Значение слова фарс. Фарс - это главный жанр в средневековом театре Жанр фарс в театре

Фарс

Фарс

ФАРС (франц. farce, латин. farsa) - один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, debats и пр. «Игра под листвой» (Jeu de la feuillee, ок., 1262) Адама де ла Галь (1238-1286) имеет ряд чисто фарсовых черт как в смысле сюжета и остроумия положений, так и трактовки отдельных персонажей (предшественник итальянского Арлекина - дьявол Herlequin Croquesots, «физик», монах). Содержание фарсов, как и чрезвычайно близких к ним фабльо (см.), заимствовалось из повседневной действительности; темы Ф. разнообразны - семейные отношения и отношения хозяина и челяди, обман жены, плутни в торговле и на суде, похождения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента; образы пестры - монахи и попы, торговцы и ремесленники, солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта - потасовки, перебранки и пр.; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат «Вольный стрелок из Баньоле» (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и «Trois galants et Philipot», где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в.; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса - «Господин Пьер Пателен» (1470), «Новый Пателен» (ок. 1480), «Завещание Пателена» (ок. 1490) - рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего - avocat sous l’orme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф., которые встречаются в «Новом Пателене» и в «Завещании».
Вопрос об авторстве не решен до сих пор, и имена Франсуа Вийона, Адама де ла Саль, Пьера Бланше как авторов «Пателена» в одинаковой мере маловероятны. К XVI в. относятся фарсы Маргариты Наваррской, из к-рых один, озаглавленный «Комедия», представляет собой образец назидательного Ф. (старуха поучает двух девушек и двух замужних женщин, как поступать в семейных затруднениях), а другой - «Trop, prou, peu, moins» (Слишком, много, мало, меньше) - образец политического фарса. Под именем Trop и Prou выведены папа римский и император Карл V, в лице же peu и moins выведены мелкие, заурядные люди; в Ф. высмеяны жадность, заносчивость «этих двух половин бога» - папы и императора. Свыше 130 французских Ф. относится к XV-XVI вв. Несомненно, известную эволюцию претерпевает Ф. под влиянием итальянской «комедии масок» в творчестве авторов-актеров Gros Guillaume’а, Gualtier Garguille’я, Turbepin’а и позже Мольера; у Мольера комедии даже позднего периода во многом сохраняют отголоски Ф. («Проделки Скапена», «Мнимый больной» и пр.), но внешний комизм случайных ситуаций сочетается у него с глубоким показом действительности, яркостью образов. Во Франции XVII в. является критическим для развития Ф.; последний вытесняется лит-ой комедией.
Аналогичные Ф. жанры представлены в литературах других стран. В Германии близки к Ф. масленичные игры - «фастнахтшпили» (см.). Распространение Ф. в Италии приходится на XV-XVI вв.; для арагонского двора Ф. аллегорического характера писал Саннадзаро одиннадцатисложными стихами; этот фарс проник в Мантую и Венецию. Полудиалектальные Ф. забавного содержания писал Пьетро Караччоло («Il magico»). Не подлежит сомнению связь традиции Ф. с комедией масок, известная близость к Ф. есть и в творчестве Рудзанте (см.) первого периода (1520-1530). В Испании жанровые особенности Ф. можно наблюдать в творчестве Лопе де Руэды, Жиля Висенте и в знаменитых интермедиях Сервантеса («Театр чудес», «Два болтуна» и др.).Библиография:

I. Тексты Ф. изданы в собраниях: Recueil de farces, moralites et sermons joyeux, publ. p. Leroux de Lincy et Fr. Michel, 4 vls, P., 1831-1838; Ancien theatre francais, publ. p. E. Viollet le Duc, 10 vls, P., 1854-1857; Recueil de farces, soties et moralites, publ. p. P.-L. Jacob, P., 1859; Le theatre francais avant la Renaissance (1450-1550), publ. p. E. Fournier, Paris, 1872; Picot E. et Nyrop Chr., Nouveau recueil de farces francaises des XV-e et XVI-e siecles, Paris, 1880.

