Издание т ва д сытина. Сытин иван дмитриевич - биография. После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германи

Обозреватель сайт изучил биографию Ивана Дмитриевича Сытина, одного из крупнейших российских издателей и просветителей 19 века, который выпускал недорогую классическую литературу и был владельцем нескольких популярных газет.

Издательская деятельность в Российской империи в середине 19 века пребывала не в лучшем состоянии, и неудивительно: большая часть населения империи оставалась неграмотной, а высшие слои общества предпочитали иностранные журналы и газеты. После отмены крепостного права и постепенной популяризации начального образования эта проблема вышла на первый план. Речь шла не только о периодических изданиях, но и о книгах, которые должны были заинтересовать новых читателей, часть из которых лишь недавно освоила грамоту. Во многом эти задачи удалось решить благодаря деятельности Ивана Дмитриевича Сытина. Начав карьеру с помощника купца, он стал одним из крупнейших издателей империи.

Ранние годы жизни

Сытин Иван Дмитриевич (05.02.1851-28.11.1934). Родился в семье волостного писаря села Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где окончил три класса сельской школы. «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук », - вспоминал Сытин. С двенадцати лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др. В сентябре 1866 года Сытин приехал в Москву и был определен «мальчиком» в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н.Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось) на Никольском рынке в Москве - он стал «учеником всех надобностей» в маленькой книжно-картинной и скорняжной лавочке, где торговали лубочными картинами, преимущественно религиозного содержания. Первый год Ваня бегал в «мальчишках», выполняя всю черную работу в доме хозяина, - Шарапов присматривался к парнишке.

К совершеннолетию Иван Сытин дослужился до помощника заведующего лавкой в Нижнем Новгороде. Здесь и проявил он свой талант коммерсанта: пришла идея создать сеть коробейников-офеней торговцев продукцией вразнос. Риск был - ведь товар отдавали в долг и за все убытки, пропади вдруг офеня, отвечал молодой заведующий. Набрал честных, практичных людей из местных водоливов - бедных, но желавших заработать. В первый же год эксперимент принес прибыль, на следующий - пришло много новых желающих торговать «святыми» картинками. О книгах тогда не помышляли: покупатели - крестьяне из окрестных деревень в большинстве своем были неграмотны. Успех торговли во многом зависел от подбора картин в коробке офени: нужно было хорошо знать вкусы и понимать психологию народа. Хозяину лавки идея нравилась, он часто говаривал: «Работай, хлопочи, все твое будет» - своих детей у старика не было, и он очень привязался к смышленому парню.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочке Евдокии Ивановне Соколовой. Получив в приданное 4.000 рублей и заняв у П.Н.Шарапова 3.000 рублей, приобрел литографию для печатания лубочных картинок. 7 декабря 1876 г. Сытин открыл литографическую мастерскую на Воронухиной горе в Дорогомилове, но и продолжил работать в лавке хозяина. Именно тогда, с одной литографской машины - началось первое книгоиздательское дело И.Д.Сытина. В маленьком помещении «работали» исключительно народные картинки, молодой владелец сразу понял, что от качества зависит очень многое и старался даже нехитрую продукцию делать лучше других, не жалея денег, нанимал художников. Иван Дмитриевич, обладая предпринимательской сметкой, моментально реагировал на покупательский спрос, умело используя любой случай: «В день объявления русско-турецкой войны 1877 года я побежал на Кузнецкий мост, - вспоминал он, - купил там карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, где наши войска перешли через Прут. В пять часов карта была готова и пущена в машину с подписью: «Для читателей газет. Пособие». Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало ».

Через шесть лет упорного труда и поиска Сытин получил серебряную медаль за свою продукцию - лубки, выставленные на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Этой первой своей наградой он очень гордился и почитал выше остальных. А было их немало: к 1916 году - 26 медалей и дипломов. Среди них - золотые медали, полученные на Всемирных парижских выставках в 1889 и 1900 годах; диплом, подтверждающий право изображения Государственного герба, присужденный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м; золотая медаль, врученная в Бельгии в 1905-м, и многие, многие другие...

К 1879 году Сытин полностью отдаёт кредит Шарапову, становится полновластным владельцем своей литографии, а так же покупает собственный дом на Пятницкой и оборудует литографию на новом месте. В начале января 1883 г. Сытин открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, а в феврале, после объединения с другими предприятиями на базе литографии, основал «Товарищество на вере И.Д.Сытин и К°», включающее книжную торговлю, которая велась в маленькой лавке в пять аршин в ширину и десять в длину. Основной капитал Товарищества составлял 75 тысяч рублей, половину из которых внес Сытин. В 1884 г. Сытин открывает второй книжный магазин на Никольской улице в Москве.

