Яким нагой разночинец. Ермил гирин и яким нагой. Духовные потребности человека неистребимы

Нагой Яким.

"В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!"

Так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Образ имеет глубокие фольклорные корни: речь героя изолирует перефразированными пословицами, загадками, кроме того, формулы, схожие с теми, что характеризуют его внешность

("Рука - кора древесная,

А волосы - песок"),

Неоднократно встречаются. Например, в народном духовном стихе "О Егории Хоробром". Народное представление о нераздельности человека и природы Некрасовым переосмысляется, подчеркивается единство труженика с землей:

" Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке-

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох…у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле <…> шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо".

Биография персонажа не совсем типична для крестьянина, богата событиями:

"Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся"

Во время пожара он лишился большей части своего добра, поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына

("И сам не меньше мальчика,

Любил на них глядеть").

Однако и в новом доме герой принимается за старое, покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твердую жизненную позицию. В главе III первой части ("Пьяная ночь") Нагой произносит монолог, где его убеждения сформулированы предельно отчетливо: каторжный труд, результаты которого достаются трем дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета - всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на "мерочку господскую". Такая точка зрения на проблему народного пьянства, широко обсуждавшуюся в публицистике 1860-х гг., близка революционно-демократической (согласно Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову, пьянство-следствие бедности). Не случайно впоследствии этот монолог использовался народниками в их пропагандистской деятельности, неоднократно переписывался и перепечатывался отдельно от остального текста поэмы.

Гирин Ермил Ильич (Ермила).

Один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А.Д. Потанин (1797-1853), управляющий по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев - князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе

("Худую совесть надобно-

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать").

При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего "царствования" Гирин лишь однажды покривил душой:

"…из рекрутчины

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он".

Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Нелилы Всасьевны служить отправился Митрий, причем "сам князь о нем заботился". Гирин уволился, снял в аренду мельницу

"и стал он пуще прежнего

Всему народу люб".

Когда же мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда "чудо сотворилося": Гирина выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

И чудо сотворилося-

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны…

Гириным движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух:

"Не дорога мне мельница,

Обида велика".

"имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет",

На тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава "Счастливые", Гирин, в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Гирина помогать в его усмирении.

«Да выискался пьяненький

Мужик,- он против барина

На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо » так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».
Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну.
Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.

Портрет Яким Нагой- бедный крестьянин. Точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика. Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли» , на «пласт, сохой отрезанный» "В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!"

История Якима Нагого. Его беды и невзгоды. История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возратился в деревню, на родину, и принялся за нечеловечески тяжелую, выматывающую работу. “С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет- с сохою возится, А смерть придет Якимушке. Как ком земли отвалится, Что на сохе присох…”

Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? Яким понимает, что крестьянство великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”. Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. И крестьяне соглашаются с ним: “Пьем-значит, силу чувствуем!”

Нравственные качества героя Некрасов создаёт в Якиме Нагом реалистический портрет крестьянина-труженика. ❖ Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу ❖ Он показывает проявление духовных запросов. “Хлеб духовный - выше хлеба земного”

Представление о счастье 1. Яким предстает перед нами не простым крестьянином. Несмотря на каторжный труд, он не очерствел душой, умеет ценить прекрасное. Так, он собирал для сына разные картинки, «развешал их по стенам, и сам на них любил глядеть» . Когда в деревне начался пожар, и загорелась изба Якима, то он бросился спасать не спрятанные деньги, а любимые картинки. В его жизни главное не только работа и выпивка, но и созерцание прекрасного. 2. Из-за тяжелой крестьянской доли и начал он пить, спиртное помогает ему забыться. «Придет печаль великая, Так перестанем пить!. . . Работа не свалила бы, Беда не одолела бы, Нас хмель не одолит!»

Почему странники счастливым? не признавали героя Потому что Яким Нагой всё время работал, работал на износ и постоянно терпел все наказании, а когда не работал тогда пил. Так что водочки ему дали не из-за того, что признали его счастливым, а, скорее, потому, что удивлены были, что этот изработавшийся, испитый человек, во время пожара бросился спасать не свои хоть и небольшие сбережения, а картиночки, которые купил сыну: “С ним случай был: картиночек Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика На них любил глядеть. Пришла немилость божия, Деревня загорелася – А было у Якимушки За целый век накоплено Целковых тридцать пять. Скорей бы взять целковые, А он сперва картиночки Стал со стены срывать; Жена его тем временем С иконами возилася, А тут изба и рухнула – Так оплошал Яким! Слились в комок целковики, За тот комок дают ему Одиннадцать рублей. . . "Ой брат Яким! недешево Картинки обошлись! Зато и в избу новую Повесил их, небось? "

Сочинения по литературе: Ермил гирин и яким нагой

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает читателю о судьбах самых разных людей. И судьбы эти в большинстве своем поражают трагичностью. Нет на Руси счастливых людей, жизнь каждого одинаково тяжела и убога. И поэтому, размышляя над прочитанным, испытываешь грусть.

Яким Нагой - один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своем путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:

В деревне Босове Яким

Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяжелую, выматывающую работу.

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,

Под бороной спасается

От частого дождя,

Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке -

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох...

Эти строчки говорят о жизни простого мужика, единственным занятием и одновременно смыслом существования которого является тяжелая работа. Именно такой удел был характерен для основной части крестьянского народа - отсутствие всех радостей, кроме той, что может подарить пьянство. Именно поэтому Яким и пьет до "полусмерти".

В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картинки и повесил их на стене в избе.

И сам не меньше мальчика

Любил на них глядеть.

Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти свое немудреное богатство - накопленные тридцать пять целковых. Но он в первую очередь стал снимать картинки. Его жена бросилась снимать со стен иконы. Так и получилось, что целковые "слились в один комок".

Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего. Якиму были дороже всего не деньги, накопленные неимоверно тяжелым трудом, а картинки. Рассматривание картинок было его единственной радостью, поэтому он не мог допустить, чтобы они сгорели. Душа человека не может довольствоваться серым и убогим существованием, в котором есть место только работе, изнуряющей до бессилия. Душа требует прекрасного, возвышенного, а картинки, как ни странно это звучит, словно явились символом чего-то недостижимого, далекого, но в то же время вселяющего надежду, на минуту позволяющего забыть об убогой действительности.

Описание внешности Якима не может не вызвать сострадания и жалости:

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству:

Слово верное:

Нам подобает пить!

Пьем - значит силу чувствуем!

Придет печаль великая,

Как перестанем пить!..

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

На образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он - символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

Образ Ермила Гирина отличается от образа Якима Нагого. Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь.

У Ермила была мельница. Не бог весть какое богатство, но и его мог потерять Ермил. Во время торгов, когда Ермил честно пытался отвоевать собственное имущество, ему потребовалась большая сумма денег. Ермил просит всего полчаса, в течение этого времени обещает принести деньги - огромную сумму. Мужик оказался настолько находчивым, что отправился на площадь и обратился с просьбой ко всему честному народу. А поскольку день был базарный, то Ермила услышали очень многие. Он попросил у людей денег, пообещав вскоре отдать долг.

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».

Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!

». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.