Дима емельянов гитарист земфиры. Вся правда о Земфире: почему она живет в пустой квартире и кому готовит сырники. Слухи о личной жизни и ориентации

Десятимесячные гастроли по России, Украине, Белоруссии, странам Балтии и Европы получились у Земфиры увлекательными и насыщенными непредсказуемыми событиями. Во время тура она частично сменила состав, перетасовала сет-лист, что прежде с ней случалось нечасто. И добавила две композиции, которые еще в феврале петь не собиралась: "Любовь как случайная смерть" и "Оно плачет (Поцелуи)".

А еще - полюбила выступать в темных платьях, которые ей очень шли, продолжила игнорировать пресс-конференции, хотя и чаще общалась со зрителями со сцены. В Ростове-на-Дону в присущей ей бескомпромиссной манере обиделась на фразы из зала и, закрыв лицо руками, убежала со сцены. Затем вернулась и в песне "Аривидерчи", изменив слова, спела: "Я никогда не вернусь в Ростов!" Потом правда извинилась. Вдобавок, во время тура Земфира убедила известного саунд-продюсера из Киева Павло Шевчука обеспечивать ее общение с прессой (и тот бесхитростно не отвечал на запросы и предложения). И едва ли не впервые высказалась о чем-то кроме музыки, выступив против сноса зданий бывшей фабрики "Красный Октябрь", ставших ныне главной новой культурной площадкой Москвы. Там же, кстати, расположена и студия Земфиры (на месте фабрики планируется построить жилой квартал)… А для московских концертов пригласила из Германии большую группу спецов, чтобы организовать прямую трансляцию финальной программы в Интернете. Тоже впервые.

Зрителей при входе на концерт тоже встречали подарками. В зависимости от мест, указанных на билетах, кому-то вручали цветные фонарики-сердечки, кому-то белые или красные листы бумаги. А также инструкции о том, как с ними обращаться: Земфира всегда любила и умела устраивать на концертах флеш-мобы. И фан-клуб певицы (кому-то из самых преданных билеты достались бесплатно) вместе с режиссерами шоу с удовольствием вносил вклад в создание эмоционального и зрелищного шоу. Особенно впечатлило, когда трибуны выложили из белых и красных листов бумаги букву Z, знак бесконечности и огромное сердце.

Несмотря на предупреждение не приносить фото и видео-технику (отпечатанное даже на билетах!) многие снимали концерт на мобильные телефоны. Охрана не препятствовала (да и как это было сделать в переполненном зале?!). Тем более, что в инструкциях по флеш-мобу указывалось, и то в каких песнях включать фонарики на мобильных. Как правило - в медленных балладах. Поэтому те, кто тревожился, что придется сдавать в камеру хранения даже телефоны (ну не любит Земфира папарацци?!), опасался зря.

Сцена впечатляла тремя экранами. Больший - в центре: на нем транслировался видео-арт, причем заправляла всем Рената Литвинова, эмоционально дававшая указания оператору. Некоторые кадры казались не бесспорными: под песню "Чайка", например, шло видео того, как эта птица выклевывает глаза мертвому человеку. Хотя трек этот совсем не об этом, и настроение его совсем иное. Но режиссеру показалось более выгодным дать шокирующий кадр…Вряд ли чувствительные зрители будут любить после него чаек, как прежде.

Два экрана по краям транслировали происходящее на сцене в зал: на оба концерта пришли примерно по семь тысяч зрителей и, конечно, разглядеть происходящее на сцене из дальних секторов, без экранов, было сложно. Хотя звук был отменный едва ли не в любой точке, что случается на выступлениях, проходящих на стадионах (а ДС "Лужники" строили для игры в хоккей) не часто.

Ради этих концертов перед сценой построили и ее продолжение, называющее у профессионалов "язык". Земфира начала с эмоциональной песни на грани нервного срыва "Без шансов", продолжила другим треком с альбома "Жить в твоей голове" - "Деньги", которую пела резво, бойко и язвительно, постепенно переходя на почти скороговорку и, кажется, будто бы вгоняя себя в транс. А некоторые ее хиты зазвучали теперь несколько иначе. Песне "Мачо" очень пошли дополнительные гитарные проигрыши и нервно-атмосферное соло в духе U2 и Killers. Да и вообще гитарист Дмитрий Емельянов, прошедший с Земфирой весь тур был очень органичен для ее музыки. В хите "Прогулка" (неизменно включаемый в программу гастролей и являющийся у певицы редким: "почти танцевальным") ставка прежде делалась на электронные биты. Теперь все было сыграно на гитарах, следуя в оркестровке традициям группы "Кино" (которую Земфира очень любит). А вот исполнитель на флюгергорне Константин Куликов в ее составе впервые: на альбоме "Жить в твоей голове" хватает средне-темповых песен-размышлений и флегергорн драматично добавляет им света, воздуха, многозначительности и глубины…

Ближе к середине концерта Земфира все чаще выбегала на "язык", хлопала по протянутым ладоням зрителей. А потом и вовсе прыгнула в зал, к фанатам, прокатившись несколько метров на их руках.

В итоге шоу достигло такого эмоционального накала, что певица трижды выходила "на бис", а после третьего поблагодарила зал, попрощалась и пообещала "пойти в гримерку и умереть". Но никто не уходил и экран снова зажегся - уже с эмблемой нового проекта Uchpochmack , все участники которого, кроме Дэвида Брауна, прежде предпочитали скрывать свои имена.

Что, никто не сомневался? - Отреагировала на восторженную реакцию зрителей певица. И спела две песни, записанные уже с этим таинственным составом: Someday и Lightbulbs… Оставив зрителей гадать: когда и с какими музыкантами Земфира вернется на сцену уже в следующем туре…

Все, что происходило в моей жизни последние полгода, было ради этого концерта. Концепция длиной в 16 лет - кто может этим похвастаться? Тяжелые времена, сложные обстоятельства. Но я придумала этот тур, и он случайным образом оказался счастливым. Все, что происходило за эти полгода, было так круто! И теперь я не понимаю, что же важнее? Я стою на этой сцене 1 апреля в третий раз. В день дурака. Про четвертый я даже боюсь думать. Я счастлива, - сказала тогда Земфира.

