Процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности. Какие функции мультимедийных программ в музее Информационных технологий в музее

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены и на сайтах.

С появлением СМИ и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежавших музею ранее, перешли к печати, телевидения, радио, Интернета. С другой стороны, эксперты обращают внимание на рост роли музея и музейных сетей в деле глобальной "трансляции" культурного наследия . Такую "трансляционные" функцию современные музейные учреждения мира получили с повсеместным введением музейных технологий и новым этапом развития цивилизации, который 3. Бжезинский назвал "открытое информационное общество".

Еще в начале 1980-х годов Международный совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявила о необходимости широкого внедрения информационных технологий в деятельность музеев. Тогда же в Совете музеев был создан специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC). В начале XXI в. CIDOC объединяет около 800 специалистов из 65 стран мира. Ежегодно на международных конференциях CIDOC они обсуждают общие тенденции развития информационных технологий и обмениваются опытом работы. Особое внимание уделяется национальным программам в области информатизации музейной деятельности.

В последние годы по инициативе и технологической поддержки CIDOC активно распространяются международные проекты, гармонизируют и унифицируют национальные программы различных стран в области создания и использования музейных информационных ресурсов. Итак, в начале XXI в. CIDOC превращается из научно-проектной и консультативно-совещательного в транснациональную партнерскую сетевую структуру, которая выполняет координационные и консалтинговые функции в сфере глобальной музейной коммуникации.

В стратегии Четвертой рамочной программы ЕС (на 1994 - 1998), среди других планов, с целью совершенствования сферы культуры в период перехода к информационному обществу было задекларировано такое намерение: "Создать условия для гармоничного и сбалансированного развития рынка сервисных услуг, программных и телекоммуникационных составляющих, обеспечивающих доступ к европейской культурного наследия ".

По совместной инициативе комиссии европейского сообщества (European Commission"s Directorate General XIII) и программы ACTS (Advanced Communications Technologies and Services) в 1 996 -2002 pp. реализовано два масштабных проекта:

"Мультимедийный доступ к европейской культурного наследия" (Multi-media Access to Europe"s Cultural Heritage), сокращенно - "проект Mo", срок реализации 1 996 -1998 pp .;

"Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив" (Multi-media for Education and Employment Through Integrated Cultural Initiatives), сокращенно - "проект MEDICI", он был продолжением "проекта Mo" и реализовался с 1998 по 2002 pp.

В рамках реализации проекта "Мо" комиссия европейского сообщества задекларировала свои позиции в двух базовых документах: "Меморандуме взаимопонимания" и "Хартии о электронный доступ к культурному наследию Европы".

Основные положения первого документа сводятся к:

констатации идеи понимания. Меморандум взаимопонимания - это добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, которые специализируются в области телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, представляющих взаимный интерес;

определение ответственности членов. Меморандум обоюдного мопорозуминня не налагает обязывающей законом ответственности за выполнение заключенных на его основе соглашений. Это лишь публичное обязательство соблюдать установленные принципов и стремиться к достижению определенного общего плана и консенсуса .

Меморандум взаимопонимания подписали 465 представителей различных институтов, в том числе 297 музеев, 47 государственных учреждений (научных и учебных), 76 коммерческих компаний и 45 неправительственных организаций. Подписывая "Меморандум", участники проекта "Мо" взяли на себя определенные обязательства:

создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором;

внести необходимые уточнения в законодательство в сфере права на интеллектуальную собственность и авторское право;

участвовать в расходах на создание электронных информационных ресурсов, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом;

способствовать сотрудничеству и обеспечивать распространение информации в школах, университетах и общественных организациях;

поддерживать механизмы электронного маркетинга (в том числе защищать коммерческие интересы музеев и владельцев авторских прав и интеллектуальной собственности).

Обязательства изготовителей (организаций, занимающихся аппаратно-программными комплексами, операторов телекоммуникационных сетей, служб и электронных издательств):

сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска данных, процедур доступа и т.д.;

разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев сборников и авторских прав;

участвовать в финансировании работ по созданию электронных изображений музейных коллекций и широкого рынка подобных товаров и услуг;

способствовать тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов.

