально содержательной. В ее создании принимали участие прекрасные специалисты. Руководила коллективом известный музейный дизайнер Л. В. Озерникова. Экспозиция размещена в главном здании комплекса, в анфиладе залов первого этажа. Поочередно расположены экспозиции: «Прихожая», «Гостиная», «Кабинет», зал «Ревизор», «Комната Памяти», зал «Воплощения». В каждой экспозиции есть главный предмет. Он превращен в инсталляцию и выражает символическую суть экспозиции. В прихожей это - сундук, в кабинете - конторка, в гостиной главенствует камин и кресло - в зале «Ревизора». В комнате памяти – снятая скульптором Рамазановым посмертная маска Гоголя.

Второй этаж усадьбы занят экспозицией, знакомящей с книгами Гоголя, трудами-исследованиями жизни и творчества писателя. Здесь выставлены портреты хозяев дома, литографии памятных мест, связанных с именем Гоголя, гравюры.

Прощание с Гоголем прошло в церкви Святой Татианы при университете. Погребение состоялось на кладбище в Даниловом монастыре. Позже, в 1931 году, прах писателя был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, - единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт музей великого классика и действует научная библиотека.
В Москве два дома Талызиных, и стоят они не очень далеко друг от друга. Один - на Воздвиженке, принадлежавший П.Ф. Талызину, который, по преданию, Лев Толстой описал как дом Пьера Безухова. Ныне там находится Музей архитектуры. Другой, что на Никитском бульваре, с начала XVII века принадлежал боярам Салтыковым. На рубеже XVIII - XIX столетий усадьбой владела дальняя родственница А.С.Пушкина, Мария Салтыкова. Ныне существующий каменный дом появился до Отечественной войны - его построил новый владелец Д.С Болтин, родственник известного историка. А в 1816 году дом перешел к генералу Александру Ивановичу Талызину, участвовавшему в заговоре против Павла I (а его отец, что интересно, выступил на стороне Екатерины Великой в заговоре против Петра III). Генерал прожил здесь долго и с размахом: добротно отстроил дом с балконом на красивых каменных аркадах.



После его смерти в августе 1847 года усадьба перешла его родственнице титулярной советнице Талызиной. В тот же год здесь снял квартиру граф Алексей Петрович Толстой, только что вернувшийся из Европы. А через несколько месяцев он купил владение и записал его на имя своей жены Анны Георгиевны.
Уже в декабре 1848 года супруги пригласили к себе Гоголя. Граф познакомился с ним в конце 1830-х годов, когда был военным губернатором Одессы, и с тех пор они оставались добрыми друзьями. По всей видимости, именно его Гоголь изобразил в генерал-губернаторе во втором томе «Мертвых душ», считая Толстого человеком, «который может сделать у нас много добра», ибо судит о вещах не «с европейской заносчивой высоты, а прямо с русской здравой середины».
Предложение Гоголь принял с удовольствием. Он тогда переживал свое самое трудное время. Годом раньше вышла его знаменитая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» переписка, в которой он хотел донести постигнутую им христианскую истину людям, и которая вызвала яростную критику не только со стороны неистового Виссариона, заклеймившего Гоголя «апостолом невежества», но и самых близких, почти родных Гоголю людей. Его упрекали в религиозной тенденции, охранительстве, «мракобесии» и высокомерности проповеднического тона, о котором автор не помышлял. Помимо нравственных страданий, из-за этого конфликта Гоголь фактически лишился московского пристанища. Он никогда не имел в Москве собственного жилья и даже наемной квартиры, всегда останавливался только у друзей, и жил, как монах, не имея ничего личного, кроме дорожного сундука и одежды. Чаще всего он гостил у своего давнего друга историка М.П.Погодина близ Плющихи, в его знаменитой Погодинской избе. Там Гоголя всегда ожидала светлая, уютная мансарда, полная солнца и тепла.
В ту осень 1848 года, вернувшись из Полтавщины, он снова остановился у Погодина, но их отношения уже были столь холодны, что друзья старались не встречаться в доме. Хозяин вскоре затеял ремонт, и под тем предлогом его гость, воспользовавшись приглашением Толстых, переселился к ним в дом на Никитском бульваре.

