Правила евровидения и почему участвует австралия. Зачем нам это «Евровидение», если оно едва ли не «Рейховидение»? Зрительское голосование на Евровидении

Слово депутатам

Российские политические и общественные деятели всерьез задумались о том, чтобы отказаться от участия в европейском песенном конкурсе « ». Разговор был поднят в прошлом году после из Австрии .

Конкурс обвинили во всевозможных грехах: , политическая составляющая при подсчете результатов, нарушение норм морали. Общественный спор активно поддержали и депутаты.

«Итоги последнего "Евровидения" переполнили чашу терпения. Надо уже в нынешнем году выходить из этого конкурса. Нельзя же терпеть это бесконечное безумие », - заявил депутат Госдумы Валерий Рашкин. Парламентарий предложил организовать свой аналог песенного конкурса, на котором разные государства Евразии смогли бы продемонстрировать национальный колорит и идентичность.

Наиболее резким в высказываниях был петербургский депутат Виталий Милонов. «Это выстрел в спину Лаврову, Чуркину и всем нашим международным представителям, которые с высоко поднятой головой отстаивают позиции нормальных людей во всём мире. Ради этой дешёвой мишуры, ради тщеславия каких-то певцов, мы, по сути дела, должны поцеловать ботинок, который пинает сейчас юго-восток Украины », - заявил Милонов.

В одной из своих статей деловая газета «Взгляд » высказала мнение, что России необходимо отказаться от участия в конкурсе уже с 2015 года и действительно создать свой аналог. «Не нужно запрещать «Евровидение» – нужно перестать смотреть его, отвернувшись от безликой глобальной матрицы и повернувшись лицом к собственной культуре и традиции. Нужно ли отказываться от участия в «Евровидении»? Конечно… », - пишет издание.

Действительно ли России необходимо покинуть европейский конкурс, и являются ли обвинения в адрес «Евровидения» обоснованными?

Пропаганда западной культуры

Противники конкурса заявляют, что "Евровидение" не выполняет функцию единения Европы, обмена культурой и стилями. «Евровидение» стало площадкой, на которой пропагандируется «чуждая» России западная культура. И представители РФ вынуждены играть по их правилам.

Действительно, сейчас на «Евровидении» преобладают песни на английском языке, "заточенные" под западного зрителя. Но виноват ли в этом сам конкурс? В предписаниях к конкурсным песням говорится, что композиция должна быть определенного хронометража, не содержать ненормативной лексики, политического подтекста и с наличием слов. Собственно, о правилах все.

Регламент не запрещает участникам петь на родном языке, не исключает национальные мотивы. Более того, такие песни европейским зрителем воспринимаются успешно. Стоит вспомнить выступление российской группы «t.A.T.u», которая с песней на русском языке , либо «Бурановских бабушек», занявших вторую позицию с песней, наполненной русским колоритом.

Подобные претензии можно адресовать напрямую к конкурсантам и их продюсерам, которые в погоне за "трендом" отправляют на "Евровидение" композиции на западный манер.

Неприемлемые ценности

Активные противники песенного конкурса и лоббисты его запрета упрекают «Евровидение» в пропаганде «западных ценностей». Одиозные депутаты объединили это понятие в одном направлении – пропаганда ЛГБТ-культуры. Именно большое количество символики и представителей ЛГБТ на "Евровидении" и стало причиной споров вокруг участия России в этом конкурсе.

Для российской действительности нетрадиционная ориентация остается колкой темой, пропаганда которой является нарушением закона. Споры по этому вопросу велись давно, однако, последней точкой все же стала победа бородатой женщины Кончиты Вурств 2014 году. назвал победу Кончиты «закатом Запада». «У них нет больше мужчин и женщин, только оно », - заявил политик. А вице-премьер написал в Twitter, что результат "Евровидения" показал «евроинтеграторам их европерспективу - бородатую девочку ». Критика с уст российских депутатов звучала практически повсеместно.

Безусловно, для России столь эпатажные представители неприемлемы, наше общество не готово к такому и, вероятно, не будет готовым никогда.

Политика и песни

Конкурс «Евровидение» уже давно закрепил за собой . Но эту проблему можно рассмотреть и с другой стороны: конкурс можно использовать и в свою пользу.

