Схемы современные методы географических исследований. Методология географической науки

1. Метод науки

Метод - прием достижения цели, образ действий или способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытие его сущности, познание его законов. Методы означают совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний.

Методология науки - вся система методов, подходов и принципов получения новых знаний, их структура, своеобразие логики исследования в географии. В зависимости от объектов исследования и масштаба обобщений различают уровни методологии:

Всеобщий - охватывает все науки (диалектический метод - метод познания)

Общенаучный - отдельно для естественных и гуманитарных наук

Методология научных систем - географические системы наук

Методология конкретной науки - методы географии экономики России

Методика - конкретное воплощение метода, специально разработанная техника и процедура его реализации в процессе организованного взаимодействия субъекта и объекта исследования. Методика включает совокупность приемов получения, уточнения или проверки научных данных.


2. Подходы к изучению географии. Виды подходов

Подходы - совокупность приемов и способов изучения географии как науки. Это более широкие понятия, чем методы, в основе которых лежат принципы, позволяющие определенным образом выстраивать и нацеливать частные методы.

Виды :

Хронологический - территориальный подход, один из самых важных подходов, который нацеливает методы на выявление территориальных различий, а также особенности пространственного размещения и взаимодействия географических объектов. В зарубежной литературе чаще применяется понятие геопространство или место, район, в отечественной школе - территория. Хронологический принцип основывается на взаимосвязи пространств, свойств и отношений географических систем.

Исторический - определяет использование методов, которые выявляют изменения объектов во времени. С ним связано формирование двух научных направлений:

Палеогеографическое (прилагается к исследованиям доисторического прошлого географической оболочки)

Историко-географическое (соотносится со спецификой географических процессов определенного исторического периода развития человеческого общества)

Системный (синергетический) - синергетика - учение, основанное на идеи системности мира и научных знаний о нем. Система - совокупность и сочетание взаимосвязанных объектов (элементов) с присущими им свойствами и отношениями, которые образуют определенную целостность и характеризуется относительной устойчивостью. Это ведущее направление развития всех без исключения наук, но в географии его применение наиболее важно, т.к. сама наука и ее объекты исследования системны. Системный подход требует соблюдения следующих принципов:

Целостность

Связь

Структура и организация

Управление

Уровни иерархии

Примером системного подхода в географии может служит комплексное изучение стран, районов, отраслей, промышленности, природно-территориальный комплекс (ПТК), территориально-производственный комплекс (ТПК)

Аналитический - разделение объекта изучения на составные части, т.е. наиболее сложные системы подразделять на менее сложные подсистемы

Типологический - нацеливает методы на выделение наиболее существенных черт, сходство и различие в изучаемой географической конкретике, прежде всего использует сравнительно-географический метод (социально-экономическая типология стран мира)

Экологический - связан с массовым экологическим движением, направленным против ухудшения окружающей среды в результате антропогенной деятельности. В связи с этим недавно появились новые научные направления: геоэкология (изучает проблемы, связанные с ухудшением среды обитания в результате деятельности человека), экологическая география (изучает географическую среду в целях решения экологических проблем)

Проблемный - нацелен на изучение наиболее значимых проблем современности: проблемы мира и разоружения, проблемы экологии, демографические проблемы, проблемы использования мирового океана, энергетическую проблему, сырьевую, продовольственную.


3. Метод моделирования

Моделирование представляет собой процесс воспроизводства модели объекта явления или процесса с целью решения поставленной задачи определенными методическими приемами для контроля за результатами исследования и их реализацией. Моделирование выполняет роль необходимого инструмента в географической науке. На планетарном уровне существует следующая классификация моделей: имитационные, концептуальные и промежуточные. Имитационные модели составляются для представления динамики изменения явлений, например, климата. Концептуальные или методические модели предназначены для демонстрации правдоподобности процессов и формируются на основе общего понимания обратных связей. Модели промежуточной сложности необходимы для имитации взаимодействия среди процессов в природной системе.

В географии различают следующие основные модели: словесные, картографические, структурные, графические, математические, натурные. Модели могут быть также комбинированными: математико-картографическими, математико-графическими и др.

1. Словесные модели представляют собой описание геосистемы с помощью средств языка.

2. Картографические модели - это географические карты вместе с нанесенной на них ситуацией определенного содержания и назначения.

3. Структурные модели (схемы) весьма часто применяются при классификации объектов, систем, процессов по определенному признаку или для передачи последовательности процессов при изучении генезиса, эволюции объекта или системы

4. Графическая модель представляет собой график с нанесенными на него результатами исследований в виде точек, линий и с помощью других способов отображения.