Для отвергнутого Гоголя это был уголок покоя. Супруги Толстые были очень боголюбивыми, благочестивыми и добрыми людьми.(духовным отцом графа был протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь впервые увиделся в этом доме). Здесь царила религиозная атмосфера. Хозяева сами жили, как монахи в миру, строго соблюдали церковные правила, читали духовную литературу, прекрасно знали светскую, обожали Пушкина - все это было очень близко Гоголю. Недаром он прожил здесь более трех лет - больше, чем у остальных своих приятелей. Писателю отвели три уютные комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет, совмещенный со спальней, окнами на бульвар и во двор. Это было первое столь просторное пристанище Гоголя. Преклоняясь перед Гоголем, хозяева окружили его искренней заботой, - он не думал ни о чистом белье, ни о кушаньях, - полностью высвободив время для творчества. А еще в доме царила необыкновенная тишина.
Работал он обычно с утра до обеда. Иногда обед подавали на его половину, но чаще он поднимался в столовую хозяев. В теплую погоду вместе пили чай на балконе. Днем он уходил гулять, посещал любимые храмы, в том числе и приходскую церковь Симеона Столпника и свою любимую церковь Саввы Освященного близ погодинской избы, не дожившую до наших дней, и Татьянинскую церковь Московского университета, в которой потом состоялось его отпевание.
По преданию, студенты запомнили, как Гоголь стоял службу, зябко кутаясь в шинель, словно ему было холодно (вероятно, это было последствие малярии, которую писатель перенес в Риме) - таким его изобразил потом скульптор Н.Андреев.
Во дворе усадьбы установлен памятник Гоголю работы Н.А. Андреева, созданный скульптором к 100-летию со дня рождения писателя и имеющий свою непростую, очень интересную и драматическую историю. Работу Николая Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Перед зрителем предстаёт писатель, глубоко погружённый в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает озябшее тело. Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Но наиболее радикальным явлением для монументального искусства того времени стала сама идея «скорбящего» Гоголя. Эта идея вызвала множество споров сразу же после открытия памятника.
А совсем рядом на Собачьей площадке жил А.С.Хомяков, у которого Гоголь крестил сына-тезку в увы, тоже погибшем арбатском храме Николы в Плотниках. Его супруга Екатерина Михайловна была ближайшим другом Гоголя - ей одной он рассказывал свои подлинные впечатления о поездке на Святую Землю. И ее смерть, последовавшая 26 января 1852 года, стала одной из причин мистической смерти Гоголя. Зиму 1852 года Гоголь намеревался провести в Крыму. Однако в сентябре 1851 года, посетив, как оказалось, в последний раз Оптину пустынь, он неожиданно вернулся в Москву и более не покидал ее.
Поначалу руководство музея столкнулось с сильной нехваткой мемориальных вещей писателя. Существовала опись вещей, которая была произведена после смерти Гоголя. После него осталось 294 книги, одни золотые часы, мягкие сапоги, которые он всегда носил, потому что у него болели ноги… Весь список умещался на полутора листах, в последствии на музей обрушился буквально водопад дарственных и до сих пор коллекция активно пополняется.

Передняя комната


Передняя была вспомогательным помещением и подробно не описана современниками. Поэт и переводчик Н.В.Берг неоднократно бывавший в этом доме, вспоминал:
«Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него так же невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии, именем Семён, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину. По обычаю того времени Семёна называли «казачком». В его обязанности входило докладывать о посетителях и выполнять разные поручения: встречать и провожать друзей Гоголя, помогать им снимать и надевать верхнюю одежду. Здесь была вешалка для одежды и, возможно находился дорожный сундук писателя.

