Индустриальный пейзаж как жанр живописи. Индустриальные пейзажи эдварда буртынски Живопись масло индустриальный пейзаж

В 30-е годы прошлого века появилось интересное направление, получившее название «индустриальный пейзаж». Ветряки в полях, огромные тарелки в горах, коровы на фоне труб – всё это в сегодняшней подборке индустриальных пейзажей.

1. Природа и дорога. Межштатная автомагистраль Interstate 94 в Соединённых Штатах Америки, 12 января 2017.



2. В прошлом году в Китае завершили строительство (Five hundred meter Aperture Spherical Telescope). Диаметр его рефлектора - полкилометра! Телескоп FAST будет наблюдать за объектами, расположенными на расстоянии до 11 млрд световых лет от Земли. В Национальном космическом агентстве Китая планируют, что радиотелескоп также сможет обнаружить сигналы внеземных цивилизаций.

3. Интересная конструкция в Германии, взобравшись на которую открывается вид на пром зону Дуйсбурга. Ветер слегла колышет лестничную горку, создавая своеобразный «аттракцион» для любителей высоты. Горки с названием «Тигр и Черепаха» находятся в Дуйсбурге. (Фото Kevin Kurek):

4. Панели солнечных батарей хорошо сочетаются с природными ландшафтами, Ольягуэ, Чили, 9 января 2016. (Фото Pablo Sanhueza | Reuters):

7. Нефть качают недалеко от Багдада в Ираке, 14 октября 2016. Кто? По некоторым оценкам, Америка держит «под сапогом» 80% иракских нефтевышек. Не зря же в 2003 году в Совете Безопасности махали пробиркой с «сибирской язвой». (Фото Essam Al-Sudani | Reuters):

9. Градирни во Франции, 21 октября 2016. Это устройства для охлаждения большого количества воды потоком воздуха. Иногда градирни называют также охладительными башнями. (Фото Regis Duvignau | Reuters):

11. Мусоросжигательный завод недалеко от Парижа, 9 декабря 2016. (Фото Charles Platiau | Reuters):

12. Золотой рудник. Конго - крупнейшая африканская страна к югу от Сахары и на бумаге одна из самых богатых: здесь сосредоточены огромные залежи алмазов и золота, кобальтовых, медных, оловянных, танталовых и множества других руд. Однако нескончаемая война превратила Конго в одну из беднейших и несчастнейших стран. (Фото Pete Jones | Reuters):

14. Ветрогенератор - ну очень эффектное устройство для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию.Бельгия, 25 января 2016. (Фото Eric Vidal | Reuters):

16. Дымящие трубы и линии электропередач. (Фото Siphiwe Sibeko | Reuters):

17. Красивый индустриальный пейзаж. Градирня атомной электростанции в Швейцарии, 18 ноября 2014. (Фото Arnd Wiegmann | Reuters):

18. Кашага́н - крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. (Фото Anatoly Ustinenko | Reuters):

Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.

Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

Победившая Октябрьская революция 1917 года совершила коренной переворот не только в политической и социальной жизни общества; она радикальным образом преобразовала культуру, сознание, мировоззрение людей. Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, гражданскую войну, разруху и голод, 1920-е и 1930-е годы стали одними из самых продуктивных лет в плане творческого поиска в живописи, архитектуре, литературе, театре, кинематографе. Правда, потом, по истечении этого культурного прорыва, началось возвратное движение, с подавлением «дегенеративного искусства», противоречащего по сути идеологической линии партии и советского правительства.

Но это будет в будущем, которое в 1920-е годы казалось светлым и манящим — своей перспективой, новизной, масштабом. С провозглашением программ экономических преобразований страны, электрификации, индустриализации, строительства нового, коммунистического общества, вся страна превратилась в одну большую стройку, где главным действующим лицом стал рабочий класс, преобразующий окружающую действительность невиданными ранее темпами.

На фоне аграрных ландшафтов и нетронутой природы стали массово возводиться предприятия электроэнергетики, химии и нефтехимии, машиностроения, металлургии, тяжёлой промышленности.

