Сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир. Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов) Духовные поиски андрея болконского

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Цель:

  • на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенство-вания;
  • создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болкон-ского);
  • способствовать совершенствованию навыков фи-лологического чтения и анализа художественного текста;
  • пробуждать интерес к духовному миру личности; способ-ствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к ро-ману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа;

характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анали-зируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отноше-ние к герою.

Беседа

Необходимо ли изучение романа JI. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современно-сти вы обнаружили в романе JI. Н. Толстого?

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что JI. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это?

Слово учителя

— Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей ли-тературных анкет: “величайший роман в мире”,— я выбрал бы “Войну и мир”. В романе “Война и мир” сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые зна-чительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Анд-рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие “опоры” русского на-ционального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёх-томная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века” »...

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, сво-бодных от бедности, от невежества и независимых...» — писал JI. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований JI. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жиз-ненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетель-ствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым вну-тренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищу-щие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напо-минает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фи- гур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произве-дения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Жизненный путь и искания героев

— «Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей (их насчитывается более 500). Героев романа нельзя по традиции разделить услов-но на отрицательных и положительных. Автор предлагает другой подход: герои не меняющиеся, застывшие и изменяющиеся.

Такое деление определяется убеждением Л. Н. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы назы-ваем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, текучее вещество».

В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем от-личается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Л. Н. Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хо-рошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительно-сти и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его | лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуа-ция, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть j достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

2. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)

Карточка

♦ Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он уми-рает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия...

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённый от удерживавшего его гнёта жизни, распустился этот цветок любви, ной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не ал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило жить этою земною жизнию. И, чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну ж, тем лучше...

«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечно-му источнику...

Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!»

Ключевые слова

  • Андрей Болконский
  • Вечная любовь
  • Всех любить
  • Любовь мешает смерти
  • Любовь — жизнь
  • Любовь — Бог
  • Вечный источник
  • Смерть — пробуждение

3. Постановка и решение проблемных вопросов

  • Какими тремя понятиями определяется ценность человека?
  • Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?
  • На чём основана семейная близость Болконских?

4.Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея Болконского (в группах)

1-я группа «биографы» князя Андрея — выстроить жизненный путь героя.

2-я группа «наблюдатели» — определить приёмы, используемые автором для развития образа Андрея Болконского.

5.Составление таблицы «Духовные искания Андрея Болконского» (запись в тетрадях)

Духовные искания Андрея Болконского

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустер-лицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, кото-рое он видел и понял»

Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понят-но, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»

Открытие

богат-ства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Встреча с Пье-ром

в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на-чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, но

и вечную, в Бога

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болкон-ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счаст-лив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: “Господи, помилуй меня”»

Встреча с Ната-шей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об-щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским

Эмоциональность Наташи, её искренность и восторг дают толчок к душевному возро-ждению князя

Любовь к Ната-ше Ростовой

Меняет своё отношение к Сперанскому, которого уже начал почи-тать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше? »

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 г.

В армии князь — заботливый и внимательный командир. Он отка-зывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движут не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы

Прощение Ана- толя Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Рас-пустился... цветок любви, вечной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Росто-вой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою зем-ною жизнью»

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способно-го искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

— Нелёгок путь героев JI. Н. Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова дорога чести Андрея Болкон-ского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно даёт-ся ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая всё же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретёт «любовь, которую пропо-ведовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошёл этот путь и дорого заплатил за него — жизнью.

VI. Домашнее задание

  • Подготовиться к исследовательской работе на тему «Путь духовных иска-ний Пьера Безухова» (с опорой на текст романа).

Сочинение.

