Время и пространство в художественном произведении. Заключительное слово учителя

Асташкина Лариса Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога


Тема : «Человек спасается достоинством» (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста

Н.Рубцов.

Солженицын стал кислородом

нашего непродыхаемого времени.

В. Астафьев.

Оформление урока:

Контрастно оформленная доска:

Лозунг: (одно боковое крыло доски)

«Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь»

Плакат: (другое крыло доски)

«Темная ночь нашей истории»

Под этими надписями – картинки о стройках, картинки о лагерях. Плакат о кол-ве репрессированных. На центральной части доски: - Тема урока - Портрет Солженицына - Таблица, на которую дети в конце урока прикрепляют ответы.
Цели для учителя: Вызвать интерес к личности и творчеству писателя; Показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести; Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства. Формировать умение создавать устное монологическое выступление; Научить составлять синквейны;
Цели для учащихся: Знать содержание рассказа; На доске Уметь находить языковые особенности данного текста; Уметь анализировать текст.

Ход урока:

1.Организация класса – 1 минута. 2.Вступительное слово учителя: сообщается тема урока, обращается внимание на первый эпиграф. Наступили 50 -е годы. Все делалось для людей, для народа. Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа.И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина, слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям. Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Ее удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес «отца всех времен и народов».
Одни тебя малюют и возносят, И молятся, и жаждут воскресить! Другие же мордую и поносят, Их не угомонить, не упросить.

Об этих других впервые в русской литературе открыто сказал Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
Обратиться ко второму эпиграфу.
- Так кто он, Александр Исаевич Солженицын? Судьба распорядилась так, что ему суждено было пройти все круги «тюремного ада»: 8 лет лагерей и 3 года ссылки за письма с фронта другу, в которых он осуждал Ленина и Сталина. В 1974 году жизнь приготовила еще один удар – он был насильственно выслан из страны, и это несмотря на то, что весь мир уже признал его писательский талант, удостоив в 1970 году Нобелевской премии. В 55 лет Солженицын стал изгнанником, потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведение о лагерной жизни. Впереди его ждали 20 лет тоски по Родине. И лишь только в 1994 году Солженицын вернулся на Родину, но сделал он это по-своему:55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пресек полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь. Сегодня А.И. Солженицын – это человек, за плечами которого восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости. Сегодня – он один из самых титулованных писателей современности. Но это сегодня, а тогда, в шестидесятые, его отлучили от литературы, запретив печататься и изъяв все его книги из библиотек. А начало всему этому - рассказ «Один день Ивана Денисовича».
- Какова же история создания этого произведения? «Один день…» задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951. Осуществлен в 1959 сперва как «Щ-854»(Один день одного зэка). После 22 съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать. Выбрал «Новый мир» Твардовского. Удалось передать самому Твардовскому при точных словах: « Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Прочитав, Твардовский тотчас же начал борьбу за издание. Наконец – «решение о напечатании рассказа принято на Политбюро в октябре 1969 года под личным давлением Хрущева».
-А теперь, когда Солженицын стал вторично доступен отечественному читателю, у нас есть возможность заново вникнуть в «Один день Ивана Денисовича».
- Назовите двух главных героев в произведении . (Лагерь –Человек) (Ели уч-ся не назовут, вопрос: один из них живой, реальный человек, а другой – образ –символ.) -Я поделила вас на 2 группы: Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается Человеком. Древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. - Ребята, а что значит быть настоящим Человеком?
- В результате наших раздумий на уроке мы заполним таблицу (на доске).

Задание для групп.

1.Как убивает лагерь Человека в Человеке? (Ответ: волю, человеческое достоинство, способность размышлять и думать, стойкость духа, превращает в раба). 2. Составьте синквейн на тему: «Лагерь»
II группа 1.Как человек противостоит лагерю? (Ответ: обращаются друг к другу по имени отчеству, человеческие отношения, спасение в работе, жажда жизни, не садиться за стол в шапке). 2. Составьте синквейн на тему: «Человек»

Проблемный вопрос.

Всем ходом нашей работы мы должны ответить на вопрос: Кто кого: Лагерь-Человека? Человек – Лагерь? (На доске).
3.Непосредственный анализ. - Солженицын описал лагерный мир одни днем. Каким? Обратимся к концу текста. (Зачитать ) -Это оценка прошедшего дня Шуховым. -А теперь прочитаем авторскую оценку: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». И от таких дней становится жутко. - Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключённых. Итак, январь 1951 года. - С чего начинался день ? Почему Шухов никогда не просыпал подъёма? - Побываем на кухне . (Зачитать с.14-15: Сидеть в столовой холодно ). Как здесь лагерь побеждает человека, на что толкает? - Выйдем на мороз и понаблюдаем эпизод досмотра . (Зачитать с.26-27: Но крикнул что-то Волковой… ) Смысл этого эпизода. (Нарушается закон, они не выносят прямого нравственного протеста).

- Выйдем со 104 бригадой на работу. Обратим внимание, как лагерники относятся к работе.

-Почему Солженицын так трогательно описывает работу Шухова ? (Зачитать с.65: Пошла работа…) (Цитата: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху.»
- Чьими глазами мы увидели распорядок лагерной жизни? (Шухов и автор). - В чём заключается своеобразие повествования?

Давайте зачитаем отрывок на стр.14 «Работа – она как палка ….»

- А лексика используется отвлечённая или конкретная ? (Конкретная. Автор описывает то, что видит, т. е. перед нами как будто кадры кинохроники).

- Определите тип речи. (Повествование)

-Давайте найдём глаголы : бойко управлялся, протёр, бросил, натянул, выплеснул, наддал, надо поспеть, не попасться, ловить, сажать. Какой мотив в них звучит? (Спешки. Время зекам не принадлежит, день расписан по минутам)

-Какие ещё особенности повествования использует автор? (Парцелляция, сравнения, лагерная лексика, автор находит место для выраз. средств языка).

- Как сочетаются в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон?

-Найдите в тексте слова, которые можно было бы отнести к средствам языкового расширения. Какие способы словообразования использует автор? Сопоставьте эти слова с общеупотребительными синонимами. В чём смысловая ёмкость, богатство оттенков солженицынской лексики?

(Прокликаясь, плесь, плесь, окунумши, дохрястывают. Чаще автор использует традиционные способы словообразования, но необычное сочетание морфем делает слово исключительно лаконичным, выразительным, создаёт новые оттенки значения. Причём, это упрощённая лексика. Это помогает автору сблизить свою речь с речью малограмотного Шухова).