5. Математические модели представляют собой абстрактное описание объектов, явлений или процессов с помощью знаков (символов).

6. Натурная модель представляет собой имитацию природного объекта или явления в виде макета.

Таким образом, модель служит средством познания оригинала и отражает наиболее важные его свойства.


4. Принципы и средства географии как науки

По принципу возникновения (исторический принцип):

Традиционные методы географических исследований (наблюдение, описание): § картографический метод (изучение карт, картосхем) § статистический метод (использование и обработка статистических данных) § историко-географический метод § сравнительно-географический метод (выявляет сходство и различие географических объектов для их классификации и прогнозирования)Современные методы географических исследований: § аэрокосмический метод § метод моделирования (создание аналога изучаемого объекта и последующее его исследование) § географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем) § геоинформационный метод (создание банков данных на основе информации, полученной из разных источников)

По принципу использования:

Общие географические методы: § описательный § картографический § сравнительно-географический § количественный § аэрокосмический § геоинформационный § моделированияЧастные географические методы: § физической географии (геохимический, географический, палеогеографический) § социально-экономической географии (специализации, изучения эффективности производства - сельского хозяйства или промышленности, множество социальных методов - анкетирование, соц. опрос, интервьюирование)

По принципу существа:

Эмпирические методы (эмпирия - видимая сторона) - позволяющие получить знания с помощью органов чувств. Это знания, полученные на основе опыта, по-другому эти знания называются опытными и практическими: § наблюдение - получение первичной информации об изучаемом объекте и измерении количественных показателей, он считается самым древним методом, правильно выстроенное наблюдение предполагает наличие плана и приведение результатов к формально полученным данным. § экспедиционный (полевой) - с ним связан сбор научных фактов, полученных в полевых условиях при прохождении определенных маршрутов, составление профилей и описание ключевых участков § метод стационаров - изучение в течение длительного времени изменений явлений на одном и том же месте § аэрокосмический метод - использование аэрофотоснимков или космоснимков § балансовые методы - расчетные методы для анализа, прогнозирования и планирования развития геосистем § камеральные методы - обработка результатов наблюдения. Экспериментальные методы (междисциплинарные) - отличаются от наблюдения тем, что предполагают специальную организацию ситуаций исследования и активное вмешательство в нее исследователя.§ эксперимент - воспроизведение объектом в специально созданных условиях осуществляемое для проверки гипотез, выделяют два типа: Ø натуральный эксперимент - связан с организацией направленных воздействий на природные систем и изучение реакций этой системы Ø модельный - осуществляется на аналогах определенных природных систем (модели) § математические методы - применяются во всех естественных и социальных науках для получения количественных показателей. Чаще всего в географии применяется теория вероятности и методы математической статистики § геохимические методы § геофизические методы. Теоретические методы - предполагают мысленное взаимодействие исследователя с моделью изучаемого объекта исследования§ индукция - путь построения исследования путем обобщения имеющихся данных, метод восхождения от частного к общему § дедукция - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному § моделирование § аналогий - выявление сходств в предметах и явлениях для последующего сравнения. Методы интерпретации и обобщения - характеризуется тем, что субъект исследования оперирует знаково-символическими представлениями об объекте в виде терминов, понятий, суждений, теорий, законов § методы эмпирического обобщения Ø сравнительно-географические, выполняют несколько функций: определяют ареал сходных явлений и предметов, разграничивают близкие предметы и явления, важен и широко применим в страноведении при анализе изолиний Ø систематизация - упорядочение предметов и явлений в любом аспекте (формальном, внешнем, внутреннем), предполагает разделение всей совокупности предметов, связанных известным сходством путем ранжирования. В географии наиболее известны такие системы, как классификация, таксономия (классификация по иерархии), типология (классификация исходя из качественного признака), районирование Ø сравнительно-исторический метод Ø генетический метод - предполагает изучение происхождения предмета и явления, исходя из источников развития географических объектов (генезис, т.е. развитие рельефов, почв, ландшафтов, социально-экономических объектов) Ø палеогеографический метод Ø диохранический метод - использует исторические факторы (изучение исторических текстов, карт) для определения общих тенденций развития географических объектов за определенное историческое время § методы теоретического обобщения направлены на формирования понятийного аппарата теории Ø абстракция: абстракция отвлечения - у сложных объектов познаются отдельные стороны с последующим их синтезом; абстракция обобщения - образует понятия, законы и теории путем устранения случайного и несущественного Ø формализация - сущность обобщения, в результате которого появляется новая модель формального уровня, которая отражает лишь форму предмета или явления, знание предстает в идее символов: графиков, диаграмм, профилей, блок-схем, карт.