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Героев книги «Война и мир» можно условно разделить на три категории: «мертвые жизни», статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью; герои, «ощущающие» жизнь, обладающие способностью чувствовать «полноту жизни» настолько, что не видят необходимости в рефлексии, анализе; и герои, ищущие истину, наиболее близкие и интересные Толстому. К таким героям относится кн.Андрей. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий А.Б. становятся его психологические противоречия с петербургским салонным обществом, ***. Начинающаяся война и назначение на должность адъютанта Кутузова увлекли его возможностью осуществления мечты о личном подвиге, который бы его прославил. Примером такого подвига для А.Б. было взятие Тулона Наполеоном. Проникнутость наполеоновской идеей обнаруживается в первых словах кн.Андрея, вступающего в спор с виконтом на вечере у Анны Павловны. Потом, уже став адъютантом, он настойчиво вызывает в воображении ту ситуацию — решающую минуту сражения, его Тулон или Аркольский мост, где он сможет себя проявить. Ночью перед Аустерлицким сражением эта мысль захватывает его настолько, что он готов, кажется, отказаться от семьи, самых дорогих ему людей, «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей», которых он даже не знает. Честолюбие заставляет его осматривать местность и позиции перед сражением, составлять свой план диспозиции. Желание самому быть в трудных местах военных действий вызвано мыслью о том, что «ему-то именно предназначено вывести русскую армию в Австрии из безнадежного положения». Мысль о славе нераздельна с мыслью о торжестве над людьми. Это проявляется в желании принимать наибольшее участие в жизни других людей. Оно видно, скажем, в «особенном оживлении кн.Андрея, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе». Желание быть благодетелем в жизни других людей носит черты того не наполеоновского величия «в госпитале в Яффе, где тот чумным подает руку». Встреча кн.Андрея с капитаном Тушиным и гл. Багратионом готовит перелом в честолюбивых планах. Его представления о героизме, славе сталкиваются с тем героизмом, который он видит в действиях батареи Тушина, т.е. нетщеславным, вызванным сознанием своего воинского долга. Тогда же еще не наступило разочарования в Тулоне или Аркольском мосте. Кн.Андрею только показалось, что «все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся», эгоизм его славы раскрывается ему на Аустерлицком поле после ранения.» Вид высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему облаками» рождает осознание того, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», тишины и успокоения. В тот же вечер, увидев своего кумира, Болконский «думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих». Этот «строгий и величественный строй мысли», поднятый «высоким, справедливым и добрым небом», был тем этапом духовных исканий Андрея, который открыл ему ничтожность интересов, занимавших Наполеона, мелочность его героя, с его мелким тщеславием и радостью победы». И собственные мысли, занимавшие его до сих пор, в сравнении с открывшейся истиной, должны были казаться ***. Вернувшись из плена, Андрею пришлось испытать чувство вины перед женой и ответственность за ее смерть. Когда он уходил на войну, жена «связывала» его (он был убежден, что свобода от брака — одно из условий достижения цели), но разочарование в Наполеоне привело и к чувству вины. После Аустер. кампании кн.Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса.Он поселился в Богучарове, ограничив себя заботами об имении и о ребенке. Это именно самоограничение, которое внутренне ему не свойственно. После того, как кн.Андрей отказался от «наполеоновских идей», которые «не почти, а совсем» погубили его жизнь, он, по его словам, стал «жить для одного себя». В споре с Пьером, который, напротив, пытается в этот период «жить для других», «делать добро» крестьянам, Андрей утверждает, что крестьяне не нуждаются в переменах, их нынешнее состояние для них естественно и потому счастливо. Жизнь для себя не нарушает этой естественности и приносит большую пользу, чем «преобразования» Пьера (или, по крайней мере, не приносит вреда). Кн.Андрей, видимо, не считает направленной деятельностью «для других» те реформы, которые он с легкостью осуществлял в своем имении. В разговоре с Пьером он резко высказал равнодушие по всем внешним событиям мира, но они продолжали его по-прежнему занимать. Окончательное возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Этот очередной этап духовных поисков Болконского подчеркнут известными сценами встречи с «огромным, в два обхвата дубом» на краю дороги. Его хмурый, неподвижный вид вызывает в душе кн.Андрея «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных»: он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, решил, что она уже кончена, «что начинать ничего не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Вынужденная поездка в Отрадное и задержка там, встреча с девушкой, довольной «своей отдельной,- верно, глупой,- но веселой жизнью», случайно услышанный разговор Сони с Наташей,- все это вызвало «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». После второй встречи с тем же дубом, но уже «преображенным, раскинувшимся шатром сочной темной зелени», кн.Андрей вдруг окончательно, беспеременно решил, что «жизнь не кончена в 31 год». «Надо, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, но и чтобы на всех она отражалась». Из вновь возникшего стремления участвовать в жизни людей возникает и жажда активной деятельности. По сути, это те же наполеоновские идеи, только на новом витке, иначе представленные. «Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни». «Дело» привлекает теперь кн.Андрея как способ помочь людям. «Но непременное условие своей деятельности он видит в том, чтобы на всех она отражалась». Поэтому его привлекает сфера государственных интересов, «высшие сферы», где «готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов». Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, «лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным». В фигуре Сперанского он старался искать живой идеал совершенства, к которому он стремился. И легко поверил в него, увидев «разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России». Однако вместе с возвышением Сперанского, «огромное количество людей» кн. Андрей стал считать «презренными и ничтожными существами». «Страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте», было, однако, ослаблено некоторыми недостатками Сперанского, которые «неприятно поражали» кн.Андрея — это слишком большое презрение к людям и «разнообразность приемов в доказательствах» своего мнения. Увлечение реформами, впрочем, почти бессознательно усиливалось, и Андрей занимался составлением законов. Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где кн.Андрей танцует с Нат. Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно становится к «административным» увлечениям Болконского. После бала он замечает, что ужин у Сперанского, на который он был приглашен, ему не интересен. Увидев Сперанского в домашней обстановке, смеющегося, он, возможно, «нашел его слабые, человеческие стороны», которых он раньше не замечал в силу «другого воспитания и нравственных привычек». Кроме того, все, что раньше казалось Андрею «таинственно и привлекательно в Сперанском», теперь «вдруг стало ясно и непривлекательно». Представив себе своих богучаровских крестьян и попытавшись приложить к ним «Права лиц», разработкой которых он занимался, Болконский удивился, «как он мог так долго заниматься такой праздной работой». Разочарования и очередной крайности в мировоззрении Болконского не последовало. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. Присутствие этого мира в Наташе он почувствовал еще в Отрадном и сейчас «находил в нем новое для себя наслаждение». Открытие героем чего-то нового — это очередной этап его поисков. В душе Болконского произошло что-то новое и счастливое», когда он услышал пение Наташа. Хотя он не сознавал, пока, что влюблен в Ростову, вся жизнь представлялась ему в новом свете. Будущее открылось со всеми его радостями; желание пользоваться свободой, силой и молодостью открывает ему новую истину: «Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастия». После помолвки с Наташей кн.Андрей совершает ошибку, согласившись с отцом отложить свадьбу на год. Видимо, он не вполне сумел понять существо Наташи Ростовой. Она привлекла его полнотой жизни, но именно это исключало в ней рационализм, расчетливость в любых ее проявлениях. Она не могла подчиниться заранее заготовленной схеме: подождать год, который даст ей возможность проверить свои чувства до свадьбы. Для Наташи, которой было ценно каждое мгновение, год ожидания был оскорбителем своей пустотой, остановкой жизни. Но жизнь неостановима, она требует движения. Наташа нашла его в бегстве из дома с Курагиным. Для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интересом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Душевной драмой, тем не менее, его философские поиски не заканчиваются, но, наоборот, обостряются. Этому во многом способствует эпоха 1812 года. Кн.Андрей от «высоких сфер», к которым прежде стремился, спускается к народу, поступал служить в полк. Он пришел к пожеланию того, что история делается в полку, с народом и меньше всего зависит от распоряжения штабов. «От нас действительно будет зависеть завтрашний день»,- говорит Андрей Пьеру перед Бородинским сражением. Болконский получает здесь возможность реально участвовать в совершении крупного исторического события, а значит, в изменении судеб многих людей. Это осуществление его наполеоновской мечты, но на другом уровне. Слияние личной жизни и устремлений с общими, которое здесь становятся возможным,- это выражение кутузовского начала. Таким образом, путь кн.А. от наполеоновского идеала к кутузовской мудрости еще раз утверждает толстовскую историческую концепцию о роевой жизни и решающей роли народа в событиях. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавал близость смерти, Болконский думает: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь…» Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, «которую проповедовал бог на земле»: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила кн.Марья». Мысли кн.Андрея во время болезни были деятельнее, яснее, но действовали вне его воли. Они могли оборваться, заменяться неожиданными представлениями. Теперь все его прошедшее представлялось собой здание из иголок или лучинок, воздвигающееся и разрушающееся под звуки равномерно «шепчущей» музыки. Выстроив это здание, сумев удержать его в мысленном равновесии, кн.Андрей понял сущность «божеской любви»: «Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто … не может разрушить ее. Она есть сущность души». Слова кн.Андрея, сказанные Наташе («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде»), подразумевают, что его прежняя — человеческая любовь, соединившись с силой приобретенной, становится «больше» и «лучше». Но следующий этап душевной эволюции Болконского состоит в противопоставлении божеской и человеческой любви и Андрей, вдумываясь в новое, открытое ему начало вечной любви, отрекался от земной жизни: «Всех любить, жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Любовь к земной жизни, временно пробужденная появлением Наташи, терпит поражение в борьбе со смертью. Состояние Болконского, которое Наташа назвала «это сделалось», было проявлением победы смерти над жизнью. Уничтожение преграды между жизнью и смертью одновременно воздвигало преграду непонимания живыми уже «наполовину умершего». Для кн.Андрея сознание отчужденности от всего земного, радостной и странной легкости бытия дало возможность понять и ощутить близость смерти, которой прежде он боялся, а теперь увидел в ней «пробуждение» от жизни, освобождение прежде связанной в нем силы.