Масштаб преобразований потрясал не только обывателя, но и художников различных жанров и направлений. Организаторы и последователи «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и прочих авангардных объединений российских живописцев активно включились в овеянную трудовой романтикой и энтузиазмом жизнь, перенося акцент от «пугачей» (как называл свои фовистские портреты Илья Машков) на создание пролетарских архитектурных шедевров (таких, как «башня Татлина»), плакатов, индустриальных пейзажей.

Ниже представлена ранняя работа А.Куприна «Завод. Этюд», написанная практически в стиле кубизма, хотя автор и избегает характерного для этого направления дробления объектов.

Такие мастера, как Александр Куприн, Константин Богаевский, Александр Дейнека, Александр Лабас, а также целый ряд других художников, отложили в сторону натюрморты, портреты и обнажённую натуру ради создания нового направления, получившего название индустриальный пейзаж . В это ёмкое понятие входили не только полотна с изображением заводов или новостроек, но и другие экономические сюжеты – строительство новых городов и значимых объектов, электростанций и плотин, железных дорог и локомотивов, передовиков производства в антураже технических средств, станков, тракторов, подъёмных кранов.

Художники, писавшие индустриальные пейзажи, не были конъюнктурщиками, пробовавшими оседлать новую модную волну и одновременно понравиться власти. Их картины не были «раскрашенными фотографиями». Полотна мастеров этого направления передают зрителю мощный пульс того времени, энтузиазм работников, грандиозный масштаб экономических преобразований. При этом мы можем наблюдать передачу промышленного ритма и созидательного духа через различные стилисоциалистического реализма, авангардизма, импрессионизма и даже футуризма (последнее направление для городов будущего весьма популярно и теперь). Наверное, здесь был бы уместен термин М.Ларионова и Н.Гончаровой «всеизм»,

подразумевающий использования всех техник и стилей.

Ниже представлены картины К.Богаевского, написанные им в разных стилях в 1932 и 1935 году.

Картина «Биби-Эйбат», на которой художник изобразил нефтяные разработки вблизи Баку, поражает нас своей статичностью и полным отсутствием движения. Зритель видит только возвышающиеся нефтяные вышки, жилые и производственные строения возле них. Ничто не указывает на дату; внешний наблюдатель как бы попадает в пространство, лишённое времени. Только производственные сооружения, которые ждут рабочих. Кто и когда даст сигнал к началу работ, остаётся загадкой. Полная статичность и недосказанность делает картину похожей на «промышленную икону». По своему исполнению шедевр К.Богаевского напоминает полотна Де Кирико, работавшего в метафизическом стиле.

Совершенно иные подходы выбирает художник при написании картин о строительстве Днепровской ГЭС. На одном из них Днепрострой изображён в почти импрессионистской манере, где игра света занимает одно из центральных мест. Лучи прожекторов и всполохи от сварочных работ оживляют композицию динамикой и созидательным началом, показывая при этом, что работы не прекращаются даже в вечернее и ночное время.

В картине «Панорама строительства Днепрогэса» Богаевский придерживается реалистического стиля, тщательно выписывая детали обширной стройки.

Работы Александра Куприна выдержаны в более единообразном и узнаваемом стиле, где изображаются не только производственные площадки, но и чётко различимые рабочие, занимающиеся созидательным трудом.

Неповторимым стилем и харизмой обладают полотна А.Лабаса, выбирающего для индустриального пейзажа особую палитру красок, характерную для пастелей. В исполнении художника предприятия и окружающий их пейзаж приходят в состояние гармонии, которая радует глаз внешнего наблюдателя.

Картины художников, представлявших индустриальный пейзаж, в довоенный и послевоенный период пользовались

спросом со стороны корпоративного сектора. Этот вид живописи был близок и трудящимся массам, которые воспринимали его как понятный, доступный, передовой. Для полотен индустриалистов не требовались дополнительные разъяснения и лекции, почти необходимые для супрематизма Малевича или абстракций Кандинского. Всё было выполнено не только в высокохудожественном стиле, но и имело воспитательно-пропагандистскую функцию, настраивавшую зрителя на созидательный лад.