5. Метод описания

Самый древний метод, с которого связано само возникновение географии.

История развития

1 период Древний мир, средние века, раннего нового временив географии преобладает эмпирическое описание, т.е. что вижу о том и пишу. Яркий пример такого описания - описания Геродота, Эратосфена, Страбона, Марко Поло. Со времен Великих Географических Открытий описания мало изменились, усилилась только их фактологичность, всех путешественников и первооткрывателей новых земель причисляют к выдающимся географам.2 период18 векОсуществляется переход от эмпирического описания к научному, т.к. в кругосветных и другие крупных путешествиях стали участвовать ученые и естествоиспытатели. Примером служат труды Татищева (Урал), Крашенинникова3 период19 - первая половина 20 векаНаучные описания получают широкое распространение, наблюдается рассвет применения географического описания это связано с образованием во многих странах научных географических школ (немецкая - Гумбольдт, французская - Элизе Реклю, русская отечественная - Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Миклухо-Маклай)4 периодвторая половина 20 века - наше времяВ это время наблюдается постепенная утрата мастерства географического описания, связано это с тем, что науке требуются полноценные комплексные данные, а география того времени ограничена аналитическими сведениями отдельных элементов природы. Баранский отмечал две причины резкого сокращения хороших географических описаний: переход от описательного стиля к аналитическому и недооценка литературной формы географических описаний

В настоящее время наблюдается возрождение метода географического описания, что объясняется новым повышенным интересом к страноведению, развитию внутреннего и внешнего туризма. Сейчас все описания проводятся комплексно, наиболее это проявляется в результате создания ландшафтных карт. Создание ландшафтных карт предполагает характеристику физико-географического районирования. Наиболее интересно и показательно проводить комплексное физико-географическое описание территории на выбранных точках наблюдения, для этого используется следующий план:

Устанавливается географическая привязка точки наблюдения (ближние ориентиры, направления и расстояния)

Геологическое и геоморфологическое наблюдение (геологические наблюдения носят вспомогательный характер, выделяются пласты, характер залегания, включения, геоморфология - описание мехоформ, генетичнеский тип рельефа: для холмистого рельефа - размер, форма, протяженность, высоты, экспозиция и т.д., для равнин - относительное превышение, для речных долин - форма, ширина, глубина и т.д., в заключении дается характер антропогенной измененности рельефа и трансформации)

Почвенные наблюдения (для описания почв необходимо закладывать почвенные разрезы: шурф или прикопка, после чего делается зарисовка и определяются генетические горизонты, механический состав, влажность, окраска и т.д., почле чего дается название почвы)

Геоботанические наблюдения (закладывается геоботаническая площадка - для леса 20х20 м, для луга - 10х10 м, для болота 1х1 м, описывается видовой состав, ярусность, мозаичность (горизонтальная неоднородность), каждое растение род и вид, собирается гербарий, завершается наблюдение названием растительной ассоциации по доминирующим двум или трем ярусам).

Геоэкологическое наблюдение (изучает антропогенное воздействие, их характер и последствия, а также уточняются границы антропогенных объектов, сельскохозяйственных угодий, дорог, ЛЭП, свалки мусора, фермы, коровники и т.д., кострища, и определяются современные неблагоприятные процессы: эрозия почв, заболачивание или подтопление, вытаптывание растительного покрова, оценивается качество поверхностных вод по ее прозрачности, цвету, запаху. Для почв по наличию масляных пятен, запаху, другой растительности: по усыханию и повреждению листьев, иголок хвои, появлению сорных видов, угнетенное состояние сельхоз. посевов, в заключении делается вывод о геоэкологическом состоянии.

Физико-географическое описание может включать и другие наблюдения: микроклиматические, гидрологические, гидрохимические

В заключении составляется полевая карта, которая включает в себя описание нескольких точек наблюдения с уточнением границ. Она может быть составлена в полевых условиях, а следовательно на месте дорабатывается и составляется легенда.


