Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения. Конспект урока по истории средних веков "культура раннего возрождения в италии"

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение , что в переводе с французского означает "Ренессанс" . Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто) ; конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс .

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.

Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337) . Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Один из знаменитых мастеров Предвозрождения -

Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция.

Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре , который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо .

Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио . Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино. Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен. За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко. Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте.

Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Доменико Гирландайо (1449 - 1494)

Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.
Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Вопрос 1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения.

Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного.

Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе слово «благородство» понимали буквально, то есть «благое рождение» – рождение от достойных предков. Гуманисты же утверждали, что ценно не то, от кого человек рождён, а то, чего человек достиг воспитанием души и возвышенными размышлениями.

Вопрос 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения?

Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.

Вопрос 6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии

Культура раннего возрождения

Возрождение, как эпоху в истории искусства и культуры,­ делят на­ четыре такие этапы:

1.­­ ­Проторенессанс, относится ко второй половине тринадцатого, начало четырнадцатого веков).
2.­­ ­Раннее Возрождение, начало пятнадцатого и до конца этого века.
3.­­ ­Высокое Возрождение, конец пятнадцатого века и первые двадцать лет шестнадцатого).
4.­­ ­Позднее Возрождение, со средины шестнадцатого до девяностых годов этого века.

Период­ «Раннего Возрождения» охватил с 1420 по 1500 года. В течение этих лет в искусстве, ещё совсем отрешенном от недавнего прошлого, примешиваются некоторые элементы, взятые из классики древности.

Возрождение­ - это эпоха, в которой отразилось начало перехода к капитализму от феодализма. Классические формы Возрождения сложились в самом начале в Италии, чуть позже аналогичные процессы начались и в Азии и в странах Восточной Европы. В каждой из стран у данного типа культуры были­ свои индивидуальные особенности, а именно этнические характеристики, специфические традиции, влияние других культур. Возрождение тесно связано с­ формированием светской культуры и­ сознания.

Главной особенностью культуры раннего Возрождения, которую представляли Боккаччо, Петрарка,­ Донателло, Джотто, Боттичелли,­­ являлись разносторонность и целостность­ понимания человека, культуры и жизни. Авторитет культуры все время резко возрастал, но оно никаким образом не противопоставлялось ремеслам и науке, а было равноценной и равноправной формой человеческой деятельности. До высокого уровня поднялись архитектура и прикладные искусства, в них было соединение художественного творчества, ремесел и с технического конструирования.­ Другая особенность Возрождения - это его ярко выраженный реалистический и­ демократический характер, в центре которого всегда стоит природа и человек.

Художниками достигается большой и широкий охват существующей действительности, ими правдиво отображаются все основные тенденции того времени. Они ищут самые эффективные способы и средства, чтобы ярче воспроизвести все богатство и разнообразие форм проявления реальности в мире: его красоту, гармонию и­ изящество.
Эта эпоха имеет большое положительное значение во всей мировой культуре, так как в искусстве воплощается идеал свободного и гармонического бытия человеческого.

Эпоха раннего Возрождения переходная от Средних веков к периоду нового времени. Именно в те времена происходили крупные изменения в культурной и экономической жизни с проявлением первых зачатков капиталистической промышленности, с развитием банковского дела и­ международной торговли. Происходит формирование научной картины мира,­ с зарождением экспериментального естествознания. Крупнейшие ученые этой эпохи: Коперник, Бруно,­ и Галилей обосновывают гелиоцентрическую систему. Кроме этого было совершено первое в мире путешествие вокруг света Колумбом и Магелланом с целью открытия новых земель.

Культура Возрождения имеет свое разное по темпам развитие. Так, в Италии она началась в четырнадцатом веке, в некоторых других только в пятнадцатом. Самой высшей точкой развития Ренессанса считается шестнадцатый век, когда он распространился уже на разные европейские страны, которых объединяют идеи гуманизма. Этот принцип стал выражением основной направленности всей культуры этого времени, так как он считается высшим нравственным и культурным в развитии человеческих способностей. Идеями гуманизма были охвачены разные слои общества, от купеческих кругов до религиозных сфер и простых народных масс. Это было время начала появления совершенно новой светской интеллигенции. Гуманизм - это вера в большие, совершенно без границ, возможности человека. В духовной культуре появляются новшества, связанные со­ свободой суждений, независимостью, со смелым критическим духом. Личность человека, прекрасная­ и могучая,­ по праву становится центром в идеологической сфере.

Первый гимн достоинству человека был написан Данте Алигьери - им стала «Божественная комедия». В этом произведении соединилась и­ поэзия и философии. В нем есть даже теология, наука, которая проникнута большой верой в предназначение человека на земле. Современник Данте -­ Петрарка был философом и лирическим поэтом. Именно его называют родоначальником итальянского гуманистического движения эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения - это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).

Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.

События

Конец XIII-XIV вв. - Проторенессанс

XV в. - Ранний Ренессанс

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс

Середина - вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс

Черты

изобразительного искусства эпохи Возрождения:

Построение объемной композиции (трехмерность)
. применение линейной перспективы
. натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
. изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
. живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
. появляются светские жанры, в частности, портрет
. появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура

науки Возрождения:

Развитие наук о человеке
. развитие математики и естественных наук
. переход от чистого умозрения к опыту
. связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)

Участники

Леонардо да Винчи :

Сандро Боттичелли:

Микеланджело Буанарроти:

Рафаэль Санти :

Питер Брейгель :

Альбрехт Дюрер :

Лукас Кранах Старший:

Заключение

Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.

На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения.

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия .

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов :

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

Раннее Возрождение (XV век)

Высокое Возрождение (конец XV - первая треть XVI вв.)

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин - проторенессанс .

Джотто ди Бондоне - художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290-1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение - роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Рис. 1. Джотто ди Бондоне - роспись капеллы дель Арена в Падуе ()

Расцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение . Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452-1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи ()

Рис. 3. Леонардо да Винчи - Мона Лиза (Джоконда) ()

Рис. 4. Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция ()

Рис. 5. Леонардо да Винчи - Тайная вечеря ()

Микеланджело Буонарроти - младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» - первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений - создание Богом Земли и Небес, второй - создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей - страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд» (рис. 7).

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ()

Рис. 7. Микеланджело Буонарроти - Страшный суд ()

Рафаэль Санти - великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра , занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы . Сикстинская мадонна (рис. 8) - была написана Рафаэлем в 1512-1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии.

Рис. 8. Рафаэль Санти - Сикстинская мадонна ()

Северное Возрождение - это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения - Лукас Кранах Старший , его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер . Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис».

Рис. 9. Лукас Кранах Старший - Портрет Мартина Лютера ()

Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции .

Великие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии .

Великий польский астроном (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси . Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю - геоцентрическую - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно . Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея , однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии . Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.

Рубеж XVI - XVII вв. называют началом естественнонаучной революции .

Список литературы

  1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. - М.: Слово, 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997.
  4. Гребеников Е.А. Николай Коперник. - М.: «Наука» , 1982.
  5. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980.
  6. История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003.
  7. Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  8. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007.
  9. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. - М.: БММ, 2011.
  10. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  1. Fb.ru ().
  2. Studfiles.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Chuchotezvous.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите основные черты эпохи Возрождения, проявившиеся в живописи.
  2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?
  3. Каких известных художников эпохи Возрождения вы знаете? Какие картины были ими написаны? Видели ли вы какие-нибудь из этих картин раньше?
  4. Расскажите о развитии науки в эпоху Возрождения.