Энциклопедия сказочных героев: "Золушка"

Типы персонажей сказки «Золушка»

Главная героиня

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению главной героини, следует отметить, что по своему содержанию сказка о Золушке несёт в себе глубокий социальный характер. Основной конфликт данной сказки можно обозначить конфликтом между мачехой и падчерицей, который имеет глубокие исторически сложившиеся социальные корни.

Итак, главной героиней сказки является Золушка, именем которой и названа сама сказка. Нетрудно заметить, что во всех сказках Шарля Перро главные герои не имеют реальных имён. Автор даёт им определённые прозвища, отталкиваясь чаще всего от особенностей их внешнего вида по принципу стилистического средства - метонимии. Так и в случае с Золушкой. В завязке сказки мы видим объяснение данного ей прозвища: «Lorsqu"elle avait fait son ouvrage, elle s"allait mettre au coin de la cheminee, et s"asseoir dans les cendres, ce qui faisait qu"on l"appelait communement dans le logis Culcendron. La cadette, qui n"etait pas si malhonnete que son ainee, l"appelait Cendrillon ». Таким образом, Золушка получила своё прозвище из-за того, что постоянно ходила, вымазанная золой. Естественно, речь здесь не идёт о её неряшливости. Вместе с этим прозвищем и причиной его возникновения мы видим то низкое положение, которое девушка занимает в семье, которое вынуждает её забиваться, сравни запуганной зверушке, в самый дальний, пыльный угол дома.

Безусловно, интерес представляет и словообразование этих двух слов, выражающее непосредственно отношение к Золушке двух сестёр. Так, в изначально французском варианте сказки эти два прозвища звучат как Cucendron и Cendrillon. Во-первых, уменьшительные суффиксы -ron/-illon помогают нам интуитивно определить возраст и комплекцию девушки. Во-вторых, как мы уже указывали выше, они могут также указать нам отношение двух сестёр к своей сводной сестре и отчасти определить их уровень нравственных качеств. Так, в слове Cucendron, употребляемой одной из сестёр, которая как указывает, автор является более злой, мы слышим оттенки уничижительного характера. Вместе с этим, данным прозвищем подчёркивается покорность, терпеливость героини, выражаемая в смирении с этим неприятным именем. В слове же Cendrillon, употребляемым младшей, более доброй сестрой, мы слышим настойчивые нотки доброжелательного отношения благодаря ласкательному суффиксу -illon.

Первое на что мы обращаем внимание при знакомстве с Золушкой это её нравственные качества, что и является первоначальной целью автора при описании главной героини. Так в начале произведения автор пишет: «Le Mari avait de son cote une jeune fille, mais d"une douceur et d"une bonte sans exemple ; elle tenait cela de sa Mere, qui etait la meilleure personne du monde». Упоминание о матери девочки и её доброте также не случайно. Таким образом, с самого начала автор даёт нам возможность противопоставления женских начал, если можно так выразиться, представленных представительницами двух разным семей, в двух поколениях. И здесь, нам кажется приемлемым отметить принцип бинарности, выражающийся в противопоставлении отрицательных и положительных начал. И именно на этом противопоставлении строится основной конфликт сказки. Автор подчёркивает, что непосредственно добрый нрав Золушки послужил рождению ненависти со стороны злой мачехи, которая «ne put souffrir les bonnes qualites de cette jeune enfant, qui rendaient ses filles encore plus haissables». В этом проявляется расхождение персонажей данной сказки, порождённое завистью матери, по отношению к мягкосердечной падчерице, которая превосходила её дочерей и в нравственном и в физическом плане. Золушка не только выше их духовно, но и намного прекраснее внешне: «...cependant Cendrillon, avec ses mechants habits, ne laissait pas d"etre cent fois plus belle que ses soeurs, quoique vetues tres magnifiquement». Таким образом, в героине Золушки мы видим идеализированный образ прекрасной и доброй девушки, которую невозможно ничем испортить.

Итак, начальная ситуация сказки связана с семейным конфликтом между гонимой падчерицей, её мачехой и сводными сёстрами. Автор представляет нам унижаемую, притесняемую во всех отношениях девушку, чьё имя говорит нам о её низком социальном статусе в семье, который она приобрела после смерти родной матери. О её положении в семье говорит не только её говорящее имя, но и упоминаемые автором предметы её туалета, окружающие её вещи, обязанности, навязываемые мачехой: «...avec ses mechants habit....», «Elle la chargea des plus viles occupations de la Maison: c"etait elle qui nettoyait la vaisselle et les montees, qui frottait la chambre de Madame, et celles de Mesdemoiselles ses filles...», «...elle couchait tout au haut de la maison, dans un grenier, sur une mechante paillasse...». Таким образом, в лице Золушки мы видим типичную героиню-жертву. Но не стоит забывать об её истинном происхождении. Так в экспозиции сказки автор пишет об отце Золушки: «Il etait une fois un Gentilhomme...». Следовательно, Золушка, будучи его родной дочерью, на самом деле являлась девушкой высшего света, на что указывают её умения, навыки и светские манеры, без которых она не смогла бы произвести должного впечатления на балу. В подтверждение вышесказанного приведём в пример следующие отрывки фраз: «elles appelerent Cendrillon pour lui demander son avis, car elle avait le gout bon. Cendrillon les conseilla le mieux du monde...», «Elle dansa avec tant de grace...».