6. Картографический метод

Специфический метод географии т.к. география наука территориальная. О значении этого метода говорил Баранский:

Карта - это альфа и омега географии, ее начало и кнечный момент

Карта - стимул к заполнению пустых мест

Карта - средство к выявлению географических закономерностей

Карта - необходимый посредсник между крайнеограниченном в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадными размерами объектов географических исследований поверхности Земного шара

Карта - второй язык географии

Карта - один из критериев географичности

Суть картографического метода заключается в том, что карты используются для изображения на них явлений. Современное назначение картографического метода физической географии - ландшафтные карты, социально-экономической географии - карты, отражающие различные количественные характеристики объектов для оценки факторов размещения.

В страноведении карта помогает создать образ территории страны, т.е. ее портрет. Этот метод предполагает стадии:

Получение информации

Обработка и построение карт

Изучение карты, ее анализ и извлечение информации

Использование полученной информации для выводов, рекомендаций и прогнозов

Для карты важно не только правильность составления, но и чтобы она работала, т.е. давала информацию. Виды аналитического применения метода:

1. Визуальный анализ карт

2. Картометрический метод измерение геометрических объектов: площадь, расстояние

3. Географический анализ (построение профилей, графиков, диаграмм)

4. Статистический анализ карт

5. Анализ при преобразовании карт (генерализация, составление проекций)

6. Математический анализ карт


7. Сравнительно-географический метод

Традиционный исторически применяемый с давних времен, в настоящее время один из самых распространенных. История развития:

1. Основы метода были заложены в древние времена (Геродот, Аристотель). В средние века в связи с общественным застоем науки методы были забыты.

2. 17-18 вв. Гумбольдт заложил основы современного сравнительно-географического метода, применив его для изучения связей между климатом и растительностью. Его выражение точно характеризует этот метод: «Сравнивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результат этих сравнений благодарная хотя и трудная задача общего землеведения»

3. В современное время сравнение является одним из универсальных методов географии и является специфическим логическим приемом.

В сравнительно-географическом методе различают две последовательные операции:

операция отождествления (нахождение общих признаков)

операция различения (нахождение разных черт)


8. Математические методы

1.Отношение к математическим методам в географии неоднозначно у различных исследователей. Первые опыты применения математики в географии относятся ко временам Эратосфена, когда существовала и использовалась в качестве термина математическая география.

1. Средние века и даже времена Великих географических открытий не породили теорий, влекущих на путь математизации географии.

2. Конец 50-х - 60-е гг. прошлого века - расцвет математизации. Множество географов работают под лозунгом: «Математические методы решают все».

Математические методы позволяют создавать особые описания географических явлений и процессов - их математические модели. Суть математического моделирования заключается в абстрагированном и упрощенном отображении действительности логико-математическими формулами, передающими в концентрированном виде сведения о структуре, взаимосвязях и динамике исследуемых географических явлений.

С точки зрения географии, можно выделить три разновидности моделей:

1. математические модели, строящиеся без учета пространственного координирования явлений, и результаты, реализации которых не подлежат картографированию;

2. модели, в которых результаты картографируются, но пространственный аспект не учитывается на этапе реализации математических алгоритмов;

3. модели, в которых без учета пространственного положения явлений невозможно реализовать математические расчеты.

В географии широко распространилось имитационное моделирование. Также используются оптимизационные модели. Часто применяется транспортная задача линейного программирования.


9. Аэрокосмические методы

Космические методы - это методы изучения структуры и развития географической среды по материалам космической съемки, полученным с помощью регистрации отраженного солнечного и искусственного света и собственного излучения Земли с космических летательных аппаратов. В основе географических исследований с помощью космических методов лежит теория оптических свойств природной среды, обусловленных взаимодействием солнечного излучения с географической оболочкой. Дешифрирование снимков основано на использовании корреляционных связей между параметрами географических объектов и их оптическими характеристиками.

Космические снимки земной поверхности являются моделями местности, отражающими реальную географическую ситуацию на момент съемки. Наиболее ценными их свойствами являются:

1) комплексное изображение ландшафтной структуры, включая основные природные и антропогенные компоненты;

2) широкий спектральный диапазон съемки, о чем сказано выше;

3) высокая обзорность снимков;

4) большое разнообразие масштабов съемки;

5) различная периодичность съемки - от десятков минут до десятков лет; многократное покрытие съемкой земного шара.

Космические методы удачно дополняют традиционные наземные и аэрометоды. Наиболее широко дистанционная съемка применяется в физической географии. В почвоведении по космическим снимкам успешно устанавливают пространственную дифференциацию почвенного покрова и проводят его картографирование, определяют многие параметры почв, такие, как гумусность, механический состав, засоленность, влажность, температура. В ландшафтоведении космические методы широко применяют при изучении и картографировании пространственной структуры, сезонной ритмики и многолетней динамики ландшафтов, в палеогеографических исследованиях.


