Фестиваль оттепель лицом к будущему программа. Оттепель: лицом к будущему. События в Парке Горького

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951 © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музей Москвы и Парк Горького проведут совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему».

Центральной темой фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в СССР и Европе.

В 2017 году выставки, посвященные послевоенной эпохе, представят ГТГ («Оттепель» , 14 февраля - 11 июня), «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (ГМИИ, 7 марта - 21 мая) и «Московская оттепель» (Музей Москвы, 16 декабря - 31 марта). Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и станет площадкой для открытой дискуссии.

В программе фестиваля лекции «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» (Музей Москвы, январь), в конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР», на весну в Парке Горького запланирован подготовленный совместно с журналом «Теория моды» курс лекций о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Центр документального кино в Музее Москвы покажет программу документальных фильмов, созданных в «оттепельные» годы, в ГТГ будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». В ГМИИ пройдут шесть круглых столов, посвященных важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы.

В Музее Москвы пройдут поэтические вечера с участием артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций» и Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнерстве с театром «Современник» ГТГ представит цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского» - стихи поэтов-щестидесятников будут читать Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие актеры. Специальным событием проекта станет вечер «Современница. Галина Волчек о времени и театре» в формате встречи с художественным руководителем театра «Современник». В ГМИИ состоятся концерты «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», специально подготовленные к выставке Студией новой музыки под руководством Владимира Тарнопольского.

С конца февраля к фестивалю присоединится Парк Горького. Там пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке, а в Музее Парка Горького откроется выставка «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в фестивальной программе Парка Горького кинопоказы и концерт с учатсием артистов «Современника».

Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые ведущие культурные институции города – Музей Москвы, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему », который начался открытием в Музее Москвы в декабре выставки « » и продолжится до июня на разных площадках города.

Образовательная программа Фестиваля начнется в Музее Москвы лекционным циклом, состоящим из 5 междисциплинарных блоков: «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Фестиваль» . На открытых лекциях приглашенные эксперты рассмотрят, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус программы в Лектории Музея Москвы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

Программа лекционного цикла:

/ 19 января / 19:00

Трансформация городского пространства в период Оттепели: новые архитектурные планы и их реализация, массовое индустриальное строительство, развитие транспорта, масштабное озеленение и новая социально-культурная жизнь Москвы, нашедшая отражение в советском кинематографе.

Лекторы: Анна Броновицкая , историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, автор (совместно с Николаем Малининым) книги “Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991” ; Роман Абрамов , доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ; Андрей Шемякин , кинокритик, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства.

/ 26 января / 19:00

Быт и повседневность «шестидесятников»: переосмысление личного пространства, смена модели брачно-семейных отношений, революция в мебельном дизайне, а также «квартирные выставки» неофициального искусства.

Лекторы: Артем Дежурко , историк искусства и дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ; Татьяна Дашкова , кандидат филологических наук доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, Александра Данилова , искусствовед, заместитель заведующего отделом искусства 19-20 веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

/ 2 февраля / 19:00

Развитие научно-исследовательских институтов как нового социально-культурного феномена: создание Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, достижения в атомной энергетике, ракетостроении, освоении космоса, радиофизики и других областях знания.

Лекторы: Ольга Казакова , кандидат искусствоведения, историк архитектуры, директор Института модернизма; Анна Котомина , кандидат исторических наук, научный сотрудник Политехнического музея; Александра Санькова , дизайнер, директор Московского музея дизайна.

/ 9 февраля / 19:00

Наука и искусство периода Оттепели, взаимосвязь и отличие этих двух культур: бардовская песня, собиравшие стадионы поэтические чтения, развитие андеграундной культуры, самиздата и другие знаковые социокультурные феномены 1960-х.

Лекторы: Александр Бикбов , социолог, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук Философского факультета МГУ, редактор журнала «Логос»; Ольга Герасимова , кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры Отечественной истории XX-XXI вв. исторического факультета МГУ; Светлана Бойко , доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ.

Фестиваль / 28 февраля / 19:00

Москва как арена самых ярких международных культурных событий, фестивалей и выставок: Московский кинофестиваль, Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, Американская промышленная выставка в Сокольниках, открытие театра «Современник» и др.

Лекторы: Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог, теле- и радиопродюсер; Юлия Лебедева , искусствовед, куратор музея «Другое искусство», РГГУ; Ирина Чепкунова , историк архитектуры, и.о. руководителя Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева.

*Билеты приобретенные на 16 февраля будут действительны 28 февраля. Если вы не сможете 28 февраля посетить лекцию, то ваш билет будет действителен на любую другую лекцию в течение года.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: открывшаяся в Музее Москвы «Московская оттепель: 1953-1968», «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Масштабная образовательная программа фестиваля станет продолжением выставочных проектов музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии. Центральная тема Фестиваля, объединившего крупнейшие музее Москвы и Парк Горького — размышление о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

Крымский Вал, 10, залы 60–61

Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как “эпоха оттепели”. Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с “человеческим лицом”.

Этот период - важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из “великих утопий” XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название “эпоха”. Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом - как самая большая и самая малая величины - определяли диапазон “вселенского” мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился “суровый стиль”. В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел “Разговор с отцом” рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел Лучший город Земли” раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе Международные отношения рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

“Новый быт” иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов “Художник - на производство”. Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан “правильный” вкус в противовес “мещанству”, улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

“Освоение” предлагает разговор о “романтике дальних странствий”, о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых “трудовых будней”, то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

“Атом - космос” демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году “Спутника-1” космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе “В коммунизм!” становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим - времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля “Оттепель. Лицом к будущему”.

Для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» впервые объединились Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького. Центральной темой стали размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе. В рамках фестиваля Центр документального кино в Музее Москвы подготовил специальную программу документального кино.

В отечественной и мировой истории «хрущевская оттепель» считается одним из наиболее ярких примеров идеологического раскрепощения, повлекшего за собой не только реорганизацию общественного устройства, но и давшего толчок новым течениям в искусстве, архитектуре и кинематографе: художники начинают активные поиски в области нефигуративной изобразительности, двигаясь в направлении абстрактного искусства, архитекторы занимаются разработкой новых функциональных форм, а режиссеры переводят свой взгляд на внутренний мир человека.


Преобразования, произошедшие в эпоху «оттепели» в документальном кино, соответствовали всеобщему развороту мировой культуры в сторону поиска релевантных своему времени художественных методов, средств выразительности, сюжетов и героев.


Либерализация политического курса, демократические преобразования и неизбежно последовавшее за ними развенчание культа личности Сталина позволили посмотреть на мир с позиции простого человека, постепенно отодвигая на второй план формат торжественного парадного портрета, свойственного документалистике предшествующих десятилетий и призванного подчеркнуть величие страны, ее вождей и рядовых героев. В эти годы документальное кино впервые начинает рассматривать человека с близкого расстояния, переводя фокус с общественного на приватное.


Принципиально меняется контакт с действительностью. Появляются новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяющие снимать «жизнь врасплох». Для исследования человеческих характеров используются репортажи, интервью, опросы, провоцирующие ситуации.


Эта программа даст представление о том, что происходило в документальном кино в период «оттепели». Зрителям будут представлены главные документальные картины эпохи.


Фильмы объединены в четыре тематических блока. В первом представлены ранние работы режиссера Герца Франка, одного из крупнейших документалистов советского периода. Второй блок составлен из научно-популярного кино, в фокусе которого оказались самые важные научные достижения 60-х. Фильмы, вошедшие в третий блок, рассказывают о жизни города и о восприятии человеком искусства. Четвертый включает в себя две главные картины «оттепели», посвященные военному времени.