Обязательства музеев и галерей:

добиваться того, чтобы через электронные сети стал возможен доступ к значительной части их собраний;

установить единый порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним;

договориться о единых правилах и протоколы описания содержания, порядка сетевого доступа, выработать ценовую политику для индивидуальных пользователей, для школ и университетов на территории Европейского Союза и за его пределами;

договориться об организации различных уровней доступа к информационным ресурсам;

пропагандировать электронный доступ к информационным ресурсам музеев как дополнение к непосредственным посещений музеев и способ распространения в мире знаний и представлений о мировое культурное наследие .

Результаты, полученные в рамках проекта "Мо", стимулировали дальнейшие инициативы комиссии европейского сообщества через реализацию проекта "MEDICI" в рамках Пятой Рамочной программы ЕС (1999 -2002 pp.).

В рамках проекта реализовано (отдельные подпроекты продолжаются до сих пор) комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

межмузейных тематические виртуальные выставки;

культурное наследие и новые информационные технологии в образовании;

культурное наследие и новые информационные технологии в туризме;

подготовка практического руководства, содержащий конкретные рекомендации из важнейших для пользователя вопросов (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.).

По стандартам, то Международной организацией по стандартизации (International Organisation for Standartization - ISO) недавно принято музейный стандарт ISO-10918 8 для баз данных компьютерных изображений. Этот стандарт содержит унифицированные нормы минимального описания музейного предмета ("этикетка"), представленного на компьютерном изображении, и единственный формат компьютерных изображений. Индексация компьютерного изображения происходит путем присоединения стандартизированного краткого описания непосредственно внутрь файла изображения.

На основе этого стандарта уже создана единая европейская сеть компьютерных изображений "Museum On Line" (MOL), а также стандартизированный пакет сервисных программ информатизации музеев мира.

На момент написания этого учебного пособия ЕС проводит дальнейшие шаги по расширению проектов европейского сетевого сотрудничества в сфере культурного наследия музеев, образования и туризма за пределы сообщества, и прежде всего - на соседей ЕС. В начале XXI в. Европа заинтересована и готова прийти в Украину с пакетом новых информационных технологий гуманизации и демократизации нашей национальной музейного наследия как составляющей глобальной культурного наследия человечества.

Музейные учреждения Украины в условиях задекларированного государством евроинтеграционного курса не имеют права существовать и развиваться вне общеевропейского информационно-культурным пространством. Украинский музеям сейчас необходимо динамично догонять своих европейских коллег и активно включаться в реализацию совместных музейно-информационных проектов. Ведь за ними - будущее музейного дела постиндустриального общества.

Информационное общество переходит от бюрократического к информационному менеджменту, в основе которого лежат принцип управления информацией и управления с помощью информации. Управление информацией - это формирование и организация информационного пространства, управление с помощью информации - использование этого пространства как побуждение к деятельности.

С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена в рамках государства и глобальных сетевых альянсов и партнерств.

Лучшими в мире национальными эталонами такой управленческо-коммуникативной информационной системы являются национальные музейные сети (банки данных) "MONARCH" (Великобритания) и "MERIMEE" (Франция).

Государственная английский электронная база данных "MONARCH" создана в середине 1990-х годов при Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (Royal Commission on the Historical Monuments of England, RCHME) и в 1999 p. интегрирована в структуру Службы Английской Наследия (English Heritage) . Официальный веб-сайт этой службы содержит статистическую справку, что государственная компьютерная база данных "MONARCH" насчитывает более 400 тыс. Описаний археологических мест, раскопок и архивов, архитектурных памятников, морских и других объектов. Близкой по принципам построения и функционирования, структурой и стандартами накопления информации является созданная в первой половине 1990-х годов французский государственная база данных министерства культуры Франции и департамента наследия "MERIMEE". По сравнению с ними Музейный фонд Украины, как ни прискорбно это констатировать, на вид морально устаревшим архивом закрытого типа с очень трудным для исследователя (особенно иностранца, который не имеет возможности непосредственно прибыть для ознакомления с коллекциями этого фонда) режимом ограниченного доступа.

Информационные технологии в XXI веке. пронизывают все сферы деятельности музея: от информационного менеджмента и электронной коммерции традиционной экспозиционной деятельности .