По случаю предстоящей телепремьеры HELLO.RU публикует авторский материал корреспондента ИД "Коммерсантъ" Бориса Барабанова, сделанный по просьбе HELLO! и опубликованный в журнале ко дню рождения Земфиры, который она отметила 26 августа.

Москва, 2007 год, осень. На Фрунзенской набережной около входа на Андреевский мост останавливается свадебный кортеж. Молодожены и их друзья отправляются фотографироваться на мост. У водителей перекур. На фоне шумной компании легко не заметить фигуру девушки в черном. Она часто гуляет здесь одна, это ее район. Остановившись у свадебного лимузина, украшенного букетами и гирляндами, она присматривается к цветам и вдруг произносит: "Они издеваются?"

Цветы искусственные. Девушку зовут Земфира Рамазанова. В ее идеальном мире настоящим чувствам должны соответствовать настоящие цветы. А если они сделаны из бумаги, то и чувства - фейк. А значит, реальный мир в очередной раз не оправдал ее ожиданий.

Если бы я писал сценарий будущего байопика Земфиры, я обязательно начал бы его с этой сцены. Даже если бы этого не произошло на самом деле. Но именно так все и было.

В 2007 году Земфира выпускала альбом "Спасибо", впервые - сама, без помощи звукозаписывающих компаний, то есть придумала себе рискованное приключение. Было много всего, но именно этот подсмотренный мною эпизод был неожиданным вторжением в обыденность поэзии, о которой раньше я мог судить только по строчкам ее песен. Естественная мгновенная реакция. Очередное свидетельство несовершенства мироздания. В этом несовершенстве Земфира убеждается изо дня в день. И изо дня в день пытается хоть что-то исправить, заранее понимая, что никогда не сможет сделать это до конца.

Сцену с искусственными цветами я вспомнил много лет спустя, когда Владимир Познер спросил ее в телеинтервью: "Если бы вы встре-тились с Богом, что бы вы ему сказали?" "Что он не-справедлив", - ответила Зем-фи-ра. Странно, что позже она назвала это интервью провальным. Один этот ответ ставит ее вровень с самыми масштабными персонажами, сидевшими в кресле напротив ведущего. Впрочем, Земфира всегда предъявляет к себе самые высокие требования. А предъявляя их к себе, она, кажется, до сих пор искренне недоумевает, почему так часто люди вокруг не проявляют той же страсти в своей работе, не шлифуют свое дело до блеска.

Однажды я наблюдал удивительный разговор Земфиры и организатора частной вечеринки в честь дня рождения крупного деятеля культуры. Выступление Земфиры было главным подарком. Она целый день настраивала звук в мало приспособленном для концертов помещении, взяла небольшой тайм-аут, а потом явилась на площадку точно в соответствии с расписанием мероприятия. И очень удивилась, когда график стал сдвигаться: сначала на полчаса, потом на час, потом еще... Наконец Земфира встала и направилась к своей машине. Для нее праздник был окончен. Распорядитель вечера стал умолять ее остаться, объясняя задержку тем, что затянулся ужин: "В моем мире Земфира не может выступать перед жующими людьми". В ответ певица рассмеялась: "А что вы знаете о моем мире?"

В этой ситуации стоило помнить, что еще во времена уфимской молодости она несколько лет пела под стук вилок и ножей, причем научилась не стесняться этой страницы своей биографии. "Я играла в ресторанах, - рассказывала Земфира в одном из интервью. - И вот гуляют бандиты, с плетками, представляете? Ужас. Плетки по залу свистят, задевают мои клавиши, я сижу - ни жива ни мертва. А дней через пять "банкуют" юристы, какие-то хорошие адвокаты города Уфы... и зрелище - гораздо безобразнее". Пение для жующих людей для нее не криминальнее, чем отклонение от графика работы без извинений и объяснений. Это такой же брак в работе организатора, как фальшивая нота - в работе музыканта.

К слову, объяснившись с распорядителем, Земфира вернулась и дала полноценный "подарочный" концерт с несколькими бисами. Большинству гостей было уже не до еды. Земфира царила на сцене и в зале.

Земфира настолько уверена в своих поклонниках, заполняющих танцпартер, что готова броситься им в объятия в буквальном смысле. Но только если настроение располагает, конечно

Перфекционизм - черта, которую обычно называют в числе первых, говоря о Земфире Рамазановой. Другая - стремление к полной независимости. Первое, что обнаруживает человек, задавший поиск в "Википедии" по слову "Земфира", - то, что в переводе с арабского языка оно значит "непокорная".

В лексиконе шоу-деятелей есть довольно скользкий термин "заниматься артистом". Уже много лет вопрос "А кто сейчас занимается Земфирой?" звучит странно. Земфирой может заниматься только Земфира. Продюсером Земфиры может быть только Земфира. Она сама нанимает музыкантов и менеджеров, сама решает, кто на данном этапе ее истории будет деловым партнером в гастрольном турне, а кто - заниматься дистрибьюцией песен.

Обычно в таких случаях говорят: "Единственный, от кого она зависит, это ее публика". Но и с публикой - точнее, с легионом самых преданных поклонников - у Земфиры складываются отношения, которые не назовешь зависимостью. Это партнерство с максимальной степенью взаимного уважения. Поклонники, например, смиренно ждут нового альбома столько, сколько надо, зная, что если пауза затянулась, то это не от того, что новых песен нет и у кумира кризис, а потому, что песни ждут своего часа, проходя единственную жесткую цензуру - цензуру самого автора.

"Фан-база" знает, насколько ценит ее преданность Земфира. Автор этих строк был свидетелем того, как, готовя закрытое выступление на "Стрелке", певица лично проследила за тем, чтобы сотня самых преданных фанатов попала на концерт невзирая ни на какую "закрытость" мероприятия. В то же время она позволяет себе прямо во время концерта вступать в полемику со зрителями, если считает их поведение неприемлемым. Проще говоря, если из зала требуют "Ромашек", она может осадить крикуна в самой резкой форме, как это было на печально известном концерте в Ростове, по поводу которого даже имело дело судебное разбирательство.