Интересен тот факт, что в течении всего развития сюжета, Золушка не подвергается испытаниям как таковым, которые мы привыкли встречать в других сказках. Она не борется, не сражается, не ищет чего- либо и не решает трудных задач. Тем не менее, из контекста сказки, мы понимаем, что само существование Золушки в качестве прислуги при своей мачехе и сводных сёстрах, к которым она обращается на «вы» и именует барышнями, и есть своего рода испытание её нравственных качеств, а именно её доброты, терпимости. В ситуации когда сёстры собираются на бал, прося совета у Золушки, несмотря на всех их насмешки, добрая девушка не стремится к отмщению: «elles appelerent Cendrillon pour lui demander son avis, car elle avait le gout bon. Cendrillon les conseilla le mieux du monde, et s"offrit meme a les coiffer ; ce qu"elles voulurent bien», «Une autre que Cendrillon les aurait coiffees de travers ; mais elle etait bonne, et elle les coiffa parfaitement bien». В этом проявляется бескорыстие девушки, которое несомненно должно быть награждено, по законам волшебной сказки.

Важным этапом в сказке можно назвать проведение королевского бала. Он является поворотным моментом в судьбе Золушки на пути к возможному счастью. Повествование данного важного события начинается с фразы «Il arriva que...», что указывает нам на некую интригу, которая будет иметь определённые последствия. Следующий эпизод, повествующий нам о приготовлениях двух сестёр, также представляет интерес с исторической точки зрения, так как раскрывает перед нами определённую культуру французской знати в указанный период. Но, на данном этапе, нас интересует непосредственная роль Золушки в этом эпизоде. И здесь мы вновь встречаем свидетельство её низкого положения в семье: «nouvelle peine pour Cendrillon, car c"etait elle qui repassait le linge de ses soeurs et qui godronnait leurs manchettes». Можно предположить, что вышеперечисленные занятия представляли значительную сложность в эпоху правления Людовика Четырнадцатого, но Золушке приходилось их безропотно выполнять и это было для неё лишь новой заботой, которая безусловно угнетала её морально.

Готовясь к столь важному событию, как королевский бал, сёстры спрашивают совета у Золушки, что демонстрирует скрытую значимость бедной девушки в семье и её открытое эксплуатирование.

Интересно, что несмотря на своё низкое положение, Золушка надеялась попасть на королевский бал. Для неё это было необычайно важным и она желала этого всем сердцем, хотя в её случае это было несбыточным мероприятием. Мы чувствуем, что существование Золушки в таких условиях становилось для неё невыносимым. Мы можем представить себе ощущения юной девушки, чувствующей несправедливость по отношению к себе со стороны членов её семьи, которые не дают ей возможности раскрыться, обрести себя, своё истинное «Я», которое было отобрано у неё с появлением злой мачехи. Но ей оставалась только молча переживать и эту несправедливость: «Enfin l"heureux jour arriva, on partit, et Cendrillon les suivit des yeux le plus longtemps qu"elle put ; lorsqu"elle ne les vit plus, elle se mit a pleurer». Следует обратить внимание на словосочетание счастливый день, которое можно рассматривать двойственно. С одной стороны, это счастливый день для сестёр Золушки, которые отправляются на бал, но, с другой стороны, мы понимаем, что для Золушки этот день был отнюдь не счастливым. В этой ситуации, мы видим элемент недостачи, выражающийся в несправедливости по отношению к бедной Золушке, которая чувствовала себя очень несчастной, сравнивая возможности своих сестёр и свои собственные. И тут начинается основное действие.

Золушка с помощью своей крёстной и чудесных превращений получает возможность попасть на королевский бал: «Elle part, ne se sentant pas de joie». У входа во дворец её встречает принц, которому доложили о приезде какой-то знатной принцессы. Принц вводит её в залу, и тут автор начинает описывать, то впечатление, которое произвела на всех своей красотой «замаскированная» Золушка: «...tant on etait attentif a contempler les grandes beautes de cette inconnue», «Le Roi meme, tout vieux qu"il etait, ne laissait pas de la regarder et de dire tout bas a la Reine qu"il y avait longtemps qu"il n"avait vu une si belle et si aimable personne», «Toutes les Dames etaient attentives a considerer sa coiffure et ses habits, pour en avoir des le lendemain de semblables...». Именно своей красотой, внешним видом Золушка влюбила в себя принца. Она казалась всем неизвестной прекрасной принцессой. И принц полюбил её как прекрасную принцессу, а не как чумазую Золушку. Таким образом, мы видим, что в данной ситуации, именно «маскарад» Золушки даёт ей возможность с первого взгляда покорить сердце принца, а отнюдь не её внутренние качества. Непривычный для Золушки наряд стал для неё способом стать тем кем она в данный момент не являлась. Подобный приём переодевания, перевоплощения часто используется в волшебных сказках и является определённым этапом на пути к заслуженному счастью главных героев.

