Ведические сказки: Мать — cыра Земля или Макошь? Макошь, древнейшая богиня славян

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать - сыра Земли. Суть его – в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день. И это прекрасный праздник! Но почему сегодня меня пригласили на чествование Богини Макошь?! Не могу молчать! Нельзя путать: славянская Макошь это не Мать - сыра Земля! Это разные ипостаси Великого Женского Начала! Совершенно разные! Сейчас докажу!

Великая Богиня Мать - сыра Земля. Основа мироздания

Живая, мыслящая, первозданная, источник жизни, первичная стихия мироздания – это она! «Гой еси земля матерая, сырая! Всех еси нас породила, матерь нам родная». Щедрая Мать Урожаев, Покровительница женского плодородия, Великая повитуха Беременных, Хозяйка Природы, Подательница Богатства и Изобилия, Сама Мидгард - Земля! Все рождается и проживает на Земле, кормится от нее же!

Мать русского народа

Всю жизнь Мать - сыра Земля растит-питает на благо народное хлеб насущный, унимает полунощные ветры с тучами, сдерживает «морозы со метелями», силу нечистую поглощает. Остается она всегда матерью для живущего ею на и на ней народа. Как траве-мураве не расти без земли, так и славянскому народу не прожить без земли - кормилицы. Как без пахаря - хозяина и добрая земля-горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

Святыня мать - сыра земля

Мать - сыру Землю славяне неустанно благодарили каждый месяц, особенно в день рождения, 9 мая, пели в честь нее песни, вышивали ее изображение виде лосих – Роженец, в виде фигурки с «рогами», или просто женской фигурки в окружении оленей и уточек, почитали и благодарили, в обмен на материнскую любовь Земли – Матушки.

Священная, требующая соблюдать правила поведения с ней и наказывающая за нарушение предписанных запретов. Нельзя тревожить Мать - cыру Землю в этот день – копать, разбивать комья, вбивать в нее колья. Неминуема кара на этот запрет – засуха, неурожай, голод и смерть!


«Северная сказка» - Мать - сыра Земля славянская

Вот такая она, Великая Богиня Мать - сыра Земля!

Попробуйте теперь плюнуть на Землю-Матушку!

Великая Богиня матерь Макошь славянская

Макошь, Макешь, Мокошь, Мокуша, Макешь, Макуша, Мокуша, Макуша, Де Метра,Ма-Дивия, Ма-Кошь,Де Метра, Ма-Кошь, Богиня магии и волшебства, колдовства,Богиня Судьбы, Хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной, Богиня магии и волшебства, колдовства, Держательница Покутных Нитей, Обладающая тайной Прави и тайной Коло Сварога, Пряха судеб, Матерь Макошь славянская – это все о ней. Славяне всегда считали, что именно .


«Северная сказка» - Богиня Макошь

Славянская Макошь, Богиня, обращаясь к которой, проводят все гадания на желания.

Первая Богиня, культ которой держался даже тогда, перестали возводить капище Велесу, когда забыли самого Рода, когда низвергли кумир Перуна, и он поплыл по Великой реке, перестали возводить капище Велесу, и уже не обращались к Переплуту с просьбой помочь вернуться домой, на берег, когда уже просто Солнце катилось по небосводу, а не Хорс на своих горячих конях.

Изменилось все, но культ Матери Богини Макошь держался! Во времена христианства она пряталась под именем Параскевы Пятницы, и все тайные крещенские гадания, которые так не любит РПЦ, проходят под невидимым благословением Макошь, Небесной Матери, обладающей тайной Прави и тайной Коло Сварога. Знаете об этом?

Изменяющая Судьбы Макошь Богиня славянская

Удивительной особенностью мировоззрения наших предков - славян было отсутствие фатализма – наши пращуры считали, что человек .

Считали, что в основе жизни – божественная нить Макоши, из которой день за днём человек сплетает именно своё кружево. Что, в конечном счёте, получится, зависит только от самого человека. День за днём, сутки за сутками мы сами плетём кружево нашей жизни. В старославянском языке мера времени «сутки» звучало как «соткать», что отражало отношение к жизни как к ткачеству. Жить – это значит ткать кружево своей жизни… Именно к Макошь обращались наши предки, сплетая наузы, изменяя течение своей жизни.

Помогающая людям макошь богиня

Вот другая северная сказка из книги «Боги и Люди», где боги древних славян живут, попадают в разные истории, ведут себя почти как люди:

- Батюшки – светы! Да где ж это я? - всполошился Горюня.

Сидит он на скамье в богатых хоромах, все стены рукодельями увешаны, маками расшиты, узорами разными. На лавке кошка сидит, на Горюню кошачьими зелеными глазищами уставилась, только что не говорит вслух:

Тебя кто сюда звал, парень?

Засмущался Горюня, совсем сник. Но все же глазами туда – сюда зыркает. Сморгнул, а прямо перед ним сидит уже не кошка, а женщина статная, красивая. Глаза же – зеленущие и смотрят, насквозь все видят. Женщина пряжу прядет, веретено крутится, что глазом не уследить, кругом клубки разноцветные, а две женщины, вроде как прислужницы, эти нити сматывают, какой клубок большой, яркий, а какой маленький, темный. За один миг Горюня все это обсмотрел и сразу понял, что перед ним великая Богиня Судьбы Макошь, которая знает все Прошлое, правит Настоящим и властна над Будущим. Его со скамьи, как ветром, снесло! Упал в ноги богине и молит о снисхожденье. Понимает, рассказывать ей про свое житье – бытье незачем, она и так все знает.

Поднимись, сядь и слушай,- голос у Макошь строгий, но не гневливый.
- Своей недоли ты нахлебался вволю, но ты не опустился, не разуверился, не предал мечту о счастье, и не махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, поэтому я помогу тебе. Сделать же все ты должен сам, должен, ступив на этот путь, пройти его до конца. Но не отвергай помощь друзей и сам не замыкайся в своей недоле…

Вот такая она, Великая Богиня Макошь!
Так что к ней обращаются, если требуется исполнение желаний,
И именно к ней обращают гадание на желание!
Попробуйте теперь сказать, что Судьбы не существует!

