Что такое привычка обычай ритуал обряд церемония. Обычаи, обряды и ритуалы в традиционной культуре. Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции

В отличие от манер и этикета обычаи присущи широким массам людей. Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ по­ведения людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые ре­комендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные сан­кции - неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Врезка

М. Куприянова Английский этикет

У большинства слово «этикет» ассоциируется с чем-то вроде белой накрахмаленной скатерти, которая вытаскивается по праздникам. Между тем, пользуясь правилами этикета каждый день, вы получаете дополнительное удовольствие от общения с окружающими. Несколько слов о кон­кретных правилах хорошего тона. Кто должен проходить в дверь первым - муж­чина или женщина? На этот счет существуют две легенды. Наши предки, чтобы проверить, оби­таема ли пещера, первой запускали женщину. Если она возвращалась, мужи смело осваивали убежище, если нет- искали другое. В эпоху Средневековья женщина шла впереди мужчины и тем самым как бы охраняла его - культ Пре­красной Дамы был так силен, что было немыс­лимо напасть не только на женщину, но и на ее спутника. Сегодня мужчина должен идти впере­ди женщины тогда, когда он может защитить ее от возможной опасности, скажем, входя в зал Ресторана или в лифт. В остальных случаях он шествует сзади.

Приближаясь к двери, женщина ожидает, что мужчина откроет ее. На такую же услугу она может рассчитывать, выходя из машины. ^ какой стороны от женщины должен идти муж­чина - справа или слева? Поскольку он обязан вас П 0 Ддерживать правой, самой сильной своей ру-

кой, надо двигаться справа. Но из этого правила есть два исключения: если ваш спутник военный и если вы двигаетесь по улице, то выбирать надо наименее опасную или грязную сторону. Кто кого приветствует первым? Во французском военном уставе сказано, что первым здоровает­ся более вежливый. Но согласно этикету моло­дой должен приветствовать старшего, мужчи­на - женщину. А вот рука для пожатия подает-



ся в обратном порядке: женщина - мужчине, старший - младшему.

Вообще рукопожатие - не очень желательная форма приветствия для женщины. Протягивая руку, она часто не знает, то ли перста ей пожмут, то ли поцелуют. Поэтому женщине лучше пода­вать руку в расслабленно-неопределенном виде, чтобы у мужчины был выбор. Адаптировано и сокращено по: Московский ком­сомолец. 1994. 7 апреля.

Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. "арту, 1965. Т. 2. С. 144.

Обычай регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой об­щественного мнения группы.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, на­зывается традицией (от лат. tradicio - передача, предание). Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают цен­ности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, одно­полчан, подъем национального или ко­рабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной обстановке, а другие - в праздничной, приподнятой. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Традиция есть способ воспроизвод­ства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основ­ного содержания культуры - ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре.

Механизмом такой передачи являются:

♦ фольклор, т.е. изустное предание;

♦ имитация, повторение образца поведения. Адекватность достигается пу­тем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большая часть, а в дописьменных - все содержание культуры передавалось через традиции.

Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. Они игра­ют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и куль­турные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Пре­рывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ве­дет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-истори­ческой памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ошущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.

Поэтому иногда культурная традиция прерывается не только насильствен­но, но искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пыта­ются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным спо­собом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессив­ных» детей на «отсталых» отцов: гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания, сбросить Пушкина с парохода современности есть проявления крайнего бескультурья, социоло­гической безграмотности и национального беспамятства.

Реализация социокультурных норм часто выражается в обрядах и ритуа­лах - строго определенной последовательности символических действий, воп­лощающих те или иные социальные идеи.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рожде­ние (крещение, наречение именем), взросление (инициация), создание семьи (венчание, свадьба), смерть (отпевание, погребение, поминки). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом груп­повых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психо­логическом воздействии наличность. На это направлена эстетическая сторона обряда - музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д.

Часто обрядность связывают только с религией. На самом деле обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действи­тельности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инагурация президента и т.д. Свои ритуалы существуют даже в тюрьме. На­пример, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ри­туал «опускания» - перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».

Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семей­ными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерье, за­нятого неквалифицированной грязной работой, переводили в мастера-печат­ники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, то­варищи напоследок устраивали мойку наоборот. Юношу погружали в чан с от­ходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум, кол­леги. Через обряд посвящения, т.е. обряд перехода с одной работы на другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней, но в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - разделе­ние лепешки между названными братьями, свадебный обряд - ритуал раз­деления хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» - это приветствие явля­ется символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде прича­стия верующие «вкушают плоть» Бога в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое зна­чение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых со­бытий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор же­стов и слов, исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драмати­зировать данное событие, вызвать у присутствующих благоговейный трепет. Пример ритуала - принесение жертвы языческому богу.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, обя­зательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен».

Ритуал прощания включает такие: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Ритуал зашиты науч­ной диссертации представляет собой сложный по составу набор элементов.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность. Например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I в. до н.э.). Ходить по огню и да­же плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, севе­роамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болга­ры. На Руси не ходили по раскаленным углям, но во время празднования прихо­да весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выпол­няет три функции: запрета борьбы между членами группы; удержания их в замк­нутом сообществе; отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знакомы друг с другом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Иногда на незначительные жесты лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нас уда­рил пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Не-ритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чихания, плевков и т.п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его при­держиваемся, необходимы обществу. Но они нужны и каждому человеку. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со сто­роны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведе­нием еще больше развивает сферу морали и нравственности.

Нравы и запреты

Разновидностью обычая являются нравы. Нравы - это особо значимые для группы и высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказы­вается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» проис­ходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, оби­жать слабого, издеваться над инвалидами и т.п.

Особой формой нравов являются особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определен­ных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нару­шение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, сло­во, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных,

в частности, с прикосновением к трупу. Табуирование (процесс наложения табу) было широко распространено в архаичных обществах, но и в современ­ных культурах табу не исчезло.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табуированию подвергаются отдельные стороны: кровно-родственных отношений - запрет на инцест (кровосмешение); процес­са питания - запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман. Табуируются осквернение могил или оскорбление чувства патриотиз­ма. Табу - самый сильный из существующих в человеческом обществе вид соци­ального запрета, нарушение которого карается особенно жестко.

Мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и жела­ний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вку­сы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль,

Врезка

Запреты в еде и питье

Они есть в разных религиях. В православии в вопросах приема пищи соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил лю­дей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете.

И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавлененых и крови (т.е. мяса, содержа­щего кровь), ибо «кровь есть душа». Нельзя пре­даваться излишествам в пище и пьянству, ибо «пьяницы царства Божия не наследуют». Особый режим питания у православных во время постов. Богопослушные иудеи едят кошерную пищу, т.е. ритуальную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий - растительная, рыбная и мясная. При этом рыб­ная не считается кошерной, если у рыбы нет че­шуи. Мясная пища считается кошерной, если у животного не было ран. Правоверные иудеи не едят мяса с кровью. Кроме того, евреи могут употреблять в пищу только животных с раздво­енными копытами и отрыгивающих жвачку. Мяс­ную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. Самые подробные правила, касающиеся пищи, разработаны в исламе. Помимо прямых запре­тов есть также косвенные, означающие порица­ние или неодобрение. Безоговорочно запреща­ется употреблять свинину. Такой запрет суще­ствовал еще в Древнем Египте, среди иудеев, а затем и ранних христиан. Причина в том, что свинина в жарком климате портится быстрее и

возможностей отравиться этим мясом больше, чем бараниной или говядиной. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Грехом для мусульманина считается даже присутствие при пьяном застолье. Появ­ление запрета на спиртное не случайно. Пьян­ство мешало исполнению религиозных предпи­саний. Для правоверного мусульманина счита-

ется грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных ежедневных молитв. Порицается, хотя и не запрещается, есть мясо мула. Это послабление историки объясняют фактом присоединения к исламу тюркских на­родов, в меню которых традиционно присутство­вала конина. Разрешается есть рыбу. В шариа­те - мусульманском своде законов и правил - отдельно оговаривается, какие части тела жи­вотных нельзя употреблять в пищу: кровь, по­ловые органы, матку, гланды, спинной мозг, желчный пузырь и т.п. Наконец, мясо даже «съе­добных» животных становится запретным, если животное заколото не по правилам шариата. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 9.

манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает, насколько че­ловек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого по­коления свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Мода - смена увлечений, овладевших большими группами.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Обычно это какие-то незначительные нормы - в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохраняться у человека на про­тяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, корот­ким юбкам или «летающим тарелкам» можно назвать и модой, и увлечени­ем. В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а пото­му, что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные вея­ния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Если обычаи и нравы - устойчивые и долговременные социальные нор­мы, то мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковремен­ных образцов поведения. Мода - периодическая смена образцов массового поведения: в одежде, музыкальных вкусах, архитектуре, искусстве, речевом поведении. Обычай ориентирован натрадиции,амода - на современность, обновление, нововведение.

Мода не характерна для примитивных обществ, но становится распростра­ненным явлением в сложном, индустриальном обществе. Ее не удалось обна­ружить в кастовом обществе. В сословном обществе мода была ограничена кру­гом аристократов, в классовом обществе она подчиняла себе массы людей. Так называемое массовое, или поточное, производство, когда изготовляется стан­дартизованная и дешевая продукция, является таковым потому, что удовлетво-

Врезка

Версальская мода

С середины XVII в. законодателем моды стал французский двор короля Людовика XIV. Это был период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением ее в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, приспособленная к вкусам французов. Строгую геометрию сменили яркие тона и краски, сложный покрой. С этого време­ни французский вкус и мода завоевали всю Ев­ропу и не переставали владеть ею в течение столетий. Мода барокко ввела новые материа­лы и украшения; шелк и кружева вытеснили бархат. Одежда стала очень живописной. В сво­бодно развевающемся платье воплотилась фан­тазия, а вместе с ней стремление к эксцентрич­ности и роскоши. Дворяне носили камзолы, из­готовленные из парчи и украшенные золотыми

лентами, жилеты, узкие брюки до колен, шелко­вые чулки. Около 1640 г. появились парики с завитыми локонами. Законодателем моды был король. Людовик XIV любил экстравагантную одежду, носил башмаки, украшенные лентами шириной 40 см. Любимцам короля было разре­шено носить синий плащ на красной подклад­ке, расшитый золотом.

ряет потребности широких масс потребителей. С массовым производством в современное общество пришло массовое искусство и его элемент - мода.

Мода обладает свойством быстро приходить и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий - несколько лет. Нередко на но­вом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20-30 лет. Например в 1980-е гг. среди молодежи в моде были рваные джинсы и косынки на лбу; так одевались хиппи еще в 1960-е гг. В моду у тинэйджеров вошли твист, шейк, узкие брюки, платья без рукавов, галстуки «пожар в джунглях», прогулки у водоемов и культурные беседы (о природе, погоде, музыке, книгах). В обиход вернулась культура 1960- 1970-х гг., т.е. одеж­да, манеры, музыка и дух поколения их родителей. Тинейджеров «новой вол­ны» стали называть фанатами родительского детства (стилягами).

Моде и увлечениям подчиняются не все сегменты человеческого поведе­ния. Религиозные действия, политическая деятельность, семейная жизнь в большей степени регулируются обычаями и традициями и в меньшей - мо­дой и увлечениями.