На балу Золушка встретив своих сестёр снова показывает читателям свою доброту и незлопамятность: «Elle alla s"asseoir aupres de ses soeurs, et leur fit mille honnetetes: elle leur fit part des oranges et des citrons que le Prince lui avait donnes, ce qui les etonna fort, car elles ne la connaissaient point».

Последний эпизод сказочного действия наконец раскрывает истинное лицо Золушки, которое скрывалось то за лохмотьями замарашки, то за прекрасными нарядами принцессы. Золушка примеряет туфельку, которая всем на удивление оказывается её в пору. И здесь мы также обнаруживаем завуалированное доказательство необычайной красоты Золушки, её происхождения, так как в любые времена, маленькая ступня в Европе считалась признаком красоты, миниатюрности и высокого происхождения девушки. Интересен и сам мотив туфельки в данной сказки, так как известно, что примеривание обуви издавна является знаком избрания или возведения в достоинство.

Поиски настоящего героя благополучно завершаются, Золушка получает социальную независимость от своих мачехи и сестёр, а также обретает любовь принца.

Таким образом, Золушка награждается за все те испытания её добра и терпеливости, что выпали на долю девушки. Сказочная справедливость волшебной сказки восторжествовала. К развязке автор также неожиданно меняет привычный ход вещей традиционной сказки. Так вредные и злые сёстры не наказываются Золушкой, а наоборот, она их великодушно прощает: «Cendrillon les releva, et leur dit, en les embrassant, qu"elle leur pardonnait de bon coeur, et qu"elle les priait de l"aimer bien toujours». Поженившись с принцем, найдя своё счастье, она как бы делится этим счастьем со своими сводными сёстрами, выдав их замуж за дворян: «Cendrillon qui etait aussi bonne que belle, fit loger ses deux soeurs au Palais, et les maria des le jour meme a deux grands Seigneurs de la Cour». Таким образом, Золушка сохранила все свои нравственные качества до конца, в чём также заключается прелесть сказки и её воспитывающиё аспект.

Полное имя: Элла (настоящее имя; фильм 2015, Однажды в сказке), Служанка, Принцесса Золушка

Род занятий: Служанка семьи Тремейн (ранее), Принцесса

Тип персонажа: Положительный

Питомцы: Бруно (пёс), Майор (конь)

Судьба: Вышла замуж за Принца

Цель: Избавиться от своей ужасной жизни и обрести счастье (свершено)

Живая модель: Хелен Стэнли, Скарлетт Йоханссон

Прообраз(ы): Золушка из оригинальной сказки Шарля Перро

«Сколько света в слове «Золушка» простом
Это имя, словно солнце за окном
В старых башмачках всегда послушна и скромна
Лучшей из принцесс достойна сделаться она.
»

– образец чистого совершенства анимации студии Уолта Диснея. Картина вышла в свет в 1950 году. После финансового застоя и занятости в производстве учебных фильмов в годы войны Дисней мечтал вернуться к большим анимационным формам. Уолт выбрал историю Золушки за трогательный сюжет, за магию торжества добра над злом, за эмоциональную привлекательность, так необходимые в то трудное послевоенное время. "Я хочу ударить зрителя прямо в сердце" – говорил мастер своим художникам в процессе производства. К тому же история бедной девушки-посудомойки, превратившейся в принцессу, была близка Уолту и по сходству с его личной судьбой.

Создание персонажа

Разработка образа и анимация

Ведущими аниматорами Золушки были Марк Дэвис и Эрик Ларсон . При создании образа героини, между двумя аниматорами возникли некоторые «разногласия». Как и в случае с предыдущими мультфильмами, по настоянию Уолта Диснея, были наняты актёры-модели для исполнения игровых сцен в качестве опоры для аниматоров. Хелен Стэнли (которая в будущем будет живой моделью для Принцессы Авроры в мультфильме " " и Аниты Рэдклифф в мультфильме "101 долматинец "). Художники рисовали анимационные кадры Золушки по движениям актрисы, это требовало больших усилий.По мнению Уолта Диснея,такая процедура помогала избежать ненужных расходов на пробную анимацию.

«Дисней заявлял, что все сцены с участием человеческих персонажей должно быть сначала исполнены живыми актёрами, чтобы определить, как они будут смотреться, до того как начинать дорогой процесс анимации. Аниматорам не нравился этот способ работы, они чувствовали, что это отвлекает их от создания персонажей. […] [Аниматоры] поняли необходимость такого подхода и в позже признали, что Дисней справился с ситуацией с большой тонкостью. »

―Кристофер Финч.

Озвучивание

Прослушивание на роль Золушки проходило около 400 претенденток, среди которых были и актрисы, такие как Дина Шор и Дина Дурбин. Но Уолт Дисней выбрал Эйлин Вудс, которая в то время работала на радио и ничего не знала о прослушивании на роль Золушки. Её коллеги по работе предложили ей спеть песни из мультфильма "Золушка" и та согласилась. Затем,не говоря ей ни слова, друзья Эйлин передали плёнки в офис Disney. Прослушав материал, Уолт Дисней решил сразу, что нашёл голос, которым должна говорить и петь его главная героиня,и связался с Эйлин. Сразу после этого Эйлин Вудс получила роль.