Равнодушие аудитории тоже вполне может заставить ее нервничать. В начале 2010-х, когда саунд ее тогдашней группы приобрел суховатые черты синти-попа, непривычные для консервативно настроенной публики, она могла бросить в зал: "Че такие вялые?" - и отпустить еще несколько комментариев в адрес дорогого партера в духе битловского "Галерка может хлопать, остальные - трясти бриллиантами". В лексиконе Земфиры есть отличное выражение "чесать публике пятки". Вот именно это она не намерена делать ни в какой ситуации. Хоть в пафосном Crocus City Hall, хоть на вечеринке в честь выхода "Тройки Диалог" на IPO, на которой Земфире довелось играть после самого Принса. Сама расстановка артистов в программе говорила о том, что Принс - это для продвинутого топ-ме-недж-мен-та, а Земфира - уже для "народа". Но и в этой ситуации какой-то очередной выкрик из толпы порядком испортил ей настроение.

Здесь стоит снова при-вести цитату. "Я хотела бы быть сдержаннее, правда! - говорила Земфира в интервью автору этих строк. - Но иногда иду на поводу у собственных реакций. Спустя какое-то время они кажутся мне смешными и гипертрофированными. Не считаю, что зритель мне что-то должен, как и я ему. Изначально я благодарна человеку за то, что он нашел время и пришел на концерт, что он слушает меня. Но концерт - это же очень подвижная субстанция, нечто очень живое, иногда я это чувствую очень сильно. Такие густые ощущения, что можно потрогать их. И если это счастье - это одно, а если агрессия - другое".

Строительство собственной крепости - особая эмоциональная практика. Хорошо, когда на этом пути есть у кого учиться. В той части вселенной Земфиры, которая нам видна, учителя - это прежде всего музыканты. И если искать корни ее обособленности, своего рода творческой аскезы, то первое имя, которое приходит в голову, - Виктор Цой.

Земфира не раз обращалась к песням Цоя - достаточно вспомнить первый и лучший кавер на "Кукушку", который вышел в рамках проекта "КИНОпробы". Известно, что ее подход к наследию лидера "Кино" безоговорочно одобрила жена музыканта Марьяна Цой, курировавшая запись пластинки. А она давала "зеленый свет" далеко не всем. Позднее Земфира обращалась к каталогу "Кино" регулярно: включала песни группы в сет-листы концертов, записала "Легенду" для фильма Федора Бондарчука "Сталинград" и даже намекала на возможность целого альбома-трибьюта.

Кинорежиссер Сергей Соловьев рассказывал об одной из встреч с Земфирой, во время которой среди прочего речь шла о возможной сов-местной работе над мюзик-лом, - правда, эта идея так и не была воплощена в жизнь. Земфира засобиралась по делам и уже буквально в дверях вдруг остановилась и сказала: "Я еще только один вопрос хотела вам задать. Скажите, а каким был Цой?" Вдруг все дела отступили на второй план, она сняла обувь, снова села за стол и долго слушала. По словам Соловьева, ей было не-обыкновенно важно знать все про Цоя, закрытого восточного человека.

Цой был для нее не только музыкальным авторитетом. Логично предположить, что ей импонирует сам его образ, стиль взаимоотношений с внешним миром, начиная с черного цвета в одежде и заканчивая предельной закрытостью. Кажется, чем дольше она живет, тем лучше его понимает. Вероятно, потому, что из современников ей попросту не с кем сверяться, так же как и Цою в его последние годы, когда он стал в стране рок-звездой номер один.

Именно об этих последних годах Цоя нам, по большому счету, известно меньше всего. Наталья Разлогова, с которой он провел эти годы, принципиально не дает интервью. Даже люди, довольно близко знавшие музыканта, нередко теряются в догадках насчет его взаимоотношений с продюсером "Кино" Юрием Айзеншписом - они были совершенно разными людьми. Добившись абсолютного признания массовой аудитории, Цой словно стер себя из любых контекстов, кроме му-зыкального. Или, выражаясь языком другого любимца Земфиры, Тома Йорка из группы Radiohead, "полностью исчез", оставив людям лишь героя своих песен.

Особо почитаемый Земфирой Том Йорк - хороший пример того, как музыкант может добиться абсолютной творческой свободы и при этом оставаться глобально востребованным гастролером, чью музыку ждут как манну небесную. Земфира не только внимательно следит за его извилистой творческой мыслью, что отчетливо слышно в ее последнем аль-боме "Жить в твоей голове". Похоже, Йорк и Земфира легко сошлись бы во мнениях и по поводу вопросов му-зыкальной индустрии в целом. Первый "независимый" альбом Земфиры "Спасибо" вышел 1 октября 2007 года, а In Rainbows, диск Radiohead, перевернувший рынок звукозаписи, появился в Интернете лишь спустя шесть дней. Или более свежий пример. В преддверии выхода альбома A Moon Shaped Pool группа Radiohead удалила из Интернета все возможные признаки своего существования. В мире, где тебя нет, если тебя нет в Интернете, это был лучший способ привлечь внимание к новому витку карьеры. Земфира недавно закрыла аккаунт в "Инстаграме", посвященный гастрольному туру "Маленький человек". Сочла, что популярная соцсеть сделала ее персону слишком медийной. При этом на повестке дня - вторая, международная часть тура, включающая в себя концерты в легендарных британских и американских залах.

Как и в случае Тома Йорка, единственный полностью приемлемый для Земфиры канал взаимоотношений с пуб-ликой - ее музыка. Но заключить это общение только в ее рамки - тяжелая задача для Земфиры, такая же, как для Йорка - избавиться от шлейфа популярности ненавистных "радиохитов" вроде Creep и сфокусировать внимание публики на сегодняшнем материале.

Главный раздражитель для Земфиры - бульварная пресса, для которой певица остается одним из самых любимых персонажей. Иногда кажется, что война с таблоидами и "желтыми" сайтами - ее наваждение. Но стоит только представить самого себя в ситуации, когда ты не можешь выйти, скажем, на утренний кросс, не попав в объективы папарацци, или когда любое твое слово трактуют сотней разных способов и ты ничего не можешь с этим сделать, не говоря уже о ситуациях, которые рождает "подвижная субстанция концерта", как желание оказаться на ее месте пропадает полностью.

