Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе. Сборник идеальных эссе по обществознанию Взаимоотношения властных подначальных русской литературе

Материалы адресованы учителям литературы и выпускникам для подготовки задания С2. ЕГЭ, составлены в соответствии с критериями оценивания частиС.

Тема «отцов и детей»

С2. У каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «отцами и детьми»?

Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в драме А.Н. Островского «Гроза» и в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума».

В драме А. Н. Островского « Гроза» происходит конфликт между представительницей « тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови.

В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» происходит столкновение на идейной почве Фамусова, представителя « века минувшего», и Чацкого, представителя «века нынешнего». Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному.

Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадает.

Тема «герой- предприниматели»

С2. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного героя» и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?

«Деятельные герои» изображались А. П. Чеховым, И. А. Гончаровым, Н. В. Гоголем.

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Ермолай Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Герой правильно оценивает положение владельцев вишневого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу: от предлагает хозяевам разбить сад и землю на реке на дачные участки.

В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» П.И.Чичиков показан как предприимчивый человек. Он выполняет наказ отцу- копить копейку. Оставленные отцом деньги не истратил, а преумножил(слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; продавал одноклассникам еду), в губернском городе N сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвых душ».

Таким образом, и Андрей Штольц, и Чичиков, и Лопахин- это « деятельные герои», каждый из них зарабатывает деньги, каждый стремится стать успешным человеком.

Тема дуэли

С2. Герои каких произведений русской классики проходят испытания дуэлью?

В дуэли участвовал Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, а также Пьер Безухов и Долохов из романа- эпопей «Война и мир».

В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой был вынужден принять вызов Ленского, он испугался « мненья света», которое сам так презирал.

В романе - эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов стреляется с Долоховым, в результате которой второй был ранен.

Таким образом, герои решаются на дуэль, надеясь, что она снимет с обиженного позор и восстановит их честь.

Мотив сна

С2. В каких произведениях русской классики описаны сны героев?

Сон часто является продолжением событий, произошедших недавно, или, наоборот, предсказывающих будущее. В русской литературе мотив сна- один из приёмов психологического анализа. Во сне передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.

«Сон Обломова» в одноимённом романе Гончарова позволяет найти истоки характера героя, представить быт, среду, нравы, которые сформировали Илью Обломова. В детстве Илюше не разрешали даже одеваться самому. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Действие происходит в детстве Родиона. Снится ему, что они с отцом проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают лошадёнку. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Образы накопительницы

С2. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с Настасьей Петровной Коробочкой , чём именно заключается это сходство?

Образ накопительницы можно наблюдать в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Коробочка копит денежки «в пестрядевых мешочках», заботится о сохранности своего состояния, поэтому держит огромное количество псов.

Старуха- процентщица также хочет увеличить свой доход за счёт того, что даёт в долг под проценты.

Простакова обобрала своих крепостных до нитки. Главное для неё в жизни - личная выгода.

Таким образом, все героини хотят обогатиться за счёт других людей.

«Русский бунт»

С2. В каких произведениях отечественной классики показана трагедия «русского бунта»?

В отечественной классике тема «русского бунта» затрагивалась неоднократно. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какой она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за своё счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» и романа «Капитанская дочка».

Троекуров, один из главных героев, с помощью взяток и подкупа завладел Кистенёвкой, и теперь по закону крестьяне становились собственностью этого жестокого и деспотичного помещика. Владимир Дубровский не может смириться с мыслью, что в доме, где прошло его детство, где умерли его мать и отец, поселится человек виновный во всех обрушившихся на его голову несчастьях. Дубровский решает сжечь дом и скрыться. Многие крестьяне, проявившие своё недовольство нынешним положением, следуют за ним. Стремясь восстановить справедливость, отряд разбойников грабит на дорогах богатых.

Историческую основу романа « Капитанская дочка» составляют реальные события крестьянской войны 1773-1775года под предводительством Емельяна Пугачёва. А.С.Пушкин подробно описал весь ход событий: взятие крепостей, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва, подавление восстания.

Таким образом, борьбу с несправедливостью народ вел во все времена.

Сватовство

С2. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве?