В глобальном информационном поле Интернета свою деятельность развернули маркетинговые службы всех коммерчески успешных музеев мира. Через Интернет они проводят маркетинговые исследования среди тех, кто посетил тот или иной музей, и рейтинговые опросы популярности музеев среди потенциальных посетителей. Интернет служит для проведения агрессивных или имиджевых рекламных кампаний, через интернет музее популяризируют и прививают обществу современные культурные ценности.

Новые информационные технологии обеспечивают музею ряд стратегических преимуществ. Среди них, в частности, такие:

И. Создание компьютерных систем музейного учета формирует предпосылки для того, чтобы контроль за состоянием музейных коллекций стало возможным не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других музеев и самого общества.

ИИИ. Информационные каналы коммуникации выступают как эффективный инструмент поиска партнеров и взаимодействия с ними в рамках совместных музейных программ и проектов. Создание корпоративных банков данных и общих порталов доступа к информационным ресурсам, электронное переписки, обмен идеями во время телеконференций, взаимное оперативное консультирование, дистанционная разработка и координация планов совместных действий - все это активизирует технологические процессы, укрепляет и расширяет палитру партнерских взаимоотношений между музеями и другими организациями сферы культуры и бизнеса.

IV. Благодаря интерактивности веб-сайта музея его сотрудники имеют возможность предоставлять целый ряд платных поисковых, информационно-консультативных и экспертных услуг многочисленным пользователям глобальной сети Интернет. Обработка и обслуживания компьютерных запросов, которые ежедневно поступают на сайты музеев, по статистике, в начале XXI в. принесут тысячам музеев Европейского Союза весомые прибыли.

IV. При наличии электронных каталогов и баз изображений музейных предметов решения многих исследовательских и популяризационных (в частности издательских) задач становится возможным и без выноса предметов из хранилища, что благоприятно сказывается на их сохранности.

V. Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, в т. Ч. На электронных носителях (DVD, SD-R).

VI. Распространяется практика предварительного бронирования и продажи музейных билетов, каталогов, сувениров через Интернет. Это гораздо удобнее для индивидуального, особенно корпоративного потребителя музейного продукта, это выгодно для туристических компаний, формирующих программный турпродукт или обеспечивают культурный досуг туриста-индивидуала, это гораздо проще для человека западного менталитета, привыкла к безналичным расчетам за потребленные услуги, а также это экономно, потому что музеи традиционно предоставляют небольшие скидки на билеты и товары, заказанные через Интернет.

VII. Фондовые отделы, включенные в локальную сеть музея, становятся доступными для других подразделений музея и, следовательно, активнее вовлекаются в производство конечного музейного продукта (как материального - экспозиционного, выставочного, полиграфического, - так и виртуального).

VIII. Новые информационные технологии существенно расширяют аудиторию виртуальных посетителей музея, дают возможность заявить о себе или напоминать о своем существовании, популяризируют собрание, экспозиции и имидж музея во всем мире. С их помощью пользователь может оперативно получать информацию о новых событиях и музейные акции, о экспонированы предметы и их каталоги, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и тому подобное.

Здесь должны отметить для консервативно мыслящих сотрудников музея - виртуальная экскурсия не способна заменить человеку настоящую экскурсию по залам музея. Маленькие картинки на экране монитора не в состоянии заменить художественные шедевры, выставленные в залах того или иного музея, компьютерные картинки - это обычная информационно-психологическая "наживка", что впечатывается в памяти человека и порождает у него желание при случае непременно посетить в этот музей. Формируется целевая заинтересованность человека компьютерной эпохи (которую, кстати, трудно куда-то вытащить из-за наличия компьютера) музейной наследием, ей прививаются художественные и общекультурные ценности, Интернет мотивирует человека к совершению познавательных туристических путешествий, в обязательную или факультативную программу которых включено посещение учреждений культуры (музеев, анимационных скансенов, галерей, арт-студий, театров и т.д.).

Консервативно настроенные фондовые работники могут оппонировать: "Разве это не глупость и убыточная расточительность размещать в Интернете изображения музейных шедевров и коллекций, которые можно с соблюдением эксклюзивных авторских прав печатать и очень выгодно реализовать населению как полиграфическо-сувенирную продукцию? Кто же захочет покупать музейный CD или книгу-каталог, если у него есть возможность бесплатно загрузить себе информацию из Интернета? ".