- Итак, Шухов – простой мужик, за что же он попал в лагерь? ( Зачитать) (Давалась разнарядка на количество арестов) Вот как об это времени сказала А.Ахматова, с творчеством которой вам предстоит познакомиться:
Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных Марусь.
-За что сидят остальные? Вспомните Вдовушкина –фельдшера, Тюрина – бригадира, Алёшку- баптиста. -Так как это Особый лагерь, значит, в нем сидят изменники Родины, есть ли таковые среди основных персонажей? Ответ:Нет - А кто же сидит?( И талантливые студенты, и художники, и киносценаристы, и военные, и баптисты, и крестьяне. Лучшие, т.е. незаурядные личности, у кого богат духовный мир) - А зачем Солженицын вводит в повесть такое многоголосье, многоликость? (Для воплощения правды, она должна быть услышана. А Солженицын – художник эпический. Ему для выражения этой правды нужны были все голоса). -А мы можем назвать, кто виновен во всем? (Система)
Вывод: Солженицын рассказывает о жестокости, несправедливости тоталитарной системы.
Ребята, напрашивается вопрос: - Возможно ли в лагерях, создаваемых системой, остаться человеком? Если да, то кто же остался человеком? (У вас фамилии действующих лиц – выбрать тех, кто не сломлен.)
-А теперь, после того как мы погрузились в текст, послушаем рассуждения, выводы друг друга. Давайте вернёмся к нашему заданию и воспроизведём его на доске. Дать 3 мин. Вопросы к таблице:
Лагерь - духовный спор, борьба Человек - пыль Личность - Что происходит между лагерем и человеком? (Духовный спор, борьба) - Во что лагерь превращает Человека? Если скажу, что в пыль, вы согласитесь? - А человек, когда остаётся Человеком? (Когда он-Личность) К доске выходят представители от групп и прикрепляют к таблице ответы, которые явились результатом работы всей группы, обязателен комментарий. Ответы написаны на заранее приготовленных листочках.(Совет: чтобы прикрепить листочки с ответами к ватману, можно воспользоваться офисными липучками, которые появились в продаже. Очень удобно и эстетично).
-Давайте еще раз обратим внимание на название. В начале урока мы говорили о нескольких вариантах названия. Каких? -Посмотрите на таблицу и попытайтесь решить, почему последний вариант показался Солженицыну самым правильным?
- Давайте обобщим всё сказанное. И сделаем мы это, составив синквейн. У вас есть инструкция. Сначала поработаем вместе, а потом каждая группа отдельно. Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Составление синквейна с классом:
Рассказ Глубокий, правдивый Открывает, учит, помогает Надо стараться оставаться Человеком Эпос
Возможные синквейны групп: Лагерь Бесчеловечный, гибельный Унижает, ломает, уничтожает Уч-ся комментируют: Показывает бесчеловечность тоталитарной системы почему подобрали та- Убийца кие хар-ки
Человек Обыкновенный, простой Сопротивляется, сохраняет, выживает Не дай сломить себя Личность
-Давайте ответим на проблемный вопрос. Были ли те, кого лагерю удавалось сломить? Вспомните задание о действующих лицах. А были ли те, кто сохранил себя как личность?
-А теперь давайте посмотрим, к правильному ли выводу мы пришли, разгадали ли замысел автора? Обратите внимание на опорный конспект самого Солженицына, попробуйте расшифровать его?( Повесить на доску перед вопросом. Здесь используется приём фронтесписа).

(Верхняя часть рисунка – это неправильное, искаженное лицо человека, т.к. лагерь стремился изменить духовную и физическую сущность заключённого. Нижняя часть рисунка – это символ лагеря, за которым власть, сила, потому линии более жирные.) -Лагерь создан для убийства, и многих лагерь победил, перемолов в пыль, лагерную пыль. У него одна цель, убить все: мысли, чувства, совесть, память. Так кто же кого: Лагерь-Человека или Человек – Лагерь.
-Итак, мы ответили на наш проблемный вопрос с помощью таблицы, синквейна и рисунка. (Личность над лагерем ). Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой? (Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью).
Итог урока.
Заключительное слово учителя (оно может звучать на фоне песни А. Маршала о Колыме): Урок длился 40минут, а в те годы каждые 2 минуты расстреливали 140-150 человек. Страшно представить, скольких людей лишали жизни за это время. Возможно, в семьях ваших близких были репрессированные, и наш урок поможет вам лучше понять, какое горе и ужас они пережили.
Поэтому наш сегодняшний урок- это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умершим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, у которых пытались отнять имена и взамен присвоить безликий номер. Но это дань и всем тем Иванам, которые победили в Великой отечественной войне, тянули на своих плечах строительство городов, а потом, умирали безвестными в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы. Поэтому так важен был для Солженицына «всего одни день Ивана Денисовича», потому что благодаря таким Иванам выстояла Россия, и поэтому – то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.
-И ещё я хочу спросить: «Сегодня человеческая жизнь ценится высоко?» - А от кого это зависит? (Вы стоите на пороге взрослой жизни, и я хочу, чтобы вы помнили – многое зависит от вас самих). -Спасибо за урок, всего доброго.

Д/з Сопоставить образы Шухова и Матрёны Тимофеевны.

Составить синквейн к образу Матрёны Тимофеевны.

Разделы: Литература

4 августа 2008 г. ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, драматург XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын. Для русской культуры он стал символом XX в. В связи с чем Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования рекомендовал изучение в школе творчества писателя, обусловленное масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины XX в. и истории литературы того же периода.

Изучение рассказа "Один день Ивана Денисовича" в курсе литературы XX в. связано прежде всего с "лагерной темой" в русской литературе XX в. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Предлагается текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, т.к. "лагерная тема" может быть не понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения.

Изучение "Одного дня:" позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Используется групповая форма работы (примерные ответы приведены частично), элементы театральной педагогики.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;
  • отметить особенности художественного мастерства писателя;
  • рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Оборудование: портрет и фотографии А.И.Солженицына, литературные листы по творчеству писателя, выставка его книг, фрагмент художественного фильма "Холодное лето 53-го", опорная схема по тексту произведения, ретроспектива (1977, 1970, 1969, 1967) дат в жизни писателя, таблички с именами писателей для импровизированного заседания Союза писателей СССР (К.Федин, А.Корнейчук, А.Сурков, Я.Яшин, А.И.Солженицын).

Вопросы на доске для актуализации восприятия:

- В чём видит писатель своё назначение в литературе?

Откуда исходят истоки его творчества?

Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

Как в условиях фактической несвободы человек может остаться свободным?

Словарная работа:

  • ретроспектива -
то, что содержит ретроспективный обзор (ретроспективная выставка, описание)
  • ретроспективный -
  • посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад к прошлому (от лат.retro - назад и spectare - смотреть)
  • ретроспекция -
  • ретроспективный обзор, обращение к прошлому

    Ход урока

    1. Определение цели и задач урока.

    Ретроспектива подборок газетных статей с критикой в адрес А.И.Солженицына.

    Театрализованное заседание Союза писателей СССР.

    Краткая биографическая справка о писателе.

    Кадры из кинофильма "Холодное лето 53-го".

    Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича":

    1) история создания и публикации, жанр произведения;

    2) тема, основная мысль, сюжет рассказа;

    3) предлагерная биография героя;

    4) черты характера и душевные качества Ивана Денисовича;

    5) "лагерь глазами мужика";

    6) широта тематики произведения;

    8) значение эпитета к слову "день", вынесенному в название рассказа;

    Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу.
    Это от глубокой человечности, оттого, чтолюди остались людьми и в обстановке глумления.
    Ж.Медведев.

    Вступительное слово учителя:

    :В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу советского самолёта, прибывшего вне всякого расписания из Москвы во Франкфурт- на- Майне, сошёл единственный пассажир. Этот пассажир в демисезонном пальто, со срезанными пуговицами на вороте рубахи, ещё три часа назад хлебавший тюремную похлёбку в знаменитом Лефортове, и сейчас не знал, что точно его ожидает.

    Встречавшие необычного русского гостя поневоле (или титулованного изгнанника) немецкие чиновники, а затем и известнейший немецкий писатель Генрих Бёлль, конечно, не могли не заметить на его лице следы явной усталости, венчики морщин у глаз, зорких и наблюдательных, бороздки на лбу: Это были приметы непрерывной работы мысли.

    Кто же был этот одинокий русский пассажир-изгнанник, молчаливый, скупой в движениях и крайне немногословный в первых беседах с прессой? В нём было всё "отжато" до предела, пружина воли не распущена. Границы, визы, паспорта! Они для него мелькают, сменяя друг друга, но его внутренний мир не изменен. Ничто ни на миг не отрывало его - как показало ближайшее будущее - от континента русской истории, от России.

    Этим пассажиром, наотрез отказавшимся от множества вопросов журналистов, был Александр Исаевич Солженицын, прошедший на родине множество кругов испытаний. И на данном уроке предлагается рассмотреть эти круги в ретроспективе, то есть обратиться назад, к прошлому писателя, и выяснить, почему же А.И.Солженицын оказался за границей, в чём видит Александр Исаевич своё назначение в литературе как писатель, что явилось истоками его творчества на примере рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Вслушаемся в некоторые газетные подборки тех лет с красноречивыми заголовками, выбранные из многочисленных писем писателя (учащиеся выносят даты и зачитывают сообщения).

    Сообщение ТАСС: Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишён гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

    С чувством облегчения прочитал о том, что Верховный Совет СССР лишил гражданства Солженицына, что наше общество избавилось от него. Гражданская смерть Солженицына закономерна и справедлива. Валентин Катаев.

    От секретариата правления Союза писателей РСФСР: Своим открытым письмом Солженицын доказал, что стоит на чуждых нашему народу позициях, и тем самым подтвердил необходимость, справедливость и неизбежность его исключения из Союза советских писателей...

    Слово учителя: 22 сентября 1967 года состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР. И нам сегодня предоставляется уникальная возможность воспроизвести его часть. На заседании присутствовало 30 писателей. Председательствовал К.Федин. Приглашён был А.И.Солженицын. Заседание по разбору его писем началось в 13 часов, закончилось после 18-ти (в роли писателей участвуют учащиеся, они выходят с табличками, на которых написаны имена писателей, и садятся за стол, затем по очереди выходят к импровизированной трибуне с выступлением).

    К.Федин: Меня покоробили письма Солженицына. И сегодня мы должны будем говорить о его произведениях, но мне кажется, что надо говорить в общем по письмам.

    А.Корнейчук: Своим творчеством мы защищаем своё правительство, свою партию, свой народ. Мы ездим за границу вести борьбу. Мы возвращаемся оттуда измотанные, изнурённые, но со знанием исполненного долга. Мы знаем, что вы много перенесли, но не вы один (обращаясь к Солженицыну). Было много других людей в лагерях, кроме вас. Старых коммунистов. Они из лагеря шли на фронт. В нашем прошлом было не только беззаконие, был подвиг. Но вы этого не заметили. Всё, что вы пишете - это злобно, грязно, оскорбительно!

    А.Сурков: Солженицын для нас опасней Пастернака. Пастернак был человек, оторванный от жизни, а Солженицын - с живым, боевым, идейным темпераментом. Это идейный человек, это опасный человек.

    А.Яшин (Попов): Автор "Пира победителей" отравлен ненавистью. Люди возмущаются, что есть в рядах Союза писателей такой писатель. Я хотел бы предложить исключить его из Союза. Не он один пострадал, но другие понимают трагедию времени.

    К.Федин: Давайте предоставим слово самому писателю - А.И.Солженицыну.

    А.И.Солженицын: Я считаю, что задачи литературы и по отношению к обществу, и по отношению к отдельному человеку не в том заключаются, чтобы скрывать от него правду, смягчать её, а говорить истинно то, как оно есть: Задачи писателя касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяжённого человечества, которые зародились в незапамятной глуби тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце. Скажите, о чём моё письмо?

    А.И.Солженицын: Ничего вы тогда не поняли, если о цензуре. Это письмо о судьбах нашей великой литературы, которая когда-то покорила и увлекла весь мир. Я - патриот, я люблю свою родину. Под моими подошвами всю мою жизнь - земля отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

    Слово учителя:

    Историческая справка. Речь идёт об "Открытом письме", написанном А.И.Солженицыным 16 мая 1967 года делегатам IV Всесоюзного съезда и посланном Александром Исаевичем в президиум съезда как выступление, поскольку сам он уже тогда не был избран делегатом.

    А.И.Солженицын: Не имея доступа к съездовской трибуне, я прошу обсудить то нестерпимое дальше угнетение, которому наша художественная литература из десятилетия в десятилетие подвергается со стороны цензуры. Литература не может развиваться в категориях "пропустят - не пропустят". Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы.

    Обо мне заявляют: "Его освободили досрочно!" Сверх 8-летнего приговора я просидел месяц в пересыльных тюрьмах, затем без приговора получил вечную ссылку, с этой вечной обречённостью просидел три года в ссылке, только благодаря XX съезду освобождён - и это называется досрочно!

    Я - один, клевещут обо мне сотни. Утешает только то, что ни от какой клеветы я инфаркт не получу никогда, потому что закалили меня в сталинских лагерях.

    Никому не перегородить путей правды, и за движение её я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни. Это ещё ни разу не украсило нашей истории.

    Приводится (кратко) биографическая справка о писателе , подготовленная учащимися.

    Слово учителя: "Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду",- сказал писатель перед отлётом в Россию 27 мая 1994 года. Он оказался пророком собственной судьбы, так как предвидел своё возвращение ещё в застойном 1984 году: "Я ещё вернусь туда, не только книги мои вернутся, а я живым туда вернусь: Почему-то мне кажется, что я умру у себя на родине".

    Летом 2008 года Россия понесла большую утрату: умер писатель-гражданин, горячо и преданно любящий свою Родину, болеющий за неё всей душой; человек с чётко выраженной жизненной позицией, идущий до конца в отстаивании своих нравственных принципов; стойкий, мужественный человек (примерно такой словесный портрет должен появиться у учащихся в тетрадях).

    Свой поиск во имя человека Солженицын начал в пределах одного человека, героя рассказа "Один день Ивана Денисовича".

    Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

    В 1970 году в Норвегии снимался фильм по сюжету рассказа. В российском кинематографе создан художественный фильм "Холодное лето 53-го", несколько кадров которого помогут перенестись в атмосферу тех лет и ответить на вопрос: в чём общность судеб Ивана Денисовича Шухова и героев фильма (просмотр). В своём произведении А.И.Солженицын отразил трагические конфликты истории в судьбах героев; показал, как люди стали рабами "культа личности". И всё равно: дух народа пробивался, как росток, ломающий асфальт (Ж.Медведев).

    Групповая работа над текстом рассказа "Один день Ивана Денисовича" (каждой группе было дано предварительное домашнее задание по тексту произведения).

    1. История создания и публикации, жанр произведения.

    "Один день "задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ-854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.

    "Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

    Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

    Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

    Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой, потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

    2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

    "Один день Ивана Денисовича" - это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

    3. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите её.

    4. Отметьте черты характера и душевные качества Ивана Денисовича.

    Что за фигура перед нами? Какое впечатление вызывает герой?

    Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

    Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

    Возможно не случайно имя "Иван" в переводе др.-евр. - (Бог) смилостивился, (Бог) помиловал.

    5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить? Какова логика компоновки персонажей?

    Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

    Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого - неживому, Человека - Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти. "Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

    Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью" ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

    Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

    1) Спасает причастность к сообществу людей . Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

    2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго! - ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки - это сцена раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

    6. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

    1) Современная жизнь деревни;

    2) воспоминания о деревне;

    3) обсуждение фильма Эйзенштейна "Иван Грозный";

    4) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

    Описание места действия подчинено принципу расширяющихся концентрических кругов: барак - зона - переход по степи - стройка. Замкнутое пространство ограничивается проволочным заграждением. Лагерь - это дом, так и говорят все: " Домой идём". О другом, настоящем, доме за день и вспомнить некогда, но он существует в рассказе благодаря внутреннему зрению героя. И тогда возникает следующий ряд концентрических кругов : дом - деревня - край - Родина . (опорная схема)

    Декрет о времени.

    Никто из зеков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы, зеку только надо знать - скоро ли подъём, до развода сколько? До обеда? До отбоя? Заключённым часов не положено, время за них знает начальство.

    Время определяют по солнцу и месяцу:

    "Шухов поднял голову на небо и ахнул: небо чистое, а солнышко почти к обеду поднялось. Диво дивное: вот время за работой идёт! Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся - не оглянешься. А срок сам - ничуть не идёт, не избавляется его вовсе".

    "Утром только этим зеки и спасаются, что на работу тянутся медленно. Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить - упарится, свалится".

    8. Найти эпитет к слову "день", вынесенному в название рассказа.

    "Почти счастливый день:" - думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

    Замешкался на подъёме - в карцер не посадили;

    Бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

    В обед удалось "закосить" кашу;

    Бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут "сытыми" бригадники;

    Нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на "шмоне" не попался;

    Подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

    И не заболел, перемогся.

    "Ничем не омрачённый", счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. "Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый". "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось:"

    Вопрос к учащимся всего класса: почему автор показал нам "счастливый" лагерный день? (Думается потому, что главная цель автора - показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий - личность. Лагерь и есть такое "событие". А личность - Иван Денисович Шухов).

    9. Вывод по анализу рассказа.

    Каков же герой рассказа?

    "Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии - оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).

    Сочинение

    1. Лагерь - особый мир.
    2. Шухов - главный герой и рассказчик.
    3. Способы выживания в лагере.
    4. Особенности языка рассказа.

    Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» построен на реальных событиях жизни самого автора - пребывания в Экибастузском особом лагере зимой 1950-1951 годов на общих работах. Главный герой рассказа Иван Денисович Шухов - рядовой узник советского лагеря. От его лица рассказано об одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока, который получил Иван Денисович. Описание событий одного дня из жизни узника достаточно, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы. Один день - а перед нами общая ужасающая картина жизни заключенных. Пред читателем предстает особый мир - лагерь, существующий отдельно, параллельно обычно жизни. Здесь действуют совсем иные законы, и люди не живут по ним, а выживают вопреки им. Жизнь в зоне показана изнутри человеком, который знает о ней по своему личному опыту. Поэтому рассказ поражает своим реализмом.

    «Слава тебе, Господи, еще один день прошел!» - этими словами заканчивает повествование Иван Денисович, «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Действительно, этот день один самых «удачных»: бригаду Шухова не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева, герой миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая - стену класть на ТЭЦ, он миновал благополучно шмон, пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду и самое главное - не заболел.

    Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а каким именно - придумать так и не смогли. По сути, Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд «врагов народа».

    Солженицын изображает и другой тип людей - «шакалов», как Фетюков, бывшего высокого начальника привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят, - для Фетюкова способ выжить. Он вызывает отвращение, зеки даже отказываются с ним, работать. У него не осталось абсолютно никакой гордости, он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок. В лагере каждый выбирает свой способ выживания. Наиболее недостойный из этих способов - это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зеков. В лагере ненавидят таких людей, и такие долго не живут.

    Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем крепче утверждался». Этот человек старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова тверды представления о гордости и чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова. Как крестьянин, Шухов очень хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, что является возможностью дополнительного заработка.

    Заслуживает уважения и бывший капитан второго ранга Буйновский, который привык все делать на совесть, не старается увильнуть от общих работ, «на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать - значит делай». Вызывает симпатию и бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Он всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает взятку, его людей не выгнали на строительство Соцгородка. Иван Денисович говорит о том, что «хороший бригадир вторую жизнь даст». Это и о Тюрине. Эти люди никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева.

    Алешка-баптист вызывает жалость. Этот человек очень добрый, но слабодушный, поэтому «им не командует только тот, кто не хочет». Заключение он воспринимает как волю Божью, пытается видеть в своем положении только хорошее, говорит, что «здесь есть время о душе подумать». Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям, и Иван Денисович считает, долго он здесь не протянет.

    Другой герой, шестнадцатилетний паренек Гопчик, обладает хваткой, которой не достает Алешке-баптисту. Гопчик хитрый, он не упустит возможности урвать кусок. Свой срок он получил за то, что носил молоко в лес бендеровцам. В лагере ему предсказывают большое будущее: «Из Гопчика правильный будет лагерник... меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат».

    На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер. Он получает с воли посылки, может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи. Бывший режиссер работает в конторе, избегает общих работ. Он сторонится остальных заключенных, общается только с Буйновским. Цезарь Маркович обладает деловой хваткой, знает, кому и сколько надо дать. Рассказ Солженицына написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много жаргонных, «блатных» слов и выражений. «Шмон», «стучать куму», «шестерка», «придурки», «падла» - привычная лексика в лагере. Употребление этих слов, в том числе и «непечатных», оправданы, так как с их помощью достигается достоверность передачи общей атмосферы лагеря и происходящего.

    Другие сочинения по этому произведению

    «…В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») А. И. Солженицын: "Один день Ивана Денисовича" Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына. («Один день Ивана Денисовича»). Искусство создания характера. (По повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича) Историческая тема в русской литературе (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Лагерный мир в изображении А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича») Проблематика произведений Солженицина Русский национальный характер в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Символ целой эпохи (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Система образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Солженицын - писатель-гуманист Сюжетно-композиционные особенности повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века) Характерисика образа Гопчика Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Рецензия на рассказ А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича " Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы Жанровые особенности повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Образ главного героя Шукова в романе «Один день Ивана Денисовича» «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции Анализ произведения Характерисика образа Фетюкова Один день и целая жизнь русского человека История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына «Одного дня Ивана Денисовича» Суровая правда жизни в произведениях Солженицына Иван Денисович - характеристика литературного героя Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» Нравственная проблематика в повести Проблема нравственного выбора в одном из произведений Отзыв о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Герой повести-рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Характерисика образа Алешки-баптиста История создания повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Художественные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» Человек в тоталитарном государстве Один день и целая жизнь русского человека в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

    «Ничего подобного давно не читал. Хороший чистый, большой талант никакой фальши…» Это самое первое впечатление А.Т.Твардовский, который прочитал рукопись этого рассказа.

    Варлам Шаламов писал: «Дорогой Алексей Исаакович! Я две ночи не спал читал повесть, перечитывал, вспоминал…»

    «Я был оглушён, потрясён,- делился о своими впечатлениями Вячеслав Кондратьев. – один раз в жизни так реально осознал, что может правда…»

    С.П.Залыгин отметил: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель отвечает на вопросы нашего времени, через вопрос: что с нами происходит?» («Новый мир», статья «Год Солженицына», 1990, № 1).

    А.Т.Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет. После 22 съезда, когда Н.С.Хрущёв предпринял «Яростную атаку на Сталина», Солженицын решил отдать рукопись «Щ-854». Это было впервые в Советской художественной литературе произведение о Сталинских лагерях.

    «Лагерь глазами мужика», - сказал Лев Копелев, передавая А.Т.Твардовскому рукопись Солженицына.

    Лагерь - это особый мир со своим реалиями: зона, вышки, бараки, колючая проволока, БУР, начальник режима, карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, надзиратели… Солженицын воссоздает подробности такого быта: «Мороз был со мглой, прихватывающий дыхание. Два больших прожектора били по зоне наперекрёст с дальних угловых вышек. Светили фонари зоны и внутренние фонари. Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды.

    Скрипя валенками по снегу, быстро пробегали зэки по своим делам- кто в уборную, кто в каптёрку, иной- на склад посылок, тот крупу сдавать на индивидуальную кухню. У всех у них голова ушла в плечи, бушлаты запахнуты, и всем им холодно не так от мороза, как от думки, что и день целый на этом морозе пробыть. Они прошли мимо высокого дощатого заплота вкруг БУРа – каменной внутрилагерной тюрьмы; мимо колючки, охранявшей лагерную пекарню от заключённых; мимо угла штабного барака, где, толстой проволокою подхваченный, висел на столбе обындевевший рельс; мимо другого столба, где в затишке, чтоб не показывал слишком низко, весь обмётанный инеем, висел термометр». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)

    Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри. Рассказывая о лагере, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухов изображен очень правдиво: ни в поступках, ни в жестах, ни в речи не заметишь фальши. В герои выбран не представитель интеллигенции, а человек из народа. Вчера он, Шухов, оторванный от крестьянской работы, стал солдатом, а сегодня разделил тяготы лагерной жизни.

    В лагере мог оказаться любой. Не сказались ни социальное положение, ни высокий профессиональный статус, ни образование.

    Шухову навсегда запомнились слова его первого бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать». В «Одном дне.» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял.

    Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)

    «Придурок»- работающий в административной должности (но бригадир - не придурок) или в сфере обслуживания- всегда на более лёгкой, привилегированной работе.

    Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе: «Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошёл по ним сперва первый жарок- тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок- тот, от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, ни ветерок лёгкий, потягивающий – не могли их мыслей отвлечь от кладки». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)


    «После России»
    Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея Яковлевича Эфрона. В 1918-1922 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Сергей Як...

    Заключение.
    Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве – и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств...

    Вступление.
    «Мы погибли бы, если бы не погибли». Фемистокл. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой». М. Ю. Лермонтов. Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патр...

    Урок-размышление по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

    Цели урока:

      Познакомить учащихся с жизнью и творчеством

    А. И. Солженицына, вызвать интерес к личности писателя и его произведениям.

      Сформировать представление о ценности человеческой жизни и свободы, о необходимости сохранять человеческое достоинство вопреки обстоятельствам.

      Совершенствовать навыки элементарной исследовательской деятельности учащихся, развивать умение рассуждать над проблемными вопросами.

    Оборудование: портрет и фотографии А.И.Солженицына, выставка его книг,

    мультимедийная установка для демонстрации презентации.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    Александр Исаевич Солженицын – кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни.

    Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

    Солженицын посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ» повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А. И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы.

    2. Жизнь и творчество писателя. (Сообщение подготовленного ученика).

    Родился Александр Исаевич в городе Кисловодске. Отец – Исаакий Ефимович Солженицын, офицер, участник похода в Восточную Пруссию в 1914 году, сын богатого крестьянина, имевшего хутор с хозяйством в ставропольской степи. Умер в 1918 году, за шесть месяцев до рождения сына.

    Мать – Таисия Захаровна Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани, прожила до 49 лет, до 1944 года, в основном в Ростове-на-Дону (с 1924 года). Здесь ее застала Великая Отечественная война, трагедия эвакуации с бомбёжками, туберкулёзом и голодом. Среди тревог за сына она не узнала главной – через полгода после её смерти он был арестован, и у него началась совсем иная жизнь.

    Мать сумела дать сыну хорошее образование (сама работала стенографисткой и посещала одновременно курсы английской стенографии, чтобы получать более высокую зарплату). В результате Солженицын успешно окончил среднюю школу и в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Из детских и юношеских друзей остались у него Кирилл Симонян – впоследствии крупный врач, Николай Виткевич, Лидия Ежерец и будущая жена писателя – Наталья Решетовская. Поженились 27 апреля 1940 года. Но все было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. В 1941 году Солженицын оставил свои занятия математикой и физикой и учёбу в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ) и ушёл на фронт. Сначала был конюхом и ездовым в гужтранспортном батальоне. Эта работа выглядела как насмешка над преуспевающим математиком: надо было чистить от навоза конюшни. Но на самом деле война всегда все расставляет по местам. В 1942 году в феврале «лошадиная» рота была оставлена, и Солженицын оказался на артиллерийских курсах в Костроме. Далее в звании лейтенанта попал в группу разведки в Саранске. В январе 1945 совершает подвиг – выводит свою батарею из окружения. А 9 февраля арестован за несколько критических строк о Сталине, высказанных в письме другу, и в июле этого же года будущий писатель получает приговор: 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Освобождение он получил лишь 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, и был направлен в Казахстан. Вернулась и жена, которая за долгие годы разлуки успела сойтись с другим – интеллигентным, порядочным человеком.

    С 1957 года Солженицын работает в Рязани учителем математики, физики и астрономии. Он ведет уроки умно и живо, и дети платят ему любовью, дают ласковое прозвище – Исаич. Денег в то время не хватало, но Солженицын отказывается от более денежного места завуча ради продолжения главного – любимого литературного труда. По воспоминаниям современников, Солженицын тщательно готовил себя к служению литературе. В 1989 году в интервью американскому журналу «Таймс» Солженицын сказал, что уже «в девять лет думал, что стану писателем, хотя и не знал, о чём буду писать». Солженицын всегда был требователен к себе, а потому, казалось, что и с остальными несколько грубоват.

    События следующих лет:

    1962 год – публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича»; принят в Союз писателей

    1970 год – присуждение Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» (Солженицын становится третьим русским писателем, получившим Нобелевскую премию: первый – Иван Алексеевич Бунин, второй – Борис Леонидович Пастернак). Параллельно происходят изменения в личной жизни – развод с Натальей Решетовской и брак с Натальей Светловой, ставшей впоследствии Солженицыной. С ней писатель прожил до конца своих дней.

    Подготовка произведений к публикации:

    1958 – 1968 – книга «Архипелаг ГУЛАГ»

    1955 – 1968 – роман «В круге первом»

    1966 – рассказ «Захар Калита»

    1969 – «Красное колесо»

    1963 – рассказ «Случай на станции Кочетовка» и множество других.

    1974 год – лишение гражданства и высылка за границу, 20 лет проживал в Америке в штате Вермонт вместе с женой и четырьмя сыновьями, мечтал вернуться на родину, но момент возвращения связал только с опубликованием его произведений.

    Это случилось 27 мая 1994 года. Перед отлетом в Россию на вопрос «Почему Вы возвращаетесь в Россию?» Солженицын сказал: «Родина моя там, сердце моё там, вот поэтому я и еду». С триумфом писатель проехал всю страну, от Владивостока до Москвы, везде его ждали восторженные поклонники, почитатели его таланта и простые граждане России, потому что каждый хотел встретиться с «человеком-преданием, человеком-легендой», как назвала Солженицына Лидия Чуковская.

    К сожалению, в нашей стране часто случается то, что произошло и с популярнейшим писателем. Имя Солженицына пытались использовать разнонаправленные политические силы, что вызывало недовольство у простого народа и не только в адрес таких сил, но и в адрес самого писателя. Кроме того, Солженицыну дали эфир, бесплатный и «первый», а он вместо восхваления властей начал выступать с немодными для сегодняшнего дня мыслями – о жертвенности, о самоограничении и покаянии. С каждым разом время выступлений уменьшалось и, наконец, Солженицын был лишён эфира вообще. Он уединился в своём доме и стал работать, как и прежде. Не всем по вкусу пришлись публицистические выступления нобелевского лауреата, потому что говорил он правду, потому что всю жизнь ратовал за правду. «Жить не по лжи!» - вот девиз писателя.

    Он один из самых титулованных писателей современности (лауреат Нобелевской (1970) и Темплтоновских премий (1983), литературные награды Американского национального клуба искусств, премий “Золотое Клише”, “Фонд Свободы”, “Браканти”.

    Он академик Российской Академии наук, кавалер ордена Св.Андрея Первозданного (который он не принял из-за несогласия с политикой президента Ельцина), а в 1994 году он сам стал учредителем собственной литературной премии в 25.000 долларов.

    3. Актуализация знаний учащихся

    На нашем сегодняшнем уроке мы будем размышлять над страницами повести “Один день Ивана Денисовича”, которая стала его литературным дебютом, принесла автору мировую известность и вызвала гнев “отечественных чиновников от литературы”.

    Цель нашего разговора будет состоять в том, чтобы показать “необычный жизненный материал”, взятый в основу повести и подвести вас к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

    Сообщение об истории создания повести “Один день Ивана Денисовича”, подготовленное учащимися.

    Повесть "Один день Ивана Денисовича" - сравнительно небольшое по объему произведение. Но оно занимает очень серьезное место в творческой биографии автора. "Эту повесть я написал за 40 дней. Это "отросток" от большой книги о лагерной эпопее, или, скорее, сжатый показ ее", - скажет писатель в дальнейшем. Написав повесть в 1959 г., А.И. Солженицын решил ее опубликовать. Решение это было смелое, даже в период "оттепели" рассказ о заключенном "предателе родины", о его товарищах по несчастью вряд ли мог быть встречен легко и просто. Писатель и не ждал этого. Он начал попытки публикации не с целью личной выгоды или славы, а потому что не мог смириться с забвением о тех тысячах и тысячах искалеченных судеб, которые прошли перед его глазами. Публикация этой повести словно делала реабилитацию действительной. Ведь если человек открыто может сказать о том, что он видел и чувствовал в замкнутом пространстве зоны, он становится равноправным членом общества. Тем более, что каяться ему не в чем. Преступлений он не совершал.

    Вот с такими мыслями А.И. Солженицын передал рукопись повести в редакцию журнала "Новый мир". Главным редактором "Нового мира" был тогда А.Т. Твардовский. Прочитав повесть, он не отбросил ее испуганно в сторону, а написал А.И. Солженицыну письмо с приглашением приехать в Москву. Приглашение Твардовского было оценено Александром Исаевичем неоднозначно. Много лет проведший под конвоем человек еще надолго остается настороженным. А вдруг редактор московского журнала приглашает его для того, чтобы сдать властям?

    Поэтому все рукописи (а там был и роман "В круге первом") были спрятаны у верного человека. А вдруг в Москве арестуют и в Рязани (а писатель жил тогда в этом городе) будет обыск? Но не знал тогда еще никому не известный Солженицын, что Александр Трифонович Твардовский принял боль рязанского учителя как свою, что волна ГУЛАГа прокатилась и по его крестьянской семье: на Соловках погибли отец и два брата. Поэтому и начал А.Т. Твардовский долгие переговоры с властями и, наконец, получил разрешение от Н.С. Хрущева на публикацию повести. И хотя реабилитация невинно осужденных тогда уже прошла (А.И. Солженицын был реабилитирован в 1956 г), а в 1961 г. всенародно был осужден культ личности и его последствия, публикация "Ивана Денисовича" в 1962 г. стала сенсацией. Впервые кто-то прямо и честно не просто сказал, а "показал" лагерную жизнь изнутри. Показал ту жизнь, о которой не то что говорить, а и вспоминать не любили. Повесть перепечатывают более 500 журналов и издательств всего мира. Солженицын становится знаменитым писателем.

      Перед лицом ушедших былей

      Не вправе ты кривить душой,

      Ведь эти были оплатили

      Мы платой самою большой,

      (А. Т. Твардовский "По праву памяти")

    Отклики на "Ивана Денисовича" были столь многочисленные и настолько "живые", что Солженицын в 1963 г. издал на их материале документальную книгу "Читают Ивана Денисовича". Повесть принесла писателю всемирную известность, но она же и стала причиной особого контроля над ним со стороны КГБ, бесконечных обысков и разгромных критических статей.

    Групповая работа над текстом рассказа «Один день Ивана Денисовича» (каждой группе дано предварительное домашнее задание по тексту произведения).

    Учитель распределяет задания для работы в группах (по 3 человека):

    В конце учитель подводит учащихся к выводу, что А. И. Солженицын верил в духовную силу человека и его способность все преодолеть.

    4. Аналитическая беседа.

    Учитель:

    Так что же это была за жизнь, так правдиво изображенная Солженицыным?

    За что сидит сам Иван Денисович?

    (О жестокости, несправедливости тоталитарной системы. Практически все персонажи рассказа помогают автору высказать свои идеи насчет причин и следствий репрессий.)

    Как вы думаете, почему героем своей повести Солженицын выбрал простого, малообразованного мужика-крестьянина.

    (Потому что таких, ни в чем не повинных людей, много сидело по лагерям, Шухов – и есть сам народ, Шухов – крестьянин, обиженный советской властью)

    Учитель: А теперь давайте окунемся в жизнь вот такого простого зека и вместе с ним проживем не просто день, а “счастливый день”, как считал Иван Денисович, а в конце урока ответим на вопрос,

    почему же Шухов считал прожитый им день счастливым?

    С чего же начинается этот день?

    (Лагерь просыпается в 5 часов утра, холодный барак, в котором горит не каждая лампочка, на полусотне “клопяных вагонок” спит 200 человек. Согреться здесь негде: по стенам и на окнах иней. Спят одетыми, с головой укрывшись одеялом и бушлатом.)

    Как же чувствует себя Иван Денисович в этот день?

    (Иван Денисович болен. Всё тело у него разнимает. Всю ночь он плохо спал, и во сне не угрелся. Его знобит, и он решает сходить в санчасть, чтобы хоть на денёк освободиться от работы. В санчасти хорошо и тепло. Все выкрашено в белый цвет. Врачей ещё нет, принимает только фельдшер Коля Вдовушкин, который в белом халате один сидит за столом).

    Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти? Настаивает ли он на том, чтобы его освободили? Пытается ли он разжалобить Вдовушкина?

    (Нет. Он ведет себя совестливо, как будто зарясь на что-то чужое).

    Был ли Иван Денисович из тех, кто липнет к санчасти?

    (Нет. И Вдовушкин это знал, но сделать ничего не мог, так как ему можно было освободить только двоих, и они уже были освобождены).

    К какому же выводу приходит Шухов, выходя из санчасти?

    (Что теплый зяблого не понимает, в Шухове было 37, в морозе 27 градусов, теперь кто кого.)

    Итак, из санчасти Шухов спешит на кухню. На каком месте стоит проблема добывания пищи в лагере?

    (На первом)

    Как кормят лагерников? (Очень плохо)

    Поэтому проблема добывания пищи – это своего рода искусство, которое состоит в том, чтобы достать лишнюю миску баланды и пайку хлеба, а если повезет, то и табаку.

    Как решает эту проблему Шухов?

    (Он подрабатывает, как может)

    Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством?

    (Нет).

    Второй жизненно важный вопрос – это отношение к подневольному труду. В каких условиях работают заключенные?

    (На улице мороз, который прихватывает дыхание, и укрыться в голом поле негде, поэтому заключенные работают зимой охотно, как бы соревнуясь друг с другом, чтобы не замерзнуть).

    Как относится к работе Иван Денисович?

    (Отношение к труду у него особенное “Работа она как палка о двух концах, для людей делаешь - дай качество, для начальства – показуху”. Шахов мастер на все руки, он работает добросовестно, не чувствуя холода, как у себя в колхозе).

    А ощущается ли в нем его крестьянская бережливость?

    (Да припрятывает толь, чтобы заделать окна, старается скрыть мастерок между стенами, старается облегчить труд других, рискуя быть за это наказанным, допоздна задерживается на работе, так как ему жаль оставшийся раствор).

    Какой мы можем сделать из этого вывод?

    (Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять).

    Окончен трудовой день, заключенные возвращаются в барак.

    Почему Шухов считает этот день счастливым и ложится спать удовлетворенный. Почему?

    (На Соцгородок не выгнали, он не заболел, перемогся, в карцер не посадили, в обед раздобыл лишнюю миску баланды. Вот почему он считается этот день счастливым. И от этих дней становится страшно!)

    Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

    (Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью.)

    Лагерная философия

      Законы спасения от смерти :

    В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.

    Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится.

      Законы о работе:

    Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.

    Пока начальство разберется – приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь спину.

    Волочи день до вечера, а ночь наша.

    3. Законы бригады:

    Бригадир хоть сам посылок не получает – без сала не сидит. Кто из бригады получит – сейчас ему дар несет. А иначе не проживешь.

    Или всем дополнительное, или все подыхайте.

    Смирный – в бригаде клад.

      Законы самосохранения:

    Никогда зевать нельзя.

    Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься.

    Не выкусишь – не выпросишь.

    Кто кого сможет, тот того и гложет.

    Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает.

    Высказывания Шухова

    Всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.

    Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.

    Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.

    Легкие деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.

    Что упало, что кануло – тому отзыва нет.

    Запасливый лучше богатого.

    Если человек просит – отчего не пособить?

    Переживем все, даст Бог кончится!

    Как вы считаете, почему возник такой вариант заглавия?

    (От отражения личностных переживаний писатель перешел к показу эпической картины в жизни и стал говорить не только от себя, а от лица многих жертв несправедливостей ).

    Для этого ему нужен бил "типичный герой в типичных обстоятельствах". Поэтому и показал автор один, ничем не выдающийся, типичный день типичного заключенного Ивана Денисовича. Этап понимания начался с осмысления имени главного героя.

    Иван Денисович Шухов - имя типичное и простонародное. Трудно найти в дореволюционной и послереволюционной деревне имена более распространенные, чем Иван и Денис. ("такие люди, как Иван Денисович, понятен всем, потому что они на каждом шагу встречаются", "Шухов - простой мужик, а Солженицын именно такого героя взял").

    Да, Иван Денисович - человек весьма заурядный, предками его были простые русские крестьяне, да и сам он всю жизнь был "рядовым", как колхозником, так и солдатом. Знакомясь с судьбой одного типичного человека, мы знакомимся с судьбой целого народа в определенную историческую эпоху. Но дело не только в этом. Шухов воплощает в себе психологию целого народа. В сталинских лагерях (и Солженицын это показывает) находились не только русские крестьяне, но и представители интеллигенции, причем самого разного толка, были там и эстонцы, и латыши, и евреи, и украинцы. Но Солженицын на фоне лагерного разноплеменья показывает жизнь именно типичнейшего русского "мужичка". Подобную тему поднимали многие русские писатели. Тут можно вспомнить крестьянские типы И.С. Тургенева, словно слитые с природой и являющиеся ее неотъемлемой частью, и мужицкую правду, которой поклонялся Л.Н. Толстой, и забитых и униженных мужиков Н.А. Некрасова. Продолжает этот ряд и А.И. Солженицын. Но делает это по-своему.

    5. Заключительное слово учителя.

    Сразу же был понят и характер главного героя повести. «Как же он хорош, как обаятелен, – сказал С.Артамонов о Шухове, – этот милый, такой чистый, такой целомудренный Иван Денисович». «В Иване Денисовиче, – писал В.Лакшин, – с его народным отношением к людям и труду заложена такая жизнеутверждающая сила, которая не оставляет места опустошенности и безверию». Шухов – «народный характер», – делает он однозначный вывод.

    И как итог наблюдений и критических раздумий над повестью – оценка особенностей мировосприятия Солженицына. О «высокой, благородной художественной и человеческой позиции писателя» говорит Ермилов. «За внешней сдержанностью ощущается огромная нравственная сила автора», – пишет Ф.Кузнецов.
    Искусство автора в изображении характера сделали повесть не просто символом целой эпохи. «Один день Ивана Денисовича» - это книга поколений, книга жизненной и художественной правды. Автор сумел в жанре короткого рассказа представить большую и трудную лагерную жизнь заключённых, показать разнообразие человеческих характеров в необычной обстановке, привлечь внимание читателя к страданиям людей, убедить его в том, как необходимо сегодня знать историю прошлого своего народа, чтобы не повторить тех ужасов, которые ему пришлось испытать.
    день Ивана Денисовича ...

  • Падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (По одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

    Документ

    ... рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына )" Исходное название рассказа ... подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова... из уроков истории... Солженицына ? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. “Один день Ивана Денисовича ...

  • Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе (3)

    Пояснительная записка

    ... .) 1 96 А.И.Солженицын « Один день Ивана Денисовича ». 1 97 Особенность жанра рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича 1 98 «Лагерь глазами мужика» в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича 1 99 ...

  • Рабочая программа по русскому языку для V ix классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Рабочая программа

    ... По рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова.) Урок ... и творчество. Лирика. Размышления о будущем и настоящем... Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны. Прочитать рассказ «Один день Ивана Денисовича ...