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. И. Толстого. В 1856 году Л. Н. Толстой начинает работу над романом «Война и мир» о бывшем декабристе, который возвращается с семьей в Россию из-за границы. Но в ходе работы, автор все более отодвигал действие вглубь истории, пока в конце концов не пришел к выводу, что истоки декабристского движения следует искать в событиях войны 1812 года,

Когда в борьбе с завоевателями объединились все слои русского общества, дворянство и крестьянство сражалось плечом к плечу за освобождение родины. Так возник замысел романа «Война и мир». Первоначально Толстой предполагал написать классический семейнолюбовный роман. Но произведение, вышедшее из-под его пера после шести лет кропотливой работы, оказалось гораздо шире этих условных рамок. Оно стало развернутой панорамой всей русской жизни, на протяжении пятнадцати - двадцати лет. Судьбы отдельных героев автор умело вплетает в общую картину исторического процесса. Но отнюдь не внешние события составляют основное содержание, этого произведения. Главная цель автора - показать духовную эволюцию и духовные искания своих героев,становление их личности, Один из главных героев - Андрей Болконский. В начале романа мы наблюдаем его увлечение Наполеоном. Он разочарован пустотой светской жизни, ее однообразием и бессмысленностью и томится жаждой деятельности. Он женат всего лишь пол года, но уже глубоко разочарован в семейной жизни и в своей хорошенькой куколке - жене, с которой обращается вежливо, но холодно, как с посторонней женщиной. Ища возможности для приложения своих сил, князь отправляет беременную жену к отцу для того, чтобы ехать в армию, чем вызывает у нее искреннюю обиду. Избалованная, привыкшая к обожанию и поклонению маленькая княгиня, обижена тем, что муж покидает ее в таком положении, хотя имеет возможность блестяще устроить карьеру через ее дядю, став флигель-адъютантом. Но князь Андрей мечтает о настоящей военной карьере, о славе. В тот момент он всерьез увлечен Наполеоном, которого считает великим полководцем. Он мечтает о своем Тулоне^ который принесет ему славу и поможет возвыситься. Он верит, что рожден для подвига. В мечтах он видит, как армия попадает в трудное положение, а он спасает ее и выигрывает войну. Но следует заметить, что для князя Андрея стремление к славе - это не эгоистичное побуждение, а наоборот, благородная потребность служения обществу. Именно она заставляет Болконского подхватить падающее знамя и кинуться вперед навстречу врагу. Вот он - его Тулон, долгожданный момент подвига, о котором он мечтал. Но, как ни странно, в этот момент герой не ощущает особого душевного подъема, наоборот, в глаза ему бросается что-то мелкое, второстепенное. Потом он падает раненый вместе со знаменем и перестает замечать что-либо вокруг. Он не заметит даже похвалы своего вчерашнего кумира - Наполеона. Он увидит лишь высокое небо над головой и поразится тому, что не видел его раньше. И все его мечты и честолюбивые замыслы покажутся Андрею Болконскому пустыми и мелочными. Здесь, под высоким небом Аустерлица откроется ему смысл истинных ценностей и истинного счастья. Залогом этого счастья для него становится семья - жена, любовь к которой вновь возродится в его душе, и будущий сын. Теперь уже он считает свое презрение и холодность к жене жестоким и несправедливым. Он возвращается с твердым намерением все исправить. Но застает жену при смерти и тяжело страдает от вины перед ней, от того, что «оскорбил близкое и дорогое существо, и знаешь, что ничем загладить нельзя…». После смерти жены Болконский убеждается в несбыточности своих надежд на счастье и живет тихой домашней жизнью, наполненной заботой о сыне.