Вкусы определяются теми климатическими и географическими условия­ми, в которых проживает народ. Так, у зулусов и монголов, не имеющих вы­хода к морю, рыба никогда не была модным деликатесом, а в Океании редко едят мясную пищу. Основным продуктом (массовой модой) здесь является рыба, но жителям не хватает белка и они едят даже насекомых.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт, который употребляют все народы, - хлеб. Вплоть до Средневековья в боль­шей части цивилизованного мира в качестве хлеба использовали пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были от­теснены хлебом из квашеного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб поначалу был доступен только избранным. Опыт его выпечки был заимствован из Египта в Древней Греции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками. Когда люди освои­ли технологию выпечки дешевого хлеба, он стал модным продуктом, доступ­ным широким слоям населения.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность считается ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и нечистоплотность осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды же мо­гут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценно­стям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних выс­шей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели термин «ценностные ориентации». Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориен­тации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческо­го сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что вы­соко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а пси­хологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией. Изу­чая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социоло­ги могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руковод­ствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют то, что ценится груп­пой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

♦ нормы - правила поведения;

♦ ценности -абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правиль­ное и неправильное, должное и недолжное

Основой восточной культуры Японии и Китая выступает сыновняя почти­тельность (по-китайски «сяо»). Она включает такие официально признан­ные обязанности, как уважение" к родителям, беспрекословное повиновение им, долг всю жизнь заботиться об отце и матери. Соблюдение одного только этого культурного стандарта так перестроило социальные отношения в об­ществе, что китайский народ сегодня, пожалуй, превосходит все другие по части уважения к старшим.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространен­ные привычки соблюдать личную гигиену (умываться, чистить зубы, смор­каться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают цен­ностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь челове­ка - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевид­ны, воспринимаются на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумыва­ясь. Другие требуют напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место, здороваться при встрече со знакомыми кажется очевид­ным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение Родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.П. Сар­тра) - выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, когда те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного типа, но и разных типов, например религиозные и патриотические: верующему, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Люди научились различными способами разрешать (полностью или частич­но, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, правосла-

вие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему бо­гатства человеку: «богатый да не войдет в царство Божие». Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги на строительство храмов, приютов для бедных. В Западной Европе нашли более радикальный выход - протестантизм оправдывал богатство. Правда, протестантизм оправ­дывает только нажитое неустанным личным трудом. Поэтому протестантская этика сослужила человечеству великую службу, став в конечном итоге учени­ем не оправдывающим богатство, а призывающим к прилежному труду.

Рис. 34. Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги

на строительство храмов

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали Десять заповедей предусматривают сохранение че­ловеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество вправе само устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традицион­ным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благо­получия, уважение к науке. В русской культуре всегда ценился не индивидуализм, а коллективизм, который иногда уважительно называют соборностью, неличный успех, а общественное благо, не выгода и утилитаризм, а сострадание и милосер­дие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской культуре, но и в русской. А какие сходства и различия еще вы можете обнаружить? Поразмышляйте над этим.

Для того чтобы определить понятие "церемония чествования", вначале необходимо выявить сущность понятия "церемония", а для этого следует выявить характер, взаимодействия и взаимосвязи этого понятия с понятиями "традиция", "обычай", "обряд" и "ритуал", так как в научной литературе единая точка зрения по этому вопросу отсутствует.

Традиция (от лат. traditio - передача, повествование, предание) – это элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

В.Д. Серых дает более расширенное определение понятию "традиция". "Традиция - своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи и убеждения, воплощенные в различных направлениях искусства, в науке, политике, обусловленные общественными отношениями и опирающиеся на силу общественного мнения". Таким образом, на основе данных определений мы выяснили, что традиции выполняют психологическую, социальную и педагогическую функцию.

Социальная роль традиций состоит в том, чтобы закрепить и воспроизвести в новых поколениях людей установившиеся способы жизнедеятельности, типы мышления и поведения.

Педагогическая роль традиций заключается в передаче нравственных ценностей, накопленных старшим поколением, младшему. В широком педагогическом смысле воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Таким образом, традиции - это специфическая форма функционирования общественных отношений в виде устойчивых, повторяющихся, передающихся массовых идей, принципов, чувств, которые выражают ценностные отношения людей к основным видам духовной и материальной деятельности. Традициями выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, ритуалы и т.д. Это означает, что традиции не только сводятся к наиболее стереотипным своим проявлениям, как ритуал и обычай, но и распространяются на более широкую область социальных явлений.