О сватовстве речь идёт в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», в романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

В комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» к Софье сватается Скотинин и Митрофанушка, но Стародум им отказывает, так как она уже сговорена с Милоном.

В пьесе Н.В.Гоголя « Ревизор» Хлестаков признаётся сначала дочери городничего в любви, затем его жене. Герой делает предложение дочке, берёт деньги у городничего якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с дядей.

В романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»отец Григория Мелехова сватает Наталью Коршунову, чтобы пресечь незаконную связь сына с Аксиньей.

Таким образом, счастливой из выше сказанных героинь была только Софья.

Перемены в жизни

С2. В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен?

Перемены в жизни происходят у Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму», у Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», а также у Григория Мелехова в романе - эпопее Тихий Дон».

Герасима, главного героя рассказа, капризная барыня привезла в Москву из деревни, устроила его дворником. Честно и добросовестно выполнял он свои обязанности. Идя вдоль реки, герой спасает щенка, приносит его к себе домой и начинает ухаживать за питомцем. После приказа барыни - истребить собаку - дворник ослушивается свою хозяйку и уходит обратно в деревню.

В рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всё: дом, семью, и, казалось бы, нет уже никакого смысла в жизни. Герой берёт к себе на воспитание мальчика- сироту. Теперь ему есть для кого жить!

В романе – эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохов изображает трудный нравственный путь Григория Мелехова. Во время Гражданской войны герой переходит то на сторону белых, то на сторону красных. В финале романа он возвращается домой, он не хочет больше воевать, смысл жизни- дети. Жизнь продолжается.

Таким образом, если человек стремится к переменам в жизни, он прилагает усилия, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Драматические отношения влюблённых

С2. В каких произведениях русских писателей изображены драматические отношения влюблённых?

Драматические отношения влюблённых изображены в драме А.Н. Островского «Гроза», романе – эпопее М.А.Шолохова « Тихий Дон», а также в комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».

Катерина, главная героиня пьесы, влюбляется в Бориса. Она всячески борется со своим чувством, так как является замужней женщиной. Дикой отправляет Бориса в Сибирь, герой не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины.

В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий влюблён в Софью, но та предпочитает Молчалина. В любви Чацкий не столько обманут, сколько обманывает себя сам, он, как все влюблённые видит то, что хочет, не замечая очевидного.

В романе- эпопее « Тихий Дон» Шолохов повествует историю любви Григория Мелехова с замужней Аксиньей. Герои преодолевают множество испытаний, чтобы быть вместе, однако героиня погибает.

Таким образом, влюблённые борются за своё счастье, страдают, преодолевают множество жизненных испытаний.

Драма крепостного

С2.В каких произведениях русской классики показана драма крепостного?

Жизнь крепостных крестьян изображали А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», М.Е. Салтыков – Щедрин в сказках « Дикий помещик» и « повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сказках М.Е.Салтыков- Щедрин с горечью говорит о покорности мужика. Писатель наводит читателей на мысль, что пора сильному, крепкому мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться правящему классу.

Больного лакея Фирса хозяева забывают о нём, запирают на ключ, хотя старик верой и правдой всю жизнь служил Гаеву и Раневской.

Таким образом, писатели показывают, что правящий класс проявляет равнодушие к судьбе своих крепостных.

Приятельские отношения

С2. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями?

В русской классике приятельскими отношениями были связаны Онегин и Ленский в романе в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин», Гринёв и Пугачёв в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».

Онегин и Ленский стали друзьями от «делать нечего». Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных. После ссоры друзей состоялась дуэль, на которой Ленский был убит.

В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина между Пугачёвым и Гринёвым складываются дружеские отношения. Автор изображает Пугачёва сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, с другой - он же справедливый и благородный человек, помнящий добро. Пугачёв помогает Петру выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина.

Таким образом, приятельские отношения героев складываются на том, что они понимают друг друга, но в то же время эти отношения кратковременные, в какой-то момент по разным причинам заканчиваются.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния власт­ных и под­на­чаль­ных и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с пье­сой А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».

Пояснение.

Островский счи­тал «Грозу» драмой. В драме изоб­ра­жа­ет­ся на­пря­жен­ная борь­ба ге­ро­ев и острый, преимущественно, со­ци­аль­ный конфликт.

