Крестный отец. Хроника шедевра. Крестный отец - самое интересное в блогах

Невероятная история о том, почему Марлона Брандо отклонили в его 1973 Оскар "Крестный отец"

Newsweek крышка Марлон Брандо кумом
Newsweek
Крестный отец был не слишком доволен Академии.
Человек, который сделал предложения другие не могли отказаться от когда - то отказался heftiest честь в киноиндустрии.

5 марта 1973 года, Марлон Брандо отказался премию Оскар за лучшую мужскую роль за его выворачивающий исполнение роли Вито Корлеоне в "Крестном отце" - для очень неожиданной причине.

Вот как он пошел вниз.

Фильм, принесший Брандо Назад

В 1960 - е годы, карьера Брандо скользнул в упадок. Его предыдущие два фильма - лихо чрезмерно бюджет "One-Eyed Jacks" и "Мятеж на Баунти" - танком в прокате. Критики сказали "Мятеж" положило конец золотого века Голливуда, и что еще хуже, слухи о неподобающим поведением Брандо на съемочной площадке превратили его в один из наименее желательных актеров работать.

Карьера Брандо необходимо экономить. "Крестный отец" был его дефибриллятора.

В эпическом изображении 1940-х годов семьи мафии в Нью-Йорке, Брандо играл патриарха, оригинальный Дон. Хотя фильм следует за его сына Майкла (в исполнении Аль Пачино), Вито Корлеоне является его позвоночника. Безжалостный, насильственные преступления, он любит и защищает семью любыми необходимыми средствами. Это тепло его человечности, что делает его нерушимой - парадокс в форме замечательной производительности Брандо.

"Крестный отец" собрал почти $ US135 млн по всей стране, и обставляется как один из величайших фильмов всех времен. Прижат башенкам киноэкране - Майкл Кейн, Лоуренс Оливье и Питер О"Тул - Брандо, чтобы выиграть добавили в избранное Лучший актер.

Драма на награды Показать

Накануне 45 - й церемонии вручения премии Оскар, Брандо объявил, что он будет бойкотировать церемонию и отправить Sacheen Littlefeather на своем месте. Малоизвестная актриса, она была тогда-президент Национального комитета индейской Позитивных Image.

Оскары 70s Марлон Брандо Индеец
AP
Брандо послал Sacheen Littlefeather на своем месте, чтобы обратиться к американскому движению индийских прав.
Вечером 5 марта, когда Лив Ульман и Роджер Мур зачитал имя Лучшего получателя премии актер, ни ведущий раздвинул губы в улыбке. Их взгляд упал на женщину в Apache платье, чьи длинные темные волосы покачивались на ее плечи, когда она поднималась по лестнице.

Мур продлил награду Littlefeather, который отмахнулся с открытой ладонью. Она поставила письмо вниз на подиуме, отрекомендовалась, и сказал:

"Я представляю Марлон Брандо в этот вечер, и он попросил меня, чтобы сказать вам... что он очень к сожалению, не может принять эту очень щедрую награду. И причины для этого существа являются обращение американских индейцев сегодня в киноиндустрии - "

Толпа освистали. Littlefeather посмотрел вниз и сказал "извини". Другие в аудитории начали хлопать, подбадривая ее на. Она продолжала лишь ненадолго, чтобы "просить", что ее внешний вид не вторжение, и что они будут "встречаться с любовью и великодушием" в будущем.

Смотрите сцены разворачиваются:

Почему он это сделал

В 1973 году коренные американцы не имели "практически не представлены в киноиндустрии и в основном использовались в качестве статистов," индеанисты ученый пишет Дина Gilio-Уитакер. "Главные роли, изображающие индейцев в течение нескольких поколений вестерны были почти всегда отдается белых актеров."

Но они были не только пренебрегли или заменены в фильме; они были неуважительно - осознание того, что калека имидж Брандо отрасли.

Марлон Брандо
Associated Press
Брандо был 48 , когда он стал вторым человеком, чтобы отклонить премию Оскар за лучшую мужскую роль.
На следующий день, The New York Times напечатала полноту его заявления - " , который Littlefeather не смог прочитать в полном объеме из - за временных ограничений." Брандо выразил поддержку Движения американских индейцев и ссылки на текущую ситуацию в Вундед, где команда 200 Оглала Лакота активисты заняли крошечный город в Южной Дакоте предыдущем месяце и в настоящее время находится под осадой вооруженных сил США. Он написал:

" Картина сообщество движение было в высшей степени ответственными за деградацию любого индийского и высмеивая его характера, описывая его как дикое, враждебное и зла. Это достаточно трудно для детей, чтобы вырастить в этом мире. Когда индийские дети... видеть, что их раса изображается как они в фильмах, их умы стали ранения способами, которыми мы никогда не можем знать. "

Цунами критики опрокинулся Брандо и Littlefeather следуя Оскаров, от сверстников в промышленности и средств массовой информации.