На стене последний портрет Гоголя, выполненный в год его смерти в 1852 году. Дорожный «сундук странствий» преобразован в бричку как символ страннической судьбы Гоголя. В сундуке предметы, которые могли бы пригодится в дороге.

Гостиная


Гостиная воссоздана по воспоминаниям современников Гоголя: мебель красного дерева обитая штофом, придиванный стол, колокольчик для вызова слуги, подсвечник, бумаги, стопка книг. На стенах – икона, несколько акварелей и гравюр – виды Симонова монастыря, Колизея, Козельской Введенской Оптиной пустыни, Петровского путевого дворца, Пантеона, итальянские пейзажи. Эти места писатель посещал в разные годы.

Камин превращён в символ огненного очищения, обновления. Лики современников Гоголя имевших влияние на писателя, особенно в его последние годы, появляются в «каминном зале»: граф А.П.Толстой, Е.М.Хомякова, о. Матфей Константиновский, графиня А.Г.Толстая. Символичен образ Данте. В работе над «Мёртвыми душами» Гоголь опирался на трёхчастную структуру «Божественной комедии». В гостиной всё внимание привлекает мрачного вида камин - тот самый, в огне которого в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сгорел второй том «Мертвых душ». Перед этим Гоголь вызвал к себе из левой половины своего преданного слугу Семена. «Тепло ли в гостиной?» - поинтересовался писатель, после чего попросил отодвинуть заслонки на втором этаже и затопить печь. Дальнейшее является загадкой для исследователей творчества Гоголя вот уже 150 лет: писатель проходит со свечой по анфиладе комнат, садится возле камина и начинает жечь свои тетради, не обращая внимания на мольбы Семена этого не делать. Записи плохо горят, и приходится развязывать веревки, чтобы быстрее сжечь бумагу. В память о той ночи стрелки каминных часов застыли на отметке три - именно в это время русская литература лишилась произведения, которое могло бы стать одним из ее шедевров.
Чтобы точнее передать атмосферу той ночи, камин не обходится без современных инсталляций: под треск огня в нем проплывают лица всех тех, с кем виделся Гоголь незадолго до своей кончины. В Доме Гоголя можно полностью погрузиться в атмосферу той эпохи: вот послышались голоса домашних животных, вот заскрипела рессорами подъезжающая к крыльцу повозка, вот на улице разгружают поклажу...


Кабинет был местом, где Гоголь работал, общался с друзьями, молился, отдыхал. По воспоминаниям современников здесь находились конторка из красного дерева, стол, диван, кровать отделенная ширмой. Сюда приглашались только самые близкие люди: М.С.Щепкин, А.О. Смирнова-Россет, А.С.Хомяков, С.П.Шевырёв. Библиотека писателя в то время составляла 234 книги. На стенах - портреты архимандрита Антония (Медведева) и оптинских старцев с которыми Гоголь встречался во время посещений Оптиной пустыни, вёл переписку. Гравюры напоминают о путешествии писателя в Святую Землю в 1848 году.

Гоголь работал стоя за конторкой, преобразованной в экспозиции в алтарь творчества. На конторке портрет А.С.Пушкина, подарившего писателю сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора». Переживая потрясение, связанное с кончиной поэта, Гоголь писал П.А.Плетнёву в марте 1837 года: «Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». А через несколько дней Гоголь писал М.П.Погодину: «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина».

Ниже на конторке находится чернильный прибор из дома Трощинских, полтавских родственников писателя, и дорожная игольница матери Гоголя.

Над конторкой гравюра с картины Рафаэля «Преображение».

Приемная графа Толстого или «Зал Ревизора»


В другой части дома находится зал, где Гоголь принимал гостей. Здесь представлен театральный Гоголь, и зал оформлен в театральном стиле с применением бархатных драпировок, напоминающих убранство лож Александрийского театра, где состоялась премьера «Ревизора».


«Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!» - писал Н.В. Гоголь в статье «Театральный разъезд после представления новой комедии». Практическим ответом на этот призыв явились собственные пьесы писателя, прежде всего - гениальная комедия «Ревизор». Поставив своей целью отразить в «Ревизоре» «все дурное... все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем», Гоголь придал этой комедии огромный обобщающий смысл.
В этой пьесе фактически нет положительных героев. Рельефное изображение образов городничего и чиновников города составляет сатирический смысл комедии, в которой традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как мелкие чиновники, так и верхушка этого сословия города не мыслят иного исхода, кроме подкупа ревизора взяткой. Уездный безымянный городок, в котором под угрозой ревизии раскрывается подлинный характер главных персонажей, становится обобщенным образом всей России.


Впервые «Ревизор» был поставлен на сцене Петербургского Александринского театра 19 апреля 1836 г. Первое представление «Ревизора» в Москве состоялось 25 мая 1836 г. на сцене Малого театра. С тех пор комедия не сходила со сцен театров страны. И во времена СССР, и в наше время она является одной из самых популярных постановок и пользуется неизменным успехом у зрителя.


В октябре Гоголь посмотрел постановку «Ревизора» в Малом театре, но она ему не понравилась, и он пригласил артистов в дом на Никитском, чтобы самому прочесть пьесу. Авторское чтение состоялось 5 ноября - для него граф предоставил свою приемную.

Гоголь сидел на диване перед столом, а вокруг на стульях и креслах расположились слушатели: М.С.Щепкин, П.М.Садовский, Аксаковы, С.П.Шевырев, И.С.Тургенев. Автор читал прекрасно, но под конец сильно утомился.

Комната смерти


В свою последнюю новогоднюю ночь Гоголь встретился у Толстых с доктором Ф.П.Газом. Тот пожелал Гоголю такого «нового года», который даровал бы ему «вечный год». Гоголь впал в уныние от этого поздравления. Трагедия, разыгравшаяся зимой 1852 года в доме на Никитском бульваре, и причина смерти Гоголя по сей день остаются загадкой. Бесспорно, что Гоголя подкосила кончина Екатерины Михайловны Хомяковой. Есть даже гипотеза, что от нее он заразился брюшным тифом, который через месяц свел в могилу его самого. Он точно предчувствовал свою смерть. На панихиде Гоголь молвил вдовцу: «Все для меня кончено». И решил начать пост раньше положенного срока, еще на Масленой недели. Так явилась расхожая версия, особенно популярная в советские времена, а тогда разносимая Н.Г.Чернышевским, что Гоголь из религиозных побуждений «в состоянии сумасшествия» уморил себя голодом. Современные исследователи подвергли ее обоснованной критике.


Известно, что 5 февраля он пожаловался на расстройство желудка и на слишком сильное действие прописанного лекарства. Доктор Ф.И.Иноземцев поставил диагноз «катар кишок», который может перейти в тиф. В этом была первая и главная причина отказа от обычной пищи, которая, вероятно доставляла ему боль. Другим диагнозом Гоголя считали менингит, развившийся вследствие простуды. В те дни он ездил в Преображенскую больницу к почитаемому юродивому Ивану Яковлевичу Корейше, (потом изображенному Достоевским в «Бесах»), но, не решаясь пойти к нему, долго прогуливался на сильном ветру - и уехал. Когда начались первые недомогания Гоголя, Толстые перевели его в самую теплую комнату в доме на своей половине. Оттого и получилось, что Гоголь жил в одной части дома, а умер в другой. В ночь на 9 февраля Гоголь слышал во сне голоса, вещавшие, что он скоро умрет. На следующий день он попросил графа Толстого передать все свои рукописи святителю Филарету, митрополиту Московскому, с которым был лично знаком. Граф нарочито не принял бумаг, чтобы Гоголь не думал о скорой смерти. А потом проклинал себя за то, что не забрал рукописей.
В ночь на 12 февраля Гоголь велел слуге растопить печь в гостиной и сжег свои бумаги. Отец Матфей позднее говорил, что Гоголь уничтожил свои сочинения не потому, что считал их греховными, а потому что признал их слабыми. Утром писатель сокрушался, что хотел сжечь только рукописи, давно к тому отобранные, а сжег все. Толстой пытался ободрить его, что еще можно восстановить написанное по памяти. Гоголь оживился при этой мысли, но ненадолго. 14 февраля он твердо сказал: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть» и через три дня соборовался и приобщился.
Гоголь умер мученической смертью. 20 февраля Толстой созвал консилиум из лучших врачей, которые сочли, что у Гоголя менингит, и приняли решение лечить его насильно, как человека, не владеющего собой. Весь день, несмотря на мольбы умирающего не тревожить его и оставить в покое, его сажали в теплую ванну и обливали голову холодной водой, ставили пиявки, мушки, горчичники, обкладывали тело горячим хлебом.