Ответ на такие скептические вопросы недвусмысленная: мировой масс-медийное пространство развивается в жестких рамках определенного международным законодательством принципа охраны авторского права. Авторским правом на музейные собрания обладают сами музеи. А общедоступные бесплатные интернет-изображения музейных предметов есть всего-навсего их растиражированными копиями низкого качества. Дело в том, что изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое качество - как бы хорошо оно ни выглядело на экране, эта картинка не годится для коммерческой полиграфии. По сути, это та же реклама: "Посмотрите, что у нас есть! Заплатите - и вы получите и цифровое изображение высокого качества, и полиграфический слайд, и право на его коммерческое тиражирование, обусловлено соответствующей юридически подготовленной соглашением между музеем и товаропроизводителем ".

В конце концов, музеи же и создавались для того, чтобы сохранить и альтруистически популяризировать среди всех слоев современников естественную и культурное наследие. Пользователи Интернета - это именно та общественность, интересы которой обязан удовлетворять музей постиндустриальной эпохи. И выгоды от виртуализации современных музеев гораздо очевиднее, чем определенные мелочные потери.

Успешные музеи мира уже давно имеют свои представительства в Интернете - интерактивные веб-сайты, где можно получить информацию о составе фондов и экспозиции, о часах работы музея и его новых выставок и тому подобное. Существует такое неписаное правило: сайт должен постоянно обновляться путем своевременного анонсирования музейных событий, размещение новых аналитических статей и исследований отдельных музейных экспонатов, а также изменения самого интерфейса или структуры сайта, добавление новых разделов, переукомплектування "вывешенных" на сайт каталогов и коллекций изображений музейных предметов. Эти обновления необходимы для того, чтобы постоянно актуализировать внимание к сайту (а следовательно, и к самому музея) потенциальных посетителей, заинтересовывать их появлением очередных новинок, блокбастеров, культурно-массовых акций (художественных тусовок и презентаций), которые просто грех упустить.

Среди консервативно настроенной части музейных работников до сих пор бытует еще один распространенный стереотип (боязнь): веб-сайт стоит размещать минимально необходимое количество информации и блеклые, низкокачественные картинки, чтобы на этом сайте заменял собой сам музей и не вредил продажи полиграфической продукции этого музея. Это очередной миф, который легко развенчивает практика деятельности информационно открытых музеев в информационном обществе.

Статистика, оперировала такими показателями, как популярность музея среди виртуальных и реальных посетителей, престижность музея, осведомленность общества о существовании и деятельности музея, коммерческая активность музея и доходность музея, убедительно доказала: в информационном обществе держатся на плаву, успешно конкурируют с другими учреждениями индустрии досуга, привлекают значительные потоки посетителей, получают стабильную прибыль и имеют имидж привлекательных и успешных коммерческих партнеров те музеи, которые максимально полно и широко распространяют информацию о себе (ведут маркетинговую стратегию глобальной виртуального присутствия через обмены баннерами, электронная рассылка пресс-релизов всем мировым масс медиа и т.д.) .

Простой пример: собираясь в туристическую поездку в Европу, рядовой американец обычно заглядывает в Интернет и просматривает американские турсайтах с общей информацией о другой стране. Эта информация построена таким образом, чтобы всячески привлечь его внимание и заманить на другие сайты, где представлена целая палитра информации, скажем, о Союз национальных музеев Франции с тысячами ярких полноцветных изображений имеющихся у них шедевров европейского искусства. Конечно, такой сайт не может не заинтересовать, поэтому у потенциального туриста уже в процессе информационной подготовки к предстоящей поездки возникает непреодолимое желание оказаться там - среди величия музейных залов с роскошными художественными полотнами, дорогим мебелью и ценными аксессуарами - непременно снять все это (и себя на этом фоне) на свое домашнее видео, чтобы потом с гордостью демонстрировать впечатление ("и я там был») от посещения Европы всем своим друзьям.

В информационном обществе массового потребления распространяется другой стереотип: если музей эффектно не представлен в Интернете, если он не способен заявить о себе и виртуально представить свои коллекции, то это какая-то консервативная, бедная организация, пыльное сонное царство, где для рядового туриста совсем нет ничего интересного. А современный потребитель соглашается тратить свое драгоценное время только на лучшее предложение.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в основном люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного и для кого часто бывает совсем не лишним элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, хотя он может быть трижды знаменит, не говоря уже о выяснении его места размещения и состав его коллекции.