За примером далеко ходить не стоит. На протяжении последнего года Россия в западных СМИ и высказываниях политических деятелей представлялась как «агрессор» и настоящий нарушитель мира на континенте. В этом году на песенном конкурсе нашу страну представляет , которая исполняет песню «A Million Voices ». Светлый, добрый человек с песней о мире и любви предстал перед европейским зрителем на сцене "Евровидения" - именно так после полуфинала ассоциируют Полину фанаты конкурса, не интересующиеся политической жизнью мира.

Отметим, что далеко не все соглашаются с данной позицией. Участие в конкурсе такого масштаба - это престиж. Стоит вспомнить победу и грандиозную организацию "Евровидения" в Москве, которая удивила всю Европу. Тогда о России заговорили с новой интонацией. И подобные победы еще повторятся, стоит лишь приложить максимум усилий для достижения заветной цели.

Международный музыкальный конкурс под названием Евровидение, правила и условия конкурса которого мы опишем далее, является самым крупным соревнованием, которое за последние несколько лет превратилось в долгожданное шоу. Каждый раз участники и результаты голосования удивляют зрителей, и никто не знает, чем закончится проект в следующем году.

Евровидение - история появления там Австралии

Проект «Евровидение» как Международный конкурс песен в самый первый раз был организован в середине пятидесятых годов прошлого века на территории Швейцарии. На тот момент он стал альтернативным вариантом похожего мероприятия, проводившего в Италии, фестиваля Сан-Ремо (до сих пор проводится итальянцами, но уже не так регулярно).

Организаторами было принято решение приглашать к участию в нем только представителей тех стран, которые входят в Европейский вещательный союз. В этом плане неправильно называть проект исключительно европейским, так как в числе участников также выступают музыканты из Израиля, Египта, Кипра и других государств, географически не относящихся к Европе (например. Австралия).

Почему Австралия участвует в Евровидении? Решение о том, что представитель от этого государства, не относящегося ни к территории Европы, ни к членам Европейского вещательного союза, будет участвовать в конкурсе, было принято в феврале 2015 года. Причиной для такого исключения стали два фактора:

  • Во-первых, сам конкурс среди зрителей из Австралии пользуется огромной популярностью, как отметил Марк Эбеид, директор канала SBS;
  • Во-вторых, 2015 год ознаменовал шестидесятилетний юбилей Евровидения, и приглашение на него далекой Австралии стало своеобразным праздничным сюрпризом для всего мира.

В том же году Австралию на конкурсе представлял обаятельный певец по имени Гай Себастиан , вышедший в финал без участия в предварительных этапах соревнования с песней Tonight Again («Сегодня ночью снова»).

Правила проведения Евровидения

Несмотря на то что конкурс Евровидение существует уже несколько десятков лет, правила его проведения за всю историю изменялись всего несколько раз. Крайние изменения были связаны с принципами выбора лучшей песни.

На сегодняшний день ключевые правила международного музыкального соревнования выглядят следующим образом:

  1. Страну-участника представляет один певец, подготовивший единственную песню;
  2. Исполнение осуществляется вживую, хронометраж, отведенный на выступление, составляет не более четырех минут;
  3. Конкурсная песня может быть продемонстрирована слушателям только с сентября предыдущего года;
  4. Возраст участников конкурса - от шестнадцати лет, певцы младше могут выступать в рамках аналогичного проекта для детей - «Детского Евровидения »;
  5. Представителем страны-участника может быть абсолютно любой певец, вне зависимости от национальности и даже гражданства (у зрителей часто возникают вопросы, почему, например, от России выступила украинка или наоборот);
  6. Порядок выступлений определяется посредством жеребьёвки;
  7. Относительно самого шоу: на сцене во время выступления участника может находиться не больше 6-и человек, задействовать животных запрещено.
  8. Зрительское голосование начинается с первых мгновений первого выступления и заканчивается через пятнадцать минут после последнего.

С конца нулевых помимо голосования зрителей к формированию итогов было привлечено голосование профессионального жюри. Цель такого нововведения - избежать «соседского» принципа, по которому дружеские страны обычно отдавали голоса друг за друга. Группа профессионалов формируется следующим образом: от каждой страны выступает по пять человек из таких сфер деятельности, как композиторство, авторство текстов песен, музыкальное продюсерство, «диджейство» на радио, а также артистическое искусство. Вместе они составляют итоговый рейтинг песен.