Английские аккомпаниаторы, собранные для тура "Маленький человек", - идеальный тыл на концертах Земфиры

"Маленький человек" - слова из песни Lightbulbs ("Лампочки") сайд-проекта Земфиры The Uchpochmack. Полностью припев этой песни звучит так: "И я живу как в бреду. Я просто пытаюсь быть. Я маленький человек, мне нужно куда-то плыть. Мне нужен какой-то свет, чтоб видеть хотя бы сны". Взяв в своем ремесле самую высокую планку, она изо всех сил пытается сохранить себя как частного человека, будучи сверхпопулярной, устранить побочные эффекты славы.

Турне "Маленький человек", встряхнувшее страну, пришло на смену отчаянно горькому 2015 году. На нынешнем витке своей биографии Земфира наконец-то реализовала идею, к которой жизнь подталкивала ее уже давно. Странно было, имея в послужном списке дуэты с Патти Смит и группой Queen, не попробовать в конце концов поработать с западными профи на "длинной дистанции". Концерты в туре играет полностью зарубежная команда музыкантов. В своем бесконечном стремлении к исполнительскому совершенству Земфира перебрала, кажется, всех достойных российских аккомпаниаторов и, прежде чем разочароваться в каждом, подарила многим из них блестящую карьеру или же, как минимум, броскую строчку в послужном списке. Теперь у нее за спиной англичане. На концертах в московском спорткомплексе "Олимпийский" она даже представила их семьи, которые при-ехали по такому случаю в Россию, но этот факт, конечно, остался вне поля зрения сайтов, которые смакуют ее перепалки со зрителями.

Два концерта в Москве собрали 60 тысяч зрителей - это беспрецедентный результат, и в ближайшие годы Земфире, вероятнее всего, конкурировать придется только с самой собой. На очереди - стадионы, благо в преддверии чемпионата мира по футболу их у нас построят много, выбирай любой. Правда, перед этим нам всем предстоит пережить очередное затишье. Все идет к тому, что, закончив тур, она все же вернется в студию, где ее давно ждут незавершенные песни из нового альбома. И еще вопрос, будет ли Земфира так активно выступать в дальнейшем.

Во время концерта в Нижнем Новгороде Земфира за-явила, что больше не будет гастролировать, вызвав предсказуемый шквал взволнованных комментариев. Вопрос "Уходит ли Земфира со сцены?" так же парадоксален, как вопрос "Кто занимается Земфирой?". Во-первых, прекращение гастролей, если оно даже и будет иметь место, совсем не исключает одиночные большие шоу. Если люди могут ездить через всю страну на большие фестивали, почему бы им не отправиться на стадионное шоу Земфиры куда-нибудь в Санкт-Петербург, например? Во-вторых, не похоже все-таки, чтобы что-то в этой жизни могло всерьез отвлечь Земфиру от создания и исполнения музыки. Ну разве что крупные спортивные состязания вроде Олимпиады или теннисных матчей. Но их в крайнем случае можно посмотреть в записи после концерта.

2016 год, август. Стройная девушка выходит из дома на набережной и начинает пробежку. В ее наушниках - наброски к новым песням. Она точно знает, что осень, которая скоро вступит в свои права, это не только окончание тура, но и начало чего-то нового и большого. Знает и улыбается самой себе.

Текст: Борис Барабанов, специально для HELLO!

Как прошел концерт Земфиры в Харькове.

МагнетиZм Z.

Как бы пафосно ни звучало, но когда речь заходит о Земфире, любые слова кажутся недостаточно сильными. В сущности, слова здесь и вовсе излишни, ибо это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. 23 апреля харьковчанам наконец подвернулся такой шанс - спустя 5 лет после своего последнего визита г-жа Рамазанова вернулась в наш город с презентацией свежего альбома «Жить в твоей голове», с аншлагом выступив во Дворце Спорта.


Концерт предварял диджейский сет, продолжавшийся около 45 минут. Зная, насколько продвинута Земфира в своих музыкальных предпочтениях, было несколько странно наблюдать за тем, как на сцене перед её выступлением орудует предводитель вертушек и выуживает из своего ноутбука жёсткое, немелодичное, однообразное электро; и только ремикс на «Cheap and Cheerful” The Kills и небезызвестная “We Are Your Friends” Justice vs. Simian приятно выделились из этой музыкальной какофонии.

К счастью, ложка дёгтя быстро исчерпалась и на сцену один за другим начали выплывать фигуры музыкантов. Гитары загремели жёстко, отрывисто и минорно, с первых же секунд задав тон всему концерту - стало ясно, что нас ожидает торжество минимализма, и былого карнавала с духовыми и клавишными времён альбома «Спасибо» больше не видать. Наконец, из-за кулис показалась Z. «Без шансов, без вариантов» - тут же затянула она без лишних прелюдий.

В первой части концерта Земфира отыграла почти все песни нового альбома - создалось впечатление, будто ей настолько не терпелось явить их на суд публики, что первым делом она именно это и сделала. Во время исполнения «Похоронила», заупокойно грустной и очень личной её композиции, к сцене потянулись букеты белым хризантем - в каждом городе украинского тура фанаты условились одаривать певицу определённым видом цветов; в Харькове выбор пал на хризантемы. Z. не успевала собирать охапки цветов, которые всё не иссякали.

Большинство песен «Жить в твоей голове» вживую звучали ещё более сумрачно, чем в студийной записи. Гитарист Дмитрий Емельянов, один из участников обновлённого состава группы певицы, терзал свой инструмент, как палач жертву, извлекая из него яростные и жужжащие рифы. На заднем фоне в это время будто бы маячил силуэт Джонни Гринвуда, гитариста Radiohead; а о сходстве нового звука Земфиры с легендарной пятёркой из Оксфорда не говорил только ленивый.

«Жить в твоей голове», титульная песня альбома, в этом плане стала настоящей отдушиной. Гитары умолкли, барабаны зазвучали торжественно и смирено, а Z. заняла место за синтезатором. Получилось невероятно трогательно и трагично.