В научной литературе авторы рассматривают понятие "обычай" в соответствии со спецификой его содержания и назначения. Л.Г. Набиуллин рассматривает "обычай - как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то есть это то, что стало уже привычным, усвоенным, прочно вошло в обиход народа". Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением". Социальная, психологическая и педагогическая роли обычая те же, что и традиции, но сферы их действия уже различаются. Если традиции имеют место во всех сферах духовной и материальной жизни, то обычай существует лишь в отдельных ее областях, главным образом в сферах быта, общения, семейных отношений.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи в процессе исторического развития заменяются новыми.

В истории культуры понятия "обычай", "обряд", "ритуал", "церемония" не всегда различались. В современной же научной литературе делаются попытки разграничить, определить и выявить сущность этих понятий.

По мнению Л.Г. Набиуллина, обычай часто отождествляют с обрядом, являющимся однотипным действием в сходных, повторяющихся длительное время обстоятельствах. И если от традиции обычай отличается более узкой сферой проявления, то от обряда - характером действия. Обычай является практическим действием, задача которого - дать образец для подражания, показать, как надо действовать, чтобы унаследовать имеющийся опыт в поведении, труде, образе жизни и достичь реальных результатов.

Обряд от обычая, по мнению доктора философских наук Н.А. Костикова, отличает его символичность, образность, условность. Характерным для обряда является художественное оформление всего его комплекса. В основе русского термина "обряд" лежит слово "обряжать", что значит - приводить в должный вид, упорядочивать, украшать, убирать, делать парадным и красивым. В связи с этим Н.А. Костиков замечает: "От слова "обряд" так и веет седой стариной, с ее движением старообрядцев, ряжеными, церковными службами.

По мнению С.И. Ожегова, обряд представляет собой определенную, своеобразную церемонию.

Но в термин "церемония" все же вкладывается более широкое значение. К церемонии относят любое официальное, в том числе и торжественное действие, в том числе и обряд, порядок проведения которого заранее оговорен, обусловлен и отступление от него считается недопустимым. Так, например: прием послов, вручение верительных грамот, награждение государственными наградами, прием в честь какого-то юбилея или праздника. В самом широком истолковании церемонией считают внешнюю форму проведения каких-либо официальных действий в отношениях между людьми. Церемониалом называют сам план, порядок проведения церемонии.

В.Д. Карандашов отмечает: "... в нашем понимании, церемонии - это те же обряды, но более динамичные, торжественные, официальные, так как они всегда выражают содержание тех ритуалов и традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями в общественной и личной жизни". Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни".

Г.А. Ашев, отмечает, что нельзя рассматривать ритуалы как "установленный порядок". Он считает, что ритуалы зарождались и развивались под решающим воздействием той или иной общественно-экономической формации как одна из разновидностей традиций, так как они всегда представляли собой своеобразные символические действия, осуществляемые долгое время по традиции и лишь затем по «установленному порядку». Традиционные ритуалы со временем фиксируются не только в общественно-психологическом сознании, но и закрепляются в определенной знаковой системе - в так называемых письменных документах: в законах, уставах, приказах, директивах, наставлениях, рекомендациях, методиках.

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определённые социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в жизни общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).

При рассмотрении ритуалов с точки зрения их формы и содержания нужно иметь в виду, что эти категории в зависимости от того, в какой связи и на каком структурном уровне они рассматривались, имеют разный смысл. Во-первых, ритуалы являются одной из форм традиций. Во-вторых, в каждом конкретном случае различаются их форма и содержание. Однако нельзя произвольно конструировать связи элементов в ритуалах, якобы отражаемых категориями "форма" и "содержание".

По мнению В.Д. Карандашова реализация церемонии всегда представляет собой проведение совокупности традиционных обрядов и ритуалов. Церемонии не могут выполнять роль формы обрядов и ритуалов, так как последние сами составляют лишь основные элементы содержания церемоний. Ритуалы в действительности являются наглядной формой конкретно-чувственного выражения определенных традиций.