Характер

Золушка - упорная и независимая девушка, которая никогда не позволяет злости или горю взять над собою верх. Она очень добра к окружающим и никаким образом не изображена наивной или инфантильной.

Описание внешности

Золушка - молодая девушка с классически красивыми чертами внешности. У неё русые волосы средней длины, гладкая белая кожа и яркие серые глаза. В начале мультфильма носит коричневый сарафан-фартук с голубой рубашкой, затем надевает на бал красивое голубое платье с хрустальными туфельками.

Способности

Золушка понимает язык животных и птиц, а также умеет на нем общаться со своими маленькими друзьями.

Что принесла «Золушка»

Премьера фильма состоялась 15 февраля 1950 года, явившись романтическим подарком к дню Святого Валентина от студии Диснея.

Постановка «Золушки» после творческого и финансового упадка военных лет была связана для Диснея с большим риском – в случае неудачи студии трудно было бы оправиться от ущерба, ведь на съемки было затрачено $2,5 млн. Но фильм «был обречен на успех» и с первым же выпуском принес $4 млн, укрепив финансовое положение студии.

За долгие годы существования мультфильм «Золушка» не утратил своего волшебного очарования. Все новые поколения детей восхищаются его прекрасной мультипликацией, живыми эмоциями героев, чудесной музыкой и добрым юмором. В «Золушке», как и в остальных фильмах Диснея, есть душа, любовь и какое-то невидимое притяжение, захватывающие зрителя с первых минут и не отпускающие до самого конца.

Фильмы, сериалы и сиквелы

- американский полнометражный музыкальный фэнтезийный мультипликационный фильм 1950 года производства студии Walt Disney Productions, снятый по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро.

Студия Диснея затратила на производство фильма 2,5 миллиона долларов и шесть лет работы, с 1944 по 1950 год. Много сил ушло на эксперименты с новой техникой мультипликации, создание образов с объемными формами и поиск новых выразительных средств. Музыкальное сопровождение к фильму «Золушка» состоит из 6 песен, каждая из которых органично связана с сюжетом и подчеркивает наиболее важные моменты. Это песни:

  • «Мечта прилетит случайно»;
  • «Пой, соловушка»;
  • «Золушка за работой»;
  • «Биббиди-Боббиди-Бу» (волшебная песенка);
  • «Моя любовь».

Фильм озвучивали 9 актёров и актрис. Кроме них над картиной работали более шестидесяти человек. Среди них художники-мультипликаторы, художники, писатели, композиторы и многие другие специалисты. И всеми ими руководил сам Уолт Дисней. После премьеры, состоявшейся в 1950 году, фильм дорабатывался и вновь выпускался на экраны каждые семь-восемь лет. Он дублирован на десятки языков, и смотрят его на всех континентах.

В конце 1980-х годов «Золушка» была выпущена на Домашнем Видео компанией «Walt Disney Classics». В России с начала 1990-х распространялась на пиратских копиях в одноголосых переводах Алексея Михалёва, Михаила Иванова, Виктора Махонько и других.

Сюжет

Жила-была девочка Золушка, которая жила вместе со своим овдовевшим отцом. Считая, что дочери нужна мама, её отец женился на вдове, которая имела двух дочерей - Дризеллу и Анастасию. После смерти мужа, мачеха Золушки показала своё истинное «лицо» - злобу, жадность и ненависть. Она превратила Золушку в домохозяйку-служанку и переписала всё наследство на себя.

Шло время, девушка становилась всё прекраснее и прекраснее, несмотря на то, что делала по дому самую чёрную работу. Кроме того, у Золушки были доброе сердце и душа, поэтому всё зверюшки, жившие рядом с её домом, дружили с ней. Дома у Золушки были друзья: пёс Бруно, конь Майор, а также мыши и птицы, жившие неподалёку. Особенно Золушка подружилась с Жаком - старшим из домовых мышей. Другого мышонка Золушка вытащила из мышеловки. Его она назвала Гасом. Каждый день девушке приходилось выполнять ряд обязанностей: кормить цыплят, ухаживать за хозяйским котом Люцифером, а также готовить еду для мачехи и её дочерей.

Как-то раз утром, мышонок Гас бежал от гнавшегося за ним кота Люцифера. Спасаясь, он залез под чайную чашку Анастасии. Анастасия, увидев, что под чашкой притаился мышонок, обвинила во всём Золушку. Мачеха добавила ей работы по дому. В это время, во дворце, король был обеспокоен тем, на ком женить своего сына-принца. Он очень хотел внуков и поэтому отправил своего герцога, чтобы разнести всем молодым дамам королевства приглашение на бал.