Живое исполнение свежих песен не с чем было сравнивать, чего нельзя сказать о песнях старых. Последние в новых аранжировках обрели очередную, уже даже не вторую и не третью жизнь, порой изменяясь до неузнаваемости. Например, «Мачо» можно было идентифицировать только по тексту, а «Хочешь» из душераздирающей баллады превратилась в нежную колыбельную. Земфира эволюционирует, и её музыка эволюционирует вместе с ней. Она могла бы бесконечно повторять выигрышные комбинации, с которыми получила признание, но вместо этого она продолжает искать и экспериментировать. Наверное, этот факт и делает Z. той, которой она является - единственной и неповторимой.

Когда отгремели последние аккорды «Итогов», композиции, как нельзя лучше подходящей для финала, Земфира удалилась за кулисы, чтобы спустя 10 минут вернуться под шквал оваций. «Почему», «П.М.М.Л.», «Искала», конечно же, вызвали особо бурную реакцию публики - эти песни давно стали классикой. Особо стоит отметить кавер на «Дельфинов» Мумий Тролля, которым певица в этом туре частенько балует поклонников. Куплеты песни исполнял гитарист Дмитрий Емельянов, а припев - сама Z. Под конец номера звезда вечера настолько разошлась, что дала микрофон парню из первого ряда, который, впрочем, с честью справился на возложенную на себя высокую миссию.

«Аривидерчи» началась с неторопливой гитарной разминки и ознаменовалась хоровым пением зала, но перед очередным припевом гитары взревели в полную мощь и всё встало на свои места. Z. и музыканты откланялись, поблагодарили публику за тёплый приём и покинули сцену. Часть зрителей потянулась к выходу, но настоящие фанаты знали, что это ещё не конец.

На второй бис Земфира вновь отдала должное аудитории - закономерной песней «Спасибо». Потом был меланхоличный «Блюз» и совершенно обескураживающая «Не стреляйте», которая наверняка слушалась многими с комом в горле. И если до этого в воздухе сохранялось какое-то ощущение недосказанности, то теперь оно рассеялось, как утренний туман. Последнее слово было сказано. Занавес.

Концерт длился больше 2 часов, было сыграно 26 песен. Как уже было сказано, любые словесные декларации, применяемые к Земфире, слишком мелки по сравнению с тем, насколько талантлив и харизматичен этот человек. Она - поистине магнетический персонаж, от которого невозможно отвести взгляд. Её взгляд, мимика, жестикуляция - всё в ней выдаёт человека глубокого и сильного. У неё потрясающая энергетика, она способна держать аудиторию на расстоянии вытянутой руки и делать с ней всё, что заблагорассудится. Z. - настоящий феномен, и в чьей бы голове она ни жила, жить с ней в одну эпоху - огромное счастье.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. blog comments powered by Disqus

Наши партнеры

«Девочка-скандал» Земфира стремительно ворвалась в российский шоу-бизнес в конце 90-х годов и сразу же завоевала место на вершине звёздного Олимпа. Её песни, выгодно отличавшиеся от тех, которые звучали тогда на отечественной сцене, заняли верхние строчки хит-парадов, а само имя певицы стало олицетворением женского рока. Время идёт, но не теряет своей популярности Земфира. Биография, личная жизнь исполнительницы сегодня всё так же интересуют её поклонников, как и раньше. Давайте познакомимся поближе с судьбой этой уникальной певицы, ставшей настоящим кумиром для нескольких поколений молодёжи.

Семья Земфиры

Звезда рок-музыки появилась на свет в столице Башкортостана, городе Уфе, 26 августа 1976 года. Девочка родилась в интеллигентной семье: её отец, Талгат Талхович, преподавал в средней школе историю, а мама, Флорида Хакиевна, работала врачом, специализирующимся на лечебной физкультуре. Кроме дочери у супругов был старший сын Рамиль. Для отца Земфиры брак с её матерью был уже третьим по счёту. От предыдущих жён у него росли 2 сына.

Детские годы

Детство будущей звезды прошло в Черниковке — жилом районе, расположенном в северной части Уфы. Здесь семья Рамазановых обитала до самого конца 90-х годов. Маленькая Зема посещала детский садик №267 и уже тогда проявляла интерес к песням. В пятилетнем возрасте родители отвели её в музыкальную школу. Там она занималась по классу фортепиано и пела в хоре. Страсть к написанию песен у Земфиры появилась очень рано. В семилетнем возрасте она сочинила своё первое творение, слушателями которого стали мамины коллеги по работе. Увлечение брата Рамиля рок-музыкой передалось и певице. С детства её кумирами были Queen и Black Sabbath.

В школьные годы Земфира Рамазанова, биография которой рассматривается в этой статье, была круглой отличницей. В третьем классе у Земы, кроме музыки, появилось ещё одно серьёзное увлечение — баскетбол. В этом виде спорта девочке удалось добиться неплохих успехов. Она была лучшим игроком в команде, а в 1990 г. её назначили капитаном юниорской женской сборной России по баскетболу. Но в старших классах, к превеликому огорчению тренеров, Земфира решила бросить спорт и сосредоточиться на музыкальной школе, которую она окончила с отличием.

Дальнейшее образование и первые подработки

После средней школы Рамазанова поступила в училище искусств города Уфы на специальность «эстрадный вокал». После музыкальной школы её приняли сразу на второй курс. Учебное заведение девушка окончила в 1997 году с красным дипломом. Будучи студенткой училища, она параллельно осваивала игру на гитаре и подрабатывала, исполняя на улицах песни российских и зарубежных рок-исполнителей. Кроме этого Земфира вместе со своим другом и однокурсником Владом Колчиным некоторое время выступала в уфимских ресторанах и ночных клубах: молодая певица пела и играла на клавишах, а парень аккомпанировал ей на саксофоне. Подобные подработки длились 4 года, а затем надоели девушке, и она от них отказалась.

Предыстория успеха

В 1996 г., ещё будучи студенткой училища искусств, устроилась работать звукорежиссёром на радиостанцию «Европа плюс» в Уфе певица Земфира. Биография её с этого времени начала круто меняться: освоив на работе несколько музыкальных компьютерных программ, девушка начала писать песни, которые впоследствии прославили её на всю страну. Тогда были созданы такие её хиты, как «Почему», «Снег», «Синоптик». Ночами, сидя на работе, Земфира сочиняла песни, а утром она ехала домой и слушала их. За 9 месяцев у неё набралось около 40 произведений.