Тем не менее, Брандо одолжил индейскую общину один раз в жизни возможность для повышения осведомленности о борьбе перед 85 миллионов зрителей, используя развлекательную платформу для политической справедливости в беспрецедентной манере.

Его противоречивый отказ от премии (что победитель не повторилось с тех пор) остается одним из самых сильных моментов в истории Оскара.

Следуйте Business Insider Австралии на Facebook , Twitter и LinkedIn

Пьер Вак - один из самых влиятельных бизнес-гуру второй половины прошлого века, хотя вы, вероятно, о нем даже не слышали. Наполовину француз, наполовину немец, этот харизматичный, обладавший мощным интеллектом человек сумел оказаться в нужное время в нужном месте. В любую другую эпоху трудно было бы представить себе, чтобы человек, изучавший мистический суфизм и куривший в своем офисе марихуану, сумел подняться до уровня топ-менеджера в нефтяной промышленности. Но период с 1971 по 1981 г., когда Вак занимал должность руководителя легендарной команды группового планирования в компании Royal Dutch Shell, пришелся на то время, когда и отрасль, и мир в целом стремительно менялись.

Нефтяная промышленность первой испытала на себе особенности функционирования в мире VUCA . В начале 1970-х руководители в этой отрасли были вынуждены ежедневно иметь дело с нестабильностью, неопределенностью и сложностью ситуации, выражающейся в непредсказуемых скачках цен на нефть.

Цена на нефть имеет огромное значение при планировании деятельности нефтяной компании. Она определяет необходимые объемы геологоразведки и бурения, а также влияет на определение расходов по разработке новых месторождений. На планирование и запуск новых буровых вышек или прокладку межконтинентальных трубопроводов уходят годы, а за это время цены на нефть могут значительно упасть или вырасти.

Ошибочный прогноз легко может стоить миллиардов долларов. Тем не менее весь предыдущий мировой опыт показывает, что никто не в состоянии предсказать цену на нефть. Она зависит от многочисленных внешних факторов, неподконтрольных компании: экономического положения, стоимости капитала, поведения потребителей, новых технологий, изменений в законодательных и нормативных актах, геополитической ситуации и многого другого. Большую часть 1950-х и 1960-х гг. эти силы действовали в пределах узкой зоны вариативности, что позволяло без проблем планировать бизнес. Но к концу 1960-х и в 1970-х гг. ситуация изменилась.

К тому моменту как в 1971 г. Пьер Вак занял руководящую должность, высшее руководство компании Shell было разочаровано ограниченностью традиционного . Было ясно, что общепринятый подход - попытка с помощью анализа преодолеть неопределенность ситуации - не работает. Но никто не имел ни малейшего представления, чем его можно заменить.

Вак тоже не знал, что предпринять, но горел желанием экспериментировать. Он изучил работу Германа Кана, выдающегося американского военного стратега, который послужил прототипом главного героя черной комедии режиссера Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав». Во времена холодной войны, используя сценарное планирование и другие техники проигрывания военных действий, Кан обучал военных стратегов «думать о немыслимом», чтобы предугадать потенциальные действия Советского Союза и других стран, а главное - чтобы предотвратить угрозу ядерной войны.

Вак использовал сценарное планирование - с которым в Shell уже экспериментировали - как дополнение к традиционным методикам. Вместо того чтобы безуспешно пытаться предсказать цену на нефть в будущем, его команда создавала детальные, многовариантные сценарии того, почему и как она может резко взлететь или опуститься. С помощью этих сценариев они проверяли на прочность различные стратегии компании.

Америка. Шестидесятые. В те времена термин «мафия» звучал устрашающе, символизируя собой одну из самых опасных ветвей в мировой организованной преступности. Лица, находившиеся у руля организации, предпочитали молчать, а все сказанные слова вычеркивать из истории. И чаще всего вместе с автором.

Все началось весной 1968 года, когда писатель Марио Пьюзо вошел в кабинет одного из боссов Paramount Роберта Эванса. Эванс с трудом дал свое согласие на эту встречу с незнакомцем, и то лишь в качестве дружеского одолжения. В руках Пьюзо держал мятый конверт с пачкой машинописных листов, на которую, судя по взгляду, у него были далеко идущие планы.

«Проблемы?» - спросил Эванс.

Да, и еще какие. Пьюзо был игроком, задолжав букмекерам десять тысяч. Единственной его надеждой был тот самый конверт с предварительной версией сценария фильма об организованной преступности. Заголовок на стопке листов содержал то самое, не очень популярное среди людей сведущих, слово - мафия. Несмотря на то, что это понятие в текущем значении использовалось в Италии с XIX века, до Пьюзо еще никто не осмеливался выносить этот термин на обложку книги или афиши.