Но постепенно Андрей пробуждается к новой жизни. И понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Ему открылась новая истина. Он хочет, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Он вновь стремится жить для других. И свою роль в его пробуждении сыграла встреча с Наташей Ростовой. Он впервые увидел ее в Отрадном. И ему стало отчего-то больно, что он совсем чужой для этой тоненькой черноглазой девочки, и ей дела нет до его существования. И вот он вновь в Петербурге, в центре подготовки гражданских реформ. Здесь происходит его новая встреча с Наташей. И после нее он вдруг понимает, что его абсолютно не занимает законодательная деятельность, а вещи, еще вчера казавшиеся важными, пусты и не интересны. С Наташей связано возрождение его надежд на счастье. Но, несмотря на все попытки сближения между ним и Наташей останется какая-то отчужденность. Не случайно княжна Марья не поверит в известие о помолвке брата, а старый князь открыто воспротивится этому браку и потребует отсрочки. А для старой графини Ростовой Болконский будет «чужим и страшным для нее человеком» несмотря на искреннее стремление «любить его как сына». Жених так и останется закрыт и таинственен и для самой Наташи. И хотя это придаст их отношениям особую романтичность, разделяющая их дистанция, в конечном счете разведет их в разные стороны. Наташа, в ее стремлении к свободе, изменит жениху, согласившись бежать с Анато-лем, пустым и эгоистичным человеком. Князь Андрей не так давно наставлявший Пьера в необходимости простить развратную и не способную на искреннее чувство женщину, сам не может простить увлечения неопытной девушке. То, что Наташа с легкостью променяла его на пустого хлыща, стало для него крахом всех иллюзий. Этот крах усиливает начавшаяся война, вторжение в Россию французов и разорение его родного гнезда. И вот он снова в рядах армии, но он по-прежнему, как бы и вне общей массы.

В момент смертельного ранения, когда рядом с ним вертится готовая взорваться граната, князь Андрей ощущает острый прилив любви к жизни. Он с завистью смотрит на траву и полынь. А затем, узнав в окровавленном и рыдающем раненом своего врага Анатоля, он испытает чувство сострадания и даже любви к нему. Но эта абстрактная христианская любовь к врагу, по сути, означает его прощание с жизнью. Удержать его может лишь иная любовь - земная, мирская - любовь к женщине, которая возрождается в нем, после новой встречи с Наташей Ростовой. Но в этом поединке чувств побеждает идеально-абстрактная христианская любовь, то есть фактически побеждает смерть.

Несмотря на все предпринятые попытки, Андрей Болконский так и не смог преодолеть свою отчужденность от жизни, не смог слиться с ней, как не смог он барахтаться вместе с солдатами в грязном пруду. Не захотел стать таким же «человеческим мясом». Князь Андрей умирает не от раны. По всем медицинским показателям он должен был остаться жить. Но, как чутко подметит сердцем Наташа: «…он слишком хорош, он не может, не может жить…». Герой действительно не может жить, потому, что все его духовные поиски и метания в конечном счете ни к чему не приводят. На протяжении всей жизни он последовательно утрачивает веру в то, что на тот момент кажется ему значимым. Под конец ему открывается единственная истина христианской любви и прощения, которой пыталась научить его княжна Марья, и которая теперь все дальше уводит его по пути к смерти.