«Эпопеей» в издательском деле Сытина стали календари - в конце 1884 года был отпечатан первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший незаменимым справочником все случаи жизни для многих российских семей. В следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион. Впервые Сытинские народные календари появились на Нижегородской ярмарке, они были общедоступными и по цене, и по содержанию - «Всеобщий Русский», «Малый Всеобщий», «Общеполезный», «Киевский», «Народный-сельскохозяйственный», «Царь-колокол», «Старообрядческий» и другие. «В наших календарях , - писал Сытин, - впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Они выгодно отличаются яркой внешностью и обилием рисунков в тексте... ».

В 1884 году Сытин познакомился с В.Г.Чертковым - другом и поверенным Л.Н.Толстого. Он предложил издателю выпустить серию книг для народа, куда бы вошли лучшие произведения писателей России. Чертков признался, что обращался ко многим, но идея его никого не заинтересовала - много ли заработаешь на дешевых книгах? Издательство «Посредник » было создано незадолго до этого по инициативе Л.Н.Толстого и Сытин взял на себя всю работу по печати и распространению его книг. Иван Дмитриевич просто загорелся этой идеей: «Это была не работа, а священнослужение, - вспоминал Сытин, - Л.Н. Толстой принимал самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг ». Содружество это продолжалось 15 лет.

Интересные, познавательные и доступные книги, изданные «Посредником », имели небывалый успех. Современники свидетельствовали: «Книги его дешевы, портативны, и потому они легко могли проникнуть туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов... ». Успех своего замысла сам Сытин объяснял тем, что выпускал книги не «одиночкой», а группами, сериями, библиотеками, считая, что отдельная книжка, даже самая интересная, может затеряться среди массы других - при выпуске группами читатель скорее заметит ее. «Чем шире развивалась моя издательская работа, тем больше созревала у меня мысль, что в России издательское дело безгранично и что нет такого угла в народной жизни, где русскому издателю совсем нечего было бы делать! », - считал Сытин. Огромная его заслуга состоит в том, что он первым выпустил самые дешевые издания собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других великих писателей; первые издания Народной, Детской, Военной энциклопедий, крупнейших трудов по истории, географии. Эти книги были доступны по цене массовому читателю и доходили до него благодаря широкой сети многочисленных отделений издательства. Через них Сытин расширял сеть мелкой книготорговли, предоставляя значительные скидки и постоянные кредиты, чего никогда не делали другие издатели.

В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И.Д.Сытина с капиталом 110.000 рублей. Издательская деятельность расширялась: печатались произведения Пушкина, Крылова, народные былины, стихи Кольцова, литература для детей - «Хижина дяди Тома», «Робинзон Крузо», сказки Афанасьева... В 1891 г. у братьев М.А. и Е.А. Вернеров фирма приобрела права на издание журнала «Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море» . Для работы в нем Сытин пригласил цвет русских писателей (среди них - К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие), известных художников. Начальный тираж журнала был менее пяти тысяч, через год он утроился. В качестве приложений к журналу выходил ежемесячный иллюстрированный сборник «На суше и на море» (1911-1914), издавались собрания сочинений русских и зарубежных писателей (Ж. Верн, В. Гюго, М.Н. Загоскин, И.С. Никитин, М. Рид, Г. Сенкевич, В. Скотт, Л.Н. Толстой).

В 1893 году обороты Товарищества достигли почти миллиона рублей, Сытин становится купцом Второй гильдии. Было построено новое здание типографии на Валовой улице, открыты магазины в Москве в доме «Славянского базара», в Киеве - в Гостином дворе на Подоле, в 1895 году - в Варшаве, в 1899-м - в Екатеринбурге и Одессе. Вместо прежнего было образовано новое - «Высочайше утвержденное Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» с основным капиталом 350 тысяч рублей. В его каталоге было зарегистрировано 896 названий книг и число их стремительно росло. Заказы по почте из любой точки Российской империи выполнялись в течение 2-10 дней. Сытину принадлежала идея непосредственной доставки книг и журналов на заводы и фабрики.

Случай свел Сытина с А.П. Чеховым, который попросил издать небольшой сборник своих рассказов. Встреча эта переросла в дружбу. Именно Чехов подал Сытину идею об издании газеты. В 1902 году начало выходить «Русское слово» - газета, ставшая одной из самых популярных в России. В разное время с «Русским словом» сотрудничали А.А. Блок, П.Д. Боборыкин, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой. Редакция «Русского слова» первой стала держать собственных корреспондентов в различных городах страны, имела соглашение с крупнейшими западноевропейскими газетами об обмене информацией. Современники называли её «фабрикой новостей» и «Левиафаном русской прессы». Редакция и типография располагались на Тверском бульваре. Портрет Чехова украшал комнату редакционных совещаний в знак благодарности за идею и помощь в ее воплощении. По словам сотрудников газеты, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге, поэтому в столице было организовано крупное отделение редакции со штатом в сто человек. Оперативность «Русского слова» по тем временам была поразительной. «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства » - поражался министр финансов граф С.Ю.Витте. Первоначальный тираж газеты - 13 тысяч - в 1916 году перевалил за 700 тысяч.