Тем временем дома Золушке вручают приглашения на бал во дворце. Она входит в комнату, где в это время занимаются пением дочери мачехи. Когда Золушка спрашивает, может ли она тоже пойти на бал, сводные сёстры начинают смеяться над ней. На это Золушка отвечает, что каждая девушка имеет право побывать на балу. Мачеха соглашается с ней, сказав, что та может пойти на бал, если переделает всю работу по дому и найдёт себе подходящее платье. Брать старое платье матери мачеха Золушке запрещает, и, кроме того, задаёт ей огромное количество домашней работы. Желая помочь Золушке, мыши с успехом изготавливают ей платье.

Однако, сестры, увидев Золушку в прекрасном одеянии, в дикой злобе рвут на ней платье и прогоняют девушку. После чего они с матерью отправляются на бал. Золушка рыдает. В этот момент появляется крёстная фея и обеспечивает Золушку всем, что необходимо для поездки на бал. Она превращает мышек в коней, пса Бруно в лакея, коня Майора в кучера, тыкву - в карету, а её порванное платье в прекрасный белоснежно-голубой бальный наряд. Для всего этого фее было достаточно произнести: «Биббиди-боббиди-бу!». Золушка уезжает на бал, а крёстная фея предупреждает её, что она должна до полуночи возвратиться, ибо в полночь всё её волшебство вернётся обратно.

На балу принц не обращает никакого внимания на прибывших девушек. Этот факт очень огорчает короля. Герцог уже убеждает его, что бал затеян напрасно, но как раз в это время Золушка появляется на балу, к ней подходит принц, и король прерывает речь герцога. Однако, увидев Золушку, принц тут же берёт её за руку и начинает с ней танцевать. Король просит своего герцога сделать так, чтобы им никто не мешал. Мачеха пытается разглядеть Золушку ближе, но ей мешает герцог, задёрнув занавес, за которым скрываются Золушка и принц. Тем временем, подошла полночь. Раздался бой часов, и Золушка убегает.

Все устремляются в погоню за ней, но девушке удаётся незаметно вернуться домой. Одна из хрустальных туфелек осталась у неё на ноге. Вернувшись во дворец, герцог рассказывает королю о случившейся напасти, хотя прежде король жутко разошёлся и хотел было зарубить герцога, пока последний не показал туфельку. Тогда удовлетворённый король предлагает искать невесту принца по туфельке, которую потеряла Золушка, когда сбегала по лестнице.

На следующее утро в королевстве объявлено, что та девушка, которой подойдёт хрустальная туфелька, и есть невеста принца. Мачеха, услышав весть, сообщает об этом своим безобразным дочерям. Золушка слышит разговор мачехи с дочерьми, начинает напевать ту мелодию, которую они пели с принцем, когда танцевали, при этом уходя в башню, где она живёт, чтобы переодеться. Понимая, что Золушка и есть та самая девушка, с которой танцевал принц, мачеха обманом запирает её там.

В дом мачехи прибывает герцог. Мышки незаметно вытаскивают из кармана у мачехи ключ и несут его Золушке. Им мешает кот мачехи по кличке Люцифер, но пёс Бруно прогоняет его. Золушка открывает дверь. Одна из дочек мачехи, Анастасия, начинает безуспешно примерять туфельку, которая оказывается ей несоразмерно мала. Затем туфельку пытается надеть Дризелла, в результате чего её ступня искривляется до невозможности.

Герцог уже собирается уходить, как неожиданно на лестнице появляется Золушка и просит примерить туфельку. Мачеха пытается препятствовать этому, говоря, что Золушка - простая служанка, но Герцог строго напоминает ей, что туфельку должна примерить любая девушка. Лакей бежит к Золушке с туфелькой, но в этот момент мачеха подставляет ему трость, лакей падает, роняет туфельку и она разбивается. Герцог пугается, не зная, что теперь ему грозит от короля. Однако Золушка из кармана фартука достаёт вторую туфельку. Герцог в восторге, а мачеха шокирована таким неожиданным поворотом. Тогда сёстры поняли, что за девушка была на балу и попросили прощения у Золушки за все обиды, которые она вытерпела от них. А Золушка простила их от всего сердца. Мультфильм заканчивается сценой весёлой и счастливой свадьбы.

Производство

Выпущенная на стыке начальных работ Диснея 1930 годов и более классических форм рисунка в 1940 годов, «Золушка» была принята критиками менее восторженно. «Золушка» стала первым мультфильмом, выпущенным после Второй мировой войны (« », 1942 ). Вторая мировая война и, как следствие, снижение проката, вынудили Диснея выпустить ряд недорогих фильмов, таких как « » и « » в течение 1940 годов. Короткую версию мультфильма создал сам Уолт Дисней ещё в 1922 году.

Мультфильм получил приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 1951 году. Уолт Дисней за мультфильм получил специальную премию на Каннском кинофестивале в 1950 году.

Прототипом для Золушки стала актриса Ингрид Бергман .