Ответ: драма.

Каролина Аджунцева (Москва) 08.11.2015 18:01

Драма - не жанр произведения, а род.

Татьяна Стаценко

Очень распространённое заблуждение. Безусловно, драматический род никто не отменял, но и как жанр драма существует. Определение драмы как жанра дано в пояснении.

Фамилия Ди­ко­го несёт в себе определённую образно-смысловую на­груз­ку и яв­ля­ет­ся сред­ством ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные фамилии?

Пояснение.

Подобные фа­ми­лии берут свое на­ча­ло из клас­си­циз­ма и на­зы­ва­ют­ся говорящими.

Ответ: говорящие.

Ответ: говорящие|говорящая

В приведённой сцене герои бе­се­ду­ют друг с другом, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми ху­до­же­ствен­но­го произведения.

Пояснение.

Диалог - раз­го­вор двух или более лиц.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы» и родом их занятий. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А-3. Дикой - купец;

Б-2. Куд­ряш - конторщик;

В-1. Ку­ли­гин - часовщик-самоучка.

Ответ: 321.

Ответ: 321

В приведённой сцене фи­гу­ри­ру­ет Глаша - девка в доме Кабановой. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся пер­со­наж вто­ро­го ряда, из­ред­ка по­яв­ля­ю­щий­ся на сцене?

Пояснение.

Пер­со­наж вто­ро­го ряда, из­ред­ка по­яв­ля­ю­щий­ся на сцене, каким яв­ля­ет­ся Глаша, на­зы­ва­ет­ся второстепенным.

Ответ: второстепенный.

Ответ: второстепенный|эпизодический

Саша Майданюк 25.02.2017 18:32

Я отвечала на это задание несколько раз, и в одном случае правильный ответ "второстепенные", во втором "внесценические". Так какой вариант все же верный?

Татьяна Стаценко

Внесценические персонажи - это те, которые не появляются на сцене, а лишь упоминаются. В данном случае речь идёт о второстепенном персонаже, а не о внесценическом. По поводу другого задания: дайте ссылку - я проверю.

Александра Севостьянова 26.04.2017 15:06

А разве "эпизодический" не будет в данном случае являться правильным ответом?

Татьяна Стаценко

Да, можно и так.

Как на­зы­ва­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния по ходу дей­ствия («Пропускает вперёд Ди­ко­го и ухо­дит за ним»)?

Пояснение.

Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - вне­сю­жет­ный эле­мент произведения; композиционно-стилистический приём, за­клю­ча­ю­щий­ся в от­ступ­ле­нии ав­то­ра от не­по­сред­ствен­но­го сю­жет­но­го повествования, разъяснение, со­дер­жа­щее крат­кую или по­дроб­ную ха­рак­те­ри­сти­ку дра­ма­тур­ги­че­ско­го действия, бы­то­вых деталей, внеш­не­го вида персонажей.

Ответ: ремарки.

Ответ: ремарки|ремарка

Рая Рейникова 06.05.2016 00:00

А как нужно записывать ответ в бланк? Разве не просто "ремарка"? Или именно в той форме, в которой задан вопрос. Подскажите, пожалуйста.

Татьяна Стаценко

При возникновении вопросов о формате записи ответа обязательно смотрите инструкции к заданиям ЕГЭ! Относительно формы слова в инструкции нет рекомендаций, следовательно, ошибок, связанных с записью ответа в каком-то конкретном падеже, не может быть. Я бы посоветовала Вам писать ответ все же в именительном падеже.

Каким об­ра­зом рас­суж­де­ния Ди­ко­го под­твер­жда­ют слова Ку­ли­ги­на о «жестоких нравах» го­ро­да Калинова?

Пояснение.