II. Petit de Julleville L., Les comediens en France au moyen age, P., 1885; Teatro italiano dei secoli XIII, XIV, XV a cura di F. Torraca, Firenze, 1885; Schamburg K., Die Farce Pathelin und ihre Nachahmungen, Diss., Lpz., 1887; Brotanek R., Die englischen Maskenspiele, Wien, 1902; Beneke A., Das Repertoir und die Quellen der franzosischen Farcen, Diss., Jena, 1910; Croce B., Teatri di Napoli dal rinascimento alla fine del Secolo XVIII, Bari, 1916; Holbrock R. T., etude sur Pathelin (Essai de bibliographie et d’interpretation), Baltimore, P., 1917; Steele M. S., Plays and Masques at Court during the reigns of Elizabeth, James and Charles, New Haven, 1926; см. также Французская литература.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

(лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии были «начинены» фарсами), жанр народного театра западноевропейских стран 14–16 вв. Фарс насыщен комическими эффектами, буффонадой , часто содержит сатирические намёки на конкретных лиц. Герои фарса – образы-маски, первая попытка типизации в драматургии.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

ФАРС . - Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально-психологические нормы; фарсом называют, обычно, комедию, в которой герой нарушает социально-физические нормы общественной жизни. Так в «Лизистрате» Аристофана героиня стремится принудить мужчин к прекращению войны, побуждая женщин отказывать им в любовных ласках. Так, Арган («Мнимый больной» Мольера) приносит интересы своей семьи в жертву интересам своего мнимо-больного желудка. Область фарса есть по преимуществу эротика и пищеварение. Отсюда с одной стороны чрезвычайная опасность для фарса - впасть в сальную пошлость, с другой - чрезвычайная острота фарса, непосредственно задевающего наши жизненные органы.

В связи с физической стихией фарса, сценически его, естественно, характеризует изобилие внешне-действенных движений, столкновений, объятий, драк. Фарс по природе своей периферичен, эксцентричен - это эксцентрическая комедия. Животная возня в сценической интерпретации переходит в физическое действие, облагороженное ритмом и пластикой: фарс на сцене принимает характер буффонады. Поскольку физические нормы человеческого общества несравненно менее изменчивы, нежели нормы социально-психологические, фарс (или эксцентрическая комедия) в несравненно меньшей степени нуждается в бытовой разработке, нежели комедия бытовая. По той же причине хороший фарс долговечнее бытовой комедии. По своей конструкции фарс, таким образом, ближе к трагедии (см. Трагедия), бытовая комедия к драме (в узком смысле этого слова).


История фарса . Фарсы развились из бытовых сцен, введенных как независимые интермедии в средневековые пьесы религиозного или моралистического характера. Фарсы поддерживали традицию комических представлений, идущую от греко-римской сцены, и постепенно преобразовались в комедию новых веков, сохранившись в качестве особого вида легкой комедии. Исполнителями фарсов в прежние времена были обыкновенно любители. Таково, напр., во Франции общество Базош; к нему, вероятно, принадлежал неизвестный по имени автор знаменитого французского фарса «Адвокат Пателен» (1470), изданного множество раз с переделками текста и под разными заглавиями. Списки фарсов появляются только с конца 15 века: с ними нещадно боролось католическое духовенство. Однако, игрались фарсы уже в 13 веке. К обществу Базош принадлежал и Ж. д"Абонданс, автор фарса „La cornette“ (1545), имеющего темой семейные неурядицы. Таков же и другой знаменитый фарс (анонимный): „Le cuvier“. Сходны с французскими фарсами немецкие «масляничные представления» (Feschnachtspiele), лучшие из которых написали Ганс Фольи, Ганс Сакс, Розенблют. Рейхлин дал немецкую переделку фарса о Пателене подназванием «Неппо». Богата фарсами испанская литература. Их ввел Х. Висенье (перв. полов. 16 века). Образцовые фарсы можно видеть в «Интермедиях» Сервантеса. У итальянцев фарс часто сливался с commedia dell"arte. В старом английском театре славились многочисленные фарсы Фута. У нас большая часть фарсов - переводы и переделки западных. Немецкие и французские фарсы изданы несколькими сборниками, иные из которых содержат около сотни фарсов.