Первый демонстрационный диск певице помог записать её коллега по работе Аркадий Мухтаров. В это же время девушка приступает к созданию своей группы «Земфира» и записывает песни уже не с помощью компьютерных программ, а на настоящей студии звукозаписи. Репетировала будущая рок-звезда вместе со своими музыкантами в помещении, принадлежащем клубу для подростков «Апельсин».

В 1997 г. о талантливой девушке стали писать в местных газетах, а уже на следующий год певица взяла у знакомых денег взаймы и отправилась покорять Москву. К этому времени группа у неё была уже полностью сформирована. В неё вошли клавишник Сергей Миролюбов, бас-гитарист Ринат Ахмадиев, соло-гитарист Вадим Соловьёв и барабанщик Сергей Созинов. В столице девушке через знакомую журналистку удалось передать кассету со своими песнями продюсеру «Муммий Тролля» Леониду Бурлакову. После прослушивания композиций он предложил талантливой певице сотрудничество.

Дебютный альбом и наступление популярности

С 1998 г. переехала в Москву Земфира. Биография её в этот период пополняется важнейшим событием — работой над записью первого студийного альбома. Она началась осенью 1998 г. в Москве, а завершилась в январе 1999 г. в Лондоне. Создатели не стали мудрствовать над названием альбома и дали ему имя Земфиры. Его саунд-продюсером стал лидер «Муммий Тролля» Илья Лагутенко.

Официальный релиз альбома состоялся в мае 1998 г. К этому времени имя певицы уже хорошо было известно на всём постсоветском пространстве, а её песни «Ариведерчи» и «СПИД» успели стать хитами. Альбом разошёлся с молниеносной скоростью. Это был настоящий триумф, положивший начало впечатляющему звёздному пути. Уже осенью этого года отправляется в первый гастрольный тур певица Земфира. Биография её начинает интересовать всех поклонников рок-музыки. Но девушка не сильно откровенничает с журналистами по поводу своей личной жизни и изливает душу только в песнях. Вслед за старыми хитами у неё появляются новые. «Почему» и «Ромашки» слушают даже те, кто никогда раньше не интересовался рок-музыкой.

Продолжение звёздной карьеры

Весной 2000 г. вышел второй студийный альбом группы «Земфира», названный «Прости меня, моя любовь». Он разошёлся тиражом в 1,5 млн копий, побив рекорды по продажам в России и странах ближнего зарубежья. Песни из этого альбома «А девочка созрела», «Хочешь?», «ПММЛ», «До свиданья» возглавили хит-парады страны, а композиция «Искала» стала саундтреком к киноленте «Брат-2» с Сергеем Бодровым-младшим. В этот же период соглашается сняться для глянцевой обложки модного журнала «ОМ» Земфира. Биография, фото этой девушки, помещённые в издании, привлекли к нему миллионы читателей.

В апреле 2000 г. певица дала большой сольный концерт в Москве и вскоре после этого отправилась в новый гастрольный тур. В декабре 2000 г. на её выступлении в Якутске произошла давка, в результате которой пострадало много людей. Инцидент широко обсуждался в СМИ, виновницей происшедшего называли Земфиру. Певица, в свою очередь, обвиняла в случившемся организаторов концерта. Напряжённый гастрольный график и скандал в Якутске настолько измотали артистку, что она отменила все запланированные на 2001 г. выступления и на много месяцев исчезла с поля зрения поклонников.

Последующие альбомы певицы

Весной 2002 г. Земфира снова появилась на публике, представив свой очередной альбом под названием «14 недель тишины». Он был с восторгом встречен музыкальными критиками и поклонниками певицы. Только за первый день после презентации было продано около 180 тысяч копий альбома, что являлось рекордом для российского шоу-бизнеса. Всего «14 недель тишины» разошлись среди почитателей таланта Земфиры в количестве, превышающем 1 млн копий. После этого, в период с 2005 по 2013 годы, певица выпускает ещё 4 альбома («Вендетта», «Спасибо», «Z-Sides» и «Жить в твоей голове»), встреченные критиками и любителями музыки с такими же положительными отзывами, как и первые её работы.

Сотрудничество с Литвиновой

В 2008 г. звезда вместе со своей подругой-режиссёром Ренатой Литвиновой спродюсировала музыкальную киноленту «Зелёный театр в Земфире», основой для которой послужили видеоматериалы, снятые на концерте певицы в Москве. Фильм получил высокие оценки критиков и оказался лауреатом премии «Степной волк». В 2012 году Земфира и Литвинова стали продюсерами киноленты «Последняя сказка Риты». К этому же фильму певица написала саундтрек. Также она является автором музыки, звучащей в других киноработах Ренаты Литвиновой.

Слухи о личной жизни и ориентации

Не только творчеством привлекает внимание общественности Земфира. Биография, ориентация певицы интересуют их порой гораздо больше, чем её новые песни. На протяжении последних лет в СМИ ходят слухи о нетрадиционных сексуальных предпочтениях звезды, а в качестве возлюбленной ей приписывают Ренату Литвинову. Хоть и Земфира, и её не менее знаменитая подруга неоднократно опровергали эту информацию, журналисты не унимаются и продолжают искать доказательства любовной связи между женщинами.

Земфира не любит откровенничать с журналистами, поэтому про её личную жизнь известно не так уж и много. В молодости, когда звезда выступала в уфимских ресторанах, у неё был роман с коллегой по сцене Владом Колчиным. Молодые люди встречались несколько лет, однако отъезд парня в Петербург положил конец их отношениям. После того как Рамазанова стала знаменитостью, ей приписывали роман с Вячеславом Петкуном (лидером группы «Танцы минус»), но впоследствии эта информация не подтвердилась.

Позже появились слухи о романтических отношениях между Земфирой и олигархом Романов Абрамовичем. Люди, приближённые к миллиардеру, утверждали, что он был поклонником таланта девушки и вложил огромные деньги в её раскрутку. Тайная связь между певицей и губернатором Чукотки продолжалась вплоть до его знакомства с Дашей Жуковой. После этого Зема впала в депрессию, сильно похудела и нашла утешение в лице своей лучшей подруги Ренаты Литвиновой. Тогда-то и стали обвинять её в лесбийских наклонностях.