Дикой - ти­пич­ный самодур. В го­ро­де его все боятся, по­это­му он тво­рит бес­чин­ства не толь­ко у себя в доме («за вы­со­ки­ми заборами»), но и в пре­де­лах всего Калинова. Дикой счи­та­ет себя впра­ве уни­жать людей, вся­че­ски над ними из­де­вать­ся - ведь на него нет управы. Так этот герой по­сту­па­ет со сво­и­ми до­маш­ни­ми («с ба­ба­ми воюет»), так ведет себя со своим пле­мян­ни­ком Борисом. Да и все жи­те­ли го­ро­да по­кор­но тер­пят из­де­ва­тель­ства Ди­ко­го - ведь он очень богат и влиятелен. В при­ве­ден­ном от­рыв­ке «грозы» Дикой сво­и­ми ре­пли­ка­ми сам себя выдает: «...у меня серд­це такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё доб­ром не могу. Друг ты мне, и я тебе дол­жен отдать, а приди ты у меня про­сить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. По­то­му - толь­ко за­ик­нись мне о деньгах, у меня всю нут­рен­ную раз­жи­гать станет; всю нут­рен­ную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что об­ру­гаю человека.» Дикой не бо­ит­ся го­во­рить о себе правду, по­то­му что ему никто не указ, ни­чье­го мне­ния он не уважает, ему без­раз­лич­ны окружающие.

Пояснение.

В «Грозе» А. Н. Ост­ров­ский резко кри­ти­ку­ет «неподвижность» и кос­ность «темного царства», ко­то­рое в пьесе пред­став­ля­ет про­вин­ци­аль­ный волж­ский город Калинов. «Темное царство» Калинова, пси­хо­ло­гия его жи­те­лей противоестественны, уродливы, страшны, по­то­му что раз­ру­ша­ют кра­со­ту ис­тин­ных че­ло­ве­че­ских чувств, че­ло­ве­че­ской души.

Тема от­но­ше­ний власть иму­щих и подчиняющихся, под­ня­тая Ост­ров­ским в драме «Гроза», по­лу­чи­ла про­дол­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях Чехова. Но Чехов по-новому ре­ша­ет из­люб­лен­ный в нашей клас­си­ке кон­фликт са­мо­ду­ра и жертвы. В рас­ска­зе «Смерть чиновника» по­ве­де­ние «жертвы» неправдоподобно, Чер­вя­ков пре­уве­ли­чен­но глуп, трус­лив и на­зой­лив - так в жизни не бывает. Глав­ным объ­ек­том осме­я­ния в рас­ска­зе Че­хо­ва стал ма­лень­кий чиновник, ко­то­рый под­ли­ча­ет и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, бо­лез­нен­ное вни­ма­ние Чер­вя­ко­ва к ме­ло­чам по­все­днев­но­сти про­ис­те­ка­ет из его ду­хов­ной пу­сто­ты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рас­ска­зе сочета-ется смешное, горь­кое и даже трагическое: смеш­ное до не­ле­по­сти поведение; горь­кое со­зна­ние ни­чтож­ной цены че­ло­ве­че­ской жизни; тра­ги­че­ское по­ни­ма­ние того, что чер­вя­ко­вы не пре­смы­кать­ся не могут, они все­гда най­дут своих бризжаловых.

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о ‘жестоких нравах’ города Калинова?

Рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова, Савел Прокофьич является одним из ярких представителей этих нравов.

Так, в его диалоги с Кабанихой нам раскрываются его черты.

Одной из них является его жадность, любовь к деньгам: «заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает». Также, Дикой предстает алчным, жадным человеком. Он богатый человек и не отказывает себе ни в чем, тем не менее не хочет помогать нуждающимся. Дикой очень грубый человек и любит ругать людей: «…приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю».

Таким образом, рассуждения Дикого выявляют такие качества, как жадность, грубость, алчность. Это подтверждает слова Кулигина.

9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

Во многих русских произведениях показаны взаимоотношения властных и подначальных. Пьесу А.Н.Островского «Гроза» можно сопоставить с такими произведениями, как «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Так, в произведении «Недоросль» госпожа Простакова очень схожа с Кабанихой. Они обе держат в подчинении весь дом. Госпожа Простокова держит весь дом в подчинении. Она бьет не только своих крестьян, но и мужа («Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…»). Она плохо обращается со всеми, кроме своего любимого сыночка Митрофанушки. Героиня «Грозы» тоже Кабаниха тоже проявляет такие качества, как самодурство, деспотизм. Ее сын пребывает в страхе от нее, как и его жена.