Ключ к успеху Золушки должен был лежать в сочетании знаменитой, отшлифованой временем истории, с остроумием и веселостью, которые освежили бы сказку и адаптировали её к современной аудитории. «Золушка» была для Диснея большим риском, - если бы он потерпел неудачу с ней, студия, вероятно, прекратила бы финансирование полнометражных фильмов. Но фильм имел успех и уже за первый выпуск собрал 4 000 000 долларов, чем поднял финансовое положение студии до наивысшего уровня с 1938 года. Уолт Дисней снизил риск в работе над Золушкой до минимума. Не должно было быть ни одной двузначности, ни одного «неправильного поворота», который мог бы понизить доход от фильма. Вместо того чтобы начинать бесконечные и дорогие эксперименты над структурой истории и естественными движениями героев, Дисней решил использовать живых актёров для создания большинства кадров. Отснятые плёнки были максимально изучены, а основные движения тщательно отслежены. Одним из художественных приёмов в фильме стало сложное цветовое моделирование Клода Коутса и Мэри Блэр. Для создания фонов были в значительной степени использованы холодные цвета, чтобы в контрасте с ними герои казались ещё более яркими и живыми. Этот же приём был позднее использован Майклом Джаймо при создании « » (1995).

Герои

В начале проекта Дисней хотел было обратиться к образу Белоснежки, но в конечном итоге решил явить миру совершенно новую принцессу, которая была бы достойным преемником всеми любимой Белоснежки.

Для создания образа прекрасной служанки была привлечена 18-летняя актриса Хелен Стэнли, которая и вдохнула жизнь в свой сказочный персонаж. Эрик Ларсон, один из художников студии, высоко оценил роль Элен в создании характера Золушки, признав, что актриса была великим источником вдохновения для аниматоров при создании убедительно реалистичной девушки. В 1956 году в одном из выпусков «Клуба Микки-Мауса» Элен даже воссоздала свои действия в роли Золушки, надев тот же костюм, который был на ней при зарисовках фильма.

Примечательно, что Элен Стэнли послужила живой моделью и для ее сводной сестры Дризеллы.

Также глубокое влияние на создание сердечного образа Золушки оказала популярная радио-певица Илен Вудс, наделив прекрасную принцессу чудесным голосом. Примечательно, что после проб 350 исполнительниц Уолт Дисней, услышав пение Илен, разгорячился. Певица тут же была нанята для голоса Золушки. Песни из фильма стали хитами на момент его выпуска и остались таковыми и по сей день.

В результате образ Золушки прекрасно раскрыт в анимации - героиня получилась живой и трогательной, зритель чувствует ее боль, радость, грусть и, в тоже время, присутствие сильного духа.

Как и в Белоснежке, окруженной забавными гномами, новой принцессе требовалось динамичное комедийное окружение. «Мы должны создать Золушке маленьких друзей» – говорил Уолт. Этими веселыми персонажами стали… мыши - умный Жак и пухленький Гас составили восхитительный комический дуэт.

Интересны и остальные животные, окружающие Золушку. Особенно примечателен кот Люцифер.

Творчество

Съемки картины длились шесть лет, с 1944 по 1950 год. Над фильмом трудилось несколько десятков человек. Среди них актеры, озвучивавшие героев, режиссеры, художники, художники-мультипликаторы, писатели, композиторы и другие творческие специалисты. Всем рабочим процессом руководил сам Уолт Дисней.

Особенно много сил было затрачено на поиски новой техники мультипликации, создание объемных форм и применение новых выразительных средств. И, как всегда, анимация мультфильма соответствует самым высоким стандартам.

Почти вся картина была создана с помощью новейшего для того времени технического приема Live Action - сперва на пленку снимали настоящих актеров, затем их обрисовывали.

Одним из творческих приемов картины является сложное моделирование цветов. Бóльшую часть фона фильма составляют холодные цвета, оттеняющие героев и делающие их еще более яркими и живыми.

Характеры персонажей отражаются в их облике. Каждый герой имеет свою индивидуальность, свое выражение лица: Золушка - доброе и честное, мачеха - холодное и злое, король – добродушное и немного строгое. Рисованные герои так похожи на живых людей! Чего стóят заспанная Золушка, смешные мордочки мышей, темнеющая от злости мачеха!

Марк Дэвис, который создал незабываемый момент превращения лохмотьев Золушки в мерцающее платье с блестками, вспоминал, что на вопрос гостя студии о самой любимой анимации Уолт Дисней ответил: «Ну, я думаю, это та, где Золушка получила свое платье».

Пейзажи картины и сказочны, и реалистичны одновременно. Вызывают восхищение прорисованные до мелочей природа, дом Золушки и королевский дворец – настолько красиво и достоверно изображены все детали. Чувствуется, что в фильм вложены неимоверный труд и душа его создателей. Может, именно это делает фильмы Диснея такими неповторимыми, незабываемыми и любимыми.

Великолепна и музыка фильма. Историю Золушки сопровождают шесть песен, каждая из которых подчеркивает наиболее важные моменты сюжета: «Золушка», «Золушка за работой», «Биббиди-Баббиди-Бу», «Да, это любовь», «В сердце рождаются ваши мечты» и «Пой, соловей». Красивые голоса и мелодии делают песни запоминающимися.

Волшебная песня «Биббиди-Баббиди-Бу» («Bibbidy-Bobbidi-Boo») номинировалась на премию Оскар как лучшая песня.


