Тема урока: «Образы скорби и печали» - Урок. Образы скорби и печали` Форма проведения занятия

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

  1. Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта.
  2. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.
  3. Выражение скорби и печали в «Реквиеме» В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта).

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» (слушание);
  3. Вокализ на тему «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.
  3. Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта).

Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…

Евгений Винокуров

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!» - создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений - свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный - похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой».

«Реквием» - последнее, произведение композитора и одно из самых вдохновенных и глубоких музыкальных творении XVllI века...
Заказ написать «Реквием» (траурную мессу) Моцарт получил в июле 1791 года. Заказчик, незнакомый композитору человек в тёмном плаще, не пожелал открыть своего имени, но с большой аккуратностью выплачивал обещанный гонорар.
Впоследствии, много лет спустя после смерти Моцарта, выяснилось, что таинственный незнакомец был управляющим некоего графа Вальзега, меломана и музыканта-любителя. Стремясь прослыть композитором, граф скупал чужие сочинения, переписывал их от руки и выдавал за свои. Так поступил он и с «Реквиемом», который в 1793 году был исполнен как произведение графа Вальзега в память его покойной жены. Когда в начале XIX века в печати появилось сообщение о предстоящей публикации «Реквиема» Моцарта, возмущённый граф потребовал у вдовы композитора возмещения убытков».
«Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далёком средневековье. Содержание текста - мольба... о даровании вечного покоя умершим, мистические картины страшного суда, образ бога - грозного и милосердного, карающего и прощающего.
Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь канвой, по которой устремилась его творческая мысль. Гений композитора возвысился над церковными канонами. Не погребальную мессу - Моцарт создал бесценный памятник своей эпохи великих философов, революционеров, музыкантов... Его «Реквием» - это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и всего человечества; это взволнованная, трогательная исповедь человеческой души, живущей между отчаянием и надеждой, правдивый рассказ о её сомнениях и страхах. И что особенно важно, в музыке Моцарта рядом с религиозным смирением, с готовностью предстать перед «высшим судом», клокочет мужественный, страстный протест и неприятие смерти.
Вот почему католическая церковь весьма неохотно допускала исполнение моцартовского «Реквиема» в своих службах, вот почему он стал преимущественно достоянием концертной эстрады и пользуется несравненной популярностью в наши дни.

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти.

Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам - третий
Сидит…

Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.

Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали её широко популярной.

Вопросы и задания:

  1. Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?
  2. Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из «Реквиема» В. А. Моцарта?
  3. Задумайтесь: «Маленькая ночная серенада» и «Реквием» принадлежат перу одного композитора. Почему, по-вашему, они такие разные?
  4. Приведите примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Маленькая ночная серенада. К525, 1-я часть, mp3;
Моцарт. Реквием. K626, Sequentia Lacrimosa, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.




Скорбь Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой- либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью.Скорбь - это глубокая душевная боль, вызванная потерей дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой- либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью.


Реквием многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровож- дении оркестра.многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровож- дении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст.Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст.




Вольфганг Амадей Моцарт Великий австрийский композиторВеликий австрийский композитор Родился в Зальцбурге, жил в ВенеРодился в Зальцбурге, жил в Вене Годы жизни Годы жизни










Ответ оставил Гость

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.

Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!» - создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений - свой Реквием.

Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный - похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой»

«Образы духовной музыки Западной Европы»

Тема урока: «Образы скорби и печали»

Я плачу: слезы эти святы,

В. Красов

Цел ь: Развитие музыкальной культуры учащихся.

Задачи :

Развивающие: 1. Развитие творческого потенциала: вокальных данных,

творческого воображения;

2. Развитие сенсорной сферы – слуха;

3. Развитие мышления;

4. Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби и печали

в религиозной музыке;

Образовательные: 1. Углубить понимание особенностей языка

западноевропейской музыки на примере

вокально-инструментальных жанров;

2. Углубить знания о понятиях - кантата, реквием;

3. Формировать навыки самостоятельности

и целеполагания;

4. Познакомить с новым музыкальным произведением

Джованни Перголези «Стояла мать скорбящая»;

5. Продолжить разучивание «Молитвы» Булата

Окуджавы:

6. Показать взаимосвязь музыки с литературой,

изобразительным искусством, историей;

Воспитывающие: 1. Воспитывать эстетический вкус учащихся;

2. Воспитывать чувства сопереживания коллективному

Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами.

Сегодня мы продолжаем разговор о духовной музыке.

Сегодня тема нашего урока: «Образы скорби и печали»

А эпиграфом нашего урока я взяла строки поэта Красова:

Я плачу: слезы эти святы,

То дань Творцу от сердца моего

За радости мои, за горе и утраты,

По гласу вечному закона Твоего.

А чего бы вы хотели от сегодняшнего урока, какие задачи вы хотели бы решить на нашем уроке?

Дети называют:

Узнать новое

Разучить песню

Послушать музыку

Получить хорошую оценку

Я поняла ваши пожелания, спасибо. Я запишу ваши пожелания, и мы отправимся в путь в Западную Европу.