С другой стороны, даже для убежденных любителей музеев постоянно обновляемая информация (новости, пресс-релизы) о новинках выставочного и культурно-массовой жизни знакомого с детства музея, прочитанные в Интернете, играет определяющее мотивационное значение при выборе их планов на проведение досуга в ближайшие выходные.

Наряду с этим, в эпоху массового туризма и разнообразие досуговой предложения, современники не особо утруждают себя поисками именно того музея. Если везде о нем нет интригующей общедоступной информации, турист пойдет в другой, соседней музей, который эффектно прорекламировал себя в Интернете и туристических буклетах.

Современные музеи столкнулись с новой информационной реальностью: если громко НЕ заявить о себе и то и дело не напоминать о своем существовании, общество в условиях потребления чрезмерного объема разноплановой информации через некоторое время просто забывает о существовании в родном городе этого учреждения. А по туристов из других регионов и стран. В информационно перенасыщенном XXI в. действует бескомпромиссная формула: "Если музея нет в Интернете или на страницах туристических справочников-путеводителей - его вообще нет".

Наконец вернемся к роли информационных технологий в улучшении и иллюстрации экспозиций музея. Без привлечения компьютерных продуктов в экспозиционную деятельность значительная часть западных музеев в начале XXI в. уже не мыслит своего конкурентоспособного существования. А популярность среди посетителей научно-технических и естественно-научных музеев (скажем, широко знакомых украинскому туристу лондонского Музея науки или венского Музея техники) в настоящее время уже непосредственно лимитируется масштабами и анимационным размахом мультимедийного компоновки их экспозиционных залов.

Речь идет о специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные продукты, выступают равноправными участниками експозициювання наряду с традиционными музейными предметами. Примеров успешности внедрения таких продуктов в экспозиционную практику музеев более чем достаточно. Скажем, полностью мультимедиезованим и светло-илюминацийноанимизованим является известный европейский Музей бриллиантов Сваровски вблизи г.. Инсбрука (Австрия). Его посетитель, переступив порог, полностью погружается в феерический иллюминационное-виртуальный мир, где каждый твой шаг пол реагирует "взрывом" фантасмагорического мерцание, где иллюминация раскрашивает во все цвета радуги стеклянные стены, доверху заполненные бриллиантами, где эффект созерцания самого большого в мире искусственно созданного бриллианта анимационно усиливается неожиданной для посетителя игрой света и теней, где можно попасть в зал, как внутрь огромного бриллианта, медленно движется вокруг тебя и создает неповторимые ощущения эффектом преломления света, где существуют залы релакса с мягкими широкими диванами, на которые можно разлечься и в сумерках под классическую музыку созерцать искусственно созданную из бриллиантов копию звездного неба с известными и удаленными созвездиями и галактическими скоплениями и тому подобное.

Подобная практика распространена в экспозициях музеев, знакомящие посетителей с происхождением Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и основными Тектоника-геологическими этапами ее развития, с обледенением и периодами вулканической активности, с зарождением и эволюции жизни на нашей планете. В этой группе музеев современные средства отображения информации оказываются гораздо интереснее и зрелищными, а главное более настоящими, реальными, чем что-либо другое (макеты, схемы и т.) Поэтому уже не вещественные памятники, а именно мультимедийные продукты принимают на себя функцию познавательного фокуса музейной экспозиции, превращаются в самые популярные полноправные музейные экспонаты.

Однако и в музеях других профилей (художественных, исторических, этнологических и др.) Практика экспозиционного синтеза компьютерного мультимедиа и речевых экспонатов в XXI в. является скорее нормой, чем инновацией. Примерами служат, скажем, экспозиционное сочетание одежды шамана с трансляцией видеозаписи его ритуального танца (Музей этнологии, г.. Лейден) чучела животных с трансляцией видеозаписи его поведения и жизнедеятельности в естественной среде (Музей "Натуралис", г.. Лейден) раритетного музыкального инструмента и стереовещания его звучание (Музей музыки, Стокгольм, Дом музыки, Вена) и др.

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс - это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

Инновации современного музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.