Урок русского языка "синтаксис сложного предложения". Презентация на тему " синтаксис и пунктуация сложного предложения"

Основные виды сложных предложений Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными Средства связи простых предложений: интонация, союзы, союзные слова. сложные предложения союзные сложносочиненные ССП сложноподчиненные СПП бессоюзные

ССП: ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Сочинительные союзы соединительные противительные И, да (=и), ни…ни, А, но, да (=но), зато, и…и, не только…но и, однако как…так и, тоже, также разделительные Или, либо, или…или, либо. . либо, то…то, не то…не то Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. , а

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. НО! Землю подсушил мороз и запорошило первым снегом. [---=] и [=] Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

ПОДУМАЙ! 1. 2. 3. Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу. У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью. Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал. Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью. Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. После обеда затянулось небо(?) и был дождь. 1 - , 2 + , 3 - , 4 + - , 5 +, 6 -.

СПП: ИНТОНАЦИЯ + ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: когда, пока, едва, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что. СОЮЗНЫЕ СЛОВА: кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, отчего, почему, зачем.

СТРОЕНИЕ СПП Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. , (когда) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. (Чтобы), Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели. [ и, (когда), ]

РАЗЛИЧАЙ! СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА Я уже точно знал, что он не придет. С 1. С 2. Всегда грустно, когда приходится расставаться с близкими. С 3. Мы не заметили, как пришло время уезжать. 1. 2. 3. Я уже точно знал, что он расскажет. Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ? СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО? 1. 2. 3. 4. 5. Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною. Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой. Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд. Мы спросили лесника, как пройти к речке. Лесник ответил, что надо идти прямо на юг. 1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ 1. 2. 3. Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. ----Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно. Тот, кто любит родину, должен служить ей. СРАВНИ: 1. 2. потому что Мне грустно, Задача не получилась потому, неправильно записал условие. друг уехал. что ты

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ ПО СМЫСЛУ ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОЯСНЯТЬ ОДНО СЛОВО Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Стояла та сказочная тишина, ~~~~~~~ которая приходит с морозом. ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос. Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ (), , () Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так же. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ , () Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет автобус.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСУ ВИД (ЗНАЧЕНИЕ) ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СОЮЗУ ПО СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ

МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Учитель первой категории Кириченко Т.В.

Урок русского языка в 9 классе

Тема. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Цель: закрепить и систематизировать знания о сложном предложении, навыки постановки знаков препинания в нем; развивать чувство языка, грамотность; воспитывать внимательность.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, дидактический материал, карточки.

Осознание специфики

сложного предложения –

важнейший шаг к

развитию культуры речи.

К. Шульжук

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Словарный диктант.

Искусство слова, гениальный русский писатель, литературный труд, душевная красота, жизненные проблемы, необыкновенное мастерство, нравственные ценности, характер человеческих чувств, духовное богатство.

    Практика по методу «Клубок».

Составьте со словосочетаниями из словарного диктанта предложения.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Ассоциативная звезда» ССП, СПП, БСП.

Учащимся необходимо определить, какие карточки относятся к ССП, СПП и БСП.

    Объявление темы и цели урока.

    Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель, который прошел долгий и сложный путь творческих исканий и духовного совершенствования. Лев Толстой – прозаик, драматург, историк, психолог человеческой души, видный общественный деятель, учитель. Ребята, давайте вспомним, какие произведения написал Л.Н. Толстой? (ответы девятиклассников).

1. Игра-упражнение «Угадай».

На доске написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед игрой эти предложения прочитываются, расставляются пропущенные знаки препинания. Затем к доске приглашается один ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложения, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л. Толстой).

    На левом фланге, куда мне приказано явиться, происходила жаркая битва (Л. Толстой).

    Ветер не уменьшался, и пошел снежок (Л. Толстой).

    Выборочная работа.

    Чтение учителем текста.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве (Л. Толстой).

Задание к тексту.

Докажите что перед вами текст.

Найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью.

Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему.

    Метод «бахрома».

На доске записано предложение, необходимо его охарактеризовать с помощью карточек, построить схему.

Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой.

    Конструирование предложения по его началу.

Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог (Л. Толстой).

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокаивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее (Л. Толстой).

Графически выделите части сложных предложений, определите вид связей, постойте схемы.

5. Графический диктант.

1) Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы (Л. Толстой).

2) Все это смешно показалось Оленину: точно эти казаки играли в солдат (Л. Толстой).

3) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий (Л. Толстой).

6. Переведите предложение с русского языка на украинский. Определите вид сложного предложения.

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой).

Кожн i й людин i , для того щоб д i яти, потр i бно л i чити свою д i яльн i сть важливою та доброю.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание .

Повторить теоретический материал, упр. 421.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Способы подчинения зависимого слова главному: согласование, управление, примыкание.

Предложение как единица речевого общения. Типы предложений. Выразительные возможности синтаксиса: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.

Синтаксис - основа русской пунктуации. Пунктуация как совокупность правил об употреблении знаков препинания.

Должны знать : основные единицы синтаксиса, главные и второстепенные члены предложения, типы предложений, употребление знаков препинания.

Должны уметь : различать предложения, обособляемые обороты, прямую речь, цитаты, пользоваться синтаксическими средствами при создании собственных текстов.

Практические упражнения

Синтаксический разбор, стилистический анализ синтаксических структур в тексте, синтаксические ошибки и их исправление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Кроме морфологии, в грамматику русского языка входит синтаксис . Синтаксис изучает правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически: студенческое собрание, статья по менеджменту, человек среднего роста, читать вслух.

Другой основной синтаксической единицей является предложение.

Предложение - наименьшая частица речевого общения, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово) и выражающая интонационно завершённое сообщение, вопрос или побуждение: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение .

При сочинении в связь вступают р а в н о п р а в н ы е, независимые друг от друга элементы (члены предложения): книга и тетрадь лежат на столе; читаю книги, газеты, журналы.

При подчинении в связь вступают н е р а в н о п р а в н ы е члены предложения (один зависит от другого): читать книгу, совет друга, последние минуты.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: темной ночью (согласование в роде, числе, падеже), отметки выставлены (согласование в числе).

При согласовании главным словом бывает имя существительное и другие слова с предметным значением, а зависимым словом - прилагательное, местоимение, порядковое числительное, причастие.

Управление - это такая подчинительная связь, при которой главное слово "управляет" падежной формой зависимого, т.е. "требует" постановки зависимого в определенный падеж: читать (что?) письмо, способный (к чему?) к рисованию, писать (чем?) пером, посоветовал (кому?) брату.

При управлении главным словом чаще всего является глагол, а в роли зависимого - существительное: посадил цветы, отодвинул рукой, нарушил тишину.

Управление может быть беспредложным (сеять рожь, помогать бедным) и предложным (помогать в беде, любовь к родине).

Примыкание - это подчинительная связь, при которой зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения. При примыкании главным словом обычно бывает глагол, а зависимым - неизменяемые слова или формы слов: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: приехать издалека (наречие примыкает к глаголу), приказ наступать (неопределенная форма глагола примыкает к существительному), говорить улыбаясь (деепричастие примыкает к глаголу).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Каждое из этих предложений может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

По структурным особенностям выделяются предложения:

- односоставные (имеют один главный член: Смеркается. Тишина) и двусоставные (имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое: Теплая ночь опустилась на землю);

- нераспространенные (имеют только главные члены: Зажглись звезды, Взошла луна. ) и распространенные (кроме главных членов, имеют и второстепенные: На небе зажглись яркие звезды. В середине ночи взошла желтая луна );

- полные (налицо все необходимые члены данного предложения) и неполные (устранение из предложения какого-либо члена без ущерба для структуры: Солдат стрелял из карабина (полное). Офицер - из пистолета (неполное).

Простые (имеют один грамматический состав; Утро было свежее и прекрасное. Прошло несколько лет) и сложные (состоят из нескольких частей, каждая из которых является предложением: Становилось жарко, и я поспешил домой. Когда мы вернулись, было уже темно).

В синтаксисе заключены большие стилистические возможности. Богатая синонимия словосочетаний, типы простого предложения, различные варианты связей слов в предложении, параллельные синтаксические конструкции - всё это условия для широкого выбора языковых средств.

Экспрессивную роль играет повторение одинаковых слов, перерыв речи, вызванный внутренним состоянием говорящего, всевозможные вставные конструкции, периодическая речь. Помимо всего этого, для усиления образности и выразительности речи используются особые синтаксические построения - стилистические фигуры: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.,

Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок для усиления выразительности речи.

Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи. Инверсия усиливает смысловую нагрузку и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно - эмоциональный: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тург.); Ведь он друг был мне (Л.Толст); Руку мне подач на прощанье (Чех).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, что усиливает выразительность речи: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Кор.).

Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магнаты, люди, балконы, львы на воротах...(Пушк.).