И так внимание. Сейчас прозвучит муз. фрагмент. Постарайтесь ответить на вопросы. Раздать листок - опросник.

Звучит «Токката и фуга ре минор Баха»

Как называется?

Какой музыкальный инструмент?

Какой склад музыки?

Что такое полифония?

Какой характер музыки?

Дети пишут на листке ответ.

Проверить выборочно, написали. Листочки собрать.

Сегодня мы познакомимся с новым композитором, чьё имя никогда не звучало у нас в классе.

Это итальянский композитор Джованни Батиста Перголези. 1710-1736 гг.

(учитель рассказывает о композиторе)

А произведение называется «STABAT MATER», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «Стояла мать скорбящая»

Жанр этого произведения – КАНТАТА

Давайте вспомним, что такое кантата.

Слово итальянское, переводиться сапtаrе – петь.

Это многочастное произведение для хора, оркестра и солистов.

У Перголези это камерное произведение, так как кантата написана для женского (детского) хора, струнного квартета, контрабаса и органа.

В ней 13 частей.

1 часть кантаты связана со скорбным, трагическим образом матери Иисуса Христа – Девы Марии, стоящей перед телом распятого на кресте сына.

Сейчас мы будем слушаем 1 часть.

Определите характер музыки, ее склад, лад и т. д.

Слушаем1 часть.

Анализ прослушанной 1 части: Ощущение неторопливого шага передается мерной поступью басов. В звучании струнных слышны вздохи. Минорный лад придает краски трагичности.

В вокальной партии – напевная мелодия со скорбными интонациями.

(Если позволяет время можно прослушать 13 часть «Аминь», где учащиеся услышат полифонический склад музыки)

Скажите, а с каким известным произведение Западноевропейской музыки можно сравнить музыку Перголези. Конечно Моцарт «Реквием».

Давайте вспомним что такое реквием.

Дословно – покой, траурная музыка в честь умерших.

Слушают 7 часть Лакримоза «Слезная»

Что общего в этих двух произведениях – образ скорби и печали.

Вспомнить, как Моцарт сочинял РЕКВИЕМ, зачитать строки Пушкина из поэмы «Моцарт и Сальери» и письмо к брату.

А сейчас взгляните на репродукции картин итальянских художников - Микеланжело - Пьета и Майоль - Скорбь.

Что общего в музыке и живописи?

Тема трагизма, скорби.

А сейчас настало время нам обратиться к песне – а точнее к молитве, как жанру вокальной музыки.

Что такое молитва – духовная песня, разговор с Богом.

Как нужно исполнять молитву? (дети отвечают)

Давайте вспомним «Молитву» Булата Окуджавы.

Слушаем фрагмент.

Затем вокально-хоровая работа. (динамика, четкая дикция, и т. д.)

И так давайте подведем итог урока.

Учитель обращает внимание на задачи, урока.

Все ли мы задачи урока выполнили?

Вывод: Композиторы Перголези и Моцарт - каждый по своему (в произведениях различных жанров) воплощают мир человеческих переживаний – душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий человека.

Урок окончен. Всем спасибо.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Образы скорби и печали в религиозной музыке западных композиторов Джованни Баттиста Перголези (итал. 1710 - 1736,) - итальянский композитор, скрипач и органист. Является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов. В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, известный, главным образом своими операми, обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года «Stabat Mater»."Стабат Матер Долороза" – католический гимн, написанный в 13 веке. Божья Матерь Скорбящая (лат.Mater Dolorosa) или Божья Матерь Семи Скорбей так называют Пресвятую Богородицу в связи с печалями и горестями её жизни.«Stabat Mater» состоит из 13 частей, Общий характер сочинения отличается, трогательностью, проникновенной лирикой. «Stabat Mater» - произведение, в котором человек пытается почувствовать и выразить словами то, что испытывала Богородица, глядя на распинаемого сына Стоит Мать скорбящаявозле креста слезного,где распят сын,чью душу стонущую,омраченную и скорбящуюпронзил меч.О как печальна и огорченабыла эта благословеннаяМать единородная.Как горевала и печалилась,Благая Мать, и содрогалась, видястрашные муки Своего Сына.Какой же человек не опечалился бы,видя Мать Христав таких муках?Позволь мне искреннеоплакивать Распятого,пока я жив. Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» «dies irae» «День гнева» Страшный суд, Судный день - в христианских религиях последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников «Лакримоза»- это часть реквиема.Происходит из латинского «Lacrima» - слезы, «mosa» -текущий. Как-то раз душным июньским днем к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив в тайне имя заказчика. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но остановился на 7 части. Прозвучит последняя и самая прекрасная часть “Лакримоза” (слезная). «Реквием» В. А. Моцарта, задуманный как заупокойная католическая месса, получилась, может быть, самым жизнеутверждающим произведением из всех известных.Это было его последнее творение. 5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать…


Приложенные файлы