Судьба родных звезды

Своей популярностью во многом была обязана родителям Земфира. Биография, семья певицы привлекли в очередной раз внимание СМИ после того, как в апреле 2009 г. ушёл из жизни её горячо любимый папа. 77-летний Талгат Талхович умер от сердечного приступа. Отец всегда радовался успехам дочери и, пока здоровье ему позволяло, посещал все её концерты в Уфе. Спустя год после трагедии судьба забрала у Земфиры ещё одного родного человека — брата Рамиля. 43-летний мужчина утонул на Павловском водохранилище во время подводной охоты. В марте 2015 года Земфира похоронила маму, здоровье которой сильно подкосили смерти супруга и сына. Флорида Хакиевна долго болела, и певица даже хотела перевезти её к себе в Москву, но не успела.

В 2004 г. в России вышел школьный учебник по истории, в котором певица упоминалась в качестве основательницы нового направления в отечественной музыкальной культуре. В этом же году Рамазанова была зачислена студенткой философского факультета МГУ, однако из-за напряжённого рабочего графика ей пришлось бросить учёбу.

Вовсе не башкиркой, как многие думают, является певица Земфира. Биография, национальность её в которой долгое время не была указана, не проливала свет на этот вопрос. Ответ на него дала сама звезда. В 2013 г. на концерте в Казани она заявила, что является татаркой.

В 2011 г. Земфира заняла 26 место в сотне самых влиятельных женщин России. Рейтинг был составлен совместно радиостанцией «Эхо Москвы», информационным агентством «Интерфакс», журналом «Огонёк» и РИА «Новости».

На протяжении существования группы «Земфира» её состав неоднократно менялся. В 2013 г. певица взяла в коллектив музыкантами своих племянников Артёма и Артура (сыновей погибшего брата Рамиля).

Вот уже прошло 17 лет с тех пор, как на российской сцене появилась Земфира. Биография, личная жизнь певицы всё это время находятся под пристальным вниманием СМИ. Из-за своего сложного характера звезда много раз оказывалась в центре скандалов, однако от этого она не становилась менее популярной. Земфира продолжает плодотворно трудиться, и поклонники её таланта могут быть уверены, что в скором будущем звезда порадует их новыми хитами.

«Мы готовились к встрече с вами. Да и вы готовились — все билеты давно раскупили. Теперь встретились — и все присматриваемся друг к другу, присматриваемся... А концерт, между прочим, скоро закончится» .

Киев всегда был особенным для Земфиры. Вот и на этот раз певица готовилась к встрече с украинской столицей по-особенному, отрепетировала песни, которые наверняка не услышит никто другой в туре.

Потому что Земфира отлично знает, каким безбашенным может быть Киев. А Киев отлично знает, какой безбашенной может быть Земфира, если ее прет публика. К счастью (к сожалению?), есть, с чем сравнивать: в 2008 году было 36 песен, спетых «на разрыв», а на последний бис (пятый?) певица вышла с акустической гитарой уже тогда, когда техники разобрали часть сцены, и подарила «Бесконечность» последней паре сотен зрителей.

Но на этот раз что-то не сработало до конца, где-то не хватило химии — ни Земфира, ни Киев долгое время не спешили сближаться.

…Начало задержали где-то на 50 минут, потому что многие, конечно, прибыли во Дворец Спорта в последний момент и снова возникла тянучка на входе. В зале, тем временем, звучал однообразный электронный бит разогревающего диджея — неплохого, но не совсем уместного, отчего ожидание казалось еще томительнее.

Когда крещение «клубняком» закончилось, на сцену вышел Андрей Матвеев, концертный менеджер Земфиры, и лично извинился перед публикой за задержку.

И тогда, наконец, началось. Первая эмоция у большинства — восторг от шоу, огней, интенсивного и разнообразного сценического света. Художественным оформлением занимался немецкий световик, профессионал экстра-класса Бертил Марк — он откатал с Земфирой российские концерты, а потом улетел заниматься другими проектами, но певица уговорила его сделать исключение для Киева. Очень жаль, что, в отличие от российского тура, на разогреве диджеил не он — его сеты были стильным украшением тех концертов.

Звук тоже был на высоте. Максимум, который можно выжать из киевского Дворца Спорта. Не мудрено, ведь нынешний звукорежиссер Земфиры — Майкл Бауэр, мастер с 25-летним опытом, включая 14 лет плотного сотрудничества с Rammstein.

По одним только этим именам видно, что Земфира подошла к туру серьезно и собрала революционную, как для СНГ, техническую команду. И это не пыль в глаза — такого звука и света не добивался ни один отечественный артист. Не зря на концерте задействовано 50 человек персонала, а аппаратуру возят пять огромных фур.

Певица и ее команда прорабатывали этот тур полгода, в том числе оттачивали весь продакшн на репетициях в знаменитой берлинской студии Black Box Music. Большая часть оборудования тоже закуплена в Германии.

В этой обстановке европейского уровня, с этим восхитительным светом и звуком, на сцене появились музыканты с инструментальным intro.

Ритм-секция — Дэн Маринкин (барабаны) и Алексей Беляев (бас). Они с Земфирой с 2007 года, поэтому на концертах получают больше всего аплодисментов от публики и добрых подколок от самой певицы. Дополнительные барабаны и акустическая гитара — Василий Яковлев (экс-участник Mooncake).

Гитара — Дмитрий Емельянов. Яркий пример постоянных «пятнашек» и перестановок в составах толковых групп в СНГ и того, что хорошие музыканты — нарасхват. Емельянов играет на клавишах в InWhite, играл с экс-гитаристом Земфиры Корнеем, временно заменял Шурова в Esthetic Education, пока тот выступал с Земфирой, а теперь сам стал гитаристом певицы.

Земфира появилась на сцене под бурный, но не оглушительный восторг фанов. Возможно, зрители измучились задержкой начала. Возможно, было слишком много «левой» публики, и получился концерт «для всех», а самые преданные фаны уже оторвались в Одессе. Возможно, киевляне рассчитывали, что певица сделает первый ход, подорвет, но она ждала от Киева того же.

Певица звучала немного устало, но выглядела, как всегда, волшебно. Мэйк-ап для киевского концерта ей делал Слава Чайка, чем успел похвастаться в соц.сетях.