Современники называли Ивана Дмитриевича Сытина - крупнейшего книгоиздателя-просветителя, давшего России сотни миллионов дешевых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотек и библиотечек по самообразованию, освоению ремесел и искусств, развитию сельского хозяйства и промышленности, - «русским Фордом», «фактическим министром просвещения», «художником книгоиздательского дела», «русским самородком»... В.И. Немирович-Данченко в юбилейном приветствии к 50-летию Сытина назвал его «сам себе предок», поскольку он не имел ни влиятельных родственников, ни наследственного имущества - всего в жизни добился сам благодаря живому, пытливому уму, практической сметке, чутью ко всему новому, полезному.

В 1903 году Сытин создал при типографии художественную школу. Все пять лет обучения ее питомцы содержались на полном обеспечении Товарищества, основной капитал которого достиг к тому времени миллиона рублей. В 1904 г. по проекту А.Э.Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием. Открылись торговые отделы в Иркутске, Ростове-на-Дону. Сытин получил разрешение на издание детского журнала «Друг детей», с которым сотрудничали Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, профессор А.М. Никольский и другие. Расширялась и торговля: в 1909 фирма приобрела контрольный пакет акций «Контрагентства А.С.Суворина », став владельцем большой сети киосков на железнодорожных станциях страны, у Московской городской управы Сытин откупил лучшие места для продажи газет, а 1911 году открылись новые магазины - в Софии и Саратове. Торговый оборот достиг 12 миллионов рублей.

Большое значение придавал он изданию учебников, спрос на которые постоянно рос. Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 «Учительский дом» с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.

В 1914 году издательство выпускало свыше четверти всей книжной продукции России. В 1916 году Сытин приобрел контрольный пакет акций петербургского Товарищества издательского и печатного дела «А.Ф.Маркс» , в т.ч. популярный русский журнал «Нива»; в том же году купило Московское товарищество издательства и печати Н.Л. Казецкого. Товариществу Сытина принадлежал контрольный пакет акций петербургского Промышленного и торгового товарищества «М.О.Вольфа ». Иван Дмитриевич обдумывал новые планы: собирался построить собственную писчебумажную фабрику под Москвой с городком для печатников, школами, больницами, театром, церковью, телеграфом... Планам не суждено было сбыться - близился 1917-й.

В октябре 1918 году «Товарищество И. Д. Сытина» было национализировано, деятельность типографии на Валовой улице приостановлена, в 1919 типография передана Госиздату . Сытинскую типографию назвали Первой Образцовой. В 1921 году Сытин пытался возобновить дело и зарегистрировал в Мосгубиздате «Товарищество И.Д.Сытина» , в 1922 утвердил устав «Книжного товарищества 1922 года» , просуществовавшего только до 1924.

Но Иван Дмитриевич продолжал работать в издательском деле: был уполномоченным своей бывшей типографии - используя личные связи и авторитет, доставал бумагу за границей. Организовал художественную выставку в США. Ему даже предложили возглавить Госиздат РСФСР , но он отказался, сославшись на «малограмотность». Согласился, правда, быть консультантом В.В. Воровского, который занял эту должность.

В 1928 году правительство назначило И.Д. Сытину персональную пенсию. До самой своей кончины в 1934 году он жил на Тверской, 38 и писал «Воспоминания». Они увидели свет благодаря усилиям его сына только в 1960-х годах под названием «Жизнь для книги», которое как нельзя лучше отражает смысл всей жизни Ивана Дмитриевича Сытина. Похоронен И.Д.Сытин на Введенском кладбище.

© (по материалам сети)

Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России

19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.

Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.

Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.

"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".

"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда - в Смольном - книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания "Полвека для книги" с надписью: "Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин", который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.

Но самым значительным источником изучения жизни и деятельности крупнейшего русского книгоиздателя и просветителя служат его собственные воспоминания и свидетельства его современников.

Впервые воспоминания Сытина появились в уже упоминавшемся юбилейном издании "Полвека для книги" в 1916 году. В начале двадцатых годов они были продолжены, но опубликованы не были. Только в конце пятидесятых годов младший сын книгоиздателя - Дмитрий Иванович - нашел в семейном архиве рукопись отца и отнес ее в Политиздат, а уже в 1960 году появилось издание "Жизнь для книги", допечатанное в 1962 году. На основе этого издания и под тем же названием воспоминания И. Д. Сытина "Страницы пережитого" вместе с воспоминаниями о нем его современников были выпущены издательством "Книга" в 1978 году (с посвящением Первой Образцовой типографии к 100-летию ее основания Сытиным), а в 1985 году второе дополненное издание этой книги. Опубликованы два издания романа К. Коничева "Русский самородок": 1966 г.- Ленинград и 1967 г.- Ярославль. Интересную книгу-исследование "И. Д. Сытин" в серии "Деятели книги" выпустило издательство " Книга" в 1983 году (автор - Е. А. Динерштейн).