Онлайн-игры

Награды и номинации

1950 год – специальная премия Венецианского кинофестиваля, номинация на «Золотой лев»;

1951 год – приз Берлинского кинофестиваля «Золотой Медведь» за лучший мюзикл, приз зрительских симпатий «Большая бронзовая тарелка»;

1951 год – номинации Американской Киноакадемии на премию «Оскар» за лучший звук, лучшую песню и лучший саундтрек для музыкальных картин;

1960 год – номинация Берлинского кинофестиваля на приз «Золотой медведь».

Это интересно:

      • Золушка также является второй принцессой Диснея и восьмой из них по старшинству - ей 17 лет.

        Мачеха Золушки внешне похожа на Малефисенту - злую колдунью из «Спящей красавицы».

        Когда Золушка поет «Пой, милый соловей», три воздушных пузырька образуют уши и голову Микки Мауса – фирменный знак студии Диснея.

        После выхода фильм дорабатывался каждые семь-восемь лет.

        «Золушка» переведена на множество языков, ее смотрят и любят во всем мире.

        Превращение лохмотьев Золушки в бальный наряд был самым любимым моментом анимации Уолта Диснея из его фильма.

        Золушка является второй официальной принцессой Диснея, присоединившись к франшизе в 1950 году после Белоснежки (1937).

        Хотя это было только второй введение принцессы Диснея, история главной героини предшествовала Белоснежке в короткометражном мультфильме 1922 года.

        Золушка - первая диснеевская принцесса, чей образ был основан на сказках Шарля Перро (второй стала Аврора).

        Золушка - вторая принцесса Диснея, получившая художественный фильм спустя много лет после оригинального мультфильма. Первой была Аврора, и третьей станет Белль.

        Золушка - вторая по старшинству принцесса Диснея после Эльзы, которой на момент коронации в мультфильме Холодное сердце был 21 год.

        Золушка - первая принцесса, чьё детство было показано на экране.

        Цвет волос Золушка вызывает большие споры среди фанатов. В оригинальном мультфильме они кажутся светло-рыжими. Во франшизе и парках Диснея волосы Золушки представляют ярко-жёлтыми.

        Черты и выражения лица Золушки сходны с Алисой из мультфильма Алиса в Стране чудес (1951) и Венди из мультфильма Питер Пэн (1953).

        Золушка - вторая принцесса-сирота.

        Как и Белоснежка, Золушка большую часть жизни проводит без отца. Вместо этого, она находится под опекой жестокой и завистливой мачехи. Обе героини были вынуждены стать прислугой в собственном доме.

        Обувь также стала символичным посланием. Золушка настолько деликатна, что может ходить в хрустальных туфельках и не сломать их.

        Золушка - единственная принцесса, которая носит наряд простой служанки в замке. Другие принцессы носят королевские наряды, когда находятся в своём королевстве.

Золушка 2: Мечты сбываются

- полнометражный мультфильм, вышедший в 2002 году The Walt Disney Company, релиз состоялся сразу на DVD. Мультфильм является сиквелом мультфильма 1950 года «Золушка». В мультфильм объединены 3 истории, в стилистике мультсериала. Такой же приём использовался в .

Сюжет

Мышата Гас и Жак очень торопятся к фее, которая должна читать им сказку о Золушке. На сказку они опаздывают, поэтому просят рассказать новую, но фея говорит, что существует только одна сказка про Золушку. Тогда у мышей появляется идея написать свою книгу с историями о Золушке. Фея помогает им волшебством, а мыши, вспомнив какую-нибудь интересную историю, связанную с Золушкой, тут же записывают её в свою книгу.

В первой истории рассказывается о первых днях Золушки после свадьбы в замке. Принц просит её устроить королевский праздник, обещая помочь, но тут выясняется, что у короля намечается другое мероприятие государственной важности. Тогда он берёт принца с собой в поездку, оставив Золушку на попечении у Пруденс - придворной дамы с жёсткими нравами, придерживающейся старых устоев. Её задача - сделать из Золушки настоящую принцессу до того, как вернутся король и принц. Но способы Пруденс не совсем нравятся Золушке, и она решает всё сделать по-своему…

Во второй истории главным героем становится лучший друг Золушки, мышонок Жак, который, ошибочно полагая, что он теперь не нужен Золушке, так как она теперь принцесса, захотел стать человеком. Он думал, что так у него будет меньше проблем. Крёстная фея исполняет его просьбу с помощью волшебной палочки - делает из Жака человека. Но выясняется, что он не приспособлен к человеческой жизни, и проблем у него становится куда больше, чем тогда, когда он был мышью…

В третьей истории Анастейша, сводная сестра Золушки, гуляя вместе с матерью и сестрой по деревенскому рынку в поисках лучшей ткани для бального платья, заходит в пекарню и встречается с пекарем. Между ними возникает взаимная симпатия, и завязывается разговор, но леди Тремейн, предварительно раскритиковав пекаря как не ровню Анастейши, забирает девушку и уходит. За этой ситуацией в окно пекарни наблюдают Золушка и её друзья. Они во что бы то ни стало решают соединить влюблённых.