Баллы складываются и выстраиваются по порядку. Победителем становится страна, которая набрала наибольшее количество баллов. Она, в свою очередь, получает возможность провести новый конкурс в своей стране. Певец же получает контракт с Европейским вещательным союзом и обязуется участвовать во всех мероприятиях, им организованных.

Так как каждый год в Евровидении участвует около пятидесяти стран, в каждой из которых должен быть выбран самый достойный представитель, конкурс разделяется на несколько этапов. Полуфиналы организуются для всех стран за исключением принимающей и так называемой «большой пятерки». В финале участвуют те страны, которые на предыдущем этапе заняли места с 1 по 10. Общее число участников, представляемых в финале - 26. Из них двадцать - это лидеры полуфиналов, пять - члены «большой пятёрки» и один - от принимающей страны.

Зрительское голосование на Евровидении

Голосование зрителей стало возможным только с 1997 года, когда организаторы решили провести своеобразный эксперимент, отдав право зрителям выбирать фаворита. До этого в компетенции были только члены профессионального жюри. С 1998 года формат голосования представлял собой платные смс-ки и телефонные звонки, а национальное жюри выступало в роли «подстраховки» на случай технического сбоя.

Голосовать имеет право каждая страна, которая отправила своего участника на Евровидение . В итоге все полученные голоса, отданные за ту или иную песню, подсчитываются. Баллы же распределяются следующим образом:

  • 12 баллов - выступлению, получившему наибольшее число зрительских голосов;
  • 10 - второму по признанию;
  • 8 - третьей и далее до одного балла.

Чтобы и без того продолжительное мероприятие не растянулось на всю ночь, ведущие объявляют вслух только участников, набравших максимальное количество баллов - от 8 до 12, остальное можно отследить на интерактивном табло.

Вы также можете стать тем, кто будет решать судьбу понравившейся страны на Евровидении, приняв решение голосовать за своего фаворита. Сегодня это можно сделать, отправив смс или позвонив по телефону.

31-летний черногорский парень Славко Калезич поднялся из кресла. Вышел к краю сцены в конференц-зале и под негромкий плейбек начал бормотать несуразный текст. Ядерная каша из аматорского хип-хопа и R’n’B. Каждые пять-десять секунд он прерывал свой музыкальный спич, чтобы повращать длинной черной косой. Был неотразим.

Коса – накладная. Славко сказал, что это символ силы и энергии согласно традициям его народа, вот он ее и водрузил себе на макушку. А еще он сказал, что не считает себя певцом, потому что, вообще-то, актер по профессии и поет-танцует так себе. Так что, мол, не судите строго. Но вот он я – приехал к вам в гости, пою-танцую для вас. Как могу.

И я понял, что мне это парень нравится. Ну, не в том смысле. А как человек.

За полчаса до этого я смотрел репетицию Славко в киевском МВЦ и понимал, что стремительно превращаюсь в поклонника Макса Барских. Потому что номер черногорца – это такое глубокое дно музыкального искусства, куда не ступала нога певца туманов-манов. В движениях таракана больше грации и пластики, чем в неловких пассах мачо Калезича, о вокале умолчим. Я не понимал, зачем так позорить свою страну на всю Европу.

Полчаса – и прыжок через пропасть между разочарованием и очарованием. Вот для этого и нужно «Евровидение».

Мой любимый стол в пресс-центре «Евровидения» — тот, за которым сидит журналист из Австралии. Мужчина оборудовал ноутбук двумя флажками своей страны – сразу ясно, кто тут откуда. Сидит, работает и тихо гордится родиной – по лицу видно. Даже испанцы, которые повесили аж целый национальный флаг в зале пресс-центра, смотрятся не так убедительно.

Я был в рядах тех, кто в прошлом году ерничал по поводу включения Австралии в «Евровидение». Если вдуматься, подобный бред достоин лучших страниц Джонатана Свифта. Но глядя на этого опытного журналюгу, утыканного флажками со звездочками и прибывшего из мест, куда долетит редкая стальная птица, я понимал, как был не прав.