Две Богини

Познакомьтесь:

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать сыра-Земли. Суть его в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день.">

Чудотворные слова: макошь славянская богиня молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

В честь Мудрой Небесной Богородицы Славяне и Арии ставили Великие Куммирни и Капища, ибо Богиня Макошь олицетворяла не только судьбу, удачу, достаток в Славянских Родах, соблюдающих Законы и заповеди Древних Светлых Богов, к ней также обращались люди с просьбой приумножить их Древний Род, т.е. просили побольше детей, внуков и правнуков.

Молитвы Макоши

Макошь - богиня судьбы и женской магии

Макошь - богиня судьбы и чародейства, Великая Мать у древних славян. Она способна как даровать счастливую судьбу, так и наказать лишениями и неудачами. Узнайте, как задобрить требовательную славянскую богиню и наладить свою жизнь к лучшему.

Макошь - богиня судьбы и чародейства

Макошь - богиня, почитаемая древними славянами как покровительница семейного очага, однако к огню она отношения не имеет – под семейным очагом в старину часто подразумевали счастье. Отвечала она и за плодородие, ведь хороший урожай и рождение детей в старину, как и сейчас, считали неотъемлемыми элементами счастья.

Особым почетом она пользовалась среди женщин, как богиня семейного счастья, женского колдовства, материнства и рукоделия. Макошь - заступница хозяек, матерей, жен. Она покровительствует традиционным женским занятиям, особенно прядению.

Богиня Макошь - Великая Ткачиха, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей и даже богов славянского пантеона. На полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны найти суть даже боги. В любой момент она может полностью изменить картину мира или оборвать одну из нитей ради забавы, но никогда так не делает. Славянская богиня Макошь считалась богиней судьбы. К ней нередко обращались для того, чтобы наладить свою жизнь.

Макошь не в одиночку занимается плетением судеб мира. Ей помогают две сестры - Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередную часть мироздания, они по очереди касаются нитей полотна. Так определяются периоды жизни людей и даже целые судьбы. От Доли и Недоли зависят удачливость, доход и, в целом, счастье людей. Макошь часто сравнивают с Норнами и Мойрами из греческого пантеона. Своими нитями она связывает каждого человека с хорошими и плохими его поступками, а затем решает его судьбу. Выбор у человека все же остается, однако богиня создает основу, главную нить кружева его жизни.

Макошь - явный женский архетип создателя мира, Великой Матери, мужским выступает Сварог, супругой которого она является. Это образ Земли, из которой появляется жизнь. Есть такое устойчивое выражение - Мать Сыра Земля. Из нее появляется жизнь, в нее же она и уходит со временем. Поэтому Макошь считают еще богиней материнства. Мокошь - исключительный образ среди женских божеств славян. Она стала единственной женской богиней в пантеоне князя Владимира, а кумир Макоши был единственным женским кумиром на главном киевском капище рядом с кумирами Перуна и других богов.

Кроме этого, Макошь у славян считалась покровительницей чародейства, особенно женского. Гадания и колдовство находятся в ее ведении, особенно это касается создания наузов. Эта богиня была также покровительницей священных колодцев и родников. Требы ей приносили именно в таких источниках воды, бросая пряжу, шерсть и ткани в колодец. Идолы этой богини стояли практически на каждом колодце. Макошь также покровительствует местам силы, совершенно любым, вне зависимости от их степени вредоносности или полезности для человека.

Поскольку Макошь богиня не только магии, но и судьбы, ей доступны знания обо всех прошлых воплощениях людей, а также о тех, прожить которые им еще предстоит. Перекрестки между мирами и двери в иные миры также находятся в ее ведении. Если вас интересуют тайные знания, вы можете попросить Макошь стать вашей покровительницей.

Если сравнить Макошь с богиней Ладой, ее образ глубже с точки зрения эзотерики. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Ее стихии - земля и вода. Макошь покровительствует Чертогу Лебедя в славянском гороскопе.

Вестники Макоши - пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета - к неудачам.

Образ этой славянской богини далек от всепрощающей Богородицы. Она не любит всех своих детей без исключения. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. К тем, кто не изменяет своей мечте, она посылает богиню удачи Сречу. Если человек разочаровал требовательную богиню судьбы, его постоянными спутниками становятся Несреча, Нелегкая и Лихо Одноглазое.

Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков. Тех же, кто забыл славянские традиции, богиня наказывает неудачами и дарует им тяжелую судьбу.

День Макоши - праздник древних славян

День Макоши - пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. С переходом к христианству ее начали отождествлять с православной Святой Параскевой-Пятницей , возможно, присвоение пятнице статуса дня Макоши связано с этим.

По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть. По христианским источникам, Святая Параскева-Пятница может явиться нарушительницам, исколотая иглами женщин, которые решили нарушить правило.

Сохранились также сведения о том, что чествовали Макошь еще каждое полнолуние. Однако, по некоторым источникам, особым днем для ее почитателей считается первое майское полнолуние, а иногда и последнее апрельское.

Кроме этого, днем Макоши считают 26 октября. Именно в этот день наши предки приносили требы к идолам этой богини или бросали в колодец пряжу или нитки. Вы также можете почтить богиню таким образом. А вот заниматься домашними делами не стоит, она может обидеться на несоблюдение старинных традиций. Нельзя рукодельничать, стирать, а также купать детей. В старину вокруг осиновых кумиров Макоши в ее день водили хороводы из двух кругов - внешнее крутилось по часовой стрелке, внутреннее - против.

Старинный ритуал - обряд богине Макоши, или что надо делать, чтобы исправить судьбу

Макошь - богиня судьбы и чародейства, поэтому обращенные к ней обрядовые действия для облегчения жизненного пути будут особенно эффективными. Этот ритуал или обряд, посвященный богине Макоши станет лучшим ответом на вопрос о том, что надо делать, чтобы избавиться от всего дурного и привлечь то, чего вы желаете.