В ключевой комнате музея звучит церковный хор. Это комната памяти. Маленькое помещение, оформленное в темных тонах. Зашторенные окна, темно-синие портьеры, серый бархат. На картинах - храм Святой Татианы, где отпевали Гоголя, и Свято-Данилов монастырь, где его захоронили. На высоком столике возле софы один из самых ценных экспонатов музея - девятая копия посмертной маски Н.В. Гоголя работы скульптора Рамазанова. Именно здесь серым февральским утром, в девятом часу, 21 февраля 1852 года теща М.П. Погодина обнаружила писателя мертвым.


По воспоминаниям современников здесь была комната для гостей. Гоголь перешёл жить сюда в январе 1852 года. Л.Н.Арнольди вспоминал: «Гоголь видно переменил комнаты в последнее время или был перенесён туда уже больной, потому что прежде я бывал у него в правой половине дома. В первой комнате никого не было, а во второй, на постели, с закрытыми глазами, худой, бледный, лежал Гоголь; длинные волосы его были спутаны и падали в беспорядке на лицо и на глаза; он иногда вздыхал тяжело, шептал какую-то молитву и по временам бросал мутный взор на икону, стоявшую у ног на постели, прямо против больного. В углу, в кресле, вероятно утомлённый спал его слуга из Малороссии. Гоголь писал отец его умер не от какой-нибудь определенной болезни, а только единственно «от страха смерти». Этот «страх смерти» Николай Васильевич Гоголь получил от отца, как роковое наследство.
На стенах портрет митрополита московского Филарета, виды Новодевичьего и Свято-Данилова монастырей. В 1931 году из Данилова монастыря в связи с закрытием кладбища прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище. Документы связанные с перезахоронениями находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве.

На столе под зеркалом копия выписки о смерти из метрической книги записей церкви Симеона Столпника. Прихожанами этой церкви были все жившие в доме Талызина. На столике рядом с диваном Псалтырь, открытый на покаянном псалме. Свет падает на посмертную маску Гоголя, выполненную скульптором Н.А.Ромазановым. Маска подарена музею М.Н.Домбровской, родственницей Ромазанова.
В этой комнате 21 февраля 1852 года (по старому стилю) около восьми часов утра Гоголя не стало. Ночью он громко закричал: «Лестницу, поскорее давай лестницу». Приняла его последний вздох тёща профессора Московского Университета М.П.Погодина Е.Ф.Вагнер.
В последние дни Гоголь уже не мог работать, он и ухаживающие за ним читали ему духовную литературу. Гоголь говорил, чтобы не предавали его тело земле, пока не появятся в его теле признаки разложения. Боялся впасть в летаргический сон. При жизни он страдал тафефобией - страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего. Бросалось в глаза резко выраженное истощение и обезвоживание организма. Он находился в состоянии так называемого депрессивного ступора. Лежал на постели прямо в халате и сапогах. Отвернувшись лицом к стене, ни с кем не разговаривая, погруженным в себя, молча ожидая смерти. С ввалившимися щеками, запавшими глазами, тусклым взором, слабым ускоренным пульсом. С начала февраля 1852 года Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил сон. Отказался от приема лекарств. Сжег практически готовый второй том "Мертвых душ". Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя. Срок этот едва ли безоговорочно справедлив и для здоровых, крепких людей. Гоголь же был физически слабым, больным человеком. После перенесенного ранее малярийного энцефалита страдал булимией - патологически повышенным аппетитом. Много ел, преимущественно сытные мясные кушанья, но из-за обменных нарушений в организме совершенно не прибавлял в весе. До 1852 года посты он практически не соблюдал. А тут, кроме голодания, резко ограничил себя в жидкости. Что вместе с лишением пищи привело к развитию тяжелейшей алиментарной дистрофии.

Как лечили Гоголя?

Соответственно неверно поставленному диагнозу. Сразу после окончания консилиума, с 15 часов 20 февраля доктор Клименков принялся за лечение "менингита" теми несовершенными методами, что применялись в ХIХ веке. Больного насильно посадили в горячую ванну, а голову стали обливать ледяной водой. После этой процедуры писателя бил озноб, но его держали без одежды. Выполнили кровопускание, к носу больного приставили 8 пиявок, чтобы усилить носовое кровотечение. Обращение с пациентом было жестоким. На него грубо кричали. Гоголь пытался противиться процедурам, но его руки с силой заламывали, причиняя боль. Состояние больного не только не улучшилось, но стало критическим. Ночью он впал в беспамятство. И в 8 часов утра 21 февраля, во сне, у писателя остановилось дыхание и кровообращение. Медицинских работников рядом не было. Дежурила сиделка.
Участники состоявшегося накануне консилиума стали собираться к 10 часам и вместо больного застали уже труп писателя, с лица которого скульптор Рамазанов снимал посмертную маску. Врачи явно не ожидали такого быстрого наступления смерти.
Что стало причиной смерти?

Острая сердечно-сосудистая недостаточность, вызванная кровопусканием и шоковыми температурными воздействиями на страдавшего тяжелой алиментарной дистрофией больного. Такие больные очень плохо переносят кровотечения, нередко совсем не большие. Резкая перемена тепла и холода также ослабляет сердечную деятельность. Дистрофия же возникла из-за длительного голодания. А оно было обусловлено депрессивной фазой маниакально-депрессивного психоза. Таким образом получается целая цепочка факторов. Врачи навредили? Они добросовестно заблуждались, поставив неверный диагноз и назначив нерациональное, ослабляющее больного лечение. Писателя можно было спасти? Насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьем, подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь безусловно была бы сохранена. Кстати, самый молодой участник консилиума доктор А. Т. Тарасенков был уверен в необходимости насильственного кормления. Но по каким-то соображениям на этом не настоял и лишь пассивно наблюдал за неверными действиями. Клименкова и Овера, позднее жестоко осудили их в своих воспоминаниях. Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что его психическое заболевание при жизни так и не было распознано. На столе стоят часы, на них застыло время смерти писателя.

Толстые, потрясенные смертью своего постояльца, вскоре покинули этот дом. В 1856 году Александр II назначил А.П.Толстого обер-прокурором Священного синода, и они уехали в Петербург. Граф пережил Гоголя на 21 год и умер в 1873 году в Женеве по пути из Иерусалима. Вдова тут же продала дом на Никитском дальней родственнице Лермонтова М.А.Столыпиной, а та отдала владение своей дочери Н.А.Шереметевой. В 1888 году она произвела капитальные перестройки с переменой печей, когда возможно, была утрачена подлинная печь, в которой сгорели рукописи Гоголя.

Зал воплощений


При Гоголе здесь, по всей видимости, были служебные помещения. В левой половине музея от обстановки дома писателя мало что осталось. «Это особая планета Гоголя, - говорит художник и автор экспозиции музея Леонтий Озерников. - Главное, чего мы хотели добиться в этом зале, - это сотворчество. С Гоголем, друг с другом, во все времена».

В этом ярком, контрастно оформленном зале, который в музее называют интерактивным, вдоль пестро оформленной иллюстрациями стены стоят компьютеры, где можно получить информацию о классике в более привычном для школьников электронном виде. Да и сам Гоголь становится здесь очень школьным, болезненно знакомым даже тем, кто окончил всего девять классов, - такой Гоголь очень легко вписывается в виртуальную реальность. Так, здесь можно пролистать экранную книгу об истории создания «Ревизора», посмотреть на Чичикова, Плюшкина и других гоголевских персонажей работы выдающихся художников-иллюстраторов. Тут представлена многослойная экспозиция о жизни и творчестве писателя в разные периоды, темы, которые интересовали его, и нашли отражение в произведениях, например, Петербург, христианство. Все это придумано для более глубокого прочтения Гоголя в музее.

В зале воплощений представлены различные периоды жизни писателя. С музейными предметами и современными технологиями сочетаются авторские инсталляции, выполненные художником Л. Озерниковым.

Нельзя обойти вниманием тему - отношений России и Украины. Оба народа были любимы писателем и неразделимы в его сознании. «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская, - писал Николай Васильевич в 1844 году. - Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую». Однако, по словам Достоевского, весь свой исполинский талант Гоголь все-таки посвятил России. Но это не отнимает его у Украины! И тогда, и сейчас Гоголь объединяет два наших братских народа.

Библиотека


На втором этаже - жилая половина Толстых, где сейчас находятся читальные залы. Налево - театральная гостиная графини Анны Георгиевны Толстой. В ней располагается нотно-музыкальный читальный зал, но все библиотечные интерьеры исполнены в стиле классической городской усадьбы середины XIX века. Здесь и хрустальный камин с имитацией огня, и портреты хозяев, и их дворянский герб.

Направо раньше находились апартаменты хозяев, в том числе и столовая, куда Гоголь часто приходил обедать. Ныне здесь размешается гуманитарный читальный зал, выполненный в стиле дворянской библиотеки. Пока тут проводятся научные конференции.

Когда полностью освободится второй, соседний флигель усадьбы (его арендатор имеет контракт сроком до 2012 года), туда переедет вся библиотека, а здесь будет устроен полноценный выставочный зал. Экспозиция расскажет об истории этого дома, о Толстых, о странствиях по Москве «старого», первого памятника Гоголю, обретшему окончательный приют во дворе.
Дополнить знания можно на втором этаже в библиотеке, ознакомиться с произведениями писателя на разных языках, а также исследованиями его жизни и творчества. В театральной гостиной находится нотная библиотека. Один из нотных альбомов, согласно легенде, принадлежал графине А.Г.Толстой.
Коллекция музея насчитывает несколько тысяч экспонатов: книги, предметы дворянского быта, гравюры, литографии первой половины XIX века.

Дом Н.В. Гоголя осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального и справочно-библиографического отделов, абонемента и читального зала, в котором можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в интернете.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: ежегодная международная конференция "Гоголевские чтения", литературно-музыкальные и поэтические вечера, концертные программы, календарные праздники, творческие встречи, осуществляется проект "Усадебный театр". Основателем библиотеки была Н.К. Крупская (1869 - 1939). Интересна история дома. Он известен как «Талызинская усадьба» и связан с последними годами жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В 1959 году во дворе дома к 150-летию со дня рождения Гоголя появился памятник работы скульптора Н.А.Андреева.

Адрес: 119019, Москва, Никитский бульвар, д. 7а. Проезд: Ст. м. "Арбатская"
Режим работы:* Ежедневно, кроме вторника и последнего дня каждого месяца, с 12.00 до 19.00, сб., вс. с 12.00 до 17.00. Касса до 18.00, в сб. и вс. до 16.00
Входная плата:* Полный - 80 руб., детский (до 7 лет), студенты дневного отделения - бесплатно, льготный (пенсионеры, школьники, студенты вечернего отделения) - 30 руб., для зарубежных туристов - 100 руб.

Интернет: www.museum.ru/M1622 - официальная страница
Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека - W1470, официальный сайт www.domgogolya.ru/
эл. почта: [email protected]

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Единственный из сохранившихся в Москве домов, где жил Николай Васильевич Гоголь, это здание на Никитском бульваре. В эту квартиру писатель, творец «Мертвых душ», был приглашен своим другом, еще одним знаменитым писателем, Алексеем Толстым. Случилось это в 1848 году.

Скорбные дни

Гоголь жил здесь и творил до рокового 1852 года, когда заболел. Друзья, как могли, пытались ему помочь, нанимали лучших врачей. А те лишь разводили руками – они не находили явного заболевания, а писатель худел и слабел с каждым днем. Он не выходил из своей спальни и говорил, что скоро умрет. Умирающий Гоголь пытался отдать свои рукописи на сохранение другу. Тот в ужасе отверг это предложения, сказал, что Николай еще долго будет жить. Как же он позже жалел, что не взял бумаги. Гоголь (то ли осознанно, то ли под влиянием своей странной болезни) сжег свои труды в камине. Через некоторое время мрачное пророчество сбылось – писателя не стало. Он умер в своем доме, который позднее стал музеем его имени.

В гоголевской атмосфере

В двух мемориальных комнатах поначалу было немного экспонатов: книги писателя, его любимые сапоги и еще некоторое количество незначительных вещей, список которых умещался на полутора страничках. Но когда новости об открытии музея Гоголя разнеслись по Москве, в дворике был установлен памятник писателю, а музейных работников дарители просто завалили вещами, некогда принадлежавшими Николаю Васильевичу. Сейчас в музее Гоголя уже несколько тысяч экспонатов.

Тех, кто читал произведения Гоголя – то язвительные и сатирические как «Ревизор» и «Нос», то мистические и жутковатые как «Вий» и «Страшная месть» – очень удивляет атмосфера жилища писателя. Ожидая увидеть мрачное место, они попадают в светлый и даже умиротворенный дом. Мебель и планировка – все очень традиционное для того времени. Кругом гравюры, литографии, стоят кушетки, на которые посетителю музея можно присесть. Комнаты наполнены светом, и в них нет ни капли мистики. Это еще раз подтверждает посмертное заключение психиатров, которые опровергли слова недоброжелателей, твердивших, будто у Гоголя было психическое расстройство. Специалисты уверяют, что все необычности в поведении этого уникального писателя, не что иное, как безобидная чудаковатость.

Дела музейные

Творческая команда из сотрудников музея поддерживает в порядке экспозицию, гармонично сочетающую традиционные приемы и использование мультимедийных и аудиовизуальных средств.

Сотрудники музея организуют тематические, обзорные и даже театрализованные экскурсии, интересные многим людям.

В здании музея Гоголя налажена библиотечно-информационная работа. Для посетителей работает читальный зал и абонемент, справочно-библиографичный и нотно-музыкальный отдел, также можно воспользоваться Интернетом.

В музее Гоголя регулярно организуют культурные мероприятия, такие как «Гоголевские чтения» – международная ежегодная конференция, поэтические и литературные, музыкальные вечера, праздничные программы и концерты, вечера встреч с писателями. Там же реализуется проект «Усадебный театр».

Утомленные посетители могут выпить чаю и съесть пирожок в здешнем буфете.

Экскурсоводы очень интересно рассказывают о судьбе и творчестве Гоголя. А рассказать есть что. Все в жизни этого удивительного человека связано с мистическими и загадочными событиями, включая его рождение и день смерти. Даже в наши дни в музее Гоголя иногда творятся странные вещи по ночам – не открываются незапертые двери, слышны шаги. Неудивительно, что за такими рассказами время экскурсии пролетает незаметно, оставляя неизгладимый след и желание еще раз перечесть произведения Н. В. Гоголя.

Время работы:

  • пн., ср., вт. – 12:00-19:00;
  • чт. – 14:00-21:00;
  • сб., вс. – 12:00-18:00;
  • вт. – выходной.

Стоимость:

  • 120 руб. – взрослый;
  • 40 руб. – детский.