«Я дам тебе десятку. Если книга получится хорошей, то получишь еще семьдесят пять тысяч». Сам Эванс позже вспоминал, что в его словах было больше сочувствия, чем радости. «Пьюзо посмотрел на меня и спросил: как насчет пятнадцати? Я ответил, что двенадцать с половиной и по рукам».

Даже не ознакомившись с рукописью, Эванс передал конверт в один из департаментов Paramount вместе с чеком на оплату. Шло время, и когда через несколько месяцев Пьюзо позвонил и спросил: «Будет ли это нарушением контракта, если я сменю название книги?» - Эванс не смог удержаться от смеха. «Я уже успел позабыть о том, что он вообще что-либо пишет». Пьюзо продолжил: «Я хочу назвать ее «Крестный отец».

Роман Марио Пьюзо неожиданно стал бестселлером среди бестселлеров, чтобы позже превратиться в знаменитый голливудский фильм. Картина, в свою очередь, практически совершив революцию в киноиндустрии, спасла от банкротства студию Paramount Pictures, проложила дорогу в жизнь новому поколению звезд, сделала авторов богатыми и знаменитыми, а также стала поводом для войны между голливудскими бизнесменами и боссами мафии.

«Когда сказка становится былью, пора увековечить ее в граните», - говорил репортер в одном из вестернов Джона Форда. Ну и что с того, что позднее Марио Пьюзо утверждал, что встреча с Эвансом проходила при других обстоятельствах? Или что редактор Variety Питер Барт, бывший в то время заместителем Эванса по креативу, настаивал на том, что рукопись сначала легла к нему на стол? Как бы там ни было на самом деле, этому проекту всегда сопутствовали ожесточенные споры, в которых принимали участие не только кинокамеры, но и оружие.

«Пойдем, присядем», - Эванс пригласил журналиста пройти в спальню, которая после пожара в 2003 году, уничтожившего просмотровую, стала выполнять ее роль. Пока гость устраивался на диване, комната уже наполнилась чарующими звуками композиции Нино Рота, а на экране появилось лицо дона Корлеоне, отмечающего день свадьбы своей дочери. «Это лучший фильм из всех, что я когда-либо видел», - говорил Эванс о картине, которая, по его же собственным словам, «волшебна» и в ходе съемок чуть было не оказалась его последней работой в кино.

Увидевший свет в 1969 году, роман «Крестный отец» продержался 67 недель в списке бестселлеров New York Times и был переведен на такое количество языков, что Пьюзо просто сбился со счета. Студии Paramount роман достался по дешевке, но хозяева компании не торопились приступать к съемкам. По их мнению, гангстерские фильмы не оправдывают себя (имеется в виду провал в прокате «Братства» с Кирком Дугласом). Эванс и Барт знали причину неудачи - до сих пор фильмы про гангстеров делались руками и головами «голливудских итальянцев». Чтобы «Крестный отец» попал на самый верх, необходимо было взять в оборот настоящих итало-американских актеров, режиссера и продюсеров. И только тогда, по словам Эванса, фильм получился бы таким, что зритель буквально стал бы ощущать запах спагетти в зале.

Сказано - сделано. Продюсером проекта был назначен Альберт Радди, который даже близко итальянцем не был. Прославился Радди на тот момент лишь тем, что сумел протащить на телевидение явно бредовую идею фильма о нацистском лагере для военнопленных, создав в итоге популярный телесериал «Герои Хогана». Каковы бы ни были творческие задатки Радди, более всего он был известен тем, что снимал кино быстро и дешево.

«Мне позвонили в воскресенье» - вспоминает Радди. «Хочешь заняться съемками «Крестного отца?» Я сначала думал, что надо мной издеваются. «Да, конечно, отличная книга, я наслышан». Роман я, разумеется, даже в руках не держал. Меня спросили, что не мог бы я прилететь в Нью-Йорк, поскольку Чарли Бладорн, глава компании Gulf & Western, решил лично познакомиться с продюсером и режиссером фильма. Я согласился и тут же бросился в ближайший магазин за книгой.

В Нью-Йорке Радди встретился с магнатом Чарльзом Бладорном, купившим киностудию Paramount в 1966 году. «Он спросил меня: «Как ты собираешься снимать этот фильм?», - говорит Радди.

Радди сделал аккуратные пометки на полях книги, но, зная понаслышке, что у Бладорна и его компании есть связи в мафии, решил вести разговор по-мужски. «Чарли, я хочу снять захватывающее, страшное кино о людях, которые вам не безразличны», - ответил он. Бладорн хитро ухмыльнулся, стукнул кулаком по столу и молча покинул комнату. Радди получил добро.