Проекцией с индустриального пейзажа стали монументальная живопись, мозаики и чеканки, украшавшие здания советских городов, территории предприятий и парковые зоны. Индустриальные пейзажи были и продолжают оставаться непременным атрибутом кабинетов руководителей предприятий, вестибюлей и корпоративных музеев. Эта советская традиция сохранилась в несколько трансформированном виде и теперь, став частью организационной культуры не только промышленных, но и сервисных, транспортных и прочих компаний.

Нельзя не отметить, что со временем отношение к индустриальному пейзажу изменилось. Особенно хорошо это стало заметно после техногенных катастроф в Бхопале, Чернобыле, обширных розливов нефти, появления промышленного смога над городами.

Трубы промышленных предприятий стали символом загрязнения окружающей среды, увеличения содержания парниковых газов, сточных вод, эксплуатации людей и окружающей природы. В конце 1990-х и 2000-х годах индустриальный пейзаж всё чаще стал использоваться в жанре гротеска и карикатуры.

Вместе с тем индустриальный пейзаж продолжает развиваться с учётом новых тенденций в промышленном и ландшафтном дизайне, переходя на новую стадию своей эволюции.

Индустриализм — происходит от слова «индустрия». Индустриальное общество — промышленное общество, которое развивается в направлении машинного производства, урбанизации, промышленности. Тема индустриализма особенно характерна для периода Советской Живописи XX века, когда был особенно заметен научно-технический прогресс, что вошёл в жизнь людей того времени очень резко. Это произошло так неожиданно, что люди практически одномоментно поменяли свои взгляды на жизнь. Новые ценности поглотили все сферы жизни, включая и искусство. В живописи, скульптуре, литературе всё чаще возникали именно сюжеты из индустриальной жизни: рабочие на заводах и фабриках, комбайнеры в полях, стройки, разработка и освоение новых территорий, производство без конца и края, самоотверженно и без устали и так далее. Обычно такое искусство было направлено именно на героическую составляющую рабочего класса. Люди, которые занимались тяжёлым трудом, представлялись как настоящие герои, богатыри, люди, на которых надо равняться.

В связи с этим сам индустриализм стал настолько широко распространённым, что на его почве стали возникать отдельные стили и поджанры индустриализма. Особенно яркими были , индустриальный пейзаж и портреты.

Советские плакаты в основном занимались пропагандой рабочей жизни людей, сопровождались яркими высказываниями, ставили рабочего на особый уровень. Если раньше рабочие были низшим звеном в социальном обустройстве страны, то теперь рабочий являлся главным винтиком, незаменимым звеном в жизни. Ко всему прочему советский плакат в стиле индустриализма зачастую схож с военными плакатами. В принципе, это и есть война. Война на внутреннем фронте. Поставить всё на будущее страны, бросить все силы и не щадя сил превратить СССР в великое государство с развитой промышленностью!

Индустриальный пейзаж передавал не виды и красоты природы, а удивительные, совершенно новые виды рукотворных строений, где главными являлись заводы и фабрики, дымящие, коптящие, а значит — работающие на благо страны. Масштабные стройки, заводские будни, железнодорожные составы, везущие куда-то уголь, нефть и так далее. Индустриальный портрет также был крайне распространен и являлся одним из самых популярных в то время. Здесь изображались рабочие, которые в большинстве случаев были облачены в свою рабочую одежду. От того, что работали рабочие на благо страны не покладая рук, у них суровые, но счастливые лица, целеустремлённый взгляд, они уверенно стоят на ногах и верят в своё будущее. У страны были грандиозные планы на будущее и художники эти планы и мечты пытались претворить в жизнь уже тогда.

Достижения научно-технического прогресса, которые стали одной из важнейших примет двадцатого века, затронули буквально все сферы жизни человека. Они не просто предоставили в его руки немыслимые ранее возможности, но изменили само восприятие и понимание мира, ставшего благодаря усилиям многочисленных ученых и инженеров глобальным, где события, происходящие в одно время в разных частях света, оказываются взаимосвязанными, способными в одночасье влиять на судьбы миллионов людей. Противоречивая сущность этого процесса беспокоила не только специалистов естественных и технических наук, но и социологов, философов, писателей, художников. Изобразительное искусство наравне с философией, литературой, кинематографом чутко отреагировало на те перемены, которые претерпевал окружающий мир под воздействием интенсивно развивающихся науки и промышленности. Открытия и изобретения, имевшие место на рубеже XIX и XX веков, во многом предвосхитили и подготовили те социальные революции, которые вскоре потрясли и преобразили весь мир. И, как представляется, не случайно именно в России после победы Октябрьской революции, действительно ознаменовавшей начало совершенно нового этапа отечественной и мировой истории, индустриальная, или промышленная, тема получила столь целенаправленное и плодотворное развитие. Обнаружив свою идеологическую значимость для молодого советского государства, она нашла отражение и в тематической картине, и в портрете, и в пейзаже.