Лаунж-зона в пресс-центре «Евровидения 2017». Фото: Игорь Панасов

Прими Австралию как часть Европы, мысли широко, сломай стереотипы, порви шаблоны, убей об стену глобус. Австралия – далеко, но Австралия – рядом. Другая, вообще ни разу не Европа, но в чем-то – безнадежно такая же. Потому что там тоже люди. Что еще надо, чтобы найти общий язык?

Вот для чего нужно «Евровидение».

Пресс-конференции – чистая профессиональная радость. И не только потому, что все конкурсанты поют на них а капелла (певица из Албании была в этом особенно хороша), но и благодаря прессе.

После пары формальных вопросов о Киеве, борще и варениках от принимающей украинской стороны в процесс включаются иностранные гости. Они задают по-настоящему содержательные вопросы. Но даже не это главное. Я смотрю на их лица и вижу – им вообще не все равно. Они приехали освещать безнадежно «попсовый» конкурс и при этом относятся к нему не как к сборищу конъюнктурных бездарей, а как к интересной работе.


На открытых репетициях журналисты снимают выступления на видео

Я предполагаю, почему. Им интересны эти люди, которые выйдут на сцену. Потому что они разные, из других стран, в чем-то талантливые, в чем-то дико банальные, но каждый со своим обаянием, акцентом, особенной расцветкой. И они – журналисты – хотят их узнавать.

Я смотрю на них, завидую и учусь.

Средний возраст посланников заграничных медиа на конкурсе в Киеве – в районе 40+. Массивные дядьки толкутся у бренд-волла, где проходят фотосессии артистов. Потом размахивают руками, просят дать им микрофон и задают хорошие вопросы. Такая картина особенно доставляет, когда вспоминаешь какую-нибудь классическую «прессуху» украинских медиа, где преобладают юные создания, за вопросы которых все время стыдно.

Надо было в Украину приехать «Евровидению», чтобы я полюбил пресс-конференции.

В пустом зале, между тем, полным ходом идут репетиции, открытые для прессы. 17-летний австралиец с ветхозаветным именем Isaiah поет о том, что в жизни многое дается нелегко и бежит по движущемуся кругу – как на месте. Концепция. Песня – старомодная баллада, выдернутая из сундуков эпохи 1990-х.

Контрастный душ – следом за юношей выходит оттачивать свой номер бельгийка Blanche. Тоже 17-летняя, выпускница телешоу «Голос Бельгии», если верить ее резюме. Ее песня «City Lights» — совсем из другого теста, нежели у австралийца. Актуальный рельефный бит, богатая аранжировка. Инди-поп в лучшем виде, номер, который вполне можно было бы пристроить в репертуар Florence + The Machine. Одна из лучших песен «Евровидения 2017».

Но на сцене мисс Blanche, наряженная в дивное белое платье, — просто никакая. Словно ее сверху накрыли колбой и сказали, что шаг вправо-влево приравнивается к побегу. Ну, руками можно что-то делать. Поднять их, например.

Потом еще были милые, но невероятно нудные финны. Бессмысленная песня гречанки.

И вот что. Те 60-70 журналистов, которые находились в зале, отчаянно аплодировали после выступления каждому артисту. Нудный, не нудный, смешной, кривой, молодой и не очень – все получали свои 15 секунд славы.

Ты – другой, и ты интересен. Не важно, насколько ты талантлив. Не важно, откуда ты. Ты поешь, пляшешь, стараешься – ты тоже по-своему уникальный

Важно: сейчас на «Евровидении» еще практически нет украинских журналистов. То есть, эти аплодисменты – они от зарубежной прессы. Вот неугомонный польский видеоблогер, который не снимал еще разве что в уборной. Вот парочка немцев горячо обсуждает процесс. Вот британцы носятся с камерой из угла в угол в поисках идеальной точки съемки.

«Почему они хлопают всем?» — думал я.

Да потому что они понимают, как это тяжело – петь в пустой зал. Приехать из другой страны в некую «Ukraine», за тысячи километров, представлять свою родину и репетировать, глядя в бездушное пространство. Хоть бы кто откликнулся.

Вот они и откликаются. Каждому. Ты – другой, и ты интересен. Не важно, насколько ты талантлив. Не важно, откуда ты. Ты поешь, пляшешь, стараешься – ты тоже по-своему уникальный. Получи конфетку, ты заслужил.