О неразрывной связи обрядов и ритуалов как основных элементов церемонии говорит и этимология слова "ритуал", которое произошло от латинского слова "ritus" - обрядовый и ritualis - церемония.

Г.С. Карнеев, определяя понятие "ритуал", пишет, что "... ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества, определяют определенные социальные отношения и существующий социальный порядок".

«Ритуал – это совокупность обрядов сопровождающих религиозный акт и составляющих его внешнее оформление».

«Церемониал (лат. Ceremonia - обряд) – официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий и т.п».

В общепринятом понимании ритуал определяется как специфический способ деятельности, причём «стереотипизированной деятельности».

Ритуал – это своеобразный алгоритм символического общения социальных субъектов. Он передается из поколения в поколение и играет важную роль в социальной интеграции общества. Обладая огромной степенью социальной значимости, ритуальность символических действий выполняет социо-нормативную функцию в праздничном общении. Ю. С. Мартемьнов и Ю. А. Шрейдер впервые обосновали ритуальное символическое действие как самоценное поведение социальных субъектов. Важность этого типа действия для организации праздничного общения подчеркивает Н. А. Хренов. Исследуя социально-психические аспекты теории зрелищ, вскрыл суггестивное влиянии ритуально-символического действия, как на самих исполнителях, так и на тех, кто это созерцает.

Социально-психологическая природа ритуально-символических действий не только характеризует их генетическую связь с игрой, но и указывает на их соционормативный характер и обосновывает принципы организуемого ими праздничного общения. Однако нормативное предписание и установленный порядок исполнения символического действия не устраняют возможности для каждого человека проявить своё понимание смысла этого действия в деятельной импровизации.

Деятельная импровизация становится возможной только в том случае, если социальные субъекты в совершенстве владеют художественным ходом, на языках которого организуется символическое действие. Применительно к символическому действию понятие «КОД» (или язык общения) может употребляться в двух смыслах: как план содержание или как план выражения символического действия. В символическом действии праздника используются следующие «коды»:

· АКЦИОНАЛЬНЫЙ – специфические церемониальные действия, смысл которых заключается в порядке их исполнения;

· АТРИБУТИВНЫЙ – предметы, используемые как средство выражения смысла символического действия;

· ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ – действия – носители ролей в символическом действии, обусловлены нормативными требованиями культуры празднования;

· ЛОКАТИВНЫЙ – ритуально отмеченные места действий;

· ТЕМПОРАЛЬНЫЙ – временные точки или отрезки, к которым приурочены символические действия;

· ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесно-поэтический тип текстов, атрибутивно принадлежащих конкретному символическому действию;

· МУЗЫКАЛЬНЫЙ – интонационно звуковой ряд в сочетании со словами или действиями;

· ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – условно трагические символы и символы атрибутики.

Доминантой символического действия в праздничном общении в одном случае может быть сам процесс действия, в другом – предмет, в третьем – слово, в четвертом – персонаж, в пятом – место действия. Все элементы символического действия, принадлежащие разным социокультурным кодам, объединены ритуальной семантикой. Они взаимодействуют двумя путями: через функциональное взаимодействие и через функциональное наложение одного кода на другой. Последний путь формирует специфический праздник – ЦЕРЕМОНИЮ.

В современном празднике широкое распространение получили следующие типы церемоний:

· ЦЕРЕМОНИИ-ВОЗЛОЖЕНИЯ (памятных гирлянд, венков, цветов);

· ЦЕРЕМОНИИ-НАГРАЖДЕНИЯ (правительственными наградами, памятными знаками, грамотами, медалями);

· ЦЕРЕОНИИ-ПРИСВОЕНИЯ (почетных званий, рабочих разрядов);

· ЦЕРЕМОНИИ-«ОБРЯЖЕНИЯ» (героев обрядового действия);

· ЦЕРЕМОНИИ-ПРИВЕТСТВИЯ (одной группы участников, адресованные другой);

· ЦЕРЕМОНИИ-ВЕЛИЧАНИЯ (героев или гостей праздника).