Также, в произведении А.П.Чехова «Смерть чиновника» показаны взаимоотношения властных и подначальных, но только в другом ключе. В этом рассказе поведение главного героя, который является подначальным, очень глупое, неправдоподобное. Случайно чихнув на человека, выше его почину, Червяков старается извиниться. И своими извинениями надоедает генералу. Совсем, по-другому рисует подначальных Островский.

Таким образом, многие писатели поднимали тему отношений властных и подначальный, но каждый делал это по-разному.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?

Задание 9. ЕГЭ Литература.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры автор, по­доб­но Н. В. Гоголю, смеётся над сво­и­ми пер­со­на­жа­ми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Мёртвыми душами»?

Пояснение.

Несомненно, что смех Го­го­ля за­ро­дил­ся за­дол­го до Гоголя: в ко­ме­дии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпи­грам­мах Пушкина, в пред­ста­ви­те­лях фа­му­сов­ско­го об­ще­ства у Грибоедова. Над чем же сме­ял­ся Гоголь? Он сме­ял­ся не над монархией, не над цер­ко­вью и даже не над кре­пост­ным правом. Го­голь сме­ял­ся над че­ло­ве­че­ской бездуховностью, над ду­шев­ной омертвелостью, над не­ле­по­стью и глу­по­стью людей, ли­шив­ших себя ду­хов­ных интересов, цен­но­стей и идеалов. Да и во­об­ще все твор­че­ство Го­го­ля пред­став­ля­ет­ся как га­ле­рея «знакомых незнакомцев». Вспом­ним Хле­ста­ко­ва из ко­ме­дии «Ревизор». Разве нель­зя утверждать, что его черты при­су­щи каж­до­му че­ло­ве­ку в той или иной степени? «Пусть вся­кий оты­щет ча­сти­цу себя в этой роли и в то же время осмот­рит­ся вокруг, без бо­яз­ни и страха, чтобы не ука­зал кто-нибудь на него паль­цем и не на­звал бы его по имени. Вся­кий хоть на минуту, если не на не­сколь­ко минут, де­лал­ся или де­ла­ет­ся Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет толь­ко признаться», - писал сам Гоголь.

Чем вы­зван про­тест Ка­те­ри­ны в драме «Гроза» и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века изоб­ра­жа­ют­ся герои-бунтари?

Пояснение.

Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.

Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.

Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки зву­чит тема «гордого человека» и в чем эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны горь­ков­ско­му рассказу?

Пояснение.

Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.

В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»

Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными аллеями»?

Пояснение.

Любовные драмы изоб­ра­же­ны в ро­ма­не Пушкина «Евгений Онегин», ро­ма­не Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Темными аллеями».

Генерал Ни­ко­лай Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую стан­цию и встре­ча­ет здесь свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет. В свое время со­слов­ные пред­рас­суд­ки по­ме­ша­ли со­еди­нить судь­бу бу­ду­ще­му ге­не­ра­лу с простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца глав­но­го героя не ушла и ме­ша­ла стать счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать до­стой­но сына, про­дол­жа­ла его лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да в том, что ни­че­го нель­зя исправить, ни­че­го нель­зя воз­вра­тить и «переписать набело».

В ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва трагичны от­но­ше­ния Печорина с Верой. Эта жен­щи­на поняла Пе­чо­ри­на полностью и при­ня­ла его целиком. Хотя ее любовь, глу­бо­кая и серьезная, при­нес­ла Вере одни лишь страдания.

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как поз­во­ля­ет ему его ис­ка­ле­чен­ная душа. Но сча­стье недоступно для него, он не­сча­стен сам и де­ла­ет несчастной свою возлюбленную.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отображён кон­фликт между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно с опо­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Конфликт раз­ных поколений, раз­ви­ва­ю­щий­ся на стра­ни­цах ро­ма­на «Отцы и дети», не нов для рус­ской клас­си­че­ской литературы. Это не про­сто кон­фликт поколений, это кон­фликт раз­ных со­ци­аль­ных формаций: у Тур­ге­не­ва - дво­рян и разночинцев.

В ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» между Чац­ким и Фа­му­со­вым также раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры по жи­во­тре­пе­щу­щим про­бле­мам совремеености: при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот - социальный; с одной его сто­ро­ны - Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой - мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым.

Как и у Тургенева, это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов - лишь наи­бо­лее яркие их представители.

В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?

Пояснение.

Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова

В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо - «положено».

В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.

Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Так же, как ро­ма­не Тур­ге­не­ва «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Гри­бо­едо­ва кон­флик­ту­ют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Про­ста­ко­вых и Фа­му­со­вых может быть поколеблем, если их на­учат­ся пра­виль­но оценивать, раз­ли­чать есте­ствен­ное и напускное, ис­тин­ное и ложное. В про­све­щен­ный век этот мир пошатнется, а сда­вать свои по­зи­ции Про­ста­ко­вы и Фа­му­со­вы не хотят. Вот по­че­му им так не­вы­год­но ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот по­че­му и Павел Пет­ро­вич открыто, а Ни­ко­лай Пет­ро­вич тайно не­на­ви­дят Базарова.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния про­стых людей с власть имущими и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Капитанской дочкой»?

Пояснение.

Проблема вза­и­мо­от­но­ше­ний власть иму­щих с на­ро­дом нашла от­ра­же­ние в таких произведениях, как «Путешествие из Пе­тер­бур­га в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, ро­ма­нах и сказ­ках Салтыкова-Щедрина.

Тема вза­и­мо­от­но­ше­ний народа и го­су­дар­ства явственно про­сту­па­ет буквально с пер­вых страниц ро­ма­на А. Тол­сто­го «Петр Первый». На пути к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям свою опору Петр видит в народе. Во время сра­же­ний царь Петр сли­ва­ет­ся со своей армией. Он по­мо­га­ет своим сол­да­там тянуть пушки, по­воз­ки во время переходов, на­хо­дит­ся в самой гуще сра­же­ния в схват­ке с врагом. Царь воюет про­стым бомбардиром. Про­ти­во­сто­я­ния нет, нет го­су­да­ря и его слуг. Есть толь­ко русский народ, единый, могучий, рас­кры­ва­ю­щий все свои луч­шие качества. Ос­нов­ная трагедия в том, что власть после войны снова видит в на­ро­де лишь средство, лишь ору­дие для во­пло­ще­ния своих замыслов. Это обо­ра­чи­ва­ет­ся неисчислимыми страданиями, ги­бе­лью сотен людей, новым ро­стом противостояния на­ро­да царю.

В ро­ма­не «Капитанская дочка» Ека­те­ри­на предстает перед нами как муд­рая и спра­вед­ли­вая правительница. Не­до­воль­ство ее прав­ле­ни­ем вызвало на­род­ную войну под пред­во­ди­тель­ством Пугачева. Однако, самое главное, что она за­кон­ная правительница, и потому, какую бы по­ли­ти­ку она не проводила, это долж­но восприниматься как должное - та­ко­во мнение Пушкина.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки зву­чат песни и в чём со­от­вет­ству­ю­щие эпи­зо­ды можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Тихого Дона»?

Пояснение.

Народная песня в при­ве­ден­ном от­рыв­ке имеет глу­бо­кий смысл. Ее ос­нов­ная мысль - не­лег­ка доля казака, а без вер­но­го коня казак во­об­ще не может быть казаком. Конь ухо­дит от ка­за­ка - пло­хой знак. По­ю­щие пред­чув­ству­ют свою судьбу. Песня зву­чит как предсказание. Со­по­ста­вить дан­ный от­ры­вок можно с гла­вой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе осо­бое место за­ни­ма­ет «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зе­ле­ная дубравушка». Ее очень вдох­но­вен­но пели раз­бой­ни­ки на пиру, по­свя­щен­ном взя­тию крепости. Гринев, не­смот­ря на свою молодость, все же понял ее глу­бо­кий смысл и был по­ра­жен услы­шан­ной «песней про виселицу, рас­пе­ва­е­мой людьми, об­ре­чен­ны­ми виселице». Цель этой песни за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­ка­зать силу рус­ско­го народа, ко­то­рый готов от­кры­то бо­роть­ся за свои права, не пу­га­ясь пред­стать перед судом.