В 1990 году американский ученый, профессор Чарльз Рууд опубликовал в Канаде книгу на английском языке "Русский предприниматель: книгоиздатель Иван Сытин из Москвы, 1851 -1934". "Центрнаучфильм" создал цветную документальную киноленту "Жизнь для книги. И. Д. Сытин" по сценарию Ю. Закревского и Е. Осетрова (режиссер Ю. А. Закревский). С ней ознакомились миллионы телезрителей.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.

Это производственное здание с фигурными аттиками и полукруглыми окнами - типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Но здесь использовали интересный элемент - завершение торцевой стены декоративной парапетной стенкой, которая также препятствовала распространению огня на соседние здания. Саму типографию Сытин создал в 1876 году.

Наша маленькая литография, открытая в 1886 году, росла, как молодое деревцо. Любо было смотреть, когда привезли и поставили первую маленькую машину. А когда машина пошла в ход и заговорила на своем веселом языке, все столпились вокруг и глядели и не могли наглядеться. Мы были, как фокусники в городе: всем было интересно взглянуть, как в этой маленькой мастерской машина фокусы делает и одну за другой печатает картины.
Но через три месяца мы поставили уже вторую машину, такую же веселую да ловкую, а через полгода - и третью…
Дело у нас спорилось и прямо кипело. Заказы были большие - только поспевай готовить, и очень скоро в нашей маленькой мастерской стало нам тесно. Купили мы дом на Пятницкой улице и переехали туда. Все наладили, оборудовали, поставили машины, но прошло немного времени - и опять нам тесно и опять пришлось открывать три маленькие добавочные мастерские… Теперь уже не приходилось вертеть машину руками: уже паровая машина работала. А через три года опять переехали - в наш второй дом и поставили первую ротационную машину… А скоро к ротационной машине добавили еще редкий экземпляр двухкрасочной машины, выписанной из Австрии для печатания отрывного календаря. Так и сдвинулись мы с места… С каждым годом мы все обрастали, и все чаще прибывали из-за границы новые и новые машины. Казалось, конца не будет этим машинам. Уже вокруг них образовался огромный человеческий муравейник, уже рабочие считались тысячами, а машины все прибывали. Уже немыслимо было соединить дело в одном месте, уже работа кипела в трех местах в Москве, а четвертое наладилось в Петербурге… И не какое-нибудь, а целый городок вырос вокруг наших машин.

В 1905 году типография стала одним из центров Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Ее работники отпечатали номер «Известий Московского Совета» с призывом начать вооруженное восстание. Главный корпус типографии сожгли, а сам Сытин спасся от ареста и пули в Петербурге. В огне погибло все оборудование и запасы бумаги, но уже через год Сытин восстановил производство.

Здесь поэт Сергей Есенин, живший тогда в Большом Строченовском переулке, в 1913 году работал подчитчиком - помощником корректора. В этом здании он познакомился со своей первой женой - корректором Анной Изрядновой.

После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году Сытину назначили персональную пенсию и выделили двухкомнатную квартиру на улице. А типографию на Пятницкой переименовали в «Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знамени Первую образцовую типографию им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР».

Говорят, что... ...в 1930-х в бывшую Сытинскую типографию на Пятницкой к своим приятелям зашел старый наборщик. Между прочим он сказал:
- В любой книге при желании можно обнаружить опечатку. Пусть самая незначительная, но она всегда найдется.
- Хорошо, а сколько времени тебе на это потребуется?
- Самое большее - час.
- Давай поспорим на литр водки. Мы тебе дадим книгу, и если ты в течение часа найдешь опечатку, мы тебе ставим литр. Если не найдешь, ты нам ставишь. Идет?
- Идет, - сказал старый наборщик.
Тогда молодые коллеги, посмеиваясь, открыли сейф и вытащили оттуда сверток. Это была уникальная книга - напечатанная в единственном экземпляре золотой краской на лучшей бумаге недавно принятая «сталинская конституция». Предназначался этот уникальный экземпляр для витрины в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Разумеется, там было выверено все до последней запятой. Старый наборщик тщательно вымыл руки, уселся за стол и развернул пергаментную бумагу... И не успели его приятели дойти до двери, как услышали голос старика:
- Постойте, постойте...
И он указал им на титульный лист, где в слове «ГосполиТиздат» вместо первой буквы «т» была напечатана буква «п»... Легко вообразить, что бы произошло, если бы «сталинская конституция» с подобной опечаткой попала на витрину выставки.