Таким образом, проанализировав понятия «обычай», «обряд», «традиция», «ритуал», «церемония» мы вывили ряд характерных черт, объединяющих все эти понятия:

· Упорядоченная система действий;

· Социальная значимость;

· Художественная оформленность действий.

Конкретными чертами церемонии являются:

1. Подчеркнуто демонстративный характер действий, когда каждая фраза церемонии отделяется от предыдущей остановкой действия;

2. Акцентирующий характер действия, подчёркивающий самоценность церемониального поведения.

Вся церемония исполняется на фоне нарастания звукового, музыкального фона. Музыка в символических действиях выполняет различные функции, но особо велико её значение как интегратора эмоционально-психологического состояния участников. Состояние, которое обретает в символическом действии своеобразное «русло» для излияния возникших чувств.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Традиции относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония и ритуал

Церемония -- последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий -- подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование -- яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал -- сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу -- яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов -- ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: Кравченко А.И. Культурология. - М., 2005. - С. 101.

а) запрета борьбы между членами группы;

б) удержания их в замкнутом сообществе;

в) отграничения данного сообщества от других групп.

Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала -- соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.

Обрядность - составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Историческая смена общественных формаций, жизненных условий,

потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и о6рядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.

Что же заключается в понятии «обряд»? В чем его сущность? Почему во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни.

Термин «о6ряд» происходит от глагола «обрядить», «обряжать» --украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызывать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается.

Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.

В каждый обряд вкладывается свое содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого -- выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе.

«Это символическое и эстетическое выражение (и проявление) коллективных связей общества, коллективной сущности человека, связей, не только соединяющих человека с современниками, но и объединяющих его с предками. Обряд создается как выражение духа, привычек, традиций, уклада жизни общества», в нем получает отражение реальная жизнь человека, его связи и отношения с обществом, с окружающими людьми. Обряд является одним из способов существования традиций.

В комплексе общественных явлений традиции проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Традиции как прочно установившиеся, ставшие привычными представления людей рождаются в ответ на запросы жизни и существуют до тех пор, пока отвечают нуждам той или иной группы людей.

Традиция -- более широкое общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение. Содержание традиций определяется породившими их общественными отношениями, и потому традиций - продукт определенных исторических условий.

Традиции являются одним из могучих средств воздействия на человека. Развитие общества идет от прошлого к настоящему, От настоящего к будущему, поэтому в обществе, с одной стороны, всегда живут традиции, в которых сконцентрирован опыт ушедших поколений, с другой.- рождаются новые традиции, концентрирующие опыт сегодняшнего дня соответствующие новому мировоззрению.

Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов.Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.

Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни, проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.

Традиция -- общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношений, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения.

Обычай -- более узкое понятие по сравнению с традицией. Это установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Исполнение не обеспечено государством. Он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.

Праздник - торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Обряд -- общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуал -- порядок совершения обряда последовательность условно- символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.


История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности).

Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно - 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века - уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья - одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообразия людей. Различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы - европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).
Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Не случайно в наши дни в составе больших рас принято выделять 25 малых.
У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.
Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос - русский (около 120 млн из 140-миллионного населения России), а самая малая этническая общность - керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII-XIV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами - людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал
киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.
НИ Основные понятия: этнос, нация.
ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.
Проверьте себя
1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке? 2) Чем различаются определения понятия «этнос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утверждают, что национальный менталитет - это своего рода память
о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными? 7) Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?
Подумайте, обсудите, сделайте Персидский поэт и философ Саади (1210-1292) писал:
Все племя Адамово - тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, -
Так скажут ли люди, что ты человек?
Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясните свою позицию. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции, национальная кухня, национальный доход, валовой национальный продукт, национальные особенности, Национальный филармонический оркестр России, многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убедительности приведите примеры. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной национальной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию является русским.
Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.
Поработайте с источником
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».
Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.
ЛН Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?