В. Волькенштейн., И. Э. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

В современной литературе существует большое количество жанров и их ответвлений. Одни из них возникли сравнительно недавно, тогда как история других насчитывает не одно столетие. В этой статье будет описана история происхождения как раз одного из таких жанров - фарса.

Появление и развитие фарса как жанра

Фарс - это комедийный жанр, который зародился в западноевропейском средневековом театре. Возник он еще в седьмом столетии, но как самостоятельный жанр он выделился только во второй половине пятнадцатого столетия. Основным периодом его развития считается XIV-XVI столетие. Среди истоков фарса - выступления странствующих комедиантов и карнавальные игры во время Масленицы. Рассказы комедиантов определяли тематику и диалоги, а карнавальные действа - его массовый характер и динамическую игровую природу. Позже фарсами начинают наполнять мистерии (отсюда и происходит его название), из которых он выделился как самостоятельный жанр.

Фарс в средневековом театре

В отличие от других жанров средневекового театра, фарсу совершенно не свойственны аллегории и дидактизм. Ведь основой его являются реальные жизненные события, анекдоты. Фарсовые пьесы отражают вполне жизнеподобные бытовые ситуации. Впрочем, индивидуализированных образов здесь еще нет. Вместо них существуют типы-маски, такие, как хитрый слуга, неверная жена, хвастливый солдат, незадачливый студент, ученый-педант, шарлатан-врач и другие. Герои фарсов непосредственно действуют: они дерутся, ругаются, спорят, обмениваются каламбурами. В представлении немало физических столкновений, эксцентрики, буффонады, острых и динамических ситуаций, которые быстро сменяют друг друга. За счет таких изменений, а также свободного переноса действия из одного места в другое достаточно быстро разворачивается сюжет. Причем герои фарсов не только потешались над комедийностью положений, но и высмеивали определенные явления и черты.

Фарс в европейском и японском театрах

Европейские фарсы ставились главным образом актерами-любителями. Авторы же средневековых комических пьес в основном неизвестны (нередко фарсы компилировались коллективно). Известно, что фарсы писали Ф. Рабле, К. Маро, сохранилось несколько фарсов Маргариты Наваррской. Самым популярным в XV веке был цикл французских фарсов об адвокате Патлене, который рассказывал о приключениях известного народного героя, ярко изображал быт средневекового города, показывал целый ряд колоритных фигур. Вообще именно на французской почве этот жанр - фарс - начинает расцветать.

Жанр фарса (кёгэн) существовал и в японском театре «Но»: он сложился в XIV веке. Японский фарс - это жанр, который был тесно связан с фольклором (сатирические и бытовые сказки, анекдоты). Подобно европейскому аналогу, кёгэн представлял собой небольшие бытовые сценки на материале, заимствованном из самой жизни. Основные герои, которых высмеивал японский фарс, - монахи-шарлатаны, глупые князья, их хитрые слуги, крестьяне. Основным принципом своей игры кёгэн выдвинул комизм в сочетании с жизненной правдой. Фарсы в Японии выполнялись как интермедии между драмами.

Значение в истории мирового театра

Фарс - это направление искусства, которое имело большое влияние на дальнейшее развитие мирового театра. Именно благодаря ему развиваются английские интерлюдии и испанские пасос, немецкие фастнахтшпили и итальянская комедия масок. В XVII веке фарс не без успеха соревнуется с «ученой» гуманистической драмой, и синтез именно этих двух традиций привел к созданию драматургии Мольера.