Так, уже в 1930-е годы в качестве самостоятельного и важного раздела советского искусства сформировался индустриальный пейзаж, где тема создания новой, рукотворной природы находила отражение как в пронизанной динамикой современности конструктивной графичности полотен представителей Общества станковистов, так и в обращенных к традициям реалистического искусства XIX века пейзажах А. Куприна и К. Богаевского. Очередной всплеск интереса к индустриальному пейзажу приходится на 1960-е годы - время новых масштабных строек и значительных научных открытий. Именно в это время одним из крупнейших мастеров индустриального пейзажа выступил А. В. Пантелеев, в творчестве которого нашли отражение не только завоевания технического прогресса, но и его издержки, многие из которых оказались губительными и для природы, и для человека. Здесь необходимо сразу обратить внимание на то, что индустриальный пейзаж представляет собой обширный раздел промышленной темы, охватывающей различные жанры, темы и сюжетные мотивы, в той или иной степени связанные с отражением трудового подвига народа, пафоса стремительного преображения мира под влиянием деятельности человека. Круг художественных традиций, к которым обращались авторы этих работ - и автор книги вполне обоснованно подробно останавливается на этой проблеме, - достаточно широк. Те существенные изменения, которые претерпело советское искусство на рубеже 1950 - 1960-х годов, в значительной степени затронули и характер пластической интерпретации «промышленной темы». Наряду с реабилитированным в то время наследием Общества станковистов, ставшим одним из важнейших художественных ориентиров и для Александра Пантелеева, в сфере внимания художников оказались основательно забытые традиции русского и зарубежного авангарда начала XX века. И, как представляется, не случайно именно пластические открытия Пикассо и итальянских футуристов, а также их русских единомышленников позволяли адекватно воплотить совершенно новые для промышленной темы сюжеты и мотивы. Они, как правило, уже не были плодом трагических прозрений и пророчеств философов и литераторов и представали как отклик неравнодушного человека на трагические события, ставшие следствием глубинных противоречий, изначально заложенных в прогрессе техногенной цивилизации.

И здесь Пантелееву суждено было стать родоначальником и даже классиком «технической темы» - совершенно особого, специфического для советского искусства 1970 - 80-х годов жанра, высветившего обширный круг серьезных проблем, которые еще только предстояло решать в традиционной форме станковой картины. В начале XXI века, когда проблемы, вызванные безудержным развитием технического прогресса во всех его формах, стали совершенно очевидными, обращение к творчеству А. В. Пантелеева - художника, сумевшего увидеть и показать как торжествующе-утвердительную, так и драматическую сторону техницизма, представляется особенно актуальным и необходимым.

Необходимо особо отметить, что автор часто сопоставляет работы Пантелеева с произведениями других советских художников - его предшественников (А. Дейнека, К. Богаевский, А. Куприн, Г. Нисский) и современников (Т. Салахов, С. Юнтунен, Н. Кормашов, Э. Браговский, В. Ветрогонский), выявляя черты сходства и различия в стилистическом, живописно-пластическом и образно-содержательном истолковании промышленной темы. При этом И. Б. Балашова находит верные интонации и дает справедливую оценку творчества каждого из весьма солидных авторов. Кроме того, она проводит смелые и интересные исторические параллели между характером образного решения работ Пантелеева и мастеров прошлых эпох - речь идет, в частности, о рисунках Леонардо да Винчи, работах крупнейшего представителя классицистического пейзажа XVII века Никола Пуссена, а также о древнерусском искусстве, к которому восходит иконографическое решение ряда поздних произведений художника, посвященных образу робота - нового героя эпохи научно-технической революции.

картина урбанистический индустриальный пейзаж