Родительское собрание "гиперактивный ребенок в школе"

Сказать, что пребывание “живчика” в детском коллективе – это проблема, значит не сказать ничего. Это больше похоже на выживание. Гиперактивный ребенок в школе или детском саду неудобен, требует бОльшего внимания. Система выжимает таких детей.

В этой ситуации нет виноватых. Если встать на сторону родителей и ребенка, то возникают претензии к учителю. Если встать на сторону учителя, то он тоже прав, и есть претензии к родителям.

Ребенок постоянно сталкивается с непониманием. Его успехи не воспринимаются как системное явление. От него постоянно ожидают проблем. Это можно хорошо понять на примере спорта. Если в команде есть игрок, который ниже по уровню, чем вся команда, то это место требует постоянного внимания от всех в команде.
При первой возможности его пробуют заменить. Это забирает ресурс и не дает возможности спокойно развиваться.

Это кажется замкнутым кругом. Если его не разорвать, то ничего хорошего не получится. Как разорвать этот круг? Какие есть инструменты для этого?

Гиперактивный ребенок в школе и детском саду – адаптация. Что делать родителям:

1)Расширять зону позитивного успеха ребенка.

Если он будет уметь то, что не умеет практически никто из его сверстников в близком окружении (одноклассников, согруппников в детском саду, соседей), это существенно повысит его статус. Причем степень успешности, например, на соревнованиях, не будет иметь определяющего значения, так как сам факт того, что ребенок занимается конным спортом, уже выделяет его «из толпы» . Представьте себе: ваш сын принес в класс гвоздь, который собственноручно выковал в настоящей кузне. Вид и эксплуатационные характеристики гвоздя наверняка никого не заинтересуют – все будут удивлены и восхищены уже тем, что человек побывал в столь интересном и для большинства загадочном месте. Так гиперактивный ребенок в школе или детском саду оказывается в центре внимания (а мы помним, что такие дети именно к этому и стремятся), не следуя принципам «синдрома Шапокляк» – «хорошими делами прославиться нельзя», а благодаря действительно полезной для его развития деятельности .

Для расширения зоны позитивного успеха и популярности ребенка я рекомендую оповестить о том, что он, например, умеет стрелять из винтовки, как можно большее количество людей. Не только ваши близкие родственники, но и практически все знакомые должны быть в курсе и в восторге. Поощрение такой публичностью очень полезно: оно мотивирует ребенка на новые начинания и свершения. Так что в интересные места, где можно заняться чем-то неординарным,стоит сходить хотя бы разово, чтобы в арсенале ребенка был некий «хваст» – «я на картинге катался/ ездил верхом/ мою лошадь зовут так-то». С точки зрения адаптации в социальных учреждениях (детсад, школа) это нужно и важно.

2)Четкое формулировать задачи. Выделять главное.

Еще один существенный, на мой взгляд, момент. Очень часто родители обращаются ко мне с запросом, сформулированным в предельно общей форме . Например: «мы хотим, чтобы ребенок социализировался и в обществе вел себя подобающе». Сам по себе термин «социализация» настолько широкого значения, что, произнося его, мы, по сути, не предоставляет никакой информации. Разумеется, у каждого из нас есть в голове некий образ поведения, приемлемого в нормальном обществе. И если человек слишком явно выбивается из коридора допустимых вариаций такого поведения, мы можем уверенно констатировать, что у него есть проблемы с социализацией. Однако у каждого проблемного ребенка присутствуют совершенно конкретные трудности в той или иной области.

Если в наличии, например, нарушения в сенсорике и сфере ощущений, то человек просто не может адекватно считывать информацию. Он совершенно не воспринимает язык тела, а ориентируется лишь на то, что ему говорят, причем оценивает все сказанное слишком буквально. Такие дети не умеют подражать, у них нет для этого нужных инструментов. А это значит, что соответствовать общепринятым нормам им очень сложно (к примеру, прилично вести себя за столом или спокойно сидеть на уроке). Поэтому коррекционному специалисту стоит точечно работать над телесностью, постепенно переводя свою работу в подходящий для определенного ребенка вид деятельности, способный расширить диапазон его возможностей.

Если у ребенка сложности в коллективе и проблемное поведение, родителям необходимо донести до педагога/воспитателя четко сформулированную задачу . Довольно часто одной моей беседы с воспитателем было достаточно, для того чтобы малыша, с которым работать отказывались, оставляли в группе и успешно учились продуктивно с ним взаимодействовать. Дело в том, что когда обучающий специалист не видит динамики развития ребенка во вверенной ему области, он начинает осознавать это как профессиональную неудачу. А долгое время быть неуспешным в своем деле никому не хочется. Тем более что с другими-то детьми все получается, а вот с этим, проблемным, никак. Не видя результата (например, аккуратных прописей), педагог начальной школы зачастую готов отказаться от ребенка, думая, что бессилен его чему-то научить.

Однако если такому специалисту объяснить, что на данном этапе развития именно этого ребенка для его родителей нужно и важно, чтобы он научился смирно присутствовать на уроке, не выбегая поминутно из-за парты, что сейчас никто не ждет успехов в чистописании, что необходимо лишь научить ребенка удерживать внимание сравнительно длительное время, то ситуация может в корне измениться. Один мальчик, прекрасно умевший читать и писать, но категорически не желавший демонстрировать свои навыки, мог просидеть за партой не более 2-х минут. Учительница, разумеется, советовала поменять школу на коррекционную. После нашего с ней разговора она сосредоточилась на решении конкретной задачи – научить ребенка просто сидеть на уроке. И через год этот гиперактивный ребенок в школе прекрасно высиживал 4 урока. А там и успеваемость подтянулась.

Поэтому, пожалуйста, ставьте перед специалистами определенную задачу и подчеркивайте, что поощрять или не одобрять ребенка нужно лишь в рамках этой задачи. Тогда и воспитателю/педагогу будет легче справляться с ребенком, и ребенку – комфортнее. Если вы не обозначили приоритеты, люди делают логичный вывод, что вам нужно все и сразу. А так как все и сразу не получается, естественная реакция педагога – «я не могу работать с этим ребенком». И это не значит, что педагог и/или ваш ребенок – плохие. Просто ни один человек не готов на протяжении длительного периода ощущать свою несостоятельность.

3) Привлекать специалистов, индивидуально работающих с ребенком к сотрудничеству с педагогами в школе и детском саду.

Очень хорошо, когда побеседовать с воспитателем или педагогом приходят специалисты, индивидуально работающие с ребенком – тренеры, психологи, логопеды. Во-первых, это явно свидетельствует о вашей родительской включенности в развитие ребенка. То есть, вы не просто хотите оставить его в саду или школе на несколько часов и выдохнуть, а действительно прикладываете все усилия для облегчения его адаптации. Во-вторых, педагог или воспитатель становится как бы частью дружной команды , стремящейся помочь ребенку. Это тоже работает вам в благо.

Кроме того, зачастую запросы, сформулированные родителями, воспринимаются педагогами с некоторым недоверием. То есть, когда мама говорит, что ей неважны оценки, что промежуточные и итоговые контрольные как-то можно вытянуть, а вот действительно значимо и нужно – это научить ребенка просто сидеть на уроке должным образом, ей могут не поверить. А когда прихожу я и с позиции корректирующего специалиста объясняю, что именно этому ребенку необходим именно этот навык, люди относятся гораздо серьезнее и практически всегда соглашаются на сотрудничество. Так что привлекайте к разговорам с воспитателями и педагогами тех, кому вы платите деньги за индивидуальные занятия с ребенком. Настойчиво простите их выполнить эту обязанность.

Хотите снизить градус активности ребенка и направить ее в более конструктивное русло?

Мы предлагаем вам подробнее разобраться в этой непростой теме вместе с Олегом Леонкиным (детским реабилитологом, иппотерапевтом, специалистом по сенсорной интеграции и массажу, отцом 5х детей) на авторском онлайн-курсе «Активные и гиперактивные дети» . Сейчас на курс действует скидка.

“Когда мне пишет мама после курса, что главное, что она поняла: “Гиперактивность – классная вещь, если направить её в нужное русло”, я понимаю, что донес ОСНОВНОЕ. А детали проработаем и разберемся”, – Олег Леонкин.

Кунц Ирина Васильевна
педагог - психолог
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района
Новосибирской области

Гиперактивный ребенок в школе


Проработав педагогом-психологом одиннадцать лет, могу точно сказать, что в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертиться на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Некоторые педагоги, не владея достаточным уровнем знаний детской психологии, разводят руками и начинают искать причины в плохом воспитании ребенка родителями, в неправильной организации урока («Ну что я делаю не так?») и в других внешних факторах.
В таких случаях, если ребенок гиперактивно ведет себя на всех уроках без исключения и дома тоже не ангел, то школьный психолог может предположить, подчеркиваю, предположить, а не поставить диагноз , что у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Школьный психолог, а если такового нет в образовательном учреждении, то сам педагог должен обязательно провести беседу с родителями и порекомендовать посещение психиатра или невролога, которые профессионально могут обследовать ребенка и поставить диагноз.
Каковы же причины СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Точные причины возникновения у детей СДВГ пока не выявлены. Но повлиять могут такие факторы: инфекционные болезни перенесенные будущей матерью, действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период, угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери, нарушения при родах, отравление наркозом, кесарево сечение, опасные заболевания младенцев, сопровождающиеся высокой температурой. Также может сказаться и генетический фактор.
Педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов.
Итак, признаки гиперактивности обнаружены, беседа с родителями проведена, специалистами ребенку поставлен диагноз (не ранее чем в 6-7 лет), что делать дальше? Изолировать такого ребенка и вести спокойно урок мы не можем, да и ребенок не избавится таким образом от своего недуга.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Результат сотрудничества зависит от слаженной работы педагога-психолога (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, беседы с родителями и учителем), учителя и родителей.
Рекомендации для учителей :
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
1. Оптимальный выбор места за партой - в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.
2. Хладнокровие учителя - основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.
3. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.
4. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.
5. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 - 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.
6. Не загружать скучной работой. Больше динамики!
7. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.
8. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
9. Основная задача учителя - научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.
10. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу гиперактивному ребёнку.
11. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.
12. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
13. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
14. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.
15. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.
16. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.
17. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.
18. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
19. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
20. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
21. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
22. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание). Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
23. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.
Рекомендации для родителей:
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
4. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
7. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
В заключение хочется сказать - все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Источники:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», Москва, 2000
  2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми - http://festival.1september.ru/articles/617601/
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности -

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.

Особенности обучения

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Учимся успокаиваться

Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

Наказание

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Пройдите тест