Парцелляции - экспрессивный синтаксический приём, когда предложение интонационно делится па самостоятельные оттенки, графически выделенные как самостоятельные предложения: И снова. Гулливер. Стоит. Ссутулясь (Антокольский).

Прием парцелляции может с успехом применяться в рекламе.

Правильное оформление письменной речи связано с умением показывать графическими средствами деление её на предложения, а предложения - на части.

Собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией . Пунктуация в русском языке строится в основном на синтаксической основе. Существует прямая связь пунктуационных правил с синтаксисом.

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точки с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки .

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две занятые, два тире, скобки, кавычки).

ОБЗОР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка ставится:

В конце повествовательного предложения;

В конце побудительного предложения при спокойном тоне речи.

2. Восклицательный знак ставится:

В конце восклицательного предложения;

После обращений;

После междометий.

3. Вопросительный знак ставится: в конце вопросительного предложения.

4. Многоточие ставится:

При незаконченных высказываниях, при перерывах в речи;

В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью.

5. Запятая ставится:

Между однородными членами предложения;

При обособлении второстепенных членов;

При обращении;

При вводных словах и предложениях;

При словах-предложениях, при вопросительно-восклицательных словах;

В сложносочиненных предложениях;

В сложноподчиненных предложениях;

При прямой речи.

6. Точка с запятой ставится:

Между распространенными однородными членами;

Между распространенными однородными придаточными предложениями;

В бессоюзных сложных предложениях.

7. Двоеточие ставится:

При однородных членах предложения после обобщающего слова;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При цитатах.

8. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

При однородных членах предложения перед обобщающим словом;

При обособленных приложениях;

При вводных предложениях;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При диалоге.

9. Скобки ставятся:

При вводных предложениях.

10. Кавычки ставятся:

При прямой речи;

Класс 11

Вид урока: повторение изученного

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация знаний, полученных по теме «Синтаксис и пунктуация»:

Повторение основных видов словосочетаний

Закрепление умения учащихся определять структуру простого и сложного предложения, расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений

Совершенствование умения работать с текстом.

Цели развивающие:

Развитие навыков критического мышления: умения анализировать языковой материал, осмысливать прочитанное, излагать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию.

Цели воспитательные:

Воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции: стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «Мәңгілік Ел»

Оборудование: текст Послания Президента Республики Казахстан -Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!», таблицы по теме повторения, карточки с заданиями, запись песни «Сильные люди» (певица Юта)

Опережающее задание: прочитать текст Послания Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года « Казахстанский

Индивидуальное задание: выучить наизусть отрывок из книги Ермухамета.Ертысбаева «Казахстан и Назарбаев: Логика перемен».

Эпиграф:

Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны! Н.А.Назарбаев

Ход урока

I . Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

- Цель: Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить изученный материал по одному из разделов русского языка, и предложенное вам первое задание поможет назвать тему повторения

II. Стадия вызова.

1.Прочитайте эпиграф к уроку. Кто автор? О какой Стратегии идет речь?

2. Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти строки?

3 Как вы сейчас, находясь на уроке, можете решать задачи, поставленные нашим Президентом в Послании « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»?

4 Подумайте, как могут быть связаны на уроке русского языка повторение синтаксиса и нынешнее Послание Президента?

4 С какой целью Президент ежегодно обращается к народу с Посланием?

Учащиеся высказывают свое мнение.

5 .Произведите синтаксический разбор предложения, и объясните его смысл?

Никакой ветер не будет попутным, если страна не знает конечной цели и гавани прибытия - Н.А. Назарбаев о Стратегии 2050

СПП с придаточным условия. Придаточное предложение стоит после главного и присоединяется при помощи союза.

Повторение теоретических сведений по теме.

Прием « верно – неверно»

Внимательно послушайте утверждения. Если согласны, поднимайте сигнальные карточки.

1) Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений +

2) Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных

по смыслу и грамматически, и служит для более точ­ного названия предметов. +

3) Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием –

4) Простое предложение имеет одну грамматическую основу +

5) Сложное предложение также состоит из одной грамматической основы –

6) Простое предложение может быть осложнено

Однородными, обособленными и уточняющими членами +

Обращениями и междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями +

7) Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными +

8)Части БС предложений соединяются запятыми -

9) СПП состоят из главной и придаточной части. +

10) Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания +

11)Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) -

12)Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными . +

Вывод учащихся о теме урока – «Повторение синтаксиса и пунктуации»

Фиксированное восприятие отрывка из книги Ермухамета Ертысбаева

«КАЗАХСТАН И НАЗАРБАЕВ: ЛОГИКА ПЕРЕМЕН»

Задание классу: запишите наиболее запомнившиеся из услышанного текста определения, словосочетания, предложения, раскрывающие личностные качества Президента

Ученик читает наизусть « …Три года я работал советником, и все мои друзья, знако­мые, журналисты, иностранцы и многие другие часто спра­шивали: "Расскажи, какой он?". Я отвечаю: "Разный". Дей­ствительно, он разный. Я видел его веселым и грустным, в приподнятом и угнетенном настроении, меланхоличным и оживленным, спокойно-рассудительным и гневным, даже злым. Обычно, когда заходишь в его кабинет, он встает, идет на­встречу и здоровается за руку. Так со всеми. На протяжении многих лет он принял десятки тысяч посетителей и пожал бесчисленное количество рук.

…Действительно, он - разный. В горячей ситуации он хо­лодный и расчетливый, и, наоборот, импульсивный и эмоцио­нальный в спокойной политической обстановке. Он плохой ак­тер и никогда не может скрыть свои чувства. Если он любит и уважает человека, то трудно найти более, преданного и надежного товарища, чем Назарбаев. Если презирает, то на его лице появляется такая гримаса отвращения, которую не­возможно скрыть.

Жесткий и высокомерный с политически­ми оппонентами, он становится необычайно добрым, искрен­не сопереживая простым людям.

Если он находится в веселом расположении духа, то это настроение моментально переходит к собеседнику, и нет бо­лее веселой компании, в которой верховодит Нурсултан (так было всегда: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы). Казалось бы, ему как политику надо овладеть всеми дипло­матическими хитростями и другими изощренными метода­ми магического воздействия на людей, но он предпочитает

быть самим собой.»

Работают на фоне тихо звучащей песни «Сильные люди»(певица Юта) Целевая установка: эмоциональный настрой учащихся

Учащиеся делятся записанными мыслями и коллективно составляют ассоциативный ряд со словом «Президент»

III. Стадия осмысления

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление

Работа над текстом Послания « Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее!»

Задания к тексту:

1) Объясните, как вы понимаете смысл названия Послания.

2) .Выпишите из Послания словосочетания и заполните таблицу, найдите в словарях значение трудных слов

Согласование

Управление

Примыкание

Толерантный народ,

новые кризисы

великое творение конкретные стратегии

страны мира

составляют фундамент

изменяться стремительно эффективно трудиться

2 Выпишите из текста Послания простые предложения предложения, произведите синтаксический разбор. Объясните смысл записанного. (Были выписаны)

    Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев

    Первый интеллектуально-инновационный кластер уже успешно работает в Астане на базе Назарбаев Университета

    Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.

    Нельзя допускать никаких скачков, необдуманных экспериментов и авантюр в экономике, политике и социальной жизни

    Транспортная инфраструктура - это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества

1.Работа в парах

Найдите в тексте Послания ответы на эти вопросы, в СПП определите вид придаточных, составьте их схемы.

1)С какой целью принята Казахстаном Стратеги я -2050 ?

- Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны .

2)На сколько пятилеток делятся оставшиеся до 2050 годы?

Итак, оставшиеся до 2050 годы делятся на семь пятилеток, каждая из которых решает вопрос достижения единой цели - войти в число 30 развитых стран.

3)Что должно стать результатом обучения в школе?

- Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации

4)В каком году будет завершена стройка железной дороги «Жезказган-Шалкар-Бейнеу»?

Эта грандиозная стройка будет завершена в 2015 году

5)Продолжите фразу Н.А. Назарбаева: «Каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать………………..» (манны небесной, а эффективно трудиться)

Работа в группах

1 Проанализируйте подобранный дома отрывок из Послания

Почему данное высказывание можно назвать текстом?

(Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).

Какова тема данного высказывания?

Определите главную мысль высказывания?

Выпишите и разберите простые осложненные и сложные предложения. Составьте схемы.

2 Вывод о видах предложений, использованных в Послании

3 Прием -ассоциация (работа в группах )

Составление кластера со словом «Послание»:

План действий, « Мәңгілік Ел », конкретная программа, «окно возможностей», стратегия будущего, «безбарьерная зона», единая цель и т.д.

Рефлексия:

Проблемные вопросы.

Прочитайте еще раз эпиграф к уроку.

С какой целью, обращаясь к молодежи, Президент использует побудительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске простые предложения? И почему, как вы думаете, именно эти строки из Послания были взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку.? Письменно изложите свое мнение