Я смотрел на это и учился.

На территории столичного МВЦ, где пройдет «Евровидение», практически не слышно украинской или русской речи. Столпотворение языков. Даже охрана первым делом заряжает что-то на английском, а потом уже переходит – для своих – на украинский.

В другой пропорции, но такое же смешение языков происходит на локациях «Евровидения» на улицах Киева, где гости из разных стран узнают украинцев. Своеобразный анти-Вавилон.

И это важнее «Евро-2012». Как ни крути, а футбольные фанаты – особая каста, и волнует их, в первую очередь, победа (своей команды), а не участие. У «Евровидения» нет такого животного соревновательного эффекта.


Одна из многочисленных форм иллюминации сцены. Фото: Игорь Панасов

«Celebrate diversity» — слоган конкурса этого года, который, по словам организаторов, продолжает прошлогодний стокгольмский «Come together». У киевского события вывеска круче. Потому что одно дело собраться вместе, и совсем другое – не поубивать при этом друг друга. Второе сложнее.

«Шануймо різномаїття». «Приветствуем разнообразие». Чествуем, празднуем, уважаем, прославляем – кому как будет угодно. Для Украины 2017 года формулы важнее и не придумаешь. Было бы неплохо, если бы 40 миллионов человек вдумались в эти два слова.

По сути, именно неспособность сelebrate diversity не дает нам по сей день чувствовать себя единой страной, организмом, у которого руки-ноги-голова на своих местах и в рабочем состоянии. А другого способа прийти к этому у нас, пожалуй, и нет.

Шанс понять это был в 2005-м, когда проходило первое украинское «Евровидение». Мы им не воспользовались. Но теперь каждый день наша страна платит за свое будущее кровью.

Мы ведь больше никогда не будем прежними, правда?

На главном фото: фрагмент выступления Isaiah (Австралия). Фото: eurovision.ua

Уже что только не писали про песенный конкурс «Евровидение»! Это мероприятие вообще перестали воспринимать как состязание. А почему? Да потому что его смешали с политикой, а на сцену выходят кислотные фрики, на которых просто-напросто и смотреть противно. Не удивительно, что в России на государственном уровне появилось предложение и вовсе отказаться от этого ненужного действа…

С предложением бойкотировать конкурс «Евровидение» выступил известный своими странными суждениями депутат Госдумы Виталий Милонов. Политик обратился к генеральному директору «Первого канала» с призывом бойкотировать «соревнование».

«Участие наших артистов на данном конкурсе недопустимо ни в каком виде. Невозможно представить, чтобы советские граждане в 1943 году отправились бы на условный музыкальный конкурс "Рейховидение"! Мы, к сожалению, в нынешних реалиях - нежеланные гости в государстве, захваченном фанатиками, мечтающими уничтожить все самое хорошее, что есть между нашим и украинским народами», - отметил Милонов.

Ко всему прочему Милонов выделил несколько моментов, исходя из которых пришел к выводу, что Россия не должна быть представлена в мае этого года в Киеве. Во-первых, парламентарий отметил, что украинские политики проводят «вопиющую антироссийскую и русофобскую политику». Во-вторых, обратил внимание на тот факт, что «на Донбассе не утихает кровопролитная гражданская война». В-третьих, подчеркнул, что к российским гражданам относятся, как минимум, с презрением, а бизнесмены и вовсе подвержены «дискриминационным притеснениям».

В общем, если и были у Виталия Милонова какие-то специфические предложения наподобие законопроекта с запретом прогулок в купальниках или инициатива, запрещающая езду на велосипеде без прав, то в данный момент парламентарий поднимает весьма актуальный вопрос.

Так или иначе, конкурс «Евровидение» потерял уже большую часть публики в России в связи с «политическими играми» организаторов. Участниками же становятся крайне одиозные товарищи. Ко всему прочему в этом году мероприятие проходит в Киеве – в том месте, где уже не раз заходила речь о том, что конкурс может быть сорван из-за скандалов в оргкомитете и неоправданной растраты средств, выделенных на подготовку.

И главное – хуже от того, что Россия проигнорирует «Евровидение», точно никому из россиян не станет. А может, и в других странах образумятся, поняв, что этот конкурс уже давно не оправдывает своего предназначения.

Антон Орловский,
специально для сайт