Вообще говоря, фарс - это своеобразное связующее звено между старым и новым театром. Элементы его можно наблюдать у Шекспира и Лопе де Веги, Гольдони и Бомарше. И хотя в конце XVII столетия жанр сдает свои полномочия литературной комедии, он вновь возрождается в конце XIX века. Драматическое искусство нашего времени знает много произведений этого жанра («Самоубийца» Н. Ёрд-Мана, «Затея Большого Мертвиарха» М. де Гельдерода, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Риск» Э. де Филиппо, «Украли кодекс» А. Петрашкевич и т. д.).

До сих пор продолжают создаваться пьесы в этом жанре. Фарс - это в литературе пьеса с элементами комедии и мистерий, поэтому неудивительно, что на протяжении многих столетий люди продолжают любить и уважать это ответвление в искусстве. Многие молодые творцы вновь прибегают к использованию фарса, правда, высмеиваются уже более современные, насущные проблемы, которые находят отголосок в сердцах современных зрителей.

Фарс

трагедия

Культурология. Словарь-справочник

Фарс

(фр. farce )

1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.);

2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Словарь Ожегова

ФАРС, а, м.

1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.

| прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

Фарс

  1. м.
    1. :
      1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов.
      2. Игра актера, при которой комический эффект достигается лишь внешними приемами, а также внешние приемы, с помощью которых достигается комизм.
    2. перен. Непристойное, постыдное, циничное зрелище.
    3. разг. Грубая шутка, шутовская выходка.

Топонимический словарь Кавказа

Фарс

река в республике Адыгея левый приток Лабы; берет начало из пещеры Гаврышева (северные склоны ск. Галкина (1121 м)), впадает в Лабу в районе а. Пшизов. В более раннее время Фарс был известен под именем Сосурукай (имя нартского героя), также называлась Махошеевская деревня – центр всего махошеевского племени. В адыгском языке встречаются слова ифэрзагъ, къифэрзагъ – «вкатился», «влетел». Согласно другой версии, гидроним имеет иранскую основу, где фарс переводится, как «сторона»; река с таким же названием есть и в Иране. В арабском языке Фарз, означает обязательное религиозное предписание, обязанность.

Энциклопедический словарь

Фарс

  1. историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века - ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др.
  2. (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками),.. 1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др... 2) В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Словарь Ушакова

Фарс

фарс , фарса, муж. , и (устар. ) фарса, фарсы, жен. (франц. farce).

1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит. , театр. ). Театр комедии и фарса.

2. перен. , только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц. ). В большинстве капиталистических государств т.н. "свободные" выборы превратились в жалкий фарс.

3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар. ). «Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной.» Лермонтов .

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Фарс

, а , м. ; ФАРСА, ы , ж.

1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.

2. Нечто лицемерное, циничное и лживое; шутка, насмешка.

* [Репетилов :] Вот фарсы мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер ... // Грибоедов. Горе от ума //; Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвращенным фарсом . // Лермонтов. Герой нашего времени //; Бывало, в деле, под картечью Всех рассмешит надутой речью, Гримасой, фарсой площадной иль неподдельной остротой . // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *

ФАРСОВЫЙ.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Фарс

(от лат. farcio - начинаю) - самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами - масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.

Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Фарс

1) (франц. farce) - одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках.

Рб: Эстетические категории в литературе

Род: Комическое

Жанр: пародия, фарс 2

Асс: буффонада, гипербола, гротеск

* "Приемами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, особенно в комедиях-балетах, В. Шекспир (фарсовые влияния сказались даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в "Гамлете"), русские драматурги В.В. Капнист ("Ябеда"), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка "Смерть Тарелкина"), В.В. Маяковский и др." (Краткий словарь по эстетике). *

2) - комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Рб: Роды и жанры литературы

Род: комедия

Эст: фарс 1

Асс: Буффонада, Гротеск

* "Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочередно лупил палкой полицейского, купца и щеголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ни-чтожество сильных, богатых и знатных" (С.С. Наровчатов).

"Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя" (А.Ф. Головенченко). *

Предложения со словом «фарс»

Тогда это казалось если и не трагедией, то тревогу за психическое состояние общества вызывало, сейчас, конечно, это фарс , не более.

Каждый год в начале осени разыгрывается очередной скучный фарс , в котором правительство бездарно играет роль благодетеля.

Наконец разыграли судебный фарс , пришлепали аж три статьи уголовного кодекса.

Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс был площадным, плебейским. И только потом, пройдя долгий, скрытый путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.

Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий фарсы вставляли в их тексты. По свидетельству театроведов, истоки фарса находятся значительно дальше. Он возник из представлений гистрионов и карнавальных масленичных игр. Гистрионы дали ему направление тематики, а карнавалы – игровую суть и массовость. В мистерии же фарс получил дальнейшее развитие и выделился в отдельный жанр.

С начала своего возникновения фарс имел целью критиковать и высмеивать феодалов, бюргеров и вообще знать. Такая социальная критика сыграла важную роль в рождении фарса как театрального жанра. В особый тип можно выделить фарсовые представления, в которых создавались пародии на церковь и ее догматы.

Масленичные представления и народные игры стали импульсом к возникновению так называемых дурацких корпораций. В их состав входили мелкие судейские чиновники, школяры, семинаристы и пр. В XV веке такие общества распространились по всей Европе. В Париже было 4 крупных «дурацких корпорации», которые регулярно устраивали просмотр фарсовых представлений. В таких просмотрах ставились пьесы, в которых осмеивались выступления епископов, словоблудие судей, парадные, с большой помпой, въезды королей в город.

Светские и церковные власти отреагировали на эти выпады гонениями на участников фарсов: их изгоняли из городов, сажали в тюрьмы и т. д. Кроме пародий, в фарсах разыгрывались сатирические сценки-соти (sotie – «глупость»). В этом жанре были уже не бытовые персонажи, а шуты, дураки (например, тщеславный дурак-солдат, дурак-обманщик, клерк-взяточник). В соти нашел воплощение опыт аллегорий моралите. Наибольшего расцвета жанр соти достиг на рубеже XV-XVI веков. Даже французский король Людовик XII использовал народный театр фарса в борьбе с Папой Юлием II. Сатирические сценки таили в себе опасность не только для церковных, но и для светских властей, потому что в них высмеивались и богатство, и дворянство. Все это дало повод Франциску I запретить представления фарса и соти.

Поскольку представления соти носили условно-маскарадный характер, то в этом жанре не было той полнокровной народности, массовости, вольнодумия и житейски конкретных персонажей. Поэтому в XVI веке более действенный и буффонный фарс стал господствующим жанром. Его реализм проявлялся в том, что в нем присутствовали человеческие характеры, которые, правда, были даны еще несколько схематично.

В основе практически всех фарсовых сюжетов лежат чисто бытовые истории, т. е. фарс всем своим содержанием и художественностью полностью реален. В сценках высмеиваются солдаты-мародеры, монахи, торгующие индульгенциями, заносчивые дворяне и жадные купцы. С виду незамысловатый фарс «О мельнике», имеющий смешное содержание, на самом деле содержит злую народную усмешку. В пьесе рассказывается о недалеком мельнике, которого одурачивают молодая мельничиха и поп. В фарсе точно подмечены черты характеров, показывающие публике сатирический жизненно-правдивый материал.

Рис. 13. Сцена из «Фарса об адвокате Патлене»

Но авторы фарсов высмеивают не только попов, дворян и чиновников. Не остаются в стороне и крестьяне. Настоящим героем фарса становится пройдоха-горожанин, который при помощи ловкости, остроумия и сметки побеждает судей, купцов и всякого рода простаков. О таком герое в середине XV века написан целый ряд фарсов (об адвокате Патлене) (рис. 13 ).

Пьесы рассказывают о всевозможных приключениях героя и показывают целую череду весьма колоритных персонажей: педанта-судьи, глуповатого купца, корыстного монаха, прижимистого скорняка, недалекого на вид пастуха, который на самом деле обводит вокруг пальца самого Патлена. Фарсы о Патлене красочно рассказывают о быте и нравах средневекового города. Временами они достигают высшей для того времени степени комизма.

Персонаж этой серии фарсов (так же как и десятки других в разных фарсах) был настоящим героем, а все его проделки должны были вызывать сочувствие зрителей. Ведь его плутни ставили в глупое положение сильных мира сего и показывали преимущество ума, энергии и ловкости простого народа. Но прямой задачей фарсового театра было все же не это, а отрицание, сатирическая подоплека многих сторон феодального общества. Положительная сторона фарса была развита примитивно и вырождалась в утверждение узкого, мещанского идеала.

В этом видна незрелость народа, который был подвержен влиянию буржуазной идеологии. Но все же фарс считался народным театром, прогрессивным и демократическим. Главным принципом актерского искусства для фарсеров (актеров фарса) были характерность, порой доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий жизнерадостность самих исполнителей.

Постановки фарсов осуществлялись силами любительских обществ. Самыми известными комическими ассоциациями во Франции были кружок судейских клерков «Базошь» и общество «Беззаботные ребята», которые переживали свой наивысший расцвет в конце XV – начале XVI века. Эти общества поставляли для театров кадры полупрофессиональных актеров. К нашему большому сожалению, мы не можем назвать ни одного имени, потому что в исторических документах они не сохранились. Хорошо известно одно-единственное имя – первого и самого прославленного актера средневекового театра француза Жана де л’Эспина, прозванного Понтале. Это прозвище он получил по названию парижского моста, у которого он устраивал свои подмостки. Позднее Понтале вступил в корпорацию «Беззаботные ребята» и стал в ней главным организатором, а также лучшим исполнителем фарсов и моралите.

Сохранилось множество свидетельств современников о его находчивости и великолепном импровизационном даре. Приводили такой случай. По роли Понтале был горбуном, и на его спине был горб. Он подошел к горбатому кардиналу, прислонился к его спине и сказал: «А все же гора с горой могут сойтись». Еще рассказывали анекдот о том, как Понтале у себя в балагане бил в барабан и этим мешал священнику соседней церкви служить мессу. Разгневанный священник пришел в балаган и изрезал ножом кожу на барабане. Тогда Понтале надел на голову дырявый барабан и пошел в церковь. Из-за хохота, стоявшего в храме, священник вынужден был прекратить службу.

Большой популярностью пользовались сатирические стихотворения Понтале, в которых явно просматривалась ненависть к дворянам и попам. Огромное негодование слышно в таких строках:

А ныне дворянин-злодей!

Громит и губит он людей

Безжалостней чумы и мора.

Клянусь вам, надобно скорей

Их всех повесить без разбора.

О комическом таланте Понтале знало так много народу и слава о нем была так велика, что знаменитый Ф. Рабле, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля», считал его самым большим мастером смеха. Личный успех этого актера говорил о том, что приближается новый профессиональный период в развитии театра.

Монархическая власть была все больше недовольна городским вольнодумием. В связи с этим судьба веселых комических любительских корпораций была самой плачевной. В конце XVI – начале XVII века прекратили свое существование крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс хоть и был всегда гонимым, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. Например, в Италии из фарса развилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои произведения Джон Гейвуд; в Германии – Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали творчество гения комедии Мольера. Так что именно фарс стал связующим звеном между старым и новым театром.

Средневековый театр очень старался преодолеть влияние церкви, но это ему не удалось. Это стало одной из причин его заката, моральной смерти, если хотите. Хотя в средневековом театре не было создано значительных произведений искусства, весь ход его развития показал, что сила сопротивления жизненного начала религиозному постоянно возрастала. Средневековый театр подготовил почву для возникновения мощного реалистического театрального искусства эпохи Возрождения.