Для обряда потребуется три клубка натуральной шерсти белого, красного и черного цветов. Запаситесь свежим куриным яйцом и молоком. Продукты лучше брать натуральные, купить их можно в деревне. Нужны также чистое блюдце, спички и любая свеча. Лучше всего проводить этот ритуал на природе, в идеале - возле любого естественного источника воды. Но если такой возможности у вас нет, занимайтесь этим дома, но только возле открытого окна. Лучшее время для такого колдовства - полнолуние. Проговаривать тексты лучше громко, четко и внятно.

Сначала следует избавиться от негатива, причиной которому послужили другие люди. Зажгите свечу. Катайте по блюдцу яйцо левой рукой и семь раз говорите так:

Яйцо кручу, верчу по блюдцу раскачу,всё плохое с себя соберу в яйцо заключу, с себя сорву.

При этом нужно представлять, как ваш негатив уходит в яйцо. Когда закончите, разбейте его о центр блюдца с такими словами:

Яйцо разбиваю, всё плохое разрушаю, Кощея побеждаю!

Если яйцо выглядит так, как ему полагается, проклятия, порчи или сглаза на вас и не было. Но если в яйце обнаружилась кровь, гниль или иное, чего там быть не должно, явно присутствует сильный негатив. Возможно, он не вышел до конца, и им придется заниматься в ближайшее время.

Затем водите над молоком левой рукой по часовой стрелке и три раза читайте:

Молоко жизнь омолодит, радость принесет, жизнь вернет, счастья и удачу, во Славу вашу Божью пью!

Молоко нужно выпить полностью, поэтому стакан лучше подбирать такого объема, который вы сможете осилить. После этого нужно начитать на нитки. Слова произносятся на каждый узелок, по три раза. Начинайте с белой нитки, отрывать ее от клубка можно только после того, как завяжете все узелки.

Слова на первый узел на белой нитке:

Макошь, Макоша, Макошенька, меня не забывай, будь рядом со мной.

Макошь ты обо мне не забывай, судьбу счастливую плети на месяц, на два, на три вперед.

Узел крепкий, узел богатства и удачи.

После белого клубка переходите к красному. Поступите с ним так же, начитайте на каждый узел по три раза слова, обращенные к богине, а затем отрежьте нить.

Слова на первый узел:

Судьба моя счастливая, судьба моя удачная.

Судьба моя богатая, судьба моя прекрасная.

Любовь и удача в делах мне повезет, день за днем и всегда.

Аналогично поступите с черной ниткой. Слова на первый узел, говорятся тоже три раза:

Вороги не рядом не близко, а далеко от меня.

Всё плохое мне не по пути, всё плохое стороной меня обойдет.

Все беды стороной меня обошли, обо мне забыли.

Теперь свяжите все три нитки между собой, в процессе непрерывно читая:

Судьба Макошь, три нити ведущие меня, крепко держаться друг с другом, не разрываясь, сплетаясь, судьбу мою плетут, жизнь в узлах.

После того, как закончите с этим, скажите:

Вот и настала минута, отсекай, избавь мя Макошь от этой нити судьбы.

Отрежьте черную нитку с такими словами:

Вот и всё плохое с ней уходит, меня оставляет, забывает, судьба Макошь меня встречает.

Черную нитку сожгите на пламени свечи. То, что от нее останется, бросьте на блюдце с яйцом. Его содержимое следует вылить в унитаз или из окна. Если вы проводите обряд на природе, вылейте яйцо там, где не ходят люди.

В целом, Макошь - образ Матери Сырой Земли, повелительницы человеческих судеб и покровительницы женщин. Она пользовалась особым почетом у древних славян. Считается, что если правильно провести обряд Макоши, можно выпросить у богини счастливую судьбу.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Санат Кумара:: Школа Вознесения

    Богородица Макошь

    БОГОРОДИЦА МАКОШЬ – Небесная (Сва) Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы.

    Вместе со своими дочерьми, Долей и Недолей, определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей из Великой Расы и всех потомков Рода Небесного, живущих на нашей Земле и на всех других прекрасных Землях Сварги Пречистой, плетя для каждого из них Нити Судьбы.

    Поэтому многие люди обращались к Богине Макоши, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери – Богине Доле.

    Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелегкий труд, вырастал хороший урожай.

    Следует помнить, что великая Небесная Богиня Макошь – это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, как могут подумать многие, а Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

    К тем Родам из Великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и на огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелегкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую дочь – белокудрую Богиню Долю. Тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно, из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что “от Макоши Доля пришла урожай мерить” или “Макошь Недолю послала урожай мерить”.

    Для трудолюбивых людей Богиня Макошь – подательница всяких благ, поэтому на Образах и Куммирах Богини Макоши её очень часто изображали с Рогом Изобилия или его символическим изображением в виде Небесного Ковша из Семи Звезд (в Славяно-Арийской космогонической системе созвездие Большой Медведицы называется Макошь, т.е. Мать Ковша).

    Богиня Макошь управляет Чертогом Небесного Лебедя во Сварожьем Круге. Поэтому Богиню Макошь очень часто изображают в виде Белой Лебедушки, плывущей по бескрайнему Морю-Oкeaнy, т.е. в Небесах.

    Итак, сама Макошь:

    1.Богиня всей Судьбы

    2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4.Защитница и покровительница хозяек.

    6. Хозяйка Живой Природы.

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Долей доброю дари вдостали,

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    Сопрядающая нити судеб!

    Доле да Недоле велящая,

    Макошь славянская богиня молитва

    “Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся”.

    1. Богиня всей Судьбы

    2. Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4. Защитница и покровительница хозяек.

    5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.

    NeboVokrug. Искренний блог.

    Солнце навек, счастье навек - так повелел Человек!

    Молитвы Макоши

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Макошь умилённая да стоверетённая,

    Во Роде восславися, среди нас появися,

    Со твоей крыницы дай воды напиться,

    Дай воды напиться, к тебе приклониться!

    Берёза стройная, сама станом гойная!

    Матушка всеблагая возрадуйся днесе отрадная!

    Макошь наша мати дозволи величати

    Днесь тя прославляти

    Во дворе добром, во поле хлебом,

    С-правной крепостью, всякой лепостью,

    А в честном дому, светлом терему

    Оберег всему Роду моему!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Макошь премудра, мати покутна,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Коло верчены, справно венчаны,

    Долей доброю дари вдостали,

    Недоль отведи, рассей россыпью.

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Святи полюшко честным хлебушком,

    Дажди мудрости своим детушкам,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Матерь пречистая, звезда самосиянная,

    Покуты всей володычица, нити судеб держащая,

    Хозяйка вод, хранительница ключей,

    Здравы подательница, а Живы всей берегиня,

    Гой ты чрево земное плодородное,

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Тебе вздаемо славны славы, да честны требы наши,

    Буди же к нам милостива Матушка,

    Да опряди нас силой своей премогутной!

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Макошь-Мати пряжу пряди,

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    О, Матерь Макошь! О великая Богиня!

    Сопрядающая нити судеб!

    Услышь нас, детей твоих взывающих к тебе!

    Хвала тебе, о, великая Мать всего сущего!

    Небесная пряха покутные нити прядущая,

    Доле да недоле велящая,

    Суд правый всяку животу чинящая,

    Начало всякого дела с завершением единящая!

    О, премудрая Мать урожая,

    Славься снопья владычица,

    Яко Земля сырая сама плодородная!

    О, великая Мать чадородная,

    Живе и Маре велящая!

    О, женская покровительница,

    Ты научила праматерей наших

    Прясть пряжу да ткать полотно.

    Как ты сама нити судеб свиваешь,

    Всякой покутою управляешь,

    Тако же дажди нам пути-дороги свои земные

    Сопрягать с небесными,

    Путь свой земной Ладом Всемирья правя!

    Слава Матери Макоши!

    Гой-ма! Слава! Слава! Слава!

    (Вещий Словник: Славления Родных Богов. Влх. Велеслав)

    11 комментариев »

    Прекрасно дана страница Славьянской Богини Макоши.Собраны молитвы очень приемлимы.Кто автор картин? Прекрасны! Укрепления вам и художнику

    Благодарю создателей сайта. Своевременно, красиво и нужно.

    Добрый вечер,подскажите молву о сыне.

    Макошь - богиня, относящаяся к тёмным богам. Поэтому тексты, её восславляющие не используют слово «СЛАВА», а используют слово «ВЕЛИЧАНИЕ».

    В родноверческих практиках славлений это очень явно проявляет себя по факту:

    1. Читайте этот текст со словом «слава», получите нагоняй.

    2. Замените «слава» на «велмчание». читайте этот текст со словом «велмчание», получите ряд событий по жизни складывающихся идеально.

    Виктор, Вы с чего отнесли Макошь к темным Богам? Ткните в ссылочку, будьте любезны. Все авторы Ведов, исследователи родноверия, будут крайне Вам признательны. Они-то, наивные, полагают, что Макошь - породительница жизни, как раз по эту сторону от Калинова моста, из мира Яви, а не Нави. Ссылочку? Сколько угодно! К примеру, «Жива и Мара» - Волхв Велеслав. А если Вы, часом, из Христианства сюда пожаловали, для разброда и расшатывания, так и скажите. Мы поймём. Бить не будем, ступайте со своим богом…

    У Вас Макошь - это богиня, которая притаскивает мешок добра в дом.

    1.У меня Макошь - богиня, которая формирует непроявленное будущее в виде ещё не произошедшей судьбы, даёт в будущем показать себя или опростоволосится.

    2.В тот момент, когда Макошь появляется на поле в момент сбора урожая, то здоровое растение пшеницы (или ржи) заканчивает свою ипостась в виде растения и превращается в сноп (снопы) - продукт для переработки.

    Таким образом, Макошь стоит у грани перехода из одного состояния в другое. Вы вместе с Велеславом считаете, что Макошь находится в пантеоне Явных Богов ожидая, когда произойдут подготовленные ею события. Я считаю, что Макошь - богиня непроявленная, занимается она подготовкой событий с непроявленной (Навной) стороны нашего Мира.

    Гой ты, Макошь-Мати,

    Разреши начати нам тя привечати,

    Что тобой ниспослано, тем тя величати:

    На дворе добром, во поле зерном,

    Красотой да ладностью, лепотой да статностью!

    А во светлом терему оберег всему Роду моему!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – великая, Матерь многоликая!

    Матушка, ты – родная, хлебом плодородная!

    Макошь, ты – раздольная, урожаем гойная!

    Влике Макошь! Гой!

    Ты - благодатная, людям отрадная,

    Далью привольная, ширью раздольная!

    Дажди, Землица, твоею крыницей

    Силой напиться, тебе поклониться!

    Дай в доме радости, дай сердцу нежности,

    Чести да честности, веры да верности,

    Помощь с заботою, счастья с любовию,

    Мати родная, Землица Сырая!

    Влике Макошь! Гой!

    Гой ты, Рожаница! Гой, плодородная!

    Ты - создающая теплом и любовию,

    Вещего Велеса силой исполнена,

    Чрево родящее, тайной наполнено!

    Днесе тебе величание вечное,

    Требами честными, молитвой сердечною!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – небесная пряха расчудесная,

    Мати всемогущая, уроки задающая,

    Нитями покутными судьбы нам плетущая!

    Матушка-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Вейся, окрылённая, Луною озарённая,

    Макошь умилённая да непреломлённая!

    Матушка хорошая, обними ладошками,

    Обогрей заботою, опряди любовию,

    От беды избави, сбереги, направи!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь прядущая узорами сущего,

    Ты сотворяешь нам судьбы грядущие!

    Ты наполняешь нам яркими красками

    Счастья домашнего заботы прекрасные!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь великая, ты – первозданная,

    Тебе величанье, сокрытое тайною!

    Серебряным светом, парчою небесною

    Ты вышиваешь узоры чудесные!

    Вейтесь легко, словно сети паучии,

    К счастью ведите нас, нити летучии!

    Путь неоконченный, тропы нехожены,

    Судьбы назначены, жребии брошены!

    Ты отправляешь нас дальней дорогою,

    Где обучаешь уроками строгими!

    Не посылай нам несчастия россыпью,

    Дай нам удачи да радости вдостали!

    Влике Макошь! Гой!

    Матушка вечная, ты - бесконечная,

    Пестуй с любовью, статься достойными!

    Ты на распутии нас не остави,

    Чтобы понять да ошибки поправить!

    Влике Макошь! Гой!

    Береги нас, ведна Мати,

    Дай защиты в нашей хате,

    Дажди силы, чтоб вспахати,

    Чтоб посеять да посжати,

    Скот в подворье поумножи,

    Дай здоровья да пригожи,

    Нагадай борща да каши

    Ко столу нам полны чаши!

    Влике Макошь! Гой!

    Дай возможность, Макошь-Мати,

    Нам удачу повстречати!

    Дай нам силы, дай нам мочи

    Вволю долю напророчи

    В белы дни, во чёрны ночи,

    На родины, на судьбины,

    Нам на встречу сладки речи,

    Всяку граду, всякой весе,

    Чистым полем, тёмным лесом,

    На подворье, в каждом доме,

    Во укромье, во раздолье.

    Нас николиж не покини!

    Сохрани нас, Берегиня!

    Влике Макошь! Гой!

    Мати-пряха, буди ладна,

    Нити судеб вей нам плавно,

    Cделай нити крепки очень

    В светлы дни, во тёмны ночи,

    Нас в годину утешая,

    Нас заботой окружая,

    В хате нас не обижая,

    Нам хозяйство умножая!

    Урожая в родны веси

    Полны коши нам принесе!

    Влике Макошь! Гой!

    Ведна Мати, дажди знати,

    Как нам честь не замарати!

    Макошь-Мати, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям!

    Дажди статься кощной встрече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди сбыться вышней воле,

    Дажди здравия и доли,

    Дажди блага отовсюду,

    Дажди силы честну люду!

    Дай нам нити путеводны,

    Дай удачи превосходной!

    Нам на счастье деток роди,

    Пряжу пряди, долю води!

    Супер, надо продолжать. Это формирует и мотивирует на светлое, честное, гордое, нежное……

    da kogda 4itaew to radostj v duwe pojavljaetsja, spasibo.

  • За много поколений до того люди избрали себе царя и добавили к его имени приставку Ра. Он стал верховным жрецом и императором по имени Ра-Му. Сама империя называлась Империей Солнца.
    На «Му» было семь главных городов - центров религии, науки и образования. Города были украшены огромными храмами из резного камня, не имеющими крыш - прозрачные Храмы. Крыша отсутствовала, чтобы лучи Ра (бог Солнца) могли беспрепятственно проникать в Храм и озарять головы молящихся.
    Символ Солнца был первым воспринят и понят лемурийцами. В Храмах прославлялся Культ Огня и Культ Солнца. В те времена запрещались всякие изображения Бога. Золотой Диск Солнца являлся единственной эмблемой и находился в каждом храме. Он помещался таким образом, чтобы первый луч Солнца озарял его во время Весеннего Равноденствия и Летнего Солнцестояния. Имя Единого и Неделимого не произносилось всуе, но каждый рассвет и закат рмоахалы сопровождали пением священного созвучия А-У-М. Они умели передавать сообщения и образные понятия на большие расстояния. Они общались на равных с пришельцами из Космоса. Они могли общаться со зверями, птицами телепатически.
    Символом Эгрегора Лемурии была семиконечная Звезда (владение энергиями семи чакр и тайнами семи планет, семь звёзд Плеяд) - звезда Магов.Звезда магов - семилучевая звезда. Семь ее лучей - это шесть Амеша-Спента (Архангелов в Авесте) и сам Ахура-Мазда, Творец и Хранитель Мироздания. Все жесткие неизменные ритмы времени работают по законам этой звезды, например, связь планет с днями недели. Одна из разновидностей изображения Вифлиемской звезды.
    Звезда семиконечная - один из древнейших символов Востока, древних цивилизаций. Известна в древней Ассирии, Халдее, Шумере и Аккаде. Была эмблемой Иверии (древней Грузии). Символ астрального культа, семи алхимических лучей (эманаций) Бога, семи планет, семи дней недели и т.д.
    Полюса их Эгрегора Лимурии представляли собой «Храмы Солнца» с золотой мужской фигурой в главном Храме и «Храмы Земли» с серебряной женской фигурой (всё женское в ней было преувеличено) в главном Храме.

    Богиня-Мать

    50 000 - 47 700 до н.э. Эпоха Водолея

    ВОДОЛЕЙ - МАКОШЬ - МОЙРЫ - БОГИНЯ СУДЬБЫ

    - 49.000 г. до н.э. возник ностратический моноязык.
    Расчетное возникновение моноязыка - по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 - 50 тысяч лет. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 - 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 - 50 тысяч лет.

    СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЙ: «Мужская стоящая или сидящая на троне фигура, из плеч которой (или из кувшина, прижатого к груди) изливаются два потока воды (в которых иногда изображаются рыбы). Символ известен со старых аккадского времени и в большинстве случаев представляет бога Энки/Эа». Водолеем в древности называли бога Энки, Эа.
    Иероглифически Водолей изображается в виде струй, льющихся из двух сосудов, которые переходят в спираль, так пишут астрологи.
    Архаичное имя - Мокос , включает в себя производную понятия «мокрая» (сырая), ибо в этом обнаруживает себя и духовная составляющая Богини Земли - на всей Матери Сырой Земле.
    На многих древнеегипетских изображениях астрологического знака Водолея, мы видим ряд изображений, на которых человек, символизирующий Водолея, изображён несущим ДВА ПРЕДМЕТА конусоидальной формы, имеющих вершину «конуса», расположенную снизу, и утолщающихся к верху (признак 1). От каждого из этих предметов, из верхней его части, исходит волнообразный поток неизвестной сущности - сначала распространяющийся немного вверх, а потом плавно спускающийся вниз (признак 2).
    На голове у Водолея имеется убор, представляющий собой три торчащие вверх «ТЫЧИНЫ» (признак 3.1.), а также две - направленные в стороны или свисающие вниз (признак 3.2.).
    Водолея обязательно сопровождают два персонажа (признак 4). Первый бывает - без головы (признак 4.1.). Второй - с «ножом» (признак 4.2.) и иногда держащий за уши некое животное, очень похожее на зайца (признак 5).
    Есть также разновидность изображения Водолея, отличающаяся от первой тем, что персонаж изображён держащим не два «сосуда», а один - обязательно в правой своей руке, а через левую его руку перекинуто нечто, очень похожее на полотенце, «шаль», тряпицу, пучок чего-то и т.п. (признак 6).
    Астрологи средневековья присвоили этому знаку и соответствующие ипостаси: один кувшин с живой водой, другой - с мёртвой.
    Предметы, которые держит в руках египетский Водолей, мы можем сравнить с изображениями веретена - найденными в разных частях индоевропейской-славянской языковой общности. Распространение волнистой субстанции, изображённой на египетских фресках движущейся сначала вверх, а потом вертикально вниз, точно соответствует поведению шерсти/волокна, подвергающегося прядению с применением веретена. Веретено устроено таким образом, что на некий шесток с одного конца нанизывается тороидальное пряслице, выполненное из тяжёлого камня. Оно исполняет роль маховика при раскручивании веретена. А шесток служит основанием, на которое наматывается ссучёная нить.
    Пряжа - мифопоэтический символ долгой жизни, прядения - ткачества. Образ пряжи, пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья - животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
    Венедское имя Богини Mokos заключается в понятии «пряжа» - клубок с нитями судьбы. Окончание имени этой Богини на букву «с» аналогично Богу Волосу и Велесу. Смягчение окончания и появление буквы «а» вместо «о» в имени Макошь, связано с устной формой речи и обусловлено дополнением к северному говору южного диалекта (молвы).
    В славянской мифологии волосы - символ мистической силы. В волосах заключалась сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы - символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И, наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения - человек переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.
    Оба процесса - прядение и ткачество - совершает так называемый космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
    В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ.
    В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», «родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское «warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
    В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах.
    Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
    Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину). МАКОШЬ (Мокошь) - Богиня Судьбы (кош, кошт - судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
    Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми либо злыми.
    Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая тут также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

    Имя богини Макоши (мать Коша-судьбы-выбора) определяет звук «К», как, например, в словах коса, (пере)крёсток и т.п., обозначаемых процесс плетения, путём пересечения минимум трёх нитей (волокон).
    Вславянском свастическом письме - имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные - М, К, Ж. Как было показано ранее (см. п. 3.6.2.1. гл. VI), структура Богини Макоши трёхчастная - в центре сама Макошь (её логограмма - «К»), слева Мара (смерть; её логограмма - «М») и справа Жива (жизнь; её логограмма - «Ж»). При чтении по указанным логограммам получим имя «Макошь/Макожь».

    В русском языке слово «идол» буквально означает: «I» - Индра - «внутри»; «Д» - Дый - «дею, делаю»; «Л» - Лада - «ливень, лой (жир, достаток, богатство)». В итоге получаем: идол - «вместилище того, что делает богатство» (бог). Слово «богатство» в других русских языках обозначается либо по первой половине своего синонима «роскошь» - (ро-) словами с корнем «ri, re, ro, er и т.д.», от имени общеславянского бога Ра - например, англ. riches, richness, немец. Reichtum, франц. richesse, итал. ricchezza, исп. riqueza и т.д. Либо по второй половине - (-кошь), от имени общеславянской богини Макоши - франц. fortune, исп. fortuna и т.д. Слово «роскошь» в русском означает ро + со + кошь = «бог (Ра) со счастьем (Макошь)».

    Слово «идол» в английском языке употребляется для обозначения бога - idol. Буква «i» в английском означает «внутренний, собственный». Слог «dol» - буквально обозначает одну из спутниц Макоши славянскую богиню достатка и доли Долю (dol - например, франц. «умысел»). Счастье (Доля) - англ. fortune, итал. fortuna, исп. fortuna - это имя римской богини счастья, удачи Фортуны, местного позднего аналога славянской Макоши - богини судьбы, промысла, умысла. В английском слово «судьба» наряду с fortune обозначается также словом fate (от имени богини Фатум - местного и более позднего аналога Макоши). Во французском языке значение слов «счастье, удача» восходят к общеславянскому богу Ра - древний корень «r» в слове heur (h, e - протезы).

    Матерь богов, либо жена, либо реализация Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют иногда в мужском роде). «Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета».

    Культ Макоши возник 40 - 30 тыс. лет назад и прошёл сквозь тысячелетия .
    Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены, во многих палеолитических стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России - Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.
    Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России.
    В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. л. до н.э. (Костёнки XIV).
    По всем особенностям к культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 (21 - 20 тыс. до н.э.), где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке.
    В ходе раскопок, проводившихся в 2005 г. на расположенной в Подмосковье Зарайской стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них - завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.

    В пещере Hohle Fels (Полые Скалы. Германия) была найдена шестисантиметровая женская статуэтка («палеолитическая Венера») с гротескно преувеличенными половыми признаками (выставленным вперед бюстом, широкими бедрами, выпуклым животом и столь же преувеличенными половыми губами), выточенная из бивня мамонта.
    Находке примерно 35 тыс. лет, и она является одним из древнейших образцов фигуративного искусства, древнейшим изображением человека и древнейшей из известных «палеолитических Венер» - архаичных женских фигурок, предположительно символизирующих плодородие.
    Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 × 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина - 34,6 мм, толщина - 31,3 мм, вес - 33,3 г.
    Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30.000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил - может быть, в качестве амулета.
    Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.


    Костёнки 1 (слева). «Виллендорфская Венера» (справа).

    Костёнки I - 23-21 тыс. л. н. Женская фигурка представляет изображение палеолитической «Венеры» c увеличенными округлыми формами груди и живота. 10,1 х 4см, толщина 1,7-3,5 см. Безликая голова наклонена к груди. Руки прижаты к туловищу, их кисти расположены на животе. Поверхность головы покрыта рядами насечек и прочерченными линиями, которые создают изображение причёски или шапочки. Нагрудное украшение передано рельефным жгутиком (перевязь), соединённым через плечи лентами. На руках изображены браслеты.

    Дошедшие до нас символы в большинстве своём сохранились со времён палеолита, и в ходе эволюции символов и знаков было сформировано «письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию и закреплять её во времени». Одним из самых древних археологических памятников, содержащих и символы, и протобуквы, является статуэтка палеолитической Макоши, найденная на стоянке Костёнки.

    Сравнение письменных символов:
    ряд 1 - «китайские» насечки (5 - 3-е тыс. до н.э.);
    ряд 2 - проторусские символы со скульптуры Макоши (Костёнки, 40-е тыс. до н.э.);
    ряд 3 - письмена Лепенского Вира (7-е тыс. до н.э.);
    ряд 4 – письмо Винча (5-е тыс. до н.э.).

    Идеограммы:
    ряд 1 - славянские свастические символы (слева направо): «Смычка», «Макошь», «Жива», Дый», «Хорс», «Свастика» (начиная с 25-го тыс. до н.э.);
    ряд 2 - символы культуры Винча (5-е тыс. до н.э.);
    ряд 3 - насечки на керамике из Китая (европеоидная культура крашеной керамики, 5 - 3 тыс. до н.э.);
    4 - символы на керамике из Триполья (4 - 3 тыс. до н.э.); 5 - фрагмент крупно; 6 - символ из Китая, называемый «Инь-ян»; 7 - символ с керамики из Триполья .

    Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
    1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).


    Макошь

    Откуда, очевидно, палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) - «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино».
    В 1908 г. на территории Австрии найдена статуэтка палеолитической Макоши, названная «Венерой из Виллендорфа». Высота изображения - 11 см., материал - тонкозернистый плотный известняк, возраст 26 тыс. лет.
    В 1922 году в верховьях реки Гаронна в пещере Леспюг (Франция) найдена женская статуэтка, изготовленная из бивня мамонта.
    Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. С культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (25.000 - 20.000 л. н.) принадлежит статуэтки Виллендорфа в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в Германии, Дольни Вестонице, Петржковице и Павлова в Словакии и, возможно, Костенок, Гагарино, Авдеево и Елесеевичей в европейской части России.

    «Дама с капюшоном» - «Венера из Брассемпуи » является фигуркой из слоновой кости времени верхнего палеолита, которая была открыта во Франции в Брассемпуи. Ей примерно 25 тыс. л. Граветт. Она была открыта в «Галерее гиены», в «пещере Сященника» и сопровождалась по меньшей мере восемью другими человеческими фигурами, которые затем часто игнорировались как пример незавершенной работы, и со множественными фигурками женщин, вырезанных в то же время.
    Венера из Брассемпуи вырезана из бивня мамонта. Она имеет 3,65 см высоты, 2,2 см толщины и 1,9 см ширины. Ее лицо треугольно и кажется спокойным. В то время как лоб, нос и брови вырезаны рельефно, рот отсутствует. Вертикальная трещина с правой стороны лица связана с внутренней структурой бивня. На голове имеется капюшон с насечками как на шахматной доске, образуемых двумя сериями узких надрезов, начиная с правого угла; они интерпретируются как парик, капюшон или просто представляют волосы.

    Фраваши - Духи-Хранители человечества.



    Copyright © 2015 Роза Мира


    Она нити прядет,
    в клубок сматывает,
    не простые нити – волшебные.
    Из тех нитей сплетается
    наша жизнь –
    от завязки – рожденья
    и до конца,
    до последней развязки-смерти.

    Так поэтически была описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь.
    Она - единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет».
    Кто же такая эта Великая Богиня?

    Имя ее традиционно считают образованным из двух слов – Ма – суть «мать» и кош – судьба. Это Богиня всей Судьбы человеческой, Великая Мать, богиня плодородия. Жена Великого Бога Велеса – одного из величайших Русских Богов, приводящего сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.

    Макошь – старшая из богинь – прях судьбы . Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов – добрыми или злыми. Покута – это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

    Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. Это богиня магии и волшебства, хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию, ведь она – защитница и покровительница хозяек и жен.

    Если Макошь не взглянет добрым взглядом на хозяйство, то не надо ждать в этом доме ни обильного урожая, ни хорошего прибытка, ни достатка в семье.

    Макошь, как Хозяйку Живой Природы, чествовали каждое полнолуние.

    Макошь – женщина, и потому изменчива – может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.

    Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча – туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.

    Строго следит Макошь за соблюдением обычаев, обрядов . Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. У восточных славян деревянные скульптуры Макоши ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть).

    Вестники Макоши, – пчёлы, пауки, муравьи, – труженики из числа насекомых. Потому, если видишь паука в доме своём – не пугайся и помни – убить паука – потерять удачу. Если паук заполз в дом, его аккуратно ловят, выносят на улицу и отпускают.

    Шмель или пчела, залетевшие в окно – также вестники приближающегося события, связанного с Макошью. Поймать первого увиденного весеннего шмеля всегда считалось – к большой удаче на весь год до следующей весны. Пойманного шмеля следует завернуть в платок или тряпицу, чтобы он в ней некоторое время погудел, затем его отпускают на свободу. Пахнущая после этого тонким запахом пыльцы и мёда тряпица, – оберег, который хранят в доме, – для удачи. Этот обычай дожил до наших дней. Его до сих пор исполняют в деревнях.

    В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей , ибо день Макоши – и есть Пятница («Параскева» по-гречески - «пятница»). Некоторые женщины, почитавшие Макошь, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь негативно относилась к смешению христианских и народных (языческих) обрядов, поэтому в Стоглаве все поверья, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».

    Многочисленные изображения Макоши сохранились в русских вышивках. Макошь часто изображали между двух лосих – Рожаниц. Так же её изображали в виде женской фигурки с поднятыми руками, в которых Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение урожая), небесная корова Земун (мать Велеса, кормилица божская), волшебная прялка и т.д.

    День Макоши – Пятница, металл – серебро, камень – горный хрусталь, он же лунный камень, зверь Макоши – кошка.

    Черты исконно славянских богов явно прослеживаются во многих христианских святых. Одна из таких «перерожденных» - Параскева Пятница, строгая и справедливая покровительница женщин, рукоделия и любого женского ремесла. А та, с которой христиане списали практически все характерные признаки - древняя богиня славян, Макошь.

    Доподлинно неизвестно, как образовался культ поклонения Макоши, как неизвестно и происхождение ее имени. Есть две трактовки. Первая утверждает, что имя богини состоит из двух частей: «ма» (мать) и «кош» (судьба). Тезис основан на том, что помимо множества своих «обязанностей» Макошь была еще и богиней судьбы. Вместе с младшими сестрами, Долей и Недолей, Макошь кроила и перекраивала человеческие судьбы, распределяя счастье и несчастье. Подобным образом действовали и древнегреческие Мойры, и древнегерманские норны: богини-пряхи, в ведении которых были нити судьбы, существовали в пантеонах многих народов.
    Вторая версия образования имени восходит к слову «кошь» - «корзина». Можно сделать вывод, что богиня судьбы покровительствовала жатве и урожаю; более того, Макошь считали матерью остальных богов. Но это не мешало некоторым племенам видеть ее в мужском обличье Велеса-Мокоша - может, поэтому на многих кумирах богини на капищах есть небольшая аккуратная бородка?

    О степени «почитаемости» богини говорило уже то, что это единственная богиня, для которой было выделено место в княжеском пантеоне; а также то, что целых 12 праздников в году были посвящены Макоши. Но и спрос с нее был больше, чем с обычного божества. Конечно, славяне просили доброго урожая, но в то же время прекрасно понимали, что батюшка-случай имеет огромное значение; а потому Макошь считалась еще и богиней случая.
    Но более всего чтили богиню женщины, так как она воплощала в себе все женские начала. Любая работа, которую выполняла славянка. «курировалась» именно Макошью. Олицетворение идеальной хозяйки, богиня сейчас вспоминается именно в этой ипостаси. Все домашние дела, рукоделие, полевые работы - все это находилось под ее покровительством. Как и любая строгая женщина, Макошь не переносила нерадивых работниц, и примерно наказывала провинившихся. В белорусских сказаниях есть такое поверье, что если оставить кудель на ночь, то ее перепрядет богиня - и оставит качество на свое усмотрение. И горе тогда женщине, поленившейся вовремя закончить урок - кудель наутро оказывалась ужасно спутанной, и ее приходилось долго перечесывать заново.

    У славян имелось свое представление о том, как Макошь распределяет судьбу. В молодой простоволосой женщине никто бы не заподозрил божество, и она спокойно ходила по селениям. Присматривалась к сноровке и трудолюбию славян, и примечала, кто как трудности переносит. Макошь благоволит тем, кто даже в невыносимой ситуации и не думает сдаваться, а все равно идет вперед. К таким людям Макошь отправляет свою любимую младшую сестру, Сречу. А в обратном случае человеку никогда не встретить богиню счастья: Макошь лишит его своего покровительства и отвернется. В этот же момент он окажется во власти Лиха и Недоли, и будет сопровождаем ими до самой смерти.
    Из этого же предания можно сделать вывод, что Макошь хозяйничает над Переходом, через который души из Яви отправляются в иные миры. Считается, что одной из низовых ипостасей богини - известная всем Баба-Яга, и Макошь обладает всеми ее качествами.

    В народном восприятии богиня выглядит высокой, дородной женщиной с кикой на голове. Вышивки сохранили ее стилизованные изображения, на которых по обе стороны от Макоши стоят Рожаницы в облике лосих. В руках богиня всегда держит рог изобилия. Интересен тот факт, что существовал строгий запрет на изображение лица богини. Это связано с судьбоносным образом Макоши - никто не должен видеть даже приблизительного его облика.

    Обобщить можно так:

    1. Макошь - богиня, распределяющая человеческие судьбы.
    2. Божество-Мать, покровительствующее плодородию, и чествующееся 12 раз в году или каждое полнолуние.
    3. Волшебство во всех его проявлениях и Проход между мирами Прави, Яви и Нави - все это подвластно Макоши.
    4. Считается женой Велеса; мудрая и умелая хозяйка.
    5. Покровительствовала рачительным женщинам, добротно выполняющим всю свою работу, и защищала их.
    6. Низовая ипостась Макоши - Баба-Яга, по некоторым поверьям повелевающая жизнью и смертью.
    7. Богине повиновался весь животный мир.
    Один из ритуалов, посвященных Макоши- бросание мотков напряденных ниток в родники или колодцы. В основном этот обряд пользовался популярностью у молодых девушек, которые стремились привлечь к себе внимание богини и попасть под ее особое покровительство.
    Культ Макоши - один из самых сильных на Руси. Видимо, благодаря его силе богиня не была забыта, а просто слилась с христианским персонажем в лице Параскевы Пятницы, считающейся у христиан покровительницей женщин. Можно провести и обратную аналогию: если Параскева обладает всеми чертами Макоши, значит, образ древнеславянской богини содержит и черты Параскевы. Например, последняя считается благодетельницей торговли - не потому ли пятница считается лучшим днем для совершения сделок?
    Единственное, в чем у Макоши и Параскевы есть отличие - дата дня почитания. У христианской святой это 28 октября, а у Макоши нет «фиксированного» дня - празднества в ее честь устраивали в самую близкую к 8 апреля пятницу.

    Макошь любит серебро, горный хрусталь, «лунный камень» и кошек. В качестве дара, который славяне несли к ее идолу на капище, чаще всего встречались шерсть, клубки, веретена и прочие «женские мелочи». Сам же идол изготавливали из «женского» дерева, но почему-то березе предпочитали осину. Кумир всегда стоял на видном месте, а мастера всегда украшали его голову стилизованной кикой.