9. Геоинформационный метод

Начал развиваться более 30 лет назад. Исторически геоинформачионные системы в современном их развитии на базе информационно-поисковых систем и позднее картографических банков данных. Сначала происходит автоматическое создание карт, с дальнейшим включением сюда блоков математического и картографического моделирования и автоматического воспроизведения карт. Классификация ГИС:

1. по территориальному охвату (общенациональные, региональные и т.д.)

2. по цели (многоцелевые, специализированные, информационные справочники, для планирования и т.д.)

3. по тематической ориентации (общие географические, отраслевые и т.д.)

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методы (способы) географических исследований формировались на протяжении тысячелетий. Они развивались вместе с наукой. На каждом этапе эволюции географической мысли появлялись все новые и новые приемы познания географического мира. Первым методом, с помощью которого человек по­знавал окружающий мир, был описательный метод. Наука география первоначально возникла как описание различных местностей, их природы, населения и хозяйственной деятельности человека. Об этом первом этапе развития напоминает само название науки – география. На протяжении многих столетий география оставалась в основном наукой описательной. За это долгое время было накоплено огромное количество сведений о рельефе, климате, водах, животном и растительном мире, населении известных людям регионов Земли. Первоначально описания земель составлялись не столько торговцами, воинами и даже людьми, слу­чайно оказавшимися на чужбине. Чаще всего описания неизвестных земель были не только неточные и сделан­ные без всякой цели и системы, но и фантастические, сделанные на основе слухов и легенд. Описания были либо устными, либо письменными, но во всех случаях искажались людьми, делавшими описание земель (были субъективными).

Главными вопросами, которые решались при описании, были: что описывается (остров, долина, горы...), каков предмет описания (размер, форма, цвет...) и, обязательно, где находится предмет? Последний воп­рос один из основных в географии. Вы уже знаете, что первобытные люди могли лаконично и безошибочно показать местоположение объектов с помощью пиктографических схем- «карт», простых рисунков и картосхем на коже и дереве.

Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объек­тов на земной поверхности появляется особый (географический) способ отражения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно Н. Н. Баранский назвал карту «вторым языком географии». С карты начинается и картой заканчивается географическое исследование. С помощью карты можно «объять» разом всю поверхность планеты.

Тысячелетия тому назад появился экспедиционный метод изучения мира. Все, что люди узнавали о новых землях, они получали во время путешествий, военных экспедиций. С помощью этого метода преумножались знания о разнообразии природных и социальных компонентов мира. Морские экспедиции и путешествия на суше и теперь остаются одним из основных источников географической информации. Значение географических экспедиций в истории человечества настолько велико, что даже целая эпоха развития общества названа эпохой Великих географических открытий! В ходе экспедиций наблюдаются и описываются различные природные явления, хозяйство, население территорий. Наблюдение – один из общенаучных методов, использующихся и в физике, и в химии, и в биологии. Для географа умение не только видеть, но и наблюдать – одно из важнейших. В эпоху НТР огромную роль в географии играет наблюдение и оценка состояния окружающей среды под воздействием человеческой (антропогенной) деятельности, с целью рационального использования природных ресурсов и: охраны природы – мониторинг окружающей среды.

Помимо наблюденния в географии очень широко используется метод измерения. Данный метод также, относится к общенаучным. Географы пользуются им с античного времени, хотя измерениями на поверхности Земли расстояний между предметами люди занимались задолго до появления науки. Вершиной использования этого метода в античную эпоху стало измерение Эратосфеном размеров Земли, причем достаточно точное. Эратосфен был одним из основателей математической географии, использования количественных (математических) методов в географии. Первоначально это был количественный метод описания, позднее появились методы матемапшческого анализа, позволяющие выявить разнообразные географические закономерности.

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).

Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов - камеральных (от лат. camera - комната, казна) - географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа - экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы - первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый - географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное - с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.

География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.

Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.

Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные - отбрасываются.

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.

Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).

Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.

К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.

Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования - этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor - предупреждающий) - это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке - в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.

Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов - разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция - это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.

Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.

Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Сравнительно-описательный метод -- самый старый в физической географии. Он был и остается впредь не просто основным, но главным методом всей географической науки. Недооценка некоторыми учеными этого метода проистекает из поверхностных представлений о нем и о существе географии.

А. Гумбольдт (1959) писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений -- благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения. Сравнение выполняет несколько функций: определяет ареал сходных явлений и предметов, разграничивает на первый взгляд близкие предметы и явления, делает через систему образов знакомым незнакомое.

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии -- изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количества осадков в единицу времени), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении, где требует просто-тоты и ясности изложения. Здесь, однако, этот метод долгое время ограничивался ответами на два вопроса: что, где?, тем самым давая обоснованный повод к тому, чтобы видеть в географии чисто хорологическую (от греч. choros -- место, пространство) науку. B настоящее время сравнительно-описательный метод должен включать ответы по крайней мере на пять вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях? Когда означает время, исторический подход к изучаемому объекту; в каком состоянии-- современную динамику, тенденции развития объекта; в каких взаимосвязях -- воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние последнего на объект.

Приведем образец применения сравнительно-описательного метода-- описание влажного тропического леса Явы на высоте около 2000 м, принадлежащее А. Н. Краснову: «Издали такой лес не представляет ничего особенного. Это по внешности тот же широколиственный лес умеренной полосы. Достойно внимания то, что и здесь не видишь никогда тех пальмовых крон, которые рисуются при мысли о тропиках. Пальмы в ландшафте лесов фигурируют только в жаркой нижней зоне: выше мы видим только ротанги, аре-ки и им подобные ютящиеся в тени других дерев породы. Масса леса образована лиственными деревьями, и между ними, на фоне опушек, резко выделяются бело-серые стволы Liguidambar, этого характернейшего из деревьев девственных лесов Явы. Фон листвы лесов представляет или бесконечные варианты типа глянцеватого кожистого фикуса, или нежного перистого листа мимозы. Но зато очутившись под самою сенью леса, не только турист, но и самый опытный ботаник становится в положение деревенского мальчика, впервые попавшего в большой шумный столичный город. Не знаешь куда смотреть: внизу на земле, на уровне с головой, выше на стволах,-- везде масса растений, бесконечно разнообразных, одно причудливее другого. Деревья не образуют, как у нас, общего свода. Над кустами, едва превышающими человеческий рост, возвышаются полудеревья; их кроны скрыты за деревьями роста наших лип; их покрывают деревья еще более высокие, над которыми, как шатры, распростерты ветви исполинов, уже совершенно не видных через покровы этого четырехэтажного леса...

Понятно, что под четвертым сводом -- сырость и полумрак, как под сводами таинственного храма. Как громадные паникадила какого-нибудь собора висят над вашей головой, свесившись на тонких лианах или прикрепившись к стволу, как исполинские гнезда, цельнолистовые розетки папоротника Aspidium nidus avis. Растительность этого пояса леса не похожа на нашу. Здесь вы не найдете на земле цветов нежных и благоухающих или чарующих взор красотою венчика. Везде одна только зелень нежной тонкой ваи папоротника, то маленького и изящного, приютившегося к стволу дерева, то громадного, древовидного, способного своею из земли поднимающуюся ваею покрыть человека, то поднимающегося как у пальмы венец вай на высоком чешуйчатом стволе» К

Экспедиционный метод исследования называют полевым . Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на который только и может развиваться теория.

Экспедиции как метод сбора полевого материала берут начало с античных времен. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетнее путешествие, давшее ему необходимый материал по истории и природе посещенных стран. В частности, без посещения Скифии-- причерноморских степей -- он не сумел бы сообщить много точных подробностей о ее природе -- равнинности, безлесии, суровости климата. 24 года (1271--1295) длилось путешествие итальянца Марко Поло в Китай.

Эпоха Великих географических открытий конца XI--XVII вв.-- это ряд самоотверженных полных лишений экспедиций в поисках новых земель, расшифровки белых пятен на географической карте (путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гамы и др.). В один ряд с ними следует поставить Великую Северную экспедицию в России (1733--1743). Она даже по современным меркам представляется грандиозным мероприятием, поражающим количеством участников, разнообразием и объемом поставленных задач. Во время Великой Северной экспедиции, известной еще под названием Второй Камчатской, была изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого Океана от Карского моря до Восточно-Сибирского, нанесена на карту крайняя северная точка Азии -- мыс Челюскин.

Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768--1774 гг. Они были комплексными, в задачу их входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории -- Европейской России, Урала, части Сибири. В составе экспедиции принимали участие П. С. Паллас, И. И. Лепехин, С. Гмелин и другие выдающиеся ученые.

1 Краснов А. Н. Под тропиками Азии. M., 1956. С. 52---53.

Преданность науке, мужество, способность видеть в природе главное, новое и взаимосвязанное, талант писателя-прозаика -- черты лучших представителей большой армии географов-путешественников. Научные отчеты Н. М. Пржевальского (1839--1888), исследователя Центральной Азии, Д. Ливингстона (1813--1873), первооткрывателя озер и рек Южной и Восточной Африки, полные трагизма последние дневниковые записи Роберта Скотта (1868-- 1912), замерзшего на обратном пути от Южного полюса, как и труды многих других путешественников, читаются на одном дыхании, никого не оставляя равнодушным.

о мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными, с ограниченным кругом задач. При этом часть вопросов, решавшихся ранее географами, отошли к геологии, биологии, геофизике. Тем не менее многие экспедиции советского периода, будучи междисциплинарными по составу участников, включавших геологов, климатологов, гидрологов, ботаников, зоологов, были по существу комплексными географическими. Таковы экспедиции Совета по изучению производительных сил (СОПС), находящегося до 1960 г. при Президиуме АН СССР. В комплексных экспедициях СОПСа по изучению Кольского полуострова, Каракумов, Башкирии, Якутии, Тувы и других районов принимали участие многие институты Академии Наук.

У части исследователей возникло сомнение в возможности проведения в поле комплексных географических исследований одним лицом. Их выполнение под силу якобы только целому коллективу узких специалистов, а на долю географа остается роль организатора работ, ответственного за синтез собранного другими материала. Не отрицая за географом подобной организаторской функции в тех случаях, когда это возможно, обратим внимание на другое -- физи-ко-географ может и обязан вести, подобно другим узким специалистам, собственные полевые исследования, причем такие, которые не может выполнить за него никто иной. Выявление, картирование, анализ межкомпонентных связей ландшафтных комплексов -- круг задач, решаемых физико-географами в полевых условиях. Выполнить эти задачи может лишь специалист с серьезной и широкой подготовкой. Но не следует при этом и преувеличивать трудности, не думать, что ландшафтовед в одном лице обязан совмещать геолога, климатолога, ботаника, зоолога, гидролога, почвоведа. Он должен оставаться специалистом сравнительно узкого профиля, владеющего методикой изучения природно-территориальных комплексов.

Современные географические экспедиции, с участием узких ланд-шафтоведов или без них, имеют междисциплинарный состав с тенденцией, не всегда реализованной, к комплексности. Особый интерес представляют корабли науки, бороздящие Океан под флагами разных стран. Это даже не лаборатории, а целевые научные институты, оснащенные самой совершенной аппаратурой по изучению водного и воздушного океанов. Судно «Академик Мстислав Келдыш», один из советских кораблей науки, обладает автономностью плавания около 20 тыс. миль.

В Центральной Арктике, на многолетних льдах, непрерывно дрейфуют, сменяя одна другую, научные станции «Северный Полюс». Начало им было положено в 1937--1938 гг. дрейфом отважной четверки, вошедшей в историю под названием папанинцев (И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов).

В послевоенные годы происходит активное научное наступление на материк Антарктида. Окраина ледяного материка покрывается сетью научных станций СССР, США, Великобритании, Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Аргентины, Чили, ЮАР. Из шести действующих (1986) в Антарктиде советских станций в наиболее экстремальных условиях находится «Восток». Она расположена в Восточной Антарктиде на высоком ледниковом плато (3488 м) в районе магнитного и земного полюса холода.

Будучи междисциплинарными, с высоким удельным весом геофизиков, геологов, биологов и других специалистов, морские, арктические и антарктические экспедиции вносят неоценимый вклад в познание строения и динамики географической оболочки и ее ландшафтной сферы. Приходится признать, однако, что географический синтез не всегда успевает за новыми фактами и открытиями, полученными в ходе экспедиций смежными с географией подразделениями науки.

Разновидностью экспедиционного (полевого) метода являются физико-географические стационары. Инициатива создания их принадлежит А. А. Григорьеву. Первый стационар -- Тянь-Шанская высокогорная станция -- была открыта Институтом географии АН СССР в 1945 г. Стационаров до сих пор немного. Устоявшихся программ физико-географических стационаров не выработано. Первоначально они ограничивались изучением геофизики ландшафта (радиационный, тепловой, водный балансы), позднее с включением в программу биотического компонента -- потеряли качественную грань, отделяющую их от биогеоценологических стационаров.