Концерт открыли песни «Без шансов» и «Деньги» из нового альбома и старая «Ощущенья» — громко, наотмашь. Вместо того, чтобы показать себя, свои эмоции, слишком многие зрители стали снимать певицу на мобильные телефоны. Момент помпезного старта был утерян.

Далее пошел самый тяжелый в эмоциональном плане блок — песни «Похоронила», «Река», «Кувырок». Сгусток очень личных переживаний Земфиры. Кажется, на концертах она поет их не для вас, не для нас. Она максимально уходит в себя, так нужно.

Когда на песне «Похоронила» в сторону сцены полетело несколько букетов белых роз, да еще и в целлофане, смотрелось это не просто странно, а убийственно жутко и стыдно.

«Странно… Одесса — в два раза меньше и в два раза громче, — грустно удивлялась Земфира. — Я пела и поняла, что Киев и Одесса — э то как у нас Москва и Питер. Питер концерты “делает ” сам, а в Москве нужно... работать. Здесь то же самое. Хорошо, мы не против».

Исполнение песни «Жить в твоей голове» певица посвятила своим киевским друзьям и коллегам — группе «Океан Ельзи» («мы дружим давно и безнадежно» ). Строчку «и слушали тихий океан» с нежной улыбкой изменила на «и слушали Эльзы океан» . Песня-упоение, которая вживую звучит почти так же хрупко и благоговейно, как в записи.

«В метро» Земфира традиционно посвятила фан-зонам. И снова над зрителями взметнулись вверх белые розы, поломанные, раскромсанные.

На «Дыши», после десятков выброшенных и испорченных цветов, злополучный флешмоб все-таки состоялся — фаны передали Земфире белые розы, кто по одной, кто букетами. К концу песни у певицы в объятиях была собрана огромная охапка красивых шипов и лепестков. «Чайка» — один из эмоционально светлых моментов концерта, ощущение воздушности.

Песню «Если бы» Земфира посвятила еще одному украинскому другу и коллеге — клавишнику Дмитрию Шурову, с которым ранее откатала множество отличных концертов. «Димон!» — подмигнула она трибуне на последних строчках.

«Город» и «Прогулка» прошли слишком быстро, но хотя бы публика уже разогрелась, фан-зоны массово апплодировали и танцевали. «Ну как вы тут без нас жили? Как вам сегодня, звук хорошо, свет хорошо? — с легкой, добродушной издевкой спрашивает Земфира у зрителей. — Ну тогда… я ухожу, оставляя гору окурков» . И основная часть концерта завершилась песней «Итоги».

Ожидание бисов было максимально затянутым, совсем в духе Земфиры, но публику вознаградили сполна. То, на что многие надеялись, свершилось — певица вернулась на сцену не только со своими нынешними музыкантами, но и с Дмитрием Шуровым за клавишами.

Концерт по-настоящему начался только теперь, на бисах. Земфира и Шуров вжарили в паре как в старые-добрые времена. Потребовалось время, чтобы клавиши вывели на нужный уровень звука, в «Почему» они потерялись, зато в «Хочешь» дали те ноты, по которым так скучали фаны со времен тура «Спасибо».

Похоже, особое удовольствие самой Земфире доставляет исполнение кавера на «Дельфины» группы «Мумий Тролль». Улыбка, распевы, а на втором куплете певица позволила петь толпе, но толпа оплошала. Ситуацию спас Емельянов — неожиданно даже для Земфиры, он выручил зал и пропел в микрофон почти весь текст.


«Любовь как случайная смерть» с запредельно трагичными клавишами Дмитрия Шурова и драйвовая «Брызги» прозвучали в первый раз за весь тур — и, скорее всего, в последний. Особенный подарок для Киева, максимальный эмоциональный низ и драйвовый рок-н-ролльный верх. Вот только заслужил ли все это томный, сложный Киев? Следующая песня «Ариведерчи» оставила надежду, что да. Это был мощный стройный фанатский хор — пожалуй, единственный такой за весь концерт. Еще была попытка массовых зажженных огоньков мобильных телефонов под «Хочешь».

«Блюз» на втором бисе Земфира посвятила своим московским друзьям, которые специально прилетели на концерт — Ренате Литвиновой и Павлу Шевчуку. Некогда депрессивная вещь на этом концерте вдруг зазвучала светлее, с надеждой.

К третьему бису в зале оставалось несколько сотен человек. Самых настоящих и преданных, людей, способных по накалу страстей отдуваться за весь Дворец Спорта. Охрана — за что ей и организаторам благодарность и уважение — без проблем запустила всех желающих в первую фан-зону, да еще и раздавала воду.

И тут произошло «очевидное невероятное» — так выразилась сама Земфира и вызвала на сцену лидера «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука. Под аккомпанемент Шурова и остальных музыкантов, музыкальная пара в обнимку исполнила «Let It Be» The Beatles. Читали текст с листа, а Вакарчук, заядлый битломан, вовсе запутался в словах, но это был номер не ради чистоты исполнения, а для души — и это была счастливая кульминация вечера. Украинский рок-фронтмен завел публику с пол-оборота, как он это умеет.

На прощание — «Не стреляйте». Неожиданно на сцене рядом с Земфирой появился мальчик лет двух-трех из первых рядов. Ребенок так и не понял, что случилось, и просился обратно к родителям.

Финальные строки «Не молчите, в этой рыхлой тишине я погибну» обретают больше смысла в контексте холодной, дохлой киевской публики.

Киеву повезло с Шуровым и Вакарчуком, но Киев этим не воспользовался. Город, который певица не просто ждала, а предвкушала, ее подвел. Никто не требовал совершать кувырок назад — достаточно было отпустить себя и свои комплексы, показать, что ценят.

«Я очень часто недовольна публикой. Иногда мне кажется, что они могли быть и активнее, и любить побольше» , — говорила Земфира в интервью Ренате Литвиновой в лайв-фильме «Зеленый театр в Земфире». Так и получилось в украинской столице. Просто нужно было ставить Одессу в финале тура.

Земфира, главное, не держите зла на Киев. Простите его за слабость и за то, что он так странно и отчаянно...

Фотографии и видео: