Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы. Позитивные последствия конфликта

Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»

2) школа (образование) дает необходимые знания;

3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Могут быть приведены и другие примеры.

С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Пояснение.

В ответе могут быть приведены примеры:

Традиции - гостеприимство

Обычая - празднование юбилея

Церемонии - коронация

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.

Пояснение.

В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.

Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.

От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива.

По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:

1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);

2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);

3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).

Могут быть названы другие проявления и приведены другие адекватные примеры.

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Могут быть приведены другие последствия, проиллюстрированные примерами.

Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие "лифты" и примеры:

Брак. Де­вуш­ка вышла замуж за успеш­но­го бизнесмена, её со­ци­аль­ный ста­тус повысился.

Профессия. Спо­соб­ный учи­тель стал ди­рек­то­ром школы.

Армия. От­лич­ный сол­дат стал сер­жан­том и был на­зна­чен ко­ман­ди­ром отделения..

Могут быть при­ве­де­ны и иные "лифты" и при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и про­ил­лю­стри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

Общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

Общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

обобщенность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­зна­ки и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 3.

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ос­но­ва­ния и примеры:

1 - Доход. (Уровень жизни круп­ных бизнесменов, бла­го­да­ря их доходам, силь­но от­ли­ча­ет­ся от уров­ня жизни ос­нов­ной массы населения.)

2 -Богатство. (У бо­га­тых людей боль­ше шан­сов дать более ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние своим детям.)

3 - Власть (имеющий власть вправе при­ни­мать законы, из­ме­нять со­ци­аль­ную струк­ту­ру общества, вли­ять на по­ли­ти­ку государства)

4 - Про­фес­сия (Человек об­ла­да­ю­щий пре­стиж­ной про­фес­си­ей по­лу­ча­ет по­вы­шен­ную зарплату, имеет воз­мож­ность про­дви­же­ния по слу­жеб­ной лестнице)

5 - Об­ра­зо­ва­ние (чем выше образование, тем боль­ше воз­мож­но­стей по­лу­чить ка­че­ствен­ные зна­ния и пре­стиж­ную профессию

Могут быть при­ве­де­ны и иные прин­ци­пы и пояснения, не ис­ка­жа­ю­щие смысла

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские знания, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную ситуацию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санкций, воз­мож­ных в этом случае

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие виды и примеры:

Примеры ситуаций: 1) мо­дель си­ту­а­ции, до­пу­стим:

К., со­труд­ник круп­ной ре­клам­ной фирмы, со­рвал пе­ре­го­во­ры с парт­не­ра­ми, при­чи­ной срыва ока­за­лось его при­стра­стие к лег­ким нар­ко­ти­кам.

2) три при­ме­ра санк­ций, до­пу­стим: со­труд­ни­ки фирмы осу­ди­ли его дей­ствия.

С со­труд­ником К. пе­ре­ста­ли общаться его друзья, узнав о его при­стра­стии к наркотикам

Со­труд­ни­ку К. сде­ла­ла замечание соседка, за то что он курил лег­кие наркотики на лест­нич­ной площадке.

Могут быть при­ве­де­ны и иные про­яв­ле­ния и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ной мобильности.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны виды мобильности:

1) вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, по­вы­ше­ние че­ло­ве­ка в долж­но­сти и пе­ре­ход на ру­ко­во­дя­щую работу);

2) вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, ра­зо­ре­ние пред­при­ни­ма­те­ля и пре­вра­ще­ние его в наёмного рабочего);

3) го­ри­зон­таль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, пе­ре­ход че­ло­ве­ка из од­но­го граж­дан­ства в другое).

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ных норм.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Назовите любые три по­зи­тив­ные фор­маль­ные со­ци­аль­ные санк­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.

Пояснение.

Почетная грамота, го­су­дар­ствен­ные награды;

Повышение в должности;

Премирование;

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.

Пояснение.

1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.

2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.

3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 39. (Часть С)

В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;

2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.

Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

Пояснение.

Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:

1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;

2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;

3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами

Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм.

Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на произ­водстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.

Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьез­ное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной дей­ствительности.

Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые за­явил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии обще­ственных процессов.

Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.

Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общест­ва своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за цен­ности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в кото­рой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, из­учая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принужде­ние одних в отношении других, и существует неравенство людей по от­ношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию кон­фликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с дру­гими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал страте­гию и тактику поведения в них.

В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты счи­тали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедли­вого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.

Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разно­гласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.

Итак, политический конфликт имеет свою специфику:

· политический конфликт характеризует область политических отношений;

· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных обще­ственных групп и отдельных людей в системе государственной власти.

Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.

В современной политологии выделяются две модели конфликтов:

· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсе­местны, неизбежны и даже необходимы в обществе;

· автори­тарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.

Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую обще­ственную систему, при которой потребности всех были бы удовлетво­рены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фи­гурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.

В общественной жизни конфликты бывают:

1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет на­рода или этнической группы;

2. социальными - суть которых в столк­новении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конку­ренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизнен­ных благ.

В наше время социальный конфликт в развитых стра­нах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагониз­мы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;

3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.

Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуж­дены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедли­во отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического ана­лиза. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворе­ния всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по по­воду благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".

Политические конфликты как социальное явление объективно мо­гут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицатель­ными и тормозящими развитие общества.

Позитивные последствия политического конфликта :

1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";

2. формирование социально необхо­димого равновесия;

3. стимуляция и движущая сила социальных измене­ний;

4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);

5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и про­тивоположных интересов;

6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальней­шему развитию общества;

7. создание почвы для взаимопонимания в об­ществе и становления консенсуса.

Негативные последствия политического конфликта:

1. создание уг­розы интеграции общества;

2.возможность приведения к расколу мало­устойчивых социальных групп;

3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;

4. ускорение дестабилизации общества;

5. воз­можность роста преступности;

6. распространение незаконного хранения оружия.

Следует отметить, что разграничение позитивных и не­гативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от кон­кретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Толь­ко таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в раз­витии общества на данном этапе или отклонение от нее.

В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных си­стем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.

Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:

· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг во­круг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным приме­ром господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интереса­ми народа бюрократия;

· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требу­ют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");

· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождест­вление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.

Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководите­ля и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).

Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охваты­вают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и во­влекают максимально возможное в конкретных условиях число участ­ников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохра­нения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во все­общие.

Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых су­ществует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.

Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, на­пример, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрыты­ми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.

Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфлик­тов:

· наличие конфликтной ситуации;

· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);

· наличие повода для начала конфликта.

Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общест­ва, где ставится вопрос о смене типа политической системы или заме­ны ее отдельных элементов и отношений.

Политические конфликты имеют свою психологию развития,

свя­занную с поведением людей, втянутых в конфликт:

· агрессивное поведение:

· поведение, склонное к компромиссам;

· поведение, склонноек подчинению;

· уход, бегство от конфликта.

Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту кон­фликта.

В состав конфликта входят участники (любой человек, организа­ция, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)

Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и про­ходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия на­пряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно поли­тический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, по­скольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.

Поскольку политические конфликты - непременный атрибут об­щества, то имеется целая система методов их разрешения. Политиче­ские конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необя­зательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуа­ции политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным из­бежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему на­растанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".

Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политиче­ского конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обост­рению конфликта.

Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распро­странен в государствах, стремящихся избежать гражданского непови­новения или даже восстания.

Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушени­ем территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто при­обретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуе­мыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персид­ского залива).

Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали челове­ческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушитель­ных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число по­гибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится не­возможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных кон­фликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.

На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегод­ник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.

В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцего­вине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.

В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экс­порта оружия в мире).

Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, ког­да развита демократия, с политическими институтами, которые обес­печивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в ре­зультате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выра­женности и со временем может стать причиной вспышки нового кон­фликта.

Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политическо­го конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требова­ния конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вы­шеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политиче­ская история неоднократно подтвердила такую возможность.

В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие проти­воположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходи­мым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».

Вопросы для обсуждения

1. Какие определения конфликта существуют в политологии?

2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.

3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?

4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.

2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.

3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.

4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.

Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.


В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «социальный конфликт»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта, и одно пред­ло­же­ние о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столк­но­ве­ние двух и более субъ­ек­тов (сторон) со­ци­аль­но­го взаимодействия, при­чи­на­ми которого яв­ля­ют­ся несовместимые потребности, ин­те­ре­сы и ценности; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о видах со­ци­аль­но­го конфликта, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: со­ци­аль­ный конфликт может быть скры­тым и явным; (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, со­дер­жа­щее информацию о видах со­ци­аль­ных конфликтов.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса при­чи­ны социального конфликта, например: при­чи­ной социального кон­флик­та может стать столк­но­ве­ние интересов в любой сфере че­ло­ве­че­ских взаимоотношений, например, лич­ност­ные различия. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее причины со­ци­аль­но­го конфликта.)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

Основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

Национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: "Социальный кон­фликт - конфликт, при­чи­ной которого яв­ля­ют­ся разногласия со­ци­аль­ных групп или лич­но­стей при раз­ли­чии во мне­ни­ях и взглядах, стрем­ле­нии занять ли­ди­ру­ю­щее положение; про­яв­ле­ние социальных свя­зей людей."

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

1)Социальный конфликт-особое вза­и­мо­дей­ствие индивидов,групп и объ­еди­не­ний при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов,позиций и интересов.

2)Социальные кон­флик­ты делятся на: межличностные; кон­флик­ты между лич­но­стью и группой;конфликты между со­ци­аль­ны­ми группами (малые и сред­ние группы); кон­флик­ты между боль­ши­ми социальными группами; международные.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и проиллюстри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

Общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

Общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

Общ­ность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

4.
Конфликты и демократия

§3. Обращение с конфликтами

1.
Важнейшие понятия, характеризующие обращение с конфликтом

Умелое обращение с конфликтами – важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами – это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение . Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли, управление ими.

Управление конфликтом – это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта (каждой из сторон, или их совместными усилиями), так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами (например, государством по отношению к остро конфликтующим радикальным партиям).

Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование . Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта. Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

2.
Диагностирование и профилактика конфликта

Исходным моментом эффективного обращения с конфликтами является их диагностирование , предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о конфликте. Можно выделить следующие важнейшие аспекты диагноза конфликта :

1. Причины или источники конфликта, то есть лежащие в его основе объективные и/или субъективные противоречия.

2. Природа конфликта: существует ли он на базе закона, совместимы ли цели его участников или одного из них с национальными интересами и общественной моралью и т.п.

3. Биография конфликта – его история, в том числе поворотные точки в его развитии, и фон (среда), на котором он возник и прогрессировал, а также стадия и тенденции его развертывания.

4. Стороны конфликта: личности, группы, организации, государства.

5. Отношение сторон к конфликту: каковы их цели, надежды, ожидания, условия, хотят ли они решить конфликт сами или же готовы обратиться к посредникам и т.п.

6. Формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон, и в том числе их лидеров.

Понимаемое в наиболее распространенном, широком значении предупреждение конфликта включает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или же предполагающие устранение причин, источников конфликта, разрядку конфликтной напряженности, предотвращение формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий .

3.
Стратегии обращения с конфликтами

Деятельность политического субъекта по управлению конфликтами прямо зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Известны три главные стратегии обращения с конфликтами :

1. Нормативная или морально-правовая стратегия . Она ориентируется на разрешение конфликта, на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в государстве нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. В целом эта стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается, в конечном счете, важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия . Она исходит из неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств.

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия Она ориентирована на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения.

Концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;

Расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;

Сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;

Проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;

Относительность соперника. Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции;

Ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;

Сложный, многосоставный характер соперничающих сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;

Временное (стадийное) ограничение конфликта. Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт, тем труднее и дороже его урегулировать;

Расширение временного горизонта конфликта. Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их коротким временным горизонтом. Установление длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение;

Стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем стремление к его мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу: «либо все, либо ничего»;

Конфликты решаются с помощью перемен, а не через замораживание существующего состояния;

Нежелательность односторонних уступок. В этом случае сделавшая такие уступки сторона будет чувствовать себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

При разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах своих сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;

Решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В этом случае будет меньше взаимных обид и решение окажется гораздо прочнее;

Ориентация на поликаузальность (многопричинность) конфликта и использование разнообразных средств. Это означает, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. И даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентaция на поликаузальность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна также в силу того, что она, ориентируя на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;

Арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудноразрешимы;

Предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие – ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;

Ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, способствует не решению, а обострению конфликтов;

Определение до принятия совместного решения круга возможных альтернатив, допустимых уступок. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;

Определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или же остановить его на ранних стадиях;

Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.

Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор политиков, помогает им находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Заключение

Политический конфликт – основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованность взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.

Подводя итог краткого анализа политических конфликтов, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Политология: Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 448 с.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

3. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия»; Мастерство: Высшая школа, 2006. – 312 с.

4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

5. Политология. Высшее образование / Пугачев В. П. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 576 с.

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции; 2) - примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.; - примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры; 2) - создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой - воспринимается не всеми, а ценителями - для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
- демографическая; - экологическая; - разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества: а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная. 2. Институты, которые стали выполнять. 1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности. 2. Государство, защищает права детей. Армия. 3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества; 2) - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: – социальные нормы; – социальные санкции; 3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом 2. - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
- отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России; - отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу; - отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
- консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии); - консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов; - сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
- возраст (молодёжь); - профессия (депутаты); - величина дохода (средний класс);

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы; 2. От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); - нацеленность на приобретение новых знаний и умений; - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); 2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества); 3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации; 2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей; 3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал; 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию; 3) приобретение участка земли, недвижимости; 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ
1) Воздействие государства на личность: – принятие законов, определяющих права и свободы личности; – наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы; – деятельность государственных СМИ; 2) Воздействие личности на государство: – участие в выборах; – выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.

Слайд 78

39 (33)
Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

Слайд 79

Ответ
- в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме; - в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия"; - в России существует гласность, СМИ широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Слайд 80

40 (33)
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Слайд 81

Ответ
- органы местного самоуправления; занимаются такими вопросами местного значения, как озеленение, уборка территорий, благоустройство территорий. - акционерные, кооперативные предприятия; коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на получение прибыли, занимаются торговлей, производством товаров и услуг; - общественные объединения; объединяют группы людей, для защиты профессиональных интересов, совместного проведения свободного времени, совместного решения определенных проблем. Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Слайд 86

43 (33)
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 87

Ответ
1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека); 2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Слайд 94

47 (34)
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Слайд 95

Ответ
Вертикальная восходящая социальная мобильность. Факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. 3. Общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Слайд 96

Задание
Составьте не менее 14 заданий по типу 33 и не менее 14 заданий по типу 34 (по 2 задания из блоков обществознания) 1.Общество. Человек. Природа. 2. Познание. Наука. Истина. 3. Политическая сфера. 4. Экономическая сфера. 5. Социальная сфера. 6. Духовная сера. 7. Право. 8. Деятельность.