Дописав книгу, мыши устремляются к Золушке, чтобы порадовать её подарком.

Золушка 3: Злые чары

- полнометражный анимационный фильм студии «DisneyToon Studios», вышедший в 2007 году сразу на DVD. Мультфильм был выпущен 6 февраля 2007 года и по оценке MPAA получил рейтинг G (нет возрастных ограничений).

Сюжет

Золушка и принц отмечают годовщину своей свадьбы, и добрая фея вместе с Жаком и Гасом, друзьями-мышатами Золушки, устраивают для них праздничный пикник в лесу. Во время празднования фея нечаянно теряет свою волшебную палочку, и палочка попадает в руки злой мачехи леди Треймен. Она и её дочери решают отомстить Золушке. С помощью волшебной палочки мачеха возвращает время к тому моменту, когда герцог искал по всему королевству девушку, которая потеряла туфельку на балу. Благодаря волшебной палочке туфелька подошла Анастасии. Когда приходит Золушка, оказывается, что уже поздно - Анастасия и герцог поехали в замок.

Золушка решает отправиться в замок - ведь принц помнит, с кем он танцевал. Но мачеха успевает заколдовать принца, и теперь он думает, что танцевал с Анастасией. Золушка находит принца, но он её уже не помнит. Она узнаёт о том, что у мачехи есть волшебная палочка, и решает её украсть, но терпит неудачу. Мачеха приказывает стражникам посадить Золушку на корабль, который отплывает сегодня же. Мыши находят принца и говорят ему, что мачеха загипнотизировала его и что на самом деле он любит Золушку.

Принц пытается успеть к отплытию корабля. Золушка возвращается и начинает готовиться к венчанию, но мачеха проникает в комнату Золушки, лже-сказав, как будто она согласна, что принц на ней женится, а на самом деле она превратила Анастасию в Золушку. Они приказывают Люциферу позаботиться о том, чтобы Золушка уже никогда не смогла вернуться в замок. Начинается венчание, и Золушке, разделавшейся с предательским котом Люцифером, удаётся бежать и успеть до начала свадьбы. Леди Треймен и Дризеллу превращают в жаб, а Анастасия превращается в себя. Появляется добрая фея и забирает себе палочку. Золушка и принц женятся снова.

Создание:

Когда Фрэнк Ниссен, режиссёр «Золушки 3», заканчивал работу над другим мультфильмом Disney « », администраторы студии предложили ему режиссировать новый фильм о «Золушке», на что Ниссен согласился. Процесс съёмок «Золушки 3» длился около двух с лишним лет, в период с начала 2004 года до конца 2006 года.

На роли персонажей «Золушки 3» Фрэнк Ниссен выбрал тех же актёров, что озвучили персонажей в предыдущем сиквеле «Золушка 2: Мечты сбываются». По словам режиссёра Ниссена:

Все знают их голоса. Они - голоса, которые компания использует повсюду. Каждый раз, когда им где-то нужна Золушка, будь это то радио, то ли что-то в парках [Диснейленд], где голос должен быть частью шоу, они используют этих людей. Они действительно хорошо знают персонажей, и они очень хорошие актёры. Это просто неразрывная вещь.

Музыка:

Музыка и песни «Золушки 3», такие, как «Лучший из лучших» (англ. Perfectly Perfect ), «Больше, чем мечта» (англ. More Than a Dream ), «Песня Анастасии» и «На балу» (англ. At the Ball ) были написаны композиторами Аланом Закари и Майклом Уэйнером. Финальная композиция к мультфильму «Я всё ещё верю» (англ. I Still Believe ) была написана другими композиторами: Мэттью Геррардом и Бриджет Бененэйт, и исполнена американской актрисой и певицей Хейден Панеттьер. Позднее на песню был снят видеоклип, включенный в дополнительные материалы к DVD-изданию «Золушки 3». Официальный саундтрек к мультфильму ещё не был выпущен.

Центры развлечений «Дисней»

Замок Золушки - аттракцион в парке «Волшебное королевство», входящим в состав центра развлечений «Диснейуорлд», являющийся официальным символом как парка, так и всего центра. Также аналогичный замок есть в Диснейленде в Токио. Кроме того, роль Золушки перед посетителями парков исполняют актрисы в костюмах героини. В 2012 году Золушка вместе с другими принцессами Диснея стала героиней аттракциона «Princess Fairytale Hall» в парке «Волшебном королевстве», заменяющего собой аттракцион «Snow White’s Scary Adventures».


Расскажи друзьям

Сочинение

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье. Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра». Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.

362 0

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. 3. скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, 3., притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье.

Сказка есть сказка, и 3. попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. 3. настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы 3. отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, 3. сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра».

Образ 3. покорил многих художников. Свою версию истории 3. создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.

О.Г.Петрова


Значения в других словарях

Журден

ЖУРДЕН (фр. Jourdain) - герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme - букв, перевод - «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.- один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на све...

Жюльен Сорель

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее...