Старообрядческий собор. Русская православная старообрядческая церковь

Оригинал взят у mu_pankratov в МОСКВА СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ.

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.
http://mu-pankratov.livejournal.com/66830.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/3671.html кладбище
http://mu-pankratov.livejournal.com/171558.html Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.
http://mu-pankratov.livejournal.com/145169.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/145819.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146339.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/146703.html
http://mu-pankratov.livejournal.com/147043.html

4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)
http://mu-pankratov.livejournal.com/36304.html
http://rostovetz.livejournal.com/96135.html

5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)
http://mu-pankratov.livejournal.com/174974.html

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/151754.html

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/207518.html

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)
http://mu-pankratov.livejournal.com/152032.html

10. Карикинская белокриницкая старообрядческая община с Покровской церковью
(ныне тут находится- детский театр)
http://mu-pankratov.livejournal.com/128804.html
http://rostovetz.livejournal.com/97732.html

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)
http://mu-pankratov.livejournal.com/234869.html


добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..." http://mu-pankratov.livejournal.com/283479.html

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

13. Успенская соборная церковь на Апухтинке по Новоселенскому переулку, 6
(ныне - общага)
http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.
(сейчас в ней- спортзал для борцов)
http://mu-pankratov.livejournal.com/150747.html

16.Домовая моленная Солдатенкова на Мясницкой.
Год постройки: между приблизительно 1857 и приблизительно 1857.
Архитектор: А.И. Резанов
http://aromus.livejournal.com/35513.html

17.Церковь Матфея апостола в доме Кузнецова, Проспект Мира 43
http://niernsee.livejournal.com/50786.html

18.Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Рахмановых, Бакунинская 2
Год постройки: Между 1895 и 1898.
Архитектор: Кондратенко
(нынче, здание передано- РПЦ, под офисы)

Моленная располагалась на втором этаже пристройки со двора.

19.Сергия и Вакха , поповцы, в доме Балашовых, Гжельский пер. 13

20. В доме Рябушинского , Мал. Никитская, 6/2
Ныне- музей М.Горького.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. Казанской иконы Божией Матери , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)
http://mu-pankratov.livejournal.com/620492.html

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.

Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.http://mu-pankratov.livejournal.com/363709.html
Софийская набережная, д.69

66. Церковь Илии Пророка Тверской старообрядческой общины.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"

February 2nd, 2015 , 07:51 pm

Я продолжаю рассказ о старообрядческой Москве. В первой части речь шла о Рогожской слободе - духовном центре Российских старообрядцев Белокриницкого согласия (РПСЦ). Этот рассказ о храмах, действующих, и тех, которые давно закрыты, но здания сохранились.
Если вы попробуете в рунете найти информацию по этой теме, то найденное будет очень скудным. Увы… В качестве информативной основы для этой публикации я выбрал статью Любимова И.М. опубликованную в 1995 году. Понятно, что некоторая информация устарела, но от этого текст не стал быть менее интересным. Проиллюстрирована публикация моими фотографиями.

Любимов И.М. «Судьба московских старообрядческих храмов»
Старообрядчество: история, культура, современность. Сборник. - Вып. 4. - М., 1995.

В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.

В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.

В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.
Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова („иовцы”), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и «иовцев”. Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.
При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx („беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.
Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.
В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена „хрущевской оттепели” в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик);

св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1);

св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.);

св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О.;


Храм располагался на месте окна на втором этаже

Здания не сохранились:
Церковь Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке);
Церковь св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5);
св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.;
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2);
Церковь Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатная ул. 2).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).
Церковь Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе 1;


Довоенное фото (взято у aj1972)

Не сохранилась и церковь Николая Чудотворца на Варгунихинской горе.

Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передана общежитию на заводе „Станколит”и превратилась в обыкновенный жилой дом.

В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.


Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины

Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу те церкви, где в наши дни начали совершаться богослужения. Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро „Парк Культуры”, известный еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.

Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.

Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского - это придел храма - здесь проходят большие торжества.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г.

Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.

Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому). К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь - купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены. В настоящее время отремонтирован только придел в честь пророка Илии; заказан иконостас для придела. Само помещение храма требует капитального ремонта. (В настоящее время в храме продолжаются ремонтно-восстановительные работы, но службы проходят уже в основном, Никольском приделе, 1995)

Расположенный неподалеку храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев. В настоящее время он занят конструкторским бюро по ремонту оборудования (сейчас там детский театр ).

Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко. Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле. Сейчас здесь располагается спортивный зал „Спартак”.

По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.

Собор Николая Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Построен в 1912 г. по проекту архитектора Мартьянова Н.Г. Часть занята офисами, иногда проходят молебны.

На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами - св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери. Сейчас здесь размещается увеселительный гриль-бар. (Недавно бар был закрыт, здание сменило владельца, но передавать храм старообрядцам власти до сих пор отказываются) (на данный момент храм восстанавливается, но не как старообрядческий - коллизии судьбы увели его в РПЦ ).


Фотография 2010 года


Фотография 2010 года


Фотография 2014 года


Фотография 2014 года

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова.

Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. - средства по тому времени немалые. «Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь». Так писал журнал „Церковь” в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.

Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передан Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы).

Старообрядческая моленная была в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)

Домовая церковь Николая Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7). Расписывал её художник Добужинский.

В доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) была моленная Покрова Пресвятой Богородицы.


Моленная располагалась в этом флигеле

Моленная была в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).

В доме К.Т. Солдатенкова была моленная (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1). Построен дом в середине XIX века архитектором Резановым А.И. Нынешним хозяином восстановлена роспись моленной.

В доме С.П. Рябушинского, известного ещё как музей М. Горького (Мал. Никитская, д. 6) была моленная комната. Её облик в данный момент восстановлен. Дом построен в 1904 г. архитектором Шехтелем Ф.О.


Моленная за двумя маленькими окошками

Домовая церковь Николая Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7). Предполагалась постройка отдельного здания, однако из-за начала I мировой войны и последовавшей революции план осуществлен не был.

Церковь Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)


Фото с сайта pastvu.com Поднятие креста

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).

В доме Ф.Е. Морозовой находились две домовые церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца (Большой Трехсвятский пер. 1-3).

Моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13)

Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.
В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.

Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную «двадцатку», дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII - XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана „двадцатка”. В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.
На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в „золотую пору”, богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.
На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы мы проходим каменный остов. Это бывший храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. (на данный момент восстановлен).

Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова - в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.
После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял „ Мосаттракцион”. Последнее учреждение, находящееся здесь - склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.
На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа.


Дом причта


Певческие палаты

Иноческие кельи


Богадельня Белова

За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. Ныне на месте пруда стадион Завода автоматических линий.(В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются) (как видите на фото, работы завершены).

Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.
Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.

В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)
Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!».

Уже после публикации этой статьи произошло очень важное событие. Успенский храм-колокольня 1 февраля 2015 г. был переосвящен после больших реставрационных работ во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Теперь это единственный в старообрядчестве храм, освященный во имя этого события. Первоначально, 18 августа 1913 года, этот храм был освящен именно во имя Воскресения Христова. С этим посвящением он и был закрыт в 1934 г.
По окончании освящения митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил на вновь освященном престоле храма архиерейскую литургию.

Старообрядческая церковь - чисто русское явление, возникшее в результате раскола случившегося во второй половине XVII века. Оно может служить наглядным пособием к рассуждениям на тему «Личность и история», когда волей одного честолюбца, сейчас бы его назвали «западником», в веру страны на века вносятся кровавые распри. Спустя многие годы признано, что никакой особой прогрессивной составляющей, как и нужды, в не было, а вреда нанесено очень много.

Причина возникновения

Сама старообрядческая церковь, всё, что связано с ней, относится к трагическим, «чёрным» страницам русской истории. Современному человеку трудно понять, почему из-за некоторых изменений в обрядах выжигались сёла, людей морили голодом и предавали мученической смерти. Православные убивали друг друга с особой жестокостью. До тех пор, пока Никон не стал патриархом, он был, скорее, притворялся единомышленником членов «Кружка ревнителей благочестия», во главе которого стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этой организации проповедовались идеи самобытности русского православия. В него входили и Аввакум Петров и Иван Неронов, которых позднее Никон сослал в ссылку, где они приняли мученическую смерть.

Убежденный в своей правоте

В результате реформ, первоначально принимаемых новым патриархом в единоличном порядке, общество раскололось на две части, одна из которых оказала Никону активное противодействие (так, Соловецкий монастырь царёво войско осаждало 8 лет). Такое неприятие патриарха не остановило, он узаконил свои реформы созывом Московского собора 1954 года, который одобрил и утвердил их. Несогласие проявил один-единственный епископ - Павел Колоиенский. Старообрядческая церковь (одно из названий противников реформ) оказывалась вне закона. Никон пошёл дальше - он обратился за помощью к Цареградскому патриарху, от которого в 1655 году тоже получил одобрение. Несмотря на все гонения, сопротивление в обществе нарастало, и уже в 1685 году на государственном уровне царевной Софьей были изданы указы, ставящие старообрядцев вне закона. Начались кровавые преследования, которые продолжались и в правление Николая I.

Умный царь Освободитель

И только при Александре II ярые притеснения прекратились. Благодаря изданным царём «Правилам» старообрядческая церковь легализовалась. Ее последователи получили возможность не только отправлять богослужения, но и открывать школы, выезжать за границу и занимать высокие государственные должности. Но только лишь в 1971 году официальной церковью России признается неправота Соборов 1656 и 1667 годов, на которых старообрядцы предавались анафеме. Главная идея, которой руководствовался Никон, сделать русскую церковь отвечающей духу времени, то есть, привести ее в полное соответствие с греческой. Он мыслил, что, таким образом, Россия органичней впишется в развитые страны Европы. Такие люди всегда были на Руси. Они нанесли и наносят много вреда нашей Родине, втягивая ее западный мир.

Приверженцы веры

В результате вековых гонений русская старообрядческая церковь территориально разместилась на европейском севере России, где и сейчас влияние её довольно значительно. В нашей стране насчитывается до 2-х миллионов староверцев. Это очень внушительное число, превышающее представителей некоторых других конфессий, населяющих Россию. То, что в вопросах веры необходима терпимость - истина. В вере представителей этого религиозного направления суть состоит не в маниакальной приверженности обрядам, а в том, что православная старообрядческая церковь считает себя единственным истинным продолжателем русской церкви, существовавшей до введения «никоновских новин». Поэтому ее сторонники на протяжении веков, несмотря на страшные гонения, отстаивали свою веру, благодаря чему сохранились и дошли до наших дней такие бесценные элементы древнерусской культуры, как утварь, старые рукописные книги, иконы, обряды, пение, духовные стихи и речевая традиция. Целый пласт русской культуры.

Эпоха послаблений

В обеих столицах России после послаблений открылись культовые учреждения старообрядцев. Необходимо отметить, что само движение имеет много разновидностей - поповцы и беспоповцы, которые в свою очередь подразделяются еще на некоторые виды. Однако заветной мечтой большинства старообрядцев было желание иметь своего епископа. Стало это возможно только после 1846 года, с момента рукоположения для старообрядцев греческим митрополитом Амвросием епископов. Произошло это все в Белой Кринице. По имени населенного пункта названа возникшая Белокриницкая иерархия, которая и является современной Русской Православной старообрядческой церковью.

Главный храм

На территории России основным храмом этой деноминации (тип вероисповедания или является Покровский собор (Рогожский переулок, 29). Это главная старообрядческая церковь в Москве. История его возникновения относится ко времени эпидемии чумы (1771), когда кладбища выносились за городскую черту. За Камер-Коллежским валом образовалось старообрядческое кладбище, позднее возник поселок, а через 20 лет довольно богатая община, нуждающаяся в собственной церкви, заказала проект здания самому Матвею Казакову.

Старообрядцы размахнулись широко, но в результате противоборствующих действий митрополита Гавриила вместо громадного пятикупольного храма разрешено было возвести однокупольный, уменьшилась и высота здания. Но русская старообрядческая православная церковь только в 1905 году, в апреле месяце получила свой храм, так как в 1856 году по доносу митрополита Филарета двери церкви на были опечатаны. Открытие храма в 1905 году отмечается старообрядцами как особый праздник.

Новые времена

В России очень много культовых зданий этой деноминации. Так, только в Московской области их до 40, столько же и в самой столице. Русская старообрядческая православная церковь имеет свои молельные дома и часовни почти во всех районах Москвы. Списки их находятся в широком доступе. Нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Корнилий очень тонко выстраивает свои отношения как с официальной церковью, так и с властями, в результате чего он встретился с Президентом страны. В. В. Путиным. Главная старообрядческая церковь в Москве, Покровский храм, является кафедральным собором и резиденцией Патриарха Корнилия. Другое название этой церкви - Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Очень много церквей и соборов старообрядцев названы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что она считается их главной заступницей и покровительницей. Проект храма предусматривал размеры, превышающие Успенский собор Кремля. Приказом Екатерины II они были изменены. Рогожская старообрядческая церковь находится в одноименном историческом районе Москвы, известном под назван

ием которая возникла на левом берегу близь деревни Андрохина в XVI веке. Первый храм из дерева возник здесь в XVII веке, а в 1776 году уже именно купцы-старообрядцы возводят здесь свою первую в Москве церковь (Николая Чудотворца), а потом уже М. Казаковым строится Покровский храм.

Церкви старообрядцев в Санкт-Петербурге

Имеет свои культовые сооружения древнеправославие и Петербург. Старообрядческая церковь старейшей в Северной столице Лиговской общины расположена на Транспортном переулке. Храм, построенный по специальному проекту архитектора П. П. Павлова, был возведен всего за два года, но открытый для прихожан сразу после революции, он тут же закрылся. Возрожденная и зарегистрированная Минюстом в 2004 году, Лиговская старообрядческая община получила свой храм назад в 2005 году. Кроме него в Санкт-Петербурге действуют еще 7 религиозных учреждений Древнеправославной Церкви Христовой.

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.


При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Ранее РПСЦ называлась Белокриницким согласием (или Белокриницкой иерархией) - по названию монастыря в на северной .

Считается, что выделение Белокриницкого согласия произошло в связи с достигнутым в соглашением части старообрядцев-поповцев с Русской Православной церковью. Сохранив свою обрядность, поповцы подчинились местным епархиальным архиереям. Не пожелавшие идти на примирение создали свою церковную организацию. В середине они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (в середине относился к , затем - к , а после войны перешёл к Западной Украине и был разгромлен); в была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии; в настоящее время центр располагается в .

Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует следование православному учению о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие , чин , последование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: «Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть» ().

Одними из важнейших внешних черт православного старообрядчества является содержание трехпогружательного , как таинства, символизирующего умерщвление первородного и рождение нового человека - христианина. А так же: двуперстного крестного знамения, как ; канонической (в противовес иконописи, введённой в ходе реформы ), как символического отражения духовной ипостаси изображаемых лиц и событий священной истории. РПСЦ также содержит старинные богослужебные , монодическое (унисонное) пение и другие черты древнехристианской церковной жизни в том виде, в котором они существовали до . Внутреннее устройство и жизнь Церкви основывается на апостольских и святоотеческих правилах и христианской соборности.

Для сторонних наблюдателей это такие отличия внешних атрибутов старообрядцев от Русской Православной церкви, как крещение двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение «Исус», а не «Иисус» и т. п.

История Русской Православной Старообрядческой Церкви неотделима от истории древнерусской церкви и берёт своё начало со времен князя и . В те годы Русь принимает все евангельские, апостольские и святоотеческие предания, хранимые восточными христианскими церквями. Наиболее близкие связи устанавливаются между молодой Русской церковью и Константинопольской патриархией. Первыми русскими митрополитами были греки. Они, как представители Константинопольской патриархии, наблюдали за благочестием устанавливаемых обычаев и порядков. Сам факт покровительства над русской митрополией говорит о том, что церковное устройство, богослужение, последования таинств и обрядов были приняты русской православной церковью от православного востока. Молодая Русская Церковь становится одной из крупнейших православных церквей мира. Некоторые достижения Русской Церкви были уникальными для того времени. На Руси, впервые на всем православном востоке, была создана печатная .

Церковные реформы, предпринятые патриархом , царём , продолженные при и других , положили начало так называемому Русской Православной Церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь разными внешне и внутриполитическими соображениями, пошли на решительное изменение текста библии, хранимого на Руси семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские формы таинств, священнодействий, были изменены, отменены либо даже подвергнуты проклятиям со стороны церкви. Изменилось и её внутреннее устройство. Был упразднен провозглашенный Символом Веры соборный строй, а церковная вскоре впала в прямую зависимость от государства. Однако не вся Русская Православная Церковь приняла церковно-обрядовую реформу патриарха Никона, хотя несогласные часто жестоко преследовались.

Несмотря на репрессии и преследования, старообрядческая Русская Церковь не только не исчезла, но продолжала оставаться важнейшей частью мирового христианства. По мнению многих исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим классом российского общества. В начале века в России проживало около 1 миллионов старообрядцев . Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце века стали всеобщим явлением. В веке старообрядцами была основана целая система народного просвещения. Только в одной существовало более 200 начальных домашних школ.

Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из экономически активных слоёв общества. Некоторые из современных исследователей уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены Сити (торговой ). В то время как Пётр Первый мечтал о создании русского , старообрядческие монастыри Выга уже имели на своё судоходство и их корабли доходили до . В веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в , районах принадлежали старообрядцам.

По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей, до 60% российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный .

В года прославилось немало старообрядцев. Среди них: - войсковой Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов - основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году. Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались из поколения в поколение. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Благодаря древлеправославным христианам - старообрядцам - до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки.

В наше время Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность дониконовским текстам библии, традициям древнехристианской и древнерусской церкви. Согласно 37 апостольскому правилу в Церкви ежегодно проходят церковные Соборы с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси.