Рисунки ручкой штрихами лиц. Классическая или академическая штриховка карандашом

Покажите виды штриховок карандашом на листе бумаги формата А4.

2. Крестовая

3. Контурная

4. Точечная

5. Случайная (зигзагообразная)

Примеры некачественной штриховки:

Пример: Рисунок выполнен с различными видами штриховки.

Вид контроля: Демонстрация штриховок.

Рисование куба в перспективе со светотенями

Нарисуйте куб в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Последовательность рисования куба:

  • · Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.
  • · Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • · Третий этап. Завершение работы -- выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость -- свет, верхняя плоскость -- полутон, правая плоскость -- собственная тень с рефлексом, справа -- подающая тень от куба.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть », чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла ) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм », чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть » ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру ), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат ) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб ). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.

Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет » куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего -- весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама -- известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб» . В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Вид контроля: Демонстрация рисунка куба.

Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание

Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

Правильное положение рук

Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

Составляющие рисунка

В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.

Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте 🙂 Начнем с техники рисования.

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

10 частых ошибок, которые совершают новички

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

1. Неправильно подобранный карандаш

Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

2. Рисунок с фотографий

Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

3. Ошибочные основные пропорции

Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

4. Искривленные черты

Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать . В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

5. Рисунок животных

Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

6. Штрихи

Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

7. Деревья

Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

8. Неправильная бумага

Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

9. Объемность

Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

10. Тени

Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

Интересные видео уроки на любую тематику.

Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

Чтобы создать красивый рисунок, необходимо овладеть красивым штрихом, растяжкой штриха и светотенью.

Сегодня мы рассмотрим упражнение по штриху.

Что такое штрих?

ШТРИХ - это достаточно короткая линия, выполненная броском руки (точка, бросок)

ШТРИХОВКА - это множество коротких линий, выполненных броском руки.

РАСТЯЖКА - плавный переход от темного (сочного) тона к светлому тону карандаша.

А теперь, делаем упражнение.

Наша задача научиться правильно штриховать и овладеть растяжкой тона через штрих. Прочтите инструкцию, а затем приступайте к выполнению упражнения.

Возьмите мягкий карандаш как ручку. Поставьте вертикально карандаш по отношению к листу бумаги. Затем выполняйте карандашом "точка - бросок" в определенном направлении, как описано ниже в таблице. Стрелкой показано в каком направлении делаем бросок линии.

Старайтесь, чтобы было похоже, как на рисунке. Тренировку хорошо делать мягким карандашом 3М, 6М.

1. Ставим карандаш (желательно вертикально) и делаем бросок.

5. Косой штрих сверху вниз

6.Косой штрих снизу вверх

8. Круглые линии делать броском руки

11. Растяжка: начинайте с сильного нажима карандаша, а затем постепенно снижайте нажим карандаша

12. Нарисуйте вертикальный прямоугольник. Разделите его диагональной линией.

Потренируйте растяжку по нажиму карандаша так, как показано на рисунке

Посмотрите на прямоугольник. У Вас тоже есть сочетание светлого и темного? Если нет, то сделайте упражнение еще раз.

7. Нарисуйте круг. Сделайте растяжку по форме круга (как на рисунке)

9. Повтор линии. Нарисуйте любую волнистую линию.

Затем повторите линию на одинаковом расстоянии.

Повторите линию на одинаковом расстоянии несколько раз.

Такие линии нам необходимо при передаче качества материала

10.Восьмерка. Аналогично, как и в 9 упражнении. Проследите как идет линия.

На одинаковом расстоянии она повторяется.

Подводим итоги:

1. Нарисуем лист растения. Обратите внимание в каком направлении идет штрих. Повторите как на картинке.

2. Предметы, где есть прямые линии, штрих направляется по направлению плоскости. Повторите как на рисунке.

Переходим к штриховке предметов.

ПРАВИЛА ШТРИХА

1.Д ля всех круглых предметов штрих н аносится строго по форме ;

2. Растяжка применяется для всех предметов н езависимо от формы;

3. Штрих наносится по направлению плоскости,

4. Д ля уплотнения тона используется п ерекрестный штрих: на косой штрих накладывается с небольшим наклоном другой косой штрих.

Мы с Вами познакомились с техниками и правилами штриховки. Это Ваши первые шаги. Тренируйтесь!

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ШТРИХОВКИ

1. Изначально штрихом передаем объем предметов используя законы светотени. Применяем метод "Растяжка".

2. Лепим форму предметов используя тоновой штрих по направлению плоскости ;

3. Передаем качество предметов (металл, гипс, бархат, шерсть и т. д.) используем карандаши разной твердости, карандаши разной заточенности и моделирование грифеля карандаша.

4. Масштабный штрих применяется для формирования планов в рисунке, выделяя центр композиции. Этот метод используется при профессиональной подготовке в ВУЗ и на 4 курсе изостудии "Творчество"

Примеры разных этапов развития навыка штриха Вы можете увидеть в галерее рисунков.

Если Вы овладели навыками штриха и у Вас есть вопросы, напишите в отзывах как у Вас получилось и что Вы еще хотите узнать.

УДАЧИ в творчестве!

Приглашаем Вас для развития навыков рисования

в изостудию "Творчество"

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.

1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.

2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.

3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.

Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.

Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.

5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.

6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.

Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!