Полезность физико-географических стационаров в развитии географической теории бесспорна, но пока результаты этих исследований не выходят на практику и ожидать в ближайшее время развития широкой сети их, аналогичной, скажем, сети стоковых станций, нет оснований.

Полевые исследования физико-географа не исчерпываются экспедициями и стационарами. При решении частных, особенно краеведческих, вопросов (составление географического очерка района, выбор мест для размещения прудов, лесопосадок и т. п.) возникает необходимость в полевых экскурсиях для сбора недостающего материала. Научные экскурсии -- мини-экспедиции -- распространенный вид полевых географических исследований в высшей школе. Здесь они тесно связаны с учебными географическими экскурсиями и учебной полевой практикой студентов-географов. Методика полевой физико-географической практики и общие вопросы методики комплексных физико-географических исследований отражены в ряде учебных пособий и руководств (В. К. Жучкова, 1977; А. Г. Исаченко, 1980; Комплексная географическая практика в Подмосковье, 1980 и др.).

Литературно-картографический метод в отличие от экспедиционного и полевого методов является кабинетным. Этот метод имеет два аспекта. Первый -- подготовительный, камеральный этап в подготовке к экспедиции. Предварительное литературно-картографическое ознакомление с природой района составляет необходимое условие любых полевых исследований, но при ландшафтных значение его особенно велико. Ландшафтовед по любому району, подлежащему полевому исследованию, находит большое -количество литературно-картографического материала, посвященного отдельным компонентам ландшафта, и анализ его требует больших усилий и хорошей подготовки. Камеральное литературно-картографическое изучение природы района не только поможет выявлению в поле ландшафтных комплексов, но и выявит возможные пробелы в изучении компонентов ландшафта, которые исследователь обязан восполнить или лично сам, или путем приглашения соответствующих специалистов (геоботаника, почвоведа, геолога и т. п.).

Второй аспект -- литературно-картографический метод как основной, начало и конец познания географического объекта. Именно таким путем создается большинство страноведческих работ. Авторы страноведческих монографий могут быть лично знакомы с описываемой территорией, но и при этом условии в основе их труда, за редкими исключениями, лежит анализ имеющегося литературно-картографического материала.

Литературно-картографический метод не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы пользоваться им, надо уметь читать отраслевую литературу, специальные карты и атласы. B них масса разнообразных сведений, разобраться в которых и отделить главное от второстепенного можно лишь овладев всей суммой информативного материала. Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы, а среди них такие этапные для картографии труды, как Большой советский атлас мира (т. I, 1937), трехтомный Морской атлас и Физико-географический атлас мира (1964). Предисловие к последнему Атласу начинается словами: «Лежащий перед Вами Физико-географический атлас мира предназначен дать возможно более полную и точную картину природы мира, основанную на новейших географических материалах и современной теории наук о Земле». И это не преувеличение, на сотнях специальных карт Атласа нарисована картина физической географии Мира, которую трудно было бы развернуть на страницах многотомной серии монографий.

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).

Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.

Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.

Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.

География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.

Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.

Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.

Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.

С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.

Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).

Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.

К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.

Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.

Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.

Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.

Связь географии с другими науками Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе. Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок - это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников. На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. В своём докладе я попытаюсь привести часть возможных элементов.

Физика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии. География: 7 класс При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика. География: 8 класс При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

Математика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. География: 8 класс Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения. География: 10 класс Анализ половозрастной пирамиды. Расчет ресурсообеспеченности отдельных видов полезных ископаемых. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.

Биология География: 7 класс Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме «Австралия» интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией. География: 8 класс Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека - связь с биологией. Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

Химия География: 6 класс Изучение газового состава атмосферы. Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек») Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

История Географические открытия. История заселения и освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.

Экология География: 8 класс При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы использования» Показать, что подлинное богатство человечества - это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты - одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

Рисование Использование репродукций, фотографий Рисование иллюстраций (например, к сказке о круговороте воды). Рисунки к «разминке» в 6 классе.

Информатика На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

ОБЖ Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.

Музыка Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима». На одном из уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...» Прокомментируйте песню: «Ветер с моря дул, ветер с моря дул... Нагонял беду, нагонял беду...» О каком явлении идёт речь в песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)

Литература В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Поговорки и пословицы: Объясните поговорку: «Много снега - много хлеба». Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь - начало сезона дождей) - Южная Америка.

Приметы погоды - народный календарь Стихи о временах года Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.