Изначально планировалось снять фильм быстро, а все действие сюжета поместить в 1970 году, не растягивая фильм по времени, как в книге, ибо время - деньги, а бюджет ленты составлял всего 2,5 миллиона. Однако с ростом популярности романа Пьюзо стали увеличиваться и бюджет, и амбиции создателей. Бладорн и президент Paramount Стэнли Джаффе стали искать режиссера, однако все предполагаемые кандидаты отказывались под предлогом того, что романтизировать мафию - аморально.

В итоге Питер Барт настоял на кандидатуре Френсиса Форда Копполы, 31-летнего итало-американского режиссера, за плечами у которого было несколько картин, но ни одного хита. Барт полагал, что Коппола сможет уложиться в бюджет. Сам Френсис сознался на переговорах, что не дочитал роман до конца, ибо его раздражали сексуальные сцены. Однако смущение не было главной проблемой Копполы. Его кинокомпания задолжала Warner Bros. 600 тысяч долларов, поэтому партнеры по бизнесу, в частности Джордж Лукас, всячески подталкивали Копполу к новой работе. Коппола отправился в городскую библиотеку, понабрал книжек о мафии и погрузился в чтение с головой. Он решил, что снимет не просто фильм о мафии, а хронику отдельно взятой семьи, своеобразную метафору американского капитализма.

Реакция Эванса была ожидаема. «Он что, с ума сошел?» Однако Paramount могла в любой момент продать права на экранизацию Берту Ланкастеру, мечтавшему сыграть роль дона Корлеоне. Эванс понимал, что промедление смерти подобно, поэтому в спешке организовал встречу Копполы с Бладорном. К счастью, видение режиссера устроило последнего. Коппола тут же приступил к совместной с Пьюзо работе над сценарием, и эти двое по-настоящему сдружились. «Пьюзо был отличным парнем, - говорит Коппола. «Если не вдаваться в детали, помню, я сделал запись в сценарии по поводу соуса: для начала надо подрумянить чеснок». Он вычеркнул строчку и говорит: «Чеснок надо зажарить. Гангстеры не подрумянивают».

Коппола точно знал две вещи: чтобы картина получилась аутентичной, действие фильма должно было охватывать некий промежуток времени в сороковых годах и происходить в Нью-Йорке. Пьюзо прекрасно разбирался в тонкостях преступного мира, но лишь издалека. В своих воспоминаниях он писал: «Стыдно признаться, но я написал «Крестного отца», просто задавая людям вопросы».

«Я никогда не видел настоящего гангстера», - говорил Пьюзо. Впрочем, как и Коппола. «Марио предупредил меня, что не стоит этого делать, даже соглашаться нельзя. Они уважают твой выбор, и не будут настаивать, если поймут, что ты не желаешь идти на контакт».

Наконец, все дела были улажены и съемки подошли к концу. Премьера была назначена на 29 марта 1972 года. Уже за первые шесть месяцев проката кассовые сборы фильма превзошли аналогичный показатель «Унесенных ветром» сразу за 30 лет. В следующем году картина стала триумфатором премии «Оскар», получив главный приз как лучший фильм 1972 года. «Крестный отец» открыл в Голливуде эпоху стомиллионных блокбастеров, и последним, кто об этом узнал, был режиссер. «Я был так уверен в том, что фильм провалится - слишком темный, слишком длинный, слишком скучный, - что и не надеялся на успех, - говорит Френсис Форд Коппола. - Про грандиозный успех фильма я узнал от своей жены. Я не пошел на премьеру. Шедевр, говорите? Не знаю, я не был уверен даже в том, что он окупит затраты».

В завершение стоит добавить, что киноиндустрия и мафия всегда шли рука об руку. Одна из известных строчек книги так и не вошла в фильм: «Адвокат с портфелем может украсть больше, чем сотня людей с оружием». Перед своей смертью в 1999 году Марио Пьюзо как-то сказал: «Полагаю, что коррупция в шоу-бизнесе намного сильнее, чем в мафии или Лас-Вегасе». Когда съемки фильма еще только начались, в коридорах Gulf & Western можно было встретить и киношников, и членов мафии. Сам Чарли Бладорн втайне заключил сделку с Микеле Синдона, крупной фигурой сицилийской мафии, отмывающим деньги и являвшимся советником Гамбино и других нью-йоркских семей, а также Банка Ватикана (часть этой легенды Коппола впоследствии использовал в третьей части «Крестного отца»). Уже в 1980 году Синдоне были предъявлены обвинения по 65 статьям, в том числе за мошенничество и лжесвидетельство. Через 4 года его экстрадировали в Италию, где признали виновным в том, что он являлся заказчиком нескольких убийств. История Синдоне закончилась в камере миланской тюрьмы, где он проглотил (или ему помогли проглотить) ампулу с цианидом, что по кодексу чести мафии является лучшим средством для молчания.

З.Ы. Уже в наше время роман Марио Пьюзо получит и свое