Русский язык и литература. Разум и чувства. Нравственный выбор человека. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? «Отцы и дети» И.С.Тургенев, «О любви» А.П.Чехов. (ЕГЭ по русскому) Идейный замысел повести первая любовь

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

Конспект урока для 7 класса по теме «И.С.Тургененв. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести. Смысл заглавия. Автобиографическая основа текста».

1 . Ребята, я подготовила для вас несколько высказываний Ивана Сергеевича о любви:

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

По ходу урока мы еще возвратимся к этим высказываниям.

2. Этот текст тоже о любви. Обратите внимание, что это слово вынесено в заглавие, а это, мы помним, сильная позиция текста. Первое впечатление читателя о литературном произведении формируется именно заглавием.

3. Ребята, хочется отметить, что сам Тургенев очень любил эту свою повесть. Вот как он говорил об этом произведении: «Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» Ребята, а какое впечатление на вас произвел этот текст?

4. Текст был написан примерно 150 лет назад. Очень давно. Как вам кажется, сохранил ли он свою актуальность? Почему?

(Здесь учитель должен обратить внимание учеников на то, что текст актуален для всех и всегда, потому что он о любви – чувстве, которое не только волновало писателей и художников во все времена и занимает огромное место в душе, внутреннем мире каждого человека. Кроме того, можно указать, что главный герой Володя практически ровесник ребят).

5. Итак, давайте обратимся к самой повести. Начнем с посвящения. Повесть посвящена П.В.Анненкову. У нас есть сообщение о нем.

Примерный текст сообщения

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина.

Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским определила будущую литературную судьбу Анненкова. Анненков подолгу жил заграницей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках».

Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком.

Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

После сообщения учитель подытоживает, что Анненков - близкий друг И.С. Тургенева, литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф, дружил с Гоголем, Белинским. Кроме того, Анненков – автор мемуаров «Молодость И.С.Тургенева», впервые опубликовал его личные письма.

Здесь учитель записывает на доске слово «мемуары», учащиеся записывают определение в тетради (мемуары – записки, дневники, воспоминания автора о каких-либо событиях, участником которых он был и великих людях, которых лично знал).

6 . Ребята, когда мы говорим о каком-либо тексте, для нас всегда оказывается интересным мнение современников о нем. Ведь мы, спустя 150 лет, судим о повести вслед за критиками и миллионами читателей. А каким текст видели современники? Конечно, мы не сможем в рамках урока осветить все многообразие точек зрения на повесть, поэтому я расскажу вам о мнении тех людей, к которым прислушивался сам Тургенев. Первый человек – Луи Виардо, французский критик и писатель. Но нам эта фамилия уже знакома?

Итак, вот что Виардо писал о повести Тургеневу : “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью.

Ребята, кто знает значение слова «одиозный»? Давайте запишем. (одиозный – неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение).

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер, классик французской литературы, оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Как вы думаете, почему Виардо назвал повесть «нездоровой литературой»?

Здесь ребята, скорее всего, затруднятся с ответом. Переходим к наводящим вопросам:

Давайте поговорим о главной героине. Какая она? Что вам в ней симпатично, а что неприятно?

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что именно живость княжны, ее непосредственность, искренность делают ее привлекательной в глазах окружающих. Этим она противопоставлена остальным героям, которые пытаются соблюдать светские приличия. О том, что молодая девушка не должна вступать в отношения с женатым мужчиной, дети, как правило, говорят сами.

Почему же никто из окружающих ее мужчин не находит места в ее сердце?

Через этот вопрос приходим к выводу, что ее окружение заурядно, неинтересно ей. Можно отметить, что Малевский – подлец, Беловзоров глуп и т.д. Она выше и сильнее каждого из этих мужчин.

Почему Зина полюбила Петра Васильевича.

Анализируем образ отца Володи. Акцентируем внимание на противоречивости образа. Утонченность, ум, обаяние, загадочность, сила – вот что привлекает Зину в нем.

Вы осуждаете этого героя? Пренебрегает чувствами жены, сына, Зины.

Как вы думаете, почему Володя так сказал об отце: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”.

Отец холоден, равнодушен с женой и сыном, а тут Володя увидел в его сердце любовь. Именно это чувство возвысило отца в глазах сына.

Здесь можно вернуться к высказываниям Тургенева. Обратить внимание учеников на то, что любовь это и счастье, и мука одновременно.

Делаем вывод, что именно за то, что герои нарушают нормы морали, Виардо и называет повесть «нездоровой литературой», а Флобер, по всей видимости, готов оправдать любовью очень многое.

7 . Ребята, давайте обратимся к заглавию. Почему текст так называется?

Здесь ребята всегда говорят, что текст о первой любви Володи. Иногда говорят, что о первой любви Зарецкой. Нужно подвести ребят к мысли, что повесть и о первой любви Петра Васильевича.

8 . Эта повесть трогает читателя до глубины души. Но она становится еще интереснее, если читатель знает, что текст является автобиографическим.

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Тургенев вспоминал, что он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя) намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа. В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести у нас есть сообщение.

Примерный текст сообщения .

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Они необычайно легки, свободны и изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Судьба Шаховской передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны было истолковано современниками как какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны родился ребенок. Через шесть дней после этого мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

После сообщения учитель акцентирует внимание на том, что и героиня повести, и Шаховская умирают молодыми, практически сразу после смерти любимого. В сообщении звучит слов эпитафия, записывает определение (эпитафия – слова, сочиняемые на случай чьей-либо смерти, часто используются в качестве надгробной надписи).

Ребята, послушайте еще раз как звучит эпитафия на могиле поэтессы. Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно. Но нам хочется думать, что это И.С. Тургенев.

9. Д/З Анализ эпизода повести по группам.

I группа: “Игра в фанты” (гл. VII);

II группа: “Прыжок со стены” (гл. XII);

I II группа: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

1/ Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

2/Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

3/Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются?

4/Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

5/Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?


По повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

Иван Сергеевич Тургенев написал повесть «Первая любовь». Она о двух молодых

влюблённых людях. Главные герои - Зинаида и Вольдемар. В этой повести мне понравилось её хорошее и трогательное название «Первая любовь». По уже своему только названию она привлекает молодёжь.

Повесть очень большая по содержанию. Когда я начала читать, то даже не отрывала глаз от книги, мне были так интересны все мгновения.

Больше всего мне понравилась их красивая и чудесная любовь. Самое яркое мгновение мне запомнилось в этой повести - это их любовь с первого взгляда, она меня просто поразила. Сейчас в наше время очень мало есть людей, которые влюбляются с первого взгляда. Мне очень жалко было в конце повести главных героев, которые так сильно боролись за взаимную любовь. И их любовь не состоялась только из-за того, что Зина была бедная, а раньше время было такое, что богатые выходили только за богатых.

Родители не могли допустить неравного брака. Я считаю, что самое прекрасное на свете- это любовь. Нужно, больше читать таких повестей, они научат нас жить. Надо разбираться в людях. Чтобы между нами была честность, доброта и конечно, любовь. И нужно учиться, чтобы эту любовь не потерять.

Истомина Надя, 9 класс.

Сочинение - отзыв

по повести И. С. Тургенев «Первая любовь»

Я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь», которая очень понравилась в этой повести говорится о мальчике, который влюбился, но им не суждено было быть вместе. Владимиру было 16 лет, а Зинаида была на 4 года старше его, но, как говорится: «Любви все возрасты покорны». Прочитав «Первую любовь» и в том числе другие рассказы я поняла, что во временах великих писателей любовь была настоящей, сильной, ради любви бросали всё, преодолевали разные препятствия, лишь бы быть поближе к своей любви. Но самое главное, что меня поразило в этой истории, что автор сам пережил эту историю, и затем написал это произведение, в котором мог всё рассказать о пережитом, под названием «Первая любовь». Тургенев говорил, что: «Любовь - это пережито». «Первая любовь» - это, пожалуй, моё любимое произведение.

Гусельникова Алёна, 9 класс.

Сочинение - отзыв

Этот рассказ просто восхитил меня. Очень удивительно, что первая любовь действительно бывает. И такая неповторимая и незабываемая. Прошло столько лет, а он помнит её до сих пор. Эта любовь была великой, и в этой любви не было равной. К большому сожалению, они не смогли быть вместе. Зинаида умерла, хотя, думаю, их брак с Вольдемаром всё равно бы не состоялся, т.к. родители юноши не допустили бы этого, ведь Зинаида была небогатой.

Бобровникова А, 9 класс.

Сочинение

Описание портрета.

Сочинение

Мне очень понравилась повесть «Первая любовь». Я читала её с великим удовольствием. Я вдумывалась в каждый смысл этих чувств, переданных Тургеневым, он на столько смог передать свои чувства, свою искренность в этой повести. Я не просто читала, я поедала страницы глазами, я не могла расстаться с книгой до последней страницы. Меня всё глубже и глубже увлекало чтение, ну что же будет дальше. Нельзя не дочитать эту повесть до конца. Если ты начинаешь её читать, то нельзя оторваться. Этот замечательный писатель, можно сказать, вложил всю свою душу в данную повесть.

Я очень переживала, когда читала заключение повести. Мне было очень жаль, что у Зинаиды и Владимира, у главных героев, ничего не вышло. Ах, если бы не отец Владимира, если бы не его выходки, у них бы всё получилось, я в этом уверена. Я думаю, с них бы вышла замечательная, красивая пара. Ну, что поделаешь, ведь жизнь так сложна, и очень сложно иногда что-либо поправить. В наше время, я думаю, такие повести очень нужны, потому что наши молодые люди, действительно, ещё этого не понимают, а такие произведения научат нас, как нужно поступать.

Баранова Настя, 9 класс.

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  4. Тема

  • Главная тема повести – это любовь . Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество . И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи . Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.
  • Проблематика

    Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

    Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

    Идея

    Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

    И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

    Чему учит повесть?

    Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

    • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
    • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

    «Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Материал к направлению «РАЗУМ И ЧУВСТВА»

Чувства и разум

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на стенку.

Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…

Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.

Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.

Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»

Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?

Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум

Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Чувство

1.Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Толкование понятий по словарю Ушакова

Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то ) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

· Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

· Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

· Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

· Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.

· Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

· Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

· Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека - найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка.

Произведения

Аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету исключительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его - это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассм атриваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное - это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

В роман Достоевского «Преступление и наказание» мы видим духовное возрождение Раскольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни.

«Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Об Онегине:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.

Однако Евгений понял, как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем.

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.(Слова Татьяны Онегину)

Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна.

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..

В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви.

(«Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор»- слова автора)

Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба.

Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи - встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.(Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…)

Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств. (И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.)

Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать.

И.С.Тургенев «Ася»

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, жила сначала почти в нищете, а затем, когда Гагин взял её на воспитание- в роскоши. Испытывая определённые чувств к Гагину, Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, понимание того, что она многим обязана Гагину, но в то же время невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »

А.Н.Островский «Бесприданница»

Героиня пьесы - Лариса Огудалова. Она - бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы - среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева - единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство - любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу - между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова - просто «вещь».Разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. « Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено, вы нашли его… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи по-настоящему любимой (как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини - облегчение. Как трагично звучат её слова: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.»

И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой: слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!(… всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча…)

В итоге - жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство - любовь.(Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.)

Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей, всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! )

Но не было главного - любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).(С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.)

И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому.(Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер ) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он - её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!)

Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком - это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор, избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен, Наполеон)

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Резкий, охлажденный ум » и неспособность к сильным чувствам Онегина . Онегин - холодный, рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой чувствительной душой. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви.

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри)

5. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Разум и чувства Евгения Базарова.

6. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

7. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе» "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным . Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о боге и дьяволе")

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый Максим Максимыч)